для чего нужна ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности
«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… занятия ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели» (Жак Далькроз).
Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались такие учёные как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Дошкольный и младший школьный возраст – жизненно важные периоды в развитии ребёнка. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.
Установлено, что различные физические упражнения оказывают воздействие не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование органов ребёнка и его психические процессы.
Вот почему так тесно связаны между собой показатели физического и психического развития, функционального состояния, эмоциональные, социальные и культурные факторы поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В движении происходит познание ребёнка окружающего мира, приобретается опыт практической деятельности, закладываются основы нормальной жизнеде Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи, Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.К частным можно отнести следующие задачи:
— повышать эмоциональный настрой детей;
— воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
— формировать двигательную культуру;
— способствовать формированию правильной осанки;
— повышать физическую работоспособность;
— развивать основные физические качества;
— совершенствовать чувство ритма, музыкальность.
Решение этих задач всецело на воспитание гармонично развитой личности.
деятельности организма во взрослом состоянии.
Процесс освоения двигательных действий в физической культуре младших школьников позволяет одновременно решать задачи обучения, воспитания и развития детей.
Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма.
Внедрение инновационных технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность детей обеспечивает не только необходимые условия для их полноценного естественного развития, но и способствует воспитанию у них осознанной потребности в здоровые, практическому освоению навыков укрепления и формирования здоровья.
Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Занятия ритмической гимнастикой вносят новизну и разнообразие в двигательную деятельность человека на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Комплексы ритмической гимнастики оказывают благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуются для людей большого возрастного диапазона, в том числе для младших школьников.
Ритмическая гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, для поднятия эмоционального тонуса детей. Удачное сочетание физических упражнений с музыкально – ритмическими, мелодиями приобретает физкультурно – оздоровительную направленность, оказывает значительное влияние на развитие двигательных способностей младших школьников. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, стимулирует работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляет костно-мышечный аппарат, формирует правильную осанку.
Ритмическая гимнастика занимает особое место в ряде средств, связанных с оздоровлением, профилактикой отклонений в состояния здоровья. Она является активным стимулятором деятельности сердечно – сосудистой системы и приближается в этом качестве к таким физическим упражнениям, как бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание. В отличие от однообразных упражнений, занятие ритмической гимнастикой вызывают большой эмоциональный подъем, сопровождающийся нервно – эндокринными сдвигами, которые способствуют повышению функциональных возможностей организма. При этом занятия сопровождаются последовательным включением в работу всех мышц тела. Комплексное воздействие на опорно – двигательный аппарат, нервную систему, обмен веществ и эмоциональную сферу делает ритмическую гимнастику особенно привлекательной для применения с целью оздоровления.
Занятия ритмической гимнастикой способствуют быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливают организм к предстоящей активной деятельности. Ритмическая гимнастика способствует всестороннему развитию форм и функций организма ребенка, укреплению здоровья, формированию важных музыкально – ритмических умений и навыков. Занятие ритмической гимнастикой позволяют детям осознанно владеть своим телом, красиво и координационно правильно выполнять движение под музыку, соответственно её характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с особенностями музыки (бодрая, энергичная, плавная, спокойная) движение детей приобретает различный характер. Они могут быть четкими, энергичными, легкими, мягкими, плавными, спокойными. Правильное распределение упражнений и подбор музыкальных произведений оказывает положительное психологическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма занимающихся, к их хорошему самочувствию. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности.
Занятия ритмической гимнастикой помогают изменить внешний облик, придают легкость и красоту движением и походке, воспитывают художественный вкус, любовь к движениям, вызывают у детей положительный эмоциональный тонус. Использование ритмической гимнастики в работе с детьми способствует воспитанию у них организованности и дисциплины, формированию морально – волевых и этических качеств, эстетических чувств, развитию памяти, внимания, кругозора, общей культуры поведения.
Ритмическая гимнастика способствует не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, содействуя в полной мере проявлению детского творчества. Занятия под музыкальное сопровождение дают возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять упражнения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.
Значение ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста
Бекасова Светлана
Значение ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста
Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.
Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).
При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.
Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься ребенка физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови. Чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, где грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.
Занятия ритмической гимнастикой дают возможность повысить физические качества (силу, гибкость, ловкость и т. п.) Чтобы добиться этого, нужно не только сохранять высокую интенсивность движений, но и следить за правильностью их выполнения.
В результате занятий ритмической гимнастикой можно научиться красиво двигаться, а также помогают снять нервное напряжение, получить положительные эмоции, приобрести уверенность в себе. Исследования ученых показали, что под воздействием физических упражнений в организме человека вырабатываются особые гормоны – эндорфины. Именно они влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывают ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям.
Цель ритмической гимнастики:
1.Охрана и укрепление здоровья ребенка.
2. Достижение полноценного физического развития.
1.Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
2.Воспитание интереса к двигательной активности и потребности в ней.
3.Развитие физических, двигательных качеств и координационных способностей.
4. Выработка умений владения телом, укрепление мышц.
5.Воспитание нравственно волевых черт личности – активности и самостоятельности.
6.Совершенствование чувства ритма.
7. Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения.
Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.
Подготовительная часть, или разминка обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой сюда можно отнести: танцевальные шаги, различные виды бега и прыжков, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражняются выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов. Также хорошо использовать танцевальные связки.
Заключительная часть. Это упражнения на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Все упражнения выполняются в медленно темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
«На помощь Бабе-Яге». Развлечение с элементами ритмической гимнастики. На тему: «Береги свое здоровье». «На помощь Бабе Яге» Развлечение для старшего дошкольного возраста с элементами ритмической гимнастики на тему: «Береги свое здоровье».
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.


Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
Татьяна Гришина
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
В ритмической гимнастике неограниченный выбор движений для всех групп мышц, поэтому занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость, сила и быстрота. Непрерывные движения под музыку в различном темпе, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают опорно-двигательный аппарат. На занятиях ритмической гимнастикой у детей формируется правильная осанка, вырабатывается культура движений, правильная походка, навыки координации.
Воздействие занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.
Занятия ритмической гимнастикой влияют на:
1. Развитие музыкальности.
— развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее
настроение и характер, понимать ее содержание;
— развитие музыкального слуха, чувства ритма;
— развитие музыкальной памяти;
— развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
— развитие ловкости, точности, координации движений;
— развитие гибкости и пластичности;
— воспитание выносливости, развитие силы;
— формирование правильной осанки, красивой походки;
— развитие умения ориентироваться в пространстве;
— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческого воображения и фантазии.
— развитие способности к импровизации.
4. Развитие психических процессов.
— тренировка подвижности нервных процессов;
— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
— развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
— воспитание умения вести себя в группе во время движения;
— формирование чувства такта и культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
В процессе правильной организации занятий ритмической гимнастикой улучшаются все двигательные качества, развиваются положительные эмоции, совершенствуется чувство ритма и темпа, уверенность в себе и воспитывается коллективизм. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности детей.
В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика применяется:
— в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующей направленности с детьми 5-7 лет продолжительностью 20-35 минут;
— в виде «ритм-блоков» различной направленности, используемых как часть физкультурного занятия, для детей 4-7 лет;
— в виде утренней гимнастики, как средство, позволяющее увеличить эмоциональный фон и повысить оздоровительный эффект;
— в виде физкультурной минутки на занятиях по различным видам деятельности (труд, рисование, лепка и т. д.);
— в виде показательных номеров, для выступлений на различных физкультурных и музыкальных праздниках.
Упражнения ритмической гимнастики могут применяться во всех частях физкультурного занятия в дошкольном образовательном учреждении.
В подготовительной части урока или занятия (во время ходьбы и бега) применяются несложные упражнения характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением.
Более спокойные танцевальные шаги, упражнения с плавными, мягкими движениями, а также упражнения корригирующей направленности, цель которых — снизить физическую нагрузку, используют в заключительной части занятия.
Музыкально-ритмические композиции для старших детей различаются по своей функциональной направленности и в них есть разные типы двигательных упражнений. Ритмическая гимнастика со старшими дошкольниками проводятся в виде полноценного занятия. В занятия включаются достаточно сложные в координационном отношении движения, упражнения спортивно-гимнастического стиля, акробатические элементы, танцевальные элементы. Темп исполнения упражнений в этих группах более быстрый.
Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются обще развивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, самодельными предметами и многим другим. Применение этих и других пособий позволяет значительно разнообразить общеразвивающие упражнения, повысить эмоциональный фон занятий и повысить интерес детей к физическим упражнениям.Использование на занятиях предметов дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.
Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет техническими и выразительными движениями.
Для педагогов по ритмической гимнастикедолжны быть актуальны следующие задачи:
1.Совершенствование двигательных навыков и умений:
а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;
б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений,двигательных комбинаций:
в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара.
2. Совершенствование музыкальности
3. Развитиетворческих способностей:
• развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
• развитие способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;
• развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;
• воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства;
• развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.
4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:
• развитие умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;
• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;
• умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;
• развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.
Систематические занятия по ритмической гимнастике позволяют детям легко и красиво двигаться, выполнять большой объем различных движений и не останавливаться на достигнутом.
Еще раз хочется подчеркнуть, что влияние средств музыки и ритмических движений (и ритмической гимнастики в частности) на развитие умений, способностей и качеств личности ребенка очень велико и разнообразно.
Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана




