для чего нужна реставрация картин
Как реставрируют картины?
И полотна известных художников, и творения неизвестных мастеров обладают отрицательными свойствами: они теряют привлекательный внешний вид и со временем становятся ветхими. Краски блекнут и лишаются свежести, а сама основа картины меняет форму. Такие недостатки искажают внешний вид полотна, а иногда приводят к утрате шедевра. Поэтому реставрация произведений живописи важна для владельцев полотен. Причем процедура реставрации — это огромный риск. Опытный мастер способен вернуть прекрасный внешний вид, но тоже не застрахован от ошибки, которая приведет к утрате произведения искусства.
Виды проводимых реставрационных работ
Реставрации подвергаются все составляющие картины:
Профессиональные реставраторы делят восстановление художественных полотен на несколько видов:
Дефекты произведений живописи, которые исправляют специалисты:
Реставрация картин — процесс долгий и иногда достигает нескольких лет. Поэтому мастера в обязательном порядке документируют все этапы работы над картиной начиная с первого дня.
Чистка
С течением времени любое произведение искусства покрывается пылью, жирными пятнами, копотью. Такие наслоения портят внешний облик полотна. Для удаления подобных проблем и существует чистка. Этот процесс очень ответственен и сложен. Ведь авторы использовали различные приемы, чтобы завершить свое произведение и выделить отдельные его части. Промывка и расчистка живописных редкостей происходит в результате растворения и удаления многовековых наслоений. Но растворители могут повредить и красочный слой. Реставратор должен знать технику автора картины и уметь подобрать правильный состав для удаления загрязняющего слоя.
Устранение других дефектов
Мастера убирают и другие виды повреждений произведений искусства.
Искажения на картине. Они возникают, если не соблюдается режим хранения произведения живописи. Ведь важно, чтобы художественное полотно находилось в помещении со стабильными показателями температуры и влажности. Деформация холста проявляется в виде:
Такие дефекты могут исправиться сами собой, если произведение живописи будет находиться в комфортных для него условиях. Но если через какой-то период проблема не исчезает, то сотрудники музея или хозяева частной экспозиции обращаются к профессионалу.
Перетяжка полотна. Хоть и кажется, что это несложное занятие, но все-таки для выполнения лучше нанять профессионала. Неаккуратная перетяжка может привести к провисанию холста. А если при самостоятельном натягивании резко дергать, то ссохшаяся краска может отслоиться, что исказит рисунок.
Выцветание всей картины или некоторых ее частей. Это происходит из-за большого количества естественного света, воздействующего на полотно. В основном реставрации из-за данной проблемы подвергаются картины частных коллекций, а не всемирно известные произведения.
Лакирование
В самом конце реставрации мастер наносит на художественное произведение лаковый слой. Лакирование позволяет улучшить внешний облик картины, защитить ее от потери яркости и отслоения красочного слоя. А также с лакированной поверхности легче удалять загрязнения. Стоит знать, что новые полотна не лакируют в первый год после создания. К тому же обновление лакового слоя проводят при потемнении старого, то есть такие работы повторяют раз в 30–50 лет.
Реставрационные работы — сложный и трудоемкий процесс, требующий знаний и навыков. Это вмешательство в подлинность произведения искусства. Перед специалистом стоит нешуточная проблема, заключающаяся в восстановлении внешнего вида картины. Выполнить это надо так, чтобы эстетический облик полотна после реставрации был такой же, как до нее или даже еще привлекательнее. Все первоначальные замыслы автора остаются неизменными.
Реставрация — мера, на которую решаются далеко не все. На нее соглашаются только тогда, когда есть вероятность утраты художественной ценности, ухудшения общей привлекательности, полного или частичного разрушения произведения искусства.
Правила и тонкости процесса реставрации картин
Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.
Процесс реставрации картины
Чистка
Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:
Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:
1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.
Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.
Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.
2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.
3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.
4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.
Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!
Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.
Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.
Картина до и после реставрации
Устранение других дефектов
Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:
Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.
Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.
Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!
Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:
Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.
Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:
Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.
Лакирование
Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:
Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.
Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.
Как выполнять лакирование:
Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.
Как работает реставратор
Совместно c Центром имени Грабаря и Межобластным научно‑реставрационным управлением рассказываем, как происходит реставрация и как восстановить то, что, казалось бы, восстановить невозможно
Зачем нужна реставрация
Главная задача современной научной реставрации — приостановить разрушения, изучить и сохранить памятник, максимально продлить его жизнь и обеспечить возможность дальнейших исследований, искусствоведческих и исторических. Эти принципы были заложены еще в XIX веке, когда возникла идея о необходимости сохранения и изучения древности. Началом этого процесса можно считать поступок скульптора Кановы, который отказался восполнять утраченные фрагменты скульптуры Парфенона.
Бывшая сначала частью археологии, реставрация постепенно выделилась в отдельную отрасль. Еще в XIX веке четкого разделения между реставрацией, поновлением, ремонтом и восстановлением не было. Сейчас поновление и ремонт неприемлемы в работе с памятниками, хотя коммерческая реставрация часто использует именно эти способы, чтобы улучшить вид памятника перед перепродажей или экспонированием в частной коллекции. Разницу между реставрацией и восстановлением хорошо иллюстрирует храм Христа Спасителя: хотя взорванный храм и восстанавливали с учетом прежних форм, на самом деле он выстроен заново.
Почему реставратор почти как врач

Реставраторы — как врачи. Они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди. Памятник — это хрупкий организм с многовековыми историческими наслоениями, поэтому прежде, чем вмешиваться в его структуру, нужно убедиться в необходимости такого вмешательства. Для начала нужно поставить правильный диагноз, то есть понять причины разрушений. Поэтому так важно провести обследование и составить «историю болезни» — описать нынешнее состояние памятника, сделать лабораторные и архивные исследования. По результатам исследований проводится своего рода консилиум врачей — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. Только когда программа работ утверждена советом, можно приступать к реставрации.
Точнее определить состояние памятника позволяют физико-химические исследования. Рентгенограмма показывает внутреннее строение произведения, пустоты, трещины, скобы; съемка в ультрафиолетовых лучах нужна для оценки состояния поверхности — на ней видны записи, тонировки, лаки; съемка в инфракрасных лучах позволяет увидеть различные слои живописи и подготовительного рисунка.
Зачем реставратору дневник
Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ. Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно зафиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм.
Если вы видите на иконе или картине небольшие квадратики, отличающиеся по фактуре и цвету от авторской живописи, не думайте, что реставраторы забыли расчистить кусочек: это контрольный участок, или так называемая контролька. На нем оставляют по полоске каждого позднего слоя, чтобы сохранить свидетельства разных стадий существования произведения. Иногда по окончании работ контрольки удаляют — ведь их можно просто сфотографировать.
Реставрация 2.0. Кто и как сегодня сохраняет шедевры мировой живописи
От полного уничтожения ценные полотна и экспонаты ежедневно спасают сотни реставраторов, химиков и физиков. Что последние делают в музеях, при чём здесь оптика и как в реставрации шедевров может помочь виртуальная реальность, выяснял Лайф.
Фото: © РИА Новости/Игорь Руссак

«>Музеи: руками не трогать и желательно не дышать
— Лучше, конечно, вообще всё всегда держать закрытым. Ведь все мы и есть своего рода «печки» с температурой 36,6 градуса. К тому же мы постоянно выдыхаем влагу, которая нарушает привычные условия содержания картин, — шутит Остин Невин, химик и реставратор, научный сотрудник Национального исследовательского совета Института фотоники и нанотехнологий Италии. Накануне он приехал с лекцией в Петербург в рамках проекта Art & Science: наука, искусство, музей.
Впрочем, «работа» непростого петербургского климата и агрессивной среды действительно даёт о себе знать спустя годы — например, в виде полопавшейся краски. Но уже сегодня реставраторы научились в той или иной степени предвидеть процесс разрушения, буквально заглянув внутрь картины.
— Чтобы заранее понять, как на картину влияют перепады температуры, влажность, яркий свет, мы используем метод, называемый голографической интерферометрией. В этом случае мы работаем с голограммой, снятой с одного и того же объекта в разное время при разных состояниях окружающей среды. То, что мы в итоге видим на снимке, — это разные контуры, каждый из которых соответствует каждому конкретному состоянию. Мы можем их посчитать и измерить разницу в этих состояниях — то есть понять, насколько изменение среды соответствует изменению в материале, — объясняет Остин Невин.
Что за «сэндвич» и как он распознаёт подделку?
Ещё одна причина, почему физики уже давно прописались в реставрационных мастерских, — необходимость более точного и современного определения подлинности картин.
— Лучший способ понять, является ли картина подделкой, это посмотреть на её срез под микроскопом и увидеть слои живописи, — уверен научный сотрудник Национального исследовательского совета Института фотоники и нанотехнологий Италии. — Это своего рода сэндвич из грунта и разных слоёв краски, которые поэтапно наносил художник.
Неудивительно, что под внешними слоями и привычными нам изображениями нередко находят более ранние варианты, впоследствии закрашенные авторами. Никакой особой сенсации в этом нет, говорят учёные, ведь создание картины — процесс творческий.
Например, ещё в 60-х годах прошлого века специалисты нашли внутри знаменитой «Данаи» Рембрандта другой образ и выяснили, что в процессе создания картины художник изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, освещение тела. Рембрандт переписал картину после смерти жены, придав Данае черты своей новой возлюбленной. Тогда же традиционно падающий золотой дождь (капельки охры) был заменён золотистым светом, а взгляд и жест правой руки, сначала устремлённые вверх, теперь были направлены вбок, в сторону источника света.
Постепенно оптика уступает место химии, и при анализе кусочков пигментов становится понятно, какой краской, например, писали только во времена флорентийской школы, какой пигмент, используемый величайшими художниками прошлого, до сих пор используют при производстве помады, а какую краску нанесли гораздо позже нерадивые реставраторы или охотники выдать подделку за подлинник.
— Зная периоды использования различных красок и определив каждую из них на картине, можно сделать вывод о времени создания последней, — рассказывает младший научный сотрудник отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа и победитель серии выступлений молодых учёных Science Slam в 2015 году Денис Прокуратов.
В среднем в течение года консервацию и реставрацию в музее проходит порядка четырёх тысяч экспонатов. В составе соответствующего отдела находятся 14 лабораторий разной специализации — от реставрации часов и музыкальных механизмов до восстановления станковой живописи. Через руки физиков Эрмитажа ежегодно проходит порядка 400 предметов, особое внимание специалисты уделяют тем экспонатам, которые намереваются продать в музей. Известен случай, когда за один из таких «шедевров» пытались выручить сумму с шестью нулями. К счастью, эксперты вовремя установили, что экспонат подлинником не является.

«>Поможет ли виртуальная реальность?
Остин Невин уверен, что помимо оптических методов и химического анализа больше о мировых шедеврах расскажут и ставшие привычными для компьютерной индустрии технологии виртуальной реальности. Причём их результат, в отличие от сугубо специализированных научных методов, сможет прочувствовать на себе практически любой житель планеты.
— Я считаю, что технологии виртуальной реальности могут помочь воссоздать не только сам шедевр, но и то впечатление, которое он производил на зрителя, ту среду, в которой он был создан. Яркий пример — Сикстинская капелла. То, что сейчас вокруг неё, мало отражает первоначальную суть произведения. Но благодаря VR мы могли бы увидеть её такой, какой она создавалась изначально, — говорит учёный.
К слову, ещё год назад в Сент-Петерсбурге (штат Флорида, США) музей Сальвадора Дали предложил своим посетителям в буквальном смысле окунуться внутрь знаменитого полотна «Археологический отголосок «Анжелюса» Милле», принадлежащего кисти великого испанского художника.
К созданию VR-версии, которая, к счастью, неподвластна чересчур яркому свету, изменяющейся влажности и температуре, приложили руку художники студии Disney. Специалисты кропотливо исследовали полотно и воссоздали его 3D-версию в мельчайших подробностях. А дизайнер из России Андрей Плаксин пару лет назад представил в виртуальной реальности гробницу египетской царицы Нефертари. Этот памятник и вовсе закрыт для туристов, его небольшую копию можно увидеть лишь на стенде в Турине.
Разумеется, панорамы, виртуальные туры и шлем не заменят в полной мере подлинник Леонардо или Рафаэля. Однако отчасти помочь продлить жизнь хрупким шедеврам всё же смогут, верят учёные.
Это реставраторы Русского музея, которые восстанавливают древнерусские иконы, картины Малевича и рисунки на бумаге. Они рассказывают о своей работе и любимых произведениях
Как восстанавливают иконы под микроскопом, для чего в институте реставрации нужны животные и почему реставратор не должен быть «соавтором» художника?
В этом году 25 апреля отмечается 125-летие Русского музея. «Бумага» поговорила с тремя реставраторами, которые работают там много лет. Они участвовали в подготовке юбилейной выставки и рассказали, почему выбрали эту профессию, как попали в Русский музей и реставрацией каких произведений гордятся.
Банк ВТБ стал членом Международного общества «Друзья Русского музея» в 2002 году и с тех пор поддерживает ключевые проекты музея. В партнерстве с банком состоялись выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году ВТБ стал партнером юбилейной выставки «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное (1895 – 2019)».
Юбилейная экспозиция должна была открыться 23 апреля. Впервые во всех дворцах, которые сейчас принадлежат музею, планировалась выставка произведений, подаренных ему с момента его основания и до конца ХХ века. Экспозиция объединила памятники разных эпох и дарителей, среди которых императорская семья, меценаты, художники и коллекционеры. Юбилейную выставку посетители Русского музея смогут увидеть после снятия всех ограничений, связанных с пандемией.



