для чего нужна обочина
Тема 1. Общие положения. Часть 2
Дорога. Проезжая часть. Тротуары. Обочины. Трамвайные пути. Разделительная полоса. Полоса движения.
Элемент собственно образующий дорогу – это, безусловно, проезжая часть, и предназначена проезжая часть для движения безрельсовых транспортных средств (в том числе для движения автомобилей и мотоциклов).
Трамвайные пути – это тоже элемент дороги и предназначены они для движения трамваев.
Тротуар – это тоже элемент дороги и предназначен он для движения пешеходов.
Обочина – это тоже элемент дороги, и при отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам.
В сборнике ГИБДД есть задачка на эту тему, и она вполне может вам попасться на экзамене:
___________________________________________________________________________________
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
1. Являются.
2. Являются только обочины.
3. Не являются.
Поздравляю! Вы ответили на первую задачку. Осталось каких-нибудь 799.
___________________________________________________________________________________
Но устроители дорожного движения на этом не успокоились, взяли и придумали пятый элемент – разделительную полосу, и при этом в Правилах строго прописали:
Разделительная полоса НЕ предназначена для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса – это, элемент дороги, выделенный конструктивно. По сути, это физическое препятствие, не позволяющее водителям оказаться на «встречке». Кроме того (и это крайне важно!), разделительная полоса делит дорогу на смежные, изолированные друг от друга проезжие части.
То есть, разделительная полоса это хорошо, она существенно повышает безопасность дорожного движения. Хотя есть тут и свои минусы: во-первых, построить разделительную полосу стоит денег, а, во-вторых, часть дороги вообще никак не используется – даже «Скорая помощь при всём своём желании двигаться по такой разделительной полосе не сможет.
Ok, сказали Правила, если слегка поступиться интересами безопасности, то можно практически за бесплатно организовать разделительную полосу на любой дороге. Только конструктивно она выделена не будет, а будет выделена с помощью всё той же дорожной разметки. Правил попросту предложили при необходимости обозначать границы разделительной полосы двумя сплошными линиями, разнесенными друг от друга на ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, и дали такое определение:
Правила. Раздел 1. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
И про разделительную полосу на экзамене вас обязательно спросят:
___________________________________________________________________________________
На каком рисунке изображена дорога с разделительной полосой?
1. Только на правом.
2. На обоих.
3. Ни на одном.
Проезжую часть делят на полосы движения с помощью опять-таки дорожной разметки. При этом порядок движения на различных дорогах различен – например, на двухполосной дороге Правила разрешают выезжать на «встречку», а на многополосной дороге подобное деяние – это грубейшее нарушение тех же Правил.
Для того чтобы безошибочно выполнять требования Правил, водители должны понимать, есть ли у этой дороги разделительная полоса, сколько проезжих частей у данной дороги и сколько у этой дороги полос движения.
___________________________________________________________________________________
Правила. Раздел 1. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Не думаю, что при наличии разметки у вас будут сложности с определением количества полос движения на дороге. Однако надо ещё и понимать, сколько у данной дороги проезжих частей, и об этом на экзамене вас будут спрашивать:
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сдвоенная сплошная линия разметки не может быть разделительной полосой по определению. У этой дороги одна проезжая часть, и четыре полосы движения (по две в каждом направлении), а сдвоенная сплошная разметка (осевая линия) показывает водителям, где чья половина проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
И у этой дороги четыре полосы движения, но две проезжие части, изолированные друг от друга разделительной полосой.
___________________________________________________________________________________
Деление проезжей части на полосы движения упорядочивает транспортный поток, повышая безопасность на дороге — все двигаются строго по полосам, соблюдая рядность и, тем самым, выдерживая безопасные расстояния между боками автомобилей (то есть, выдерживая безопасные боковые интервалы).
А что делать, если разметки нет (ещё не нанесли) или её не видно, например, из-за выпавшего снега? По Правилам в этом случае водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части, и эту свою половину они должны мысленно разбить на полосы, выбрать полосу и двигаться по ней.
Необходимо только понимать, что ширина полосы движения — это ширина автомобиля (не мотоцикла, а именно автомобиля) плюс два безопасных боковых интервала справа и слева от водителя. То есть это где-то от 3-х до 4-х метров, и по этому поводу авторы экзаменационного сборника предложили вам пару задачек:
___________________________________________________________________________________
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Две.
2. Четыре.
Авторы этой задачи хотят выяснить, в состоянии ли вы понять, сколько полос движения в каждом направлении имеет данная дорога в отсутствии разметки.
___________________________________________________________________________________
Нарушает ли водитель Правила, двигаясь посередине дороги?
1. Не нарушает.
2. Не нарушает, если отсутствуют встречные транспортные средства.
3. Нарушает.
А здесь авторы задачи хотят выяснить, знаете ли вы, что в отсутствии разметки водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Что такое перекрёсток.
Дорога общего пользования – это не только дорога, это ещё и всевозможные пересечения (с трамвайными путями, с пешеходными переходами, с велосипедными дорожками, с выездами из дворов и других прилегающих к дороге территорий).
Но самое важное пересечение – это, конечно же, пересечение дорог, то есть перекрёсток. Правила дают такое определение термину «Перекрёсток».
Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Жёлтые линии на рисунке это и есть «воображаемые линии, соединяющие начала закруглений проезжих частей».
Водители обязаны понимать, где точно начинается перекрёсток и где точно он заканчивается.
Во-первых, это важно при выполнении некоторых требований Правил. Например, в будущем мы узнаем, что на таком перекрёстке Правилами запрещён обгон. Согласитесь, что нелишне понимать, где начинает действовать это ограничение и где заканчивается.
Во-вторых, если вам, не дай Бог, доведётся стать участником ДТП, будьте внимательны при составлении протокола происшествия. Очень может быть, что для вас окажется принципиально важным, где произошло столкновение – до перекрестка или на перекрёстке!
Необходимо только понимать, что перекрёсток это не любое вообще пересечение дорог, а пересечение дорог на одном уровне. И, кстати, не только пересечение, но ещё и примыкание, и разветвление дорог на одном уровне.
Почему это важно понимать? В будущем мы узнаем, что действие запрещающих знаков распространяется от места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка. На экзамене вам предложат этот рисунок и сопроводят его таким вопросом: «Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом»?
Путепровод это тоже дорога, только у неё кроме проезжей части есть ещё и железнодорожные пути. Но пересекаемся мы с этой дорогой на разных уровнях. И по Правилам это не перекресток! Перекрёсток будет где-то дальше, а пока вы до него не доехали, стоянка запрещена знаком.
Правила особо оговорили – не считаются перекрёстками выезды из прилегающих территорий, то есть выезды из дворов и из всевозможных учреждений и предприятий, расположенных вдоль дороги.
На самом деле выезд из прилегающей территории это примыкание двух дорог на одном уровне, и это подпадает под определение перекрёстка. Именно поэтому Правила не могли сказать, что выезды из прилегающих территорий НЕ ЯВЛЯЮТСЯ перекрёстками. Правила были вынуждены предложить нам – давайте договоримся, что выезды из прилегающих территорий НЕ СЧИТАЮТСЯ перекрёстками.
И это правильно, в противном случае пришлось бы знаки, поставленные на дороге, повторять после каждого выезда из двора (если считать его перекрестком).
На экзамене вам могут предложить вот такую задачу и сопроводят её таким вопросом: «На каком рисунке изображён перекрёсток»?
Ну что, на левом рисунке точно перекресток – примыкание двух дорог на одном уровне. А вот на правом рисунке это не перекрёсток. И действие знака в месте выезда из двора не прерывается. И принцип «помехи справа» здесь тоже не работает – выезжающий из прилегающей территории должен всем уступать дорогу.
На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))
Продолжение следует
Переход к >
Переход к «Оглавлению»
Езда по обочине: что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное
Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.
Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».
Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.
Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.
Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.
Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.
Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.
Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.
Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.
Что такое обочина, определение и требования ПДД
ПДД дает определение обочины дороги как одной из двух основных составляющих последней (второй является проезжая часть). Исходя из того что обочина — это неотъемлемый элемент дороги, существуют определенные правила движения по ней для автомобилей, пешеходов, велосипедов, мопедов и т. д., а также наказания за их нарушения. Обо всем этом и рассказывает статья.
Что называется обочиной
В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:
В большинстве случаев край ПЧ и начало обочины определяются разметкой, а если таковой нет — самими водителями.
Является ли обочина составляющей дороги
Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:
Основные требования ПДД
Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:
Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.
Однако важно помнить: автомобильную пробку нельзя считать препятствием, так как последнее, исходя из п. 1.2 ПДД, — это неподвижный объект на полосе движения. Соответственно, за объезд автозатора по обочине штраф неизбежен.
На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.
Вопросы читателей
В реальной жизни спорные моменты, связанные с обочиной, возникают нечасто. Тем не менее в соц. сетях и на автомобильных форумах водители иногда интересуются конкретными ситуациями, связанными с использованием данных дорожных элементов.
Как быть, если проезд по дороге, пусть даже и с прерывистой разметкой посередине, полностью блокирует, например, опрокинувшийся грузовик? Обогнуть такое препятствие можно, только съехав с проезжей части, а за это штрафуют. Так можно ли остаться безнаказанным за подобный объезд?
Ответ: Да, формально в этой ситуации водитель, пытающийся объехать препятствие по обочине, согласно ПДД, считается нарушителем, его обязаны оштрафовать. Однако сотрудники ГИБДД тоже люди и понимают, что в данном случае объезд вызван необходимостью. Поэтому чаще всего они не просто закрывают глаза на подобное нарушение, но и сами организовывают санкционированный объезд препятствия вокруг заблокированного участка шоссе.
Реально ли «обочечнику» получить более жесткое наказание, чем штраф в 1500 рублей?
Ответ: Да. Если автолюбителя остановят за движение по дальней обочине трассы со сплошной линией посередине, ему могут вменить нарушение части 4 ст. 12.15 КоАП, предусматривающей денежное наказание в 5000 р. или лишение прав на 4–6 месяцев. Обоснованием такого решения является вопрос сотрудника ГИБДД о том, как водитель вообще оказался на этой части дороги, и закономерный ответ: нарушитель пересек сплошную разметку, проехал по всем встречным полосам и только после этого съехал с дороги на ее дальнюю обочину.
Мой знакомый летом добирается до работы на велосипеде. Я тоже собираюсь попробовать, но хотела бы узнать, могут ли меня оштрафовать за езду на велосипеде по тротуару или обочине и когда.
Ответ: Могут, но только если рядом с ними есть специально оборудованная велодорожка. Велосипедист в этой ситуации обязан двигаться исключительно по ней, иначе ему могут выписать штраф в 800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП).
Без сомнения, все водители понимают, что такое обочина, и знают, что она не предназначена для езды. Тем не менее всегда находятся индивиды, нарушающие данное правило, что приводит не только к глупым авариям, но и к серьезным последствиям в виде ранений и гибели людей. Поэтому всем следует запомнить: обычные автомобили могут использовать данный элемент дороги только для остановки, стоянки и разворота. Исключения делаются лишь для спецтранспорта.
Для чего нужна обочина на дороге?
Для чего нужна обочина на дороге?
Антонина «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Артур В России-для движения гужевого транспорта. По СНиПу 1936-го года.
Станислав чтобы пробку объезжать
Валентина для остановки в пути, при поломке, для проезда машин экстренных служб, при пробке
Алина чтоб перетряхивать авто
Леонид Чтоб пописать.
Илья Чтобы было куда бросать окурки, бутылки и пр. из окна автомобилей.
Дима По большому счёту обочина — это буферная зона, где дорога граничит с необработанным грунтом. В этой зоне возможны небольшие обвалы в виде ям и т. д. из-за вымывания придорожного грунта, но при этом защищается сама проезжая часть, поэтому по обочинам ездить небезопасно.
Анатолий Обочина нужна для пикника.
Tags: Для, чего, нужна, обочина, на, дороге
Дорожная обочина — элемент автомобильной дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней (отличающийся типом покрытия и/или выделенный с помощью дорожной разметки), предназначенный для защиты асфальтированной кромки проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.
Ширина, прочность, ровность и сцепные свойства дорожной обочины относятся к группе основных параметров и характеристик, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Именно поэтому устройство обочин предусмотрено на дорогах всех категорий. Согласно «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги» ширина дорожных обочин должна составлять:
На особо сложных участках горной местности или на ценных продуктивных землях, а также участках с переходно-скоростными полосами или с дополнительными полосами на подъём допускается уменьшать ширину обочины до 1,5 м для дорог I и II категорий и до 1 м для дорог других категорий.
Элементы дорожной обочины
Дорожная обочина состоит из трёх элементов, каждый из которых имеет своё назначение:
Устройство дорожной обочины осуществляется вслед за устройством дорожной одежды. Процесс устройства обочин включает устранение деформации земляного полотна по всей пощади обочины, досыпку грунта до установленного проектом уровня, планировку и уплотнение грунта.
Технология укрепления обочин (устройства остановочной полосы) из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, чёрного щебня и других материалов аналогична технологии устройства дорожных оснований и покрытий из соответствующих материалов.
Назначение дорожной обочины
Дорожная обочина выполняет несколько функций наиболее важными из которых являются:
Основные требования к эксплуатационному состоянию обочин
Основные требования к эксплуатационному состоянию дорожных обочин закреплены в «ДСТУ 3587-97 Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию». К наиболее важными из этих требований относятся следующие:
Что такое «проезжая часть»
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) 
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Что такое «разделительная полоса»
Пример дороги с разделительной полосой:
У новичков может возникнуть законный вопрос — как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).
Тем, кому изложение материала показалось сложным, рекомендуем заглянуть на страницу с примерами, посвященную теме «Дорога».
Что такое «полоса движения»
Пример дороги с двумя полосами движения:
Пример дороги с четырьмя полосами движения:
Что такое «тротуар»
Что называют «обочиной»
Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.
Что такое «пешеходный переход»
Пример пешеходного перехода:
Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 — слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть — пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Что такое «прилегающая территория»
Что такое «железнодоржный переезд»
Какая дорога является автомагистралью
Определение населенного пункта

Что называют препятствием
Парковка

ГОСТ стандарты для шумовой разметки
Проектирование и монтаж аналогового решения регламентируется государственным законом Р526052006. В соответствии с нормативно-правовым актом, разметка должна соответствовать следующим правилам:
Шумовая разметка – это эффективная и безопасная альтернатива стандартным лежачим полицейским, но увы не замена. Установка ШР на объездных и региональных трассах позволяет обезопасить участников движения, а также снижает расход государственного бюджета на установку полицейских. Но все это справедливо только в той ситуации, когда в качестве основы используются хорошие материалы, пигменты, а монтаж проводится квалифицированными специалистами дорожной службы
14. Опасные ситуации на дорогах
Дорога и её элементы
«Дорога — это жизнь», — считали ещё в древности. Дорога всегда являлась путём сообщения для людей и транспорта. Первые хорошо обустроенные, мощёные дороги появились несколько тысячелетий назад в Междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Всё было просто, пока люди только ходили по земле, но с появлением всадников и повозок возникли проблемы. Люди попадали под колёса и копыта лошадей. Поэтому древние римляне взяли и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.
Дороги бывают разные: например, лесные и полевые, сезонные дороги — зимники и ледовые переправы, улицы, проспекты, магистрали с эстакадами — развязками для автомобилей.
Современная дорога может включать одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
По проезжей части движутся автомобили, автобусы, троллейбусы. Вдоль границы проезжей части или по её середине могут располагаться трамвайные пути. По обе стороны от проезжей части в городе находится тротуар для пешеходов. А за городом — незаасфальтированная полоса дороги. Это обочина. Она служит для вынужденной остановки транспорта.
На современных дорогах выделяют специальную велосипедную дорожку и полосы для движения общественного транспорта. На широких дорогах с интенсивным движением транспорта выделяют разделительную полосу, чтобы отделить друг от друга встречные автомобили. Разделительная полоса или всегда приподнята над проезжей частью и окаймлена бордюрным камнем, или выделена с помощью разметки. Движение транспорта бывает односторонним и двусторонним.
Одностороннее движение — когда весь транспорт движется в одном направлении по всей ширине проезжей части, куда указывает белая стрелка на придорожном знаке (встречный транспорт в этом случае исключён). Знак устанавливается за перекрёстком, в начале дороги. Знак разрешает движение прямо, налево или направо, но запрещает разворот.
Двустороннее движение — когда транспорт движется навстречу друг другу. Существует специальный знак о «Двустороннем движении» — на треугольнике две встречных линии со стрелками. Знак предупреждает, что дорога с односторонним движением сменяется на участок дороги с двусторонним (встречным) движением.
На дорогах России, как у большинства стран мира, установлено правостороннее движение транспортных средств. В ряде стран по традиции сохранено левостороннее движение (Великобритания, Австралия, Япония и др.). В этих странах выпускаются транспортные средства с правым расположением руля.
На дорогах с правосторонним движением водительское место в автомобиле должно находиться со стороны встречного потока, то есть слева, и справа — в странах с левосторонним движением.
- Ежегодно в нашей стране происходят около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате погибает 25—30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения различной тяжести.
- С появлением первого наземного транспорта — всадники, повозки и экипажи — возник вопрос, по какой стороне дороги ездить, чтобы избежать столкновения и заторов на дорогах. Правостороннее движение складывалось стихийно. Сказалась физиологическая особенность человека — большинство из нас правши. Правая рука сильнее и ею удобнее было управлять тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. При разъезде на узкой дороге легче было направлять повозку или экипаж вправо на обочину дороги, натягивая вожжи правой, более сильной, рукой, чтобы придержать лошадей. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 г. русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
На улицах пешеходы движутся по тротуарам. Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар может примыкать к проезжей части или быть отделённым от неё газоном. Он обычно приподнят над проезжей частью на высоту 15—20 см. По тротуарам движение транспорта запрещено. В случае необходимости по тротуарам могут проезжать автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для уборки снега или ремонта городских коммуникаций, а также подвоза груза к торговым предприятиям.
Одним из важных и опасных элементов дороги является перекрёсток. Это место пересечения дорог и улиц. Проезжую часть можно переходить у перекрёстка по пешеходным переходам. На перекрёстке очерёдность движения определяется сигналами светофора или при необходимости регулировщиком.
Вопросы
Задание
Участники дорожного движения
Главные участники дорожного движения — это пешеходы, водители и пассажиры, то есть мы с вами. Участвуя в дорожном движении, мы обязаны выполнять определённые правила поведения, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла одновременно с появлением автомобиля. В 1886 г. в мире появился первый автомобиль, а через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — наезд на пешехода. Уже в 1899 г. в результате дорожной аварии погиб человек.
По дорогам и улицам городов движутся автомобили и мотоциклы, троллейбусы, трамваи и велосипеды, иначе говоря — различные виды транспорта, или транспортных средств. Транспорт — это все возможные средства, предназначенные для перемещения людей и грузов из одного места в другое. По назначению транспорт разделяют:
Положительное значение автомобильного транспорта очевидно. Однако не следует недооценивать и той опасности, которую несёт в себе автомобиль в случае ДТП.
Автомобили на шумных магистралях движутся на высоких скоростях, создавая труднопреодолимые потоки для пешехода и водителей. Городские службы не успевают реконструировать дорожную сеть городов в более безопасные магистрали, которые бы обеспечивали повышенную защищённость пешеходов и автомобилей. Такая напряжённая ситуация на дорогах, конечно, приводит к росту аварий.
Основные причины дорожно-транспортных происшествий — это нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Мы часто переходим дороги в неустановленном месте, не обращаем внимания на сигналы светофора. Ходим по проезжей части при наличии тротуаров. Можем промчаться на роликовых коньках, самокатах по оживлённой магистрали. Автомобилисты проезжают на красный сигнал светофора, игнорируя требования дорожных знаков, или позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.
- При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте и сентябре. «Пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов. В основном трагедии происходят, когда дети выходят на проезжую часть перед близко идущим транспортом, при переходе улицы в неустановленном месте и на остановке общественного транспорта.
Запомни, сегодня, чтобы избежать опасной ситуации на дороге, сохранить свою жизнь и не принести вреда окружающим, необходимы хорошие знания правил дорожного движения (ПДД) и их обязательное выполнение. Если кто-то из пешеходов нарушает правила дорожного движения, например, решил перейти дорогу на красный запрещающий сигнал светофора, то это не значит, что ты должен идти с ними. Автомобиль может появиться неожиданно.
Запомни правило: на дороге не делай, как все, делай так, как требуют правила дорожного движения. Учись самостоятельно принимать правильные решения.
Многие из главных правил дорожного движения ты уже изучил в начальной школе. Давай ещё раз вспомним основные рекомендации для пешеходов:
Трамвай, автобус и другой общественный транспорт ожидай на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.
Помни! Зона остановки — опасное место для взрослого и ребёнка. Остановившийся автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть.
Запомни ещё одно правило, действующее на дороге. Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение. Даже сильное торможение не в силах моментально остановить троллейбус или автомобиль. Таким образом, до полной остановки транспортное средство пройдёт ещё какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путём. Чем больше скорость, например, и вес автомобиля, тем его тормозной путь больше. На его длину влияет состояние дороги и погода.
Вопросы
Задания
Задача
Ролевая игра
Начертите условную линию пешеходного перехода на дорожке школьной спортивной площадки и приближайтесь к ней бегом с постоянной скоростью. В момент приближения участников забега к линии условного перехода наблюдающий даёт команду: «Тормози!»
Каждый участник остановится на разном расстоянии от линии. Побеждает тот, кто остановился раньше всех, у него лучше реакция. Проигрывает тот, у кого самый длинный «тормозной путь» (от финиша до места полной остановки). Эта игра поможет понять, почему нельзя выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора. Тормозной путь движущихся автомобилей может быть разным, что делает столкновение в некоторых случаях просто неизбежным.
Разметка: немного истории
Появление дорожной маркировки приходится на начало XX века. В 1911 г. американцем Эдвардом Н. Хайнцом было предложено провести разделительную линию по бетонной дороге в Детройте, США. А спустя 10 лет и в Великобритании нанесли первую маркировку. В России «штуц-линии» (линии безопасности) были проведены по проезжей части Театральной площади и дорогам нескольких переулков в Москве в 1933 г.
На законодательном уровне ГОСТ, основанный на международных договорах, был принят только в 1975 г. Связано это было с тем, что до 60-х гг. на территории бывшего Советского Союза не были введены единые правила дорожного движения (ПДД). Действующую маркировку наносят в соответствии с ГОСТами Р 51256-99 и Р 52289-2004. Подлежат разметке не только магистрали, но и сельские дороги. Как только обозначения начинают стираться, дорожники их обновляют.
Правила
Межштатные трассы — это скоростные автомагистрали, поэтому на них запрещено движение тихоходного и негабаритного транспорта. Самую высокую разрешенную скорость определяют власти штата. К примеру, в Техасе можно ехать со скоростью до 129 км/ч, а в Камберленде, штат Мэриленд, — со скоростью не более 64 км/ч. Останавливаться на межштатных дорогах запрещено, за исключением специально построенных для этого смотровых площадок в особо живописных местах. Левая полоса считается самой скоростной, поэтому на ее обочине нельзя останавливаться даже при поломке (по возможности). Чтобы на левой обочине не останавливались, ее ширина составляет только метр.
Если на правой обочине стоит сломанная машина, другие водители по возможности должны уйти на одну полосу левее. В случае если на обочине стоит автомобиль любой службы с горящими огнями, водителю необходимо снизить скорость до 80 км/ч, если нет возможности уйти левее.
Все дороги оборудованы камерами и диспетчерскими. Так дорожные службы, полиция и скорая могут оперативно реагировать на любые происшествия и присылать помощь. Видео с камер наблюдения на дорогах можно посмотреть на сайте компании Houston Transtar.
Обо всех проблемах на дорогах водителей предупреждают информационные щиты, расставленные вдоль трасс.
Для облегчения эвакуации в случае стихийных бедствий на одной из сторон шоссе меняют направление движения, так что все полосы начинают двигаться в сторону от места предполагаемого бедствия. Эта процедура называется «обращение полос» (contraflow lane reversal). Правительство ввело ее после протестов из-за неудачной эвакуации жителей юга Луизианы во время урагана «Джордж». В 2005 году благодаря обращению полос эвакуация жителей Нового Орлеана из-за урагана «Катрина» прошла спокойнее и быстрее.
Участок Ленинградки за МКАД соскучился по ремонту. На обочинах — ямы, а тротуары разбиты
Ленинградское шоссе — одна из главных дорог, по которой можно выехать из Москвы. Но на московском участке от МКАД до СНТ «Кирилловка» водителей ждут неприятные сюрпризы. Если в пределах Кольцевой по магистрали можно ехать спокойно, то дальше начинаются разрушенные обочины и огромные ямы, в которые можно попасть, едва съехав с дороги. Сложности возникают у пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Остановки изуродованы вандалами, а тротуары для прохода местами разрушены.
Проблемы на дорогах
Более 80 дефектов обочин и кромок проезжей части обнаружили при проверке участка Ленинградского шоссе от МКАД до СНТ «Кирилловка». Полсотни повреждений проезжей части, более 20 расписанных вандалами остановок и разрушенные тротуары.
Автомобилисты при попытке съехать на обочину, чтобы встать на аварийку, могут провалиться в образовавшуюся яму или «убить» подвеску — дорога и обочина находятся на разных высотах. Кроме того, владельцев машин не порадуют обилие мусора вдоль дороги, стертая разметка и скрытые за деревьями знаки.
Сложности возникнут у пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Если на проезжей части разбиты только кромки и обочины, то покрытие тротуаров в некоторых местах испещрено ямами. А остановки разрисованы граффити и нередко повреждены.
Ремонт и безопасность, а также благоустройство и уборку этой части магистрали обеспечивает ГБУ «Автомобильные дороги», которое подчиняется департаменту жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Но создается впечатление, что о благоустройстве 10-километрового участка на одной из самых загруженных дорог города просто забыли.
Разрушенные обочины
Дорога — это объект недвижимости, и отвечает за ее содержание собственник. Об этом в беседе с «360» заявил координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Он напомнил, что обочина и тротуар тоже являются частью дороги и их также нужно обслуживать.
«Обочина — это очень важная история. Она не только для того, чтобы там мог остановиться автомобиль, но и чтобы в случае нештатных ситуаций у автомобиля был какой-то динамический габарит, чтобы можно было туда экстренно уйти», — поделился он.
Если автомобиль заедет правыми колесами на разрушенную часть обочины, его начнет крутить, так как сцепление с проезжей частью сильнее. В результате машина может упасть в кювет. Если обочина с ямой, то закончится это новым кручением и даже аварией.

Чтобы сохранить обочину, дорожники должны применять специальные технологии еще на уровне строительства дороги. Но обычно на это не хватает денег.
«Если их спросить, почему обочины в ямах, то они вам скажут, что финансирование на содержание дорог меньше, чем норматив. Поэтому, естественно, они экономят на тех вещах, которые считают второстепенными», — заявил Шкуматов.
Такая же проблема со стертой разметкой. На многополосных магистралях это может серьезно осложнить движение, так как автомобили начнут теряться. Особенно это актуально в темное время суток.
Стершаяся разметка на участке Ленинградского шоссе в строну центра
Эксперт отметил, что содержание и ремонт дорог требуют большого количества средств. Когда их выделяют недостаточно, то дорожники начинают экономить.
«Допустим, они должны проводить осмотр дороги — не заросли ли знаки, не пропали ли они, что там с разметкой. Для этого нужны техника, люди, камеры. Но на это нет денег, поэтому никто не ездит с проверками», — заявил он.
Выход из ситуации эксперт видит один: создать защищенные статьи на всех уровнях бюджетов, откуда будут выделяться деньги именно на дороги, чтобы они соответствовали принятым нормативам.
Опасный тротуар
Пешеходные дорожки и тротуары вдоль проезжей части — это тоже часть дороги, за которую отвечает собственник. Если трасса федеральная, то это государство, если муниципальная — то это город. Об этом «360» рассказал главный инженер проекта «Карта убитых дорог» Николай Мельков. Эксперт отметил, что чаще всего тротуары разрушаются из-за неправильного отвода воды, которая портит покрытие, либо из-за долгого перерыва между ремонтами.
Разрушенный тротуар на участке Ленинградского шоссе в сторону центра
«На тротуары укладывается асфальт более низкого класса, чем на дорогу, потому что нагрузка там меньше. Основная проблема — это отвод воды. Если вода застаивается или уходит неправильно, то это и приводит к разрушению», — рассказал эксперт.
Он пояснил, что скопившаяся вода может приводить к сдвигу полотна или просто впитываться в трещины и при перепадах температур разрушать асфальт, создавая ямы. Решать этот вопрос должен собственник дороги. Также в зоне его ответственности и мусор, который скапливается вдоль проезжей части, состояние дорожного полотна, разметка, освещение и обочины.

«У нас очень большой процент аварий связан с состоянием дорожного полотна. Опять же ямы, когда водитель на скорости пытался объехать, его может вынести на тротуар, на обочину или на встречную полосу», — отметил Николай Мельков.
Эксперт отметил, что обычно содержание и обслуживание дороги собственник разыгрывает на конкурсах среди подрядчиков. Но именно владелец отвечает за состояние, в котором оказывается дорога. Поэтому требовать, чтобы дорога соответствовала нормам, нужно с него. Это можно сделать, отправив письмо в прокуратуру или ГИБДД. Эти два надзорных органа следят за выполнением контрактов, чтобы они соответствовали 196-му федеральному закону «О безопасности дорожного движения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада «Русская изба» с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям.
Тема:«Путешествие гномиков».Цель: формирование и развитие навыков социально — нравственного поведения.Задачи: — развивать у детей навыки доброжелательного общения со свер.
Конспект занятия по развитию речи.
Конспект занятия по математике старшая группа. Провела Седова О. А. 23.03.2021.-25.03.2021. Литература. И. А. Помораева. Формирование элементарных математических представлений.Ста.
конспект открытого логопедического занятия на тему «Весна»план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме.

































