для чего нужна копирная струна

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на установку копирных струн для работы комплекта машин «Автогрейд» на автоматическом режиме при планировке земляного полотна, устройстве основания, устройстве и окончательной отделке покрытия.

До начала работ по установке струн дол жно быть проведено восстановление оси дороги с разбивкой пикетажа, выноской и закреплением пикетных кольев на откосах земляного полотна.

В настоящей технологической карте приняты:

Расстояние между стойками, м. 15

Состав звена рабочих, чел. 5 *

Выработка звена в смену, м струны. 700

При изменении условий, принятых в технологической карте, требуется ее корректировка и привязка к новым условиям работы.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Копирные струны являются указателями уровня и направления движения в плане при работе комплекта машин «Автогрейд» на автоматическом режиме. Они также являются исходными базисами для установки и регулировки рабочих органов машин перед началом работы. Поэтому точность и тщательность выполнения всех операций при установке копирных струн является важнейшим условием хорошего качества работ.

До начала работ по установке копирных струн должны быть закончены все работы по отсыпке земляного полотна.

При установке копирных струн необходимо руководствоваться следующими общими положениями.

1. Струны устанавливают либо с двух сторон (рис. 1 ), либо с од ной стороны проезжей части.

Струны устанавливают с одной стороны в случаях, когда:

рядом с устраиваемой полосой покрытия имеется готовая полоса, в этом случае вторую струну может заме нить лыжа, скользящая по готовому покрытию;

для чего нужна копирная струна

комплект бето ноукладочных машин проходит по твердому отстроганному под отметки основанию, исключающему какие-либо просадки. В этом случае натянутая струна будет необходима, главным образом, для выдерживания курса.

Струны устанавливают с двух сторон, когда нет уверенности в том, что основание, по которому проходит ходовая часть машины бет оноукладочного комплекта, не имеет отклонений от проектных отметок и поперечного профиля, а также в том, что основание твердое.

2. Оптимальное расстояние между стру нами 14 м. Если струна должна быть установлена на расстоянии менее 5 м от продольной оси машины, то ноги машины должны быть переведены в более узкое положение.

3. Для каждой струны расстояние от продольной оси покрытия на всем протяжении должно быть одинаковым, т.е. ли ния струны должна быть параллельна продольной оси покрытия.

5. Длину установки струн не следует делать более 800 м. Это максимальная длина, для которой натяжные лебедки на каждом конце струны могут обеспечить хорошее натяжение струны для точной работы машины.

При установке струн выполняют следующие операци и:

1. Восстановление и закрепление оси дороги.

2. Установку нивелирных реек.

3. Установку стоек с кронштейнам и.

5. Проверку натяжения струн.

Восстановление оси дороги

Перед началом работ по установке струн делают точное восстановление оси дороги.

Восстановленную ось на каждом пикете закрепляют прочно забитыми кольями, на которые выносят нивелировочные отметки.

Колья забивают на откосах насыпи (выемки) на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна.

Установка нивелирных реек *

Нивелирные рейки являются одновременно и высотными реперами, от которых измеряется высота установки струн, и точками, обозначающими линию струны в плане, так как струны размещают точно над нивелирными рейками. Поэтому линия установки нивелирных реек в плане является линией натяжения струны.

для чего нужна копирная струна

Рис. 2. Расположение струн:

Общее правило установки нивелирных реек:

Рейки должны быть установлены так, чтобы на каждом поперечнике линия, проходящая через верш ины нивелирных реек, совпадала с линией, проходящей через кромки покрытия, или была параллельна этой линии (рис. 2).

Сначала задаются расстоянием между стойками в продольном и попер ечном направлениях. В продольном направлении расстояние между стойками принимают равным 15 м.

Для удобства подсчета выполненной работы (сделанног о основания, покрытия) стойки ставят на каждом пикете, а в промежутке стойки ставят по схеме: 15×6 + 10 = 100 м.

Расстоя ние между нивелирными рейками по линии установки струны определяется принятым расстоянием между стойками.

В попереч ном направлении оптимальное расстояние нивелирных реек (линии натяжения струны) от оси дороги принимают равным 7 м.

Для установки нивелирных реек в начале и в конце участка разбивают поперечники, на которых на принятом расстоянии от края покрытия (или продольной оси покрытия) устанавливают начальные и конечные нивелирные рейки. Затем на линии установки струн (левой и правой), пользуясь теодолитом и мерной лентой, устанавливают в створе все промежуточные нивелирные рейки.

для чего нужна копирная струна

Рис. 3. Пример установки нивелирных реек при односкатном поперечном профиле:

Пользуясь продольным профилем, вычисляют отметки бровки земляного полотна на всех точках (плюсах) установки нивелирных реек, затем, пользуясь попереч ным профилем, определяют сначала отметки кромок покрытия, а потом определяют отметки нивелирных реек в зависимости от поперечного уклона и удаления реек от кромки покрытия (табл. 1). При окончательной установке нивелирных реек необходимо, чтобы вершины их находились в одной плоскости с поверхностью покрытия (основания) (рис. 3). При двускатном симметричном профиле покрытия кромки имеют одну и ту же отметку, и противостоящие на поперечнике нивелирные рейки должны иметь одинаковую отметку.

В зависимости от производственных условий уровень установки нивелирных реек можно повысить или понизить, но при соблюдении следующих условий.

Линия, соединяющая вершины двух противоположных нивелирных реек на поперечнике, должна быть параллельн а линии, соединяющей кромки покрытия (основания); изменение уровня должно быть одинаковым для всего участка установки струн.

Значение превышений (разница отметок) кромок покрытия и нивелирных реек в мм в зависимости от поперечного уклона и расстояния реек от края покрытия

Расстояние нивелирных реек от кромки покрытия, м

Поперечный уклон покрытия, %

По табл. 1 превышение для расстояния 3,25 м и поперечного уклона 15 ‰ равно 49 мм.

Отметки нивелирных реек будут равны:

Вычисленные отметки нивелирных реек сводят в таблицу. По этим отметкам под нивелир устанавливают все нивелирные рейки.

Установка нивелирных реек на виражах

На виражах покрытие имеет односкатный поперечный проф иль.

При разбивке виража за нулевую отметку принимают ниж ний край (кромку) покрытия. Нижняя кромка является осью поворота покрытия в вертикальной плоскости. Величина подъема или опускания (величина превышения) нивелирной рейки пропорциональна расстоянию рейки от края покрытия (рис. 4).

Нивелирные рейки на каждом поперечнике должны быть установлены так, чтобы их верх находился в одной плоскости с верхом односкатного покрытия, то есть вершины нивелирных реек должны находиться на линии, проходящей через кромки покрытия.

для чего нужна копирная струна

Рис. 4. Схема вертикальной разбивки виража для вычисления отметок нивелирных реек:

для чего нужна копирная струна

Рис. 5. Расположение нивелирных реек в плане на кривой виража:

На виражах нивелирные рейки устанавливают в следующем порядке:

по принятому расстоянию между стойками (вдоль линии установки струн) вычисляют промежуточные точки нивелирных реек (плюсы );

вычисляют отметки нижней кромки покрытия для каждого плюса (точки) установки реек;

вычисляют отметки нивелирных реек в зависимости от поперечного уклона и удаления реек от края покрытия, используя значения превышений табл. 1 и схемы вертикальной разбивки виража (рис. 4). Данные вычисления сводя т в таблицу.

На участке уста новки струны делают разбивку кривой и устанавливают нивелирные рейки так, чтобы противостоящие на поперечнике рейки находились на линии радиуса кривой и на принятом расстоянии от края покрытия (рис. 5).

Затем рейки устанавливают под нивелир.

Пример вычисления отметок нивелирных реек на вираже

Установка стоек с кронштейнами

Стойки представляют собой металлические стержни, на которые надевают струбцины с кронштейнами. Струбцины имеют два отверстия (одно для стойки, другое для кронштейна) и два зажимных винта. На конце кронштейна имеется прорезь для струны.

Если есть заусеницы и острые края, то их необходимо отшлифовать.

Затем стойки аккуратно погружают на автомобиль, вывозят на трассу и раскладывают около нивелирных реек по всей длине участка.

Устанавливают стойки в таком порядке (рис. 1 ).

Стойку отодвигают от рейки во внешнюю сторону на 30 см, ставят строго вертикально (кронштейн должен быть обращен к н ивелирной рейке) и забивают в землю так, чтобы она стояла вертикально и прочно.

Винты струбцины ослабляют и передвижением струбцины по стойке, а кронштейна в струбцине, устанавливают кронштейн строго перпендикулярно к линии натяжения струны, чтобы прорезь находилась точно над нивелирной рейкой и на 8 мм выше принятой высоты установки струн над рейками. Необходимо следить за тем, чтобы не было перекосов кронштейна (чтобы острые края крючков не резали струну).

Высоту прорези над рейкой измеряют линейкой.

В таком положении струбцины времен но закрепляют на оба винта.

Возможна также установка прорезей кронштейнов в плане по теодолиту, что обеспечит большую точность положения струны в плане.

Натяжение и снятие копирных струн

После установки стоек на всей линии производят натяжение струны в следующем порядке.

Лебедку располагают в 30 см в сторону от лини и установки стоек.

для чего нужна копирная струна

Рис. 6. Натяжение струн:

Таким образом, получается, что через кро нштейн стойки, соединяющей предыдущую захватку и последующую, проходит две струны, которые во избежание срыва с кронштейна закрепляют веревочкой.

После того, как струну натянули, окончательно направляют ее в плане и по высоте.

Для того, чтобы струна проходила на одинаковой высоте от нивелирных реек, установленных под отметку, производят выправку копирной струны в продольном профиле с помощью деревянного шаблона (линейки). Шаблон (линейку) устанавливают строго вертикально на нивелирную рейку и, ослабляя зажимной винт, перемещают струбцину вдоль стойки на высоту шаблона и устанавливают ее таким образом, чтобы кронштейн упирался в шаблон, после чего струбцину закрепляют в этом положении.

После выправки струны в продольном профил е производят выправку струны в плане.

Если в плане прорези кронштейнов уста навливались по теодолиту, то обычно проверки положения струны в плане не требуется.

После окончательной выверки положения струны струбцину закрепляют на оба винта.

Не рекомендуется струну натягивать, когда она вставлена в прорези. Это может привести к перекосу кронштейно в и обрыву струны.

Пр и обрывах струну снимают, отпускают запас струны, оборванные концы связывают и струну снова натягивают и вставляют в прорези. Узел струны не окажет влияния на ровность покрытия. Важно, чтобы он прочно соединял струны.

После око нчания работ по устройству основания или покрытия струны снимают. Для этого ослабляют натяжение струны, вынимают струну из прорезей и наматывают на специальную намоточную катушку. Вытаскивают стойки, очищают их, все оборудование погружают на автомобиль и перевозят на новый участок работы.

Контроль качества установки копирных струн

Контроль качества установки струн должен осуществляться по всем элементам процесса:

установка нивелир ных реек;

При контроле правильности установки нивелирных реек следует прежде всего оце нить, на достаточном ли расстоянии от покрытия они установлены, чтобы не мешать работе машин.

Затем проверяют положение нивелирных реек в плане: на прямых участках рейк и одной линии должны находиться строго в створе этой линии, быть на одинаковом расстоянии от оси покрытия.

Отметки нивелирных реек проверяют контрольной нивелировкой сразу же после их установки.

Стойки должны стоять вертикально и забиты в землю так, чтобы они не качались. Расстояние о т оси покрытия до нивелирных реек должно быть везде одинаковым. Прорези для струн на кронштейнах должны находиться точно над нивелирными рейками, кронштейны не должны иметь перекосов. Прорези для струны в кронштейнах не должны иметь острых краев и зазубрин.

Струна должна быть натянута так, чтобы ее провисание было незаметным. Высота струны над нивелирными рейками должна быть одинаковой.

Особые способы установки копирных струн

В предыдущих разделах были описаны наиболее распространенные и наиболее рациональные способы и приемы установки струн. Эти способы обеспечивают ритмичную работу машин всего комплекта при переходе с одного участка установки струн на другой без какой-либо остановки машин для пере наладки и настройки датчиков.

Иногда по условиям местности применение этих способов л ибо невозможно, либо сопряжено с большими трудностями.

В этих случаях применяют другие, особые способы установки струн. Применение этих способов обязательно повлече т за собой переналадку датчиков на новые условия, а это вызовет необходимость остановки машин, то есть нарушение ритмичности потока. Кроме того, после переналадки датчиков потребуется некоторая дорегулировка рабочих органов машин.

Поэтому применение этих способо в должно быть оправдано, а также согласовано с руководителем работ по устройству покрытия. Способы эти следующие:

Изменение уровня установки струн

Есл и при переходе на следующий участок установки струн необходимо изменять уровень (высоту) установки струн, то лучше, если изменение уровня будет произведено для обеих струн (правой и левой) на одну и ту же величину.

В этом случае при переходе машин на этот участок должен быть соответственно изменен уровень установки укосин с датчиками на правых и левых гусен ицах и датчики настроены на новый уровень.

Установка струн на разных уровнях

Технические возможности машин комплекта «Автогрейд» допускают установку струн (правой и левой) в разных уровнях, при которых плоскость, проведенная через струны, не параллельна плоскости, проходящей через кромки покрытия (рис. 7).

для чего нужна копирная струна

При таком способе установки струн важно, чтобы высота каждой струны над н ивелирными рейками была на всем протяжении строго одинаковой.

Установка струн на наращенных стойках

Такой способ установки струн применяют в тех случаях, когда ширина земляного полотна оказывается недостаточной для размещения струн и струны необходимо устанавливать на откосах насыпи либо в резервах.

В таких случаях к нижней части стоек-стержней пр иваривают дополнительно стержни необходимой длины.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

До начала работ по установке струн должно быть проведено восстановление оси дороги с выноской и закреплением кольев н а пикетах.

Работы по установке копирных струн выполняет звено следующего состава:

Инженер-геодезист является руководителем бригады и выполняет работу с геодезическими инструментами (теодолит, нивелир, эккер ).

Перед началом работы он проводит осмотр участка, после чего принимает решение о способе установки струн. В конце рабочей смены делает окончательную выправку струны.

В процессе работы основ ные обязанности рабочих распределяются в таком порядке.

Рабочие 2 разр. забивают стойки, работают с лентой и нивелировочными рейками, переносят геодезические инструменты по участку работ, разматывают и раскладывают струны, сматывают струну на катушку.

При необходимости все рабочие звена участвуют в погрузке и выгрузке и нвентарных принадлежностей.

Для перевозки иму щества звену придают грузовой автомобиль.

для чего нужна копирная струна

2. В состав звена не включены инженер-геодезист (ИТР) и шофер грузовой автомашины, обслуживающей звено по установке струн.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
(на захватку 700 м струны в одну линию)

Бортовой автомобиль 1,5 т. 1

Натяжные барабаны и лебедки, шт. 4 *

Нивелирные рейки (реперы), шт. …. 50 *

Стойки в сборе с кронштейнами и струбцинами, шт. …. 52 *

Струна полиэтиленовая, м. …. 725 *

Катушки для струн, шт. 2 *

Теодолит с треногой, шт. …. 1

Нивелир с треногой, шт. …. 1

Рейки нивелирные, шт. …. 2

Деревянные шаблоны (линейка), шт. …. 2

Лента мерная 20 м с комплектом шпилек, шт. …..1

Рулетка тесемочная 20 м, шт. …. 1

Шнур трассировочный 20 м, шт. …. 1

Сигнальные знаки для ограждения участка работ, компл. …. 1

Канистра для питьевой воды, шт. …. 1

Источник

Для чего нужна копирная струна

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С МОНОЛИТНЫМ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ. УСТАНОВКА КОПИРНЫХ СТРУН

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства геодезических разбивочных работ по установке копирных струн, для работы комплекта машин в автоматическом режиме.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

— заводские инструкции и технические условия (ТУ);

— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

— снижение себестоимости работ;

— сокращение сроков строительства;

— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организации ритмичной работы;

— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

— унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов геодезических разбивочных работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке копирных струн, для работы комплекта машин в автоматическом режиме.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и для инженерно-технических работников (инженеров-геодезистов) и рабочих на топографо-геодезических съемках, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства геодезических разбивочных работ по установке копирных струн, для работы комплекта машин в автоматическом режиме, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации геодезических работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

— протяженность участка дороги =800,0 м;

— ширина проезжей части для чего нужна копирная струна=7,50 м;

для чего нужна копирная струна

Рис.1. Поперечный разрез дорожной одежды с цементобетонным покрытием

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс геодезических разбивочных работ по установке копирных струн, для работы комплекта машин, в автоматическом режиме.

2.2. Геодезические разбивочные работы по установке копирных струн для работы комплекта машин в автоматическом режиме, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

для чего нужна копирная струначас.

2.3. В состав геодезических разбивочных работ, последовательно выполняемых при установке копирных струн для работы комплекта машин в автоматическом режиме, входят следующие производственные операции:

— восстановление и закрепление оси и пикетов дороги;

— установка нивелирных реек;

— установка стоек с кронштейнами;

— проверка натяжения струн;

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ с использованием следующих приборов и инструментов: землемерная стальная лента длиной 50 м ЛЗ-50 с двумя комплектами шпилек; рулетка на крестовине из ПВХ длиной 20 м РВ-20; пружинный динамометр для натяжения рулетки с нормальной силой Р=10 кг; цифровой нивелир Sokkia SDL50; электронный тахеометр Sokkia SET 230 RK; бортовой автомобиль УАЗ-3303 (колёсная формула 4 4, грузоподъемность Q=1225 кг, масса машины m=1845 кг, габаритные размеры 4477 2100 2355 мм, мощность двигателя для чего нужна копирная струна=112 л.с.).

для чего нужна копирная струна

Рис.2. Стальная землемерная лента длиной 50 м тип ЛЗ-50

Источник

Технологическая карта Установка копирных струн для работы машин комплекта ДС-100 на строительстве аэродромных оснований (покрытий)

для чего нужна копирная струна

УСТАНОВКА КОПИРНЫХ СТРУН ДЛЯ РАБОТЫ МАШИН
КОМПЛЕКТА ДС-100 НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АЭРОДРОМНЫХ ОСНОВАНИЙ (ПОКРЫТИЙ )

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта на установку копирных струн при устройстве оснований и покрытий аэродромов комплектом высокопроизводительных машин ДС-100, работающих в автоматическом режиме, разработана на основе применения принципов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Тщательность выполнения всех операций по установке копирных струн является важнейшим условием обеспечения хорошего качества работы машин.

До начала работ по установке копирных струн должны быть закончены все земляные работы, проведено восстановление оси ВПП с разбивкой пикетажа, разбивкой ВПП на продольные ряды, выноской и закреплением пикетных кольев.

Должно быть заготовлено необходимое количество нивелирных колышков, металлических стоек с поперечными штангами и струбцинами из расчета потребности на сменную захватку.

При установке копирных струн (рис. 1) необходимо руководствоваться следующими положениями.

Струны устанавливают с двух сторон или с одной стороны ряда.

С одной стороны ряда струны устанавливают, если бетоноукладочная машина имеет систему поперечной стабилизации уклона, а также, если бетонируют смежные ряды. В этом случае роль второй копирной струны выполняет уложенный ряд покрытия (основания).

Рис. 1. Схема установки копирных струн:

Когда комплект бетоноукладочных машин проходит по твердому спланированному под отметки основанию, исключающему какие-либо просадки, натянутая струна используется для выдерживания курса движения машины. Струны также устанавливают с одной стороны ряда, если в состав комплекта включен распределитель бетона с поперечным транспортером и выгрузку бетона производят через этот транспортер, так как в этом случае второй ряд копирных струн мешал бы выгрузке бетона.

С двух сторон ряда струны устанавливают, если устраивается маячный ряд или в том случае, когда нет уверенности в том, что основание, по которому проходит ходовая часть машины бетоноукладочного комплекта, не имеет отклонений от проектных отметок и поперечного профиля, а также в том, что основание не будет давать просадок.

Каждая струна должна быть строго параллельна оси ряда.

Длина участка с установленными копирными струнами должна соответствовать сменной производительности комплекта машин.

При установке струн выполняют следующие операции:

устанавливают нивелирные колышки (рейки);

устанавливают стойки с поперечными штангами (кронштейнами);

натягивают копирную струну;

контролируют качество установки копирной струны.

Установка нивелирных колышков (реек)

Установленные нивелирные колышки служат одновременно и высотными реперами, от которых измеряется высота установки струн, и точками, обозначающими линию струны в плане, так как струны размещают точно над нивелирными колышками.

Нивелирные колышки устанавливают так, чтобы в каждом сечении покрытия (основания) линия, проходящая через вершины нивелирных колышков, совпадала с линией, проходящей через высотные отметки покрытия или была параллельна этой линии (рис. 2). Сначала задаются расстоянием между стойками в продольном и поперечном направлениях ряда.

Рис. 2. Расположение струн при односкатном профиле:

В продольном направлении расстояние между стойками принимают равным 15 м. Для удобства подсчета выполненной работы (сделанного основания, покрытия) стойки устанавливают на каждом пикете, а в промежутках между пикетами стойки ставят через каждые 15 м. Расстояние между нивелирными колышками соответствует расстоянию между стойками.

Оптимальное расстояние от нивелирных колышков до оси ряда принимают равным 7,5 м.

Для установки нивелирных колышков в начале и в конце участка разбивают поперечники, на которых на принятом в 7,5 м расстоянии от продольной оси покрытия устанавливают начальные и конечные нивелирные колышки. Затем на линии установки струн, пользуясь теодолитом и мерной лентой, устанавливают все промежуточные нивелирные колышки. В случае, если на участке из-за рельефа местности или по какой-либо другой причине затруднена видимость между колышками, разбивают поперечник в середине участка и установку нивелирных колышков проводят сначала на одной, а затем на другой части участка.

Как в поперечном, так и в продольном направлении ведут высотную разбивку.

Пользуясь продольным профилем земляного полотна, вычисляют отметки основания на всех промежуточных точках (плюсах) установки нивелирных колышков, а затем, пользуясь поперечным профилем, определяют сначала отметки кромок покрытия, а потом отметки нивелирных колышков в зависимости от поперечного уклона и удаления колышков от кромки покрытия (табл. 1).

Значение превышений (разница отметок) кромок покрытия и нивелирных колышков в мм в зависимости от поперечного уклона и расстояния от колышков до края покрытия

Поперечный уклон покрытия, %

При окончательной установке нивелирных колышков необходимо, чтобы вершины их находились в одной плоскости с поверхностью покрытия или основания (рис. 3).

В зависимости от производственных условий уровень установки нивелирных колышков можно повысить или понизить, но при соблюдении следующих условий: линия, соединяющая вершины двух противоположных нивелирных колышков на поперечнике, должна быть параллельна линии, соединяющей кромки покрытия (основания); изменение уровня должно быть одинаковым для всего участка установки струн.

Рис. 3. Схема установки нивелирных колышков при односкатном поперечном профиле:

Пример определения высотных отметок покрытия (основания)

По табл. 1 превышение для расстояния 3,45 м и поперечного уклона 15 ‰ должно быть равно 52 мм. Отметки нивелирных колышков будут равны:

верхней 100632 + 52 = 100684.

Вычисленные отметки нивелирных колышков сводят в таблицу. По этим отметкам под нивелир устанавливают все нивелирные колышки.

Установка стоек с поперечными штангами

Стойки представляют собой металлические стержни, на которые надевают струбцины с поперечными штангами. Струбцины имеют два отверстия (одно для стойки, другое для поперечной штанги) и два зажимных винта. На конце кронштейна имеется прорезь для струны.

Перед установкой стоек производят их сборку. Струбцины с поперечными штангами прорезями вверх надевают на стойки, затем опускают их от верха стоек на 15 см, поперечные штанги выдвигают из струбцин на 30 см. В таком положении струбцину закрепляют обоими винтами. Проверяют прорези на поперечных штангах. Если в них имеются заусеницы и острые края, то их необходимо отшлифовать. Затем стойки аккуратно погружают на автомобиль, вывозят на трассу и раскладывают около нивелирных колышков по всей длине участка.

На аэродромах стойки следует устанавливать по оси рядов.

Работы ведут в следующем порядке (см. рис. 1).

Стойку отодвигают от нивелирного колышка во внешнюю сторону на 30 см, устанавливают ее вертикально (поперечная штанга должна быть обращена к нивелирному колышку) и забивают в землю так, чтобы она стояла вертикально и прочно. Устанавливают теодолит в начале участка так, чтобы его визирная ось была совмещена со створом нивелирных колышков.

Винты струбцины ослабляют и устанавливают поперечную штангу, перпендикулярно линии натяжения струны таким образом, чтобы прорезь находилась точно над нивелирным колышком и на 6 мм выше принятой высоты установки струн над колышками. Необходимо следить за тем, чтобы не было перекосов поперечной штанги (чтобы острые края прорезей не резали струну).

Высоту расположения прорези над колышками измеряют линейкой (шаблоном), а совмещение прорезей со створом нивелирных колышков проверяют по теодолиту. В таком положении струбцины временно закрепляют обоими винтами.

Чтобы не возникла необходимость при установке стоек в сверлении в затвердевшем цементобетонном покрытии (пескоцементном основании) отверстий, их устраивают заранее в свежеуложенном бетоне или пескоцементе. По оси ряда штырем делают отверстия глубиной 20 см, в которые вставляют рубероидные или картонные трубки длиной 20 см. Стойки устанавливают по оси каждого второго ряда покрытия (основания).

Если сделать отверстия для установки стоек заранее невозможно, то один конец стойки приваривают перпендикулярно металлической пластине (башмаку) размером 250×250×10 мм, а затем стойки с пластинами устанавливают у нивелирных точек, отмеченных на покрытии масляной краской.

Натяжение и снятие копирных струн

После установки стоек производят натяжение струны.

После того, как струна вставлена в прорези и видно, что она натянута хорошо, лебедку стопорят.

Рис. 4. Схема прохождения струн через поперечную штангу, соединяющую две захватки:

Таким образом, через поперечную штангу стойки, соединяющей две захватки, проходит две струны (рис. 4), которые во избежание срыва закрепляют на поперечной штанге.

После натяжения струны ее окончательно выправляют в плане и в профиле.

Выправку копирной струны в профиле осуществляют с помощью деревянного шаблона (линейки), который устанавливают вертикально на нивелирный колышек и, ослабляя зажимной винт, перемещают струбцину вдоль стойки на высоту шаблона до тех пор, пока поперечная штанга не упрется в шаблон, а затем закрепляют струбцину в этом положении.

После выправки струны в профиле ее выправляют в плане по теодолиту.

После окончательной выверки положения струны струбцины закрепляют обоими винтами.

Не рекомендуется натягивать вставленную в прорези струну. Это может привести к ее обрыву или перекосу поперечных штанг.

При обрыве струну снимают. За счет имеющегося на барабане лебедки запаса оборванные концы связывают, после чего струну снова натягивают и вставляют в прорези. Узел должен прочно соединять струны.

После окончания работ по устройству основания или покрытия струны снимают. Для этого ослабляют натяжение струны, вынимают струну из прорезей и наматывают на специальную катушку. Снимают стойки, все оборудование погружают на автомобиль и перевозят на другой участок работы.

Особые способы установки копирных струн

Иногда по условиям местности установка копирных струн описанным в предыдущем разделе карты способом либо невозможна, либо сопряжена с большими трудностями. В этих случаях пользуются другими способами установки струн, применение которых требует переналадки датчиков, что приводит к остановке машин комплекта. Кроме того, после переналадки датчиков требуется регулировка рабочих органов машин.

Поэтому применение таких способов должно быть оправдано. Особые способы установки копирных струн необходимо согласовывать с руководителем работ по устройству покрытия.

Применяют следующие особые способы установки копирных струн.

а) Изменение уровня установки струн при переходе на следующий участок.

При применении данного способа установки струн изменение уровня расположения струн желательно производить для обеих струн на одну и ту же величину.

В этом случае при переходе машин на участок с измененным уровнем расположения струн должен быть соответственно изменен уровень установки укосин с датчиками на машинах комплекта, а датчики должны быть настроены на новый уровень.

б) Установка струн на разных уровнях.

Технические возможности машин комплекта ДС-100 допускают установку правой и левой струн в разных уровнях (рис. 5), при которых плоскость, проведенная через струны, не параллельна плоскости, проходящей через кромки покрытия.

Рис. 5. Установка копирных струн в разных уровнях:

При таком способе установки струн высота каждой струны над нивелирными колышками должна быть на всем протяжении одинаковой.

в) Установка струн на кривых малых радиусов.

На кривых малых радиусов (на примыканиях рулежных дорожек к ВПП, к перронам и т.п.) расстояние между стойками сокращают до 1,5 м. При этом получается ломаная линия расположения струны. Однако грани покрытия, уложенного бетоноукладчиком, на таких участках будут иметь достаточно плавные очертания.

Работы по установке копирных струн выполняет звено рабочих следующего состава:

Перед началом работ он проводит осмотр участка и принимает решение о способе установки струн.

Для обеспечения успешной работы по установке струн звено рабочих должно до начала работ иметь ведомости нивелировочных отметок пикетных и плюсовых точек.

Рабочие 2 разр. забивают стойки, работают с лентой и нивелирными рейками, переносят геодезические инструменты по участку работ, разматывают и раскладывают струну, сматывают ее на катушку, выполняют все работы по переноске инвентаря (стоек, нивелирных колышков, вешек и др.), снимают стойки и выполняют другие вспомогательные подсобные работы.

Все рабочие звена участвуют в погрузке и выгрузке инвентарных принадлежностей.

Для обслуживания звена выделяется грузовой автомобиль.

для чего нужна копирная струна

3. В состав звена не включены инженер-геодезист (ИТР) и шофер автомобиля, обслуживающего звено по установке струн.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *