для чего нужна вторая фаза торгов по 44 фз
Электронные
аукционы:
как сделать самое
выгодное предложение?
госзаказ / тендеры / госзакупки / электронный аукцион
ЧТО СДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:
· дважды предложить одну и ту же цену;
· предложить цену выше той, которую Вы подали до этого;
· предложить цену, равную нулю;
· подавать новое ценовое предложение, если ваше на данный момент уже является лучшим, т.е. нельзя перебивать свою же цену.
Торги проходят в две фазы:
· подача основных ценовых предложений, снижение цены;
· доподача, возможность изменить свою ранее предложенную цену.
Отсчет времени, отведенного на аукцион, начинается с 10 минут.
Если в течение этого времени не было новых снижений цены, 1 фаза торгов заканчивается. Каждое новое снижение обнуляет счетчик снова до 10 минут.
Если после последнего лучшего предложения прошло 10 минут и никто не сделал шагов, начинается 2 фаза.
Ее смысл в «доподаче» для тех, кто не успел шагнуть в 1 фазе, или в улучшении цен для борьбы за второе/третье и т.д. места.
Вторая фаза в общем длится 10 минут. По ее окончании торги заканчиваются. Снизиться больше и предложить новую цену нельзя.
В следующей статье мы продолжим разбирать процесс участия в электронных аукционах.
44‑ФЗ простым языком. Часть 2
В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников.
Способы закупок
Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.
В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка».
На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.
В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.
Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:
Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.
Особенности проведения электронных закупок
Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП. Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.
В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.
Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.
ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:
Совместные конкурсы и аукционы
Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.
Централизация закупок
Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.
Ограничения и преимущества поставщиков
Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.
Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.
Преимущества участникам
Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.
Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).
Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям
Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.
Заказчик может установить преимущество так:
В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.
Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.
По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.
Требования к участникам
Единые требования
Поставщик может участвовать в закупке, если:
Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.
Дополнительные требования
Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:
Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.
Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.
Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:
Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:
Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ
Краткая пошаговая инструкция по аукциону в электронной форме по 44-ФЗ:
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Особенности проведения электронного аукциона
Участники процедуры подают ценовые предложения не напрямую заказчику, а через площадку, которая обеспечивает этот процесс. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых организуют проведение электронного аукциона по 44-ФЗ в 2021 году госзаказчики:
Закупки в рамках гособоронзаказа и закрытые тендеры проводятся на площадке ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Когда проводится
Заказчик вправе выбрать электронный аукцион для определения контрагента по любому контракту, вне зависимости от его предмета, кроме тех случаев, когда для конкретного предмета законом предусмотрена другая процедура. То есть заказчик вправе проводить аукцион в большинстве случаев.
Если закупается товар, работа или услуга, включенная в аукционный перечень, заказчик обязан проводить электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя выражено в ссылке на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, которым утвержден аукционный перечень.
На уровне субъекта Российской Федерации в дополнение к федеральному перечню принимается еще и региональный аукционный перечень. Тогда заказчики субъекта обязаны проводить в аукционном порядке закупки ТРУ, перечисленные в дополнительном перечне.
Если НМЦК не превышает 3 млн рублей, заказчик вправе проводить и запрос котировок, даже если предмет закупки включен в федеральный или региональный аукционный перечень.
При закупке ТРУ из перечня разрешено не проводить аукцион, если у заказчика имеются основания заключить контракт с единственным поставщиком в порядке ст. 93 44-ФЗ или провести процедуру по 223-ФЗ.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупку у единственного поставщика без ошибок и нарушений.
Вот пошаговая инструкция и порядок подготовки к проведению электронного аукциона по 44-ФЗ:
Шаг 1. Подготовка документации.
Шаг 2. Расчёт дат процедуры.
Шаг 3. Размещение извещения и документации в ЕИС.
Шаг 4. Проведение процедуры выбора поставщика.
Инструкция по проведению аукциона
Аукционная процедура состоит из нескольких этапов. Вот пошаговая инструкция по электронному аукциону по 44-ФЗ для заказчика 2021 года:
Шаг 1. Прием заявок на участие от потенциальных контрагентов.
Шаг 2. Оценка заказчиком первых частей заявок и допуск или недопуск заявившихся компаний к непосредственным торгам.
Шаг 3. Процедура, в ходе которой допущенные компании предлагают цены исполнения контракта ниже изначально заявленной НМЦК. Если в ходе процедуры цена снижена до нуля, участники начинают бороться за контракт путем увеличения той суммы, которую уже они готовы заплатить заказчику за предоставление им контракта.
Шаг 4. Оценка вторых частей заявок компаний, которые были наиболее успешны по итогу торгов, и принятие решение о победителе.
Шаг 5. Заключение и исполнение контракта.
Все взаимодействие на каждом из этапов обеспечивает электронная торговая площадка. Через нее заказчик получает документы участников, на ней публикует решения в виде протоколов, тут же происходит непосредственно процедура.
Как вычислить день аукциона
Регулируют электронный аукцион по 44-ФЗ статьи с 59 по 71 Закона о госзакупках. Вот как заказчику провести электронный аукцион по 44-ФЗ — точная дата, когда состоится процедура, зависит от предмета закупки и ее НМЦК:
Как долго проходят торги
Предугадать однозначно, сколько продлится торг, сложно: это зависит от НМЦК, количества участников и стратегии их поведения. Минимальная продолжительность — 10 минут — будет, если никто не заявит никакого снижения.
Максимальная продолжительность торга не ограничена — он длится до тех пор, пока участники не исчерпают предложения.
Как проходят основной и завершающий этапы
В ходе процедуры участники предлагают цены исполнения контракта заказчика, постепенно снижая НМЦК. Снижать цену следует не произвольно, а в пределах шага аукциона. По 44-ФЗ шаг аукциона — это от 0,5 % до 5 % от НМЦК. То есть при НМЦК в 1 000 000 рублей каждый участник вправе за один раз снизить ее на любую сумму в диапазоне от 5000 до 50 000.
Каждое следующее предложение меньше предыдущего, повышать нельзя.
Подать два предложения подряд, то есть снизить собственное предложение, нельзя.
Подать очередное предложение необходимо в течение 10 минут с момента подачи предыдущего. Если за 10 минут не подано ни одного предложения, торг завершается.
Вот пошаговая инструкция, как участвовать в электронном аукционе для поставщиков:
Шаг 1. Анализ извещения и аукционной документации.
Шаг 2. Подготовка первой и второй частей заявки.
Шаг 3. Подача заявки и обеспечения.
Шаг 4. Участие в торгах.
Шаг 5. Обеспечение и заключение контракта.
Рассмотрим на примерах этапы электронного аукциона по 44-ФЗ в схеме для поставщиков:
| Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
|---|---|---|---|
| 12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
| 12.05 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
| 12.17 | ЦП2 | 950 000 | Не засчитывается: шаг соблюден, но прошло более 10 минут, торг завершен |
Итог: наименьшая поданная цена — ЦП1.
| Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
|---|---|---|---|
| 12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
| 12.05 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
| 12.08 | ЦП2 | 900 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но превышен шаг |
| 12.12 | ЦП3 | 950 000 | Засчитывается: соблюден шаг и время — 7 минут от последнего засчитанного |
Итог: процедура завершена в 12.22, лучшая цена — ЦП3.
| Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
|---|---|---|---|
| 12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
| 12.05 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
| 12.08 | ЦП2 | 991 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но цена повышена, что недопустимо |
| 12.10 | ЦП3 | 990 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но последнее предложение не уменьшено |
| 12.12 | ЦП4 | 980 000 | Засчитывается: время — 7 минут от последнего засчитанного предложения — и шаг соблюдены |
Итог: процедура завершена в 12.22, наилучшее предложение — ЦП4.
| Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
|---|---|---|---|
| 12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
| 12.05 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
| 12.07 | ЦП2 (тот же участник) | 980 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но тот же участник предлагает цену два раза подряд |
Итог: процедура завершена в 12.15, лучшая цена — ЦП1.
По тому или иному сценарию участники завершают непосредственный торг. После завершения всем участникам предлагается последняя возможность понизить свое предложение, но не ниже, чем полученная в ходе понижающего аукциона в электронной форме минимальная цена.
В течение получаса после окончания торгов электронная площадка формирует протокол проведения аукциона, публикует его и направляет заказчику вместе со вторыми частями заявок лучших участников.
Как вести себя на аукционе
Каждому участнику следует заранее определиться со своей стратегией во время его проведения. Есть несколько вариантов стратегий:
В ходе проведения торгов недопустимы заранее согласованные действия участников, направленные на намеренное необоснованное снижение цены или организацию победы для определенного лица. Процедура тендера приветствует свободную и честную конкуренцию. Любые согласованные действия участников, направленные на ее ограничение, незаконны.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Ход торгов по аукциону в соответствии с 44-ФЗ
Первая фаза:
Шаг аукциона составляет от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
При проведении электронного аукциона его Участники подают ценовые предложения, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены на величину в пределах шага аукциона.
Участники электронного аукциона должны подавать предложения о цене контракта, учитывая следующие требования:
• Участник не вправе подать предложение о цене контракта равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
• Участник не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже чем текущее минимальное предложение, сниженное в пределах шага;
• Участник не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений Участников о цене контракта, составляющее 10 (десять) минут от начала проведения аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта (первая фаза), а также 10 (десять) минут после поступления последнего предложения о цене контракта (вторая фаза).
Вторая фаза:
В случае, если Участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим Участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
В случае если в течение 10 (десяти) минут после начала проведения электронного аукциона, ни один из его Участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
Электронный аукцион на право заключения контракта
В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключения контракта.
При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта с учетом следующих особенностей:
• Аукцион проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
• Шаг аукциона должен быть не более 5% от 100 млн. руб.;
• Участник не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого Участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени Участника закупки, которое содержится в реестре Участников такого аукциона, получивших аккредитацию на Электронной площадке;
• Размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Виды закупок
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
Другие способы конкурентных закупок:
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг, контроль и обжалование закупок
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.





