для чего нужна пауза в методе активного слушания
Для чего нужно «активное слушание»
Для чего нужно «активное слушание»
Как вы думаете, каждый ли человек умеет слушать? Казалось бы, в этом нет ничего сложного, но отчего тогда с какими-то людьми нам хочется общаться постоянно, а другим нет желания рассказывать даже о мелочах? Секрет прост – это способность дать собеседнику понять, что мы его не просто слушаем, но и слышим, понимаем его точку зрения, поддерживаем, разделяем чувства. Все эти преимущества даёт так называемое «активное» или эмпатическое слушание, подразумевающее применение специальных приёмов участия в беседе и выражения собственных переживаний и соображений.
В повседневной жизни даже такая простая задача, как слушать человека, не перебивая, зачастую становится невыполнимой. Между тем, умение быть активным участником диалога, а не пассивным слушателем, способно приносить немалую пользу. Например, при ведении деловых переговоров оно помогает склонить партнёра в свою сторону, а при решении конфликтов – снизить эмоциональное напряжение и выйти на уровень спокойной беседы. Кроме того, такой способ общения является оптимальным при взаимодействии с детьми и подростками. И, конечно же, все мы любим внимательных собеседников (понимающих и принимающих), с которыми так приятно делиться и сторонними новостями, и своими личными переживаниями.
Техника активного слушания – это серьёзный инструмент, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, однако это не значит, что её не способен использовать в своей жизни обычный человек. Давайте рассмотрим несколько самых простых приёмов эмпатического слушания.
Пауза.
Пауза даёт собеседнику возможность подумать. Нередко после неё он говорит что-то ещё, о чём в противном случае промолчал бы. Эффективная беседа не боится пауз, напротив, постоянное говорение и заполнение «пространства» пустопорожней болтовнёй обесценивают общение, которое становится поверхностным и пустым. Остановки же дают самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Говорящий также концентрируется на описываемой ситуации, может что-то переосмыслить, вспомнить, дополнить, раскрыть предмет беседы с новой стороны.
Уточнение или выяснение.
Просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного вовсе не является чем-то постыдным и сигнализирующим о вашей невнимательности. Напротив, стремление додумывать за собеседника «недосказанности» и неточности может сыграть с вами злую шутку. Особенно важными уточнения говорящего ставятся, если речь идёт о сложных, эмоционально значимых вещах. Без подсказок собеседника вы не сможете максимально точно понять его мыслей и чувств. Разумеется, уточняющий вопрос обязательно задаётся в любой ситуации, в которой есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты. Используйте нейтральные фразы, приглашающие собеседника, не обижая его, высказать свою мысль более конкретно, подбирая при этом другие слова («Извините, но я не совсем понял это», «Не могли ли вы объяснить это подробнее?», «Верно ли я понял, что…»). Помните: пользуясь приёмом выяснения, надо стараться не задавать вопросов, требующих односложного («да», «нет») ответа, так как это сбивает человека. Он начинает ощущать, что его допрашивают. Например, вместо вопроса: «Это что, трудно сделать?» полезно спросить: «А насколько трудно это сделать?».
Пересказ (парафраз).
Как ни странно, умение кратко, своими словами, изложить сказанное собеседником – также важная составляющая общения. Эта техника позволит вам выделить из общей массы слов те, в которых заложен основной смысл сообщения. Подчеркнув его в своём кратком пересказе можно убедиться, верно ли вы уловили информационный посыл собеседника. Другими словами, это способ установить контакт с человеком и глубже проникнуть в суть проблемы. Это «обратная связь» от вас, которая показывает собеседнику, что он был понят или, наоборот, сигнализирует о необходимости скорректировать свои слова. Кроме того, когда человек слышит пересказ собственных мыслей, он получает возможность посмотреть на свою проблему со стороны, что бывает непросто, особенно если трудности связаны со значительными эмоциональными переживаниями (от них у кого угодно образуется «каша в голове»). Плюс ко всему, парафраз используется как отличный способ подведения итогов беседы, в том числе и промежуточных. Это непростой приём, подразумевающий активную умственную работу и проникновение в самую суть сказанного. При этом нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Пример. На просторах Интернета мы нашли забавный пример диалога мужа и жены, иллюстрирующий достоинства техники парафраза.
Варианты диалога, ведущие к скандалу:
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Надо раньше выезжать! Муж: Может мне вообще спать не ложиться. (уходит)
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Я давно говорю – надо переехать ближе к центру. Муж: Вот заладила!
Муж: Ужасные пробки! Жена: Что ты все время ноешь? Иди ужинать! Муж: Не хочу!
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Так вчера же передавали, что снегопад будет. А ты зачем-то на машине поехал!
Вариант беседы с конструктивным продолжением диалога:
Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах.
Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно.
Муж: Угу, и я опоздал на совещание…. Жена: Когда ты пришел, совещание уже началось.
Муж: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить (и так далее)
Повтор или эхо-парафраз.
Это банальный приём, который может пригодиться в том случае, если пауза в беседе слишком затянулась. Просто точно повторите последние слова собеседника (например, окончание фразы, после которой тот замолчал) и взгляните на него – это «заставит» человека продолжить рассказ.
Сообщения о восприятии.
Это как раз та группа приёмов, которая позволяет человеку выразить собственные переживания и соображения по поводу услышанного. Важно понимать, что речь здесь вовсе не идёт о категоричных и грубых фразах вроде «Ты не прав», «Это ерунда», «Я не желаю этого слышать» и тому подобного. Деликатность и желание поделиться собственной эмоцией – вот ваши лучшие друзья в деле освоения данной техники. Неплохими вариантами могут быть высказывания: «Я вижу, что это очень важно для тебя», «Мне больно это слышать», «Я взволнован этим сообщением».
Называние чувств.
Называть чувства своими именами очень полезно – это вносит в разговор ясность. Обозначая чувства собеседника, не бойтесь ошибиться. Используйте мягкие выражения («мне кажется», «похоже на то, что», «вы, кажется…», «скорее всего, это тебя…»), а категоричных формулировок избегайте. Если вдруг вы неверно истолкуете чувства говорящего, он сам вас исправит.
Кое-что о вашем поведении во время беседы. Активное слушание включает в себя гораздо большее количество приёмов, чем мы описали выше, однако нельзя забывать, что это также и комплекс невербальных проявлений в процессе общения. Поворот или наклон тела в сторону собеседника, кивки, «акценты» глазами, поддакивание в знак согласия, угукание – все эти мелкие элементы покажут человеку, что вы не просто слушаете, но и слышите его, понимаете его позицию и готовы к диалогу. Внимательно смотрите на говорящего, приготовьтесь фиксировать основные моменты беседы, если её формат к этому располагает (деловые переговоры, сфера продаж, обсуждение плана работы), и вы заметите, насколько такие несущественные, на первый взгляд, детали, облегчают понимание между людьми.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Активное слушание подразумевает под собой взаимодействие всех участников беседы, то есть не только говорящего, но и слушающего. Данная методика позволяет не только полноценно усваивать получаемую информацию, но также предотвращает неверную интерпретацию сказанного и ошибки во время беседы. С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее.
Основной целью активного слушания всегда является возможность получить как можно больше исчерпывающей информации. Это позволяет собеседникам разрешить конфликт или предотвратить его преждевременно, навести порядок во взаимоотношениях. Активное слушание способствует налаживанию более глубоких контактов между членами семьи или коллектива. Действительно продуктивная беседа требует не только умения выражать свои мысли, но также и навыков слушания. Если человека действительно интересует процесс беседы и ее результативность, то он старается слушать максимально внимательно, чтобы получить всю необходимую информацию. При этом, как правило, устанавливается зрительный контакт. Это называется умением слушать «всем телом». Оно представляет собой выражение заинтересованности собеседника в разговоре, так как при этом он старается наблюдать исключительно за говорящим, поворачивается всем телом к нему, фокусирует внимание на его лице.
Техника активного слушания выражаются как раз в умении достичь состояния безусловного принятия, что становится возможным путем некоторых психологических маневров. Например, необходимо задавать субъекту уточняющие или интересующие вас вопросы, что подчеркнет ваш интерес к его личному мнению. Помимо прочего, это позволит скорректировать беседу, так как говорящий будет понимать, что именно вас интересует и почему. Тем не менее, важным является не только уточняющий вопрос или его интонация, но также реакция слушателя на ответ. В психологии, например, достаточно распространенным является метод «эхо». Он заключается в том, что, выслушав речь говорящего или его ответ на вопрос, слушающий повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им. Этот метод не только подчеркивает внимание к говорящему, но также позволяет уточнить, верно ли вы уловили основной смысл предоставленной информации.
Говоря иными словами, суть методики заключается в уточнении информации, путем перефразирования сказанного. При этом не стоит пытаться закончить фразу вместо вашего собеседника, даже если вы совершенно уверены в том, что полностью понимаете ход его мыслей. Помимо этого, применение метода активного слушания требует умения проявлять участие к собеседнику, сопереживание. Также немаловажна способность задавать уточняющие вопросы, напрямую относящиеся к теме беседы, так как попытка уточнить что-то непонятное в разговоре не только позволит вам чувствовать себя комфортнее и уверенней в беседе, но и даст собеседнику уверенность в том, что его внимательно слушают.
Обязательные принципы активного слушания
— Безоценочное отношение. Вы сохраняете нейтрально-позитивную позицию и признаете право другого человека отличаться от вас и иметь свое мнение. Вы не стремитесь соглашаться с ним или переубедить его. Вы уважаете его личность и взгляды.
— Доброжелательность и учтивость. Вы сохраняете спокойствие и избегаете категоричных высказываний. Устанавливаете контакт и смотрите в глаза собеседнику с вниманием и участием, а не испытывающе. Поощряете его говорить, но не задаете слишком много вопросов и не перебиваете, даже если он говорит очень эмоционально и долго. А также не торопите его и не стремитесь заполнить паузы, если он замолкает.
— Искренность. Вы должны по-настоящему хотеть слушать и понимать своего собеседника. Если вам неинтересно и вы прибегаете к технике активного слушания просто так, вам лучше вообще не пользоваться ею. Она не принесет никаких результатов, вы не попадете в точку, пытаясь разгадать причины поведения или настроения своего партнера, а он, скорее всего, окажется разочарован, и беседа будет испорчена. Если вы устали, плохо себя чувствуете или не настроены на серьезный разговор – отложите беседу или просто позвольте человеку выговориться, но не подменяйте формальной вежливостью настоящее активное слушание. Так же поступайте, если ваш партнер не готов к общению и избегает разговора о своих проблемах или чувствах.
Вот некоторые конкретные приемы активного слушания:
Прием № 1. Открытые вопросы
Задавая открытые вопросы, вы можете получить от клиента максимально подробную информацию и прояснить его потребности. Открытые вопросы начинаются со слов «что», «как», «почему», «какой» и т.п. Это побуждает клиента давать развернутые ответы (в отличие от закрытых вопросов, на которые можно получить лишь однозначный ответ: «да», «нет»).
– Какие характеристики продукта важны для вас?
– Что вы имеете в виду, когда говорите о.
– Почему для вас это важно?
Прием № 2. Уточнение
Название говорит само за себя – этот прием помогает уточнить, правильно ли вы поняли информацию, прояснить детали вопроса. Вы просто просите клиента прояснить моменты, которые для вас важны:
– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о…
– Вы могли бы уточнить, что означает для вас…
– Я правильно вас понимаю, вы говорите о…
Эмпатия, или отражение эмоций – это установление контакта с клиентом на эмоциональном уровне. Прием позволяет создать атмосферу доверительного общения и показать уважение к чувствам собеседника.
Если во время беседы с клиентом вы уловили его эмоции, вы подстраиваетесь к его эмоциональному состоянию и либо усиливаете его чувства, либо скрашиваете их, направляя течение беседы.
– Я понимаю ваши чувства и могу помочь вам решить эту задачу.
– Я вижу, что вы сомневаетесь.
– Похоже, для вас это важное событие.
Прием № 4. Перефразирование
Перефразирование позволяет лучше понять мысль собеседника, прояснить информацию по отдельным вопросам, перевести разговор в нужное русло. Прием заключается в краткой передаче той информации, которую вы услышали от клиента.
– Другими словами, вы считаете, что…
– Вы имеете в виду…
– То есть, вы говорите о…
Этот прием заключается в дословном повторении фраз, которые произнес собеседник. Он помогает прояснить информацию от собеседника и акцентировать внимание на отдельных деталях разговора. Таким образом, клиент начинает яснее формулировать свои мысли, облегчая задачу прояснения потребностей.
– У вас есть ежедневники желтого цвета?
– Ежедневники желтого цвета? А вам нужны датированные или нет?
– Датированные.
– Датированные есть!
Прием № 6. Логическое следствие
Суть приема в выведении логического следствия из высказываний клиента. Будет лучше, если при построении фразы вы будете пользоваться формулировками клиента. Назначение его такое же, как и у предыдущего – прояснить информацию и выделить детали. Также прием можно использовать как связку перед переходом к презентации.
– Если исходить из ваших слов, то…
– Я правильно вас понимаю, вам нужно…
В завершение беседы, вы подводите итоги и резюмируете договоренности. Прием позволяет обобщить и прояснить важные вопросы, затронутые в беседе, закрепить договоренности и перейти к следующему этапу переговоров – заключению сделки.
– Подводя итоги нашей встречи, можем договориться о…
– Итак, мы с вами выяснили, что для вас важны следующие критерии…
– Обобщая то, что вы сказали, можно сделать вывод…
А теперь вопрос к вам. Доверяете ли вы психологическим приемам и методикам в общении, в отношениях, в жизни? Или это все «псевдонаучные модные штучки» имеющие к реальности совсем небольшое и совсем специфическое отношение?
Приемы активного слушания: техника и методы
Вероятно, у каждого в жизни случались ситуации, когда вы сообщали человеку о чем-то важном, значимом для вас, и понимали, что вас не слышат, не слушают. Почему? Человек сидит напротив, смотрит на вас, а у вас складывается впечатление, что он как будто «не здесь». Вспомните ваше состояние, ваши чувства при этом. Скорее всего, у вас пропадало всякое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. А на душе возникало состояние подавленности и дискомфорта. Это происходит потому, что мы не всегда умеем слушать. А что же тогда на самом деле слушание и для чего вообще оно необходимо?
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.
Слушание бывает пассивным и активным.
При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.
Согласно одному весьма распространенному мифу, умение слушать – это навык, который, подобно навыку дыхания, человек получает при рождении, а затем использует всю жизнь. Это не так. Можно научиться активному слушанию и умение слушать оказывается более полезным навыком, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Если вы умело задаете вопросы, но не умеете слушать ответы, то цена такому общению невелика.
ВЫВОД: таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что умение слышать и быть услышанным является важным не только в нашей будничной жизни, но и непосредственно в нашей работе. Например, в минимально короткие сроки диалога с пострадавшим собрать наиболее значимую для нас информацию (в том числе информацию о местонахождении других жертв). И это умение необходимо развивать.
Сам по себе процесс слушания бывает двух видов: пассивное и активное. При пассивном слушании собеседнику сложно понять, слышите ли вы его или нет, так как этот вид предполагает неяркие скудные эмоции, а значит малую включённость в процесс общения. Метод активного слушания появился как технология общения в результате анализа поведения людей, обладающих способностью в процессе разговора добиваться от собеседника нужных результатов. Например, для того, чтобы правильно понимать сказанную вам информацию, быстро вычленять из разговора то, что вам нужно, а также уметь быть благодарным слушателем, с которым хочется общаться. При работе с пострадавшими эти навыки являются особенно важными. Любая информация, исходящая от пострадавшего, может значительно уменьшить время на поиски остальных (в случае работы с очевидцем происшедшего), а также понять переживания, тревоги и опасения человека с последующим прогнозированием динамики его состояния (возможное появление острых стрессовых реакций, либо большая вероятность образования действующей толпы).
Существует несколько приемов активного слушания, благодаря которым вы сможете демонстрировать заинтересованность и включенность в беседе с пострадавшим.
Приемы активного слушания
Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает информацию от собеседника, но и активно показывает понимание этой информации. Иногда еще можно назвать это виды активного слушания.
Приёмы активного слушания в таблице
Прием активного слушания
«да», «угу», «ага»
«если я вас правильно понял, то …»
«если подытожить сказанное, то…»
Это самый простой прием активного слушания. Любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п. Этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём. Например, когда вы о чём-то рассказываете по телефону, то использование таких приёмов собеседником дают вам понять, что вас слушают. Молчание же, на протяжении всего рассказа, вызвали бы у вас сомнения в заинтересованности партнера вашей информацией.
Она необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца. Во-первых, человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, а во-вторых, паузы освобождают разговор от лишней и не нужной информации. Например, рассказывая историю, человек, скорее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную историю, необходимо подобрать нужные слова. И паузы здесь являются необходимым средством «перевоплощения» образа в слово.
Существуют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытые вопросы уместны не тогда, когда вы хотите получить от собеседника как можно больше информации, а тогда когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, подтвердить или опровергнуть свои предположения. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет». К примеру, можно привести такие вопросы: «Ты ел сегодня?», «Ты здоров?», «Ты здесь давно?» «Ты был один?» и т.п.
Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы позволяете собеседнику маневрировать, а беседе – перейти от монолога к диалогу. К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?».
Это формулировка той же мысли, но иными словами. Перефразирование дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. А если нет – у него есть возможность вовремя внести коррективы. При перефразировании ориентируйтесь на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Перефразирование можно начать следующими фразами:
– «Если я вас правильно понял, то…»;
– «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но вы говорите что…»;
– «Другими словами вы считаете, что…»;
Данный прием уместен тогда, когда говорящий логически завершил один из фрагментов рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжить. Не стоит его перебивать, пока фрагмент рассказа не закончен.
Например, ваш собеседник рассказывает о том, что как-то он пришёл домой усталым, поставил портфель и снял обувь, а когда прошёл в комнату, увидел там горшок с цветами, разбитый и лежащий на полу, а рядом сидела его любимая кошка, но он решил не наказывать её, хотя и очень огорчился. В этом случае, приём перефразирования может быть использован так: если я вас правильно понял, то, придя домой, вы увидели разбитый горшок с цветами и рядом вашу кошку. Но, несмотря на то, что вы были огорчены увиденным, вы решили не наказывать любимца.
Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде. Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но своими словами (что показывает собеседнику наше внимание и понимание). При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для чего полезны такие фразы, как:
– «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;
– «Если подытожить сказанное, то…».
Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на отработку полученного материала.
Группа разбивается на тройки. Первый человек из тройки рассказывает историю, второй – слушает, использую приемы активного слушания, третий – наблюдает и дает обратную связь о том, как это выглядело со стороны. По окончании работы каждая из трех сторон делится своими ощущениями. После того как все тройки закончат упражнение проводится групповое обсуждение.
– Тяжело ли было слушать? Почему? Что мешало?
– Легко ли, приято ли было рассказывать?
– Какими приемами вы пользовались, чтобы показать говорящему, что вы его слушаете и понимаете?
-Какой из приемов был для вас особенно труден?
– Возникло ли у говорящего ощущение «услышанности»?
Раппорт включает в себя «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию.
– присоединение по интонации;
Одни и те же слова, произносимые с разной интонацией, способны передать различные смыслы, вплоть до противоположных. Даже самое простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание. Интонация способна передать глубокие эмоции (грусть, жалость, нежные чувства и т.д.) и различные состояния (равнодушие, любопытство, умиротворенность, гнев, тревогу и т.п). Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию.
Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом – что эта фраза сказана только из норм вежливости.
При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие.
– присоединение по темпу речи;
Темп включает в себя быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и пауз.
Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным. Если речь пострадавшего очень быстрая мы можем постепенно, замедляя свой темп, несколько снизить нервозность и внутреннее напряжение оппонента.
– присоединение по дыханию.
«Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, значительно проще разговаривать в одном темпе с собеседником (так как темп речи зависит от дыхания), а с другой, – появляется возможность изменить его эмоциональное состояние, изменив как темп, так и его дыхание. Например, к вам врывается разъярённый друг, который чем-то возмущён. Его речь быстрая, дыхание учащённое. И в данной ситуации, чтобы возникло ощущение, что вы слышите человека и понимаете его чувства, необходимо, присоединившись к нему и эмоционально, и по частоте дыхания, вести с ним диалог. После того, как вы понимаете, что взаимодействие произошло, необходимо уменьшить частоту своего дыхания и снизить эмоциональный фон речи. Через некоторое время вы увидите, что ваш собеседник разговаривает с вами в таком же режиме.
Понятие «эмпатия» означает способность человека к переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.
Для установления эффективного взаимодействия, необходимо использовать прием «отражения чувств», и тогда беседа становится более искренней, создается ощущение понимания и сопереживания, а у собеседника появляется желание продолжить контакт. Прием «отражения чувств» включает в себя два направления:
– отражение чувств собеседника.
Когда вы называете чувства, которые испытывает человек, понимаете его и «попадаете» в его ощущения, ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественно новый уровень.
– отражение своих чувств;
Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать и свои чувства.
В процессе слушания важно не забывать и о голосовых характеристиках человека, испытывающего при беседе состояние тревоги или нервное напряжение.
Такими характеристиками могут быть:
Все эти особенности, безусловно, необходимо учитывать в разговоре, но не стоит забывать о том, что каждый человек и его реакция индивидуальна и не всегда означает одно и то же.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: на данном этапе работы рекомендуется провести опрос.
Рекомендуемые вопросы для обсуждения:
– Вспомните, были ли в вашем опыте такие случаи, где бы ваша интерпретация состояния человека, основанная на внешних признаках, была ошибочной?
– К чему это привело?
– Как бы вы могли учитывать такие внешние проявления в вашей работе?
Как и у любого другого метода, у активного слушания есть свои подводные камни, так называемые распространённые ошибки.
Рассмотрим некоторые из них:
Первое может быть опасно тем, что у человека, выслушав ваш совет, могут «сработать» механизмы психологической защиты.
Задавать много уточняющих вопросов также не рекомендуется по причинам:
Как понять, помог ли метод активного слушания в работе?
Существуют некоторые показатели, которые являются определяющими в успешности использования этого метода в беседе:
Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из проблемной ситуации.
Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше. Если человек начинает рассказывать о себе или об интересующей его проблеме больше, это является еще одним показателем эффективности активного слушания.
Типы активного слушания
Поддержка разговора с помощью коротких звуковых вставок или фраз (да…, угу…. и т.д.)
В процессе его мы отражаем содержание рассказа клиента и его чувства.
Презентация доступна по кнопке СКАЧАТЬ

