для чего нужна поездная радиосвязь

Поездная радиосвязь

Поездная радиосвязь — железнодорожная технологическая радиосвязь, предназначенная для регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения. Поездная радиосвязь обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами локомотивов, а также машинистов между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта. Возимые радиостанции устанавливают обычно в кабине машиниста, а стационарные — в служебных помещениях дежурных по станции. Связь поездного диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется через ближайшую к локомотиву стационарную радиостанцию, управляемую дистанционно через проводной канал связи.

Выделенные частоты

Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в гектометровом диапазоне (ГМВ) на частоте 2,13 МГц и 2,15 МГц и в метровом диапазоне (МВ) на частотах 151,725-156,000 МГц. Предпринимались попытки наладить дуплексную поездную радиосвязь в дециметровом диапазоне (ДМВ) на частотах 307,0000-307,4625 МГц (приём с локомотива) и 343,0000-343,4625 МГц (передача на локомотив).

Для организации поездной радиосвязи чаще используется гектометровый диапазон.

Аппаратура радиосвязи

Наибольшее распространение в качестве возимых радиостанций получили различные модификации радиостанции РВ-1М.

Литература

для чего нужна поездная радиосвязь

Полезное

Смотреть что такое «Поездная радиосвязь» в других словарях:

Поездная радиосвязь — двусторонняя непрерывная радиосвязь, входящая в систему технологической железнодорожной радиосвязи (См. Железнодорожная радиосвязь) и используемая поездным диспетчером и дежурными по станциям для регулирования движения поездов и… … Большая советская энциклопедия

Железнодорожная радиосвязь — используется на ж. д. для оперативного руководства движением поездов, при станционной работе, ремонте пути, энергосистем и др. Осуществляется радиостанциями низовой связи (См. Радиостанция низовой связи). На ж. д. СССР Ж. р. начали… … Большая советская энциклопедия

Словарь метротерминов — Эта страница глоссарий. Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене и железной дороге. Подавляющее большинство сокращений пришли в метрополитен с железной дороги напрямую или образованы по… … Википедия

поездно́й — ая, ое. прил. к поезд (в 1 знач.). Поездной состав. Поездная радиосвязь. || Предназначенный для поезда. Поездные тоннели. Поездное расписание. || Связанный с перевозкой, работой или поездкой на поезде. Поездной груз. Поездная бригада. Поездной… … Малый академический словарь

ПРС — приводная радиостанция авиа, связь Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур

Одесская область — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Крушение в Перерве — Крушение в Перерве … Википедия

ГОСТ Р 54959-2012 — Действует с 01.04.2013 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля разделы 33.100, 45.020, 45.060 … Указатель национальных стандартов 2013

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Поезд — Привод Локомо … Википедия

Источник

РАДИОСВЯЗЬ является наиболее удобным видом связи, т. к. обеспечивает возможность взаимообмена информацией как между неподвижными, так и между подвижными объектами. На ж.-д. транспорте радиосвязь осуществляется по каналам коротковолновой радиосвязи, радиорелейным линиям и спутниковым системам связи.

Радиорелейные линии связи наряду с проводными воздушными и кабельными линиями обеспечивают связь на сети ж. д. В настоящее время этот вид связи развивается в направлениях цифрового кодирования сообщений и освоения сверхвысокочастотного (десятки и сотни ГГц) радиодиапазона, что позволит значительно увеличить пропускную способность систем и повысить качество каналов.

Спутниковые системы связи способны обеспечить связи в любой точке земного шара без строительства линейных сооружений. Могут быть развернуты в течение нескольких часов и обеспечивают достаточно массивные потоки информации (десятки Мбайт). Имеются мобильные и носимые средства спутниковой связи, обеспечивающие связь без предварительной подготовки. Спутниковые системы связи применяются гл. обр. в сетях связи МПС.

Радиосвязь служит для передачи сообщений, распоряжений, указаний и т. п. на всех уровнях руководства и производственной деятельности. Технологическая радиосвязь с подвижными объектами предназначена для обмена сообщениями между руководителями и исполнителями, находящимися на стационарных и подвижных объектах и участвующими в обеспечении технологических процессов во всех звеньях ж.-д. транспорта. В России технологическая радиосвязь начала применяться в конце 1940 г. В зависимости от области применения различают поездную, станционную и ремонтную технологическую радиосвязь.

Кроме того, диспетчерская поездная радиосвязь может работать и в дуплексном режиме с индивидуальным вызовом машинистов в диапазоне дециметровых волн.

Станционная радиосвязь предназначена для организации оперативного управления технологическими процессами на станции. Она обеспечивает связь между работниками станции и включает маневровую и горочную радиосвязь, а также радиосвязь персонала, обеспечивающего технологический процесс формирования составов на ж.-д. станциях, в т. ч. радиосвязь на пунктах технического обслуживания и пунктах коммерческого осмотра вагонов, радиосвязь списчиков вагонов и др. Станционная радиосвязь организуется в симплексном режиме с групповым вызовом или без него в диапазоне метровых волн.

