для чего нужна фотограмметрия
Фотограмметрия
Фотограмметрия появилась в середине XIX века, практически одновременно с появлением самой фотографии. Применять фотографии для создания топографических карт впервые предложил французский геодезист Доминик Ф. Араго примерно в 1840 г.
В простейшем случае пространственные координаты точек объекта определяются путём измерений, выполняемых по двум или более фотографиям, снятым из разных положений. При этом на каждом изображении отыскиваются общие точки. Затем луч зрения проводится от местоположения фотоаппарата до точки на объекте. Пересечение этих лучей и определяет расположение точки в пространстве. Более сложные алгоритмы могут использовать другую, известную заранее, информацию об объекте: например, симметрию составляющих его элементов, в определённых случаях позволяющую реконструировать пространственные координаты точек лишь по одному фотографическому изображению.
Алгоритмы, применяемые в фотограмметрии, имеют целью минимизировать сумму квадратов множества ошибок, решаемую обычно с помощью алгоритма Левенберга — Марквардта (или метода связок), основанного на решении нелинейных уравнений методом наименьших квадратов.
Содержание
Области применения фотограмметрии
Фотограмметрия находит применение в различных видах деятельности:
Общие принципы фотограмметрии
Фотограмметрия использует способы и приёмы различных дисциплин, в основном, заимствованные из оптики и проективной геометрии.
На схеме показаны четыре основных типа данных, которые могут быть как входными, так и выходными при производстве фотограмметрических работ:
К элементам внешнего ориентирования относятся трёхмерные координаты центра проекции, продольный и поперечный углы наклона снимка и угол поворота. К элементам внутреннего ориентирования относятся, в первую очередь, фокусное расстояние объектива (хотя может учитываться и характер искажений, вносимых при съёмке: например, дисторсия объектива, деформация фотоматериала и пр.) и двухмерные координаты главной точки.
Дополнительные наблюдения помогают точнее определять расстояния и координаты точек объекта, а также уточнять масштабы и саму систему координат.
Достоинства фотограмметрии
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Фотограмметрия» в других словарях:
фотограмметрия — фотограмметрия … Орфографический словарь-справочник
фотограмметрия — Дисциплина, изучающая способы определения формы, размеров и пространственного положения объектов по их фотоснимкам; наибольшее применение имеет при создании топографических карт. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика
Фотограмметрия — (от греч. phos, род. падеж photos свет, gramma запись, изображение и metreo измеряю * a. photogrammetry; н. Photogrammetrie; ф. photogrammetrie; и. fotogrametria) науч. техн. дисциплина, занимающаяся определением размеров, формы и… … Геологическая энциклопедия
ФОТОГРАММЕТРИЯ — Построение изображений предметов в горизонтальной или вертикальной плоскости по снятым предварительно фотографиям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. фотограмметрия (фото. гр. gramma запись +… … Словарь иностранных слов русского языка
фотограмметрия — дисциплина, использующая фотоснимки для проведения топографической съемки и составления карт, в том числе трехмерных и гипсометрических. Идея использовать фотоснимки в картографии появилась вскоре после изобретения фотоаппарата в середине 19 в.… … Географическая энциклопедия
фотограмметрия — и, ж. photogrammétrie f., нем. Photogrammetrie < фото+ гр. gramma запись + metreo меряю. Прикладная наука, разрабатывающая превращение в точные планы воздушных перспективных фотоснимков. 1925. Вейгелин Сл. авиа. спец. Техническая дисциплина,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФОТОГРАММЕТРИЯ — ФОТОГРАММЕТРИЯ, использование фотографических изображений для измерения расстояний и площадей в ГЕОДЕЗИИ. Фотографии, сделанные с самолетов или орбитальных спутников (см. СПУТНИК, ИСКУССТВЕННЫЙ) дают возможность использования точных измерений для … Научно-технический энциклопедический словарь
ФОТОГРАММЕТРИЯ — ФОТОГРАММЕТРИЯ, фотограмметрии, мн. нет, жен. (от греч. phos свет, gramma запись и metreo измеряю) (спец.). Определение истинной величины предмета путем измерения фотографического его изображения; составление планов местности по фотографическим… … Толковый словарь Ушакова
фотограмметрия — сущ., кол во синонимов: 1 • аэрофотограмметрия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Исследование фотограмметрии
Друзья, хочу поделиться опытом, который приобрел в процессе практического изучения дисциплины, как фотограмметрия. Буду рад, если кто-нибудь из вас выскажет свое мнение, поправит меня или укажет на ошибки, которые допустил. Возможно эта статья по изучению мною фотограмметрии поможет и будет полезна Вам. Моя работа описана на примере фотосъемки природы в городском парке, в Центральной полосе России, в период август–сентябрь 2017 г.
Итак, начнем с самого начала: прочитав и просмотрев определенное количество информации по данной тематике, я выбрал программу Agisoft PhotoScan, которая помогает получить 3d модели, текстурированные на основе исходных изображений. Взяв на вооружение инструкцию от Agisoft PhotoScan — по правильной фотосъемке, правил которой, нужно придерживаться, чтобы получить наилучший результат. Известно, что существует множество программ по данной тематике: Photoscan (Agisoft), 123D Catch (Autodesk), ReCap360 (Autodesk), Arch3D (Epoch project), Bundler/PMVS2, Apero/MicMac, 3DF Zephyr (3DFlow), Photomodeller scanner (EOS systems), Smart3D (Acute3D).
Следующий этап работы включает в себя настройки фотоаппарата, камеры, изображения и подготовку необходимого оборудования для съемки.
Этап съёмки
После нужной подготовки и выбрав благоприятный день, лучше всего подойдет облачная погода она самая благоприятная для фотосъемки, нам нужно нейтральное освещение, потому как при дальнейших действиях мы получим 3d модель c текстурой и выставим в нужное освещение, конечно можно и отснять объект в солнечную погоду — если вам нужна, только 3d модель и в данном случае текстуру можно будет поправить в Photoshop, но это дополнительные манипуляции, об этом способе напишу дальше.
Отправляемся в лесной парк или в то место где находится нужный нам объект. Итак, приехав на место съёмки, старался найти более интересные объекты с ярко выраженной фактурой. Природа создает по своей красоте и форме такие экземпляры с неповторимым колоритом, узором от которых невозможно оторвать взгляд, наша задача состоит в том, чтобы позаимствовать всё это великолепие и перенести в наш 3d мир. Приступим к фотосъемке.
Для осуществления процесса фотосъемки необходимо, снимая каждый последующий кадр обеспечить перекрытие между кадрами примерно 60%, именно эти 60% будут формировать нашу модель с текстурой. Разрешение желательно максимальное, какое может позволить ваш фотоаппарат, нужно обойти объект полностью, т.е. совершить обход 360% и сделать примерно 36 снимков на 1 круг, кругов съемки может быть несколько. Повторюсь, ни в коем случае не нужно зумить, если нужно зафиксировать какие-то детали, то нужно подойти ближе, присесть или прилечь, чтобы сделать нужный снимок. Если у объекта есть вогнутости и выпуклости, и съемка ведется только стоя и снизу объект не снимается, то тогда в некоторых местах, которые смотрят «нормалями» в землю и не попадают в кадр, в этих областях будут дыры на 3d модели и соответственно отсутствовать текстура, такие моменты мы поправим дальше в программах, но лучше этого избегать с самого начала. Должен заменить еще важный момент, стремитесь, чтобы не попадали веточки и трава в кадр, которые находятся возле корней и у основания нужных нам объектов, потому что в последующем эти объекты отпечатаются на нашей текстуре, и мы будем ее чистить, что в некоторых случаях неизбежно. Я нашел вот этот интересный пень.
