для чего нужна физминутка

Роль физминуток и музыкальных пауз в снятии мышечной усталости

для чего нужна физминутка Ирина Владимировна Васенина
Роль физминуток и музыкальных пауз в снятии мышечной усталости

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида.

Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Классификация физминуток

Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.

Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки, зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все воспитатели согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего!

1. Пальчиковая гимнастика

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)

Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)

Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)

Разбежалась детвора – (средний и указательный пальцы бегают по ногам)

В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)

Гром все небо разрывает – (стучим кулачками)

А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)

Вновь посмотрит к нам в оконце.

2. Упражнения для глаз

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

• Физкульт-минутка с применение ИКТ «Синяя птица»

• Ах, как долго мы писали (для глаз)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

3. Релаксационные упражнения

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

В котегории релаксационных упражнений, очень кстати окажется музыкотерапия,в зависимости от того какой результат желает получить педагог.

Если детям необходимо снять напряжение:

• Классическая музыка («Вальс цветов» П. И. Чайковский) упражнения с наклоном головы, взмахи руками, наклоны корпуса.

Взбодрится,и дать выход накопившейся энергии:

Музыкальная игра- разминка «У жирафа пятна, пятнышки везде.»

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Музыкально-коммуникативный массаж (самомассаж)

Массаж пальцев «Гусь»

Где ладошка? Тут? Показывает правую ладошку.

На ладошке пруд? Гладят левой ладонью правую.

Палец большой – Поочередно массируют каждый

Это гусь молодой, палец.

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к

Вот! Вытягивают ладошки вперед.

Оздоровительно профилактические упражнения для снятия напряжения усталости и используемые инновационные технологии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Карлугач» муниципального района Давлекановский район Республики.

Роль музыкальных фестивалей и конкурсов в развитии творческих способностей детей Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях» Тема консультации: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях». Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к.

Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ Введение Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети.

Роль воспитателей, музыкальных руководителей, родителей в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста Роль воспитателей, музыкальных руководителей, родителей в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Придавая большое.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и на праздниках в детском саду Среди многих проблем, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей. ТЕМА: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях». Подготовил музыкальный.

Роль фольклора в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста Макарова Елена Георгиевна ГБДОУ Детский сад №69 Невского района Санкт- Петербурга Статья «Роль фольклора в развитии музыкальных способностей.

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях» Подготовил: Музыкальный руководитель Алиева С. С Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к. он может донести.

Источник

Здоровьесберегающие технологии «Физминутки нам нужны, для детей они важны»

для чего нужна физминутка Виктория Иванова
Здоровьесберегающие технологии «Физминутки нам нужны, для детей они важны»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.»

«Если измерить все мои заботы и тревоги о детях, то

добрая половина их – забота о здоровье».

Физминутки проводят, в первую очередь, с целью оздоровления детей.

Что же такое физминутка для дошкольников?

Физминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов, направленные на снятие усталости.

Всегда ли нужно проводить физминутки?

Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Когда нужно проводить физминутки?

Как только заметишь первые признаки усталости, утомления.

Как может проявляться усталость, утомление?

Утомление может проявляться по разному:

Зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлению непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Как можем узнать, что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагог обязательно должен знать прежде, чем предложить физминутку детям.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшение общего состояния детей, смены их деятельности –физминутки. Они переключают внимание одной деятельности на другую, восстанавливая работоспособность детей.

Одинаковы ли должны быть физминутки, например математики и физкультурного занятия?

Выбор той самой эффективной, подходящей нашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности мы в данное время занимаемся с дошкольниками.

Уважаемые коллеги, вы знаете, какие бывают физминутки?

v Оздоровительно-гигиенические. Их можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ногами. Зарядка для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

v Ритмические (под счёт).

Например: Упражнения для занятий по ФЭМП.

Сколько чёрточек до точки,

Столько встанем на носочки (4-5 раз).

Грибы собирать (4-5 раз наклоны).

Дружно приседаем (10-12 раз)

В этих заданиях указывает на исходное положение, ведёт счёт, следит за техникой выполнения.

v Физкультурно-спортивные (элементы, имитация спортивных игр).

Традиционная гимнастика под счет, с чередованием вдохов и выдохов.

v Двигательно-речевые (Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют движения, различные движения, как бы, инсценируя их).

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать! (В. Волина)

v Подражательные (Подражать движениям животных, музыкантов, машинок и т. д. ; «Попыхтим, как паровоз», «Попрыгаем, как лягушки»).

v Элементы аэробики.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдав за ней немножко,

Её движенья можем повторить:

Раз, два, три – ну-ка, повтори!

Три, четыре, пять – повтори опять!

Очень хорошо! и. т. д.

В процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы и многому другому.

v Танцевальные (произвольные) под музыку.

С появлением новых технических средств (ноутбуков, магнитол, «читающих» всевозможные форматы) стали пользоваться популярностью музыкальные физминутки для дошкольников. Музыкальные физминутки учат детей слушать музыку и выполнять движения в соответствии со словами песенки. Формируют интерес к выполнению физических упражнений. Дети с желанием и старанием выполняют движения под музыку. Это развивает чувство ритма, улучшает координацию движений, поднимает настроение.

Достаточно просто нажать на кнопку и отдохнуть несколько мгновений вместе с детьми. Подобные паузы очень нравятся детям, они необычные и веселые. В упражнения можно включить какой-либо инвентарь: флажки, платочки, кубики, погремушки. Паузы могут нести и обучающий характер, включать задания, направленные на развитие произвольных процессов: внимания и памяти.

Движение каждого упражнения дети разучивают вместе с физинструктором и воспитателем, чтобы потом их выполнять самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению, либо отгадав загадку, которые загадывают или же рассказывают сами же дети- это на утренней гимнастике или в НОД, а затем хорошо разученные физминутки мы используем на различных мероприятиях, спортивных праздниках, соревнованиях.

В настоящее время, когда одним из требований является интеграция образовательных областей в процессе формирования интегративных личностных качеств детей. В связи с этим в ДОУ строится система работы по взаимодействию педагогов ДОУ. Совместно с физ. инструктором (муз. руководителем, готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические мероприятия и здесь без веселых физминуток также не обойтись. В начале, в перерыве между эстафетами, конкурсами и т. п., чтобы ребёнок «снял напряжение», в помощь приходит физминутка.

Подводя итог вышеизложенному, еще раз обращаю внимание коллег на то, что физминутки универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от Вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

для чего нужна физминутка для чего нужна физминутка для чего нужна физминутка

Конспект занятия «Все части тела важны, все человеку нужны» Цели: развивать лексико-грамматический строй речи; расширять и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей». Цель: Рассмотреть современные здоровьесберегающие.

Практикум-семинар для педагогов ДОУ «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Физкультминутки нам нужны, для детей они важны! I. Теоретическая часть. Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная.

для чего нужна физминуткаФотоотчет «Проект «Мамы разные нужны, их профессии важны» Мы воспитатели младшей группы провели проект на тему» Мамы разные нужны их профессии важны». Провели праздник посвящённый международному.

Проект «Витамины всем нужны, для здоровья важны!» Цель: Познакомить детей с понятием «витамины» и их значением для жизни и здоровья человека. Задачи: 1. Учить детей различать полезные и вредные.

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей 5–7 лет Структурное подразделение Урюпинский детский сад МБДОУ Тисульского детского сада №4 Для детей 5 – 7 лет Воспитатель Пименова Г. Г. Тема.

Сценарий досуга «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей 5 лет Задачи: Закрепить знания о профессиях. Воспитывать уважение к любому виду труда. Обогащать эмоциональный опыт детей, совершенствовать двигательные.

для чего нужна физминуткаСценарий семейного огонька детей средней группы и родителей «Мамы разные важны, мамы очень нам нужны!» 1. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний у детей и их мам от совместного празднования Дня Матери. 2. Способствовать.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ для формирования здорового образа жизни у детей Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является.

Источник

Физминутки — неотъемлемая часть жизни дошкольника

для чего нужна физминутка Евгения Балобанова
Физминутки — неотъемлемая часть жизни дошкольника

Физминутки неотъемлемая часть жизни дошкольника

Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему, восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине организованной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Физминутки так же можно ввести в комплекс утренней зарядки.

Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

Основные задачи физкультминутки:

1)снять усталость и напряжение;

2)внести эмоциональный заряд;

3)совершенствовать общую моторику;

4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей,который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Физминутка. Дни недели

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку —

Физминутка. Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Физминутка. Гномы и грибы

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)

По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

Физминутка. Скок-поскок

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах.)

В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте.)

В чехарду играть зовет. (Хлопаем в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз.)

На носочки подтянись. (Потянулись, подняли руки вверх.)

Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку, (Приседаем.)

Чтоб не мерзли лапки. (Топаем ногами.)

Физминутка. Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Консультация «Режим и гигиена — неотъемлемая часть воспитания здорового ребёнка» Здоровье – это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние.

Опыт работы «Традиции — неотъемлемая часть патриотического воспитания дошкольников» Аннотация: Одна из задач детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку познакомиться с отечественной духовной и культурной традицией.

Консультация «Театр в жизни дошкольника» Театрализованная игра входит в мир дошкольника уже с первой младшей группы. Малышей привлекают яркие игрушки, новые костюмы, музыкальные.

Народные игры — неотъемлемая часть патриотического воспитания физического развития и социализации дошкольников Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического, эстетического воспитания детей. В них ярко отражается образ жизни.

Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть развития мелкой моторики. Доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры.

Подвижные игры в жизни дошкольника Подвижные игры в жизни дошкольника. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека.

Проект «Игра в жизни дошкольника» Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра показывает, показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится,.

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.

для чего нужна физминуткаТеатр и музыка в жизни дошкольника «Театр и музыка в жизни дошкольника» Нормативные документы к текущей странице» Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети (воспитанники).

Консультация «Театр в жизни дошкольника» Театр в жизни дошкольника. Театр – искусство прекрасное! Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, Всегда.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *