для чего нужна дорожная рейка
Рейка дорожная
Рейка дорожная — для чего она нужна?
Именно при таких работах рейка дорожная является незаменимым инструментом.
Рейка дорожная — для чего нужна?
Первым шагом выбирается наиболее повреждённый и разрушенный участок автомобильной дороги. Через каждые 50 метров, в редких случаях через 100, определяются поперечные уклоны покрытия. С этой целью на рейке закреплён цилиндрический уровень.
Прибор устанавливается поперёк полосы движения, пузырёк цилиндрического уровня (наподобие строительного уровня ) с помощью подъёмного винта доводится в центр, лишь после этих манипуляций снимается отчёт по шкале. Как правило, отчёт указывается в промилях и записывается в дефектную ведомость.

Согласно нормативным документам для дорог первой, второй и третьей категории, уклон полосы движения на прямом участке должен составлять 20 промилей, плюс минус допуск в 5 промилей. В случае нарушения уклона и выхода его из допустимого интервала принимается решение о ремонте данного участка дороги.
Как пользоваться дорожной рейкой
Сама рейка дорожная длинной три метра, но благодаря сборной конструкции ее достаточно легко транспортировать. Помимо уклона, с ее помощью можно определить заложение откосов и ровность покрытия.
В большинстве случаев ровность определяется при приёмке готового, нового асфальтобетонного покрытия. Для проведения данной работы в комплект рейки входит клинообразный щуп с миллиметровой школой деления. Дорожная рейка устанавливается продольно оси дороги на одну из полос, а затем с помощью металлического щупа определяется просвет под инструментом в пяти точках.

Если показания не соответствуют установленным нормативным требованиям, то новый участок автодороги в эксплуатацию не допускается и бракуется.
С помощью такого вида работ, как определение просвета под рейкой и определяют степень образования колеи на старых покрытиях. Выполняется данная работа, как правило, с фото и видео фиксацией, а также с привязкой к окружающей местности.
Единственным недостатком данного прибора является большой вес. Долгая работа с таким громоздким прибором и большой интенсивностью проходящего автомобильного транспорта требует особых навыков и опыта. Тем не менее, рейка дорожная является попросту незаменимым инструментом при ремонте и модернизации автомобильных путей сообщения.
Рейки дорожные универсальные – это средство измерения.
В настоящее время рейки дорожные универсальные должны выпускаться в соответствии с требованиями ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромные. Методы измерений неровностей оснований и покрытий», где четко и однозначно прописаны их технические и метрологические требования. Поэтому в соответствии с действующим Законом «Об обеспечении единства измерений» они подлежат поверке либо калибровке при одном условии: если внесены в Государственный реестр средств измерений (СИ) РБ. Все остальное может иметь только бытовое назначение.
Исходя из этого, в Беларуси выпускается единственная дорожная рейка, которая может законно применяться по своему прямому назначению – это РДУ-АНДОР. Именно она прошла государственные испытания. Решением научно-технической комиссии (НТК) ГОССТАНДАРТА выдан сертификат об утверждении типа средства измерения № 5431, который удостоверяет утверждение типа «Рейки дорожные универсальные РДУ-АНДОР» и присваивает № РБ 03 01 3857 16 Государственного реестра СИ РБ. На сегодняшний день наша рейка допущена к применению кроме Беларуси, еще на территории Казахстана и Российской Федерации, где и находятся наши официальные дистрибьюторы.
Качество белорусской рейки РДУ-АНДОР – лучшее в СНГ, а цена ниже.
5 лет мы ремонтировали чужие рейки, возмущаясь их неремонтопригодностью и ненадежностью. Конструкция изделия не позволяла сохранять заявленные метрологические характеристики в процессе эксплуатации. Сколько было выслушано нареканий и упреков от пользователей в адрес конструкции. Прямолинейность полотна, клиновой промерник, измерительная головка, конструкция шарниров – это самые «больные» места рейки. Профиль с выступающими кромками, в который при работе забивается асфальтобетон, гудрон и камни, стал приносить значительные неудобства при последующем использовании и подготовке рейки к поверке, из-за чего ее просто браковали по внешнему виду.
Детальное изучение существующих конструкций и пожелания реального потребителя позволили нам разработать и создать впервые в Беларуси принципиально новую рейку дорожную универсальную РДУ-АНДОР, на которую в последующем был зарегистрирован патент на промышленный образец в двух исполнениях (с механической и электронной отсчетной системой).
Шарнир для складывания-раскладывания рейки выполнен по внутреннему размеру полотна и обеспечивает, таким образом, надежную, жесткую фиксацию секций. Попросту, в процессе длительной эксплуатации полотно рейки не болтается на шарнирах. Винты–стяжки секций имеют накатку (рифление) головки и подпружиненный самофиксирующийся палец, которые позволяют удобно, быстро и без заеданий собирать и разбирать рейку.
Ампула уровня помещена в цельнометаллический трубчатый корпус, выполненный, как единое целое изделие, тем самым обеспечивает прочность, стабильность и достоверность отсчета угла наклона.
Клиновой шаблон, профиль и др. элементы и детали обработаны на станках с ЧПУ с высоким качеством и жесткими допусками геометрических размеров. Лазерная гравировка лимба отсчетной головки повышает точность измерений.
Выпускается вторая модель рейки РДУ-АНДОР-Э с электронным отсчетным устройством, которое выполнено в виде автономного, съемного электронного уровня S-digit-multi длиной 250 мм. Уровень имеет вращающийся, механически защищенный от ударов ЖКИ дисплей, питание от элементов 2 х 1,5 V и закрытое, пылевлагозащищенное климатическое исполнение, обеспечивающее работу при неблагоприятных погодных условиях и температуре окружающего воздуха от – 10 до + 40 С˚.
И все это сделано в Беларуси. Наша рейка РДУ-АНДОР сертифицирована в 4-х странах СНГ.
Рейка дорожная универсальная РДУ АНДОР
Описание
Рейка дорожная РДУ-АНДОР предназначена для измерений:
Достоинства дорожной рейки РДУ АНДОР:
Функциональные возможности прибора
Компания «НЕВАГЕО» предлагает продажу дорожной рейки РДУ-АНДОР. Она является необходимым прибором, без которого работа дорожного предприятия будет невозможной. Используют данный инструмент для получения данных во время строительства автомобильных дорог, а также аэродромных площадок.
Инструмент, поставляемый компанией «НЕВАГЕО» – дорожная рейка КОНДОР, способна:
Преимущества измерительных приборов от «НЕВАГЕО»
Компания «НЕВАГЕО» известна российским потребителям как надежный поставщик разной техники для проведения измерений. В Санкт-Петербурге – это одна из крупнейших интернет-площадок с широким ассортиментом профессиональных измерительных приборов для строительных нужд.
Поставляемая нами рейка дорожная универсальная имеет сертификат качества и подлежит заводской гарантии. На любой товар действует оперативная доставка по городу, поэтому купить рейку дорожную в СПБ можно, не выходя офиса. Работаем напрямую с изготовителем, потому цены на товары у нас адекватные.
Для розничных покупателей мы предлагаем выгодную стоимость на оборудование в городе Санкт-Петербург, для оптовых же – индивидуальный подход и скидки. Заказывая у нас такой инструмент, как рейка дорожная РДУ, вы экономите свое время и деньги.
Технические характеристики
| Длина (в рабочем положении), мм | 3000 ± 2 | Масса, не более | 10 кг | Отсчетное устройство | измерительная головка | Цена деления шкалы (дискретность) отсчетного устройства | 2 ‰ | Диапазон измерений уклонов отсчетным устройством | 0±100 ‰ | Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения уклонов | ±3 ‰ | Значение углов наклона при измерении крутизны откосов | 1:3 (18°26´), 1:2 (26°34´), 1:1,5 (33°41´), 1:1 (45°) |
Комплектация
| Рейка | 1 шт | Клиновый промерник | 1 шт | Чехол | 1 шт | Паспорт | 1 шт | Калибровка | 1 шт |
О компании
Группа компаний «СЗГП ГРУПП» основана в 2007 году. Основными направлениями деятельности компании являются:
Контакты
г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.39
Рейки дорожные универсальные РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Н, РДУ-КОНДОР-Э, РДУ-КОНДОР-Э-Н
Рейки дорожные универсальные РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Н, РДУ-КОНДОР-Э, РДУ-КОНДОР-Э-Н (далее, рейки) предназначены для измерений:
Скачать
| 50111-18: Описание типа СИ | Скачать | 106.2 КБ | 50111-18: Методика поверки 437-140-2017МП | Скачать | 523.8 КБ |
Информация по Госреестру
| Основные данные | |
|---|---|
| Номер по Госреестру | 50111-18 |
| Наименование | Рейки дорожные универсальные |
| Модель | РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Н, РДУ-КОНДОР-Э, РДУ-КОНДОР-Э-Н |
| Межповерочный интервал / Периодичность поверки | 1 год |
| Страна-производитель | РОССИЯ |
| Срок свидетельства (Или заводской номер) | 19.02.2023 |
Производитель / Заявитель
ООО «Футурум», г.С.-Петербург
Назначение
Рейки дорожные универсальные РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Н, РДУ-КОНДОР-Э, РДУ-КОНДОР-Э-Н (далее, рейки) предназначены для измерений:
— неровностей оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов по ГОСТ 30412-96;
— параметров геометрических элементов автомобильных дорог по ГОСТ Р 52577-2006;
— параметров уклонов автомобильных дорог по ГОСТ Р 52577-2006 (для реек дорожных универсальных РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Н);
— толщины слоев покрытий автомобильных дорог по ГОСТ Р 52577-2006;
— крутизны откосов и насыпей при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
— линейных размеров, отклонений формы и взаимного положения поверхностей деталей, изделий, конструкций и технологической оснастки, изготавливаемых на заводах, строительных площадках и полигонах по ГОСТ 26433.1-89;
— колейности покрытия в соответствии с п. 4.7 ОДН 218.0.006-2002 «Отраслевые дорожные нормы. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог»;
— линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93.
Описание
Рейки РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Э представляют собой трехсекционную складную конструкцию. В рабочем состоянии секции реек жестко скрепляются между собой.
Рейки РДУ-КОНДОР-Н, РДУ-КОНДОР-Э-Н имеют неразрезную конструкцию.
Все рейки изготовлены из анодированного алюминиевого сплава.
На корпус рейки нанесена шкала с ценой деления 5 мм. Рейка имеет пять контрольных меток, указывающих места измерений просветов под рейкой. Во внутреннюю полость центральной части рейки вмонтирован эклиметр, который представляет собой свободно вращающийся диск с противовесом. На диск нанесена симметричная шкала для измерений крутизны откосов. Сверху шкала эклиметра закрыта стеклом с нанесенным на него штрихом, по которому проводится измерение.
К рейке приложен клиновый промерник, на который нанесены две шкалы: для измерений толщины слоев и измерений неровностей
На центральной части рейки дорожной РДУ-КОНДОР и РДУ-КОНДОР-Н смонтирован измеритель уклонов, состоящий из измерительной головки с лимбом, сочлененной с уровнем установки рейки в горизонтальное положение. На вращающийся лимб нанесена шкала для измерений уклонов в промилле.
На центральной части рейки дорожной РДУ-КОНДОР-Э и РДУ-КОНДОР-Э-Н находится крепление для установки съемного электронного уровня.
Пломбирование реек дорожных универсальных РДУ-КОНДОР, РДУ-КОНДОР-Н, РДУ-КОНДОР-Э, РДУ-КОНДОР-Э-Н не предусмотрено
Как пользоваться нивелиром и рейкой при строительстве
Оптический нивелир многие считают архаизмом, в то время как это один из наиболее точных приборов в рамках геодезических исследований. В нашем обзоре мы удовлетворим интерес обывателей по вопросам использования нивелира для геометрического способа построения плоскостей.
Два геодезиста на разных краях пропасти:
Нивелир (кричит): Переходи!
Нивелир (ещё громче): Переходи.
Нивелир (бормочет): Глухой идиот.
Рейка (кричит): Сам идиот.
Суть и специфика нивелирования
Существует немало способов установить искривление земной поверхности: по малейшей разнице в атмосферном давлении, с использованием теодолита или водяного уровня и прочих приспособлений. Однако геометрическое нивелирование считается наиболее универсальным, быстрым и точным способом: даже у технических нивелиров, используемых в строительстве, погрешность измерений составляет всего 10 мм на один км.
Суть нивелирования заключается в определении разности высот (превышения) каждой из набора точек на местности относительно некоторой эталонной точки, называемой в строительстве репером. После того, как виртуальная плоскость была определена, относительно нее отсчитывают нулевую отметку, которая в большинстве случаев лежит на уровне пола первого этажа здания.
В принципе, в нивелировании нет ничего сложного кроме двух специфических моментов. С одной стороны, геодезист с напарником должны уметь пользоваться нивелиром и рейкой, знать тонкости настройки и правильно устанавливать контрольные столбы. Другой нюанс заключен в том, что на местности могут присутствовать объекты, препятствующие визуальному контакту между нивелиром и рейкой. Поэтому место установки нивелира приходится периодически переносить, определяя временные реперы и устанавливая разность высот для них. Но в конечном итоге все расчеты сводятся к банальной арифметике.
Определение репера и ключевых точек
При геодезическом исследовании строительной площадки репер располагают в самой низкой точке плоскости, которую определяют визуально или путем беглого «прострела». В этом месте в землю вбивают массивный столб с прямым срезом, на который удобно установить рейку.
Количество и расположение ключевых точек зависит от задач нивелирования. Если речь идет о подготовке котлована под фундамент, точки располагают на внутренних и внешних углах по контуру будущей конструкции. При размещении контрольных точек не требуется высокой точности, важно лишь, чтобы в месте установки кольев не было локальных бугров или ям.

Все точки должны быть по возможности равноудалены от места установки нивелира и находиться от него на расстоянии не менее 5 метров. Если нивелируется маленький участок, нивелиром можно отстреливать все точки со стороны, ну или воспользоваться гидростатическим уровнем.
Установка и выравнивание визира
Для начала необходимо установить штатив. Ослабив винты крепления телескопических ножек, треногу нужно выровнять так, чтобы верхняя площадка лежала в горизонтальной плоскости, здесь все делается «на глазок». Ножки нужно вдавить в рыхлый грунт, надавив ногой на упор, при этом расстояние между ними должно быть одинаковым. Высоту ножек нужно отрегулировать так, чтобы площадка штатива находилась на уровне груди, после чего затянуть винты.
Когда штатив установлен, на нем посредством центрального винта крепится сам нивелир. Он имеет две площадки: нижняя фиксируется к треноге винтом или иным штатным способом, верхняя покоится на трех регулировочных винтах. По сторонам образованного винтами треугольника расположены три цилиндрических пузырьковых уровня предварительной настройки. Вращая одну пару винтов, сначала нужно добиться, чтобы пузырек между ними стал точно между метками. После этого путем подкручивания третьего винта выставляются два других уровня. Индикатор точной настройки — круглый уровень — располагается на корпусе оптической трубы нивелира. Может потребоваться немного покрутить регулировочные винты, чтобы пузырек расположился точно в пределах круглой метки. Нивелир готов к работе.
Обозначения нивелирной рейки
Рейка разбита на сегменты, каждый длиной по 10 см. Внутри каждого сегмента есть черные и белые участки, длина каждого равна 1 см. Крайние три черных участка объединены боковой линией — это чтобы проще было визуально определять центр сегмента. Цифры обозначают, в каком десятке сантиметров находятся метки сегмента, то есть по сути положение на рейке определяется числом белых и черных участков, прибавленных к номеру десятка.
Но ведь точности в один сантиметр явно недостаточно. Дело в том, что на обратной стороне рейки имеется обычная миллиметровая градуировка, которой на больших расстояниях пользоваться не очень удобно. Поэтому помощник, удерживающий рейку, может дополнительно подстраивать бегунок, руководствуясь командами геодезиста «выше» и «ниже», а затем показать на пальцах количество миллиметров. Также некоторые нивелиры оснащаются метрической сеткой, по которой это отклонение определить еще проще.
Напоследок самый интересный вопрос: почему верхней части рейка имеет красную разметку, расположенную в обратном порядке. Дело в том, что у старых нивелиров не было дополнительной линзы и изображение геодезист видел перевернутым. Но с такими «динозаврами» вам вряд ли придется иметь дело.
Порядок измерения превышения точки
Перед отстрелом точки помощник должен установить рейку как можно ближе к контрольному колышку, мягко оперев ее на прилегающий грунт. Рейку во время измерений нужно держать недвижимо и строго вертикально, используя для выравнивания отвес или круглый пузырьковый уровень.
Нивелир нужно повернуть в сторону рейки так, чтобы вертикальная ось сетки расположилась точно по ее центру. После этого путем вращения оптического винта нужно настроить резкость изображения, чтобы метки на рейке были отчетливо видны. Затем нужно подстроить резкость отображения сетки, вращая кольцо на окуляре.
Чтобы определить превышение, необходимо отметить номер сегмента, на котором расположилась вертикальная ось, а затем посчитать, сколько от начала сегмента до оси целых чёрных и белых промежутков. Дописав после номера сегмента это значение, вы получите возвышение в сантиметрах. Если нужна более высокая точность, после возвышения ставится запятая, затем помощник перемещает ползунок так, чтобы его край точно совпал с горизонтальной осью и передает число дополнительных миллиметров, которое записывается после запятой.
Можно обойтись и без ползунка. Если горизонтальная ось расположилась точно посередине белой или чёрной метки, добавляют три миллиметра, если в нижней четверти — один или два, если в верхней четверти — четыре. Такого визуального определения для строительства более чем достаточно.
Ведение журнала и расчёты
Процесс нивелирования сопряжён с ведением большого количества записей. Геодезист должен иметь под рукой план участка, на котором схематически изображен объект, для строительства которого выполняется нивелирование, а также места расположения контрольных кольев. Каждый колышек нужно пронумеровать и вынести эти обозначения в отдельную таблицу, в которой отмечаются измеренные превышения.
Практический смысл нивелирования заключается в нанесение на колья отметок, находящихся в одной горизонтальной плоскости. Для этого необходимо найти самую высокую точку с наибольшим положительным значением превышения и добавить к нему, например, 20 см. Следуя от одного колышка к другому, на них с помощью рулетки откладывают значение превышения точки, к которому добавлено значение смещения — те самые 20 см. Полученные метки используются при ведении земляных работ и определения глубины котлована, либо для натягивания причального шнура.













