для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

Формирование нового поколения чиновников в условиях цифровой трансформации

М.Тетчер будучи, кстати, ярым критиком советской власти, сделала из Великобритании ещё в 1980 сервисное государство. Что значит «сервисное»?

«Государство-слуга, а не хозяин народа». Сервисное государство-то, которое обслуживает людей. Сервисным государство становится тогда когда власть перестаёт ОЦЕНИВАТЬ идеи населения и бизнеса, а начинает ОКАЗЫВАТЬ услуги и помогать в их реализации. Человек в силу физических способностей не способен на это, поэтому в помощь пришли машины: которые благодаря порталам и сервисам могут обрабатывать большие потоки информации, не вкладывая в них субъективного мнения и оценки.

Наша же страна, более менее оклемавшись от советской и постсоветской политики (по мнению многих юристов-правоведов) только ближе к 2000 (первая административная реформа, которая вносила изменения в устройство и порядок функционирования ведомств в 2004), встали на путь изменения государства, впервые заговорив о госуслугах и различных электронных порталах.

Между прочим, первым такие идеи начал вносить известный большинству как премьер, но мало кому известный как серьёзный и весомый юрист-цивилист, Д.А.Медведев.

Новый госслужащий работает как исключительная единица, с реальными идеями. Вся машинальность остается позади.

Как я отличаю старое поколение чиновников от новых:

Старые, постсоветские чиновники не привыкли работать, любят когда вьются вокруг них, обязательно вешают в кабинете портрет президента/премьер министра/губернатора и тд. Любят сидеть в кожаных креслах, не любят суету и считают, что выдержка решения проблемы =выдержки хорошего вина: чем дольше, тем лучше) ну отсюда и взятки и решение проблем (созданных на пустом месте) за деньги- коррупция.

Новые технологии растят новые взгляды в новом, построенном на сервисе, государстве. Я сделала такой вывод потому что сама работаю в таком министерстве и потому что вижу происходящее.
Людям больше не нужна такая власть, как я описала выше ту, постсоветскую. Просто продукцией нас уже не удивишь. Людям нужно качество.
Просто продукцию- процессы, способна выпускать автоматика, надо только отточить процессы.Автоматизированные процессы, созданные с помощью порталов госуслуг, платформ по автоматическому формированию данных, не дают дальше воспитывать из чиновников серую массу, раздувающую проблему на пустом месте. В идеале, мы идём к тому, чтобы оставить гениальные человеческие умы для разработки концепции электронных систем и самой идеи управления, а технику сделают уже компьютеры. Вот оно-качество политики.
Конечно, все это в теории, и мысль моя личная, без всяких идей со стороны. К идеалу описанная мной схема заработает примерно лет через 20-30, пока дойдёт до дальних регионов и все эксперименты внедрятся. Но мое поколение стоит у этих истоков, и требования, обусловленные развитием общества, становятся выше и жестче. Поэтому я рада видеть эту, новую технологическую революцию.

Источник

Для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбеОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.

2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 2998-р

Стратегическое направление
в области цифровой трансформации государственного управления

I. Общие положения

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.

Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:

достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации государственного управления

Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.

Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:

государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;

предоставление государственных и муниципальных услуг;

осуществление контрольной и надзорной деятельности;

управление государственным имуществом;

обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации государственного управления

Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:

недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;

несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;

затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;

непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);

наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);

отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.

Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:

создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;

запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;

устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;

создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;

создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;

повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;

создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;

повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;

создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;

повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);

наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;

недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;

наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Участники реализации стратегического направления

Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

иные органы государственной власти Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления

Проекты
цифровой трансформации государственного управления

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления

Показатели
цифровой трансформации государственного управления

Наименование проектаОтветственные исполнителиНаименование показателяЕдиница измерения показателяЗначения показателя
2021 год2022 год2023 год2024 год
1.Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферыМинцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправлениядоля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном видепроцентов3510
2.Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролюМинцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по контролю и надзорудоля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методовпроцентов102030
доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиямпроцентов102030
3.Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целейМинцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправлениядоля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целейпроцентов102030
доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока (в том числе с учетом переноса срока, согласованного с тем, кто поставил задачу)процентов204060
4.Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учетаМинцифры России Минфин России органы государственной власти и органы местного самоуправлениястепень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправленияпроцентов204060
доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учетапроцентов102030
5.Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услугМинцифры России Минэкономразвития России органы государственной власти и органы местного самоуправлениядоля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг)процентов204060
доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном видепроцентов204060
6.Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе «облачных» технологийМинцифры России Минпромторг России органы государственной власти и органы местного самоуправлениядоля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе «облачных» технологийпроцентов51015
доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего местапроцентов3050100
доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего местапроцентов102030
7.Создание единой платформы разработки государственных информационных системМинцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправлениядоля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных системпроцентов102030
доля новых государственных информационных систем, создаваемых с использованием единой платформы разработки государственных информационных системпроцентов204060
количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных системштук125

Обзор документа

Цифровая трансформация госуправления, в частности, предусматривает создание единой системы сбора, учета и анализа социально-экономических показателей, перевод проверок бизнеса в дистанционный формат, автоматизацию бюджетного процесса и учета.

Единая цифровая платформа контроля и надзора даст возможность к 2030 г. перевести до 90% проверок бизнеса в дистанционный режим там, где это возможно. Предприниматели смогут получать от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой системы будут использоваться для составления рейтинга предприятий по уровню надежности.

Работники федеральных, региональных и муниципальных органов смогут выполнять свои обязанности из любого места при наличии доступа в интернет.

Единая система предоставления госуслуг позволит ведомствам самостоятельно переводить в электронный вид различные услуги и оказывать их в проактивном формате, в т. ч. в зависимости от жизненной ситуации пользователя.

Источник

Госорганам предписано обеспечить цифровую трансформацию своей деятельности

Установлен порядок разработки, утверждения и реализации федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами ведомственных программ цифровой трансформации, порядок представления сведений о мероприятиях по информатизации, а также определена функциональная структура и полномочия участников системы управления процессами разработки и реализации программ.

Согласно Постановлению, цифровая трансформация представляет собой совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность.

Установлено, что проекты программ, включающие мероприятия, направленные на поэтапную реализацию цифровой трансформации, ежегодно разрабатываются государственными органами на очередной финансовый год и плановый период.

Показатели результативности цифровой трансформации формируются с учетом следующих целей:

— повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

— снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы;

— создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации;

— повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;

— обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

— устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Федеральным министерствам в целях обеспечения комплексности и организационного единства при решении задач и достижении целей цифровой трансформации допускается разрабатывать консолидированные программы, увязанные по целям и задачам, срокам и результатам их реализации, с учетом целей и задач подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также целей и задач государственных внебюджетных фондов, координацию деятельности которых они осуществляют.

Ответственные руководители цифровой трансформации государственных органов несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность представляемых сведений и информации, а также за соблюдение порядка и сроков их представления.

Источник

Госуправление в России проходит цифровую трансформацию

9 775 государственных и муниципальных госслужащих РФ в этом году прошли обучение цифровой трансформации госуправления в рамках нацпроекта «Кадры для цифровой экономики». Об этом сообщил Центр подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС.

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

Госслужащие прошли программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере цифровой трансформации.

Весной Центр запустил четыре новых онлайн-проекта в области цифровизации, общая аудитория которых составила более 25 тысяч человек: «Википедия цифровой трансформации», серия вебинаров «Цифровая весна», второй сезон подкаста «Циферкаст» (о технологиях цифровой трансформации) и спецпроект «Новая цифровая жизнь» (о новой жизни в условиях дистанционной работы из-за коронавирусных ограничений).

Кроме того, вышел в свет открытый курс по цифровой трансформации «Эпоха цифрового развития», с которым ознакомились уже более 15 тыс. слушателей.

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе

В этом же году открыт Центр оценки и кадрового развития специалистов в области цифровой трансформации. Это создает основу для формирования системы образования госслужащих в области цифровизации. Оно уже приносит плоды: за год выпускники Центра разработали более 200 цифровых проектов. В том числе интерактивную госуслугу «Запасы Топлива 3.0» для Минэнерго, платформу автоматизации деятельности МЧС и другие.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *