для чего нужна педагогика
Для чего нужна педагогика
1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.
1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3. Структура педагогической науки.
Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог производное от греческих слов «пейда» ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».
Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики человек.
А.С. Макаренко ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Предмет педагогики это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических знаний взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Категории педагогической науки
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении:
специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении:
это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Главный критерий образованности системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования обучение.
Обучение
Обучение конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента преподавание и учение.
| Преподавание (деятельность учителя) | Учение (деятельность ученика) |
Преподавание передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Развитие
Развитие это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);
Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Формирование
Формирование это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека личность.
Человек существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.
Личность субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
Структура педагогической науки
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Что такое педагогика?
Педагогика – это слово мы слышим с раннего возраста. Но вот что оно означает?
Во-первых, педагогика – это наука. Наука о воспитании человека. Слова «воспитание» подразумевает под собой передачу определенного багажа знаний от старшего поколения к младшему.
Во-вторых, педагогику мы можем рассмотреть как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле мы можем рассматривать педагогику, как влияние внешней среды на личность. В узком смысле – это целенаправленная деятельность педагогов.
Педагогика – это не просто наука о воспитании
Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.
Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?
Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.
Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.
Для чего нужна педагогика?
Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.
Первая стадия – это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.
Третья стадия – стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.
Продолжать можно бесконечно, т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.
Подведем итог
Зачем мне не педагогу изучать науку педагогику?
Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Видео
Применение педагогических знаний
Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.
Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.
Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.
Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.
Для чего нужна педагогика?
Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.
Первая стадия – это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.
Вторая стадия — формирование определенного сознания ребенка дошкольного возраста. Это самая важная стадия развития личности, т.к. в этот период формируются взгляды ребенка, от которых в дальнейшем зависят его психическое состояние, его мировоззрение и т.д.
Третья стадия – стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.
Продолжать можно бесконечно, т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.
Цитаты известных людей о педагогике
На тему педагогики вообще и на тему педагога в частности можно найти немало интересных высказываний и афоризмов. Все их, конечно, мы перечислять не станем, но позволим себе привести несколько наиболее, на наш взгляд, интересных, чтобы вы могли получить дополнительный заряд мотивации и положительных эмоций, а также как бы из первых уст узнать о том, что же это означает – быть педагогом:
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель.

Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека.

Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным.

Пой учителю хвалу до скончанья века, Из тебя учитель твой сделал человека.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.

Обучать — значит вдвойне учиться.

Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое и мертв для будущего.

А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка!

Почему так важна педагогика сегодня?
В современном мире очень важно успевать за всеми тенденциями. И вот, у семейной пары рождается ребенок, и как хорошие родители, они хотят обучить его для дальнейшего упрощения ему жизни. Возможностей перед ними открывается много. Но не все родители решаются отдать своих детей педагогам. Естественно, что педагогика затрагивает не только данную сферу, но это одна из основных. Так, чтобы узнать больше информации, можно перейти на специализированный сайт: http://pedagogika.org, где можно узнать больше подробностей о том, какие виды педагогики сегодня существуют, зачем она нужна простым людям и каким образом ее используют в современном обществе.
На что следует обратить особое внимание?
У педагогики есть ряд плюсов на сегодняшний момент:
1. Современные требования. В современном мире необразованному человеку очень трудно чего-то достигнуть. Образование позволяет достигнуть вершин, карьеры, успеха в жизни и в работе. Образование дает возможность человеку научится чему-то новому. Качественный специалист всегда востребован на любой работе.
2. Социализация. Педагогика — это не только наука о законах воспитания и обучения, а также и наука о социализации. Одним из важнейших пунктов сегодня является социализация. Так как многие дети, в раннем возрасте уже подверглись насмешкам от других детей, после чего замкнулись в себе, то именно педагогика позволяет обрести такому ребенку уверенность в себе, и силы давать отпор. Это очень важный фактор, который зачастую упускает ряд родителей.
3. Глупость. Наверно, каждый в жизни совершал такие поступки, о которых после жалел. Так, педагогика позволяет обучить ребенка правильным манерам воспитанию и хорошему поведению. Очень часто, для такого примера стоит взять любого парнишку из села и города, вроде с виду одинаковый рост похожий на обычного городского, да и возраст одинаковый, но поведение у мальчиков из города с которым занимался педагог, может быть другое.
Итог, сейчас без педагогики некуда, ведь она помогает в образовании детей и может укрепить их как в уже освоенных достижениях, так и помочь развить им новые таланты в себе.
* Настоящая статья и изображения подготовлены и предоставлены для размещения организацией. Независимое информационное агентство «Нижний Новгород» не несет ответственности за содержание статьи, финансовые, правовые и иные последствия ее опубликования.
Copyright © 1999—2020 НИА «Нижний Новгород».
При перепечатке гиперссылка на НИА «Нижний Новгород» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Сочинение-рассуждение: что такое педагогика в моем понимании?
сочинение по обществознанию
Если вам попадется в ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию тема педагогов, то в этом случае Вам будет полезен пример сочинения ниже!
Что такое педагогика в моем понимании?
В первую очередь лично для меня педагогика — это умение правильно и точно преподнести материал для изучения при условиях, что к этому должен быть талант или же призвание. Да, я не считаю, что абсолютно каждый человек, выучившись, может спокойно заниматься такой наукой, как педагогика. У человека должно иметься много желания и стремления к работе с детьми. К сожалению, мне довольно часто встречались педагоги, которым не нравилась профессия, которую они выбрали. Либо это было слишком заметно, либо они сами напрямую выражали свое недовольство. И вот тут я подвожу черту к тому, что, помимо стремления и желания, человек должен любить свою профессию. А если он не в состоянии это сделать, то хотя бы не должен срываться на детях. Они не обязаны ежедневно выслушивать как преподаватель недоволен своей должностью в обществе.
Хочется отметить, что есть ряд качеств, о которых стоит помнить, когда речь заходит о педагогике и педагогах. К сожалению, всё чаще я, смотря новости по телевизору, прихожу в ужас от услышанного. В одной школе учитель довел ученика до самоубийства, другой угрожал родителям, третий шантажировал, вымогая деньги. По всему миру творятся ужасные вещи, на которые, мало кто обращает внимания. Так вот первое, о чем необходимо помнить, это профпригодность. Я считаю, что у людей, способные совершать подобные вещи, не всё в порядке с психикой. И мягко говоря, они не могут даже думать о том, чтоб работать с детьми. Перед тем, как поступить в учебное заведение для обучения педагогике, нужно в первую очередь проверять у людей их психику. Не знаю, делают ли это. Но если человека и проверяют с помощью какого-то теста, то вероятно, нужно это делать ответственнее, чем сейчас.
Вторым пунктом для меня является умение ладить с детьми. И я говорю не о том, чему могут научить, а о том, что это, опять же должно быть заложено природой. Если с самого детства или в юном возрасте ребёнку нравится приглядывать за детьми помладше, или же чему-то учить их, то тут, вне всяких сомнений человеку дано стать педагогом. И замечательно, если он сам этого желает.
Третьим пунктом является способность совладать со своими эмоциями. Возможно, это звучит странно, но для меня это важно. Бывало, что я встречала людей, которым нравилась профессия, которые очень любили детей, но увы, часто на них срывались, хотя позже жалели об этом. Как же мне хочется, чтоб люди помнили о том, что работают с детьми! С теми человечками, у которых только формируется психика, с теми, кто не заслуживает, чтоб на них кричали без причины. Особенно жаль, когда в группе детей есть один ребёнок, скажем так посложнее, и его поведение намного хуже, чем у других, и из-за одного такого ребёнка под «горячую руку» преподавателя попадают все остальные детишки.
И ещё, хотелось бы сказать о веще, которую я услышала совсем недавно. Преподаватель выразился примерно так «лучше я приду на работу и накричу на вас, нежели дома поссорюсь с мужем и детьми, и у нас появятся проблемы». Извините, с какой стати так должны делать? У меня не хватает слов выразить насколько это неправильно!
Четвёртым пунктом является умение найти индивидуальный подход к каждому ребёнку лично. Все дети, пусть и юны, но уже имеют свой определенный характер. И очень важно на этапе становления вложить в ребенка только хорошие качества. Не всегда получается достичь желаемого результата, но сдаваться не стоит никогда. В маленьком возрасте ребенок постоянно попадает под влияние. Это может быть влияние родителей, влияние
Так же, пожалуй, завершающим пунктом является то, что педагог помимо образования и воспитания, должен так же быть помощником, неким «сильным плечом» на которое с полной уверенностью можно было бы опереться вне всяких сомнений. Говоря о влияние, мне сразу вспомнилось то, что ребенок все познает впервые, чувствует много различных эмоций, некоторые их которых, могут и не понравиться ему, поэтому так важно обращать на ребенка как можно больше внимания и проявлять заботу по отношению к нему, ему это крайне необходимо.
Посмотрите другие сочинения-рассуждения для ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию:
[add_posts category=sochineniya-po-obshhestvoznaniyu show=30]


