для чего нужна детская комната
Зачем ребенку своя территория в квартире и что делать, если негде ее организовать?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Источник фото: Juli Chao / Pexels
Когда в семье появляется младенец, кажется, что ему достаточно для счастья кроватки и родительских рук. Но чем старше он становится, тем больше осваивает пространство дома. Еще немного – и ему нужны свои стульчик, стол, кровать, спортивный уголок. Разбираемся, когда ребенку действительно нужна своя территория в квартире, зачем и как ее организовать, если свободного места нет совсем.
Зачем ребенку нужно собственное пространство
На своей территории ребенок может делать все, что он захочет: отдохнуть или заняться любимым делом, побеситься или, наоборот, посидеть в тишине. Свой уголок – это территория безопасности, здесь ребенок может выразить свои чувства, даже если они не нравятся родителям – например, обидеться или вволю разозлиться. Свой уголок – это отражение ребенка, он может поставить здесь те вещи, которые нравятся лично ему, сам решить, в какой цвет будут выкрашены стены, какие на них будут висеть рисунки.
У личного пространства есть и развивающие функции: ребенок учится занимать себя сам, выстраивает собственные границы. После того как он обретет свой уголок, он будет требовать больше уважения к собственному пространству: нельзя садиться на его стул без его разрешения, нельзя перекладывать вещи. Также он будет готов к новым обязанностям: на своей территории можно и нужно убирать игрушки, держать вещи в чистоте и, может быть, даже подметать или мыть пол.
Так когда ребенку нужно свое место?
0–3 года: в своем месте нет необходимости. Некоторые родители организуют детскую комнату с самого рождения, но это очень рано: в первые два-три года ребенку важно находиться рядом с родителями. Большая отдельная комната может даже напугать его, поэтому лучше, если ребенок будет жить со взрослыми.
3–7 лет: нужны свои вещи, а отдельная комната – не обязательно. После трех лет ребенок начинает активно отдаляться от родителей, и именно тогда ему нужны свой стол для занятий, свои шкафы, полки, коврики для игр, свой угол, но, возможно, еще не комната (она по-прежнему может пугать).
С 7–8 лет: свое место – необходимость. В младшем школьном возрасте и тем более в подростковом собственная территория становится необходимостью: ребенок не сможет спокойно заниматься и отдыхать, если у него не будет своего места.
Что случится, если у ребенка не будет личного пространства
Плохо сформированные границы. Когда у ребенка есть своя территория, он воспринимает ее как продолжение себя. Он хочет за ней ухаживать и охранять от посягательств. Защищая свою комнату или уголок, ребенок учится осознавать свои потребности, отделять их от чужих желаний, учится выигрывать конфликты или избегать их. Он становится целостнее, начинает больше уважать себя, становится хозяином себе и своей территории.
Ухудшаются отношения. Ребенок, особенно в дошкольном возрасте, не всегда умеет выражать и сдерживать свои чувства. Он может сильно обидеться, разозлиться, а иногда испытывать такое счастье, что хочется ходить по потолку и рисовать на обоях. В своем пространстве ребенок может спокойно быть самим собой и не бояться родительских реакций. Успокоившись, ребенок вернется в отношения и сможет спокойно продолжать общение. Если у него нет своей территории, то многие конфликты будут проходить острее.
Больше поводов для стресса. Если в квартире проживает слишком много людей, они создают слишком много шума. Постоянные звуки вокруг, мельтешение людей, одергивание, попытки заговорить – все это может стать лишним раздражителем для детской неокрепшей психики. Это может привести к эмоциональным взрывам, недосыпу, снижению иммунитета.
Снижается успеваемость. Если у младшего школьника нет своего места, ему трудно выполнять домашние задания, да и трудно отдыхать после школьных занятий. Чем меньше он может сосредоточиться, тем хуже занимается. А дальше ребенок получает плохие оценки и перестает верить в свои силы.
Что делать, если ребенку негде организовать личное пространство
Конечно, идеальный вариант личного пространства для ребенка – собственная комната. Но если такой возможности нет, то можно зонировать однокомнатную квартиру так, чтобы в ней нашлось место для ребенка. Можно отгородить его уголок со столом и кроваткой ширмами или выделить нишу, если она предусмотрена в планировке. Еще один вариант – детский уголок, в котором на втором ярусе устроена кровать, а под ней есть место для стола, стульчика и тумбочки.
Если места не хватает совсем и не получается выделить ребенку отдельный уголок, определите вещи, которыми будет пользоваться только он. Поставьте на свободном месте стол со стулом, заведите отдельный шкаф или полку под детские вещи. Так у ребенка появится хотя бы минимум своего пространства, за которым он сможет ухаживать и сможет считать своим.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Детская комната как развивающая среда
Советы от Михаила Федотова – врача, педагога, отца 10 детей
Выясняется, что все родители хотят разного. И, соответственно, у всех совершенно разные задачи и планы.
Я сразу должен сказать, что обращаюсь только к родителям, которые хотят РАЗВИТИЯ своего ребенка. Это ключевое слово. Ключевым словом может быть СЧАСТЬЕ. Звучит прекрасно, но расшифровка туманная. Ключевое слово ПОКОЙ (и воля) — в зону моего интереса не входит.
Развитие?
Это значит путь к знанию и путь к творчеству. И прежде всего это движение.
Давайте, я поясню это ключевое слово на примере совсем маленьких детей. Среднестатистический ребенок в России начинает ползать в шесть с половиной — семь месяцев. С этого момента он может исследовать окружающий мир. Если это рекорд, то очень относительный. По теории американского детского врача Гленна Домана, ребенок должен начинать ползать сразу после того, как ему перевяжут и обработают пуповину. Кладем на эти процедуры 45 минут жизни: уже в этот момент ребенок может начать свое путешествие по материнскому животу к груди. Дети, при таком подходе, прибавляют в ползании каждый день, к трем месяцам благополучно ползают по комнатам и уже отлично знают жизнь и «почем фунт лиха». Притом, что большинство их коллег лежат спеленутыми в очень красивых голубых бантах и рассматривают лампочку абажура. Вот это два полюса педагогического подхода: 45 минут и семь месяцев. РАЗВИТИЕ и ПОКОЙ. Надо сразу признать, что от рождения до выпускного класса сторонники ПОКОЯ являются в наших широтах полными победителями!
Держать детей в смирительной рубашке действительно очень удобно. Они меньше мешают в детстве и в дальнейшем тоже не будут нарушителями существующего миропорядка. Они только, к сожалению, вырастают творчески бесплодными. Что ж поделать! Издержки.
Для победы над ребенком мы должны катастрофически лишить его возможности двигаться. И это нам отлично удается!
Сегодняшняя организация детских, яслей, садиков и школ — это все то же плотное пеленание детей. ПОКОЙ!
Школу и общество менять бессмысленно, да и изменить эту ситуацию при нашей жизни, видимо, не удастся. Потому что она всем выгодна, начиная от корифеев пеленальной науки и кончая частными учителями. Выгодна всем, кроме наших детей.
По определению, городскому ребенку не хватает движения.
Для большинства детей единственной возможностью двигаться остаются дом и двор.
Но им даже гулять негде! Спортивных площадок во дворах, где мы провели свое детство, теперь в природе не существует. Игровые площадки абсолютно не приспособлены для игры. Это самые убогие детские площадки, которые существуют в мире. И для счастливого детства в течение года остается крохотный островок детской комнаты, который в период до школы нужно успеть освоить, превратить в свое убежище и крепость и единственную отдушину.
Поэтому планирование детской комнаты — это не проблема художественно- промышленного училища и курсов домашнего дизайна — это именно острейшая проблема педагогики. И массовой психологии, воспитанной этой педагогикой.
Ваша задача — сгладить все острые углы, перенести на дом развитие ума, передачу информации о мире, физическое совершенство. Вы должны сохранить его зрение (по школьным методикам 70 процентов школьников получают в подарок близорукость, 85 процентов страдает сколиозом и бесконечное дальше (к счастью, никому не придет в голову спорить с соображением, что здоровый ребенок полноценнее, чем больной).
Чтобы взрослый человек жил полноценной жизнью, ему следует дать полноценные возможности в детстве. Для этого не нужно слишком многого, нужно только думать о равновесном развитии. И эту задачу предстоит решать самим родителям, ее никому не перепоручить.
Сегодняшняя городская квартира возможности ДВИГАТЬСЯ не дает, и для того, чтобы дать ребенку эту возможность, в квартире нужно создавать специально продуманные детские. С самого рождения детские комнаты должны обеспечить ребенку своевременное (то есть «раннее») развитие.
Раннее развитие — это не возможность «преуспеть» в жизни! Это единственная возможность быть здоровым молодым человеком, а не скрюченным близоруким хроником.
Несколько слов о детских
Есть главный дефект, который объединяет все детские комнаты под крышей. Они рассчитаны на проживание жизни на полу. На этом полу стоят разные приспособления для двухминутного использования (дольше заниматься могут только профессиональные гимнасты). После этого турник и кольца, качели и канат, лестница и трапеция сутки отдыхают. Им не грозит амортизация! Они еще дождутся момента, когда ваши дети нарожают своих детей и эти кольца и трапеции будут еще как новенькие! А вы знаете, что самое плохое в детских, в которых жизнь происходит на полу?
На полу ты становишься слишком легкой добычей взрослых.
С пола тебя можно заставить мыть руки или идти читать. Они зовут тебя не потому, что действительно нужно читать, а просто ты доступен их взору, и когда взрослый тебя видит, он сразу пытается придумать тебе какое-нибудь задание. Между мною и взрослыми должна быть нейтральная полоса. А для девочек? Девочки тоже люди, у них своя загадочная жизнь, и никакие взрослые в эту жизнь им не нужны. Конечно, здорово, если дома есть хорошие прятки. Если можно залезть в стенной шкаф с нафталином и позадыхаться там среди кучи старых платьев и шуб. Но прятаться там можно только от гостей, свои эти прятки знают, и долго там не просидишь. И опять придется возвращаться в скучнейший дом, где совершенно не придумать игры. А нужно иметь не просто «прятку» в шкафу, а реальность, которая не пересекается с миром твоей семьи. Такая ангельская реальность может быть только в воздухе. Так, чтобы можно было прожить полдня, ни разу не спустившись вниз. «Хорошо, хорошо, два раза я могу спуститься пописать. », но даже это должно происходить в игре. Детские должны стать горизонтальными, а не вертикальными. И в системе горизонтальных лестниц, натянутых канатов и мостков должны быть продуманы маршруты, как на площадке бабуинов. Прохождение этих маршрутов, требующее физического напряжения и ловкости, очень скоро становится автоматизмом, но это постоянная ровная нагрузка, которая преображает ребенка. А на чем это должно базироваться? Столбы или дерево? Канаты или веревки? Плакаты или обои?
Твоя детская комната должна быть таким исключительным явлением, которое ты пронесешь с собою через всю жизнь. Должны существовать опции интересных игр, в которых развивается фантазия — это остается во взрослом.
Даже в самом дорогом и прилизанном доме детская должна выпадать из общего стиля, этого не нужно стесняться: если у вас нет амбара, если у вас нет чердака Тимура и его команды, то все-таки вам придется расширить свои представления о прекрасном и познакомиться с детскими, в которых нравится жить ребенку.
Каковы основные факторы, мешающие правильному устройству детских? Дело не в деньгах, а в мамах, которые не желают, чтобы в детской комнате стоял столб или, тем более, пара столбов и висели канаты и лестницы, и в папах, которые ничего делать не хотят. Ничего. А если бы они захотели сделать или хотя бы услышать, то сразу вопрос, были ли вы когда-нибудь мальчишкой? Хорошо ли вы умеете залезать на деревья? На каких породах деревьев проходило ваше детство? Как называется книга Трумена Капоте, где дети живут в шалаше на деревьях вместе со своей бабушкой? Когда вы последний раз ночевали в детской комнате на втором этаже? И что вам снилось? Любите ли вы ездить в поезде на верхней полке?
Для самых маленьких детская начинается в тот день, когда твой ребенок выписывается из роддома, а потом она уходит вверх, в воздух. Детская — это трек для ползанья с первых дней жизни. Это кровать, которая не является тюрьмой, и из нее уже месяцев в восемь можно вылезать. Это пол с разными уровнями (французская идея Сесиль Лупан), это десяток устройств, которые вертятся, звенят, блестят, это обучающие обои, звездное небо на потолке, шведские стенки, переходящие в рукоходы, сетки из толстых веревок на стене и так далее.
Где-то в 2 года можно выкладывать будущую детскую у пола и постепенно начинать подъем. Все возможные движения должны прорабатываться месяцами на каждой из высот. Другого способа борьбы со скованностью, с комплексами, со страхами — нет. Если ребенок научился увлекаться игрой, он точно так же будет увлекаться своей работой, а не отсиживать от сих до сих.
Но чтобы организовать увлекательную игру, у нас должны быть перила, условия для игры — то есть детская. Элементы детской должны быть с заложенной возможностью менять их функцию, но не больше двух возможных вариантов, чтобы не было неразберихи, которую родителям не запомнить. Существует страшная проблема малоподвижных детей, от которой страдают и дети и родители. И родители должны создавать детские, в которых даже самые несклонные двигаться дети начинают проявлять активность.
Совершенно секретно. То, что вы сейчас прочитаете, является совершенно секретными сведениями, которые хорошо бы тщательно скрывать от психологов. Девочки не отличаются от мальчиков! То есть у них есть целый ряд известных анатомических и психомоторных различий, и мальчикам в детской нужен дополнительный кусок пола для машинок, а девочкам лишняя дощечка для кукол. Наверное, мальчики более зависимы от движения, и физически неразвитый мальчик сильнее страдает от этого, чем беспомощная девочка. Но в принципе подход к созданию детских в основном зависит не от различий мальчиков и девочек, а только от коренного различия их родителей. От того, какие стереотипы вбиты в наши взрослые головы, от того, насколько в голове глубоко засел культивируемый в современном мире облик девочки с пупсиком. А если забыть о родителях, то МАЛЬЧИКАМ И ДЕВОЧКАМ НУЖНЫ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ ДЕТСКИЕ. Но вот эксплуатировать одну и ту же территорию они будут совершенно по-разному.
В педагогике все командные высоты принадлежат благородным любителям детства. На любых уровнях, в любой статье или речи о детстве выпускается такое количество мыльных пузырей, что можно открывать специальную фабрику. Особенно обожает детей Министерство образования, они вообще за хорошее. «Лев Толстой очень любил детей, а взрослых он не любил!», но нужно помнить, что для здоровых нормальных детей, которые со значком мастера спорта на груди легко могут окончить десятилетку к 14-15 годам, в этой системе образования даже теоретически нет места. Вот это-то и настораживает. И от любителей детей и педагогики хочется скорее отмежеваться. Ильф и Петров писали: «не надо бороться за экономию — просто выключайте свет. »
Три вещи определяют состояние и честь любой страны: экологическое состояние воды (все состоит из воды, и мы состоим из воды), платят ли у Вас (как в древнем Риме) ветеранам войн и развивает ли своевременно страна своих детей.
Михаил Федотов,
врач, педагог, отец 10 детей
Дизайн детской: советы и ошибки
Настроение и поведение ребенка во многом зависят от того, что его окружает и в какой обстановке он растет. Поэтому родителям необходимо создать в детской безопасное и комфортное пространство для сна, игр и учебы.
К Международному дню защиты детей дизайнеры рассказали, как грамотно обустроить комнату ребенка.
Общие правила
Безопасность и практичность
Прежде чем начать покупки, напишите список, в который войдут не только нужные предметы для обустройства и интерьера детской, но и приспособления, которые будут защищать и оберегать ребенка, рекомендуют дизайнеры
«В части безопасности и практичности интерьера детской комнаты продумайте ограждающие элементы мебели, отсутствие острых углов, открытых розеток, легко открывающихся окон, скользкого пола, подиума, высоких порогов и лестниц, сложных в уборке предметов, на которых быстро собирается пыль, открытых радиаторов, труб и горячих источников света», — советует дизайнер, основатель студии Grande Familia (iRoomproject) Инна Каминская.
Зонирование
В детской комнате следует создать несколько зон — игровую, спальную, спортивную, учебную и зону для хранения. Их размер и функции будут зависеть о площади комнаты, возраста и увлечений ребенка.
«Планируйте даже самое маленькое пространство так, чтобы оставалось место для игр и творчества — например, чтобы собрать железную дорогу или построить целую деревню в течение недели. Не покупайте громоздкие кровати и шкафы, оставьте детям свободу для творчества и развлечений», — советует основатель и креативный директор Copper & Tin Елена Спиридонова.
Игровую зону можно отделить от учебной стеллажами или ширмами, при этом здесь стоит отказаться от мебели с острыми углами. Хранить игрушки удобно в открытых стеллажах со специальными контейнерами и корзинами — так ребенок сможет сам достать и убрать все необходимое.
Место для сна
Ребенку необходимо создать уютное место для сна. Дети любят обустраивать домики и прятаться в них — так они чувствует себя защищенными. Поэтому желательно, чтобы «потолок» у детской кровати был ниже.
Стены и пол
Сделайте стены единым творческим пространством. «Пусть они будут не строгой составляющей модного дизайна, а поверхностью для реализации воображения и новых идей. Лучше отказаться от дорогих текстильных и бумажных обоев, для детской подойдут магнитно-маркерные или пробковые панели, а также обои-раскраски», — рекомендует Каминская.
Подбирая отделку, следует учесть предпочтения малышей и их любимых персонажей из сказок и мультфильмов, пояснила Спиридонова. «Сегодня продаются обои для тех, кто любит рисовать и увлечен цирком, животными, для поклонников «Щенячьего патруля» или «Снежной королевы», — отметила директор Copper & Tin.
Однако в комнате не стоит строить макеты космических кораблей и рисовать на стенах пиратов, считает партнер архитектурный студии DVEKATI Екатерина Сванидзе. Она отметила, что ребенок сам сфантазирует свою сказочную реальность. Пространство должно быть удобным, креативным.
Напольное покрытие в детскую лучше выбрать из натуральных материалов, но не холодных и скользких — ребенку должно быть комфортно играть на полу. Это может быть паркетная доска, мармолеум или пробка, уточнила дизайнер. Она посоветовала отказаться от коврового покрытия во всей комнате, так как на нем скапливается много пыли и это может вызвать аллергию. Однако стоит обязательно присмотреть ковер для игровой зоны.
Основные ошибки
Захламленность
Часто, когда дело доходит до интерьера детской, родители скупают все подряд: детские стульчики и качалки всевозможных видов, коврики с высоким ворсом, бескаркасные кресла, крупные мягкие игрушки, сложный текстиль и портьеры с кружевами и украшениями, массивные подушки для кормления, мини-палатки, домики, пластиковые горки, перечисляет Инна Каминская.
Это настоящий апокалипсис для небольшой по площади детской комнаты, отмечает дизайнер. Мамы часто увлекаются и не понимают, что действительно нужно ребенку, а что будет совершенно бесполезным хламом, подчеркнула глава Grande Familia. Она пояснила: скупка сложных коллекций мебели, света и текстиля не дает гарантии, что комната малыша станет уютной и комфортной.
Интерьер «на вырост»
Еще одна распространенная ошибка в обустройстве детской комнаты — интерьер детской «на вырост». Из-за этого нарушается функциональное планирование, а сам интерьер начинает напоминать мебельный магазин: для одного ребенка родители покупают несколько кроватей, диванов с дополнительными креслами, а, например, для трехлетнего — парту первоклашки или полноценно обустроенную ТВ-зону, отметила Каминская. Она посоветовала не торопить события и создавать интерьер детской в соответствии с возрастом ребенка.
«Часто младенцу не нужна отдельная комната. Ему нужна комфортная кроватка, пеленальный стол и свободное пространство со свежим воздухом и правильным освещением. У ребенка трех-шести лет круг интересов расширяется, как и круг занятий. Дети становятся более подвижными, наступает время активных игр и начального обучения. Количество игрушек увеличивается, и теперь нужна вместительная и удобная система хранения в игровой зоне и удобная мебель для занятий и творчества», — уточнила эксперт.
Кровать у окна
Другая ошибка, которая часто встречается при обустройстве детской, — это расположение кровати рядом с окном или около дверей. В этих зонах часто бывают сквозняки, кроме того, из-за дверей слышен шум из соседних комнат и ребенку сложнее будет заснуть.
Лучше расположить кровать в центре детской изголовьем или боком к стене. Рядом с окном можно поставить стол для занятий и развивающих игр.
Стереотипное оформление
Еще одна ошибка — стереотипное оформление комнаты девочки в розовых, а комнаты мальчика — в голубых и синих тонах. «Не бойтесь использовать в комнате мальчика цветочные принты или декор с птицами. А комната девочки вполне может быть оформлена в небесных оттенках», — уточнила дизайнер Каминская.
Необязательно также использовать декор, который подойдет только ребенку. Малыш быстро вырастет — и эти предметы уже не понадобятся. Слишком инфантильный дизайн вскоре надоест, и придется делать новый ремонт.
Перебор с цветами
Стоит отказаться от слишком большого количества ярких цветов в отделке детской комнаты, так как это может плохо сказаться на концентрации малыша и повысит его возбудимость. Кроме того, детская будет казаться меньше.
Отдайте предпочтение одной цветовой гамме, сочетая два-три цвета. Яркие детали с персонажами из любимых мультфильмов и книг лучше сконцентрировать в игровой зоне, в остальной комнате интерьер должен быть более спокойным.
Громоздкое и дорогое
Не покупайте громоздкие кровати, тумбы и шкафы, оставьте детям свободу для творчества и развлечений, рекомендует основатель и креативный директор Copper & Tin. Вместо объемной мебели лучше выбрать многофункциональную. Кроме того, следует использовать подвесные полки и поставить на них ящики для хранения.
Стили
Сканди
Чтобы сделать дизайн детской в скандинавском стиле, выбирайте белый и светлые нейтральные оттенки. Также можно использовать натуральный текстиль и дерево.
Классика
Классический аристократичный дизайн детской подойдет для девочки. Кровать из натурального дерева можно украсить балдахином, а тумбочку и стол выбрать с резными ножками. На стенах хорошо будут смотреться картины в позолоченных рамках.
Прованс
Для детской в стиле прованс стоит выбирать отделку пастельных оттенков и текстиль в мелкую клетку или цветочек. На кровать ребенка можно положить подушки в кружевных наволочках с рюшами. В качестве декора подойдут сухоцветы в вазах.
Кантри
Стиль кантри во многом похож на прованс, но здесь следует сделать акцент на разноцветные предметы декора, например уютное лоскутное одеяло или подушки с вышивками. Также стоит выбирать текстиль в клетку или горох. Предпочтение лучше отдать мебели из натурального дерева, покрашенной в белый цвет.
Детская комната в стиле лофт больше подойдет для квартиры с высокими потолками или загородного дома. Здесь отлично будут смотреться спортивный уголок со шведской стенкой и двухъярусная кровать. Также не стоит забывать. что одна из стен должна иметь грубую отделку.





















