для чего нужна психодиагностика в сфере физической культуры и спорта
Психодиагностика в спорте
Психодиагностика [ править | править код ]
Одним из значимых блоков схемы психологического обеспечения спортивной тренировки и соревнований является блок психодиагностики (см. рис. 37), который ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности с последующим решением прикладных задач. Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов. Одним из условий психической диагностики является комплексность изучения человека. Это касается как вопросов оценки структуры личности, так и вопросов оценки уровня развития отдельных психических функций.
Спортивная деятельность в видах единоборств определяется процессом решения оперативных задач и протекает в нестандартных ситуациях, которые трудно прогнозировать. Очевидно, что в такой деятельности будут реализовываться те черты личности спортсмена, которые больше отвечают условиям конфликтно-вариативных ситуаций борьбы с соперником. Отдельные психодинамические свойства индивида могут провоцировать определенные формы реакций на экстремальные условия деятельности. В различных видах спорта создаются условия для развития различных личностных свойств с учетом факторов естественного отбора. Из данных Мерлина (1970) следует, что темперамент — это сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение этих свойств определяет реакции спортсменов на экстремальную ситуацию. И не только компенсация “отрицательных” свойств “положительными” может влиять на ход спортивной деятельности. Темперамент непосредственно влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена. В психологии под термином “темперамент” понимают индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики протекания психических процессов. Эти особенности могут быть весьма консервативными, устойчивыми, во многом определяют складывающиеся у человека способы и приемы деятельности, а в ряде случаев существенно влияют и на конечный ее результат. Многие исследователи указывают, что высокий уровень тревожности и эмоциональности отрицательно сказываются на результате спортсмена, особенно в том случае, если его деятельность протекает на пределе возможностей психики. Спортсмены, отличающиеся этими характеристиками темперамента, как правило, редко приспосабливаются к работе в экстремальных условиях спортивного соревнования, их деятельность не отличается высокой помехоустойчивостью, надежностью. Существенное влияние на эффективность и индивидуальный стиль деятельности спортсмена оказывают такие характеристики темперамента, как ригидность или пластичность (степень легкости, гибкости приспособления человека к внешним воздействиям), а также экстраинтровертированность психических процессов (высокий уровень психической активности).
Исследования темперамента боксеров (Клещев, Худадов, 1983, 1988), в которых изучались характеристики более чем 80 боксеров высокой квалификации (МС, МСМК), позволили авторам выявить следующие особенности:
Исходя из того что особенности психики, относимые к темпераменту, консервативны и в значительной степени являются врожденными, результаты могут использоваться как ориентир для отбора и прогнозирования успешной деятельности.
В ходе дальнейшей оценки полученных данных авторами было обнаружено, что отдельные спортсмены, отличающиеся неблагоприятными особенностями темперамента — ригидностью, интровертированностью или эмоциональностью, показывали очень высокие результаты. Это свидетельствует о том, что влияние темперамента на эффективную деятельность ограничено и действует лишь в период высокого накала соревновательной борьбы. Влияние темперамента на деятельность можно регулировать с помощью методов тренировки, средствами ведения боевых действий, что позволит поднять его на более высокий уровень мастерства. Такие свойства, как превосходство над основным соперником в технике и тактике, уверенность в наличии эффективных средств противодействия любым его “трюкам”, уверенность в правильном построении тренировочного процесса и другое, снижают напряженность психики спортсмена. В известном смысле можно сказать, что мастерство есть и средство и, одновременно, результат нейтрализации влияния отрицательных особенностей психики. И именно уровень мастерства есть их принципиальный компенсатор (Клещев, Худадов, 1986).
Поиск наиболее эффективных приемов и способов подготовки к соревнованиям возможен лишь в случае положительного отношения к деятельности и наличии соответствующих мотивов — одна из важнейших задач подготовки высококлассного спортсмена.
При сознательном и творческом отношении к своей деятельности на базе накопленного в боксе опыта и проверки средств техники и тактики боксер формирует индивидуальный стиль деятельности. Сознательный или несознательный выбор средств техники и тактики, позволяющих максимально компенсировать недостатки психической организации и наиболее рационально использовать сильные стороны, представляет собой механизм, согласно которому формируется индивидуальный стиль деятельности. Он и определяется как обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению своей деятельности (Климов, 1969).
Интересное исследование было проведено В. Н. Клещевым и Н. А. Худадовым (1986) на материале данных о сильнейших боксерах мира (чемпионы Игр Олимпиад, Европы, мира, СССР). Было выявлено (табл. 9), что особенности тактического стиля деятельности формируются по определенным направлениям в зависимости от свойств темперамента. По данным автора, для представителей атакующей манеры ведения боя характерны ригидность и устойчивость психических процессов. В противоположность им, спортсмены контратакующего стиля менее ригидны и более чувствительны, чаще реализуют тактику искусственного обыгрывания соперника.
Таблица 9 Уровень достижений боксеров атакующей и контратакующей манеры ведения боя в 1977—1981 гг. (Клещев, Худадов, 1986)
Психологическое тестирование в спорте
Содержание
Психологическое тестирование в спорте [ править | править код ]
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Ушинский К.Д.
Таблица 1. Информативность критериев соревновательной деятельности в различных видах спорта [3]
Критерии Виды спорта
Упражнения на искусство движений
Примечание: ххх — очень высокая информативность, хх — высокая информативность, х — средняя информативность
«Психологический контроль за психическим состоянием атлетов позволяет обнаружить появляющуюся дезадаптацию задолго до стойкого снижения спортивных результатов.
Изучение структурных компонентов личности хоккеиста [ править | править код ]
Исследование спортивной направленности, тревожности и уровня притязаний [ править | править код ]
Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма [11] [12] [ править | править код ]
Все хоккеисты по своему индивидуальны, а соответственно, и мотивы деятельности у каждого свои. Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма направлена на определение преимущественной мотивации к защите интересов команды и собственному успеху. Суть методики заключается в том, что игрокам предстоит выполнить одно и то же тренировочное задание несколько раз. Вначале всех игроков делят на несколько команд, задача каждого игрока соревноваться за победу для своей группы. При повторном выполнении задания каждый хоккеист уже действует сам за себя. Полученные показатели сравниваются.
Условия эффективной тренировки Б.Дж. Кретти [13] [14] [15] [ править | править код ]
Задача спортсмена — оценить по 10-балльной шкале различные условия, представленные в анкете, которые повышают эффективность его тренировочной деятельности. Данная методика может оказать тренеру помощь в ситуации, когда поддерживать мотивацию игроков на фоне монотонности тренировочного процесса становится всё сложнее.
Опросник Спилбергера [16] [ править | править код ]
Опросник, состоящий из 20 вопросов, позволяет оценить уровень личностной тревожности. Данное состояние часто является помехой для молодых хоккеистов. Выявление тревожности у спортсменов даёт возможность тренеру помочь своим подопечным раскрепоститься и показывать игру такого уровня, на который они действительно способны. Пройти данный тест можно по ссылке: http://psylist.net/praktikum/istre.htm.
Тест Дж. Тейлор [17] [ править | править код ]
Аналогичен по своей сути предыдущему, только насчитывает большее количество вопросов. Пройти тест можно на портале: http://www.lovebody.ru/cp25/ts4/LoveBodv.html.
Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе [18] [ править | править код ]
Данная методика нацелена на исследование уровня трудностей, которые готов преодолеть испытуемый, для достижения целей. Для этого предлагается выполнить ряд заданий, нанесённых на специальные карточки с постепенно возрастающей сложностью. Тест представлен на интернет-сайте: http://psvlist.net/praktikum/37.htm.
Оценка типологических свойств и особенностей темперамента [ править | править код ]
Представленные ниже опросники направлены на оценку силы, подвижности нервных процессов [19] и направленности личности в глубину своих личных переживаний и вовне.
Опросник Г. Айзенка [20] [ править | править код ]
Тест позволяет оценить интроверсию, экстраверсиию и нейротизм. Задача спортсмена — отвечать «да» или «нет» на 57 последовательных вопросов. Тест представлен на: http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyi-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-aizenku-metodika-opredeleniva-temperamenta.
Бланковый тест ЧХТ [21] [ править | править код ]
Данная методика схожа с предыдущей. Однако здесь присутствует большее количество вопросов, выделенных по разделам. По итогам тестирования можно получить оценку типологических особенностей, уровня притязаний, эмоциональной реактивности и невротичности спортсмена. Методика представлена на сайте: http://psvlist.net/praktikum/00461.htm.
Характеристика отдельных сторон личности спортсмена [ править | править код ]
Методика личностного дифференциала [22] [ править | править код ]
Тест направлен на изучение самосознания, определенных свойств личности и межличностных отношений. Задача испытуемых оценить себя по представленной в тесте 21 личностной черте. Методика представлена на: http://azps.rU/tests/2/ttlO.html.
Методика диагностики в ощущениях М. Цукермана [23] [ править | править код ]
Тест позволяет оценивать потребность индивида в различного рода ощущениях. При применении данной методики испытуемому предлагается 16 парных утверждений. Задача выбрать из каждой пары одно, более характерное для испытуемого. Выполнить данный тест можно перейдя по ссылке: http://vsetesti.ru/307/.
Методика диагностики психических качеств Г. Айзенка [24] [ править | править код ]
Задача — оценить 40 различных психических состояний. Тест представлен на сайте: https://zdravo.by/tools/tests/test_aysenka/questions7pageM.
Методика измерения ригидности Д.Я. Райгородского [25] [ править | править код ]
Ригидность понимается как неспособность менять намеченный план действий в условиях, объективно требующих его изменения. Используемый для оценки данной черты личности опросник состоит из 50 утверждений, на которые необходимо отвечать «да» или «нет». Ссылка на тест: http://onlmetestpad.com/ru-ru/TestView/Metodika-izmereniva-rigidnosti-1086/Default.aspx.
Методика стрессоустойчивости Холмса и Роге [26] [ править | править код ]
Докторами Холмсом и Роге в ходе исследований была выявлена зависимость между заболеваниями, травмами и серьёзными изменениями в жизни, которые им предшествовали. Это позволило создать шкалу, где указаны жизненные события, каждому даётся определенное количество баллов. Задача испытуемого подсчитать баллы, соответствующие жизненным событиям, произошедшим в последний год, что укажет на уровень текущего стресса тестируемого. Данная методика представлена на: http://azps.ru/tests/2/ ttl8.html.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ [ править | править код ]
Опросник Р. Кеттела [27] [ править | править код ]
Методика включает в себя 105 вопросов, направленных на оценку спортсмена по следующим шкалам:
Тест MMPI С. Хэтуэя и Дж. Маккинли [28] [ править | править код ]
Данная методика применяется при необходимости выявления психопатических черт характера и иных отклонений. Опросник состоит из 566 утверждений, задача испытуемого проявить своё к ним отношение — «согласен» или «не согласен». Самой сложной частью исследования является их анализ. Однако в сети Интернет имеются онлайн-версии теста, результаты в которых обрабатывается автоматически. Например, http:// www.tests-exam.ru/smil.html?id_test=258. Сокращенную версию из 65 утверждений можно использовать по данной ссылке: http://psvtests.org/mmpi/minismill.html.
Проективные методики [ править | править код ]
В основе проективных методик лежит идея проявления испытуемым при анализе каких-либо событий и ситуаций своего отношения к ним, что проективно отражает его личные черты и даже обычно скрываемые мотивы.
Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга [29] [ править | править код ]
Каждый ответ анализируется по типу и направленности реакции. Из комбинаций 6 категорий возможно получение 9 факторов оценки.
«По направленности выделяются:
По типу реакции подразделяются на:
Анализ характерологических особенностей спортсмена и тренера [ править | править код ]
Ориентировочная анкета В. Смекала и М. Кучера [31] [ править | править код ]
Тест позволяет изучить жизненные идеалы, установки и интересы личности, ради которых она действует. В анкете выделяется три вида направленности индивида: на себя, других людей (общение) и деятельность.
Направленность на себя подразумевает стремление к первенству и престижу, первоочередное удовлетворение своих личных желаний и потребностей в работе, отсутствие в той или иной степени интересов к другим людям и их желаниям.
Лица, направленные на общение с другими людьми, стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами, проявляют заинтересованность в совместной деятельности, в которой, однако, их больше интересует процесс личностного общения, а не работа.
Людей, направленных на дело, обычно влечет процесс познания, овладения новыми навыками, их цель — успешно решить поставленную перед ними задачу.
Плюсом ориентировочной анкеты является то, что она даёт возможность управлять совместимостью хоккеистов на практике. Пройти данный тест можно на: http://psvlist. net/praktikum/48.htm.
Методика изучения успешности профессиональной деятельности Г.В. Лозовой [32] [ править | править код ]
Тест позволяет анализировать мотивацию и удовлетворенность своей работой как игрокам, так и тренерам. Для этого в данном тесте приводятся 22 аспекта деятельности, субъективную важность каждого испытуемому необходимо оценить по 5-балльной шкале, а затем дать 5-балльную оценку реальному положению дел. Чем меньше разница — тем больше удовлетворения человек получает от своей работы.
Психодиагностика в спорте
Психодиагностика [ править | править код ]
Одним из значимых блоков схемы психологического обеспечения спортивной тренировки и соревнований является блок психодиагностики (см. рис. 37), который ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности с последующим решением прикладных задач. Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов. Одним из условий психической диагностики является комплексность изучения человека. Это касается как вопросов оценки структуры личности, так и вопросов оценки уровня развития отдельных психических функций.
Спортивная деятельность в видах единоборств определяется процессом решения оперативных задач и протекает в нестандартных ситуациях, которые трудно прогнозировать. Очевидно, что в такой деятельности будут реализовываться те черты личности спортсмена, которые больше отвечают условиям конфликтно-вариативных ситуаций борьбы с соперником. Отдельные психодинамические свойства индивида могут провоцировать определенные формы реакций на экстремальные условия деятельности. В различных видах спорта создаются условия для развития различных личностных свойств с учетом факторов естественного отбора. Из данных Мерлина (1970) следует, что темперамент — это сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение этих свойств определяет реакции спортсменов на экстремальную ситуацию. И не только компенсация “отрицательных” свойств “положительными” может влиять на ход спортивной деятельности. Темперамент непосредственно влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена. В психологии под термином “темперамент” понимают индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики протекания психических процессов. Эти особенности могут быть весьма консервативными, устойчивыми, во многом определяют складывающиеся у человека способы и приемы деятельности, а в ряде случаев существенно влияют и на конечный ее результат. Многие исследователи указывают, что высокий уровень тревожности и эмоциональности отрицательно сказываются на результате спортсмена, особенно в том случае, если его деятельность протекает на пределе возможностей психики. Спортсмены, отличающиеся этими характеристиками темперамента, как правило, редко приспосабливаются к работе в экстремальных условиях спортивного соревнования, их деятельность не отличается высокой помехоустойчивостью, надежностью. Существенное влияние на эффективность и индивидуальный стиль деятельности спортсмена оказывают такие характеристики темперамента, как ригидность или пластичность (степень легкости, гибкости приспособления человека к внешним воздействиям), а также экстраинтровертированность психических процессов (высокий уровень психической активности).
Исследования темперамента боксеров (Клещев, Худадов, 1983, 1988), в которых изучались характеристики более чем 80 боксеров высокой квалификации (МС, МСМК), позволили авторам выявить следующие особенности:
Исходя из того что особенности психики, относимые к темпераменту, консервативны и в значительной степени являются врожденными, результаты могут использоваться как ориентир для отбора и прогнозирования успешной деятельности.
В ходе дальнейшей оценки полученных данных авторами было обнаружено, что отдельные спортсмены, отличающиеся неблагоприятными особенностями темперамента — ригидностью, интровертированностью или эмоциональностью, показывали очень высокие результаты. Это свидетельствует о том, что влияние темперамента на эффективную деятельность ограничено и действует лишь в период высокого накала соревновательной борьбы. Влияние темперамента на деятельность можно регулировать с помощью методов тренировки, средствами ведения боевых действий, что позволит поднять его на более высокий уровень мастерства. Такие свойства, как превосходство над основным соперником в технике и тактике, уверенность в наличии эффективных средств противодействия любым его “трюкам”, уверенность в правильном построении тренировочного процесса и другое, снижают напряженность психики спортсмена. В известном смысле можно сказать, что мастерство есть и средство и, одновременно, результат нейтрализации влияния отрицательных особенностей психики. И именно уровень мастерства есть их принципиальный компенсатор (Клещев, Худадов, 1986).
Поиск наиболее эффективных приемов и способов подготовки к соревнованиям возможен лишь в случае положительного отношения к деятельности и наличии соответствующих мотивов — одна из важнейших задач подготовки высококлассного спортсмена.
При сознательном и творческом отношении к своей деятельности на базе накопленного в боксе опыта и проверки средств техники и тактики боксер формирует индивидуальный стиль деятельности. Сознательный или несознательный выбор средств техники и тактики, позволяющих максимально компенсировать недостатки психической организации и наиболее рационально использовать сильные стороны, представляет собой механизм, согласно которому формируется индивидуальный стиль деятельности. Он и определяется как обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению своей деятельности (Климов, 1969).
Интересное исследование было проведено В. Н. Клещевым и Н. А. Худадовым (1986) на материале данных о сильнейших боксерах мира (чемпионы Игр Олимпиад, Европы, мира, СССР). Было выявлено (табл. 9), что особенности тактического стиля деятельности формируются по определенным направлениям в зависимости от свойств темперамента. По данным автора, для представителей атакующей манеры ведения боя характерны ригидность и устойчивость психических процессов. В противоположность им, спортсмены контратакующего стиля менее ригидны и более чувствительны, чаще реализуют тактику искусственного обыгрывания соперника.
Таблица 9 Уровень достижений боксеров атакующей и контратакующей манеры ведения боя в 1977—1981 гг. (Клещев, Худадов, 1986)
Назначение и применение психодиагностических методик в спорте
Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека, как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий – оператора, Диспетчера, летчика и т.д. С этой точки зрения и учитель физической культуры, и тренер детско-юношеской спортивной школы, и другие практические работники в области физической культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны сочетать профессиональные интересы и потребность общества и помогать своим питомцам определить перспективную область применения сил, в которой наиболее полно могут раскрыться их способности.
В спорте различают три основных направления применения психодиагностических методик.
Проблема отбора, как отмечают ведущие советские специалисты (В.М. Зациорский, Н.Ж. Булгакова, В.П. Филин, М.Я. Набатникова и др.), связана с решением четырех задач:
Педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением вышеназванных задач.
На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортограммы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые предполагают успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей по видам спорта на первом этапе нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта. И в этом педагогу несомненную помощь окажут предлагаемые в данном пособии методики психодиагностики.
На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по своим психологическим показателям – быстроте и точности сенсорных реакций, подвижности нервной системы, оперативному мышлению, распределению внимания и т.п. – подходит для занятий спортивными играми или спортивными единоборствами.
На втором же этапе мы должны отобрать данного мальчика уже конкретно для определенного вида спортивных игр (футбола, баскетбола, хоккея, волейбола, тенниса и др.) или спортивных единоборств (бокса, борьбы, фехтования). Это, так сказать, первичная психологическая селекция. А вторичная заключается в отборе перспективных молодых спортсменов в команды высшей лиги.
Эта проблема более сложная, так как, помимо чисто специфических психологических способностей спортсмена к занятиям тем или иным видом спорта, надо определить и уровень развития его волевых, эмоциональных, интеллектуальных и сенсорных качеств, определить его личностные социально-личностные особенности. То есть, на данном этапе решается, по существу, и задача прогнозирования успешности выступления спортсмена в том или ином виде спорта.
На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуальных прогнозных модельных психологических характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в экстремальных условиях соревнований.
Третий этап является одним из основных, особенно при отборе спортсменов в олимпийские команды СССР, в сборные команды ведомств и обществ для участия в первенствах Советского Союза, международных соревнованиях. Эффективность третьего этапа отбора является показателем психологической подготовленности, эрудиции и интуиции тренера-педагога, который на основе умелого подбора методик психодиагностики, внимательного изучения личности спортсменов в различных условиях жизни и спортивной деятельности, смог отобрать из многих претендентов в команду наиболее надежных.
Опыт наиболее опытных тренеров-педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах. То есть цикл замыкается: отбор на третьем этапе позволяет обосновать отбор на втором и первом этапах. И наоборот, чем выше эффективность первого этапа, тем выше эффективность второго и третьего этапов психологического отбора.
Мы кратко рассмотрели разновидности, задачи и этапы отбора. Но вопрос заключается в том, какие методики психодиагностики следует рекомендовать на том или ином этапе отбора для решения той или иной задачи. Исходя из исследований советских психологов, по-видимому, следует рекомендовать методики для определения личностных и социально-личностных особенностей юных спортсменов на втором и третьем этапах отбора для решения задач спортивной селекции и комплектования команды. Надо также учесть, что личностные и социально-личностные особенности спортсмена – наиболее консервативные качества и они менее всего подвержены быстрым временным флуктуациям.
Психологические качества – волевые, интеллектуальные, эмоциональные и сенсорные – более подвижные элементы психологии спортсмена. Поэтому психодиагностика данных качеств может осуществляться в более короткие сроки для решения задач всех трех этапов отбора. Главное, чтобы методики были стандартизированы и унифицированы применительно к тому или иному виду спорта, проводились в стандартных условиях. Только динамика исследований может дать положительные знания о психологии спортсмена и прогнозировать его поведение в экстремальных условиях соревнований.
Психические состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.
Методики психодиагностики психического состояния, описанные в пособии, помогут педагогу четко отдифференцировать спортсменов по степени их напряженности, возбуждаемости или заторможенности, определить боевую готовность, стартовую апатию или «предстартовую лихорадку» и подобные им состояния спортсменов. Эта проблема подробно рассмотрена в трудах А.Ц. Пуни.
Важно знать, что ни одна самая лучшая методика не сможет дать всестороннюю психологическую характеристику личности спортсмена. Она вскрывает лишь малую часть, какую-то грань его психологических способностей, черт его личности, качеств, состояния. Поэтому только системный, комплексный подход к изучению личности спортсмена сможет привести педагога к объективной характеристике психологии спортсмена. Педагог должен научиться применять все методики, описанные в пособии, умело и грамотно их интерпретировать с постоянной мыслью о том, что личность спортсмена, в особенности юного, – это настолько сложное явление, что ошибки в ее оценке недопустимы.
Он должен помнить также о том, что никакие качества, никакие способности не остаются неизменными. Они все время изменяются. Приведем известные слова Гёте о том, что природа без конца создает новые формы и то, что существует теперь, никогда не существовало раньше, а то, что было, никогда не вернется. Эти слова педагогу важно помнить всегда: только под влиянием педагога, глубоко вооруженного психологическими знаниями, проблема психологического отбора в спорте может быть решена успешно. И предлагаемые методики психодиагностики в спорте окажут педагогу в этом самую непосредственную помощь.
Психодиагностические материалы могут оказать большую помощь педагогу в его учебной и воспитательной работе, организации тренировочных занятий и обеспечении индивидуального подхода в воспитании.
В процессе обучения информация о развитии у наблюдаемого спортсмена памяти, мышления, внимания позволит определить оптимальные пути его умственного развития, обеспечить лучшее усвоение учебного материала. В спортивной тренировке знание индивидуальных особенностей спортсмена – это путь предупреждения перетренированности, путь для достижения высоких результатов.
Наличие сведений о типологических чертах обучаемого помогает выбрать для него индивидуальный стиль деятельности. С другой стороны, учет, например, относительной слабости основных нервных процессов у воспитуемого дает основание воспитателю оптимизировать свои воздействия, не злоупотреблять жесткими мерами, так как это может лишь ухудшить дело и вызвать состояние общей заторможенности на основе охранительного торможения.
Психодиагностическая информация может явиться также средством обратной связи, характеризующим эффект воспитания и обучения, позволяющим внести своевременные коррективы.
Б.Г. Ананьев (1968), оценивая основные факторы интеллектуального развития (мнемический, логический и др.), показал, что интеллект растет во взаимосвязи его функциональных компонентов. Было выявлено, что изменения в межфункциональной структуре интеллекта влияют на изменения в каждой из его функций. Это богатейший материал для педагогической психологии, для оптимизации учебного процесса.
Роль таких сведений особенно видна при сопоставлении их, например, с ошибочным утверждением Г. Айзенка (1972) о том, что фундаментальным базисом интеллектуальных различий является прежде всего характеристика скорости умственных процессов. Значит, вопрос в том, как оценить результаты тестовых испытаний, какую психодиагностическую информацию из них извлечь.
С помощью психодиагностики получены данные о том, что развитие умений в восприятии пространственных признаков коррелирует с успехами в начертательной геометрии (И.С. Якиманская). Эти материалы могут иметь применение в учебном процессе. Опираясь на психодиагностическую информацию и умело анализируя ее результаты, Я.А. Пономарев (1967), А.М. Матюшкин (1972) показали, что в интеллекте необходимо изучать процесс организации достижения цели: планирование, прогнозирование, контроль, коррекции и пр., что предопределяет дальнейшие пути оптимизации педагогической оценки.
В профориентации, в профотборе, в учебно-воспитательном процессе могут применяться одни и те же психодиагностические методики. Все зависит от цели их применения. Простейшая их классификация может выглядеть следующим образом (табл. 1).
Таблица I
Психодиагностические методики
| Направленность, сфера исследования | Форма применения | Способы применения |
| Направленность, интересы | Наблюдение | Аналитические тесты |
| Личностные методики | Беседа | Синтетические тесты |
| Социометрия | Опросники и анкеты | Комплексные методики (моделирующие целостные компоненты профессиональной деятельности) |
| Психические процессы | Социометрические методики | Пролонгированные методики психодиагностики (многократное тестирование после воздействия различных факторов, обучения, адаптации) |
| Творческие способности | Бланковые тесты | |
| Общая осведомленность, профессиональные знания, умения | Аппаратурные тесты | |
| Психофизиологическая сфера, типологические особенности | Обследование на тренажерных устройствах | |
| Координация и точность движений, соразмерность усилий, психомоторика | Специальные контрольные физические упражнения | |
| Глазомер, пространственные признаки | Комплексные методики (включающие в себя также физические, биохимические и другие измерения) | |
| Эмоционально-волевая сфера, эмоциональная устойчивость | ||
| Психические состояния |
По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний:
По форме применения:
По способам применения:
В данном сборнике представлено более 100 методик психодиагностики в спорте (не считая вариантов одной и той же методики). Эти методики направлены на изучение трех основных объектов психодиагностики: личности спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия, без которого спорт, где главным содержательным элементом является соревнование, быть не может.
В свою очередь, личность спортсмена диагносцируется по трем главным аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям (учебная) как деятельность по повышению спортивного мастерства (тренировочная) и как соревновательная, являющаяся квинтэссенцией всех видов спортивной деятельности. Взаимодействие изучается прежде всего в межличностном плане. Имеющиеся методики направлены на изучение межличностных взаимодействий спортсмена и его тренера, членов одного спортивного коллектива, а также рассматривается противоборство соперников в условиях соревнований.
Требования к психодиагностическим методикам
Подводя итоги по вопросу отбора, суммируем и перечислим ряд требований к методам и тестам, применяемым для оценки профессиональных качеств.