для чего нужна шумовая полоса на дороге
Предупреждение с подвохом: что собой представляет шумовая разметка
Шумовую разметку используют на дорогах уже полвека. Продольная помогает будить задремавших на трассе, когда машина уходит на обочину, поперечная позволяет встряхнуть водителя перед опасным участком.
На многих российских дорогах шумовые полосы стали аналогом лежачих полицейских, хотя ГОСТом это не предусмотрено. Жалея подвеску, водители их объезжают по обочине и даже по встречной.
Майк Миханзон, водитель: «Положили нечто, не похожее ни на лежачие полицейские, ни на шумовые полосы. В поперечнике они выглядят как прямоугольники достаточно высокие, которые очень бьют по подвеске».
В соседней Белоруссии шумовую разметку часто наносят перед въездом в населенные пункты. В России их щедро укладывают и в городах, вызывая возмущение жителей окрестных домов.
Городская улица, 3 блока шумовых полос. Первый за 67 метров до перехода, второй через 30 метров, следующий еще через 20. От него до зебры 17 метров. После первого предупреждения никто не сбрасывает скорость подумаешь, тряхануло. После второго водитель уже начинает искать опасность, видит впереди переход.
Шумовые полосы сделаны из термопластика, сами по себе скользкие. Первую и вторую можно проехать, они сработали как предупреждение, а после тормоз в пол. На шумовых полосах тормозной путь стал длиннее на 3 метра, у бюджетной малолитражки всего на 10 сантиметров, а машина без АБС укатилась на 2 метра дальше. И это на скорости 60 километров в час, а в городе все давно летают под 80.
На неровностях подпрыгнувшее колесо блокируется раньше, чем при торможении на ровной дороге. Блок управления АБС подает команду ослабить усилие на колодках. Когда колесо приземляется, сцепление с дорогой восстанавливается, но сила торможения уже не так эффективна.
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний ФГУП НАМИ: «Современный автомобиль, современные алгоритмы АБС, безусловно, учитывают такие нюансы. Но, тем не менее, мы в своей практике точно так же наблюдали удлинение тормозного пути за счет того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта, соответственно, АБС начинает работать совершенно по другим алгоритмам. В нашей практике удлинение составляет от 15 до 25% для любого автомобиля».
На мокром асфальте тормозной путь всегда больше. Коэффициент сцепления шин с покрытием ниже почти в два раза. Тормозной путь автомобилей на ровном мокром асфальте вырос разброс от 1 до 4,5 метра. У машины без АБС увеличился на треть 21 метр.
На мокрой разметке поведение автомобилей обескуражило. остановился быстрее, чем на сухом покрытии, а современная бюджетная машина и вовсе показал тормозной путь меньше, чем на ровном сухом асфальте. И лишь старая малолитражка сюрприза не преподнесла у нее самый длинный тормозной путь, он завершился на зебре.
Денис Загарин: Расстояние от таких полос до пешеходного перехода строго регламентировано, и это делается не зря. Оно рассчитано под городские скорости движения. Или в загородном режиме они несколько другие, расстояние удлиняется, чтобы торможение происходило не на разметке и асфальте, а исключительно на однородной поверхности, в данном случае это асфальтобетон.
Эксперимент показал, что шумовые полосы, уложенные прямо перед зеброй, опасны, прозевавшему внезапного пешехода водителю остановить машину на них еще труднее, особенно на мокрой дороге, а тем более при гололеде. Даже при наличии умной электроники результат торможения может быть печален.
Если шумовые полосы это предупреждение, то хотелось бы получать его раньше, а чтобы эта разметка была безопасна, от нее до зебры должно быть хотя бы метров 20 ровного асфальта для экстренного торможения, но в любом случае смотреть нужно в оба.
Шумовые полосы на дороге
В каждом городе есть участки повышенной опасности, к которым надо привлечь внимание проезжающих водителей. Такие локации оснащают лежачими полицейскими или дополняют шумовыми полосами. Разметки представляют собой яркие поперечные линии, выступающие над дорогой на 1,5-3 см, и располагаются на переходах или перед опасными поворотами. Их установка позволяет уменьшить количество аварий на автодорогах.
Общие сведения о шумовой полосе
Известный факт, что безопасность дорожного движения в РФ находится в не идеальном состоянии. Качество большинства дорог неудовлетворительное, а многие водители регулярно нарушают правила дорожного движения. Это приводит к частым авариям, поэтому было принято решение решить проблему путем установки на городских и загородных дорогах шумовых разметок.
Интересный факт! Решение использовать на практике шумовые полосы было принято в 2012 г. Их признали альтернативой «лежачим полицейским», которые являются дорогостоящим способом снижения аварийности на автодорогах.
Согласно данным статистики, каждый «лежачий полицейский» обходится в 200 000 рублей. Это большие деньги даже для крупных городов России. Городские автодороги отличаются большим километражем, поэтому установка «лежачих полицейских» может создать значительную финансовую нагрузку на местный бюджет. Не менее эффективные шумовые полосы обойдутся в 2 раза дешевле.
Разметки – средство для организации автодорожного движения в виде искусственной неровности – возвышенности или выемки. Это чередующиеся поперечные полосы, расположенные на поверхности автодорожного покрытия и вызывающие вибрацию подвески транспорта и увеличение шума колес. Они предупреждают водителя о том, что впереди находится съезд с полосы движения или опасный участок дороги.
Назначение и область применения шумовых полос
Разметки широко используются в России и других странах с целью повышения безопасности автодорожного движения. При наезде на дорожную полосу водитель испытывает значительное шумовое и вибрационное воздействие, что привлекает внимание к неблагоприятной дорожной ситуации. В отличие от «лежачих полицейских»,нанесенные на дорогу шумовые разметки не наносят вред подвеске транспорта, а только создают дискомфорт водителю.
Область применения ярких шумовых разметок – опасные участки автодорог, которым свойственна высокая интенсивность движения. Также они устанавливаются на поверхности автомобильных дорог, если срочно требуется изменить направление движения или снизить скорость авто. В городах шумовые полосы используют редко, так как скорость 60 км/ч не достаточная для должного шумового эффекта.
Поперечные шумовые полосы обычно устанавливают:
Продольные шумовые полосы наносят в следующих случаях:
Не разрешается устройство шумовых продольных полос на дорожных участках:
Важна информация! Установка шумовой полосы особенно актуальна в местах большого скопления людей, возле школьных учреждений и детских садов.
Шумовая разметка эффективна на загородных трассах, так как в ночное время водитель может уснуть за рулем, а вибрации его разбудят. Однако, они создают определенные неудобства при установке в крупном городе. Водителю приходится вдвое больше следить за состоянием транспортного средства, которое может существенно повредиться в результате проезда по ограничителю.
Классификация шумовых полос
В зависимости от расположения на автодороге, дорожные шумовые разметки подразделяются на следующие виды:
По виду используемого материала и технологии нанесения различают шумовые полосы:
Важная информация! Из холодного пластика, термопластичных материалов и цветных покрытий противоскольжения устанавливают исключительно поперечные шумовые разметки, а методом фрезерования можно устроить и продольные полосы.
При большой высоте дорожных выступов вместо шумовой полосы используется структурная дорожная разметка, которая выполняет те же функции. Она выполняется из холодного пластика или термопластика и наносится не сплошным слоем, а отдельно расположенными фрагментами, похожими внешне на капли.
Мировой опыт применения шумовых полос
Устройство шумовых разметок доказало высокую эффективность технологии в разных странах мира. Было установлено, что шумовые полосы существенно повышают безопасность дорожного движения. Разметки широко используются в 85% штатов США, где значительно уменьшают количество смертельных случаев за год.
На автодорогах Японии за счет устройства шумовых разметок по сплошной разделительной линии и на обочине на 55% сократилось количество столкновений автомобилей со встречным транспортом. В Дании, Швеции и Финляндии шумовые полосы позволили достичь существенного снижения уровня аварийности. В этих странах их устройство – обязательное условия для нового автодорожного строительства.
Шумовые полосы для снижения аварийности на автомобильных дорогах
В настоящее время в Российской Федерации актуальна проблема повышенной аварийности на автодорогах. Уровень смертности вследствие дорожных аварий – 20 человек на 100 000 жителей, что намного выше, чем в странах Европы. Поэтому проблема безопасности автодорожного движения – задача государственной важности.
Если рассматривать автодороги, то понятие безопасности дорожного движения включает проведение комплекса планировочных, инженерно-технических, организационных мероприятий. Они разрабатываются, чтобы защитить участников автодорожного движения от аварийных ситуаций и их последствий.
Виды и способы нанесения шумовых полос на дорогах
На дорогах, расположенных в черте населенных пунктов, более распространены шумовые полосы из холодного или термопластика. На автомагистралей обычно устанавливают шумовые разметки, которые наносятся фрезерованным методом.
В зависимости от места нанесения, шумовые разметки бывают:
Требования к шумовым полосам на дорогах
На федеральные автодороги наносится шумовая разметка с применением разных изделий и материалов: высоконаполненных эмалей, красок, термопластиков, полимерных лент, штучных форм. В процессе нанесения дорожной полосы используются современные технологии, в том числе спрей-нанесение термопластичных материалов и безвоздушное экструдерное нанесение краски.
Важная информация! Требования к шумовым дорожным полосам любого типа определяют по ГОСТу Р52605-2006.
Главные условия – разметка на дороге должна служить длительное время, в любое время суток быть заметной и обеспечивать безопасность дорожного движения. Важно, чтобы полоса имела высокое сцепление с колесом транспорта, и в случае его торможения не было заноса. Особенно это касается владельцев 2-колесного транспорта, которые часто нарушают правила и ездят по разметке.
Нанесение шумовой полосы – это недорогой и эффективный способ снижения количества аварий на автомобильных дорогах. Долговечность и показатель аварийности зависят от правильно выбранных материалов. Оптимальный тип шумовой полосы определяется после оценки автодорожной ситуации на определенном отрезке дороги. На срок службы разметки влияют факторы: качество автодорожного покрытия, условия движения на конкретном участке, соблюдение технологии нанесения шумовой полосы и содержание автодорожного покрытия.
Странные полосы на перекрестках: для чего их наносят
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Странные полосы на перекрестках городов России (пока главным образом Москвы и Санкт-Петербурга) стали появляться относительно недавно. Состоит странная разметка из двух составляющих, одного уже хорошо знакомого элемента и одного нового.
Первый элемент – шумовые полосы
Данный элемент технической разметки должен быть хорошо знаком всем отечественным водителям. Выполняется он в качестве поперечных линий, которые возвышаются над асфальтом и имеют толщину порядка 1.5-3 см. Чаще всего ставят полосы на наиболее опасных участках автомобильной дороги в тех местах, где было бы нелишним привлечь как можно больше внимания водителя к ситуации на дороге, чтобы он не терял бдительности. В некоторых случаях шумовые полосы дублируют сплошную и двойную сплошную разметку на случай, если автомобилист во время движения начнет засыпать за рулем.
Второй элемент – детекторы транспорта
Подземные детекторы транспорта – сравнительно новый элемент, который начал появляться на перекрестках крупных городов буквально недавно. Чаще всего выглядят детекторы, как какие-то странные ломанные полосы на асфальте. Как уже можно было догадаться, нужны они для сбора информации о дорожном трафике. Под защитным слоем детекторов вмонтированы индукционные петли, которые подключены к системе «умных» светофоров. Вся система призвана повысить уровень безопасности на дороге, а также поспособствовать разрядке плотности транспортного потока в городе.
Благодаря индукционным датчикам «умные» светофоры пытаются создавать «зеленую» волну для наиболее напряженных, плотно загруженных потоков транспорта. Предварительные исследования показали, что описываемая система позволяет сократить напряжение на городских дорогах примерно на 15-20%. Фиксирует инновационная аппаратура движение не только автомобилей, но также мотоциклов и даже велосипедов.
А наносят все загадочные полосы, конечно же, дорожные службы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем опасны для жизни шумовые полосы на дороге
В нашей стране искусственные неровности начали использовать для обозначения подъезда к опасному участку шесть лет назад. Это рассматривалось в качестве альтернативы «лежачим полицейским», которых так ненавидят водители, потому что они нещадно уродуют подвеску автомобилей.
Шумовые полосы представляют собой ряд поперечных неровностей на проезжей части высотой от полутора до трех сантиметров. Чаще всего они изготавливаются их щебня или пластичных материалов. Встречаются полосы и в виде канавок в бетонных покрытиях.
В отличие от «лежачих полицейских», такие мелкие неровности наносят гораздо меньше вреда подвеске, зато при пересечении их на высокой скорости водитель получит сигнал о необходимости снизить скорость. Тут, правда, напрашивается логичный вопрос: а все ли, получив такой сигнал, нажмут на педаль тормоза? Ответ очевиден — далеко не все.
Следовательно, о функции принудительного снижения скорости у шумовых полос говорить не приходится, так как надеяться остается лишь на совесть, темперамент и адекватность водителя. Конечно, для особо продвинутых «летчиков» и «лежачий полицейский» не указ, но, согласитесь, он напугает гораздо больше, чем безобидная вибрация на руле от мелких канавок на дороге.
Мало того, согласно ГОСТу Р 52766−2007, минимальное расстояние между опасным участком и ближайшей к нему шумовой полосой должно составлять всего лишь три метра. Даже если на этом участке разрешенная скорость 30 км в час, трех метров маловато будет, чтобы успеть во время притормозить. А ведь чаще всего шумовые полосы устанавливают перед нерегулируемыми пешеходными переходами рядом со школами и детскими садами, где речь идет о жизни и здоровье детей.
Конечно, в таких местах ограничена максимальная скорость, и о наличии шумовых полос всегда предупреждают дорожные знаки «искусственная неровность». Однако ни для кого не секрет, как в реальности у нас соблюдается скоростной режим. В общем ситуация до боли знакома: хотели как лучше, а получилось, как всегда…
Что такое шумовая разметка и зачем она нужна
Опасные участки автомобильных дорог, такие как пешеходные переходы, крутые повороты и другие, обычно оборудуют лежачими полицейскими. Эти устройства уже доказали свою действенность. Но у них есть пара недостатков – дорогая себестоимость, а также вред для автомобилей. Если шофер по каким-то причинам не обратил на препятствие внимание и не успел сбавить скорость – может выйти из строя подвеска. Поэтому в 2012 году была предложена альтернатива, носящая название шумовая разметка.
Зачем нужна шумовая разметка
Свое название разметка получила потому, что во время движения по ней машина начинает мелко вибрировать, а из-под колес появляется характерный звук. И это хорошо ощущает и слышит водитель. Таким образом разметка предупреждает, что надо сбавить скорость.
Именно мелкая вибрация не создает угрозы автомобилю, если сравнивать с лежачим полицейским. Когда сидящий за рулем человек по неопытности или по другим причинам игнорировал предупреждение на дороге, то, пролетая шумовую разметку на скорости, его транспортное средство не пострадает.
Где устанавливают шумовую разметку
Места установки шумовой разметки те же, что и у лежачих полицейских:
В городах шумовые полосы устанавливаются реже, чем на трассах. Все дело в том, что это устройство плохо работает, если скорость движения машины меньше 80 км/ч. То есть вибрация хоть и появляется, но она мало ощутима, а шум еле слышен. Поэтому водитель на них может не среагировать.
Сегодня разметку этого типа стали укладывать и вдоль дорог. Обычно на участках, где обгон запрещен, и у края полотна, около обочины.
Но есть и места, где устройства шумового типа устанавливать запрещено:
Разновидности и используемые материалы
Существует четыре разновидности шумовой разметки, которые классифицируются по месту их расположения на дорожном полотне:
Существует и другое разделение шумовых полос. В основе лежит материал, из которого устройства изготавливаются. Здесь также четыре позиции:
Необходимо добавить, что технологию фрезеровки можно использовать для формирования и продольных, и поперечных шумовых полос. Пластик и противоскользящие элементы устанавливаются только поперечно.
Есть еще одна разновидность, которая носит название «структурная». Представляет собой небольших размеров элементы, изготовленные из холодного полимера или термопластика. Их наносят на дорожное полотно по отдельности на необходимом участке. По внешнему виду они напоминают застывшие капли. Обычно монтаж производят полосами с определенным размером зазоров между элементами.
Технология нанесения – это всегда применение специальной техники независимо от вида шумовой разметки. От соответствующего технического оснащения зависит качество работы. Никакого ручного труда. Монтажом должны заниматься только дорожные службы.
Сегодня одной из передовых технологий является спреевое нанесение пластика, который окрашивается экструдерным способом – безвоздушным.
Требования к шумовой разметке
Для шумовой разметки был разработан ГОСТ под номером Р526052006. В нем обозначены следующие правила:
Как показывает опыт, шумовая разметка на самом деле эффективный вариант повысить безопасность на дорогах. Он почти в два раза дешевле лежачих полицейских. А это значительная экономия денежных бюджетных средств, потому что дорог в регионах много, и на каждую приходится укладывать по несколько десятков или сотен приспособлений. Но, чтобы гарантировать высокое качество изделия, необходимо использовать высококачественные материалы и красители, а также точно соблюдать монтажную технологию.































