для чего нужна цифровая трансформация в госуправлении
Для чего нужна цифровая трансформация в госуправлении
Итого по проекту
1 658,90
100,0%
Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы).
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ
Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).
Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).
Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.
Паспортом проекта также определены обязательные характеристики суперсервисов. Они представлены на Рис. 1.
Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг
Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ
На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:
На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).
Рисунок 2 – Прототипы суперсервисов, представленные на сайте gosuslugi.ru[4]
В настоящее время идет сбор обратной связи от общественности. Большинство отзывов – положительные. Далее будут утверждены дорожные карты[5]. После утверждения дорожных карт начнется этап реализации.
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ
Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство. По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.
КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.
Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.
На данный момент команды решают следующие задачи:
КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА
29 мая 2019 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию Глава Минкомсвязи Константин Носков озвучил следующее[6]:
«В целях выравнивания возможностей регионов мы разрабатываем платформенные решения, которые регионы смогут использовать. Это облачная платформа госуслуг, которая позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг, а также интегрировать с ней и свои решения, и коммерческие сервисы… Общий принцип взаимодействия с регионами здесь следующий. Создаются и развиваются федеральные платформы, с которыми интегрируются лучшие региональные решения. Мы должны сохранить, развивать и тиражировать лучшую региональную практику регионов-лидеров. При этом, конечно, нужно предоставить типовые решения регионам, у которых их нет (это, к сожалению, большинство регионов нашей страны)».
Таким образом, у регионов есть два пути:
Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.
Для справки:
Основные параметры федерального проекта «Цифровое государственное управление»
Входит в национальный проект
«Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»»
Для чего нужна цифровая трансформация в госуправлении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
| Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 2998-р
Стратегическое направление
в области цифровой трансформации государственного управления
I. Общие положения
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации государственного управления
Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.
Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:
государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;
предоставление государственных и муниципальных услуг;
осуществление контрольной и надзорной деятельности;
управление государственным имуществом;
обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации государственного управления
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;
непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);
наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:
создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;
устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;
создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;
создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;
повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);
наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;
недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;
наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
иные органы государственной власти Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
Проекты
цифровой трансформации государственного управления
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
Показатели
цифровой трансформации государственного управления
| Наименование проекта | Ответственные исполнители | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения показателя | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||||
| 1. | Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном виде | процентов | — | 3 | 5 | 10 |
| 2. | Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по контролю и надзору | доля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методов | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
| доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиям | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
| 3. | Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
| доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока (в том числе с учетом переноса срока, согласованного с тем, кто поставил задачу) | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
| 4. | Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | Минцифры России Минфин России органы государственной власти и органы местного самоуправления | степень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправления | процентов | — | 20 | 40 | 60 |
| доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
| 5. | Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг | Минцифры России Минэкономразвития России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг) | процентов | — | 20 | 40 | 60 |
| доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
| 6. | Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе «облачных» технологий | Минцифры России Минпромторг России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе «облачных» технологий | процентов | — | 5 | 10 | 15 |
| доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | — | 30 | 50 | 100 | |||
| доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
| 7. | Создание единой платформы разработки государственных информационных систем | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных систем | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
| доля новых государственных информационных систем, создаваемых с использованием единой платформы разработки государственных информационных систем | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
| количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных систем | штук | — | 1 | 2 | 5 | |||
Обзор документа
Цифровая трансформация госуправления, в частности, предусматривает создание единой системы сбора, учета и анализа социально-экономических показателей, перевод проверок бизнеса в дистанционный формат, автоматизацию бюджетного процесса и учета.
Единая цифровая платформа контроля и надзора даст возможность к 2030 г. перевести до 90% проверок бизнеса в дистанционный режим там, где это возможно. Предприниматели смогут получать от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой системы будут использоваться для составления рейтинга предприятий по уровню надежности.
Работники федеральных, региональных и муниципальных органов смогут выполнять свои обязанности из любого места при наличии доступа в интернет.
Единая система предоставления госуслуг позволит ведомствам самостоятельно переводить в электронный вид различные услуги и оказывать их в проактивном формате, в т. ч. в зависимости от жизненной ситуации пользователя.
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация – это только про бизнес?
Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.
Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.
Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.
Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?
С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.
Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.
Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?
Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.
С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.
Какими компетенциями должен обладать менеджер?
Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.
Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.
Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?
Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.
Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.
А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.
Почему цифровая трансформация может провалиться?
Как узнать больше о цифровой трансформации?
Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.
Также рекомендуем прочитать следующие книги:
«Как работает Google», Эрик Шмидт
«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм
«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд
«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,
«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг


(1).jpg)

