для чего нужна кандидатская степень
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».
Что дает ученая степень «кандидат наук»?
На сегодняшний день покорение «научного Эвереста» принимает культовое значение для многих выпускников магистратуры. По статистике каждый 10-ый выпускник магистратуры желает обучиться в аспирантуре и получить ученую степень, а каждый второй «кандидат наук» намерен покорить «докторскую ступень».
На сегодняшний день покорение «научного Эвереста» принимает культовое значение для многих выпускников магистратуры. По статистике каждый 10-ый выпускник магистратуры желает обучиться в аспирантуре и получить ученую степень, а каждый второй «кандидат наук» намерен покорить «докторскую ступень».

Так ли престижно быть кандидатом наук? Какие преимущества и недостатки имеет данная ученая степень?
Какие возможности открывает ученая степень перед соискателем, аспирантом?
Итак, вот-вот пройдет защита кандидатской диссертации, а может Вы уже стали обладателем ученой степени «кандидат наук»? Как же пользоваться новым «титулом», статусом? Есть ли от него толк? На самом деле, это весьма противоречивые вопросы.

С одной стороны, наличие ученой степени позволяет повысить самооценку исследователя, самоутвердиться, способствует саморазвитию, помогает сориентироваться на дальнейших планах своего развития.
С другой стороны, в образовательных и научных организациях наличие ученой степени приветствуется и позволяет подняться по карьерной лестнице, а если соискатель планирует заполучить очередную степень или звание, то шансов за повышение становится больше.
Итак, какие же возможности открывает ученая степень «кандидат наук»?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства «кандидата наук»
На самом деле получение степени «кандидата наук» играет немаловажную роль в жизни автора диссертации. К явным преимуществам данного «статуса» следует отнести:
Она проявляется, прежде всего, в надбавке к зарплате. На сегодняшний день дополнительные выплаты ученых включены в оклад. Средний размер доплаты составляет около 3000-7000 рублей. Администрация ВУЗа имеет право самостоятельно поощрять научные заслуги своих сотрудников дополнительными премиями.
Важным условием для получения надбавки является то, что «кандидат наук» должен преподавать в ВУЗе те предметы, которые относятся к «его направлению исследования».
Да-да, вы не ослышались. Аспиранты очного отделения в любом случае временно освобождаются от службы в армии, но наличие ученой степени за плечами фактически делает такую отсрочку бессрочной.
К сожалению, воспользоваться этой привилегией могут не все, а преимущественно жители мегаполисов, Москвы и Подмосковья, Ленинградской области и тех регионах, где эта концепция одобрена и принята. Согласно утвержденной властями программе «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» в рамках федеральной целевой программы «Жилище», действующей до конца 2020 года, молодые ученые имеют право на получение денежной компенсации, равной стоимости 33 кв.м. недвижимости (около 2 983 000 рублей).
Чтобы получить эти средства, кандидат наук должен удовлетворять следующим условиям:
Компенсация выплачивается только 1 раз.
Где работать кандидату наук?
Если Вы получили данную ученую степень, то не стоит ею пренебрегать. Пусть теперь она «работает на Вас». Для этого важно подобрать подходящее место работы.
Эксперты рекомендуют кандидатам наук устраиваться в следующие заведения:
Мифы, связанные с получением ученой степени «кандидат наук»
Получение ученой степени, прежде всего, должно быть мотивировано личными целями соискателя: саморазвитие, стремление усовершенствовать отрасль и науку помочь государству в развитии. Многие люди порождают «ложные истории», связанные с привилегиями кандидатов наук.
Миф №1. Набавка к пенсии.
Да, доходы научного сотрудника с ученой степенью растут, отчисления в ПФР становятся тоже больше, но никаких дополнительных надбавок к пенсии «кандидатам наук» не предусмотрено.
Миф №2. Ученых не забирают на фронт, ведь действует отсрочка от службы в армии.
На самом деле в случае возникновения боевых, военных действий, ЧС или ЧП все мужчины в возрасте от 18 лет подлежат призыву в армию. Никаких отсрочек в отношении ученых не было и нет.
Да, в спокойное время кандидаты наук освобождаются от службы в рядах РА, но это не распространяется на «военный период».
Миф №3. У ученых отпуск дольше.
На самом деле кандидаты наук имеют право увеличить свой ежегодный отпуск до 36 календарных дней, но делают это, обязательно посоветовавшись и получив одобрение руководства научной организации, где они работают. Обязательного увеличения отпуска законом не предусмотрено.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Для чего нужна кандидатская степень
Анализ базы резюме HeadHunter показал, что представленность докторов и кандидатов наук на рынке труда невысока. Чаще всего обладатели ученой степени встречаются в сферах «Наука/Образование» (12%), «Консультирование» (6%), «Медицина/Фармацевтика» (5%) и «Добыча сырья» (5%). 5% всех директоров и руководителей, представляющих «Высший менеджмент», также могут похвастаться степенью кандидата или доктора наук. Таким образом, можно говорить о том, что это явление достаточно редкое, и предполагать, что «корочка» может стать преимуществом при трудоустройстве.
Кандидаты и доктора наук претендуют на более высокие зарплаты (в среднем на 20-30%), чем соискатели, не имеющие ученой степени. Наиболее высокие ожидания представлены у работников сферы «Медицина/Фармацевтика»: кандидаты и доктора медицинских наук рассчитывают получать там на 54% больше (в 1,5 раза), чем специалисты, не имеющие степени. У работников госсектора и представителей сферы «Искусство/Развлечения/Масс-медиа» значимой разницы в притязаниях соискателей с ученой степенью и без нее нет (менее 1%).
*при расчетах учитывался опыт работы кандидатов
Большинство работодателей отмечают, что ученая степень является плюсом в пользу кандидата. Не обращают внимания на ее наличие 22% компаний при рассмотрении резюме менеджера среднего звена или топа, а 36% — при трудоустройстве специалиста.
17% компаний готовы увеличить предполагаемый размер компенсации для соискателя, представляющего топ- или мидл-менеджмент, при наличии у него ученой степени. Повысить зарплатный лимит кандидату на позицию специалиста готовы 14% компаний. В большинстве случаев работодатели не желают выходить за пределы зарплатной вилки на данную позицию (37% — при трудоустройстве специалиста, и 30% — при трудоустройстве мидл/топ-менеджмента).
В любом случае около 20% компаний увеличивают зарплату постоянным сотрудникам, ставшим кандидатами или докторами наук.
Примечательно, что больший вес ученая степень имеет в компаниях с численностью до 100 сотрудников.
Общее понятие
В Российской Федерации существуют степени кандидата и доктора наук. Во второй разряд могут попасть только представители первой категории. Соискатель должен соответствовать ряду условий, чтобы претендовать на приобретение научной степени кандидата.
Список требований:
Допускается, что у претендента может быть образование, не соответствующее направлению, по которому он делает диссертацию. В списке исключений находятся медицинские и ветеринарные науки, в этом случае соискатель должен иметь специализированные знания, подтвержденные дипломом. Минимум требований может изменяться в зависимости от имеющегося ученого звания конкурсанта и темы сдачи.
В законодательстве предусматривается два пути получения научной степени кандидата:
Вступительные экзамены требуются для вступления в аспирантуру, а соискательская деятельность сопровождается процедурами специального порядка. Эти виды получения степени могут быть платными, а сумма зависит от вида учебного учреждения.
В аспирантуре студент оканчивает магистратуру, проходит экзамены, 3−4 года подготавливает материалы работы с прикреплением к деятельности кафедры. Получению диплома предшествует защита кандидатской диссертации. Соискательство без аспирантуры сложнее в техническом плане, но подходит тем, кто еще не определился с выбором темы интересов.
Преимущества степени
Получение ученой степени прибавляет привлекательности резюме при приеме на работу по сравнению с другими кандидатами. Такое звание дает возможность заниматься преподаванием дисциплин в вузе. Увеличиваются шансы получить высокую зарплату и престижную работу в известных компаниях.
Привилегии, что дает звание кандидата наук:
Руководство вуза имеет право самостоятельно рассчитывать размер премий, материальных выплат в зависимости от имеющихся в распоряжении средств. Имеет значение соответствие специальности диссертации и преподаваемой дисциплины. Размер выплат кандидата наук по историческому ли психологическому направлению будет меньше, если он читает лекции на юридической, педагогической, экономической или физической кафедре.
При получении денег на жилье претендент на выплаты должен быть не старше 35 лет и иметь общий стаж работы научным специалистом не меньше 5 лет. Такое право на помощь предоставляется раз в жизни, при этом получатель должен быть отнесен к категории нуждающихся граждан в соответствии с законом.
Звание после обучения в адъюнктуре
Занятие в аспирантуре позволяет получить звание кандидата наук. Какое это образование покажет экзамен, проверка определит годность выпускника к получению удостоверения.
Специалисты и магистры поступают в высшее заведение для обучения в аспирантуре по очной или заочной форме. Сдаются экзамены и подготавливается перечень нужных документов. Подготовка в аспирантуре представляет продолжение процесса обучения до приобретения вузовского диплома. Очная форма предполагает занятия в течение 3 лет, а заочная длится 5 лет.
На протяжении обучения студент аспирантуры получает знания на лекциях по иностранным языкам, философии, посещает семинары по выбранной специальности. Действия направлены на подготовку к сдаче экзаменов в рамках кандидатского минимума.
Будущий молодой ученый правильно выбирает тему докторской диссертации совместно с назначенным руководителем перед тем, как получить степень кандидата наук. Аспирант предоставляет профессору на кафедру законченный вариант работы в рукописном виде, это он должен сделать ко времени окончания обучения. Эта форма подготовки к получению степени наиболее подходит молодым вузовским специалистам, у которых нет опыта мастерства, значит, они нуждаются в помощи старших сотрудников.
Последующее время студенты осуществляют теоретическую и практическую деятельность, пишут научные публикации в выпусках, утвержденных аттестационной комиссией. В процессе работы аспиранты преподают в учебном заведении и посещают лекции в соответствии с образовательной программой. Отчеты научному руководителю сдаются раз в семестр или ежегодно.
Документы для приема
Бумаги в аспирантуру подаются после завершения обучения в вузе или через 2 года после работы по приобретенной специальности. Лица не старше 35 лет принимаются на очную форму, а на заочный вид учебы разрешается поступать до 40 лет. Конкурс существует для государственной и контрактной категории получения знаний, обучающимся назначается стипендия.
Список документов:
Список документов может отличаться, поэтому предварительно уточняется в приемной комиссии. Время очного обучения засчитывается лицам в их общий стаж ученой деятельности и научно-педагогической работы.
Подготовка к экзаменам
Важным этапом является сдача экзаменов кандидатского минимума. Защита диссертации последует только после удачного прохождения испытания. В первую очередь на кафедру подается реферат «История и философия науки». Аспиранты, которые получили хорошую оценку, допускаются к экзаменам. Подпись руководителя и его рецензия пишется на титульном листе работы.
Тест по иностранному языку входит в программу сдачи, в процессе прохождения требуется перевести на русский язык текст по выбранной специальности. Разрешение на проверку по итоговому тесту получается в случае отсутствия замечаний. Претендент включается в категории допущенных к проверке после подачи заявления о сдаче кандидатского минимума, положительной рецензии и успешного прохождения теста. Ректор издает соответствующий приказ.
Экзамен проходит в стандартной форме, его принимает специальная комиссия, куда входят доктора и кандидаты наук. В выступлении аспирант глубоко анализирует материал, отвечает на поставленные вопросы и приводит в доказательство правдивые источники. В помощь берутся учебники авторитетных авторов разных школ. Если бывает неудача, то это не становится фатальным, студенту аспирантуры предоставляется повторная попытка.
Порядок сдачи
Цель кандидатских экзаменов заключается в проверке глубины знаний по выбранной специальности у соискателя учебной степени. В результате определяется уровень подготовки к самостоятельной деятельности. Минимум сдается в соответствии с образовательными планами по типовой и дополнительной программе. Первый вид разрабатывается ведущими учебными учреждениями, второй готовится определенной кафедрой искомого вуза.
Экзамены проводятся дважды в год в форме сессий, сроки которых устанавливает деканат. Кандидатский минимум сдается по билетам или в другой форме, знания оцениваются по пятибалльной системе. Повторная попытка переносится на следующий экзамен. В результате успешной проверки аспирант получает удостоверение, открывающее право на защиту диссертации. Сроки сдачи минимума не ограничиваются, они могут сокращаться или продлеваться.
Соискательство без аспирантуры
Многих интересует можно ли стать кандидатом наук без аспирантуры? Такое обучение не является обязательным условием, при этом убираются возрастные ограничения для соискателя. Претенденты сдают кандидатский минимум, после чего допускается к научным исследованиям, могут работать консультантами, руководителями и дальше по возрастанию.
Требования к такому претенденту:
Для прикрепления подаются документы, список которых можно узнать в секретариате. Ученый совет утверждает тематику будущей работы и руководителя проекта. Подготовка к защите проводится претендентом самостоятельно. Срок прикрепления оговаривается дополнительно, уточняются условия продления, при этом минимальное время составляет полгода, а максимальное период подготовки соответствует 3 годам.
Соискатель не ограничивается жесткими временными рамками, он сам определяет дату сдачи экзаменов, чаще всего такие проверки проводятся совместно с аспирантами. Иногда претендент имеет диплом не по той специальности, которую выбрал для диссертации. В таком случае назначается дополнительное испытание для проверки знаний.
Характерные отличия
Соискатель может заниматься подготовкой к защите не 4 года, а 5 лет. Стоимость обучения в таком статусе значительно ниже по сравнению с учебой в аспирантуре. У соискателя нет права на отсрочку от армейской службы, но после получения ученой степени он может не призываться.
Такой формат подготовки к защите диссертации подходит особам женского пола, которые имели в прошлом серьезную практику и решили всерьез заняться научными изысканиями. Соискательство без аспирантуры выбирают молодые теоретики, которые не смогли окончательно выбрать профиль предполагаемой работы. Работники научно-исследовательских институтов с накопленным багажом практических знаний также выбирают эту форму обучения, если готовы подниматься на новый уровень.
Защита диссертации
Руководителя следует выбирать тщательно, т. к. его авторитет и мнение влияет на процесс защиты. Он должен обладать знаниями по выбранной специальности и иметь ученую степень кандидата или доктора наук. Соискатель должен выступить на семинаре или диссертационном совете, при этом инстанция выбирается еще до готовности работы. Лучше всего озвучить доклад в подразделении, где функционирует выбранный совет, чтобы исправить замечания до начала заседания.
Работа должна пройти экспертизу и получить заключение организации, которое дается в течение двух месяцев после представления комиссии. Это главное условие приема труда для рассмотрения на диссертационном собрании. Экспертиза утверждается ректором и подтверждает компетенцию претендента. Совет принимает работу или дает письменный отказ в течение двух месяцев.
Комиссия проверяет:
О защите объявляется не позднее, чем за 1 месяц. Печатный текст объявления вывешивается на стенде и представляется в электронном виде на сайте совета, одновременно приводится текст реферата. Работа направляется двум оппонентам, которые оценивают актуальность темы, обоснованность выводов, соответствие работы заданным критериям. Организация пишет отзыв, который утверждается руководителем.
Защита диссертации проходит в виде открытой дискуссии, автор делает доклад, затем поступают вопросы. Выступает научный руководитель, слово дается оппонентам. В работе участвуют члены диссертационного совета, председатель подводит итоги. После тайного голосования объявляется решение, положительным оно считается, если «за» проголосовало более 2/3 заседателей.
