Ремонтная радиосвязь предназначена для оперативного управления проведением ремонтных работ и обеспечивает связь работников, занятых текущим содержанием устройств и ремонтно-восстановительными работами путевого и энергетического хозяйств, службы сигнализации и связи и др., находящихся на подвижных или временно стационарных объектах. Радиосвязь используется также для организации связи на месте работ и с сигналистами, ограждающими место производства ремонтных работ.

Основным направлением модернизации средств радиосвязи становится цифровое кодирование передаваемой информации. При этом система поездной радиосвязи должна органично вписаться в цифровую оперативно-технологическую связь.

Применение цифровых информационных технологий позволяет создать комплексную систему, интегрирующую все виды ж.-д. радиосвязи. Реализация такой системы возможна в диапазоне дециметровых волн с использованием сетей подземной связи и автоматической коммутации.

Admin добавил 24.08.2011 в 15:31
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

Источник

Средства связи

В вопросах организации перевозочного процесса и управления работой железнодорожного транспорта важнейшая роль отводится системам и устройствам связи. Связь на железнодорожном транспорте стала неотъемлемой частью организации технологического процесса на всех уровнях транспортной системы: руководство движением поездов и работой линейных подразделений, обмен информацией между структурными единицами, работниками и т.д. Для передачи информации на железнодорожном транспорте используют проводную (телефон, телеграф, телетайп) и беспроводную (радио-, радиорелейную и спутниковую) связь.

Проводная связь

Основным видом связи является проводная связь на кабельных и воздушных линиях, которая по зоне действия подразделяется на магистральную, дорожную, местную и станционную.

Магистральная связь осуществляется между руководством ОАО «РЖД» и управлениями дорог, а также между управлениями дорог. К ней относятся магистральная связь совещаний (МСС), магистральная распорядительная связь (МРС), связь управления военизированной охраны, связь транспортной полиции и др.

Дорожная связь осуществляется между управлением дороги и линейными подразделениями, а также между крупными станциями, депо и т.д. К этому виду связи относятся дорожная связь совещаний (ДСС), дорожная распорядительная связь (ДРС), дорожная диспетчерская связь и дорожная оперативно-технологическая связь.

К дорожной оперативно-технологической связи, в свою очередь, относятся:

Местная телефонная связь служит для обмена информацией работников станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и др. Для организации местной связи создают телефонные станции автоматического обслуживания (АТС), которые обеспечивают соединение местных абонентов не только между собой, но и с городской телефонной станцией, коммутаторами организаций, линиями постанционной, дальней и междугородной связи.

К станционной телефонной связи относится стрелочная и станционная распорядительная связь, которая используется при приеме и отправлении поездов, а также маневровой работе.

Для передачи письменных сообщений и распоряжений применяют телеграфную связь обычно с использованием буквопечатающих телеграфных аппаратов (телетайп), либо принтеров, сопрягаемых с персональными ЭВМ, имеющими подключение к вычислительной сети ОАО «РЖД».

Радиосвязь

Поездная радиосвязь обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами локомотивов, а также машинистов между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта.

Станционная радиосвязь предназначена для организации служебных переговоров руководителей станции с машинистами маневровых и горочных локомотивов, а также с другими работниками, участвующими в технологических процессах на железнодорожной станции.

Устройства поездной и станционной радиосвязи, как правило, оборудованы приборами для автоматической записи переговоров.

Поездная радиосвязь

Поездная радиосвязь применяется в случаях, предусмотренных ПТЭ, а также в других необходимых случаях, связанных с регулированием движения поездов, например, при вынужденной остановке поезда на перегоне для предупреждения об этом машинистов поездов, идущих по перегону, дежурных по станциям, ограничивающих перегон, и поездного диспетчера; при изменениях в движении поезда, нарушающих установленный график; при необходимости предварительного доклада машиниста дежурному по депо о техническом состоянии локомотива; для передачи сообщений об обнаружении препятствий, угрожающих безопасности движения поездов; при авариях, обвалах, снежных заносах, пожарах, занятости переездов застрявшим автотранспортом; для передачи на локомотив указания об остановке в случае обнаружения неисправности в поезде и др.

Поездной радиосвязью пользуются локомотивные бригады, поездные, локомотивные и энергодиспетчеры, дежурные по станции и локомотивным депо, электромеханики контрольных и контрольно-ремонтных пунктов поездной радиосвязи. Разрешается пользоваться радиостанциями поездной радиосвязи руководителям ремонтных работ, машинистам снегоуборочных машин и восстановительных дрезин, начальникам восстановительных дрезин, начальникам восстановительных и пожарных поездов и вагонов-лабораторий.

Поездная радиосвязь реализуется с использованием возимых и стационарных радиостанций, между которыми устанавливается беспроводной канал связи с использованием радиоволн.

для чего нужна поездная радиосвязь

Связь поездного диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется через ближайшую к локомотиву стационарную радиостанцию, управляемую дистанционно через проводной канал связи.

Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в гектометровом (ГМВ) и метровом (МВ) диапазонах.

Поездная радиосвязь в метровом диапазоне (УКВ) на частотах 151,725-156,000 МГц позволяет машинисту обмениваться информацией с абонентами, участвующими в поездной работе и находящимися на небольшом удалении (на расстоянии не превышающем длину перегона: маневровый диспетчер, дежурный по станции, начальник поезда и пр.). Радиосвязь в УКВ диапазоне обладает большей помехозащищенностью, однако радиус ее действия ограничен.

Предпринимались попытки наладить дуплексную поездную радиосвязь в дециметровом диапазоне (ДМВ) на частотах 307,0000-307,4625 МГц (прием с локомотива) и 343,0000-343,4625 МГц (передача на локомотив). Однако широкого распространения в настоящее время такая связь не получила.

На сети железных дорог России и стран СНГ применяется система с групповым взаимноизбирательным вызовом, при которой поездной диспетчер или дежурный по станции после посылки вызова должен назвать номер вызываемого поезда (локомотива), так как вызывной сигнал принимается группой поездов (локомотивов), находящихся в пределах действия данной стационарной радиостанции.

Связь ДНЦ с машинистами локомотивов комбинированная. При этом используется как проводной, так и радиоканал. Распорядительная станция поездной диспетчерской связи соединяется со всеми станциями, входящими в участок поездной диспетчерской связи. Стационарные радиостанции станций подключаются к линии поездной диспетчерской связи через специальные радиопроводные устройства. Такая комбинированная схема позволяет ДНЦ связываться с машинистом любого локомотива, находящегося на его участке.

Для вызова машиниста локомотива поездной диспетчер использует настольный пульт поездной радиосвязи. Групповой вызов передается по проводному каналу до ближайшего к локомотиву PC промежуточного пункта. Подключение PC контролируется ДНЦ через громкоговоритель прослушиванием тонального сигнала подключения. После этого ДНЦ может вызвать нужный ему локомотив и вести разговор с машинистом через его локомотивную радиостанцию РВ. При разговоре остальные локомотивные радиостанции находятся в режиме дежурного приема. Окончив разговор, ДНЦ посылает в линию сигнал отбоя и отключает PC от линии поездной диспетчерской связи.

Аналогичным образом организуется поездная связь между дежурными по станциям и машинистами. ДСП для связи с машинистом локомотива использует ту же PC, что и ДНЦ.

Машинист локомотива для связи с диспетчером нажимает на пульте локомотивной радиостанции кнопку ДНЦ и посылает тональный сигнал вызова. Этот сигнал принимается несколькими ближайшими PC промежуточных пунктов. Однако к линии связи подключится только та радиостанция, которая обеспечит более высокое качество связи. При этом соседним радиостанциям посылается сигнал блокировки.

Для связи с дежурным по станции машинист нажимает кнопку ДСП на пульте радиостанции. В эфир посылается тональный сигнал вызова, после чего ближайшая стационарная радиостанция посылает ответный тональный сигнал, однако все РС, находящиеся в зоне приема, остаются в режиме дежурного приема. Получив ответный сигнал, машинист называет станцию, с которой он связывается. После ответа ДСП вызываемой станции соседним радиостанциям посылается сигнал блокировки, при этом эфир остается занятым (заблокированным) текущим вызовом до его окончания.

Система «Транспорт» до сих пор используется и радиостанции ее серии (РВ1-1м, РВС-1) производятся отечественными предприятиями, постоянно совершенствуются их технические характеристики и в настоящее время применяются уже новые комплектующие, в том числе микропроцессоры.

Все стационарные радиостанции и шкафы радиопроводной связи, а также радиостанции локомотивов и моторвагонного подвижного состава, находящихся в работе, должны быть включены на непрерывное действие, иметь индикаторные устройства, отражающие их включенное состояние, опломбированы. Пломбы должны быть внесены в опись.

Самовольное выключение радиостанций в период их работы запрещается. В случаях повреждений, угрожающих целости аппаратуры, радиостанции могут быть выключены дежурными по станциям и машинистами до прибытия электромеханика или электромонтера на промежуточный пункт и до захода локомотива и моторвагонного подвижного состава в депо.

Поездные диспетчеры, дежурные по депо, дежурные по станции, машинисты и другие работники, пользующиеся устройствами поездной радиосвязи, обязаны следить за постоянной их готовностью к действию, сообщать о каждом случае неисправности работникам, обслуживающим радиосвязь, и делать записи соответственно: на графике исполненного движения (у диспетчера), в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (у дежурного по станции), в журнале технического состояния локомотива (на локомотиве и моторвагонном подвижном составе).

Станционная радиосвязь

Любая железнодорожная станция, на которой выполняется маневровая, грузовая, коммерческая работа, имеет станционную радиосвязь. В зависимости от типа станций, их мощности, организуется несколько раздельных радиосетей.

Радиосети станционной радиосвязи организуются по радиальному принципу в полосах УКВ-частот 151,700. 154,000 МГц и 155,000. 156,000 МГц. Связь осуществляется в симплексном режиме. Все станционные радиосети различаются по степени важности, уровню надежности и времени ожидания установления связи.

Станционная радиосвязь бывает маневровая и горочная.

Сети технологических абонентов

Абоненты таких сетей не связаны непосредственно с маневровой работой, но обеспечивают обработку составов и вагонов, а также обслуживание устройств автоматики, телемеханики и связи (СРС-Т).

Радиосеть ПТО (пунктов технического обслуживания вагонов и тормозов) организуется в парках приема и отправления поездов и в парках обработки транзитных поездов. Состав радиосетей определяется объемом технической работы и может включать: 1-2 радиосети на участковых и грузовых станциях, 2-5 радиосетей на крупных станциях. Радиосети ПТО могут содержать 1…5 стационарных и 4…20 носимых радиостанций. Дальность действия радиосетей ПТО должна составлять не менее: для радиостанций РС-РН 1,5-2,5 км, РН-РН 0,8-1,2км.

Радиосеть ПКО (пунктов коммерческого осмотра) предназначена для связи оператора ПКО с коммерческими осмотрщиками вагонов и рабочими по устранению брака. Обычно это одна радиосеть на сортировочных станциях (содержит 2…12 носимых радиостанций). Дальность действия между стационарной и носимой РС составляет 2…3 км, между носимыми радиостанциями 0,8-1 км.

Радиосеть ОТК (объединенной технической конторы) предназначена для связи оператора технической конторы и списчиков вагонов. Используются на участковых и сортировочных станциях, одна сеть содержит 1 стационарную радиостанцию и 2-3 носимых для списчиков при дальности действия 3-4 км. Радиосвязь дежурных технических контор со списчиками вагонов осуществляется на общей частоте для каждого парка прибытия.

Радиосеть ВОХР (военизированной охраны) предназначена для связи начальника караула со стрелками охраны, имеет одну радиосеть, включающую 1 стационарную радиостанцию, 3-5 носимых радиостанций, действует на расстоянии 2-4 км.

Радиосеть СЦБ и связи предназначена для связи старшего электромеханика и дежурных постов электрической централизации, а также начальников радиоузлов с мобильными работниками связи. На станциях с постоянным дежурством электромехаников используются 1-2 радиосети.

Цифровые системы связи

Основным направлением модернизации систем технологической связи на железных дорогах является переход на цифровые системы связи.

Цифровая связь использует как проводные, так и беспроводные каналы передачи данных, но в отличие от традиционной (аналоговой) связи отличается более высокой защищенностью от помех, перехвата, лучшей избирательностью и пропускной способностью канала связи.

Информация в цифровых системах связи передается в закодированном (двоичном) представлении. Такие системы предоставляют широкий спектр телекоммуникационных услуг: индивидуальные и групповые вызовы, выход в телефонную сеть общего пользования, передача данных на высоких скоростях и т.д.

Пропускные способности оптических каналов на порядки выше, чем у информационных линий на основе медного кабеля. Кроме того, оптоволокно невосприимчиво к электромагнитным полям, что снимает некоторые типичные проблемы медных систем связи. Оптические сети способны передавать сигнал на большие расстояния с меньшими потерями. Несмотря на то, что эта технология все еще остается дорогостоящей, цены на оптические компоненты постоянно падают, в то время как возможности медных линий приближаются к своим предельным значениям и требуют все больших затрат на дальнейшее развитие этого направления.

Источник

Роль радиосвязи на железнодорожном транспорте

Радиосвязь в системе управления. Служебные переговоры поездного, локомотивного и энерго-диспетчеров. Оперативное управление технологическими процессами на станции. Ремонтно-оперативная радиосвязь. Диспетчерская линейная временная сеть радиосвязи.

Железнодорожный транспорт в нашей стране является основным видом транспорта по перевозке грузов из-за громадных расстояний, которые для автомобильного и морского транспорта являются проблемными, а авиатранспорт экономически неэффективен.

Основными показателями работы железнодорожного транспорта являются провозная и пропускная способности, которые обеспечиваются перерабатывающей способностью станций и пропускной способностью перегонов. Эти показатели в немалой степени зависят от применения радиосвязи.

Радиосвязь является важнейшим звеном в обеспечении управления эксплуатационной работой на железных дорогах, начиная от ОАО РЖД, заканчивая управлением в линейных подразделениях (станции, депо, вагонные участки и т.д.).Для оперативного управления перевозочным процессом в настоящее время применяется 3 вида радиосвязи :поездная (прс),станционная (срс) и ремонтно-оперативная радиосвязь (рорс).

Радиосвязь в системе управления применяется там, где требуется оперативный обмен информацией между руководителем работ и движущимся исполнителем. Таким образом, радиосвязь как бы «дополняет» системы проводной связи.

В последнее время,с повышением скоростей пассажирских поездов, стала возрастать роль радиосвязи при обеспечении безопасности движения. Современные цифровые системы радиосвязи с применением современных систем комплексной безопасности позволяют практически полностью автоматизировать процесс управления движением поездов, а также создать системы интервального регулирования поездов на основе радиосвязи. Это достигается за счет происходящей в последнее время интеграции всех видов связи в единую сеть. Поэтому роль радиосвязи на железнодорожном транспорте постепенно возрастает.

1. Поездная радиосвязь (ПРС)

Поездная радиосвязь (ПРС) предназначена для служебных переговоров поездного (ДНЦ),локомотивного (ТНЦ) и энерго (ЭЧЦ) диспетчеров, дежурных по станциям (ДСП) и других работников, связанных с оперативным руководством движения поездов, с машинистами поездных локомотивов (ТЧН),а также для переговоров между машинистами встречных локомотивов между собой. Основным командиром в этой системе (ее хозяином) является ДНЦ.

ПРС должна обеспечивать связь ДНЦ с машинистами всех локомотивов на его диспетчерском участке. Протяженность участка 120-150 км.

Радиосвязь в системе управления применяется там, где в процессе эксплуатации железных дорог требуется оперативный обмен информацией руководителей работы с движущимися исполнителями, то есть на уровне отделений дорог и линейных подразделений.

ПРС организуют как комбинированную радиопроводную связь. На участке от ДНЦ до ближайшей к локомотиву станции используется проводная связь, а от станции до локомотива-радиосвязь.

В настоящее время в России применяются 2 вида ПРС, отличающиеся способом осуществления радиосвязи:

-индуктивная ПРС (с направляющим проводом);

-ПРС на ультрокоротких волнах (УКВ).

1.1 Индуктивная ПРС

При организации индуктивной ПРС радиоканал работает в гектометровом диапазоне радиоволн (ГМВ) на частотах 2,13 МГц или 2,15 МГц (соответственно длина волны 141 м или 118,3 м).Недостатком ГМВ диапазона является невозможность создания антенны с высоким КПД.

Вдоль колеи железной дороги, вблизи от нее, всегда имеется пучок проводов связи. В основном провода-стальные, но в любом пучке имеется, по крайней мере, одна пара медных или биметаллических проводов, по которой энергия колебаний ГМВ диапазона распространяется с малыми потерями.

Когда передатчик работает на антенну, то электромагнитная энергия поступает в нее, но не излучается, а переходит в медные провода и распространяется вдоль линии.

В пространстве, следовательно, нет радиоволн, но вокруг пучка проводов создается широкое электромагнитное поле.

Если в этом поле оказывается антенна локомотива, то на нее индуктируется напряжение, достаточное для обеспечения радиосвязи с локомотивом при удалении его до 13-15 км от станции.

В обратном направлении передатчик локомотивной радиостанции, хотя и с малым КПД антенны, но излучает электромагнитную энергию и одновременно создается также и электромагнитное поле. В результате этих 2-х процессов в медную пару проводов воздушной линии поступает такое количество электромагнитной энергии, которое, распространяясь по проводам, наводит в антенне стационарной радиостанции напряжение, обеспечивающее обратный канал связи.

1.2 ПРС на УКВ (метровый диапазон)

ПРС на УКВ (метровый диапазон) используется на грузонапряженных железных дорогах и занимает диапазон частот (151,725-156,000) МГц с частотным разносом между соседними частотами 25 КГц. Поскольку длина волны около 2 м, то эффективная длина антенны равна 0,5 м. Такая антенна легко размещается на локомотиве и радиоволны излучаются в пространство и распространяются в нем.

К сожалению, дальность связи на УКВ не обеспечивает перекрытие длинных перегонов между станциями. Поэтому в настоящее время свыше 90% протяженности линий железных дорог оборудовано системами индуктивных ПРС с направляющим проводом.

2. Станционная радиосвязь (СРС)

Станционная радиосвязь (СРС) предназначена для оперативного управления технологическими процессами на станции, т.е. для обмена информацией руководителей маневровой и горочной работ с машинистами маневровых, горочных и хозяйственных локомотивов, а также с другими работниками станций, связанными с маневровой работой и переработкой составов на станциях.

СРС является симплексной одночастотной и строится по принципу прямой связи командного пункта с подвижными объектами. Несколько радиостанций-стационарная, локомотивные и носимые, работающие на одной частоте, образуют круг радиосвязи или одну радиосеть. Для станций, имеющих несколько районов маневровой работы, создаются круги станционной радиосвязи в каждом районе. Рабочие частоты радиостанций соседних кругов выбираются так, чтобы исключить взаимные помехи.

СРС строят по радиальной или звездной схеме, при которой используют одну стационарную и несколько возимых и носимых радиостанций. СРС организуют в диапазоне (151,725-156,000) МГц.

Абоненты СРС делятся на две группы:

1) Работники, непосредственно связанные с выполнением маневровой и горочной работ:

-маневровый диспетчер (ДСЦ);

-станционный диспетчер (ДСЦС);

-старший помощник начальника станции (ДСПС);

-дежурный по парку приема (ДСПП);

-дежурный по парку формирования (ДСПФ);

-дежурный по парку отправления (ДСПО);

-дежурный по горке (ДСПГ);

-операторы горочных постов;

-машинисты горочных, маневровых и хозяйственных локомотивов.

2) Абоненты, обеспечивающие технологические процессы обработки составов на станции, но не участвующие непосредственно в маневровой работе:

-коммерческие и технические осмотрщики;

-приемосдатчики грузовых дворов.

Абоненты данной группы должны иметь связь:

-с объединенной технической конторой (ОТК);

-с пунктами коммерческого осмотра (ПКО);

-с пунктами технического осмотра (ПТО).

3.Ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС).

Ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС) предназначена для оперативного руководства работниками, занятыми текущим содержанием технических устройств и проведением ремонтно-восстановительных работ в подразделениях служб пути, электроснабжения, СЦБ и связи.

РОРС использует следующие диапазоны частот:

1. 151,725-156,000 МГц;

2. 307,025-307,825 МГц;

3. 343,025-343,825 МГц.

Различают 3 вида структурных схем РОРС:

1. Сеть радиосвязи внутри фронта работ (РОРС-В);

2. Радиопроводная диспетчерская линейная постоянно действующая связь(РОРС-Л);

3. Диспетчерская линейная временная сеть радиосвязи (РОРС-ЛВ)

3.1 Ремонтно-оперативная радиосвязь внутри фронта работ

радиосвязь локомотивный технологический станция

Пусть fв-частота РОРС внутри фронта работ. На этой частоте устанавливается связь бригадира ремонтной бригады с сигналистами ограждения. У сигналистов имеются радиостанции РН-1.

Бригадир, имея РН-4,может на частоте fв управлять работой устройства УГО-П.

Получив информацию от сигналиста о приближении поезда, бригадир через РН-4 включает в УГО-П сигнал оповещения (сирену) об опасности. Затем, переключив УГО-П в режим усиления речи, бригадир дает команду работникам покинуть фронт работ или другие указания.

3.2 Радиопроводная диспетчерская линейная постоянно действующая связь РОРС-Л

Радиосеть РОРС-Л предназначена для связи руководителей ремонтных работ, а также машинистов и механиков подвижных единиц ремонтных служб с ДНЦ, энергодиспетчером ЭЧЦ, с диспетчерами дистанций пути ПЧД и с диспетчерами сигнализации и связи ШЧД. Эта радиосеть является сетью коллективного пользования служб электроснабжения, пути, ВОХР, движения, сигнализации и связи.

На станциях установлены стационарные радиостанции РС-6,соединенные между собой линейным каналом.

Для вызова ремонтной бригады применяется групповой вызов. Диспетчер нажимает вызывную кнопку станции, ближайшей к территории ремонтных работ. Срабатывает РС-6 этой станции и автоматически посылает вызов. Диспетчер голосом вызывает нужного абонента.

На месте ремонтных работ бригадир работает с РН-4,сигналисты оснащены РН-4 и РН-1.Связь осуществляется на частоте f6,присвоенной бригаде.

3.3 Диспетчерская линейная временная сеть радиосвязи РОРС-ЛВ

Сеть РОРС-ЛВ организуется с местом аварии, в котором не оборудована сеть РОРС-Л.В этом случае на время работ в месте аварии устанавливается радиостанция РС-4,а у диспетчера ставится распорядительная станция СР-2,через которую можно управлять РС-4.

Временно, на период проведения работ связь диспетчера с местом аварии организуется по четырехпроводному каналу ТЧ, который подключается через устройства согласования двух и четырехпроводного каналов УС 2/4.Работники ремонтной бригады, имеющие носимые радиостанции РН-1 и РН-4,возимую радиостанцию РВ-5,переносные РВ-6 и УГО-П, могут организовать охранительное ограждение и вести необходимые работы, имея связь с диспетчером. Руководитель может выйти и в ПРС, вызвав ближайшего ДСП, а также машинистов приближающихся поездов.

4. Радиосвязь передачи данных (РСПД)

В последние годы в связи с внедрением вычислительной техники на железнодорожном транспорте появился новый вид дискретной связи-передача данных (оргасвязь).Система оргасвязи в ВЦ дорог предназначена для автоматизированной передачи данных: с низовых подразделений железной дороги в ВЦ управления с последующей передачей части обработанной информации в хозяйственные единицы (отделение, депо, сортировочные, крупные узловые и участковые станции);с низовых подразделений железнодорожной станции в свои отделения (для автоматизации оформления грузовых перевозочных документов);из отделений железных дорог в хозяйственные единицы о грузовых и коммерческих операциях; в ВЦ управления со станций соседних дорог о вагонах и поездах, следующих на данную дорогу.

5. Система сотовой связи стандарта GSM

Цифровая система сотовой связи стандарта GSM является системой сотовой связи второго поколения.

Системы стандарта GSM работают в диапазонах частот 850,900,1800 1900 МГц.

Сеть стандарта GSM состоит из четырех основных подсистем:

-подсистема подвижных (мобильных) станций;

-подсистема базовых станций;

-подсистема управления сетью.

5.1 Подсистема подвижных станций (MSS)

Подвижная станция функционально состоит из двух частей: подвижного терминала и Модуля идентификации абонента-так называемой SIM-карты.SIM-карта содержит следующую информацию:

-персональный идентификационный номер абонента;

-Международный идентификатор подвижного абонента;

-индивидуальный ключ аутентификации абонента;

-индивидуальный алгоритм идентификации абонента и др.

По уровню выходной мощности радиопередатчиков подвижные станции стандарта GSM разделены на пять классов: станции первого класса имеют выходную мощность 20 Вт, станции пятого класса 0,8 Вт. Подвижные станции первого класса, как правило, устанавливаются на транспортных средствах. Выходная мощность обычных бытовых сотовых телефонов обычно не превышает 2 Вт, что соответствует четвертому или пятому классу.

5.2 Подсистема базовых станций (BSS)

Базовая приемопередающая станция при помощи радиоканала обеспечивает взаимодействие между подвижными станциями и сетью. Базовая станция включает в себя антенную систему, состоящую из двух разнесенных антенных устройств, и несколько приемопередатчиков. Базовые станции стандарта GSM по уровню выходной мощности радиопередатчиков разделены на восемь классов: станции первого класса имеют выходную мощность 320 Вт, станции восьмого класса 2,5 Вт.

5.3 Подсистема коммутации (SSS)

Центр коммутации сети подвижной связи обслуживает группу сот и обеспечивает все виды соединений, в которых нуждается подвижная станция, а также осуществляет коммутацию между сетью подвижной связи и сетями фиксированной связи.

Регистр идентификации подвижных станций представляет собой централизованную базу данных для проверки IMEI-номеров подвижных станций. В регистре содержатся три списка номеров:

-«белый список» содержит номера подвижных станций, которым разрешено пользоваться услугами данной сети;

-«черный список» содержит номера подвижных станций, которым по каким-либо причинам запрещено пользоваться услугами данной сети;

-«серый список» содержит номера подвижных станций, у которых существуют какие-либо проблемы с обслуживанием в данной сети, но нет оснований для включения их в «черный список».

5.4 Подсистема управления сетью (NMS)

Центр эксплуатации и технического обслуживания является центральным элементом сети, обеспечивающим управление другими ее компонентами, а также контроль качества работы сети.

Центр управления сетью обеспечивает иерархическое управление сетью, объединяющей региональные сети, управляемые своими центрами эксплуатации и технического обслуживания. Персонал NMS знает состояние всей сети и может давать указания персоналу ОМС в отношении вариантов решения возникающих региональных проблем.

6. Система транкинговой связи стандарта TETRA

Цифровой стандарт транкинговой связи TETRA так же, как и стандарт GSM,разработан институтом ETSI.Функционально стандарт TETRA состоит из двух частей:

-TETRA V+D-передача речи и данных;

-TETRA PDO-только передача данных.

Системы стандарта TETRA могут работать в диапазоне частот 150…900 МГц.

По уровню выходной мощности радиопередатчиков базовые станции стандарта TETRA разделены на 10 классов, возимые станции-на четыре класса, носимые станции-на два класса.

Для передачи данных в сетях стандарта TETRA используются три службы:

1.Служба передачи малых объемов данных.

2.Служба передачи данных в режиме коммутации каналов.

3.Служба передачи данных в режиме коммутации пакетов.

Стандарт TETRA,в отличие от стандарта GSM,позволяет абонентам работать в режиме непосредственной связи, когда между подвижными станциями могут устанавливаться двух- и многоточечные соединения по радиоканалам напрямую, минуя базовые станции.

Перспективы применения цифровых систем радиосвязи на железнодорожном транспорте:

1.Создание систем точечной и непрерывной навигации подвижного состава.

При точечной навигации локомотив получает от приемоответчика информацию о своем местоположении.

При непрерывной навигации машинист и диспетчер непрерывно получают координаты подвижного состава.

2.Использование в системе КЛУБ.

Система КЛУБ позволяет осуществлять:

-экстренное торможение и изменение скорости подвижного состава без вмешательства машиниста;

-получать данные диспетчеру о состоянии бортовой подсистемы локомотива;

-получать данные о текущем местоположении, скорости и ускорении подвижного состава и т.д.

