для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей

Что делать, если никак не получается сосредоточиться на важной задаче? Вроде ничего сложного, но уже 1,5 часа вы сидите перед компьютером, а “воз и ныне там”. Все просто – уделите пару минут пальчиковой гимнастике. Об этом онлайн-журналу EVA.RU рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей

Нехитрые упражнения помогут реанимировать мозг в экстренном режиме. Они не только синхронизируют оба полушария, но развивают координацию движений, мелкую моторику и внимание. Всего 5 минут забавных упражнений на 40 минут повысят интеллектуальный тонус не хуже энергетика. Разница лишь в том, что вредных последствий вы не получите.

Такая эффективность обусловлена биологически. Большая часть мозга управляет именно мелкой моторикой. Сложные задачи в этой области “грузят” мозг не хуже любой другой интеллектуальной деятельности. При этом нет оттока крови от мозга к мышцам, как при физических упражнениях. За счет сосредоточенности на процессе увеличивается глубина дыхания и приток крови к мозгу.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика – не просто заряд бодрости и концентрации, но и отличный способ расслабления. Отдых, как известно, это смена деятельности, что с точки зрения мозга, значит смену зоны активности. 2 минуты упражнений лучше, чем 10 минут простого отдыха, так как вы переключаетесь на другую деятельность. Нет гарантии, что во время лежания на диване ваш мозг действительно отдыхает.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей

Также пальчиковая гимнастика стимулирует создание новых нейронных связей. Наш мозг – хитрая и сложная система, которая старается экономить ресурсы и поддерживать привычный ход вещей. Если вы всю жизнь пишете/едите/протираете пыль правой рукой, то соответствующую нейронную связь вы закрепили. Попробуйте сделать все это левой рукой – и вы здорово озадачите свой мозг, потому что с этим он обычно не сталкивается. Привычная задача изменилась, а значит, чтобы адаптироваться, придется выстроить новую нейронную связь.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей

Также это отличный способ физической разминки для кистей рук. Большинство людей работает за компьютером или постоянно пишет за столом. Сидя в одном положении по 8 часов и больше, мы получаем проблемы с осанкой и зрением. Если же мы много пишем или печатаем (как правило, тоже в одном положении), то рискуем обзавестись синдромом запястного канала. Это неврологическое заболевание, проявляющееся длительной болью и онемением пальцев кисти из-за сдавления срединного нерва.

Однако делать пальчиковую гимнастику непросто. Для того, чтобы виртуозно контролировать движения кистей, нужно поставить навык. В этом случае работают те же алгоритмы, что и в любом обучении. У каждого человека свой темп, но если тренироваться каждый день, то вы освоите даже самые сложные упражнения. Еще лучше работает жонглирование – но это уже следующий этап.

О том, как это реализуется смотрите в серии наших видео:

Несмотря на все сложности, это стоит того. Пальчиковая гимнастика подходит всем возрастам. Дети развивают мелкую моторику, взрослые люди могут настроиться на серьезную задачу, а для пенсионеров это отличный способ профилактики возрастных изменений, таких, как болезнь Альцгеймера.

Источник

Консультация для родителей «Значение пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста»

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей Наталья Кузьменко
Консультация для родителей «Значение пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста»

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

«Этот пальчик»

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)

Источник

Польза пальчиковой гимнастики для детей 2–3 лет

Обычно все малыши любят игры с ладошками и пальчиками, поэтому у родителей не возникнет трудностей с проведением пальчиковой гимнастики. Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.

Чем же так полезна пальчиковая гимнастика:

1. Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.

2. Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.

3. Подготовку к письму.

4. Развитие творческих и умственных способностей.

Занятия пальчиковой гимнастикой следует подбирать согласно возрасту. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил.Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

1. Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.

2. Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.

3. Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.

4. Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.

5. Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.

6. Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.

7. Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Примеры пальчиковых игр

1.«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени.

Сухари толчет, …. стучат кулачком о кулачок

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет». щелкают зубками

3.«Мы вот так, мы вот так,

Тесто разминали «мнут тесто» руками

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

По двору гуляла, не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам

— Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

5.«Вот как наши ребятишки

Ловко пальчиками трут, дети «скребут» пальчикам по бедрам

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку

6.«Этот пальчик мой танцует.

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!» при повторе выполняются движения другой рукой.

7. Как в лесу на кочке

выпускают пальчики из кулачков

Пр. : Цветики, цветики,

Цветики цветочки – 2р.

8. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

9.«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила, Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала, Этому дала, Этому дала,

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил, Каши не варил –

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол.

10.«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

11.«На лесной лужайке разыгрались зайки: показываем «ушки зайчика»

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ляйки! болтаем руками

Ах, какие мы веселые зайки!»

12.«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток, Брысь!» хлопок в ладоши

13.«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата, «ушки зайчика»

И поют ее лисята, «лисьи лапки»

Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»

А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

14. Промурлыкала нам кошка «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»

Слышишь, указательный палец вверх

Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем, Хором песенку поем».

15. На ладошки мы подуем, дуют на ладошки

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

— Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

18. Подошла Ладошка выставление ладоней

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

— А мы хотим резвиться! Фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

— Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом уже резвиться!» хлопают по коленям.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.

Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Овощи» У нас на огороде (самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детейКартотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников РАЗМИНКА: Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, потешек к сказкам «Курочка Ряба», «Репка» для детей младшего возраста Загадки: 1. Кто на улице гуляет От ворот недалеко. Лапкой землю разрывает И кудахчет: «Ко-ко-ко». (Курица) 2. С бабушкой и с дедушкой.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детейПланирование пальчиковой гимнастики для детей 4–5 лет. 1 часть СЕНТЯБРЬ «ОСЕНЬ» Ветер северный подул (подуть на пальцы) Все листочки с липы сдул,полетели,закружились и на землю опустились (ладони зигзагами.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детейПланирование пальчиковой гимнастики для детей 4–5 лет. 2 часть ДЕКАБРЬ «ЕЛОЧКА» Елочка,елочка (соединяют ладони под прямым углом над головой) Колкая иголочка (показывают указательные пальчики) Протянула.

для чего нужна пальчиковая гимнастика для детейКартотека пальчиковой гимнастики Уважаемые мамы и папы, предлагаем Вашему вниманию несложные упражнения для Пальчиковой гимнастики. В настоящее время в условиях самоизоляции,.

Тематическая картотека пальчиковой гимнастики «Умелые ручки» Тематическая картотека пальчиковой гимнастики «Умелые ручки» Проводя с детьми пальчиковую гимнастику, мы с одной стороны радуем их, а.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют

тонких дифференцированных движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6–7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2–3 минуты кистей рук и пальцев:

1) поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;

2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;

3) растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

— катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2, 3, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый самый лёгкий.

4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на

позицию «улитка» (3–4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз, два».

Или : «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы

сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»).

Желаем успеха!

Учитель-логопед: Е.Б. Дубогрызова

1. Косинова Е.М.«Уроки логопеда для развития речи», 2003.

2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», 1999.

3. Данилова Е.А. «Пальчиковые игры», 2006.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *