для чего нужна обманка катализатора в автомобиле
Обманка лямбда-зонда, для чего она нужна
Обманка лямбда-зонда — это устройство, которое корректирует сигнал второго кислородного датчика автомобиля, тем самым «обманывая» ЭБУ о текущем состоянии катализатора. Она может быть механическая в виде металлической проставки или в виде электронного блока (эмулятора).
Зачем устанавливают обманку лямбда-зонда
Главная причина — проблемы с катализатором. Он может рассыпаться, оплавиться, забиться либо просто перестать очищать выхлоп от остатков топлива и в этом случае второй лямбда-зонд выдаст ошибку «CHECK» о неэффективной работе катализатора. Последствиями такой ошибки как правило является аварийный режим работы автомобиля, а вместе с ним и увеличение расхода топлива, в некоторых случаях еще и отключение вспомогательных систем и ограничение оборотов двигателя.
Как работает лямбда-зонда
При экологическом стандарте выхлопа ЕВРО-3/4/5, начиная с 1998 года, каждый автомобиль оснащается минимум двумя (некоторые автомобили, особенно с V-образным двигателем — четырьмя) кислородными датчиками. Первый лямбда-зонд расположен до катализатора, он отслеживает остаток кислорода в выхлопе автомобиля и корректируют подачу топливовоздушной смеси. Второй датчик находится после катализатора, и он считывает показания выхлопных газов, прошедших через него. ЭБУ сравнивает эти показания с первым датчиком и если катализатор забился или его нет совсем — выдает соответствующую ошибку.
Сами же лямбда-зонды представляют из себя гальванический элемент с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Один из электродов омывается горячими выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы. Важно заметить, что элементы датчика начинают измерение состава отработавших газов после разогрева до 300—400 °C. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а гальваническая ячейка начинает работать. Именно поэтому внутри датчика установлен подогреватель, который на холостых оборотах помогает ему быстрее разогреться до нужно температуры и включиться в работу.
Механические обманки лямбда-зонда
Механическая обманка лямбда-зонда представляет из себя выточенную из стали проставку с запрессованным внутрь каталитическим элементом. Такие обманки подходят на любые автомобили, главное — правильно подбирать их по экологическому классу ЕВРО. По факту же это обычный катализатор, только «очищает» он выхлопные газы непосредственно для датчика, а основной их поток улетает в трубу. Таким образом датчик кислорода получает отработавшие газы с необходимым уровнем CO, CHx и NOx. Так же бывают «пустые» обманки с небольшим отверстием 2-3 мм, но они подходят только на некоторые автомобилей с экологическим классом ЕВРО-3 (иномарки чаще всего до 2003-2004 г.в., отечественные до 2010-2011 г.в.).
Купить обманки лямбда-зонда можно в нашем интернет-магазине O2SS.ru
Установка механической обманки лямбда-зонда занимает не более 10 минут: выкручивается датчик, на его место вкручивается обманка и в обманку обратно вкручивается датчик.
Электронный эмулятор лямбда-зонда
Второй способ обмануть лямбда-зонд — электронная обманка. Это может быть, как полноценный блок с микроконтроллером, который полностью заменяет датчик кислорода, так и схема из конденсатора и резистора припаянная в разрыв контактов родного датчика. Соответственно чем лучше будет такой эмулятор делать свою работу, тем сложнее его микросхема, а значит больше вероятность получить проблемы с электроникой как самого блока, так и совместимости с конкретной машиной.
Более подробное сравнение электронных и механических обманок можете прочитать здесь.
Прошивка ЭБУ автомобиля
Нельзя в этой статье не упомянуть о прошивке (перепрошивке) блока управления автомобиля на ЕВРО-2. С ее помощью можно совсем отключить нижний датчик лямбда-зонда. Казалось бы, это панацея — нет датчика, нет проблем, но почти всегда это не дешево. В лучшем случае эта услуга будет стоить 5000-10000 руб., но вероятнее всего в проверенном месте она обойдется вам в сумму от 20000 руб. Так же всегда есть риск, что даже самый лучший специалист спалит ваш ЭБУ. И даже если все пройдет гладко, то новая прошивка может периодически «слетать» и придется регулярно ее закачивать снова.
Поэтому данный способ хоть и решает проблему ошибки по катализатору, но имеет смысл только если вместе с отключением кислородного датчика вы будете производить еще какие-то манипуляции с настройкой прошивки, скажем, для увеличения мощности двигателя. В противном же случае игра не стоит свеч.
Как продлить жизнь катализатору
Во-первых, заправляйтесь только на проверенных заправках, старайтесь избегать дозаправки на трассе и на малоизвестных АЗС. Не используйте непроверенные топливные присадки.
Во-вторых, старайтесь не допускать механического воздействия и тем более повреждения корпуса катализатора — керамические соты нейтрализатора достаточно хрупкие и порой не выдерживают даже сильной тряски от попадания в яму на скорости.
В-третьих, старайтесь не попадать в глубокие лужи и сугробы — резкое охлаждение раскаленной соты катализатора со временем приведет к ее разрушению.
Обманка или прошивка — что лучше?
Last Updated on 14.05.2021 by Дмитрий
В случае, когда в полную неисправность приходит катализатор, обманка или прошивка оптимальнее в качестве решения проблемы — вопрос, встающий перед каждым автолюбителем.
Итак, катализатор. Водители называют так каталитический нейтрализатор, который является сегодня непременным элементом всякого нового автомобиля. Назначение этой детали сугубо экологическое: снижение выбросов в окружающую среду. Установленный в зоне «Выпуска», катализатор разогревается до рабочего минимума в 330°, а о его неполадках свидетельствует опция «Check engine» на приборной доске. Кроме того, о сбое катализатора водителю несложно догадаться по ухудшению качества езды: машина перестает набирать требуемую мощность.

Обманка или прошивка — что выбрать при удалении катализатор?
Не каждого владельца автомобиля устроит вариант замены элемента новым, ведь стоимость катализатора, изготовленного, в том числе, с использованием дорогостоящих платины и палладия, может достигать 200 тысяч рублей.
Бюджетных вариантов два:
Какой вариант удачнее либо дешевле в случае именно вашего автомобиля, следует решить непосредственно на месте, обсудив со специалистами все «за» и «против». Рассмотрим теоретические преимущества первого и второго способа решения проблемы.

Обманка или прошивка при удалении катализатора
В ряде случаев, как показывает практика, работники автосервиса предлагают удалить каталитический нейтрализатор, прошить блок ЭБУ под Евро 2.
Что это даст? Экостандарты — Евро 3 и последующие — обязывают производителей авто устанавливать не один, а два кислородных датчика, между которыми и находится катализатор. Именно второй датчик, расположенный за катализатором, назначение которого — фиксация степени очистки выбросов, и удается исключить из алгоритма, выполнив прошивку Евро 2. В противном случае, если игнорировать прошивку, показания датчика не лучшим образом скажутся на мощности двигателя.
Тем не менее, выбирая — обманка или прошивка под Евро 2, — следует помнить, что речь идет о неофициальной манипуляции, следовательно, гарантий безупречной работы двигателя в перспективе ожидать не приходиться.

Гарантии выбора: обманка лямбда зонда или прошивка
И снова возникает вопрос — что лучше, прошивка или обманка лямбда зонда?
Вариант — без колебаний «прошивка евро 2 или обманка» установить на второй кислородный датчик специальный элемент, предназначенный для пропуска большей части выхлопных газов. В этом случае показания датчика будут свидетельствовать о том, что выхлопная система работает в дозволенном режиме.

Авторитетные мастера настаивают на соблюдении алгоритма:
Предложенный способ не нанесет урон ресурсу двигателя, в то время как использование неисправного катализатора причинит необратимый вред и двигателю, и турбине.
Если вы собрались удалить катализатор и установить обманку, записывайтесь к мастерам Центра Ремонта Глушителей.
Замена катализатора на коллекторный пламегаситель + обманка = ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
Вы должны знать, что платите именно за качественный ремонт!👆
Уважаемые автовладельцы, мы очень сильно боремся за качество нашей работы, поэтому еще раз напоминаем Вам, что при замене катализатора нужно обращать внимание на качество устанавливаемых компонентов и их материал из которых они изготовлены. В нашем автосервисе по ремонту катализаторов, все коллекторные пламегасители фирмы FOX и MG-Race, изготовлены из нержавеющей стали, с усиленными перфорироваными стаканами и набивкой ( звон с таким пламегасителем исключен ) Все пламегасители, а точнее их дно, стакан и наружная обойма обварены в среде аргона, что исключает коррозию и прогар в местах сварки. Мы против дешевых подделок и чтобы в Ваши двигатели ставилась сомнительная продукция.
Помимо этого, все должны знать, что при удалении катализатора, нужно задать правильные значения со снятия показаний со 2-го датчика кислорода ( лямбда зонда ), который при отсутствии катализатора будет выдавать ошибку Р0420 на панель приборов в виде чек-энжина. В этом случае можно установить механическую обманку, но надо понимать — что обманки бывают разные = просто железные с маленькой дырочкой и качественные, из нержавейки с миникатализатором нормы Евро-4. Обманка — вещь капризная, поэтому ставьте только качественные компоненты и обязательно с миникатализатором ( которые тоже иногда не работают должным образом ), но мы все же рекомендуем не ставить обманки вообще — а решать проблемы прогаммным переводом ЭБУ двигателя в норму токсичности Евро-2 ( делать перепрошивку ).
Так же хотим предостеречь о том, что если Вам предлагают заменить катализатор на пламегаситель вместе с обманкой за очень низкую цену ( это порядка ниже 5000 руб. ) стоит задуматься о качестве и материале компонентов. Перед началом работ по замене катализатора на пламегаситель — ОБЯЗАТЕЛЬНО требуйте осмотр пламегасителя и обманки. Внизу на фото можно посмотреть на качественные и дешевые компоненты. Спасибо за внимание, Ваш автосервис «ГлушакоФФ»
______________________________________________
Обманка катализатора
Рассмотрим сегодня устройство с очень интересным названием «обманка» катализатора.
Постараемся более детально разобрать что это такое, принцип ее работы и каким образом осуществляется выбор данного устройства. Не будет для вас секретом, что самой актуальной проблемой на сегодняшний день является Экология. А если быть точнее — какими же способами возможно ее сохранить.
И именно для решения этого вопроса учеными было изобретено устройство для уменьшения выделения вредных веществ в атмосферу — оно называется катализатор.
В помощь этому агрегату было изготовлено еще одно устройство, функцией которого является корректировка сигнала датчика кислорода в момент поломки каталитический нейтрализатора.
Сейчас подробнее именно о нем и поговорим.
У такого устройства есть несколько названий — одно из них — это «обманка» катализатора, второе мини-катализатор и третье — эмулятор катализатора.
Разновидности обманок
МЕХАНИЧЕСКАЯ «обманка» представляет собой металлическую проставку.
Она является самой распространенной среди автовладельцев, потому что подходит к любому автомобилю и именно поэтому считается универсальной.
Очень важно устанавливать поставку из материала, которому не страшны высокие температуры.
Не забываем обращать внимание также на размер данного эмулятора, он должен соответствовать размеру катализатора — устройства куда будет зафиксирован.
По своей сути и значению «обманка» является неким нейтрализатором или если включить фантазию — лакмусовая бумажка, которая очень хорошо очищает выхлопные газы.
Тем самым очень качественно очищая окружающую среду, экологию в целом и оправдывая свое назначение.
От качества используемого топлива зависит время — насколько долго возможна эксплуатация «обманки». Это связано с тем, что в дешевом или просто некачественном бензине находятся или содержатся остатки и именно они сокращая период эксплуатации. Примерный период эксплуатации составляет от шестидесяти до девяносто тысяч километров.
Сейчас выясним зачем изготавливают «обманку» и для чего. По разным причинам возникают ситуации, когда в автомобиле неожиданно ломаются детали, к примеру — что-то случилось с катализатором и он перестал функционировать, то есть в выхлапной системе произошел сбой и нарушился процесс очищения. По этой причине нарушается общая работа автомобиля. Увеличивается объем используемого бензина, отключаются дополнительные системы и начинает барахлить сам двигатель. И поэтому «обманку» помещают именно на нижний кислородный датчик, для устранения выявленных неполадок.
При установки «обманки» очень важно обращать внимание на экологический класс автомобиля. Вначале определите отечественный автомобиль или нет. В отечественных автомобилях его находят в ПТС и в СОР. Если автомобиль импортный, тогда необходимо определить где был изготовлен данный автомобиль и для какой страны. И согласно этому подобрать проставку.
Дело в том, что все автомобили изготовленные в одна тысяча девятьсот девяносто восьмом году оснащены несколькими (двумя) датчиками кислорода.
Это говорит о том, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО-3,4,5 и 6.
Зная экологический класс мы сразу можем определить его конструкцию, а точнее сколько датчиков в данном автомобиле.
Каковы же функции что для их выполнения был изготовлен верхний лямбда-зонда? Выяснилось — катализатор не рассматривается. Соответственно, выполняемая функция заключается в отслеживании наличия кислорода в выхлопных газах и корректировке передачи топливо воздушной смеси.
Второй датчик определяет данные выхлопных газов и располагается он после катализатора.
Корпус же «обманки» состоит из хорошей углекислой стали, внутри находится прессованный каталитический элемент. Очень важно, чтобы эмулятор содержал в себе керамическую крошку.
ЭЛЕКТРОННЫЕ «ОБМАНКИ» или электронная в виде блока с платой (эмулятора).
Есть упрощённый схема — она установленная в разрыв контактов и состоит из конденсатора и резистора.
Получается, что качество работы данного эмулятора зависит от сложности его микросхем. И соответственно, существует большая вероятность получить неисправность в самой электронике и в совместимости с конкретным автомобилем.
Но нет ничего невозможного для автолюбителя, который все делает своими руками.
Как практика показала многие автолюбители самоучки или просто механики по призванию или профессии изготавливают «обманки» своими руками. Так надежнее наверно. Почему это происходит, все очень просто — в целях минимизировать расходы на ремонт автомобиля.
В эпоху технологического прогресса в интернете в открытом доступе можно с легкостью найти очень много необходимой информации с подробными инструкциями, схемами и к тому же простых схем «обманок»и даже видеороликами.
Любой способ производства особенно ценится если он оказывается простым и несложным в исполнении. Простота изготовления «обманки» заключается в том, что для этого процесса берется один и тот же катализатор, что значительно упрощает систему ее работы.
Если возникли условия при которых катализатор требуется заменить и сделать нужно это с минимум затрат, то есть устранить поломку с минимум вложений, то замена катализатора на «обманку» — самый лучший выход в данной ситуации. Если не можете сделать сами, тогда пусть вам помогут автомобилисты — они не откажут вам или у ваших знакомых.
Но если вы решили установить катализатор оригинального типа и у вас появилась для этого некая возможность, тогда необходимо воспользоваться именно этим методом. Стоит только учесть, что данный метод считается дорогостоящим и потребует значительных финансовых вложений.
По срокам эксплуатации данного устройства примерно выходит около пяти лет, а при хорошем и бережном уходе сроки значительно увеличиваются.
Какая же все таки лучше — механическая или электрическая «обманка»? Если подходить с экономической точки зрения, то конечно механическая. А если рассмотреть по функциям — какая «обманка» лучше показателям не считая финансовые затраты. При сравнении двух видов «обманок», а точнее по своему содержанию и функционированию.
Получаем, что механические «обманки» более правдоподобны по своим данным, нежели чем электронные «обманки». Так как благодаря ей не нарушается работа датчиков, а ЭБУ получает реальные или назовем их фактические данные о составе выхлопных газов. Электронная же «обманка» лямбда-зонда дает средние показателям датчика кислорода.
Для любого автомобилиста важнее всего будут фактические данные нежели чем средние показатели, так как они более точные и создают реальную картину того что происходит в автомобиле и в конкретном устройстве. Поэтому механическая «обманка» имеет значительное преимущество перед электрической «обманкой».
Теперь вы получили достаточно информации, чтобы сделать правильный выбор при замене «обманки» катализатора.
Проанализируйте всю информацию изложенную выше, а также свои финансовые возможности и возможности своего автомобиля (марка и модель). И на основе всего этого вам будет гораздо проще выбрать вариант замены катализатора, «обманки». Удобный вариант для вас по всем необходимым характеристикам, временным затратам и финансовым затратам в том числе. Счастливого пути.
Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять
Я ехал по трассе, и у машины пропала тяга. Хорошо, что это не случилось при обгоне.
Я добрался до ближайшего автосервиса и удалил катализатор. Потом заплатил за работу и оставил все, что от этого катализатора осталось, ребятам из автосервиса. Тогда я еще не знал, что эта деталь содержит драгоценные металлы и за все, что от него осталось, дают хорошие деньги. В следующий раз буду умнее: проезжу на машине до 100 000 км, потом удалю, а катализатор оставлю себе или расплачусь им за работу.
Я попытался разобраться, насколько катализатор лишняя деталь в автомобиле и можно ли его удалять. Из этой статьи вы узнаете, как работает катализатор, какие типы катализаторов бывают, из-за чего они выходят из строя и какие есть признаки неисправного катализатора.
Что такое катализатор и зачем он нужен
Технически это огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы, в составе которых есть вредные вещества: углеводород, оксид азота, окись углерода. На стенках этих сот есть микрослой веществ-катализаторов: это может быть платина, палладий или родий. Они ускоряют химические процессы, и выхлопные газы после окислительно-восстановительных реакций с этими металлами становятся менее токсичными.
В основном катализаторы ставят в выхлопной системе автомобилей с бензиновыми двигателями. Их может быть несколько: например, если из двигателя идет две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. Бывает, что катализаторы ставят последовательно на одной выхлопной трубе.
Еще катализатор снижает температуру газов. Например, на входе в катализатор температура газов около +390 °C, а на выходе — уже +260 °C. Примерно в таком температурном режиме и проходят химические реакции, поэтому какое-то время после запуска двигателя катализатор не работает.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Виды катализаторов и их заменители
Обычно такую замену делают на гарантийных машинах, если по каким-то причинам он вышел из строя или его украли. Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
При выборе универсального катализатора важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина. Отработавший катализатор вырезают из корпуса болгаркой, а новый вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик, который сделает качественный сварной шов.
Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не хочет или не может купить оригинальный катализатор, но заботится об экологии или хотя бы хочет пройти техосмотр.
Пламегаситель в английских руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру, а также сводит уровень шума и вибрацию до приемлемого уровня. Его устанавливают вместо катализатора, но он никак не влияет на токсичность отработавших газов.
Между корпусом и трубой пламегасителя проложен огнеупорный наполнитель. Обычно это базальт, синтетическое волокно или минеральная вата. Корпус пламегасителей может быть однослойным или двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и хорошо гасят колебания звуковой волны. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.
Для каждого автомобиля нужно рассчитать оптимальный объем пламегасителя. Если объема пламегасителя будет недостаточно, то звук на выходе будет неприятным, дребезжащим. Те элементы глушителя, которые находятся после пламегасителя, подвергаются повышенному износу и быстрее выходят из строя.
Можно ли удалить катализатор
Катализатор по умолчанию рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но качество топлива и тяжелые условия эксплуатации разрушают его значительно раньше: например, при пробеге 100 000 км.
Нет универсального или регламентированного срока удаления катализатора — каждый случай индивидуален. Неисправный катализатор доставляет множество проблем: от назойливой лампочки Check engine до попадания керамической пыли в цилиндры двигателя. Поэтому у большинства автомобилей старше десяти лет катализатор уже удален.
Есть такие выхлопные системы, при которых катализатор расположен очень близко к двигателю. В случае когда он начинает разрушаться, дисперсионная пыль от него летит в сторону двигателя. Она очень мелкая и твердая, ее можно сравнить с мелким песком. Она царапает цилиндры двигателя при работе поршней. Из-за этих царапин двигатель начинает потреблять масло или его расход увеличивается — это в случае, если двигатель потребляет его с первых дней эксплуатации автомобиля.
Рано или поздно это приводит к капитальному ремонту двигателя. Некоторые автовладельцы хотят избежать таких неприятных последствий и удаляют катализатор еще до того, как он начнет разрушаться.
Можно обойтись без обманки. Для этого нужно перепрошить электронный блок управления и настроить его так, чтобы лямбда-зонд воспринимал новые «вредные» показания датчиков как норму. В объявлениях эту процедуру называют перепрошивкой под Евро-2 и обещают, что машина будет ехать бодрее, двигатель будет выдавать на 20—30 лошадиных сил больше.
Установка обманок, пламегасителей вместо нового оригинального катализатора может привести к неожиданным последствиям: ошибкам двигателя, неприятному запаху выхлопных газов или излишнему расходу топлива и масла.
Из-за того что количество вредных выбросов при таком ремонте не соответствует заявленным нормам, автомобиль может не пройти техосмотр. По российскому законодательству катализатор — компонент транспортного средства, поэтому автовладелец удаляет его на свой страх и риск. Если по каким-то причинам нужно заменить оригинальный катализатор, то установка универсального — оптимальное решение.
Не советую удалять катализатор на гарантийных автомобилях на пробеге до 100 000 км без необходимости. Двигатель автомобиля, скорее всего, снимут с гарантии из-за вмешательства в выхлопную систему. На гарантийных авто проблема с катализаторами возникает редко, менее 1% случаев от общего объема продаж.
Почему катализаторы воруют
От краж катализатора часто страдают автомобили каршеринга и такси. Но были случаи, когда оригинальный катализатор вырезали на улице, когда автомобиль припаркован на ночь во дворе. Достаточно поднять машину домкратом и вырезать часть глушителя болгаркой.
В автомобилях с высоким клиренсом можно добраться до катализатора даже без домкрата. Кража катализатора занимает около минуты. Но если сигнализация оборудована датчиком наклона, то она сообщит, что автомобиль пытаются приподнять.
Обычно за удаление катализатора, установку пламегасителя, обманки или перепрошивки электронного блока управления автосервисы не берут никакой оплаты, а просто оставляют отработавший катализатор себе.
Но немало и тех, кто просто забирает молча, без всяких скидок и выплат, как лом черного металла. А потом сдают его, ведь оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, которые стоят дороже золота.
В среднем драгметаллы — это 0,08—0,17% от общей массы катализатора. Со временем он вырабатывает свой ресурс и драгметаллов становится меньше. Точное количество платины, палладия и родия в конкретном катализаторе определяют анализатором драгоценных металлов.
Из-за чего катализатор выходит из строя
Износ напыления из драгоценных металлов. Драгоценные металлы на стенках ячеек катализатора выгорают — это естественный процесс. Поэтому при приеме катализатора на переработку проводят его химический анализ. Может оказаться так, что в катализаторе совсем не осталось драгметаллов. Когда это происходит, выхлопные газы перестают очищаться, кислородные датчики это фиксируют, и на панели приборов возникает ошибка.
Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Это увеличивает нагрузку на катализатор, соты забиваются продуктами горения топлива, и он раньше выходит из строя. Для дизельных двигателей повышенный износ сажевого фильтра происходит зимой, когда в топливо добавляют антигель.
Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, то несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси сгорают в катализаторе, что уменьшает срок его службы. Соты катализатора при этом оплавляются, и его пропускная способность уменьшается.
Неисправности двигателя. Если в цилиндрах двигателя есть царапины или задиры, то смесь, которая получается при работе двигателя внутреннего сгорания, перестает быть двухкомпонентной — то есть теперь состоит не только из воздуха и топлива. В ней есть еще и моторное масло. Это неизбежно засоряет катализатор, и он вскоре выходит из строя. Часто в проблемах с двигателем обвиняют разрушившийся катализатор. Но в этом случае скорее двигатель провоцирует проблемы с катализатором.
Как обнаружить проблему
Катализатор редко разрушается внезапно, в один момент. Обычно этому предшествуют типичные симптомы работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.
Лампочка «чек энджин» на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, то он покажет, где конкретно возникла проблема. Ошибка воздушных датчиков катализатора говорит о том, что с катализатором что-то не так.
Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это похоже на прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему как будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а сама машина дергается.
Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, то его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.
Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе газы выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, значит, катализатор, скорее всего, неисправен.
Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, то это можно почувствовать без специальных замеров уровня углекислого газа. Рядом с машиной, особенно в момент ее прогрева, будет неприятно пахнуть продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Иногда запах проникает в салон автомобиля, когда двигатель работает на холостых оборотах.
Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, то на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, то удалять катализатор не нужно.
Диагностика датчиков. С помощью автосканера, например ELM 327, можно подключиться к электронному блоку управления автомобилем. В приложениях для смартфона нужно выбрать показания кислородных датчиков катализатора и сравнить их фактические значения с эталонными.
Проверять датчики нужно на прогретом, работающем на холостых оборотах двигателе. Отклонения от нормы будут означать, что катализатор неисправен. Хотя бывает и так, что дело во втором кислородном датчике — они со временем прогорают и перестают работать, так что нелишним будет совместить этот способ с проверкой эндоскопом.








