для чего нужна студия звукозаписи

Студия звукозаписи дома и профессиональная. Все отличия и этапы записи

для чего нужна студия звукозаписи

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

для чего нужна студия звукозаписи

Что такое студия звукозаписи и для чего она нужна

Это та магическая шкатулка, в которой создается музыка. Это целый отдельный мир.

Тот, кто работает в студии, часто там и живет, потому что создание музыки – это целый процесс, алхимия и волшебство, которые могут увлечь человека с головой. Здесь технический процесс тесно переплетен с творчеством, а помимо вдохновения еще нужно владеть и некоторыми знаниями, и техническими навыками работы со звуком.

Для чего вокалисту студия звукозаписи?

В процессе обучения мы с учениками приходим к такому моменту, когда нужно переходить на новый этап. И в этом помогает первая запись на студии. Важно сделать это как можно раньше. Пусть даже вы никогда никому не покажете свою первую запись, но это будет ваша первая победа, которая откроет вам дверь в мир профессионального вокала.

Как происходит запись голоса на студии

Многие наши ученики спрашивают, как происходит запись голоса на студии. Они думают, что когда придут на запись, злой дядя за пультом заставит их спеть песню от начала до конца за один раз идеально. Многие именно по этой причине хотят, чтобы студия звукозаписи была дома.

Это большое заблуждение, которое сбивает новичков и порождает массу ненужных страхов. Если песня хорошо отрепетирована, ее можно записать и целиком, но чаще записывают частями. Причем, запись песни можно разбивать на неограниченное количество частей, чтобы это было удобно для вокалиста. Неудачные места можно переписать и заменить. Обычно вокал пишется в несколько дублей, потом из них выбираются лучшие и склеиваются. Это не живое выступление, здесь нужно, чтобы каждая фраза и каждое слово было записано идеально хорошо. Поэтому ищется подход, при котором вокалисту максимально комфортно и легко петь.

Кроме основного вокала в песне могут присутствовать бэки (или бэк-вокал, от англ.back “позади”, “отдаленно”). Часто его обозначают как голос, который подпевает основной партии. Эти партии записываются отдельно поверх основного (лид-вокала).

Многое зависит не только от вокалиста, но и от звукорежиссера

Многое зависит не только от вокалиста, но и от звукорежиссера, который будет обрабатывать вокал. Но! Чем лучше вы споете, тем больше шансов в итоге получить качественный трек.

Как сделать студию звукозаписи дома

Что нужно для студии звукозаписи дома

Микрофон, звуковая карта, компьютер, стойка для микрофона, паук (специальный закрепитель для микрофона), поп-фильтр, xlr-кабель для подключения микрофона, студийные наушники, мониторы (не обязательно). Некоторые фирмы выпускают целые наборы, в которые входит все необходимое оборудование.

Часто задают вопрос о том, какой микрофон выбрать. Нам понадобится студийный конденсаторный микрофон. Фирмы, которые выпускают лучшие микрофоны: Neumann, Shure, Audio technica, AKG, Октава, Rode.

Лайфхак: есть такая штука как USB-микрофоны со встроенной звуковой картой и выходом для наушников. Такой микрофон позволит на первых порах обойтись БЕЗ отдельной звуковой карты.

Этапы записи вокала

Когда вы приобрели все необходимое оборудование и все подключили, можно переходить к этапу записи голоса. В этом нам помогут программы Studio One, Reaper, ProTools, Logic, Cubase, Ableton. Все они работают по одному принципу: в программе создается проект, куда добавляется фонограмма и сверху пишется дорожка вокала или несколько дорожек.

Для чего записываться в студии

Конечно, занятия с педагогом приблизят вас к этапу записи на студии. В нашей школе педагоги помогают даже во время записи, подсказывая и направляя (вживую или по скайпу).
Итак, теперь вы знаете все о записи вокала на студии или дома. Самое время подтянуть свое вокальное мастерство и выбрать песню для записи в студии. А мы вам в этом с удовольствием поможем 😊

Источник

Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу

для чего нужна студия звукозаписи

для чего нужна студия звукозаписи

Содержание

Содержание

Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.

Есть два пути, по которым можно пойти.

Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.

Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.

Компьютер или ноутбук

Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.

для чего нужна студия звукозаписи

При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.

Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.

Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:

Микрофон

Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.

для чего нужна студия звукозаписи

Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).

Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).

Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).

Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.

Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.

Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.

Среди рекомендуемых можно выделить:

Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».

При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.

для чего нужна студия звукозаписи

Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.

Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:

Поп-фильтры с металлической мембраной:

для чего нужна студия звукозаписи

Микрофонная стойка

Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.

Конструктивно стойка может быть:

Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.

Примеры настольных микрофонных стоек:

Стойки типа «журавль»:

Звуковая карта

Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.

Акустический экран

Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.

Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.

Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.

Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.

Наушники

Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.

для чего нужна студия звукозаписи

Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:

Примеры закрытых наушников:

Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.

Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.

Источник

Бизнес-идея: студия звукозаписи

Вложения: от 1 000 000 рублей

Окупаемость: от 46 месяцев

Получить контракт с крупной звукозаписывающей компанией – удача, которая выпадает не каждому талантливому артисту. Для всех остальных существуют частные студии, в которых записывают звук высокого качества на профессиональном оборудовании и выполняют постобработку: аранжировку, сведение, мастеринг. Учитывая, что общие доходы индустрии в России составляют около 4 млрд руб. в год, может показаться, что открытие собственной студии звукозаписи – прибыльный и перспективный бизнес. В действительности для вхождения в эту нишу нужны особые знания, инвестиции, известность в музыкальной среде – при этих условиях профессиональная студия может стать делом для души и источником регулярного дохода.

Концепция бизнеса

Студия звукозаписи представляет собой помещение с одной или несколькими звукоизолированными комнатами, оснащенными оборудованием для записи. К каждой комнате примыкает кабинка звукорежиссера, где на специальной станции ведется контроль процесса записи. В зависимости от нужд клиента студия предоставляется в почасовую или посуточную аренду, последующая работа специалистов по обработке записи оплачивается отдельно. Час аренды в нестоличном регионе составляет от 600 руб.

Услуги звукозаписывающих студий в современном мире аудио- и видеоконтента – необходимость не только для профессиональных музыкантов. Наиболее популярные виды использования студии:

В свободное от записи время помещения студии сдаются под репетиционные комнаты для музыкальных коллективов (репбазы). В этом случае оплачивается репетиционная смена, продолжительность которой составляет 3 часа. Эта услуга часто доступна только в первой половине дня и стоит 300-500 рублей.

для чего нужна студия звукозаписи

Отдельно оплачивается аренда студийных музыкальных инструментов. Артисты предпочитают использовать для репетиций и записи свой инструмент, но, например, барабанную установку тяжело перевозить и долго настраивать, поэтому возможность ее аренды повышает лояльность клиентов. В случае отсутствия на студии ударных инструментов в аренду барабанщику предоставляется бесплатный час настройки своего оборудования.

Зарабатывать можно и на дополнительных услугах: сведении записей, аранжировках, мастеринге (улучшении общего качества записи).

Что потребуется для реализации?

Первое и главное, что потребуется при создании звукозаписывающей студии – найти опытного звукорежиссера, который проконсультирует по вопросам акустической изоляции помещения, подбору звукозаписывающего оборудования и программного обеспечения.

Однако об открытии студии вряд ли задумается бизнесмен, далекий от мира музыки, поэтому на начальном этапе функции режиссера и администратора может взять на себя собственник бизнеса. При достаточном количестве инвестиций нанимают инженера-техника для монтажа, отладки, настройки оборудования.

На собственные ресурсы следует рассчитывать и в вопросе размещения студии: судя по отзывам предпринимателей, этот вид бизнеса может месяцами не приносить никакого дохода, а арендные платежи приходится платить ежемесячно. Плюс капиталовложения в сложный дорогостоящий ремонт в случае проблем с арендодателем будут невозвратны. Поэтому в большинстве случаев студии организуют в помещениях, принадлежащих бизнесмену на праве собственности: квартире, частном доме или специально построенном павильоне.

для чего нужна студия звукозаписи

При поиске помещения в аренду приоритет отдается кирпичным зданиям на окраинах города (в целях экономии на арендных платежах), с парковкой для крупных автомобилей (для групп со своими музыкальными инструментами), допускаются квартиры на первых этажах и полуподвальные помещения жилых домов. Наличие соседей не важно: звукоизоляция – один из главнейших параметров студии – обеспечивает тишину за пределами комнаты записи в любое время суток. Для мини-студии потребуется помещение с тремя комнатами различного назначения: комната записи (тон-зал), смежная с ней будка звукорежиссера (аппаратная), входная зона с местом для отдыха клиентов. Общая площадь помещения – не менее 50 кв. м, ежемесячный арендный платеж составит 50 тыс. руб. и более.

Третьим этапом станет ремонт, прокладка мощной электропроводки, организация вентиляции и звукоизоляция помещения. Из тон-зала проделывают окно в аппаратную для общения режиссера и артистов во время записи. Если такой возможности нет (невозможно согласовать перепланировку в БТИ), то общение можно организовать посредством видеосвязи: потребуется камера, монитор и дополнительные микрофоны. Стены отделывают звукоизоляционными плитами (тексаунд, шуманет, изовер), а затем наклеивают мягкие панели из вспененного поролона для звукопоглощения. Стоимость материалов – около 100 тыс. руб. без учета ремонтных работ.

Гораздо дороже обойдется расчет и согласование схемы электропроводки и приточной вентиляции, без которых невозможна комфортная работа в студии. Во время ремонта следует также обратить внимание на небольшие нюансы, существенно меняющие качество записи: шумопоглощающее, желательно черное (акустически прозрачное) покрытие потолка, ковролин с длинным ворсом на полу, LED-лампы вместо ламп накаливания.

Существуют на рынке и готовые предложения, позволяющие обойтись без ремонта и организовать мини-студию даже в отдельной комнате жилой квартиры. Сборные акустические (вокальные) кабины, напоминающие телефонную будку, обшиты изнутри звукопоглощающим материалом и оснащены системой вентиляции. Кабины изготавливаются по размерам заказчика, легко разбираются и переносятся с места на место. Стоимость полупрофессиональных моделей начинается от 300 тыс. руб.

для чего нужна студия звукозаписи

Четвертым и самым дорогостоящим этапом станет оснащение студии аппаратурой для звукозаписи и обработки. Покупка минимального комплекта оборудования не имеет смысла, так как недорогую домашнюю студию может организовать любой потенциальный клиент. В студию профессиональной звукозаписи обращаются, потому что представленную в ней аппаратуру невозможно приобрести для личных нужд: это дорого, габаритно, сложно настраивается и требует технического обслуживания. В общей сложности к закупке потребуется около 30 наименований различной техники, конфигурацию которых нужно подбирать, исходя из параметров помещения, производительности отдельных единиц, требований к комфортности процесса и качеству записи. Основное оборудование и программы:

Сумма начальных вложений в оборудование составляет от 600 тыс. руб. без музыкальных инструментов. Кроме того, потребуется мебель для всех участников процесса: столы, стулья, софа для зоны отдыха, стойки для микрофонов. Для обеспечения сохранности студийного оснащения помещение в обязательном порядке оборудуют сигнализацией с пультом охраны.

Пошаговая инструкция запуска

для чего нужна студия звукозаписи

Финансовые расчеты

Результаты расчетов вложений и окупаемости значительно разнятся в зависимости от количества аппаратных в студии и закупленного оборудования. Еще большей сложностью в финансовой части является прогнозирование прибыльности бизнеса: количество клиентов напрямую зависит от звукорежиссера, его профессионализма, известности в музыкальной сфере. Расчеты по организации полупрофессиональной студии с минимальной загрузкой одного тон-зала:

Стартовый капитал

Оформление документов, патент20 000 руб.
Ремонт (в т.ч. электропроводка)200 000 руб.
Звукоизоляция150 000 руб.
Оборудование600 000 руб.
Мебель100 000 руб.
Создание сайта и визиток30 000 руб.
Итого:1 100 000 руб.

Ежемесячные расходы

Аренда и коммунальные платежи60 000 руб.
Зарплата и отчисления в фонды40 000 руб.
Оплата домена и полиграфия15 000 руб.
Пультовая охрана5 000 руб.
Итого:120 000 руб.

Сколько можно заработать?

Расписание студии с полной занятостью можно представить в следующем виде:

Если прибавить к этому дополнительный доход от работ с уже записанной информацией (1000 руб. в день), то дневная выручка не превысит 6 000 руб., а недельная, с учетом одного выходного дня, составит не более 36 тыс. руб., что в месяц позволит получать 144 000 рублей.

Сроки окупаемости

Даже при достаточном количестве клиентов и полной занятости студии чистая прибыль с учетом аренды не превысит 24 000 руб. в месяц, в собственном помещении может достигать до 74 000 руб. в месяц. Капиталовложения в таком случае окупятся за 1 100 000/20 000=46 месяцев или 3,8 года, в собственном помещении – за 1,2 года.

Риски и минусы бизнеса

Экономические расчеты показывают, что для организации и раскрутки студии звукозаписи необходим какой-то иной интерес, кроме финансового. В этот бизнес не приходят далекие от музыки люди, а также сторонние инвесторы. Успех возможен при сочетании нескольких факторов, например, звукорежиссер с опытом работы и собственным помещением – идеальный портрет предпринимателя в этой нише. При всем этом ежемесячный доход будет более чем скромным – в крупных городах чистая прибыль раскрученных студий не превышает 300 тыс. руб. в месяц.

Идея по организации бизнеса по профессиональной записи звука станет интересна только людям, имеющим опыт и наработанные связи в музыкальной сфере. Крупные капиталовложения, сложный ремонт, дорогое оборудование и низкая рентабельность оставляют эту нишу свободной для истинных ценителей. Такие люди годами содержат собственные студии, они не рассчитывают на огромный источник дохода.

Источник

Cтудия звукозаписи — когда и почему нужно обращаться к услугам профессионалов?

Профессиональная студия звукозаписи – это такое место, куда придет практически любой музыкант на соответствующем этапе своего творческого развития — раньше или позже. Но до этого момента подавляющее большинство музыкантов стараются записать собственные музыкальные идеи или проекты в основном на репетиционной базе или у себя дома (если есть своя домашняя студия звукозаписи) — на базе современного домашнего компьютера и недорогой звуковой карты.

Это абсолютно разумный и оправданный путь, если речь идет о создании и фиксировании аранжировок, набросков музыкальных идей, ритмико-мелодических паттернов, гармонических моделей, набросков солирующих тем и пр. Хорошо, если весь набранный таким образом материал волшебным образом «сплавился» в нечто такое, что требует реализации в окончательном виде. Однако, чаще всего, дальнейшие усилия довести звучание своих музыкальных идей в обычных домашних условиях до коммерчески успешного к ожидаемому результату не приводят.

Как правило, обычно происходит следующее: …автор достает свежеиспечённый CD или флешку – неважно – и подает это продюсеру или, скажем, выпускающему редактору радиостанции, но после первой же минуты прослушивания В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ понимает – что-то не так! И начинает тушеваться, объясняет — «а вот на наших колонках вроде всё клёво звучало»…

Можете сами продолжить…

Общий или ватный, или резкий звук с различными типами искажений. Часто — избыток реверберации, различные ошибки микширования — нечитаемость вокала, солирующих инструментов либо их выпяченность, размазанная пространственная картина! Катастрофически разное звучание материала на разных акустических системах — где-то низ бубнит, где-то верх скрежещет! Какая-то необъяснимая никакими словами муть в звуке — список можно продолжать долго.

НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Профессиональная студия звукозаписи — единственное место, где вы можете в полной мере решить все эти проблемы! Принято считать, что для качественного результата необходимы следующие условия:

Рассмотрим эти составляющие поподробнее. Итак, профессиональная студия звукозаписи:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ПОМЕЩЕНИЕ

Каков самый главный и самый дорогостоящий элемент, на котором основывается любая профессиональная студия звукозаписи? Это правильно спроектированный, квалифицированно построенный и соответствующим образом звукоизолированный и акустически оформленный комплекс помещений! Заметим — с необходимой степенью звукопоглощения и с профессиональной системой мониторинга.

для чего нужна студия звукозаписи

Главное помещение студии — контрольная комната – место расположения мониторной системы плюс рабочее место звукорежиссера/продюсера. Именно она является музыкальным инструментом инженера/звукорежиссёра. Не менее важными для процесса звукозаписи являются звуковые павильоны, в которых осуществляется запись исполнителей. Особое внимание уделяется дверным и оконным конструкциям в этих помещениях.

для чего нужна студия звукозаписи

Весьма нелишними окажутся вспомогательные помещения – прихожая, кладовая, место для отдыха и пр. Обязательными элементами являются силовые и сигнальные кабель-каналы, а также системы приточно-вытяжной вентиляции основных помещений студии.

для чего нужна студия звукозаписи

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ

Каков самый главный и самый дорогостоящий элемент, на котором основывается любая профессиональная студия звукозаписи? Это правильно спроектированный, квалифицированно построенный и соответствующим образом звукоизолированный и акустически оформленный комплекс помещений! Заметим — с необходимой степенью звукопоглощения и с профессиональной системой мониторинга.

В нём, как минимум, должна быть контрольная комната – место расположения мониторной системы плюс рабочее место звукорежиссера/продюсера, и звуковые павильоны, в которых осуществляется запись музыкантов. Контрольная комната с системой мониторинга, по сути, является музыкальным инструментом инженера/звукорежиссёра.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ

Звукоизоляция помещения требуется для предотвращения проникновения — как в студию, так и из неё — всевозможных шумов. Внешние шумы — это работа лифта, мусоропровода, шумы водоснабжения, канализации, проезжающего транспорта и т.д. Внутренние шумы – запись, например, хэви-метал-группы не должна никому мешать в этом здании.

для чего нужна студия звукозаписи

Поэтому внутристудийные кирпичные перекрытия не должны непосредственно соприкасаться с несущими стенами. При этом в контрольной комнате и в павильонах на несущие стены укладываются слои звукоизоляционного материала, на которые крепятся декоративные стены или слой плотной ткани. Таким образом, внутренние стены помещений не соприкасаются с несущими стенами здания. Делается это с таким расчетом, чтобы поглощение потоков звуковой энергии было максимальным в обоих направлениях.

для чего нужна студия звукозаписи

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ

Несколько слов об акустике помещений и о записи звука в них. Нам нужно записать некий источник звука. Мы имеем преобразователь звуковой энергии в электрическую – микрофон. Плюс, конечно же, предусилитель и записывающее устройство.

Казалось бы – всё просто! Звук от источника через микрофон и предусилитель попадает в записывающее устройство и запись готова! Но в реальном помещении звук частично поглощается, частично отражается от стен. В результате в микрофон, помимо прямого звука, попадают многократно отраженные от стен звуковые волны.

Мало того, степень отражения/поглощения звуковой волны сильно зависит от его спектра! Какие-то звуковые частоты отражаются/поглощаются сильнее, какие-то – слабее. Как правило, высокие частоты поглощаются значительно сильнее низких, имеющих более высокую энергию.

Если ещё учесть скорость звука – то надо будет принять во внимание, что отраженный звук приходит с определённой временной задержкой относительно прямого, и время задержки будет зависеть от порядка отражений и от размеров помещения – мы получаем ещё и фазовые искажения! Большое количество отражённого звука способно сделать помещение гулким – в этом случае мы получим размазанную пространственно-локализационную звуковую картину.

Именно поэтому, задрапировав комнату слоем плотной ткани, удается заглушить только высокочастотные отражения – не более. Однако при этом создаётся впечатление полного звукопоглощения — но это иллюзия! Для эффективного поглощения низких частот требуется гораздо более толстый слой звукоизоляции. Закон оптики, почти справедливый для высоких частот – «угол падения равен углу отражения» для низких — не работает.

для чего нужна студия звукозаписи

Вспомним грозу…
Вернемся в наше помещение…

Таким образом, отраженные и, особенно, так называемые стоячие волны плюс фазовые искажения попадают в микрофон вместе с полезным сигналом! И если не принять никаких мер к их ослаблению — они значительно исказят изначальный звук уже на стадии его записи! Поэтому главной задачей звукопоглощающих конструкций является максимально возможное ослабление данных многократных отражений в заданном частотном диапазоне до определённого уровня. Важно при этом не «переглушить» помещение. В некоторых случаях формируется акустическое пространство, где определенный уровень отражений может быть полезным и даже необходимым.

для чего нужна студия звукозаписи

Предположим, все инструменты записаны. Идем дальше…

Итак, мы записали весь материал, качество которого нас устраивает, и перешли к процессу микширования. Если этот процесс происходит в помещении без полноценного звукопоглощения — мы услышим совсем не тот звук, который воспроизводит наша мониторная система! Даже если речь идёт о дорогих высококачественных мониторах!

И вновь — отраженный звук, накладываясь на звук прямой, значительно его исказит, в частности, его амплитудно-частотную характеристику. При этом мы услышим те частоты, которых в изначальной записи, быть может, не было вовсе. Или наоборот – не услышим того, что требует нашего вмешательства. И мы начнём… что? Ну конечно — крутить эквалайзер! Тогда, когда этого не надо было делать. Или наоборот – не будем его крутить, а надо было бы!

Ещё раз о контрольной комнате — не углубляясь в законы акустической физики, скажу – чем больше размер контрольной комнаты – тем легче будет в ней обеспечить хорошее звукопоглощение на низких частотах и, как следствие, легче будет получить хорошо сбалансированное звучание.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ПАРА СЛОВ О МОНИТОРАХ…

Акустический контроль (мониторы) — одна из важнейших составляющих всего звукового комплекса, которым располагает профессиональная студия звукозаписи! Главная задача студийных мониторов состоит вовсе не в том, чтобы они звучали приятно и комфортно (в отличие от акустических систем класса HI-FI), а скорее даже наоборот — они должны максимально достоверно воспроизводить звук, четко показывая все возможные нежелательные артефакты и наиболее критичные места в звуке и ничего НЕ ПРИУКРАШИВАЯ.

Ещё раз — мы просто не услышим, «что мы крутим, туда ли мы крутим и вообще, нужно ли что-либо крутить» (© Ю. Богданов). Естественно, хорошие мониторы — удовольствие недешёвое. Следует заметить, что абсолютно идеальных мониторов не бывает, и разница в звучании одних и тех же мониторов в разных помещениях может быть довольно значительной. Обычно используют еще пару-другую недорогих мультимедийных колонок, что неплохо помогает в дополнительном контроле. А дополнительный контроль, как говорят опытные люди, лишним не бывает.

Здесь отмечена по возможности в максимально доступной форме лишь часть всех факторов, требующих учёта при строительстве студии звукозаписи, без глубокого анализа физики процессов.

Что мы имеем в итоге?

Таким образом, качество записанного звука НАПРЯМУЮ зависит взаимодействия источника звука, акустических свойств помещения и мониторной системы. Теперь становится понятно, почему обычная жилая комната, мягко говоря, не очень-то подходит для записи и прочих манипуляций со звуком.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — СТУДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Студийное оборудование — что же в нем такого особенного? Чем оно отличается от обычного звукового оборудования, с которым знаком любой музыкант? Известно — скорость движения воинского подразделения ограничена скоростью самого медленного солдата. Аналогично — общее качество звукового тракта, состоящего из последовательно соединенных элементов, ограничивается качеством наихудшего из них.

Следующий пример: примерно тот же результат получится, если записать вокал через микрофон от караоке, подключенный к супернавороченному голосовому процессору. Приведу интересный диалог, взятый с башорг.ру:

В данном случае мы имеем конкретный пример цепи с компонентами, приводящими к постепенной деградации звука.для чего нужна студия звукозаписиДля получения «студийного» звука все приборы тракта должны быть одинаково высокого качества. То есть — каждый последующий прибор в последовательной звуковой цепи должен быть, по крайней мере, не хуже высококачественного предыдущего. А это возможно, хотя бы по финансовым параметрам, далеко не в каждой студии.

для чего нужна студия звукозаписиA) Источник первичного сигнала — микрофон.

Это – первый прибор, стоящий на пути великого таинства превращения сотрясения воздухОв в электрические колебания. Штука весьма деликатная по определению и, как правило, достаточно по этой же причине дорогая. Особенно если представляет собой конденсаторную и при этом еще ламповую версию.

Чаще всего такие микрофоны предназначены для записи вокала и иных музыкальных инструментов в студийных условиях, в которых обычные динамические микрофоны показывают (в силу своих конструктивных особенностей), как правило, не лучшие результаты. Подробнее о конденсаторных микрофонах и особенностях их производства можно прочитать здесь: http://nevatonmics.ru/photo/64/.

Наиболее известные и авторитетные производители микрофонов:

AKG, Audiotechnica, Brauner, dpa, Peluso, Sennheiser, Shoeps, Telefunlen и, конечно же, Neumann. Из отечественных можно отметить Elation, Nevaton и Октава. Конечно, можно купить «мелкофон» подешевле — рублей за 15 000″. Только результат будет не тот. Вот вначале совсем чуть-чуть не тот. Пишешь вокал в такой микрофон, и во время записи кажется — вот повезло – сэкономил кучу денег, звук замечательный, но при микшировании обнаруживается, что голос в миксе как-то теряется… стоит его добавить – какие-то детали аранжировки начинают размываться, в голосе появляются присвисты, бубнёж.

для чего нужна студия звукозаписиТо есть – звук такого микрофона, как говорят, плохо укладывается в микс. Может случиться и так, что микрофон окажется действительно неплохим, но спустя год-два почему-то начнёт звучать всё хуже и хуже. Причиной этому, скорее всего, является то, что изготовитель не соблюдал технологию изготовления мембран, капсюлей, экономил на комплектующих. Именно вот это самое «чуть-чуть» и стоит своих денег!

С одной стороны хороший микрофон должен максимально точно передавать все оттенки и нюансы источника звука. Но с другой стороны — неизбежное, и часто даже намеренное характерное лёгкое окрашивание звука, различное для разных типов и марок микрофонов превращают их в своеобразный инструмент, способный подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки данного источника звука.

Вывод — микрофонов мало не бывает!

Именно поэтому серьезная профессиональная студия звукозаписи, как правило, предлагает выбор из дорогих конденсаторных (ламповых) микрофонов, их количество может составлять десяток-другой и даже более – каждый микрофон для своего особого случая. Даже термин такой существует – микрофонный парк! Для озвучивания гитарных усилителей и барабанов применяют в основном динамические микрофоны, иногда – в сочетании с конденсаторными.

Б). Предварительный усилитель/компрессор/эквалайзер/лимитер.

Приборы этого типа (назовём их условно приборами первого эшелона) предназначены для первичной обработки сигнала, поступающего с микрофона (или инструмента) и согласования этих сигналов с записывающим оборудованием, в нашем случае — с аналого-цифровым преобразователем (АЦП/ADC).

Так же, как и микрофоны, эти приборы отвечают за формирование «породы» звука. Основная их задача – усилить звук, сформировать амплитудно-частотную характеристику (для этих задач ещё используются линейки высококачественных микшерных пультов) и придать требуемую динамику. Именно они в сочетании с хорошим микрофоном придают звуку тот почти непередаваемый словами шарм, теплоту, насыщенность, глубину, плотность, яркость, трепетность.

Почему здесь рассматриваются приборы именно этого типа? Ведь существуют же культовые приборы-ревербераторы Lexicon224-300-480, EMT250, линии задержки tc electronic 2290, гармонайзеры Eventide? Да, и ещё — именно с учётом того, что термин «профессиональная студия звукозаписи» не утратил своей актуальности в музыкальной индустрии, некоторые из этих приборов выпускаются до сих пор!

Можно ли заменить реальное железо программными аналогами?

Именно эти приборы сейчас легче всего заменить их программными эквивалентами. Эти приборы уже имели на борту алгоритмы цифровой обработки с соответствующими процессорами и по своей сути уже являлись компьютерами с одной единственной «зашитой» в них программой.

Сейчас те же самые алгоритмы успешно переносятся один-в-один в программную оболочку – плагин, или, как говорят – портируются. Далее мы их обсуждать не будем, и вернемся к приборам первого эшелона. Возникает вопрос – зачем тратить кучу денег на дорогущий прибор, ведь уже появилось достаточно много соответствующих им плагинов?

Например, такие плагины от Universal Audio, эмулирующие легендарные устройства, как Manley VOX BOX, Tube-Tech CL-1B, Summit Audio TLA-100, LA-2A, 1176 почти, но не полностью копируют поведение их старших «железных» братьев. Однако любой плагин, очевидно, можно использовать лишь в цифровом домене, то есть – после оцифровки. Мы же используем приборы первого эшелона, находясь ещё в аналоговом домене. Мы обрабатываем звук до того, как он будет оцифрован АЦ/AD-конвертерами, тем самым — получая ощутимый выигрыш в качестве звука! Вывод – замена «железного» прибора его программным эквивалентом, конечно же, допустима. Но тогда почему же ведущие мировые и отечественные студии не торопятся расставаться с высококлассным аналоговым оборудованием? Подумайте сами:-)!

Важен не только престиж! Есть ещё и многолетняя традиция!

Стоит ещё учесть вышеупомянутое «почти». Наиболее именитые бренды – это, например, API, Drawmer, Empirical Labs, GML, KlarkTeknik, Manley Labs, Maselec, Millennia Media, Neve, SSL, TubeTech, Universal Audio. Это не только престиж — это уже многолетняя традиция, это тщательно отобранные комплектующие, это выверенная схемотехника с минимизацией пути сигнала, это переключатели с золотыми контактами стоимостью выше любого «Алесиса» или «Берингера» каждый, это пайка серебряным припоем, это тщательнейшим образом намотанные катушки индуктивности и согласующие трансформаторы, это великолепные передаточные характеристики, это частотный диапазон от единиц герц до полутора сотен килогерц и многое — многое другое…

Это проверенное годами высочайшее качество и репутация. Большинство этих приборов являлось лауреатами всемирно известной премии TEC Avards! Так что, поверьте, совсем неспроста любая профессиональная студии звукозаписи весьма тщательно подходит к формированию всего спектра устанавливаемого оборудования!

для чего нужна студия звукозаписи

О приборах среднего и бюджетного класса…

Существуют, конечно же, аналогичные приборы, как среднего класса, так и весьма бюджетные, при этом разница в цене за один прибор может отличаться в десятки раз. В студиях среднего класса чаще всего можно встретить приборы таких брендов, как dbx, Symetrix, TL Audio. К совсем бюджетным можно отнести бренды Alesis, Alto, Behringer, Phonic и пр. Некоторые весьма достопочтимые бренды не гнушаются выпуском приборов бюджетных серий, например – Drawmer, Focusrite, Lexicon, Roland, YAMAHA.

Следует понимать, что у бюджетных приборов есть своя ниша – они прекрасно справляются со своими задачами в ресторанах, в клубах, на дискотеках и на небольших концертных площадках. Конечно же, никто не запрещает пользоваться подобными приборами и в студии. Но и результат, разумеется, будет соответствующим. Замечу, что многое ещё зависит от опыта инженера-звукорежиссёра. Испортить звук можно и на самом дорогом оборудовании.

В). Высококачественные внешние АЦП (ADC) и ЦАП (DAC) — аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи.

Хорошие АЦП и ЦАП — это довольно сложные и дорогостоящие устройства, от правильного выбора которых зависит качество перевода аналогового электрического сигнала в понятную для компьютера цифровую форму и далее – обратно в аналоговую. Работу устройств этого типа можно сравнить с фотокамерой, делающей «снимок» звука. Попробуйте сделать снимок одного объекта профессиональной зеркальной камерой, а затем встроенной камерой дешёвого сотового телефона.

Сравните увеличенные снимки. На втором снимке Вы гарантированно получите нечеткие границы предметов, отсутствие глубины резкости, искаженную цветопередачу, размытость и дискретность изображения по сравнению с первым. Аналогично — включаясь в аналоговый вход встроенной звуковой карты, т.е. используя её дешёвый АЦП, Вы неизбежно получите деградацию звука и его нежелательный окрас, особенно ощутимые при большом количестве дорожек, загруженных многочисленными плагинами.

для чего нужна студия звукозаписи

Теперь – о многоканальном цифро-аналоговом преобразовании (ЦАП/DAC).

Казалось бы, в профессиональной студии звукозаписи многоканальное цифро-аналоговое преобразование вряд ли понадобится! Ведь мы можем сделать рендеринг цифрового микса и его мастеринг, не выходя из цифрового домена? И для мониторинга всех процессов будет вполне достаточно приличного двухканального ЦАП-конвертера?

Дело в том, что результат микширования, сделанный в цифровом домене, отличаются по звуку от сведения в аналоге. Кто-то предпочитает одно, кто-то — другое. Принято считать, что для электронной, клубной и других аналогичных стилей музыки предпочтительнее сведение в цифре (в том числе и для классической музыки), тогда как рок, джаз, блюз «любят» аналоговое микширование. Следовательно — для второго варианта наличие многоканального ЦАП/DAC и аналогового микшера/сумматора будут обязательными.

Кроме того – при одновременной записи всей группы исполнителей необходимо установить связь – мониторинг через наушники, для того, чтобы все участники записи и звукорежиссёр могли слышать друг друга. А теперь представьте, что вокалист просит добавить реверберации и клавишных, басист – добавить барабаны, барабанщик…. и так далее – для этого придется создать несколько независимых шин для мониторинга – и здесь без многоканального ЦАП/DAC не обойтись.

Другой случай – в студии имеется старый, по-особому красиво звучащий аналоговый прибор, которым хочется обработать, например, записанные акустические гитары. В этом случае нам будет необходимо вывести цифровой сигнал на этот прибор через ЦАП и затем вновь его оцифровать.

Если вы точно знаете, что вам требуется сведение в аналоге, или даже на аналоговый магнитофон – у нас есть такая возможность! Потому что у нас — профессиональная студия звукозаписи!

Г). Выбор программы-секвенсора

При использовании компьютера в качестве многодорожечного магнитофона/микшера на сегодняшний день некритичен и определяется в основном привычками и удобством пользователя. Более того, осмелюсь утверждать, что качество звука, «выходящего» из той или иной студии определяется в первую очередь квалификацией звукорежиссёра, а не наличием в студии того или иного софта. Для работы на платформе PC чаще всего использовались программы Sonar Cakewalk, Samplitude, Steinberg Cubase, но в последнее время набирают серьёзную популярность продукты Presonus StudioOne и Cockos REAPER.

для чего нужна студия звукозаписи

Д). Суммируя сказанное, добавлю, что все оборудование должно быть правильно заземлено, грамотно согласовано и скоммутировано. Попытка сэкономить на дешевых разъемах и соединительных проводах рано или поздно — но обязательно в самый неподходящий момент — выйдет боком.

для чего нужна студия звукозаписиВ СВЕТЕ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО…

И последнее: слишком много на этом пути препятствий и преград, слишком многими знаниями и опытом нужно обладать, чтоб хоть что-то получилось правильно. Помните — почти всегда каждый неправильный шаг сводит правильность предыдущего на «нет». Конечно, большинство современных программ позволяют осуществлять так называемое недеструктивное редактирование. Оно позволяет Вам отменить не только последнюю операцию, но и «откатиться» вплоть до самого начала! Вот только в этих бесконечных Undo-Redo так легко заблудиться…

Услышат ли Ваши уши, что при таких-то положениях регуляторов хорошо зарекомендовавшего себя плагина звук после него начинает, как бы это сказать… подгаживать? Что один и тот же удачно подобранный пресет цифрового эквалайзера, использованного на барабанах в девяти песнях, на десятой ну никак не звучит! Покажут ли Вам Ваши мониторы, что где-то в звуковом тракте, э, перегрузочка вышла? Сможете ли Вы самостоятельно выстроить микс Вашего произведения? Есть сомнения? Нужна помощь — милости просим!

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Почти всегда новички предполагают, что в студии они смогут быстренько записать песню часа за два. Конечно, можно за два. Иногда даже удаётся и за час. Но, как правило, вряд ли полученный результат устроит самого исполнителя. Скажется отсутствие студийного опыта и, скорее всего, исполнительских навыков.

Кроме того — то, что хорошо для живого концертного выступления, скорее всего не всегда подойдёт для студийной записи. Чаше всего приходится из большого числа спетых или сыгранных дублей монтировать трек вручную, удалять лишние призвуки, выправлять неточно взятые ноты. А ведь это студийное время, а следовательно, и Ваши деньги!

Но иногда и опытные музыканты в студийной работе стараются попробовать и пятый и десятый дубли, находя в каждом последующем все новые и новые краски, оттенки звучания, степень драматизма, накал драйва. Чаще всего, это себя оправдывает, поскольку иногда в таком спонтанном процессе находятся потрясающие художественные идеи.

Такие люди, попадая в студию, быстро забывают обо всем, кроме музыки — они порой способны на чудеса! Некоторые из них способны на шедевр с первого дубля. И всё же главное правило ДЛЯ ВСЕХ — к записи в студии нужно готовиться заранее — см. статью
«КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ПОДГОТОВКА».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В ИРКУТСКЕ

По моему мнению — в Иркутске количество студий с ПРАВИЛЬНЫМИ помещениями, оснащенных ДОСТОЙНЫМ оборудованием и имеющих СЕРЬЁЗНЫЙ опыт работы можно пересчитать по пальцам. Не снимая обуви.

Расценки на студиях разные, в среднем от 10 до 20 долларов за час работы, включая гонорар звукорежиссера, а кое-где и ещё дешевле. Но — вспоминаем, где обычно бывает бесплатный сыр… При выборе студии обязательно изучите список групп и исполнителей, которые там записывались и внимательно отслушайте эти записи.

Можно посоветоваться и с самими музыкантами, благо, Иркутск — город относительно небольшой. Один из действительно хороших способов правильного выбора студии — договоритесь о пробной записи одной песни (может, даже под заранее приготовленный «минус») в каждой из них, затем выберите ту, которая Вам наиболее подходит. Ведь не в каждой студии существует своя уникальная атмосфера, в которой ИМЕННО ВАМ работается легко и комфортно, в которой идеи рождаются как бы сами собой, голос — звучит, гитара — поет! Ибо дорогое оборудование — это еще не всё…

Если же позволят средства, можно будет что-то подправить — переиграть некоторые инструменты, добавить новые партии, что-то перепеть и т. д. Можно, конечно, и сэкономить на каком-то этапе работы — решать Вам!

Если Вы устали от бесконечных экспериментов, от поисков «своего» звука, от неудач и разочарований на этом пути — обращайтесь в студии, оснащенные ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ оборудованием! Обращайтесь к ПРОФЕССИОНАЛАМ, которые ЗНАЮТ и ЛЮБЯТ свое дело!
Удачи Вам! В любом случае!

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *