для чего нужна комплексная типологизация сельских территорий
Для чего нужна комплексная типологизация сельских территорий
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 июня 2020 года N 313
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н.Лут.
в Министерстве юстиции
регистрационный N 58898
УТВЕРЖДЕН
приказом Минсельхоза России
от 10 июня 2020 года N 313
Порядок отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций
I. Общие положения
2. Термины «сельские территории», «сельские агломерации», «заявитель», «проект», «инициаторы», используемые в настоящем Порядке, соответствуют терминологии, утвержденной Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, являющихся приложением N 11 к Государственной программе.
Также в настоящем Порядке используются следующие термины:
5. Заявитель совместно с уполномоченным органом местного самоуправления формируют заявочную документацию, которая состоит из паспорта проекта и иных документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка.
На отбор проектов заявитель представляет заявочную документацию, прошедшую процедуру предварительного отбора в субъекте Российской Федерации в установленном им порядке (действует в отношении проектов, направляемых на отбор, начиная с 1 января 2021 г.).
II. Направление проектов на отбор и рассмотрение заявочной документации
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее чем за 2 рабочих дня до даты начала приема заявочной документации на отбор проектов направляет в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации письменные уведомления о проведении отбора проектов с указанием дат начала и окончания приема заявочной документации и (или) публикует соответствующее уведомление на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После объявления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации начала отбора проектов разработанная заявочная документация направляется заявителем в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в электронном виде с удостоверением ее усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст.284; 2018, N 49, ст.7600), либо на бумажном носителе за подписью заявителя. Также допускается направление заявочной документации посредством электронных сервисов.
К участию в отборе проектов допускаются проекты со сроком реализации, начинающимся в год, следующий за годом участия проекта в отборе проектов, и заканчивающимся не позднее срока окончания реализации Государственной программы.
7. Направляемая в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявочная документация должна содержать:
б) документ, подтверждающий прохождение проектом процедуры предварительного отбора в соответствующем субъекте Российской Федерации и признание его отобранным для направления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (действует в отношении проектов, направляемых на отбор с 2021 года);
в) копии документов территориального органа Росреестра, подтверждающих оформление права государственной или муниципальной собственности или аренды на срок не менее 10 лет на земельные участки, на которых запланирована реализация мероприятий проекта (в случае если мероприятиями проекта предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов недвижимости, а также приобретение и монтаж оборудования, необходимого для обеспечения деятельности, функционирования объекта недвижимости);
д) копии подтверждающих документов федеральных органов исполнительной власти (абзац второй пункта 6 Правил);
е) копию утвержденной проектной документации и копии иных утвержденных документов, подготавливаемых в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 24 апреля, N 0001202004240048), в отношении каждого объекта капитального строительства, предлагаемого к строительству, реконструкции или капитальному ремонту в рамках реализации мероприятий проекта;
ж) копию заключения проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст.1336; 2020, N 2, ст.190) государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении каждого объекта капитального строительства, предлагаемого к строительству, реконструкции или капитальному ремонту в рамках реализации мероприятий проекта;
з) копии утвержденных государственным или муниципальным заказчиком сводного сметного расчета, локальных и объектных смет, подготовленных в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации, 2004, N 6; 2014, N 8, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 10 марта 2004 г. N 07/2699-ЮД), в отношении каждого объекта капитального строительства, предлагаемого к строительству, реконструкции или капитальному ремонту в рамках реализации мероприятий проекта, в ценах, сложившихся по состоянию на год подачи заявки;
и) копии документов, подтверждающих результаты общественного обсуждения мероприятий проекта;
к) результаты проведенного анализа обоснованности представленных в проекте закупочных цен (с приложением подтверждающих документов) в случае приобретения в рамках реализации мероприятий проекта транспортных средств, оборудования и иных товаров, включая сведения о соответствии закупаемых товаров требованиям законодательства Российской Федерации, соблюдение которых необходимо для реализации соответствующих мероприятий проекта;
л) копии актов (проектов актов) об утверждении генеральных планов соответствующих сельских территорий, копии генеральных планов с отраженными в них объектами, предлагаемыми к строительству, реконструкции или капитальному ремонту в рамках проекта, а также мастер-планов развития территорий (при наличии);
м) копии документов, подтверждающих расходы, понесенные на разработку проектной документации, проведение ее обязательных государственных экспертиз и реализацию мероприятий проекта, за период не более 2 лет, предшествующих дате направления проекта на отбор проектов, содержащих сведения о плательщике, наименовании и реквизитах документа, объеме понесенных расходов и дате осуществления соответствующих платежей по каждому документу;
н) гарантийные письма, подписанные руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающие выделение из бюджета субъекта Российской Федерации необходимых объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте на весь срок его реализации с разбивкой по годам;
о) гарантийные письма, подписанные руководителем уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающие выделение из местного бюджета необходимых объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте на весь срок его реализации с разбивкой по годам;
р) копии документов, подтверждающие значения показателей, указанные в графе 4 по пунктам 4-8 раздела 11.8 паспорта проекта.
8. Документы, указанные в подпунктах «е» и «ж» пункта 6 настоящего Порядка, представляются в составе заявочной документации при их наличии. В случае непредставления документов, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 6 настоящего Порядка, допускается представление согласованных государственным или муниципальным заказчиком проектов документов, указанных в подпункте «з» пункта 6 настоящего Порядка.
По проектам, признанным отобранными, заявителю необходимо в срок до 1 сентября года, в котором проходил отбор, представить в дополнение к поданной ранее заявочной документации документы, предусмотренные подпунктами «е» и «ж» пункта 6 настоящего Порядка, в случае, если эти документы отсутствовали на момент подачи заявочной документации, либо копии заключенных договоров на разработку проектной документации и (или) проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, со сроками исполнения не позднее 30 сентября года, в котором проходил отбор проектов. В случае представления копий заключенных договоров на разработку проектной документации и (или) проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий представление документов, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 6 настоящего Порядка, допускается в срок до 1 октября года, в котором проходил отбор проектов.
Утвержденные государственным или муниципальным заказчиком документы, указанные в подпункте «з» пункта 6 настоящего Порядка, представляются одновременно с документами, указанными в подпунктах «е» и «ж» пункта 6 настоящего Порядка, в сроки, определенные в абзаце втором настоящего пункта.
9. Представление документов, перечисленных в пункте 6 настоящего Порядка, осуществляется с соблюдением следующих требований:
документы, перечисленные в подпункте «а», представляются в оригинале в электронном виде с удостоверением их электронной цифровой подписью либо одновременно в оригинале на бумажном носителе и в копии на электронном носителе (файлы формата Word, PDF);
10. Период, в который может быть подана заявочная документация, устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в составе уведомления о начале отбора проектов и не может составлять менее 2 календарных дней.
а) документы не соответствуют перечню и требованиям, изложенным в пунктах 6 и 8 настоящего Порядка (за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящего Порядка);
Для чего нужна комплексная типологизация сельских территорий
Постановление от 31 мая 2019 года №696. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
Документ
Постановление от 31 мая 2019 года №696
Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – госпрограмма). Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы.
Комментарий
Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.
Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей.
В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».
К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий».
В госпрограмму включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий – субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.
Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
Для чего нужна комплексная типологизация сельских территорий
Исследователи, пытающиеся оценить социально-экономическое развитие и качество жизни населения сельских территорий Российской Федерации, неизбежно сталкиваются с рядом проблем, основными из которых являются отсутствие статистической информации на уровне муниципальных образований поселенческого типа и неоднозначность в определении самого понятия «сельская территория».
Информационная база исследования сельских территорий
Проведение исследований качества жизни сельских территорий в отсутствие муниципальной статистики в масштабах отдельного региона, а тем более страны в целом, практически невозможно. Полевые исследования на основе фокусированных интервью в отдельных сельских поселениях не могут служить основой для серьезных обобщений. Для большей части муниципальных образований невозможно статистическое описание кроме демографических данных, а также данных по количеству учреждений образования и здравоохранения. В то же время статистические данные о доходах, уровне занятости, доступности социальных, бытовых и культурных благ для населения сельских поселений отсутствуют [1].
Источником информации о качестве жизни населения сельских территорий являются ежегодные доклады Минсельхоза России по результатам мониторинга развития сельских территорий Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова [2]. Следует отметить, что в докладе приводятся лишь усредненные показатели в целом по стране и по регионам, которые демонстрируют общие тенденции в социально-экономическом развитии сельских поселений.
Частично информация, отражающей качество жизни населения, представлена в ежегодных отчетах глав муниципальных районов в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 [3], но в состав муниципальных районов, как известно, входят как городские, так и сельские поселения, следовательно, выделить информацию отдельно для сельских территорий нельзя. Конечно, источником информации могут являться сайты сельских поселений, но далеко не каждый сельский муниципалитет имеет свой сайт, да и содержательный контент поселенческих сайтов очень ограничен.
К сожалению, материалы сельскохозяйственных переписей [4] ориентированы не на показатели социального развития сельских территорий, а на фиксацию числа сельскохозяйственных организаций, земельных ресурсов, поголовья сельскохозяйственных животных, посевных площадей.
Таким образом, существует проблема информационного обеспечения мониторинга развития сельских территорий на основе официальной статистики. В табл. 1 представлены источники информации, которыми вынуждены пользоваться исследователи.
Таблица 1 — Информационные источники мониторинга развития сельских поселений
| Виды информации | Источники информации |
| Официальные источники | — ежегодные отчеты глав сельских поселений — ежегодные отчеты об исполнении бюджета сельских поселений — материалы, размещенные на официальных сайтах сельских поселений — хозяйственные книги поселений |
| Социологическая информация | — результаты интервью с жителями сельских поселений и представителями администрации |
| Материалы СМИ | — поселенческие СМИ — районные СМИ — региональные СМИ; |
| Социальные сети | — информация, обсуждаемая в социальных сетях |
Интерпретация понятия «сельские территории»
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [5] говорится о необходимости проведения мониторинга состояния сельских территорий, в том числе через выборочные обследования условий жизни сельского населения. Более того, в Концепции есть рекомендация Росстату расширить сеть сельских домохозяйств, попадающих под обследование бюджетов. Между тем, выборочные обследования сельских домохозяйств в регионах явно не позволяют судить о реальной ситуации. Так, методология Росстата по обследованию бюджетов домашних хозяйств Иркутской области устанавливает объем выборки для городских территорий 600 домохозяйств, а для сельских территорий всего 150 [6]. При этом в Иркутской области на январь 2019 г. насчитывалось 73 городских населенных пункта и 1470 сельских населенных пунктов.
Исследование качества жизни сельских территорий осложняет то, что понятие «сельская территория» не имеет однозначного определения. Существует несколько трактовок этого понятия.
С населенными пунктами все относительно понятно – сельскими называются населенные пункты, не отвечающие критериям, установленным для городских поселений. Качественные и количественные критерии несельских населенных пунктов обозначены в Положении «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» [7]. По Положению к городским относили населенные пункты, на территории которых находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения и предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья с численностью населения не менее 3 тыс. чел., из которых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей. Таким образом, в советский период к сельским населенным пунктам относили малочисленные поселения (как правило менее 3 тыс. чел.), в которых основная часть жителей была занята сельским и лесным хозяйством, а также промысловой охотой.
Профессор О.М. Рой определяет специфику сельских поселений следующим образом [8, с. 99]:
По аналогии с логикой отнесения населенных пунктов к категории сельских населенных пунктов понятие «сельская территория» («сельская местность») — это территория, характеризующаяся низкой плотностью населения, низкой концентрацией промышленности, с преимущественным развитием сельского и лесного хозяйства, рассредоточенностью населенных пунктов [9, с. 14].
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [10] под сельскими территориями понимаются территории сельских поселений и межселенные территории. При таком подходе из состава сельских территорий сознательно исключаются территории, которые по факту являются таковыми.
Во-первых, это сельские населенные пункты, которые по Федеральному закону №131-ФЗ [11] могут входить в состав городских поселений и городских округов.
Во-вторых, территории городских поселений, которые фактически уже давно стали сельскими территориями. За 30 постсоветских лет многие городские населенные пункты таковыми не являются, в них закрылись градообразующие предприятия и выехало население.
В качестве примера можно привести Мамско-Чуйский район Иркутской области, который по российской статистике относится к городским территориям. В его состав входят только муниципальные образования, находящиеся в статусе городских поселений. До середины 80-х годов в районе добывали слюду, затем «ГОК Мамслюда» обанкротился и все промышленные предприятия закрылись. Население выживает лесозаготовкой и охотой, почти все имеют личное подсобное хозяйство. В 12 поселках зарегистрировано всего 4 тыс. чел., плотность населения — 0,09 чел./км². С 2015 г. в районе упразднены и переселены поселки Слюдянка, Горно-Чуйский и Согдиондон, планируется переселение жителей поселка Луговский.
С другой стороны, в состав сельских территорий неоправданно включаются пригородные урбанизированные территории, находящиеся в статусе сельских поселений, но характеризующиеся многоэтажной застройкой, развитой инженерной и социальной инфраструктурой, преобладанием несельскохозяйственных видов деятельности.
В отличии от ФЗ-131 и Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года в государственной программе «Комплексного развития сельских территорий» на период 2020 – 2025 годов «сельская местность» определяется как «сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, а также малые города (численностью населения до 30 тыс. человек), связанные с сельскими территориями совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенные интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями» [12]. Как следует из определения, в состав сельских территорий разработчики государственной программы включили и малые города.
Таким образом, в российском законодательстве не существует однозначного определения сельских территорий, как не существует и критериев их идентификации (табл. 2).
Таблица 2 — Интерпретация понятия «сельские территории» в российском законодательстве
| Правовой акт | Трактовка понятия «сельская территория» |
| Федеральный закон №131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». | сельские поселения и межселенные территории |
| Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года | территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории |
| Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на период 2020 – 2025 годов | сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, а также малые города (численностью населения до 30 тыс. человек), связанные с сельскими территориями совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенные интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями. |
Международная практика идентификации сельских территорий
Рассмотрим способы идентификации сельских территорий, используемые в международной практике.
Евростат классифицирует территории на основе показателей численности и плотности населения, разделяя их на плотнонаселенные (преимущественно городские), промежуточные и малонаселенные (преимущественно сельские) [13]. К городским относятся территории с плотностью населения 300 чел./км² и численностью не менее 5тыс. жителей. Остальные территории относятся к сельским.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) идентифицирует сельские территории, ориентируясь на плотность населения и долю населения, проживающего в сельских населенных пунктах (rural communities). Сельские территории разделяют на:
При этом к сельским сообществам относят населенные пункты с плотностью населения менее 150 чел./км².
Организация экономического сотрудничества и развития выделяет 3 типа сельских территорий:
К первым относят территории с развитой инфраструктурой, расположенные в непосредственной близости от городов, с небольшой долей занятых в сельском хозяйстве и достаточно высоким уровнем доходов населения. Часто города, разрастаясь и превращаясь в агломерации, поглощают их.
Переходные сельские районы – это основные сельские территории. Они относительно отдалены от городов, но тесно связаны с ними благодаря наличию развитой транспортной инфраструктуры и специализации на производстве сельскохозяйственной продукции, потребителями которой являются жители соседних городских центров. Плотность населения этих территорий должна быть достаточной для товарного сельскохозяйственного производства. Для России плотность населения таких территорий должна быть не менее 5 чел./км².
Удаленные (периферийные) сельские районы находятся далеко от городов, отличаются слаборазвитой инфраструктурой, низкой плотностью населения, депопуляцией. Отдаленность от рынков сбыта не позволяет вести товарное сельскохозяйственное производство. Население этих территорий отличается низкими доходами.
Типология сельских территорий
В России существует несколько типологий сельских территорий. Среди наиболее значимых — типология, разработанная специалистами Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства [14, с. 67], которая включает: сельские территории, находящиеся в зоне ежедневной маятниковой миграции («территории –спальни»); территории «выходного дня» (садоводческие товарищества и дачные кооперативы); сельские территории «сезонного проживания» горожан; сельские территории с доминированием корпоративных форм сельскохозяйственного производства; сельские территории с доминированием малых форм сельскохозяйственного производства; сельские территории в зоне объектов туризма; «заброшенные территории».
В зависимости от социально-экономического потенциала можно выделить 3 вида сельских территорий:
Обезлюдевание территории приводит к массовому упразднению сельских населенных пунктов и сельских поселений в Российской Федерации. Особенно интенсивно процесс сжатия социального геопространства наблюдается в Сибири и на Дальнем Востоке. К примеру, в табл. 3 представлена статистика процесса депопуляции северных территорий Иркутской области.
Таблица 3 — Движение численности населения северных территорий Иркутской области
| Численность населения, чел. | Прирост (снижение) численности населения, % | Естественный прирост, убыль населения в расчете на 1000 чел. (2016 г.) | Миграционный прирост, убыли населения в расчете на 1000 чел. (2016 г.) | ||
| 2002 г. | 2017 г. | ||||
| Иркутская область | 2581705 | 2408901 | -6,7 | 1,4 | -3,0 |
| Катангский район | 4579 | 3362 | -26,6 | -4.1 | -24,4 |
| Мамско-Чуйский район | 7990 | 4002 | -49,9 | -13,1 | -79,3 |
| Бодайбинский район | 16504 | 13104 | -20,6 | -4,2 | -24,0 |
| Жигаловский район | 10408 | 8452 | -18,8 | 3,9 | -15,3 |
| Усть-Илимский район | 21154 | 15274 | -27,8 | -6,9 | -22,4 |
| Киренский район | 23830 | 18015 | -24,4 | 0,6 | -13,7 |
За 15 лет население представленных северных районов региона сократилось на 20 – 50% [16].
Выводы
Отсутствие муниципальной статистики и единых подходов к самой трактовке понятия «сельская территория» не позволяют обоснованно и на объективном знании текущей ситуации принимать государственные решения и разрабатывать мероприятия по развитию села в рамках Государственной программе комплексного развития сельских территорий России на период 2020 – 2025 годов и принятия государственных решений по ведомственным проектам, таким как «Развитие жилищного строительства на сельских территориях», «Содействие занятости сельского населения», «Благоустройство сельских территорий».
Решить проблемы каждого сельского поселения за счет госпрограмм и ведомственных проектов невозможно, следовательно, необходимы методики, позволяющие оптимизировать систему расселения, сосредоточив объекты социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах, обладающих потенциалом развития, обеспечивая тем самым достойное качество жизни на этих территориях.
В первую очередь, необходимо решить проблему сбора и публикации оперативной информации о социально-экономическом развитии сельских территорий. Органы местного самоуправления должны превратиться в субъект статистического учета. При этом за ними должно быть закреплено не только право сбора статистической информации (что уже зафиксировано в ФЗ-131 в п.6 ст.17), но и обязанность ее представления по фиксированному набору показателей, для чего необходимо обязать юридических и физических лиц предоставлять информацию по запросу муниципалитетов и предоставить муниципальным образованиям финансирование по исполнению данного полномочия, например, в форме субвенции.
Список литературы:
Bibliography:
Упоминание статьи в отзывах
Отзыв Барановой Н.В.
В Российской Федерации как самой большой по площади стране в мире проблема эффективного развития ее регионов обладает особой актуальностью. Инструменты, программы, поступательные шаги развития регионов, безусловно, являются предметом дискуссий ученых-т …