для чего нужна накамерная вспышка

Гайд по настройкам накамерной вспышки

Хорошую фотографию с красивым светом можно получить не только в студии, где тебя окружает световое оборудование за десятки тысяч рублей. Как сделать качественные снимки во время фоторепортажа? Что делать, если на улице или в помещении не хватает света? Любой новичок, который задумывается об этом, неизбежно приходит к выводу, что ему нужна внешняя накамерная вспышка. Но купить её — полдела. Главное — научиться с ней взаимодействовать.

Разбираемся, какие настройки есть у накамерных вспышек, для чего они нужны и как с их помощью получить интересные эффекты на фото.

Настройки накамерной вспышки

У вспышек разных производителей примерно одни и те же настройки. Мы рассмотрим функции кнопок на примере бюджетной вспышки Yongnuo Speedlite YN560 III.

Чтобы она освещала всё равномерно, выбирайте то значение, которое соответствует текущим настройкам вашего объектива. Например, если у вас фиксовый «полтинник», поставьте зум в положение 50mm. Если объектив с возможностью приближения и отдаления, с переменным фокусным расстоянием, то ставьте то значение, на котором снимаете сейчас. Например, вы снимаете портрет на объектив 24-70mm и в данный момент объектив стоит на 70mm, то и на вспышке должно быть то же число.

— ведомый RX-режим. В этом режиме вспышка реагирует на синхронизаторы, а также на другие вспышки. Главное — поставить вспышку на тот же канал, на котором стоит ведущее устройство. Например, оба должны стоять на CH1. У разных вспышек разное количество каналов, на которые их можно поставить;

— ведущий TX-режим (режим есть у более новой модели Yongnuo Speedlite YN-560 IV). В таком случае данная вспышка будет главной, «подтягивая» за собой остальные. Например, если у вас будет две вспышки — Yongnuo Speedlite YN-560 IV и YN560 III, то вторая вспышка будет срабатывать, реагируя на первую, без синхронизатора. Также в этом режиме можно управлять настройками ведомой вспышки, которая стоит в RX-режиме.

— режим M. Позволяет поставить мощность вспышки самому. Для этого достаточно нажимать на кнопки вправо и влево на самой вспышке. Например, если вы видите на вспышке силу импульса 1/1 — это максимальная мощность, 1/2 — половина от максимальной. Минимальная мощность может быть разной в зависимости от модели и производителя. Например, 1/128 или 1/64.

— режим M + RX. Вспышка ведомая, но уровень мощности можно выбрать самому. Чтобы, например, сделать мощный контровой свет.

— режимы S1 или S2 (от slave — вспомогательное устройство). Тоже режим подчинения вспышки, но в этом режиме она реагирует на световой импульс других приборов. И на световой импульс синхронизатора в том числе.

В режиме S1 вспышка срабатывает после первого импульса ведущей вспышки. В режиме S2 вспышка реагирует на второй световой импульс, игнорируя первый. Для этого ведущая вспышка должна стоять в TTL-режиме (о нём ниже).

Эти режимы полезны, если одним импульсом нужно активировать сразу несколько вспышек, расположенных в одном помещении.

Проблемы с этими режимами могут возникнуть при ярком солнечном свете — он может «перебить» сигнал ведущей вспышки.

— M-режим. Вы сами можете выбрать мощность вспышки, как написано в предыдущем пункте. А с помощью кнопок вверх и вниз сделать настройку мощности более тонкой (может обозначаться цифрами 0.3, 0.5 и буквами EV)

— Multi (его ещё называют режим стробоскопа). В этом режиме вспышка даёт несколько импульсов за один кадр. Вы можете настроить мощность, количество импульсов, а также то, как быстро они будут следовать друг за другом (частота).

С мощностью всё понятно — о ней мы говорили выше.

Частота отвечает за скорость и означает, сколько раз в секунду она должна давать импульс. Так, 1 Гц означает, что вспышка должна срабатывать раз в секунду, 2 Гц — два раза за секунду и т.д. Тем не менее, не обязательно всё будет работать именно так, ведь вы можете сами задать количество импульсов. Так, если вы поставите число импульсов 6, а частоту 1 Гц, то вспышка сработает два раза за секунду.

Этот режим нужен для съёмки быстро движущихся объектов, чтобы «заморозить» их движение. Несколько световых импульсов увеличивают вероятность того, что матрица поймает резкий кадр. Также с помощью него делают творческие эффекты, о которых мы расскажем ниже.

— TTL-режим. Есть не во всех вспышках. Камера сама настраивает мощность вспышки, предварительно замеряя освещённость сцены. Если фотоаппарат решит, что в помещении темно, мощность вспышки увеличится, и наоборот.

О чём нужно помнить при работе с внешней вспышкой

Лайфхаки

Кажется, всё просто и знакомо: чтобы объекты в кадре были в максимальной резкости, поставьте короткую выдержку. Но заморозить движение может и сама вспышка!

Чем меньше её мощность, тем быстрее она дает импульс и «схватывает» картинку. При минимальной мощности вспышки даже быстро движущиеся объекты заморозятся.

Но помните: чем слабее вспышка, тем хуже освещен кадр. Поэксперементируйте — на минимальной мощности можно позволить себе сделать выдержку более длинной без ущерба качеству.

Снимаете ночной город и хотите создать эффектные световые полосы от фар проезжающих автомобилей? А, может, вам нужен «шлейф» за бегущим человеком, усиливающий динамику? Тогда вам понадобится синхронизация по второй шторке.

В чём разница? Если работать в стандартном режиме, когда камера синхронизируется по первой шторке, то фотоаппарат сначала заморозит движение, а затем создаст эффект движения. Получается, размытый шлейф будет перед объектом съемки. При синхронизации по второй шторке камера сначала «соберёт» свет, а потом включит вспышку и заморозит движение.

Этот эффект можно получить только при съёмке в движении. Если объект неподвижный, то разницу вы не заметите.

Включить синхронизацию по второй шторке можно в настройках фотоаппарата. На самой вспышке вы эту функцию не найдёте.

Хотите «заморозить» предмет или движущегося человека несколько раз, чтобы усилить динамику? Перейдите в режим Multi, поставьте повышенную частоту и количество кадров. Последний параметр влияет на то, сколько «фантомов» будет у вашей модели.

После этого нужно узнать оптимальную выдержку, чтобы фотоаппарат смог запечатлеть эффект. Как это вычислить? Разделите количество на частоту. Например, вы поставили количество кадров 6, а частоту 20 Гц. Получается, что нужно разделить 6 на 20. Тогда ваша выдержка должна быть 0,3 секунды.

В итоге на одном снимке получится несколько «вариаций» одного и того же предмета или модели, на котором видно направление его движения.

Поставьте модель неподвижно, а помощникам дайте светящиеся предметы. Это могут быть свечи, фонарики, гирлянды и даже смартфон с включённым дисплеем.

Сделайте выдержку подлиннее, а фотоаппарат поставьте на штатив, чтобы избежать смазов. Скорей всего, фотографировать придется в полной темноте, так что переведите объектив в режим ручной фокусировки, сфокусируйтесь, а потом выключите свет. Важно, чтобы модель не перемещалась, иначе она выйдет из зоны резкости.

Попросите помощников подвигаться вокруг моделями со светящимися приборами после того, как сработает вспышка и «заморозит» её. Они могут сделать красивые линии, написать фразу, нарисовать фигуры вокруг — звёздочки, сердечки, цветы и т.д. Эффект подойдет для стилизованных портретов или необычной предметной съёмки.

Источник

Как выбрать накамерную фотовспышку

Но, надо сказать, что многие пользователи думают, что вспышка нужна только для увеличения освещенности того, что находится “в прицеле” фотоаппарата. Это не так: внешние вспышки имеют широкие возможности регулировки мощности, направленности света и могут использоваться вне камеры.

Зачастую, об этом узнают начинающие фотографы, которые уже освоили базовые понятия, связанные с работой фототехники. Именно этим функциям и параметрам, а также выбору внешней вспышки будет посвящена наша статья.

Рассмотрим основные характеристики и особенности накамерных вспышек.

Мощность

Пожалуй, основная и наиболее важная характеристика, по которой идет разделение вспышек на классы.

для чего нужна накамерная вспышка
Внешний вид вспышек разной мощности

Для того, чтобы избежать этих проблем, все серьезные вспышки имеют встроенный рефлектор, который может менять ширину освечивания. Для конечного пользователя это выглядит как изменение фокусного расстояния на вспышке, которое может быть автоматическим, либо ручным.

Если вспышка стоит на фотоаппарате, и у неё включен режим автоматического зума, камера передает информацию о выбранном на объективе фокусном расстоянии, и вспышка настраивается соответствующим образом.

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Canon Speedlite 600EX-RT. Зум настроен на 20 миллиметров фокусного расстояния

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Canon Speedlite 600EX-RT. Зум настроен на 200 миллиметров фокусного расстояния

Как видим, диапазон достаточно широкий, что очень удобно, но такие характеристики имеют самые “навороченные” модели.

А что если мы используем широкоугольный объектив, и зума не хватает? Для таких сложных случаев профессиональные вспышки имеют специальный широкоугольный рассеиватель в виде пластиковой пластины, которая выдвигается из передней части.

для чего нужна накамерная вспышка
Широкоугольный рассеиватель на вспышке

для чего нужна накамерная вспышка
Широкоугольный рассеиватель в убранном положении

Возможности беспроводного управления

Конечно, проще всего поставить вспышку на фотоаппарат, не обращая внимания на светотеневой рисунок, и используя её лишь для увеличения освещенности. Однако, гораздо интереснее снять вспышку с камеры, поставить её на стойку для студийного света и снабдить рассеивающим зонтом или софтбоксом. При таком способе использования пользователю открываются колоссальные творческие возможности. Именно поэтому, вспышки среднего и высокого класса могут использоваться не только на камере, но и отдельно от неё, дистанционно синхронизируясь с фотоаппаратом. Возможны следующие варианты синхронизации:

Существуют вспышки, которые только принимают сигнал на срабатывание, а мощность необходимо задавать вручную на ней самой. Это, например, модели Yongnuo, принимающие сигнал от синхронизатора RF-603. Есть и модели, поддерживающие передачу информацию о мощности, позволяющие также работать всей системе в режиме TTL (это автоматическое определение мощности). Это вспышки Canon с буквами RT в названии, Yongnuo YN685.

В частности, система Canon RT включает трансмиттер Yongnuo YN-E3-RT, который соединяется со вспышками и позволяет управлять всеми их функциями в полном объеме.

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Canon Speedlite 600EX-RT и трансмиттер Yongnuo YN-E3-RT

Источник питания

Наибольший приоритет при выборе источника питания для вспышек имеет его проверенность и надежность, и поэтому подавляющее большинство производителей разрабатывает вспышки с батареями типоразмера AA, в которых могут использоваться как одноразовые источники питания, так и перезаряжаемые аккумуляторы.

для чего нужна накамерная вспышка
Батарейки AA в качестве источника питания накамерной вспышки

Недостаток такого решения в том, что стандартные батарейки и аккумуляторы уже технологически устарели и проигрывают по энергоемкости литий-ионным аккумуляторам.

Надо отметить, что в особо компактных моделях могут использоваться батарейки AAA, которые меньше по размеру.

Более современным решением выглядит использование литий-ионных аккумуляторов во внешних вспышках, его применяет компания Godox, но, к сожалению, производители фотокамер пока не собираются переходить на это решение.

для чего нужна накамерная вспышка
Аккумулятор фотовспышки Godox V860C Ving ETTL

Такой вариант позволяет получить большее время автономной работы вспышки и ускорить время её перезарядки.

В случае, если накамерная вспышка используется вместо студийной, даже аккумулятора высокой емкости может оказаться недостаточно. Для решения этой проблемы многие вспышки имеют разъем для подключения внешнего питания. К нему могут подсоединяться блоки питания, автономные, либо подключаемые к розетке.

Форм-фактор и угол поворота головы

Как мы знаем, накамерные вспышки могут иметь разную мощность, и как следствие, разные размеры. Мы можем выделить несколько типов вспышек:

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Canon Speedlite 270EX II

В отдельный подкласс можно выделить вспышки, которые поставляются с камерами, не имеющими встроенной вспышки. Такие вспышки очень слабые и питаются от камеры.

для чего нужна накамерная вспышка
Вспышка Olympus FL-LM1

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Canon Speedlite 430EX III-RT

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Godox Witstro AD360II-C

для чего нужна накамерная вспышка
Максимальный угол поворота головы вспышек разного класса

для чего нужна накамерная вспышка
Фотовспышка Yongnuo YN-14EX

Выводы

Как мы видим, современные накамерные вспышки имеют огромные возможности, и, поэтому позволяют решать очень широкий круг задач. Актуальные модели представляют собой сложное электронное устройство, зачастую, обладающее уникальными характеристиками.

Крупные производители фототехники, при этом, первыми внедряют новые технологии, их вспышки имеют наилучшее качество сборки и дизайн. Однако, цена на лучшие модели оказывается высокой.

В то же время, сторонние производители (чаще всего китайские) предлагают лучшее соотношение цены и функций. При этом, качество изготовления у них заметно выросло, а ассортимент легко заткнет за пояс Canon или Nikon.

На наш взгляд, именно внешние вспышки позволяют радикально улучшить общий вид снимков, сделанных, например, на зеркальную камеру, совершенно не ударяя по карману пользователя. Именно поэтому мы порекомендуем всем, кто не приобрел такое устройство, присмотреться к ним. А существующий сейчас ассортимент позволит сделать правильный выбор всем желающим.

Источник

Зачем нужна внешняя вспышка?

В некоторых условиях съемки вспышка часто намного важней самого фотоаппарата и объектива. Какой бы не был суперсветосильный объектив, или какие бы супер высокие значения ISO не позволяла использовать камера, часто хорошего фото без вспышки просто не реально добиться.

для чего нужна накамерная вспышка

Зачем нужна внешняя вспышка?

Я чаще всего работаю с системой Nikon, потому примеры здесь я буду приводить исключительно для камер\вспышек Nikon, но в общем случае все то же самое относится и к другим системам.

Практически все современные камеры со сменной оптикой обладают встроенной вспышкой, такую вспышку часто называют ‘вспышкой-лягушкой‘, чаще просто ‘встроенной‘. Все современные камеры со сменной оптикой могут использовать дополнительную вспышку, такую вспышку обычно называют ‘внешней‘, реже ‘системой‘.

Внешняя вспышка устанавливается в специальный разъем, который называют ‘башмак‘ или ‘горячий башмак‘. Обычно при покупке камеры башмак для внешней вспышки закрыт специальной пластмасской-заглушкой. Башмак имеет специальные контакты, с помощью которого происходит ‘общение’ камеры и системной вспышки. При установке внешней вспышки на камеру она фиксируется специальным фиксатором.

для чего нужна накамерная вспышка

Вот так можно снимать с внешней вспышкой используя отражение света вспышки от стен и потолка. Картинка из инструкции к SB-910

Общий принцип работы встроенной и внешней вспышки одинаковый, но существуют огромные отличия в мелочах. Про автоматический режим работы вспышки, который часто называют TTL, можно почитать здесь. С внешней вспышкой можно делать такие штуки, которые недоступны при использовании встроенной вспышки:

для чего нужна накамерная вспышка

Вот так можно снимать со светорассеивателем для создания мягкого света. Картинка из инструкции к SB-910

Можно использовать ряд очень полезных дополнительных вещей. Обычно это тонкие настройки со сложностями для понимания:

для чего нужна накамерная вспышка

Обычная карточка светорассеиватель на внешней вспышки – пример использования. Картинка из инструкции к SB-910

Недостатки внешней вспышки:

Личный опыт

Лично я не представляю свою работу фотографом без внешней вспышки. Когда я начинал фотографировать, из профессиональной техники у меня была только моя вспышка SB-900, все остальное было любительское и я очень рад, что потратил деньги именно на хорошую внешнюю вспышку. Для меня во внешней вспышке очень важна возможность отражения света от потолка, огромная мощность, быстрая перезарядка, дополнительная подсветка фокусировки, и конечно же, система дистанционного управления. Обычно пишут только про преимущество внешней вспышки в плане отражения света, но преимуществ внешней вспышки перед встроенной имеется очень и очень много, часть описаны в данной статье. На деле разницу между встроенной и внешней вспышкой можно понять только при непосредственном использовании первой и второй. Кстати, в инструкции ко вспышке можно найти всю нужную информацию по настройке и съемке, например, черно-белые картинки для этой статьи я как раз взял из инструкции к моей Nikon SB-910. Также, я не рекомендую при выборе вспышки уделять много внимания мощности вспышки.

Из личного опыта еще добавлю, что к работе внешней вспышки нужно привыкнуть, с ее помощью не сразу можно будет получить шедевральные фотографии. Если качество фотографий со встроенной вспышкой устраивает, то пока еще рано покупать внешнюю вспышку. Кстати, внешние вспышки бывают очень разные по своему функционалу и чтобы выбрать правильный вариант, тоже, нужно потрудиться. Мои рекомендации по выбору внешней вспышки для современных камер Nikon найдет здесь. Если все же сложно понять, нужна ли Вам внешняя вспышка, советую взять ее у своих знакомых, либо найти человека, у которого можно одолжить вспышку на пару дней.

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog и Aliexpress.

для чего нужна накамерная вспышка

Система креативного освещения из нескольких внешних вспышек под управлением внешней вспышки на камере. Картинка из инструкции к SB-910

Выводы

Кто-то в моем блоге написал, что сначала нужно определиться со светом, или хотя бы со внешней вспышкой, а потом уже выбирать камеру и объективы – это довольно неплохой подход для серьезной работы. Внешняя вспышка – это очень полезный инструмент для фотографа. Но если нет сильной нужды во внешней вспышке, например, для любительской съемки, то можно обойтись и встроенной вспышкой.

Источник

Как пользоваться вспышкой

Фотовспышка – один из тех фотографических аксессуаров, которые обычно используются фотолюбителями категорически неправильно, но при этом весьма охотно. Меж тем, при грамотном использовании вспышка может оказать неоценимую помощь фотографу.

Прежде всего, следует отказаться от мысли, что накамерную вспышку можно использовать в качестве единственного источника света. В отличие от студийных вспышек, вспышка на камере нужна тогда, когда снимаемая сцена уже освещена, но свет либо недостаточен, либо излишне контрастен. При традиционно же любительском использовании вспышки на снимке оказываются запечатлены ярко освещённый объект с горящими красными глазами и утопающий в кромешной тьме задний план. Ещё более наивной представляется попытка осветить футбольное поле или дворцово-парковый ансамбль крошечной вспышкой, встроенной в компактную камеру или мобильный телефон. Высокие значения ISO или устойчивый штатив сказываются на ночных снимках намного благоприятнее, чем не вовремя сработавшая вспышка.

Для сравнения мощности различных моделей вспышек используется ведущее число вспышки, т.е. максимальное расстояние в метрах или футах до объекта, который вспышка в состоянии осветить при диафрагме f/1 и ISO 100. Ведущее число встроенной в камеру фотовспышки достигает в лучшем случае 10 м, у дополнительной вспышки на батарейках – до 30 м, а у мощных студийных вспышек с питанием от сети – до сотни. Ведущее число – не слишком точный параметр, поскольку оно сильно зависит от конструкции рассеивателя и от параметров зума, да и производители не стесняются приводить несколько завышенные характеристики в документации к вспышкам.

Разумеется, вспышка не часто используется на полной мощности, но приятно, когда яркости вспышки хватает с запасом.

Обычно мощность импульса регулируется автоматически, в соответствии с условиями освещённости, но можно включить и ручной режим. Если вспышка управляется автоматически, то непосредственно перед спуском затвора она даёт предварительный импульс малой мощности или предвспышку, что необходимо для расчёта мощности основного импульса. Оценка производится непосредственно через объектив с помощью экспонометра камеры, и потому такой метод называется TTL (Through The Lens).

Если вам не хватает возможностей встроенной вспышки, то предпочтение следует отдать накамерным вспышкам, являющимися частью используемой вами системы, будь то Canon, Nikon или любой другой. Вспышки сторонних производителей, даже при заявленной совместимостью с вашей системой, могут не вполне корректно работать в автоматических режимах, что не исключает, однако, возможности ручного управления.

Две экспозиции

При съёмке со вспышкой вы имеете дело с двумя независимыми экспозициями – одна из них определяется внешним освещением, а другая – импульсным светом вспышки. Вместе они составляют общую экспозицию кадра.

Какие же съёмочные параметры влияют на каждую из экспозиций?

Внешняя экспозиция, продиктованная яркостью окружающего света, регулируется выдержкой, диафрагмой и чувствительностью ISO. В автоматических режимах управление экспозицией осуществляется с помощью экспокоррекции (компенсация экспозиции).

Экспозиция вспышки зависит от мощности импульса, от расстояния до объекта, от значения диафрагмы и от чувствительности ISO. Она не зависит от выдержки – это очень важно. Длительность импульса вспышки составляет примерно 1/1000 с, и потому, как бы долго не был открыт затвор, вклад вспышки в общую экспозицию не увеличится. Управлять мощностью импульса автоматической вспышки можно с помощью коррекции (компенсации) вспышки по аналогии с экспокоррекцией.

Важнейшую роль в работе со вспышкой играет соотношение между экспозицией вспышки и внешней экспозицией. Именно умение грамотно дозировать вклад внешнего и импульсного света отличает профессиональное применение вспышки от любительского.

Изменять соотношение двух экспозиций можно варьируя выдержку, мощность вспышки и расстояние до объекта. Всё. Соотношение не зависит от диафрагмы или ISO, поскольку и диафрагма, и ISO изменяют обе экспозиции единовременно. Меж тем, выдержка позволяет независимо управлять внешней экспозицией, а мощность вспышки и дистанция так же независимо изменяют экспозицию вспышки.

Съёмка со вспышкой в помещении

Направленная вперёд накамерная вспышка – это худший источник света, который только можно себе представить. Во-первых, источник света, расположенный столь близко от оптической оси объектива, лишает фотографию объёма, а во-вторых, малый размер вспышки делает её практически точечным источником, дающим предельно жёсткий свет без переходов и полутонов. Лицо человека, застреленного вспышкой прямо в лоб, выглядит плоским и безжизненным, его глаза либо красны, либо зажмурены, а задний план кажется неестественно тёмным, подпадая под действие закона обратных квадратов.

Можно снять вспышку с фотоаппарата, воспользовавшись либо кабелем-удлинителем, либо системой дистанционной синхронизации. Однако наиболее простой и быстрый способ модифицировать свет накамерной вспышки – отразить его от какой-нибудь светлой поверхности. Разумеется, для этого вам понадобится вспышка с поворотной головкой. Направив вспышку, например, в белый потолок, вы кардинальным образом меняете характер освещения. Теперь уже не вспышка, а потолок является источником света, причём света мягкого, рассеянного и, к тому же, падающего самым естественным образом сверху.

для чего нужна накамерная вспышка

Вспышка направлена прямо в лицо.
Обратите внимание на тень на стене.

для чего нужна накамерная вспышка

Фотографии, сделанные с применением отражённой вспышки, выглядят так, как если бы никакой вспышки задействовано не было. Сцена приобретает объём и глубину, а действие закона обратных квадратов уменьшается за счёт более равномерного распределения света.

Вспышку можно отразить не только от потолка, но и от стены, если конструкция вспышки это позволяет. Можно использовать стену, расположенную сбоку от вас, чтобы получить боковой свет, а можно направить вспышку вверх и назад, отразив её от потолка и стены за вашей спиной – этот приём даёт особенно мягкий свет.

Использование стен для отражения света вспышки становится особенно насущным, когда потолок слишком высок и мощности вспышки попросту не хватает. При съёмке на улице потолок тоже редкость. В принципе, вы можете использовать любой достаточно светлый объект в качестве отражающей поверхности. Даже ваш товарищ в белой майке способен отразить свет вспышки, если, конечно, он на это согласится.

Если свет от вспышки направлен прямо в потолок, то глаза модели могут оказаться в тени. В этом случае следует воспользоваться белой картой (т.н. «визиткой»), прикреплённой к вспышке, которая отражает часть света в сторону модели, подсвечивая тени и добавляя блик в глаза. Многие модели вспышек изначально снабжены такой картой, однако же, её не сложно изготовить и самостоятельно.

Единственный минус отражённой вспышки – это повышенное энергопотребление. Часть света поглощается потолком или стеной, а часть рассеивается, освещая интерьер. Как следствие, импульс должен иметь как минимум в четыре раза большую яркость, чем при прямолинейном использовании вспышки. Впрочем, преимущества отражённой вспышки без сомнения стоят более частой замены батареек.

Чтобы облегчить жизнь вспышке и ускорить время её перезарядки, я, при съёмке в помещении, стараюсь использовать полностью открытую диафрагму, если иное не продиктовано необходимостью большей глубины резкости. ISO я обычно выставляю в районе 400 или 800, что на современных камерах даёт более-менее терпимый уровень шума. Использование светосильных объективов с максимальной диафрагмой f/1,8, или даже f/1,4, является большим подспорьем при недостатке внешнего света.

Заполняющая вспышка

Заполняющей называется вспышка, используемая для подсветки теней, в то время как объект уже освещён внешним источником света.

для чего нужна накамерная вспышка

В этой фотографии экспозиция выставлена по небу, а лицо подсвечено вспышкой. Без вспышки пришлось бы либо передержать пейзаж, либо недодержать портрет.

Важнейшая область применения заполняющей вспышки – это съёмка при ярком солнечном свете. Днём с огнём? Зачем использовать вспышку, когда и без неё светло? Ответ прост: чтобы смягчить контраст.

Солнечный свет, особенно в середине дня, очень резок, а вспышка позволяет вам, проэкспонировав снимок по светам, осветлить при этом тени, которые без вспышки вышли бы совершенно чёрными. Когда контраст чрезмерен, подсветка теней с помощью вспышки или рефлектора жизненно необходима. В противном случае лица людей на фотографии будут напоминать маски. Если вы снимаете против света, то подсветка не даёт лицу провалиться во тьму. Рефлектор не всегда под рукой, зато вспышка встроена почти в каждую камеру.

Кроме того, вспышка добавляет блик в глаза модели, что делает взгляд более живым.

Без вспышки.
Лицо слишком тёмное, но увеличение экспозиции приведёт к передержке в светах.

для чего нужна накамерная вспышка
для чего нужна накамерная вспышка

Тени подсвечены заполняющей вспышкой, а внешняя экспозиция осталась без изменений.

Заполняющая вспышка может быть полезна и в помещении, например, когда человек стоит напротив окна. Со вспышкой вы можете запечатлеть и человека, и интерьер, и пейзаж за окном.

Не лишней заполняющая вспышка бывает и при съёмке пейзажей, поскольку даёт возможность проявить детали в тенях переднего плана, сохраняя при этом света нетронутыми.

для чего нужна накамерная вспышка

для чего нужна накамерная вспышка

Во многих случаях вполне достаточно вспышки, встроенной в фотоаппарат, однако дополнительная накамерная вспышка мощнее, перезаряжается более оперативно и не расходует батарею камеры.

Основная трудность использования заполняющей вспышки в солнечный день состоит в том, что мощности вспышки может оказаться недостаточно, т.к. она вынуждена конкурировать с исключительно ярким солнечным светом. Вклад вспышки в общую экспозицию часто оказывается слишком мал по сравнению с внешней экспозицией.

Если вспышка работает на пределе своих возможностей, то изменить соотношение двух экспозиций можно только уменьшив внешнюю экспозицию. Как? Очевидно, что уменьшение диафрагмы нам не поможет, ведь так мы одновременно с внешней экспозицией убавим и экспозицию вспышки. Единственный выход – сократить выдержку, но при этом мы натолкнёмся на существенное ограничение, обусловленное выдержкой синхронизации.

Выдержка синхронизации

Выдержка синхронизации вспышки – это самая короткая выдержка, которая может быть использована при съёмке со вспышкой.

Выдержки короче, чем выдержка синхронизации, определяемая технической характеристикой вашей камеры, не могут быть использованы вместе со вспышкой. Почему? Причина в особенности конструкции механического шторно-щелевого затвора зеркальных фотоаппаратов.

Затвор представляет собой две шторки, которые могут скользить параллельно плоскости сенсора или плёнки. Исходно сенсор полностью закрыт первой шторкой. При спуске затвора первая (передняя) шторка под действием пружины сдвигается в сторону, открывая матрицу. По завершению экспозиции матрица закрывается второй (задней) шторкой. Затем сомкнутые шторки синхронно возвращаются в первоначальное положение.

Шторки скользят очень быстро, но всё-таки не мгновенно. Если требуется обеспечить короткую выдержку, задняя шторка начинает движение ещё до того, как передняя его закончит. В результате, при высоких скоростях затвора, матрица освещается через щель между шторками, которая пробегает вдоль кадра. Т.е. различные области кадра экспонируются последовательно, а не одномоментно.

Если вспышка сработает во время столь короткой выдержки, то проэкспонированной окажется лишь часть кадра, а именно та его область, над которой находилась в момент импульса щель, образованная шторками затвора.

Таким образом, выдержка синхронизации – это самая короткая выдержка, при которой вся площадь матрицы оказывается открытой одновременно. Лимитирующий фактор здесь – скорость движения шторок затвора.

Очевидно, что чем короче выдержка синхронизации, тем лучше. У профессиональных зеркальных фотоаппаратов выдержка синхронизации вспышки составляет 1/250 с. У младших зеркальных камер – 1/180-1/200 с. Цифровые компактные камеры с электронным затвором могут иметь выдержку синхронизации порядка 1/500 с.

Важность короткой выдержки синхронизации становится очевидной при использовании заполняющей вспышки в солнечную погоду. Как бы странно это не звучало, но именно короткая выдержка позволяет нам получить от вспышки импульс достаточной яркости.

Чтобы уравновесить солнечный свет, мощность вспышки должна быть очень велика. Как же увеличить вклад вспышки в общую экспозицию, если она и так работает на полную мощность? Повышать ISO бессмысленно, т.к. подобным образом вы увеличите чувствительность сенсора не только к свету вспышки, но и к внешнему свету, что приведёт к передержке. Это потребует уменьшения диафрагмы, что отбросит нас на исходную позицию, ведь малая диафрагма снова уменьшит общую яркость.

Можно открыть диафрагму пошире – это увеличит яркость вспышки, однако же, и внешняя экспозиция будет увеличена. Чтобы теперь убавить только внешнюю экспозицию нужно уменьшить выдержку, но уменьшать её далее выдержки синхронизации нельзя, и ваша камера не даст вам этого сделать.

Фотоаппарат, имеющий более короткую выдержку синхронизации, позволяет использовать большие диафрагмы, что увеличивает яркость вспышки, сохраняя при этом корректную внешнюю экспозицию. Т.е. короткая выдержка синхронизации даёт вам возможность смещать соотношение экспозиции вспышки и внешней экспозиции в пользу вспышки.

Короткая выдержка синхронизации увеличивает полезную дистанцию вспышки, а при неизменной дистанции позволяет вспышке работать на меньшей мощности, что ускоряет перезарядку и продлевает жизнь батарейкам.

Иногда ограничения, налагаемые выдержкой синхронизации, можно обойти. Для этого существует т.н. высокоскоростная синхронизация (FP или HSS).

В режиме высокоскоростной синхронизации вспышка испускает серию импульсов малой мощности, превращаясь, таким образом, как бы в источник постоянного, а не импульсного света. С постоянным же светом вы вольны использовать любую выдержку по вашему усмотрению. Такая возможность может показаться весьма заманчивой, но на деле недостатки высокоскоростной синхронизации перевешивают, на мой взгляд, её достоинства. Во-первых, мощность вспышки, работающей в режиме высокоскоростной синхронизации, ощутимо падает, уменьшая тем самым рабочую дистанцию. Во-вторых, энергопотребление сильно возрастает, требуя частой замены батареек. В третьих, увеличивается время перезарядки. Причина всего этого в том, что поскольку только узкая полоска сенсора в каждый момент времени освещается вспышкой в процессе экспозиции, большая часть света вспышки пропадает впустую. Словом, высокоскоростная синхронизация вещь неплохая, но она является всего лишь суррогатом полноценной выдержки синхронизации.

Режимы работы вспышки

Большинство фотокамер позволяет использовать вспышку в следующих стандартных режимах:

Заполняющая вспышка (Fill flash)

Вспышка без лишних затей. В режимах определения экспозиции P и A (Av) действует ограничение минимальной скорости затвора, т.е. максимальной выдержки, которую камера может выбрать при съёмке со вспышкой. Обычно это 1/60 с, но некоторые камеры позволяют самостоятельно настраивать этот параметр.

Подавление эффекта красных глаз (Red eye reduction)

Самый бесполезный режим. После нажатия на спуск, вспышка делает несколько предварительных импульсов, призванных сузить зрачки портретируемого, и лишь затем происходит собственно съёмка. Мало того, что этот метод слабо помогает в борьбе с красными глазами (а чаще просто заставляет человека моргать и щуриться), так он ещё и дарит вам секундную задержку перед спуском затвора, позволяя замечательным образом упустить кадр.

Медленная синхронизация (Slow sync)

В отличие от обычного режима заполняющей вспышки, ограниченного максимальной выдержкой в 1/60 с, медленная синхронизация оставляет затвор открытым столько времени, сколько того требует корректная внешняя экспозиция. В результате, проэкспонированным оказывается не только объект, но и фон. Таким образом, медленная синхронизация позволяет вам более гибко управлять балансом между экспозицией вспышки и внешней экспозицией.

Часто для проработки фона может потребоваться очень длинная выдержка – вплоть до нескольких секунд, – в таком случае воспользуйтесь штативом.

В режимах S (Tv) и M медленная синхронизация вспышки не отличается от обычной, поскольку вы сами можете выбирать необходимую вам выдержку. Днём, когда света достаточно, медленная синхронизация также не даёт никаких преимуществ.

Синхронизация по задней шторке (Rear curtain sync)

По сути это та же медленная синхронизация, обеспечивающая выдержку, достаточную для проработки фона, но если при собственно медленной синхронизации вспышка срабатывает в начале экспозиции, т.е. сразу после открытия затвора, при синхронизации по задней шторке, вспышка дожидается окончания экспозиции и срабатывает непосредственно перед тем, как задняя шторка закроет сенсор. Это необходимо для красивого отображения движущихся объектов. Если вспышка сработает в начале экспозиции, то вы получите замороженное импульсом вспышки изображение объекта и смазанный шлейф от его движения, расположенный перед ним, что выглядит глупо. При синхронизации же по задней шторке, шлейф от движения располагается за объектом, что смотрится более натурально.

Я практически всегда использую именно этот режим – медленная синхронизация по задней шторке. Если выдержка в режимах определения экспозиции P или A оказывается слишком длинной, я поднимаю ISO, либо переключаюсь в режим S или M и устанавливаю выдержку вручную.

Режимы камеры при съёмке со вспышкой

Различные режимы определения экспозиции (P, S, A и M) предполагают несколько отличный подход к работе со вспышкой.

Когда я использую заполняющую вспышку в солнечный день, моя камера обычно находится в режиме P (Program auto). Это позволяет мне не задумываться о выдержке синхронизации. Если экспонометр камеры упирается в выдержку синхронизации, т.е. 1/250 с или 1/200 с, он автоматически прикрывает диафрагму до подходящего значения, оберегая кадр от передержки. В режиме A или Av (приоритете диафрагмы) мне пришлось бы постоянно следить за выдержкой, и, по достижении выдержки синхронизации, самостоятельно уменьшать диафрагму.

В сумерках или в помещении, когда выдержка синхронизации не является проблемой и я озабочен в первую очередь нехваткой света, я переключаюсь в режим A (Av) и открываю диафрагму до предела. При использовании медленной синхронизации выдержка обусловлена настройками ISO. Обычная же синхронизация не позволяет выдержке быть длиннее 1/60 с, что приводит к недодержке фона.

Если фотоаппарат не позволяет достаточно гибко настроить автовыбор ISO, можно переключиться в режим приоритета выдержки (S или Tv), чтобы в зависимости от условий съёмки вручную выбирать минимальную выдержку, позволяющую вам держать камеру устойчиво. Диафрагма при этом будет полностью открыта.

Режим P не слишком хорош для съёмки со вспышкой в помещении, поскольку его алгоритм не позволяет открывать диафрагму до предела, удерживая её в районе 4-5,6, что лишает вас преимущества от обладания светосильными объективами. Уж лучше использовать режим A и максимальную диафрагму, а в случае потребности в большей глубине резкости, уменьшить диафрагму вручную.

Полностью ручной режим M требует, на мой взгляд, излишнего внимания к фотоаппарату – вам приходится лично контролировать и выдержку, и диафрагму, и ISO. Кроме того, многие камеры не имеют прямых регулировок ISO на корпусе, а лазить в меню каждый раз, когда освещение немного меняется, утомительно.

Использование режима M оправдано только тогда, когда условия освещённости остаются неизменными, например, в студии. В обычной же жизни автоматические режимы обеспечивают большую гибкость и оперативность.

Как избежать моргания?

Неприятной особенностью определения экспозиции вспышки с помощью TTL замера является оценочная предвспышка, срабатывающая перед спуском затвора. Временной интервал между предварительным и основным импульсами вспышки невелик, но его бывает достаточно, чтобы человек с хорошей реакцией успел моргнуть аккурат к моменту собственно съёмки. Домашние животные ещё в большей степени подвержены этому эффекту.

Существует два способа борьбы с закрытыми глазами на снимках.

Первый способ очевиден, но несколько трудоёмок – переключить вспышку в ручной режим, исключающий предварительные импульсы, а мощность вспышки подобрать эмпирически.

Второй способ доступен не на всех фотоаппаратах. Некоторые модели позволяют присвоить кнопке Fn или AE-L/AF-L функцию блокировки вспышки (Flash Lock). Блокировка вспышки работает следующим образом: после нажатия на кнопку, вспышка даёт оценочный импульс, а камера рассчитывает экспозицию вспышки и запоминает её значение; теперь при спуске затвора вспышка срабатывает моментально, с заранее рассчитанной рабочей мощностью и безо всяких предвспышек. Пока съёмочный ракурс и расстояние до объекта не меняются, экспозиция вспышки может оставаться заблокированной.

Цветовой баланс

Свет фотовспышки имеет цветовую температуру 5000-6000 K, т.е. близкую к дневному свету. Как следствие, днём цветовой баланс объектов, освещённых вспышкой, гармонирует с цветовым балансом фона, освещённого внешним светом.

При съёмке на закате или же в помещении при лампах накаливания внешнее освещение имеет тёплый, жёлто-оранжевый оттенок. В таких условиях свет вспышки оказывается значительно холоднее окружающего света. В зависимости от настроек баланса белого вы рискуете получить либо иссиня-бледные лица, либо ярко оранжевый задний план, либо и то и другое одновременно.

Для того чтобы привести цвет вспышки в соответствие с внешним освещением следует использовать цветные фильтры, надеваемые поверх рассеивателя вспышки. Для некоторых моделей вспышек выпускаются фирменные фильтры, но при их отсутствии не представляется сложным изготовить необходимый цветной фильтр своими руками из прозрачного пластика соответствующего вашим нуждам оттенка.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *