для чего нужна геологическая практика
Геология участка – зачем она нужна?
Собственно, геологические изыскания необходимы даже не столько для протоколов и получения разрешений, сколько для уверенности самого застройщика в надежности будущего сооружения, его прочности и надежности. Именно для изучения грунтов участка и производится геологические исследование. По итогам работ, архитекторами будет выбран фундамент для будущего строения, который и обеспечит его устойчивость и прочность.
Что дают геологические изыскания?
Если не выяснить тип грунта на застраиваемом участке, то невозможно предсказать поведение фундамента в связи с постоянными сезонными изменениями. Здания могут просаживаться, что приведет к перекосу строения и по стенам неизбежно пойдут трещины, окна перестанут закрываться и между дверями тоже появятся внушительные щели. Да и жить в накренившемся здании тоже небезопасно.
При не проведении геологии участка останется не исследованным его рельеф, что не позволит четко определить насколько опасны склоны на участках и предсказать в дальнейшем их поведение. Следует ли производить отсыпку и укрепления, чтобы избежать оползней, или склон вполне безопасен и пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Важна геология и для определения качества воды, которая будет на участке. Возможно, воды перенасыщены примесями и вовсе не пригодны ни для питья, ни для поливки озеленения, которое будет высажено в процессе облагораживания участка. Геологические исследования учитывают все эти нюансы и анализы производятся в специализированных лабораториях, результатам которых, безусловно, можно доверять. Все результаты изысканий обобщаются в технический отчет, который предоставляется заказчику.
3 аргумента Против проведения инженерно-геологических изысканий
Выбираете энергоэффективные решения?
Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE
Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
Делать инженерно-геологические изыскания на участке или нет? Часть застройщиков утверждает, что без этого строить дом категорически нельзя. Другие доказывают, что заказывать геологию на «фирме» — выбрасывать деньги на ветер. Как быть? Рассмотрим аргументы разных сторон и, на их основе, в конце статьи сделаем вывод.
Содержание:
«Подводные камни» инженерно-геологических изысканий
На портале постоянно появляются темы с названиями: «Треснул ленточный фундамент! Что делать?», «Морозным пучением подняло угол дома. Как это исправить?», «Плита просела. Ломать?».
Среди причин аварийных ситуаций с фундаментом и «коробкой» дома часто называют отсутствие геологии. Мол, застройщик сэкономил, понадеялся, что пронесёт, вот и получил результат.
Кого не спроси, почти все знают или слышали, что, перед возведением дома, надо сделать инженерно-геологическое изыскание. Но мало кто пишет, что провёл исследование грунта на участке. Получается, большинство строят фундаменты на авось?
Для наглядности, приведём результаты голосования в одной из профильных тем на FORUMHOUSE.
Как видите, большинство участников портала высказались «За» проведение геологии. Но, сколько из этих людей реально сделают исследование грунта на участке? И ещё — результаты геологии, сами по себе, для обычного застройщика, не обладающего узкопрофильными знаниями, — китайская грамота. Как быть? Если вы сделали инженерно-геологические изыскания, то дом, затем, должны «от» и «до» проектировать специалисты.
Делать геологические изыскания грунта надо по заданию конструктора фундамента. Сначала определитесь с ним и только потом заказывайте исследование. Иначе, это — напрасный труд. У меня в архиве куча отчетов по геологии, которые меня, как конструктора-проектировщика фундаментов, совершенно не устраивают.
Почему исследование грунта следует начать с поиска проектировщика фундамента? Вы ему скажете, какой дом, и где вы хотите построить. Он переведёт ваши мечты на строительный язык и составит техническое задание для инженерно-геологической организации. В этом задании указывается:
Получив ТЗ, геолог составит программу обследования участка, в которой пропишет количество и глубину скважин, виды проб и необходимые лабораторные исследования грунта.
Затем буровики выполнят работы, а геолог составит отчет о проведённых инженерно-геологических изысканиях. Хотя состав и несущая способность грунтов понятна только специалистам, застройщик, на основании отчета, может составить первое впечатление о плюсах и минусах своего участка.
Бывают и обратные ситуации, когда застройщик сначала делает исследование грунта и только потом обращается к конструктору фундамента.
Поясните, геологи, после изысканий, дают рекомендации по выбору оптимальной конструкции фундамента?
Геолог даст рекомендации как по выбору типа фундамента, так и по глубине его заложения и спрогнозирует вероятность развития опасных геологических процессов.
Материалы геологических и гидрогеологических изысканий — база для расчета и проектирования фундамента.
Дочитав статью до этого места, вы можете воскликнуть: «А где же «подводный камень?». Поясняем. Сами по себе геологические исследования грунта, без дальнейшего обращения к конструктору фундамента и профессиональному архитектору-проектировщику — выброшенные деньги.
А теперь скажите честно, сколько людей вы знаете, которые заказали проектирование и расчёт обычного загородного дома — площадью от 120 до 150 кв. м, от «А» до «Я», у профессионалов? Именно проектирование здания, со всей конструкторской документацией, а не переделали «на коленке» проект, скаченный в интернете, в лучшем случае, подогнав «картинку» у обычного дизайнера?
Неудивительно, что зачастую, после проведения изысканий, на портале появляются темы: «Сделал геологию. Помогите подобрать фундамент» или «Как разобраться в отчете по геологии?».
Итак, первая причина не делать геологию — вы готовы платить за весь цикл работ по расчёту и проектированию дома?
Обман со стороны геологов-халтурщиков
Чтобы поднять градус накала статьи ещё выше, приведём мнение пользователя портала с ником Sergey-2017.
А вы делали себе геологию? Или ваши друзья и знакомые? Те немногие, кто её делал, потом пришли к выводу, что потратили деньги зря. Байки о необходимости геологии для строительство частного дома, так и остаются байками. И еще, нет никаких гарантий, что результаты исследования не взяты с потолка. Кроме этого, геология участка под строительство дома абсолютно ничего не решает, т.к. описывает состояние грунта на момент исследования, не прогнозируя его вероятные изменения со временем.
Например, геология показала, что уровень УГВ низкий, но после возведения дома оказалось, что грунтовые воды находятся выше уровня промерзания грунта, т.к. искусственно изменилась динамика движения вод. Как это произошло? При покупке пустого участка и проведении геологии, рядом домов не было. Но, со временем, по мере застройки посёлка, происходит искусственное насыщение грунта водой. Т.к. соседи возводят локальные очистные сооружения, сбрасывают дождевые и талые воды с участков, устраивают пожарные водоемы. Сосед может поднять свой участок подсыпав грунт, тогда ваш окажется в низине. Может засыпать свою дренажную канаву и, тогда, весной и осенью, вся вода побежит к вам.
Ещё одна сложность — вероятность наткнуться на недобросовестных геологов-бурильщиков.
Мне пробурили 3 скважины глубиной 10 м. Пробу взяли только из одной. Бурильщики сказали, что грунт везде одинаковый, хотя я заметил, что в третьей скважине, в отличие от первых двух, глина была сильно увлажнена. Позволил в офис фирмы. Спросил, почему забор грунта был только из одной скважины. Менеджер сильно удивилась, обещала, что уточнит и положила трубку. Позвонил ещё раз. Перекинули на директора. Он сказал, что есть какая-то инструкция, по которой так можно отбирать пробы. Это правда?
Таких инструкций нет и брать только одну пробу не следует. Иногда, даже в двух шагах от скважины, состав и свойства грунтов различаются.
Я не могу найти компанию для проведения геологического исследования участка. Звоню. Спрашиваю, как бурят. Чем. Как проводят исследования в лаборатории. Толком ничего не говорят. Одни общие фразы. Договорился с одними. Приехали на легковушке. В багажнике обычный бензобур. Развернул обратно. Где найти нормальных специалистов?
Для исследования участка, грунт бурят как установками на базе грузовиков, так и малогабаритными мотобурами со шнеками.
Каждый вариант для своих условий. Alexej68 советует, для экономии средств, сначала поговорить с проектировщиком фундамента и уже потом решить вопрос с изысканиями, какие реально нужны. Или заказать мелкое обследование лёгким ручным инструментом с минимумом лаборатории. Или провести предварительное исследование самостоятельно.
Я заказал геологию участка. Нашел вроде бы приличную организацию. Приехали два бурильщика на УАЗе и молодой парень геолог. Сделали обычным шнековым буром 3 скважины глубиной по 8 м. Геолог помял образцы руками и положил в целлофановые пакетики. Ещё измерили уровень воды в скважинах. Бурильщики сказали, что грунт нормальный, строиться можно и уехали. Самое интересное было потом. Жена забрала результаты анализов грунта из лаборатории в Москве. По бумажкам оказалось, что отбор проб произвели вдавливаемым грунтоносом диаметром 108 мм! Всего же, по заключению, было отобрано 18 проб для определения физико-механических свойств грунта и 2 пробы для определения коррозионной активности грунтов! Комментарии излишни.
Abcnote выложил на портале результаты исследований. Их посмотрели опытные пользователи. Вердикт — большая часть данных о грунте взята из головы и просто переписана по шаблону из справочников.
Я думаю, что делать геологию — выкидывать деньги. За 40-50 тыс. руб., большинство «контор», в 90% случаев, вам напишут стандартный ответ на основании геологической карты местности. Если и отправят грунт в лабораторию, то, что там будет, тоже неизвестно. Пиши, что хочешь!
Низкая цена должна насторожить, но и высокая не является гарантией добросовестности геологов. Выход — искать через «сарафанное радио» проверенных специалистов.
Вторая причина не делать геологию — большая вероятность нарваться на халтурщиков.
Доводы против инженерно-геологических изысканий
Разобраться в геологическом заключении обычному застройщику не по силам. Значит, придётся ещё платить архитектору и проектировщику фундамента. Я думаю, если речь не идет о действительно сложных грунтах, то можно обойтись своими силами и самостоятельно провести исследования. Формулировка — заплатите сейчас, потом сэкономите, а также страшилки от геологов — бесполезны для частного застройщика!
Геологию участка вы делаете не ради бумажки, а для проектировщика фундамента. По поводу страшилок, за мою, более чем двадцатилетнюю практику проведения инженерно-геологических изысканий для частных застройщиков, я вспомню не более десяти случаев, когда строение разрушилось, перед строительством которого не проводилось никаких работ. Ремонт домов обошёлся значительно дороже, чем траты на геологию, но все рассчитывают на то, что они не попадут в этот процент.
Могу поделиться статистикой. Я регулярно использую данные геологии при расчете фундаментов. Они реально нужны примерно в 10% случаев. Это варианты линз, клиновидных включений, местных разуплотнений и т.п. Данные по Московской обл. В остальных случаях, исследования необходимы для уточнения физико-механических свойств грунтов основания, что, принципиально, ничего не меняло. Но поймите правильно — это 10% от тех случаев, когда была сделана геология. Ну, а дальше, пусть каждый оценивает сам, много это или мало.
Итак, третий аргумент не делать геологию — надежда на то, что вы попадёте в число счастливчиков, у которых на участке нет проблемного грунта.
Выводы
В заключении статьи дадим упрощённый алгоритм. Вам нужно делать инженерно-геологические изыскания если:
В теме Инженерно-геологические изыскания обсуждаются вопросы исследования грунта на участке.
В видео показаны этапы исследования грунта под дачное строительство и рассказывается для чего делаются инженерно-геологические изыскания.
Учебная геологическая практика
Рабочая программа учебной геологической практики
(в окрестностях г. Томска)
______________
«____» _____________ 2006 г.
УЧЕБНАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
(в окрестностях города Томска)
Рабочая программа и методические указания для студентов специальностей направлений:
130100 “Геология и разведка полезных ископаемых”,
130500 “Нефтегазовое дело”, 280400 “Природообустройство”
и специальности 020804 “Геоэкология”
Обеспечивающая кафедра: Общей и экономической геологии
Учебный план набора 2006 года
Распределение учебного времени
Зачёт во 2 семестре
Документ: Рабочая программа учебной геологической практики
Дата разработки: 22.05.2006
Рабочая программа учебной геологической практики
(в окрестностях Томска)
1. Методические указания составлены на основе Образовательного стандарта высшего профессионального образования ТПУ (СТП ТПУ 2.3.04–02 «Система менеджмента качества ТПУ. Система образовательных стандартов. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению»), а также Образовательного стандарта высшего профессионального образования ТПУ (СТП ТПУ 2«Система образовательных стандартов. Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию и оформлению»).
РАССМОТРЕНЫ и ОДОБРЕНЫ на заседании обеспечивающей кафедры Общей и экономической геологии ________________ 2006 года, протокол № _____.
доцент к. г.-м. н. __________________
доцент к. г.-м. н. __________________
3. Зав. обеспечивающей кафедрой,
доцент, к. г.-м. н. _________________
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами ИГНД, соответствует действующему плану.
Зав. выпускающей кафедрой
профессор, д. г.-м. н. _________________
Зав. выпускающей кафедрой,
профессор, д. г.-м. н. _________________
Зав. выпускающей кафедрой,
профессор, д. г.-м. н. _________________
Зав. выпускающей кафедрой,
профессор, д. г.-м. н. _________________
Зав. выпускающей кафедрой,
профессор, д. г.-м. н. _________________
Зав. выпускающей кафедрой,
доцент, к. ф.м. н. _________________
Зав. выпускающей кафедрой,
доцент, к. т.н. _________________
Рабочая программа учебной дисциплины «Учебная геологическая практика (в окрестностях г. Томска)» включает содержание, цели и задачи геологической учебной практики студентов 1 курса, обучающихся по направлениям: 130100 “Геология и разведка полезных ископаемых”, 130500 “Нефтегазовое дело”, 280400 “Природообустройство” и специальности 020804 “Геоэкология”. Программа рассматривает цели и задачи практики, содержание практики по периодам её проведения, план и методические рекомендации по её проведению, примерное содержание отчёта и перечень инструктивно-методической литературы. Она предназначена для подготовки бакалавров в техническом университете.
Ключевые слова: геологическая практика, содержание, цели и задачи практики, организация практики.
Документ: Рабочая программа учебной геологической практики
Дата разработки: 22.05.2006
Учебная геологическая практика является составной частью учебных планов, имеет продолжительность 3 недели и проводится после окончания студентами учебных занятий на I курсе, т. е. после изучения теоретического курса общей геологии, исторической геологии, структурной геологии и геологического картирования. Учебная геологическая практика относится к практике экскурсионного типа, она имеет своей целью знакомящая студентов с геологическими процессами в окрестностях г. Томска.
Учебная геологическая практика в ТПУ проводится на базе многочисленных геологических объектов, расположенных в окрестностях г. Томска. Методическое и научное руководство учебной геологической практикой осуществляется кафедрой общей и экономической геологии. Организационная и воспитательная работа руководителей практики, вся деятельность студентов и обслуживающего персонала в период практики регламентируются «Положением о практике…» и «Инструкцией № 2–75 по охране труда и правилам безопасного проведения учебных геологических практик», разработанной на кафедре общей и исторической геологии и утвержденной 20.06.2002 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Необходимым условием подготовки инженеров-геологов высокой квалификации является рациональное сочетание теоретического обучения и приобретения практических навыков. В этом отношении 3–недельная учебная геологическая практика должна рассматриваться как важнейший этап во всем учебном процессе по подготовке высококвалифицированных геологов.
Закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных при изучении курса общей геологии. Ознакомление с содержанием основных способов и приёмов, применяемых при изучении конкретных геологических объектов. Изучение особенностей геологического строения объектов исследования. Освоение основными приёмами, методами и способами выявления, наблюдения и измерения различных параметров изучаемых геологических объектов. ознакомление с геоморфологией, стратиграфией, магматизмом и тектоникой района практики; овладение профессиональными навыками документации естественных геологических обнажений. Приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.
Задачей практики является закрепление и дальнейшее углубление теоретических знаний, полученных при изучении курса геологии. Практику в целом следует рассматривать как лабораторные занятия по общей геологии, вынесенные в полевые условия. Кроме того, она преследует цель привития студентам первых навыков проведения геологических наблюдений, выполнения геологических маршрутов, описания геологических объектов, организации работы и быта в полевых условиях, привития бережного отношения к природе.
Для эффективного достижения целей, представленных в предыдущем разделе, студенты должны осуществить выполнение нижеперечисленных задач.
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и основные проблемы дисциплин, определяющих область профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний. Ориентироваться на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней. Понимать определяющую роль методологических и мировоззренческих взглядов в деятельности геолога-профессионала. Знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде и уметь учитывать их в профессиональной деятельности. Уметь использовать методы научно-технического творчества для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью. Уметь на научной основе организовать свой труд и владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемой в профессиональной деятельности. Уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы в профессиональной деятельности. Владеть социально-психологической культурой и умением анализировать личностно-значимые проблемы. Иметь широкую эрудицию, высокую культуру поведения и хорошие манеры.
Кроме того, учебная геологическая практика должна привить студенту уважение к труду геолога, раскрыть значение геологических исследований как средства обеспечения минерально-сырьевой базы страны.
Одной из задач практики является подготовка студентов к жизни в полевых условиях, приобретение навыков, обеспечивающих безопасность труда, сохранение и укрепление здоровья, организацию труда и быта в полевых условиях.
Главной задачей учебной геологической практики является обучение студентов приемам и методам полевых геологических исследований и выработке навыков анализа полевых геологических материалов.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Основным местом проведения учебной геологической практики является район окрестностей города Томска. Этот район характеризуется достаточной обнаженностью, разнообразностью пород по составу, происхождению, возрасту и степени метаморфизма, наличием различных минеральных ассоциаций, многообразием типов и форм рельефа и отчетливыми проявлениями многих современных физико-геологических процессов.
Общие организационные требования
1. Организация учебной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с уровнем подготовки выпускника.
2. Объёмы практики и её содержание определяются действующими нормативными и методическими документами – государственными образовательными стандартами ВПО, образовательными стандартами ВПО ТПУ, учебными планами, программой практики, методическими указаниями к их организации и выполнению.
1. Строго соблюдать установленные сроки практики.
2. В период прохождения практики: изучить и строго соблюдать правила охраны труда и безопасного проведения учебной геологической практики, правила производственной санитарии и пожарной безопасности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка ТПУ; нести ответственность за выполняемую работу и её результаты.
3. Вести дневник полевых наблюдений, выполнить программу практики, составить отчёт о практике и защитить его.
Действующими учебными планами продолжительность геологической учебной практики определена в 2 недели (96 часов) для студентов следующих специальностей: «Геоэкология», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов», «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», «Геофизические методы исследования скважин», «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых», «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические испытания», «Геология нефти и газа». Студенты же специальностей «Проектирование, сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов и газонефтехранилищ», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых скважин» проходят учебную геологическую практику в течение 4 недель (192 часа).
Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры Общей и экономической геологии (ОЭГ) с привлечением (при необходимости) с других кафедр преподавателей, имеющих опыт полевых работ. Учитывая, что через год почти все группы будут проходить геолого-съемочную практику на учебном геологическом полигоне ТПУ в Хакасии, для более правильного распределения учебного материала и лучшей преемственности между практиками, а также во избежание повторений и пропусков, желательно, чтобы руководство обеими практиками в группе поручалось одному и тому же преподавателю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебная геологическая практика подразделяется на три основных периода: подготовительный, полевой и камеральный (заключительный).
1. Организационный период. В этот период осуществляется подготовка к практике. В конце 2-го семестра, за два месяца до начала практики, студенты должны быть ознакомлены с целями, задачами, содержанием практики, условиями ее проведения, с геологической литературой и коллекциями по району практики; должны пройти медицинскую комиссию и получить необходимые профилактические прививки; должны пройти инструктаж по охране труда и правилам безопасного проведения учебных геологических практик с оформлением соответствующих документов.
2. Полевой период. Рациональным является следующее распределение времени этого этапа практики: а) экскурсии с описанием обнажений, геологических явлений и процессов — 10 дней; б) самостоятельная работа студентов — 2 дня. В течение полевого этапа студенты работают в поле ежедневно не менее 6 часов, а вечером не менее двух часов занимаются обработкой материалов.
Главной формой работы в этот этап являются экскурсии по окрестностям г. Томска, а основное содержание — знакомство с геологическим строением и изучение современных геологических явлений, процессов и их результатов. Перечень, схема размещения, описание объектов и краткое содержание необходимого минимума наблюдений на них содержатся в учебных пособиях [1, 2].
Во время экскурсий преподаватель знакомит студентов с физико-географической характеристикой района, современными геологическими процессами и их ролью в преобразовании строения земной поверхности и верхней части земной коры, с типами рельефа, как результатом взаимодействия экзогенных и эндогенных геологических факторов, с общими чертами геологического строения района, с месторождениями полезных ископаемых, с минералами и горными породами. Знакомя студентов с геологическим строением района, необходимо делать упор на более яркие и узловые элементы геологии, иллюстрирующие сущность, динамику и развитие во времени и пространстве геологических процессов. Попутно составляется эталонная коллекция (как по типам пород, так и по конкретным стратиграфическим подразделениям и интрузивным комплексам). В экскурсионный этап, особенно в начале его, рекомендуется после демонстрации и объяснения какого-либо природного объекта диктовать студентам его описание и делать образцовые его зарисовки с целью выработки у студентов общепринятых, в какой-то степени стандартных приемов полевой работы. Рекомендуется также ежедневно подводить итоги маршрутов, обсудив, а затем записав (лучше также под диктовку) его результаты с привлечением дополнительных сведений по физико-географической характеристике района, геологии и отдельным геологическим процессам. В этот же период необходимо закрепить у студентов умение пользоваться компасом и топографической картой.
Каждая экскурсия или самостоятельный маршрут сопровождается ведением дневника наблюдений, который будет являться основным документом, необходимым при оформлении отчёта по практике. Дневник наблюдений ведётся в свободной форме, но с соблюдением некоторых общих правил.
Запись (документация) наблюдений в каждом маршруте начинается с обозначения даты, номера маршрута и привязки.
20.06.2006 г. Маршрут № 1. От устья р. Ушайки вверх вдоль правого борта её долины.
Цель маршрута: Изучение особенностей геологического строения, форм рельефа и картин ландшафта долины р. Ушайки.
Места и объекты наблюдений (обнажения коренных и рыхлых горных пород, примечательные формы рельефа и т. д.) – нумеруются и каждая последующая точка привязывается к предыдущей по положению на рельефе, расстоянию и азимуту. Например:
т. н.4. Находится в 250 м от т. н.3 вверх по течению р. Ушайки в нижней части правого борта долины.
На точке в коренных выходах наблюдаются… Далее следует описание объекта.
Схему описания объектов дать трудно ввиду бесконечного их многообразия. В общем, при описании обнажений горных пород следует указать, какие именно горные породы обнажаются и как они (их геологические тела – пласты для осадочных пород, дайки – для магматических пород и т. д.) залегают в пространстве с указанием элементов залегания и по отношению друг к другу – согласное, с размывом или с угловым несогласием залегание пластов осадочных горных пород, послойное или секущее залегание даек диабазов, рвущих вмещающие горные породы.
При описании самих гонных пород последовательно указываются следующие их признаки: цвет, текстура, структура, состав, название. Для осадочных горных пород указывается наличие,
В течение первых 2–3 дней последней недели практики студенты при постоянной консультации со стороны преподавателя в составе бригад или индивидуально по темам и заданиям преподавателя занимаются самостоятельными исследованиями, которые обязательно должны включать элементы научно-исследовательской работы, предполагающей, no-возможности, камеральную обработку материалов в течение следующего учебного года с представлением оформлений научно-исследовательской работы, доклада на студенческой научной конференции. Перечень некоторых тем. для самостоятельных исследований с комментариями см. в методических указаниях [3].
В процессе проведения основных видов работ студенты должны освоить перечисленные ниже операции, приемы и методы полевых геологических исследований:
ориентирование на местности; работа с горным компасом; документация обнажений: привязка, описание и зарисовка, отбор образцов; полевое описание главнейших типов горных пород; изучение и описание слоистости; выяснение характера геологических границ (стратиграфических, магматических, дизъюнктивных); определение элементов залегания геологических тел и границ; выявление и сбор ископаемых органических остатков; определение относительного возраста горных пород; изучение дизъюнктивных нарушений; элементарное полевое изучение магматических тел: выяснение формы, изменчивости состава, фазности и фациальности, структурного положения, относительного возраста и прототектоники; ведение дневника, анализ и сопоставление полевых наблюдений: выявление тектонических структур, взаимоотношений между стратиграфическими подразделениями.
В результате проведения полевых работ должны быть представлены:
– коллекции образцов горных пород и руд, окаменелостей и т. п.
3. Камеральный период. Помимо ежедневной камеральной обработки собранных полевых материалов в конце срока практики выделяются два–три дня на окончательную камеральную обработку, оформление дневников, коллекций, вычерчивание графики и составление отчетов по подробной схеме, выданной руководителем.
Отчет, общим объемом 15–20 страниц, должен содержать следующие главы:
Глава 1. Геологическое строение района г. Томска:
Глава 2. Обзор современных экзогенных геологических процессов:
Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод
Геологическая деятельность ветра
Геологическая деятельность озёр и болот
Подробный физико-геологический очерк с описанием современных геологических процессов,
Краткая общая характеристика геологического строения и полезных ископаемых района,
Отчет по индивидуальному заданию (спецтеме),
заключение. Важно, чтобы текст отчета в основном опирался на собственные наблюдения и иллюстрировался максимальным количеством собственных рисунков, схем, разрезов, выкопировок из геологических карт, фотографий. Студенты при составлении отчета должны, таким образом, систематизировать по главам отчета все сделанные за полевой этап наблюдения.
Каждый студент, независимо от бригадного метода работы, представляет индивидуальный отчет и аккуратно заполненный дневник, последний после проверки может быть возвращен студенту.
В последний день студенты обязаны сдать полученное снаряжение и получить зачет по практике.
Зачёт по практике осуществляется путём собеседования с преподавателем по представленному дневнику и отчёту, в особенности по результатам выполнения самостоятельного задания и в целом по всем материалам практики. При собеседовании студент должен проявить полное понимание проделанной работы и полученных результатов.
Камеральная работа включает:
Правила ведения полевой документации; Геологическое строение окрестностей Томска (лекции); Построение геологических разрезов; Составление стратиграфических колонок; Составление и пополнение эталонной коллекции горных пород участка практики; Составление и пополнение каталога образцов; Доработка дневников полевых наблюдений.
ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
прохождения учебной геологической практики
Текущий контроль проводится в виде коллоквиумов по следующим темам:
Работа с горным компасом; Формы и правила ведения полевой документации;
Кроме этого, текущий контроль осуществляется в виде регулярных проверок полевых дневников студентов.
Итоговый контроль осуществляется в виде защиты отчета по учебной практике.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ
Основные учебно-методические требования к учебной геологической практике сводятся к следующему:
Обеспечение самостоятельности в работе каждого студента как в поле, так и в процессе послемаршрутной обработки материалов; Привлечение студентов к научно-исследовательской работе по материалам практики.
Методологически в процессе проведения практики необходимо осуществлять два взаимосвязанных подхода к изучению материала. С одной стороны, необходимо знакомить студентов непосредственно с действием современных геологических процессов, которые в настоящее время изменяют ландшафт и создают свежие рыхлые отложения. Особенно ценны в этом отношении наблюдения, сделанные сразу или даже во время сильных ливней, ветров, волноприбоя, паводков и т. д. С другой стороны, все изучаемые природные объекты, типы и формы накопления рыхлых отложений, минеральные ассоциации, различные горные породы, элементы геологической структуры и т. д. следует рассматривать как документы соответствующих геологических процессов (как экзогенных, так и эндогенных), действующих в настоящее время и в особенности действовавших в геологическом прошлом. В конечном итоге у студентов должны создаваться (в продолжение основной задачи курса «Общая геология») чёткие пространственно–временные модели и правильные мировоззренческие представления о геологических процессах на основе реальных полевых наблюдений.
Описание каждого маршрута в дневнике должно заканчиваться основными выводами с целью подведения итогов наблюдений и формулирования возможных задач, что прививает студентам навыки систематического каждодневного анализа полученных материалов и творческого подхода к работе.
В заключительный этап практики составляется отчет.
Защита отчета проводится в последний день практики.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение об учебной геологической практике студентов Томского политехнического института. – Томск: ТПИ, 1988
2. Инструкция № 2-75 по охране труда и правилам безопасного проведения учебных геологических практик ТПУ.- Томск: ТПУ, 2002.
3. Гудымович компас. (Методические указания). Изд. ТПУ. 20с.
4. Ананьев маршрутных наблюдений. (Методические указания). ТПУ. ОЭГ. 2006.-15 с.
Содержание отчета о прохождении
учебной геологической практики
Текст отчета пишется по результатам собственных полевых материалов студентов по составленным ими геологическим картам, разрезам, стратиграфическим колонкам, собранной эталонной коллекции горных пород и ископаемых остатков. При этом обязательными должны быть ссылки на конкретные описанные обнажения, составленные разрезы, стратиграфические колонки, образцы и т. д. Отчет должен состоять из следующих разделов:
Титульный лист (Приложение 2).
Реферат. Реферат содержит количественную характеристику отчета (число страниц, рисунков, таблиц, количество использованных источников, приложений и т. п.) и краткую текстовую часть.
Введение. Кратко указываются цели и задачи практики, место прохождения практики, сроки практики, организация и результаты практики (с какими методами полевых исследований ознакомились студенты, чему научились, что полезного сделали).
Глава I. Физико-географическая характеристика района. Указывается административное, географическое и структурно-геологическое положение района. Дается краткое описание его рельефа, обводненности, проходимости и обнаженности. Кратко характеризуются климат, растительность, население, пути сообщения и экономические особенности района.
Глава II. Стратиграфия. Дается описание толщ, слагающих район, в стратиграфической последовательности, начиная с древнейших. При описании каждого подразделения следует отмечать район и площадь его распространения, географическое положение изученного за время практики разреза данной толщи, состав и строение, органические остатки, приуроченные к данной стратиграфической единице и ее взаимоотношения с другими толщами. При характеристике пород толщи должны быть сделаны ссылки на обнажения, где эти породы наблюдались, приведены задокументированные в дневнике разрезы и стратиграфические колонки отдельных частей толщ с указанием расположения органических остатков.
Глава III. Интрузивные породы. Описание интрузивных пород дается по комплексам, в возрастной последовательности с указанием количества интрузивных тел, характеристикой их петрографического состава, продуктов контактовых изменений вмещающих пород, формы интрузивных тел и их взаимоотношений между собой и с осадочными породами. Описание должно сопровождаться ссылками на задокументированные в дневнике обнажения.
Глава IV. Тектоника. Дается описание наблюдавшихся за время практики тектонических структур – складчатых, дизъюнктивных. Указывается структурный тип района в целом, отмечаются структурные этажи и их особенности. При характеристике морфологии структур необходимо делать ссылки на дневник и приводить имеющиеся в нем зарисовки пликативных и дизъюнктивных нарушений, задокументированные геологические разрезы.
Глава V. Полезные ископаемые. Указываются известные в районе промышленные месторождения и рудопроявления, отмечается их генетический тип и вероятная связь с осадочными или интрузивными образованиями. Дается краткая характеристика осмотренных месторождений. Магматический, стратиграфический, структурный контроль оруденения. Предположительная оценка перспектив района на полезные ископаемые.
Заключение. Приводятся результаты проведенных работ в виде кратких доказательств, обоснований, разъяснений и выводов. Приводятся основные положительные и отрицательные стороны прохождения практики.
Приложение 2
Титульный лист отчета
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