3.Дублирование систем АЛС.

АЛС предназначена для передачи сигнальных показаний светофора бортовому оборудованию локомотива с целью регулирования скорости локомотива системой САУТ.В качестве канала передачи кодов АЛС используются рельсовые цепи.

При превышении подвижным составом скорости 100 км/ч система АЛС начинает давать сбои. В этой ситуации передачу кодов АЛС можно производить по радиоканалу.

Радиосвязь является быстро развивающейся отраслью науки и техники, и ее использование позволяет в последние годы осуществить прорыв в производственных технологиях на транспорте, в социальной сфере, бизнесе, решении личных проблем.

Применительно к железной дороге радиосвязь дает возможность повысить оперативность управления эксплуатационной работой, предотвращать опасные ситуации, обеспечить сохранность грузов, осуществить необходимый информационный обмен, передачу данных. И в тоже время целый ряд проблем в области радиосвязи не решен до настоящего времени, а именно:

-не обеспечена надежная радиосвязь работников, находящихся на перегоне с дежурным по станции;

-качество поездной радиосвязи продолжает оставаться низким;

-не обеспечивается экстренное торможение поезда со стороны поездного диспетчера в аварийных ситуациях.

Эти и другие проблемы могли бы быть решены с внедрением цифровых систем радиосвязи, что является делом ближайшего будущего.

1.Ваванов Ю. В. Радиотехнические системы железнодорожного транспорта/Ю. В. Ваванов и др.-М.:Транспорт,1991

2.Весоловский К. Системы подвижной радиосвязи/К. Весоловский; пер. с польск. И. Д. Рудинского; под ред. А.И. Ледовского.-М.:Горячая линия-Телеком,2006.

3.Горелов Г.В.Радиосвязь с подвижными объектами железнодорожного транспорта/Г.В.Горелов,Ю.И.Таныгин.-М.:Маршрут,2006.

4.Ефименко Ю.И.Общий курс железных дорог/Ю.И.Ефименко и др.;под ред.Ю.И.Ефименко.-М.:Издательский центр «Академия»,2007.

Подобные документы

Состояние и перспективы развития средств беспроводной связи на железнодорожном транспорте. Оборудование сети мониторинга поездной радиосвязи в ОАО «РЖД» (ЕСМА). Структурная схема мониторинга, технические параметры радиостанций поездной радиосвязи.

дипломная работа [3,7 M], добавлен 15.05.2014

Назначение и функциональные возможности радиостанции нового поколения, внедряемой в настоящее время на железнодорожном транспорте в системах поездной и ремонтно-оперативной радиосвязи, ее структурная схема. Контроль технического состояния радиостанции.

лабораторная работа [419,9 K], добавлен 28.01.2013

Организация поездной радиосвязи. Расчет дальности действия радиосвязи на перегоне и на станции. Радиоаппаратура и диапазон частот. Выбор и анализ направляющих линий. Организация станционной радиосвязи. Организация громкоговорящей связи на станции.

курсовая работа [484,8 K], добавлен 28.01.2013

курсовая работа [50,4 K], добавлен 05.03.2013

Описание существующей схемы связи на участке проектирования. Оборудование поездной радиосвязи участка. Описание радиостанции РВС-1-12. Электрический расчет дальности связи в сетях технологической железнодорожной радиосвязи диапазона 160 МГц (ПРС-С).

дипломная работа [701,6 K], добавлен 16.04.2015

Значение и основные направления использования международной радиосвязи и радиообмена. Состав, цели и структура Международного Союза Электросвязи. Общие правила присвоения и использования частот. Языки и коды, применяемые в международной радиосвязи.

реферат [23,6 K], добавлен 22.12.2010

Сложность проведения мероприятий по противодействию террористическим угрозам. Программы развития системы радиосвязи органов внутренних дел. Характеристика систем радиосвязи ОВД. Радиотелефонная система общего пользования, сотовая и радиорелейная связь.

реферат [31,0 K], добавлен 27.03.2009

Распространение цифровых стандартов в области сотовых сетей подвижной радиосвязи. Максимальное число обслуживаемых абонентов как основная характеристика системы подвижной радиосвязи. Достоинствами транкинговых сетей. Европейский проект стандарта W-CDMA.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 18.09.2010

Транкинговая связь: понятие, стандарты радиосвязи, операторы. Обобщенные сведения о системах стандартов Edacs, Tetra, Apco 25, Tetrapol, iden и их технические характеристики. Функциональные возможности, предоставляемые системами цифровой радиосвязи.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 16.09.2013

Радиосвязь — связь, в которой носителем сигнала используются радиоволны в пространстве; диапазоны частотной сетки односторонней и двухсторонней радиосвязи. Профессиональные радиостанции; отраслевая специфика и классификация решений мобильной радиосвязи.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 24.06.2012

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *