для чего нужна распевка
Распевка
Распевание
Распевание перед пением имеет три основные функции.
Основные правила распевания
Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?
Распевки для детей
Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.
Распевка для начинающих
В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.
Распевка для вокалистов
Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.
Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.
1)
2)
3)
Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.
4)
Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся «А». Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: «Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!»
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.
5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.
6)
Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.
7)
8)
Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.
9)
Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно «падала» вниз, на верхних нотах это особенно важно.
10)
Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.
11)
Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.
12)
13)
Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.
14)
Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.
15)
Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.
16)
17)
18)
Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.
19)
20)
Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на «А» или на «О». Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).
21)
По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.
22)
23)
24)
25)
Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.
Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, «классические» вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.
На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные «а» или «о». Можно использоваться какой-нибудь текст вроде «Розы в саду», «Я пою, хорошо пою», если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и «вокальны» сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с «м»: «ма», «ми». И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.
Важность распевки. Как распеваются звезды

Вокальная распевка — это работа, направленная на развитие навыков пения. Для вокалистов распевка способствует повышению уровня владения техникой вокала. Она является своего рода тренировкой для голосовых связок перед основным выступлением, также, как и в любом виде спорта нужна разминка, разогрев тела перед соревнованием. Существует множество причин для использования вокальной распевки певцу.
1. Автоматизация вокальных техник
Исполнителю зачастую сложно справиться с технической стороной исполнения песни. Распевка позволяет раскрыть и наработать необходимые детали. Отрабатывать навыки можно где угодно, для этого необязательно отрывать от своего личного времени огромный кусок. Дженифер Лопес — звезда западной эстрады, актриса и певица, любит распеваться перед своими детьми и родственниками во время проведения домашнего досуга или за праздничным столом. Джастин Бибер, популярный певец среди американской молодёжи, поёт даже в ванной, во время катания на скейте, игре в гольф.
2. Хорошее упражнение для речевого аппарата.
Для длительной вокальной работы необходимо привести голосовые связки и речевой аппарат в рабочее состояние. Распевка в этом случае является отличной подготовкой к этому.
3. Повышение тонуса и активности всего организма
При пении задействован не только голос, но и другие мышцы тела. Распевание активизирует организм и повышает творческую активность.
4. Соединение звука, слова, тела и эмоции
Искусство вокала отличается от других видов музыкальных искусств наличием синтеза речевой и музыкальной речи. Распевка помогает соединить все грани творческой личности в единое целое, стать думающим вокалистом с душой.
Не стоит пренебрегать распевками. Посмотрите видео где известные на весь мир певицы занимаются с преподавателями, работают над собой и ежедневно совершенствуются. Поэтому они и популярны. Всем известна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Не верти никому, кто обещают магические упражнения, способные за 5 дней научить красиво петь.
Красивый голос – это труд, ежедневные тренировки, прослушивание качественной музыки, желание, терпение и непоколебимая вера в себя – вот истинный секрет успеха!
О пользе использования распевок
«С чего начинается песня?»
Пению должна обязательно предшествовать распевка независимо от того, имеем ли мы дело с новой песней или повторяем старую. Распевание провожу в старших группах детского сада. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса.
В старшей группе распевание провожу в пределах терции, а к концу учебного года довожу диапазон до кварты. В подготовительной к школе группе распевание тоже начинаю с терции, а к концу года заканчиваю квинтой.
Чтобы правильно подобрать вокальное упражнение нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения.
У многих дошкольников язык малоподвижен, что мешает хорошей дикции и легкости звука. Поэтому так важно заниматься и слоговым пением. Очень полезно пропевать упражнение на слоги ми, ма, мэ, мо, му или лю, лё, ли, ля. Работая над артикуляцией гласных нужно показать детям положение губ, языка, нижней челюсти. Во время пения гласной рот нужно открывать шире и добиваться хорошего произношения.
Очень важно умело исправлять ошибки детей, всякий раз подчеркивать успех, даже самый малый.
Таким образом, вокально-певческие упражнения дадут значительно больше эффекта, чем стандартная работа по разучиванию песен, заключающаяся в запоминании мелодии и текста.
Статья «С чего начинается песня?» (распевание и вокальные упражнения в детском саду)
Валентина Подгорбунских
Статья «С чего начинается песня?» (распевание и вокальные упражнения в детском саду)
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распеваниенельзя смотреть лишь как на разминку голосовых складок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.
Распевание необходимо, особенно в младшем возрасте, когда закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.
Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит перед педагогами и детьми различные цели и задачи.
Например, песня «Как под горкой, под горой» служит для выработки кантиленного звука. Небольшой диапазон, напевность и плавность голосоведения делают эту песню незаменимой для распевания.
При распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Кроме медленного, петь в умеренном – скором и быстром темпах. Изменение темпа ведет за собой изменение длительностей и ритма. Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи.
Вместе с тем никогда не следует забывать о медленном темпе. Если дети будут петь лишь восьмые и шестнадцатые ноты, они никогда не научатся петь. Именно четвертные, половинные и целые длительности нот закладывают фундамент вокально-певческих навыков. Только медленный темп может научить детей протяжному, напевно-кантиленному исполнению.
Изменение темпа ведет за собой также изменение характера звуковедения. В медленном темпе лучше всего использовать легато, а в быстром – стаккато. Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения, не дает детям быстро утомляться, к тому же в таком случае дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.
Для распевания на одном звуке лучше всего использовать попевку «Андрей-воробей». Из-за шутливого характера текста эту песенку любят дети всех возрастных групп. Для распевания достаточно ограничиться всего лишь первым музыкальным предложением.
Эта песенка помогает детям удерживать высотное положение звука. Упражнение на одном звуке дошкольники нередко поют фальшиво. Как помочь им добиться правильного интонирования?
Говоря о вокальных упражнениях, невольно хочется сравнить их с физическими упражнениями типа разминок. Известно, что волейболисты, упражняясь с одним и тем же мячом, проделывают свыше десяти манипуляций (удары по мячу снизу, сверху, сбоку с различной силой и быстротой). Точно так же происходит и с вокальными упражнениями. Только здесь совсем другие манипуляции.
Многократный повтор упражнения немыслим без варьирования, без постановки новых задач. Дети привыкают к методическим приемам, которые часто используются педагогом на музыкальных занятиях. Вполне понятно, что если они будут распевать попевку только в одном темпе, к которому привыкают, то в быстром темпе уже не споют как положено. Но если дети регулярно распеваются в разных темпах, то естественно, дети без труда споют в любом темпе. Однообразный темп распевок противоречит основам современного хороведения.
Творческая работа музыкальных руководителей заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда и исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.

Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду» Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Музыкальные.

Статья «Хороводные игры в детском саду» Хоровод – Это самый древний вид танца, который объединяет и собирает большое число участников. В различных областях России хороводы имели.
Статья на тему «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Организация театрализованной деятельности в детском саду. Музыкальное воспитание в детском саду включает в себя разные виды деятельности.
Статья «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Здоровье ребенка – вот самое главное, что необходимо.
Статья на тему: Зона комфорта у детей в детском саду. Зона комфорта у детей в детском саду. Что самое главное для родителей отправляющих своих деток в детский сад? Большинство ответит психологический.

Статья по теме: Адаптация в детском саду Детский сад наш самый лучший! Каждый в нем найдет игрушку. Каждый хочет вновь прийти, Друга лучшего найти! С приходом в детский сад у ребенка.
Статья «Значение утренней гимнастики в детском саду» «Значение утренней гимнастики в детском саду» Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры,.
Как правильно распеваться. Уроки для начинающего вокалиста
Рудакова Юлия
Как правильно распеваться. Уроки для начинающего вокалиста
Как правильно распеваться
Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность. Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить моя рекомендательная статья, в ходе которой я предлагаю шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняю некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки предназначены для начинающих вокалистов.
ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО ДЛЯ ЛЮБОЙ РАСПЕВКИ?
Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для пения выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела, а потом вниз по хроматическому звукоряду. Грубо говоря,упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз. Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху,среди которых: правильное дыхание; соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении; определённая направленность звукового потока; чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.
РЕКОМЕНДАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.
РАСПЕВКА ПЕРВАЯ: ПОЁМ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ
В первом упражнении советую распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы. Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону. Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му». Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.)
РАСПЕВКА ВТОРАЯ: ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ (дети называют его «бурчалка»)
Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса. Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.
РАСПЕВКА ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЁРТАЯ: ГЛИССАНДО
Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение, то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию. Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, на звук «хмммм» лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.
РАСПЕВКА ПЯТАЯ: ВЬЕНИ, ВЬИНИ, ВЬЯНИ
Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»,но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни». Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато. Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.
РАСПЕВКА ШЕСТАЯ – СТАКАТТО
Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх. Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация может обогатить практические занятия и помочь достичь хороших результатов.
Консультация для родителей «Как правильно подготовить ребёнка к школе?» Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это.
Консультация «Как правильно подобрать теплую одежду для ребенка» Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на эту статью! В век новых технологий и появления новых видов тканей наш выбор падает.
Консультация для родителей «Как правильно играть с матрешкой» В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрёшки продаются иностранцам как своеобразный.
Консультация для родителей «Как правильно читать детям» 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на.
Памятка для родителей «Как правильно жалеть ребенка» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА» Все дети разные, но всем одинаково необходимо знать, что их любят. И сочувствие, сопереживание,.
Памятка для взрослых «Как правильно наряжать елку» Мода на декоративные решения, цветовые сочетания и игрушки приходит и уходит, но некоторые принципы остаются неизменными. 1. ПРОВЕДИТЕ.
Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертной деятельности. Сценическое волнение и методы его преодоления ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩЕГО ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА К КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сценическое волнение и методы его преодоления Методический.
Консультация для начинающего учителя-логопеда ОПОРНЫЕ ЗВУКИ ДЛЯ БАЗОВЫХ С – И даёт положение языка; Ф вырабатывает воздушную струю. Ш – Т положение кончика языка у бугорков; Ф, С.
Советы для родителей «Как правильно закалять детей» Закаливание — важная составляющая здорового образа жизни человека в любом возрасте. Это единственный и самый эффективный способ тренировки.