Итак, сделав необходимое число снимков всех объектов, которые нам приглянулись наступил следующий этап.
Обработка фотографий и создание 3d модели
Многим известно, что есть программы по редактированию Raw форматов одни из них, CameraRaw и Lightroom, я остановился на Lightroom.
Далее импортируем все наши Raw снимки в Lightroom и совершаем следующие настройки. Highlights понижаем, а Shadows повышаем, убираем хроматическую аберрацию и искажение линзы. На основе настройки одной фотографии создаем Preset, чтобы в дальнейшем ускорить процесс обработки фотографий, их может быть разное количество от нескольких десятков до нескольких тысяч, в зависимости какая у вас задача и сколько у вас объектов съёмки.
Созданный нами Preset применяем к оставшимся фотографиям и экспортируем их в TIFF формат в соответствующую папку для каждого объекта отдельно и библиотеку данной категории, лучше всего организовать рабочий процесс, с самого начали, чтобы избежать последующего хаоса и потери нужных файлов, Raw файлы удаляем.
Добавляем фотографии
Открываем Agisoft PhotoScan и добавляем наши фотографии. Для достижения наилучших результатов, необходимо закрыть маской все второстепенные объекты на исходных фотографиях. Создаем маски вокруг объекта, маски можно создать разными путями в PhotoScan Lasso и потом добавить выделение или в Photoshop так же Lasso tool, но еще создать Actions, чтобы пропустить рутинный процесс создания маски, добавления ее в канал и сохранения файла. Если проводили съемки в студии и у вас был однородный фон, то вам нужно зайти в Tools / Import mask и применить метод From Background к выбранным камерам. Можно вообще обойтись без создания масок, но это усложнит процесс.
Выравнивание фотографий
На этом этапе PhotoScan определяет положение камер и строит разреженное облако точек на основании фотографий.
Если у нас созданы маски, то ставим галочку «Учитывать маски». После этого шага мы можем оценить качество наших фотографий и в появившемся окне выбираем все камеры.
Мы можем отфильтровать наши фотографии по качеству, я уже это сделал и вверху находятся самые плохие фотографии, но это не обязательно так как определяется качество размытости.
Алгоритм оценки качества изображения анализирует контраст между пикселями, когда есть много контраста, тогда изображение воспринимается как хорошие. Единственный способ убедиться, что все ваши изображения нормальные, визуально проверить их на 200% зума. Ужасно скучная работа. Самые плохие изображения те, которые сильно размыты, можно отключить.
Следующим действием выделяем наш объект инструментом Selection и нажимаем Crop и так чистим наш объект. Клавиша Space помогает нам переключаться между инструментами, например, выделение и навигацией.
Задание области построения
Откорректируем Box, в этом на поможет NumPad он дает возможность переключаться между камерами, перспективой и ортогональной проекцией.
Построение плотного облака точек
Основываясь на рассчитанных положениях камер, программа строит плотное облако точек. Качество: Ультравысокое (чем выше желаемое качество, тем больше времени и вычислительных ресурсов потребуется для завершения этапа).
Агрессивная (если реконструируемая сцена имеет сложную геометрию с многочисленными мелкими деталями или не текстурированными поверхностями, такими как крыши зданий, рекомендуется задать значение параметра Мягкая).
Вот что у нас получилось.
После небольшой чистки объекта инструментами выделения мы получаем вот такой результат.
Построение полигональной модели
Тип поверхности: Карта высот.
Исходные данные: Плотное облако.
Количество полигонов: Высокое (в скобках рядом со значением параметра
указано максимальное число полигонов в модели, которая будет построена.
Значения, предлагаемые программой, рассчитываются на основании данных
о количестве точек в плотном облаке).
Интерполяция: Включена (по умолчанию).
Вот наш результат 3d модели
Редактирование полученной геометрии
Выбираем Edit и нажимаем Gradual Selection, выделятся красным цветом все отдельные кусочки геометрии, которые нам нужно удалить.
После этого нам нужно закрыть все отверстия в нашем объекте, для этого выбираем Tools, Mesh, Close Holes.
Экспорт модели
Теперь экспортируем нашу модель в Zbrush для дальнейшего редактирования.
Создаем low-poly модель
Импортируем модель в Zbrush и дублируем,
применяем команду Zremesher и экспортируем в Maya.
Импортируем модель в Maya выполняем операцию Extrude и экспортируем обратно в Zbrush.
В Zbrush применяем операцию DynaMesh и Zremesher,
экспортируем в Maya и удаляем не нужные полигоны. Конечно можно сетку low- poly еще доводить ручками и сократить еще полигоны, но сейчас я этого делать не буду. Если у вас есть желание, то можете попробовать и написать о результате, все файлы я прикреплю к статье.
Экспортируем в UVLayout и создаем UV развертку.
Создаем текстуру цвета
Импортируем low-poly с готовой UV- разверткой в Zbrush и выполняем команду ProjectAll, dist. нужно повысить и с каждым разом понижать что бы не было артефактов, тут же в Zbrush запекаем Displacement map. Экспортируем полученную после Project High-poly.
Открываем PhotoScan и удаляем модель на ее место через меню Tools импортируем полученную High-poly модель.
После того как импортировали модель, создаем текстуру в формате Tif и экспортируем ее.
Открываем текстуру в Photoshop и Magic wand Tool нажимаем на участок где отсутствует текстура и на этом месте черное пятно.
Выбираем инструмент Lasso и в меню Edit выбираем команду Fill, заливка с учётом содержимого (Content-Aware Fill).
Вот что у нас получилось, буквально несколько секунд и текстура готова.
Конечно можно пойти другими способами, например, Stamp и ручками закрашивать все пробелы. Так же можно при помощи других программ, например, 3D – Coat, импортировать High-poly и текстуру цвета в и инструментом Stamp закрасить нужные места на текстуре, такие же манипуляции можно повторить и в Substance Painter, так же можно в Zbrush инструментом DraqRect, но это все долго и возможно в какой-то ситуации именно так и нужно будет пойти одним из этих путей.
Запекание и создание текстур
1. Запускаем Substance Painter, создаем новый проект, подгружаем low- poly с готовой UV- разверткой, после создания проекта переходим в меню TextureSet Settings и нажимаем Bake textures. В окне запекания убираем не нужные нам карты, подгружаем High-poly из PhotoScan. Запеченные карты будут автоматически вставлены в соответствующие слоты в настройках TextureSet.
2. Следующим этапом мы заменим нашу low- poly модель на High- poly. для того чтобы при генерации дополнительных текстур таких как specular, roughness и др. мы могли отчетливо просматривать нужную нам текстуру.
3. Генерируем нужные нам карты, так как текстурирование по каналам очень увлекательное занятие, вместе с различными фильтрами и очень гибкими генераторами, которые нам очень сильно помогут в этом и ускорят весь рабочий процесс получения нужных текстур. Например, создаём слой заливку (Add fill layers), заливаем нужным цветом или текстурой, отключаем все не нужные каналы, к слою заливка подключаем маску черную или белую, генераторы, фильтры, в общем творчество Вам в руки.
4. После получения нужного результата мы можем создать Smart materials, для того чтобы в последующем не повторять одни и те же действия, ведь мы стремимся облегчить и ускорить рабочий процесс, так как время — это ресурс который не вернуть и не купить.
5. Когда мы полностью довольны полученным результатом, можем экспортировать все нужные нам текстуры в различные рендеры/движки для дальнейшей визуализации. В Export document есть Config который нам поможет выбрать настройки экспорта текстур для дальнейшего места их применения.
Вот что у нас было и вот то что мы быстро и без особых усилий получили.
И так подведем итог, такая дисциплина как Фотограмметрия очень интересная, нужная и может помочь здорово ускорить рабочий процесс, в создании объектов окружении (деревья, растения, камни и т.д.), предметов интерьера (микрофон, музыкальная колонка, кресло и т.д.), органика (человек, черепаха и т.д.), ландшафт и строения и т.д. Применение Фотограмметрии очень широко!
Ну, что же, друзья процесс завершен. Открыт к Вашим вопросам в личку и общению в опыте работ.
Как это работает
Упрощенно фотограмметрия – это процесс создания 3D-моделей из нескольких изображений одного объекта, сфотографированного с разных углов.
Эта техника совсем не нова, она намного старее современного процесса, и она широко использовалась в картографии и геодезии.
В 1852 году французский инженер Эмме Лосседа в процессе создания плана местности Парижа получил первые перспективные снимки. Съемка была проведена с воздушного шара.
Фотограмметрия стала более популярной благодаря доступности из-за увеличения мощности компьютеров, возможности делать аэрофотоснимки местности с помощью беспилотников с камерой, и это позволило ей быстро распространиться в другие области.
Описание технологии
Большинство современных цифровых устройств имеющих камеру умеют сохранять дополнительную информацию в файл фотографии. Например координаты места съёмки полученные с приёмника GPS, тип камеры, условия и способы его получения и т. п.
Программой для получения карт или 3D модели эта информация извлекается и записывается в специальный файл где указывается: высота, угол поворота камеры, данные долготы и широты. Программа использует технологии машинного зрения и фотограмметрии для нахождения общих точек на фотографиях. В результате каждому пикселю на фотографии находится соответствие на других снимках.
Каждое соответствие становится ключевой точкой. Если точка найдена на трех фотографиях и более, программа вычисляет координаты этой точки в пространстве и сохраняет их. Чем больше таких точек, тем точнее определяются координаты точки в пространстве. Чем больше совпадений на разных фотографиях, тем точнее будет модель. Наложение снимков от 60 до 80% является оптимальным.
Пространственные координаты каждой точки вычисляются методом триангуляции: от каждой точки съемки к выбранной точке автоматически проводится линия зрения, и их пересечение дает искомое значение.
Кроме того, в фотограмметрии применяются алгоритмы, целью которых является минимизирование суммы квадратов множества ошибок. Обычно для решения используют алгоритм Левенберга — Марквардта — метод оптимизации, направленный на решение задач о наименьших квадратах. Являющимся альтернативой методу Ньютона. Может рассматриваться как комбинация последнего с методом градиентного спуска или как метод доверительных областей.
В процессе обработки фотографий создается облако точек (совокупность всех пространственных координат фотографируемой поверхности), которое может использоваться для генерирования полигональной сетки (жарг. меш от англ. polygon mesh) – совокупности вершин, рёбер и граней, которые определяют форму многогранного объекта.
В заключение вычисляется разрешение и определяется, какие пиксели на фотографии соответствуют какому полигону. Для этого 3D модель развертывается в плоскость и затем пространственное положение точки ставится в соответствие оригинальной фотографии для задания цвета.
Лекции по предмету «Основы фотограмметрии» 1 раздел
§ 1. Понятие о фотограмметрии
Фотограмметрия выделилась из геодезии в начале прошлого столетия благодаря применению новых начал измерительной техники, базирующихся на способности объектива строить изображения объектов, возможности регистрации этого изображения фотохимическими методами и измерения его с помощью оптических, механических, а позднее и электронных приборов и инструментов.
Если установить негатив Р в то положение, которое он занимал в момент фотографирования, и, воспользовавшись принципом обратимости фотографического процесса, осветить его, то световые лучи Sa , Sb , Sc и Sd пройдут через объектив S и те же точки объекта ABCD . Поставив на пути световых лучей экран Р’, в сечении его лучами светового пучка получим изображения a 0 b ° c ° d 0 тех же точек ABCD объекта в масштабе, зависящем от соотношения удалений экрана Р’ от объектива S и этого объекта. Изменяя угол, под которым световой пучок пересекает экран Р’, можно выполнять преобразование (трансформирование) изображения.
Методы построения и преобразования изображений объектов, основанные на использовании свойств одиночного аэрофотоснимка, называются фотограмметрическими. Эти методы позволяют получить координаты X и Y точек местности.
Если снимки Р 1 и Р 2 установить в то положение, которые они занимали во время съемки, то связки лучей, существовавшие в момент фотографирования, окажутся восстановленными, и в пересечении соответственных лучей S 1 a 1 и S 2 a 2 , S 1 b 1 и S 2 b 2 возникает пространственная (стереоскопическая) модель объекта, подобная сфотографированному объекту местности. Масштаб стереоскопической модели определяется расстоянием S 1 S 2 между вершинами связок, и, изменяя его, можно привести построенную модель к заданному масштабу. Вращение модели вокруг координатных осей позволяет привести ее в требуемое положение относительно системы координат местности.
Для получения плана (карты) достаточно выполнить измерение координат точек A , В и др. стереоскопической модели (рис. 2) и ортогональное их проектирование на плоскость карты (точки Aq , Bq ).
Таким образом, применение фотограмметрического и стереофото-грамметрического методов связано с получением аэроснимков с помощью летательных аппаратов и последующей их камеральной обработкой.
Фотографирование исследуемых объектов и последующая камеральная обработка их изображений вместо самих объектов предопределяют основные преимущества фотограмметрических и стереофотограмметрических методов исследований перед другими. Это, прежде всего, высокая производительность метода; объективность, достоверность и документированность данных; высокая точность; возможность безопасного получения информации о любых (в том числе быстро движущихся) объектах и т. п.
Эти преимущества фотограмметрии обеспечили применение ее методов в самых разнообразных отраслях науки и техники: в геодезии и картографии (для создания планов и карт); в строительстве (для контрольных измерений и исследования деформации сооружений); в архитектуре (для съемки исторических памятников); в астрономии и космонавтике (для определения положения космических объектов и картографирования планет); в военно-инженерном деле (для определения координат цели, траектории и иных параметров полета снаряда, ракеты и пр.) и т. д.
Фотограмметрическая обработка фотоснимков позволяет выявить месторождения полезных ископаемых и его границы, определить интенсивность движения городского транспорта, параметры деятельности вулканов, характеристики объектов микромира и т. п.
Становление и развитие фотограмметрии тесно связано с точным приборостроением и авиацией, космонавтикой и физикой, химией и электроникой, математикой, геодезией и картографией. Их достижениями определяется и современное состояние фотограмметрии, в которой можно выделить несколько направлений:
аэрофотофототопографию, изучающую методы и технические средства создания планов и карт по цифровым или аналоговым изображениям земной поверхности, полученным с летательного аппарата;
космическую фотограмметрию, изучающую вопросы применения фотограмметрии для обработки снимков Земли, планет и иных небесных тел, полученных непосредственно из космоса (с борта космического аппарата) или с помощью спускаемых аппаратов.
Появившиеся в конце XX в. технические средства и методы получения, обработки и хранения цифровых изображений придали фотограмметрии новый импульс и обусловили возникновение и развитие цифровой фотограмметрии.
§ 2. Основные виды и методы фототопографических съемок
Фототопография, как составная часть фотограмметрии, решает задачи определения координат точек местности, составления топографических карт и цифровых моделей местности по результатам фотограмметрической обработки ее изображений.
Фототопографической съемкой называют комплекс процессов, выполняемых для создания топографических или специальных карт и планов по материалам фотосъемки. В этот комплекс входит фотографирование местности, полевые геодезические работы по определению координат опорных точек и камеральные фотограмметрические работы, результатом которых является топографический или специальный план (карта) местности.
В зависимости от применяемых технических средств, выполняемых при фототопографической съемке, ее делят на наземную и воздушную (аэрофототопографическую) съемку.
Наземная фототопографическая съемка основана на использовании наземных фотоснимков исследуемой территории, полученных с помощью фототеодолитов с концов некоторого базиса. Обработку полученных фотоснимков выполняют стереофотограмметрическим методом, с помощью специальных приборов. Этот метод съемки иногда называют фототеодолитной, или наземной стереофотограмметрической съемкой. В современных условиях фототеодолитная съемка применяется, в основном, для архитектурных обмеров, определения объемов земляных работ, при съемке карьеров, горных выработок, изучении деформации инженерных сооружений и т.п.
Аэрофототопографическая съемка предусматривает фотографирование местности аэрофотоаппаратом, установленном на воздушном носителе (самолете, вертолете, космическом аппарате и т. п.), и последующую обработку полученных результатов. В зависимости от применяемых методов обработки результатов аэрофотосъемки различают два метода аэрофототопографической съемки: комбинированный и стереотопографический.
Стереотопографический метод решает задачу составления карты на основе свойств пары снимков и в современных условиях является основным методом картографирования. Применение стерео-топографического метода предполагает составление плановой (контурной) и высотной части карты в камеральных условиях.
В стереофототопографическом методе, в зависимости от применяемых методов и приборов, различают три способа обработки снимков: дифференцированный, универсальный и аналитический.
Универсальный способ обработки снимков основан на применении методов и приборов, позволяющих по результатам обработки пары снимков определять одновременно плановые координаты и высоты точек. Все процессы такой фотограмметрической обработки выполняются на одном приборе.
Аналитический способ обработки снимков основан на применении современных аналитических фотограмметрических комплексов, выполняющих все технологические процессы по созданию топографических карт, цифровых моделей местности, электронных карт по снимкам.
Создание карты (плана) местности методами фототопографических съемок связано с дешифрирование аэрофотоснимков и планово-высотной подготовкой аэрофотоснимков.
Расстояние между точками, из которых ведется аэрофотосъемка в маршруте, т. е. между соседними центрами проектирования В (рис. 2), устанавливается с таким расчетом, чтобы аэрофотоснимки в маршруте получались с перекрытием. Тогда на каждом следующем аэрофотоснимке частично изображается площадь, полученная на предыдущем. Перекрытие соседних по маршруту аэрофотоснимков называется продольным, его величина выражается в процентах от стороны формата аэрофотоснимка и задается не менее 60%. Расстояние между соседними маршрутами устанавливается так, чтобы между ними тоже получилось перекрытие. Оно называется поперечным и задается не менее 30%.
Второй вид работ — топографо-геодезические работы первого сезона, проводимые для получения плановых опорных точек. Эти работы называются еще плановой привязкой или плановой геодезической подготовкой аэрофотоснимков.
Плановая опорная точка — это контурная точка, выбранная на местности и распознанная на аэрофотоснимке, для которой в результате геодезических измерений определены плановые координаты х и у. Плановые опорные точки необходимы для создания карт по аэрофотоснимкам. Так как работа по их определению очень трудоемка, то ее стараются по возможности сократить и потому плановые опорные точки получают не на каждом аэрофотоснимке, а через несколько, например через восемь снимков, т. е. сеть плановых опорных точек всегда бывает разреженной. Если на местности нет в нужных местах контуров, опознаваемых на аэрофотоснимках, то применяют маркирование опорных точек. В этом случае точки, для которых определили координаты, обозначают на поверхности земли различными геометрическими фигурами так, чтобы их можно было распознать на аэрофотоснимках. Маркирование опорных точек делается до аэрофотосъемки.
Третий вид работ — камеральные фотограмметрические работы. Их цель — создание топографического фотоплана. Эти работы начинаются с процесса фотограмметрического сгущения сети плановых опорных точек, если их число недостаточно для создания топографического фотоплана. В результате сгущения получают на каждом аэрофотоснимке по четыре точки, для которых известно плановое положение. Эти точки называют трансформационными, так как их используют для трансформирования аэрофотоснимков, выполняемого вслед за сгущением планового обоснования. Затем из трансформированных фотоснимков составляется, как мозаика, единое фотоизображение, т. е. создается мозаичный фотоплан. При этом перекрывающиеся края фотоснимков обрезают и на планшет наклеивают только средние части фотоснимков (рабочие площади). С мозаичного фотоплана изготавливают фотокопию, которая и используется в дальнейшей работе.
Четвертый вид работ — топографо-геодезические работы второго сезона. Их цель — создание оригинала топографической карты. Чтобы создать на основе фотоплана топографическую карту, выполняют дешифрирование фотоплана и наносят на него горизонтали в результате измерений на местности, выполняемых с помощью кипрегеля и мензулы.
Технологическая схема стереотопографической съемки. Первый вид работ — топографическая аэрофотосъемка. Цель и содержание этих работ те же, что и при комбинированной съемке.
Второй вид работ — топографо-геодезические работы. В отличие от комбинированной съемки эти работы выполняются не за два полевых сезона, а за один. Цель их — получение плановых и высотных опорных точек и дешифрирование аэрофотоснимков. Процесс получения высотных опорных точек называют высотной привязкой аэрофотоснимков.
Высотной опорной точкой называется точка, выбранная на местности и распознанная на аэрофотоснимке, для которой в результате геодезических измерений найдена высота. Это может быть контурная точка или характерная точка рельефа. Высотные опорные точки нужны для того, чтобы в камеральных условиях получить по аэрофотоснимкам изображение рельефа местности на топографической карте. Одновременно с привязкой при стереотопографической съемке аэрофотоснимки дешифрируются, когда фотоплана еще нет.
Третий вид работ — камеральные стереофотограмметрические работы. Их цель — создание оригинала топографической карты по аэрофотоснимкам. Работа начинается с процесса фотограмметрического сгущения сети плановых и высотных опорных точек, в результате чего получается достаточное их количество для создания карты по аэрофотоснимкам. После сгущения создается оригинал топографической карты.
Эта работа может быть выполнена двумя различными методами: универсальным и дифференцированным. При универсальном методе оригинал карты создается по фотоснимкам одним исполнителем на одном универсальном приборе, причем сразу получается изображение контуров и рельефа.
В настоящее время применяется в основном универсальный метод, так как он обеспечивает более высокую точность работы, повышает производительность, открывает большие возможности для автоматизации процессов на основе применения электронно-вычислительной техники, электроники, лазерной техники и является более прогрессивным, чем дифференцированный.
§ 3. Этапы развития фотограмметрии
Начальный этап развития фотограмметрии – от зарождения в 1839 г. до начала 20 века, т.е. до появления стерефотограмметрических приборов.
Второй этап – разработка стереофотограмметрического метода и универсальных приборов.
Третий этап развития фотограмметрии, продолжавшийся с начала 1960-х до середины 1980-х гг., характеризуется развитием и массовым использованием аналитических методов.
Теоретические основы аналитической фотограмметрии были сформулированы в первой половине XX в., когда были опубликованы основополагающие труды профессора П. Г. Келля «Фотография и фотограмметрия» (1937 г.) и профессора Н. А. Урмаева «Аналитические методы уравнивания фототриангуляции» (1936 г.), «Элементы фотограмметрии» (1941 г.). Появление в конце 1950-х гг. электронных вычислительных машин (ЭВМ) сделало задачу применения аналитического метода обработки результатов фотограмметрических измерений актуальной и своевременной. Выполненные в 1956-1957 гг. под руководством профессора А. Н. Лобанова исследования положили начало внедрению аналитического метода в производство. Широкому его внедрению в производство способствовало создание в 1970-х гг. автоматизированных стереокомпараторов СКА-18 и СКА-30, обеспечивающих измерение аэроснимков с точностью порядка 2-3 мкм и регистрацию результатов на машинных носителях.
Современное состояние фотограмметрии характеризуется массовым применением цифровых методов обработки материалов аэ-ро- и космической съемки, базирующихся на достижениях аналитической фотограмметрии и теории компьютерного зрения, машинной графики и распознавания образов, теории сигналов и теории информации, вычислительной геометрии и многих других отраслей знаний.
Становление и развитие методов цифровой фотограмметрии стало возможным с появлением в середине 1980-х годов персональных ЭВМ, обладающих значительными вычислительными ресурсами, запоминающими устройствами большой емкости и обеспечивающих возможность обработки громадных объемов информации.
Одним из основных процессов цифровой стереофотограмметричсской обработки изображений является идентификация точек смежных снимков, точность которой в значительной степени определяет качество последующих работ. Идея автоматизации этого процесса была сформулирована профессором А. С. Скиридовым еще в 1924 году и базировалась на сравнении фотографических плотностей соответственных зон смежных снимков. Эта идея была реализована в цифровых фотограмметрических системах (ЦФС) только в середине 1980-х годов.
В последнее десятилетие, в связи со стремительным развитием вычислительной техники и средств приема изображений на основе приборов с зарядовой связью (ПЗС), появились условия для постепенного перехода от методов аэрофотосъемки к методам цифровой съемки.
§ 4. Общие понятия об аэрофотосъемке
Аэрофотосъемкой называют совокупность работ по получению аэронегативов и аэроснимков местности с целью последующего их использования для создания планов и карт. Термин «аэрофотосъемка» объединяет ряд взаимосвязанных процессов, в частности:
• летно-съемочные работы, включающие разработку технических условий аэрофотосъемки и ее выполнение;
• полевые фотолабораторные работы, включающие фотографическую обработку экспонированных аэрофильмов, изготовление по ним отпечатков и иной первичной продукции;
• полевые фотограмметрические работы, включающие регистрацию материалов аэрофотосъемки и оценку качества исполненной фотосъемки.
Результатом перечисленных работ являются аэронегативы, аэроснимки, а также зафиксированные в полете показания специальных приборов.
Использование при аэрофотосъемке специального оборудования, обеспечивающего стабилизацию съемочной камеры в полете, компенсацию сдвига изображения, фиксацию высоты полета, превышений между центрами фотографирования, их координаты и др., существенно упрощают последующую камеральную обработку снимков и повышают ее точность. В состав такого оборудования входят гиростабилизирующие установки, системы глобального позиционирования, оборудование для определения высоты полета, превышений между центрами фотографирования, а также аэронавигационные системы и др. Наличие указанных данных во многом определяет технологию камеральной обработки материалов аэрофотосъемки, существенно влияет на оперативность, точность фотограмметрических построений и объемы полевых работ по их геодезическому обеспечению.
Аэрофотосъсмочные работы выполняются на оборудованных летных средствах специализированными подразделениями гражданской авиации или непосредственно топографо-гсодезическими (землеустроительными, лесоустроительными и др.) предприятиями.
При подготовке к топографической аэрофотосъемке проверяют и готовят к работе оборудование, материалы и полетные карты, проводят тренировку экипажей, выполняют расчеты маршрутов, составляют график полетов.
§ 5. Виды аэрофотосъемки. Носители съемочной аппаратуры
В зависимости от величины угла наклона α между главной оптической осью съемочной камеры и отвесной прямой, аэрофотосъемку подразделяют на плановую (α перспективную (α > 3°). Для картографирования применяется только плановая аэрофотосъемка, хотя современные технологии фотограмметрической обработки аэроснимков такого ограничения не накладывают.
В зависимости от поставленной задачи и размеров фотографируемого участка местности различают аэрофотосъемку:
В зависимости от масштаба фотографирования аэрофотосъемку подразделяют на мелкомасштабную (масштаб аэроснимка 1:50 000 и мельче), среднемасштабную (1:10 000 +1:50 000) и крупномасштабную (1:10 000 и крупнее).
В зависимости от целей и поставленных задач аэрофотосъемка выполняется в границах топографических планшетов, административно-территориальной единицы или объекта съемки.
В некоторых случаях, при выполнении площадной аэрофотосъемки, прокладываются дополнительные аэросъемочные маршруты, пересекающие основные. Такие маршруты размещаются, как правило, в начале и конце основных маршрутов и называются каркасными.
К носителям аэрофотосъемочной аппаратуры предъявляется ряд технических требований общего и специального характера. Общетехнические требования определяют условия размещения аппаратуры, максимальную высоту полета (потолок), рабочую скорость, дальность и длительность полета, устойчивость во время съемки, наличие вибрации при работе винтомоторной группы и т. п. Специальные требования вытекают из условий эффективной эксплуатации носителя, простоты его оборудования (или переоборудования для целей аэрофотосъемки), а также условия эксплуатации в соответствующих физико-географических условиях.
Конус АФА (2) крепится к нижней части корпуса и содержит оптическую систему, в которую входит объектив, светофильтры, ком-; пенсатор сдвига изображения и др.
Плоскости НН, проходящие через узловые точки перпендикулярно к главной оптической оси, называются главными плоскостями объектива, на которых и происходит преломление лучей.
Луч, параллельный главной оптической оси, после преломления пересекает ее в точке, называемой главным фокусом. Таких точек две: передний фокус F 1 в пространстве предмета и задний фокус F 2 в пространстве изображения.
Луч, проходящий через передний фокус, после преломления становится параллельным главной оптической оси.
Удаления точек А и а от передней и задней узловых точек связаны с фокусным расстоянием известной формулой оптического сопряжения
При аэрофотосъемке можно полагать, что объект находится в бесконечности, и величиной 1 / D в формуле (1.1) можно пренебречь. В этом случае d = f , т. е. изображение объекта (местности) строится в главной фокальной плоскости. В этой плоскости и помещают светочувствительный материал (фотопленку), на которой получается изображение фотографируемой местности. Это позволяет применять для определения масштаба горизонтального аэроснимка простую зависимость, вытекающую из подобия треугольников Sab и SAB :
Масштаб аэрофотоснимка равен отношению фокусного расстояния камеры к высоте фотографирования, если плоскость аэрофотоснимка параллельна плоскости предмета.
Основными характеристиками объектива АФА являются: главное фокусное расстояние объектива, угол зрения, относительное отверстие, разрешающая способность, дисторсия. В зависимости от величины главного фокусного расстояния объективы АФА, а соответственно и сами АФА называют короткофокусными (при f 0 б = 55, 70 или 100 мм), среднефокусными (/ f об = 140 или 200 мм), длиннофокусными ( f об = 300 мм), сверхдлиннофокусными ( f об более 300 мм).
По углам зрения объективы и аэрофотоаппараты подразделяются на узкоугольные (с углом зрения до 60º), нормально-угольные (с углом зрения от 60 до 100°), широкоугольные (100°) и сверхширокоугольные (более 100°).
Угол зрения объектива — это угол, образованный лучами, идущими из задней узловой точки к краям изображения. Обычно длиннофокусные объективы бывают узкоугольными, а короткофокусные — широкоугольными.
Относительное отверстие объектива — это отношение диаметра действующего отверстия объектива к главному фокусному расстоянию. От этой величины зависит светосила объектива, т. е. количество света, пропускаемого объективом. У объективов АФА относительное отверстие бывает порядка 1 : 6—1 : 9.
Разрешающая способность объектива — это его способность изображать мельчайшие детали предмета. Она характеризуется числом линий, изображающихся раздельно на площади шириной в 1 мм. Объективы АФА должны иметь разрешающую способность не менее 25 линий в центре изображения и не менее 8—10 линий на краях. Дисторсия объектива характеризуется величиной сдвига точки изображения относительно ее правильного положения (эта величина называется линейной дисторсией). Линейная дисторсия бывает порядка 0,02 мм у объективов узкоугольных и 0,04 мм у широкоугольных.
Кассета (3) служит для размещения фотопленки и приведения ее светочувствительного слоя при экспонировании в соприкосновение с плоскостью прикладной рамки. В промежутке между экспозициями фотопленка перематывается с подающей катушки на принимающую. Перематываемый участок пленки соответствует формату кадра с учетом промежутка между кадрами. Выравнивание пленки в плоскость выполняется механическим прижимом к плоскому стеклу или путем откачивания воздуха .
Аэрофотоустановка (5) служит для крепления аэрофотоаппарата на борту носителя, ориентирования его в пространстве и предохранения от толчков и вибрации. Аэрофотоустановка состоит из каркаса и укрепленного внутри его каркаса из трех колец на осях. Два внешних кольца могут наклоняться вокруг двух взаимно перпендикулярных осей а и б, а третье кольцо может поворачиваться в своей плоскости. К третьему (внутреннему) кольцу прикрепляется АФА. Карданное устройство позволяет наклонять АФА в любом направлении поворачивать вокруг оптической оси, т. е. устанавливать его в нужное положение. После установки АФА его положение фиксируется закрепительными винтами. Применение простейшей аэрофотоустановки обеспечивает возможность получения аэрофотоснимков со случайными углами наклона, не превышающими 3°.
С 1956 г. стали применять гиростабилизирующую аэрофото-установку. В ней оси карданных колец соединены с гироскопами, которые при наклонах самолета удерживают АФА в ранее установленном положении, т. е. сохраняют горизонтальность прикладной рамки. Гиростабилизирующая аэрофотоустановка дает возможность получать аэрофотоснимки со случайными углами наклона не болеее 30—40′ (отдельные снимки могут быть получены с углами наклона до 1°).
Современные АФА имеют в плоскости прикладной рамки 4-8 оптических координатных меток, размещенных по углам кадра, или равномерно распределенную по полю сетку крестов с шагом 1—2 см. Причем оптические координатные метки имеют специальные признаки, что допускает автоматическое определение их номеров и распознавание точки, к которой отнесены координаты.
Параметры аэрофотоаппарата (фокусное расстояние и координаты главной точки о’, расстояния между механическими метками, координаты оптических меток или крестов) определяют по результатам его калибровки при строго определенном положении, одновременно с величинами остаточной дисторсии.
Современные аэрофотоаппараты имеют формат кадра 18×18, 23×23 или 30×30 см и оснащены специальными устройствами, обеспечивающими: аэрофотосъемку с заданным перекрытием; впечатывание в кадр сенситометрического клина и навигационных данных; автоматическое регулирование экспозиции; измерение контрастности изображения и компенсацию его сдвига; смену светофильтров; индикацию снимаемого ландшафта на мониторе и т. п.
Основные технические характеристики некоторых современных аэрофотоаппаратов приведены в таблице.
В конце XX в. начали появляться цифровые съемочные системы, основанные на использовании приборов с постоянной зарядовой связью в виде матриц или линеек, помещаемых в плоскости прикладной рамки.
§ 7. Специальное аэросъемочное оборудование
Статоскоп представляет собой высокочувствительный дифференциальный барометр, позволяющий измерять изменение давления воздуха, возникающие при колебании высоты фотографирования. Способ основан на известном положении, что при малых разностях высот (порядка 50-100 м) колебание высоты d Н связано с разностью давления d р и барометрической ступенью Q простой линейной зависимостью
Поскольку барометрическая ступень для стандартной атмосферы известна (например, 1,1 м), для определения превышения между центрами фотографирования необходимо лишь измерить разность давлений в точках съемки.
Проявленная пленка называется статограммой и содержит данные об изменении давления в точках фотографирования, представленные расстояниями d р между точками на сплошной и прерывистой линиями, причем, точки сплошной линии соответствуют моментам фотографирования. Показания неработающего статоскопа изображаются прямыми линиями. Как только изменение высоты полета превысит 25 м, статоскоп автоматически переключается на вторую трубку, что фиксируется на статограмме отрезком П (переключение), после чего начинается фиксация превышений относительно новой изобарической поверхности.
В современном аэрофотосъемочном производстве применяются статоскопы-автоматы непрерывного действия С-51 и С-51М, обеспечивающие определение превышений между центрами фотографирования с точностью около ±1 м.
Радиовысотомер представляет собой радиолокационную установку, предназначенную для измерения высоты полета в моменты фотографирования. Принцип его действия основан на использовании импульсного метода измерения расстояний по времени прохождения радиоволны, направленной к земной поверхности и отраженной обратно. Тогда расстояние до ближайшей точки, близкое к высоте фотографирования, будет равно половине пройденного пути:
Принцип работы радиовысотомера заключается в следующем. В момент экспонирования передатчик 1 генерирует и через антенну 2 излучает импульс, который, отразившись от земли, улавливается приемной антенной 3 и через приемник 4 передается на экран индикатора 5.
Кадры высотограммы содержат изображение индикатора со шкалой развертки от 0 до 500 м и два выступа («выброса»), соответст вующие моментам регистрации начального и отраженного импульсов. С учетом того, что при H =1700 м число оборотов n =3 полный отсчет по высотограмме (рисунок) соответствует высоте фотографирования Н = 175 + 3 х 500 = 1675 м. (175 м – разность отсчетов по выступам).
Широкая направленность антенны (120°) и выбранная длина волны (68 см) обеспечивают отражение радиоволн от точек земной поверхности (а не от растительности), расположенных на различных расстояниях. После приема первого отраженного импульса приемник радиоволн запирается, что исключает многозначность определений.
С увеличением рельефа местности показания радиовысотомера начинают отличаться от истинного значения высоты фотографирования и приближаются к наклонному расстоянию до ближайшей точки. Поиск этих точек и введение соответствующих поправок в показания радиовысотомера выполняют по фотограмметрическим данным.
Применяемые при аэрофотосъемке радиовысотомеры РВТД и РВТД-А обеспечивают определение высоты фотографирования над равнинной местностью с точностью 1,2-1,5 м.
Гиростабилизирующая установка предназначена для стабилизации в полете положения съемочной камеры и уменьшения углов отклонения ее главной оптической оси от отвесной линии. В основе конструкции современных гироскопов лежит принцип волчка, стремящегося сохранить неизменным пространственное положение своей оси вращения при наклоне плоскости, на которой он установлен. Применяемые гиростабилизирующие установки Н-55, ТАУ, ГУТ-9 и др. использует трехстепенные гироскопы, стабилизирующие положение съемочной камеры с точностью 10-15 минут.
Системы определения координат центров фотографирования в процессе аэрофотосъемки применяют с 50-х гг. прошлого столетия. В начале это были радиотехнические системы, основанные на фазовых методах измерения расстояний от самолета до двух наземных станций. Широко применяемые в то время радиогеодезическая станция ЦНИИГАиК (РГСЦ) и самолетный радиодальномер (РДС) обеспечивали определение координат центров с ошибкой 1-5 метров.
Системы глобального позиционирования GPS ( Global Positioning System ), появившиеся в 90-х гг., заменили применявшиеся ранее радиогеодезические системы. Они работают по принципу измерения дальностей (расстояний) от самолета до геодезических спутников и скоростей их изменения (вследствие перемещения этих спутников). Определяемые с помощью системы пространственные координаты центров фотографирования могут использоваться как для целей навигации, так и для фотограмметрической обработки снимков. Координаты антенны определяются через интервалы 1 сек и менее.
§ 8. Основные технические требования к топографической аэрофотосъемке
При топографической аэрофотосъемке должен быть выполнен ряд требований, соблюдение которых обеспечивает последующую фотограмметрическую обработку аэрофотоснимков. Контроль за соблюдением этих требований производится как в процессе аэрофотосъемки, так и по ее завершению, при оценке качества полученных материалов.
Высота фотографирования над средней плоскостью съемочного участка определяется в период предполетной подготовки в зависимости от параметров аэрофотосъемки (/, т) и масштаба плана (М).
где К- коэффициент увеличения снимка
Перекрытия аэроснимков, выражаемые в процентах от размера аэронегатива, обеспечивают возможность фотограмметрической обработки аэроснимков, и требование их соответствия расчетным является одним из основных.
Продольное перекрытие Р х должно быть в среднем 60% при минимальном 56%, что обеспечивает наличие 12-процентной зоны тройного продольного перекрытия. В некоторых случаях (например, при съемке населенных пунктов с многоэтажной застройкой) продольное перекрытие может устанавливаться равным 80-90 % (±5 %). Это позволяет обрабатывать маршруты, в которых снимки взяты через один(при Р х = 80 %) или через два (при Р х = 90 %).
Зона продольного перекрытия определяет границы стереопары, в пределах которой выполняется фотограмметрическая обработка изображений. Зону тройного продольного перекрытия используют для связи смежных стереопар по общим точкам и передачи от одной из них к другой системе координат и масштаба фотограмметрических построений.
Поперечное перекрытие Р у должно быть не менее 20% при среднем 30-35% и используется для размещения в нем опорных точек и точек связи смежных маршрутов. Иногда оно устанавливается равным 60%, что позволяет формировать и обрабатывать маршруты через один с целью повышения точности измерений и сокращения объема полевых работ.
Наличие продольного и поперечного перекрытий обусловливает целесообразность практического использования не всей площади перекрытия аэроснимков, а только его центральной части. К тому же величины искажения положения точек под влиянием факторов физического и геометрического характера в центральной части снимка заметно меньше, чем по краям. Эта часть аэроснимка, ограниченная средними линиями продольного и поперечного перекрытий, называется рабочей площадью. В ее границах выполняется дешифрирование снимка и любые измерительные действия; из этих площадей создаются фотопланы, ортофотопланы и т. и.
Непараллельность стороны аэроснимка (базиса фотографирования) направлению полета затрудняет фотограмметрическую обработку снимков’и не должна превышать 5-10° (в зависимости от фокусного расстояния съемочной камеры и высоты фотографирования).
Угол наклона аэроснимков оказывают влияние на фотограмметрические работы только при использовании приборов аналогового типа. Тем не менее, действующие нормативные документы, регламентирующие аэрофотосъемочные работы, устанавливают критерии ее оценки и по величине угла наклона, которая не должна превышать один градус при аэрофотосъемке с использованием средств стабилизации аэрофотоаппарата и 3° без них. Причем число снимков с максимальным углом наклона не должно превышать 10 % от их общего числа.
Ряд требований регламентирует метеорологические условия съемки, определяющие фотографическое качество снимков.
В частности, аэрофотосъемка должна выполняться при безоблачном небе, поскольку на снимках недопустимо изображение ни самих облаков, ни отбрасываемой ими тени. Отрицательное влияние на фотографическое качество оказывает также туман, дымка, избыточная влажность воздуха и пр. Все это меняет отражательную способность ландшафта, делает границы между объектами плохо различимыми и т. п. Нежелательно выполнять аэрофотосъемку ранней весной, поздней осенью, после распускания деревьями листвы, и совершенно недопустимо зимой, при наличии снежного покрова. Считается, что аэрофотосъемочный сезон начинается через две недели после весеннего снеготаяния и завершается с наступлением периода систематических осенних дождей.
Аэрофотосъемка выполняется, как правило, при высоте Солнца над горизонтом не менее 20-25°, с обязательным использованием светофильтров.
§9. Расчет аэрофотосъемочных параметров. Аэрофотосъемочные работы
Летно-съемочным работам предшествует расчет параметров аэрофотосъемки, к числу которых относят площадь участка, высоту фотографирования, расстояния между центрами фотографирования (базис) и смежными маршрутами, интервал между экспозициями и др.
Высоту фотографирования Н над средней плоскостью участка съемки определяют по формуле H = mf (по фокусному расстоянию и масштабу аэрофотосъемки). Одновременно по топографической карте определяют максимальную (А m ах ); минимальную ( A min ) отметки точек на участке работ (без учета отдельных вершин) и вычисляют абсолютную высоту фотографирования (высоту полета самолета) над уровнем моря:
Расчетные перекрытия р и q смежных снимков, выражаемые в процентах от их размера, всегда задаются по отношению к средней плоскости съемочного участка. Однако их фактические значения не должны быть меньше минимально допустимых и для других плоскостей, встречающихся на съемочном участие. В связи с этим расчет продольного (р) и поперечного ( q ) перекрытий выполняют по эмпирическим формулам, учитывающим поправки к их оптимальным значениям (62% и 32%), зависящие от величины превышения h над средней плоскостью съемочного участка и высоты H фотографирования над ней:
р = (62+50 h / H )%, q = (32 + 50 h / H )%.
Базис фотографирования Вх (расстояние между центрами фотографирования) и расстояние между маршрутами By зависят от размера кадра фотокамеры I , величин продольного р, поперечного q перекрытий и знаменателя масштаба аэрофотосъемки т:
Интервал между экспозициями определяет продолжительность полета самолета со скоростью W км/час между двумя последовательными экспозициями, т.е. время, в течение которого самолет преодолеет расстояние Вх
Число аэроснимков на участке определяют по простым формулам, связывающим размеры участка ( Lx , Ly ), базис фотографирования (В х ) и расстояние между маршрутами ( By ), причем, для обеспечения сводок со смежными участками число маршрутов на участке и число снимков в маршруте увеличивают на 1 и на 3 соответственно
Kx=Lx/Bx+3 Ky=Ly/By+1 K=Kx Ky
По завершению расчетов готовят полетную карту, масштаб которой в 10-20 раз мельче мельче масштаба создаваемого плана. На эту карту наносят границы съемочного участка, оси маршрутов и ориентиры в начале и конце каждого из них.
Непосредственно аэрофотосъемка выполняется в соответствии с подготовленными расчетами и техническими условиями.
Во время подлета к съемочному участку самолет набирает нужную высоту полета, по намеченным на полетной карте ориентирам выполняет заход в створ первого маршрута, после чего оператор включают аэрофотоаппарат за полтора-два базиса фотографирования до границы съемки. С этого момента аэрофотоаппарат выполняет все операции автоматически, в том числе соблюдение заданной величины продольного перекрытия. Заметим, что оборудование самолета АН-30 и некоторых других позволяет автоматизировать как полет по маршруту, так и заход на следующий маршрут.
Затем приступают к аэрофотосъемке. Набрав заданную высоту и выйдя на маршрут, аэросъемщик должен определить угол сноса и путевую скорость самолета, если она автоматически не определяется.
Угол сноса — это угол между заданным маршрутом и фактическим направлением полета . Этот угол возникает из-за влияния ветра. Чтобы самолет не сносило с курса, его разворачивают против ветра на угол упреждения, который рассчитывают в зависимости от угла сноса.
Развернув самолет против ветра, нужно повернуть АФА в аэро-фотоустановке в обратном направлении, чтобы стороны прикладной рамки были параллельны и перпендикулярны к направлению маршрута. Если этого не сделать, то аэрофотоснимки в маршруте занимают положение, называемое «елочкой»
«Елочка» уменьшает зону перекрытия аэрофотоснимков и затрудняет их фотограмметрическую обработку. Путевую скорость самолета определяют для того, чтобы затем вычислить интервал времени между моментами получения аэрофотоснимков и установить его на шкале интервалометра. Угол сноса и путевая скорость определяются при помощи оптических визиров.
§ 10. Полевые фотолабораторные работы
По окончании аэрофотосъемки производят фотолабораторную обработку фотопленок, чтобы получить на них негативное изображение заснятых объектов. При этом обрабатываются пленки, на которые фотографировалась местность, и пленки, на которых фиксировались показания статоскопа и радиовысотомера. Затем с аэронегативов получают отпечатки на фотобумаге. Эти работы выполняются в полевой фотолаборатории, оборудованной при аэрофотосъемочном отряде.
Фотопленка представляет собой прозрачную целлулоидную ленту с нанесенным на нее тонким слоем светочувствительного вещества, состоящего из смеси бромистого серебра с желатиной и называемого фотоэмульсией. Когда на пленку проектируется изображение предмета, в слое фотоэмульсии образуется скрытое изображение.
Чтобы оно стало видимым, пленку обрабатывают специальным химическим раствором — проявителем. Под действием проявителя бромистое серебро разлагается и выделяется металлическое серебро черного цвета. Так как процесс идет быстрее там, куда попало больше света, то на пленке образуется негативное изображение, на котором светлые участки получаются темными, и наоборот. Для аэрофотосъемки применяется фотопленка длиной 60 или 120 м и шириной не менее 19 см.
Для ее проявления используют специальные автоматические проявительные приборы разного устройства, например АПП-85, АМПП-10, АМПП-ПМ. Проявительный прибор АМПП-ПМ состоит из четырех бачков, двух катушек и механизма для перематывания пленки. Катушки, на одну из которых намотана пленка, а на другой закреплен ее конец, опускают в бачок с проявителем. В бачке пленка автоматически перематывается с одной катушки на другую и таким образом равномерно подвергается действию проявителя. Проявление аэрофильма может длиться от 5 до 15 мин. Чтобы определить время проявления, обрабатывают пробные фотоснимки, полученные на концах аэрофильма, и по времени проявления пробы определяют время проявления всего аэрофильма. Проявленную пленку промывают, перематывая ее в бачке с водой, а затем помещают в бачок с закрепителем — фиксажем. Под действием закрепителя из эмульсии удаляется не успевшее разложиться бромистое серебро, так как после полного его разложения почернение пленки окажется равномерным и изображение исчезнет. Обработка аэрофильма закрепителем длится 10—15 мин, после чего пленку промывают в течение 20—30 мин в проточной воде. От качества промывки зависит длительность сохранности негативов.
После промывки аэрофильмы подвергаются сушке на сушильных барабанах или в специальных автоматических сушильных приборах, в которых пленка высушивается принудительно— нагнетанием теплого воздуха. После высушивания на аэрофильме нумеруют негативы, надписывая черной тушью в северо-восточном углу условное обозначение (шифр) объекта съемки, дату залета и порядковый номер негатива. Запись читается с неэмульсионной стороны пленки. В соответствии с нумерацией аэронегативов производится нумерация статограмм и высотограмм, т. е. фотопленок, на которых зафиксированы в полете показания статоскопа и радиовысотомера.
Для того чтобы получить отпечатки хорошего качества, нужно правильно выбрать сорт фотобумаги по степени ее контрастности. Контрастность — это способность фотобумаги передавать разницу в изображении светлых и темных контуров. Фотобумага разных сортов может иметь до семи степеней контрастности, определяемых номером или одним из следующих терминов (в порядке увеличения контрастности): 1 — мягкая, 2 — полумягкая, 3 — нормальная, 4 — контрастная, 5 — особо-контрастная, 6 — сверхконтрастная, 7 — сверхособоконтрастная. Бумагу выбирают в зависимости от контрастности негативов: чем менее контрастен негатив, тем более контрастной должна быть бумага.
§ 11. Полевые фотограмметрические работы
Эти работы называются полевыми фотограмметрическими, так как выполняются фотограмметристами на базе летного отряда. Для того чтобы материалы аэрофотосъемки можно было использовать при создании топографической карты, необходимо выполнение определенных требований, предъявляемых к этим материалам. Поэтому полученные материалы аэрофотосъемки необходимо принять у аэрофотосъемочного отряда, т. е. проверить на пригодность для создания топографической карты, оценить качество. Проверка и оценка качества аэрофотосъемочных материалов производится в соответствии с «Основными техническими требованиями к аэрофотосъемке, производимой для создания топографических карт и инженерных планов» (ОТТ).
Монтаж начинают с правого конца северного маршрута и укладывают фотоснимки в маршруте справа налево, последующий фотоснимок на предыдущий, так, чтобы совмещались контуры, выбранные посередине продольных перекрытий. Номера всех фотоснимков должны быть видны. Затем в таком же порядке укладывают фотоснимки следующего маршрута, добиваясь наилучшего совмещения контуров в серединах продольных и поперечных перекрытий. На накидном монтаже отмечают полосками белой бумаги шириной 5 мм границы участка съемки и сдаточных трапеций и белыми нитями — внутренние рамки трапеций, а внутри трапеций прикалывают полоски бумаги с написанной на них номенклатурой. Сверху на монтаже подписывают название предприятия, производившего съемку, и год выполнения залета, а внизу — масштаб залета.
Цифровая схема аэрофотосъемки, составляемая по накидному монтажу, необходима для наглядного учета и систематизации материалов аэрофотосъемки. На ней линиями показывают расположение маршрутов на накидном монтаже, отмечают положение главных точек аэрофотоснимков и у точек подписывают номера аэрофотоснимков. Репродукция накидного монтажа — это его фотокопия, которая делается с уменьшением в 3—4 раза, с таким расчетом, чтобы были отчетливо видны все снимки и хорошо читались их номера. Репродукция накидного монтажа, так же как цифровая схема аэрофотосъемки, позволяет определять местоположение каждого аэрофотоснимка на съемочном участке. Так как на репродукции есть фотоизображение местности, ее можно использовать для ориентирования на местности, а также для создания проектов различных работ, например проекта привязки аэрофотоснимков.














































