для чего нужна желтая плитка на тротуаре
Если ты увидишь такую желтую плитку, то должен помнить об ЭТОМ!
Наверняка жители городов заметили, что на тротуарах всё чаще стала встречаться странная рельефная плитка желтого цвета. Обычно она уложена возле переходов или остановок и бывает нескольких разновидностей. Но ее предназначение для многих остается загадкой.
Мы решили узнать, зачем нужна эта плитка, и теперь делится с тобой полученными знаниями.
Оказывается, это специальная тактильная плитка для слепых и людей с плохим зрением. Благодаря ее рельефной форме незрячие могут ориентироваться в пространстве. А яркий желтый цвет делает ее заметной для людей с очень плохим зрением.
Плитка с продольными канавками должна указывать им безопасный путь, показывая, как огибать все препятствия. Можно просто вставить трость между желобками и спокойно двигаться вдоль них, не опасаясь, что перед тобой окажется столб или открытый люк.
Плитка с бугорками предупреждает об опасности. Ею устилают тротуары возле переходов через проезжую часть или обозначают края остановок.
К сожалению, наши работники зачастую кладут тактильную плитку как попало, совсем не заботясь об удобстве людей с особенными потребностями. Так, нередко можно увидеть, что тактильная плитка ведет человека прямо под колеса машин или же приводит к какому-то препятствию.
Так что если ты заметишь неправильно уложенную тактильную плитку, не поленись сообщить об этом в соответствующую службу. Это может сохранить здоровье и даже спасти жизнь незрячему человеку!
Вот так объясняется предназначение желтой рельефной плитки. Поделись этой информацией со своими друзьями, им тоже будет интересно пополнить свой багаж знаний.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Тактильные новшества. Рассказываем, зачем в городе нужна желтая плитка с пупырышками
В Бресте не только дороги ремонтируют, но и добавляют тактильные новшества. Желтая плитка с пупырышками, привлекающая внимание вблизи дорог, является одной из таковых. И ее появление – это еще один шаг навстречу развитию безбарьерной среды в городе. Но зачем она нужна?
Подобное покрытие нужно прежде всего для того, чтобы инвалиды по зрению спокойно ориентировались на сложных участках тротуара. Тактильные указатели также делают их перемещение более безопасным. Линии разработаны в двух вариантах: те, что направляют движение на тротуаре, и предупреждающие, непосредственно перед дорогой.
Тактильная коммуникация – передача информации при помощи осязания.
«Переходя пешеходный переход, люди с ограниченными возможностями чувствуют предупреждающее покрытие ногой в начале пути и уже в конце, когда зебра заканчивается», – рассказали корреспонденту «БГ» в управлении капитального строительства Брестского городского ЖКХ.
Сейчас в Бресте активно ведутся дорожные работы, появляются новые тактильные покрытия. Их можно увидеть в том числе возле ЦУМа, на Варшавке, ул. Я.Купалы и других улицах города.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости
Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Если вы увидите такую желтую плитку, то помните об этом!!
Наверняка жители городов заметили, что на тротуарах всё чаще стала встречаться странная рельефная плитка желтого цвета. Обычно она уложена возле переходов или остановок и бывает нескольких разновидностей. Но ее предназначение для многих остается загадкой.
Зачем нужна эта плитка?
Оказывается, это специальная тактильная плитка для слепых и людей с плохим зрением. Благодаря ее рельефной форме незрячие могут ориентироваться в пространстве. А яркий желтый цвет делает ее заметной для людей с очень плохим зрением.
Плитка с продольными канавками должна указывать им безопасный путь, показывая, как огибать все препятствия. Можно просто вставить трость между желобками и спокойно двигаться вдоль них, не опасаясь, что перед тобой окажется столб или открытый люк.
К сожалению, наши работники зачастую кладут тактильную плитку как попало, совсем не заботясь об удобстве людей с особенными потребностями. Так, нередко можно увидеть, что тактильная плитка ведет человека прямо под колеса машин или же приводит к какому-то препятствию.
Так что если ты заметишь неправильно уложенную тактильную плитку, не поленись сообщить об этом в соответствующую службу.
Вот так объясняется предназначение желтой рельефной плитки. Поделись этой информацией со своими друзьями, им тоже будет интересно пополнить свой багаж знаний.
Тайна желтой тротуарной плитки и как глухому вызвать скорую
Знаете ли Вы, зачем в общественном транспорте пускают бегущую строку? Конечно, мы привыкли видеть рекламу, но цель ее – другая. А задумывались ли вы над тем, почему поручни желтого цвета? И что за желтая рельефная плитка выложена на тротуарах и рядом со зданиями? Так много всего, что мы видим и замечаем, но даже не знаем, для чего это все. Разве что о назначении пандусов известно. Да и то, они не всегда пригодны для использования. В суете своих дней, пока не приходится сталкиваться с теми или иными людьми, мы даже не знаем о существовании глухих и слепых людей рядом с нами. Чья жизнь не приспособлена под наши условия, а наши условия не всегда дают возможность приспособиться к их особенностям.
Тайна желтой плитки
Несколько лет назад я видела, как на улице рабочие кладут желтую плитку. Мне казалось, что это делается на случай, чтобы пешеход не подскользнулся. Нигде ведь нет информации о том, что это такое. Только на экскурсии в Реабилитационном центре при мечети «Ярдэм» г.Казани я увидела стенд, посвященный этим самым желтым плиткам с полным описанием разных видов рельефов.

Это специальная тактильная плитка для незрячих и слабовидящих людей. Благодаря ее рельефной форме инвалиды по зрению могут ориентироваться в пространстве. Желтый – последний цвет, которые видят люди с остаточным зрением прежде, чем погрузятся в полную темноту.
Плитка с продольными канавками должна указывать им безопасный путь, показывая, как огибать все препятствия. Можно просто вставить трость между желобками и спокойно двигаться вдоль них, не опасаясь, что перед тобой окажется столб или открытый люк. Косые линии означают направление налево или направо. Плитка с бугорками предупреждает об опасности – значит, следует остановиться. Такими плитками обозначают тротуары возле переходов через проезжую часть или края остановок.
Именно поэтому поручни в автобусах тоже окрашены в желтый цвет, а пешеходный переход в городах в последнее время тоже красится в два цвета – желтый и белый. В России только одна мечеть – «Ярдэм» – приспособлена под потребности незрячих и слабовидящих.

К сожалению, рабочие не понимая, что за плитку они кладут, делают это неправильно. Объясняют ли им, а может все делается по принципу «и так сойдет». Помимо этого ситуация усугубляется и состоянием самой дороги. Уличная грязь покрывает желтый цвет, забивая углубления и не оставляя ничего, что могло бы помочь человеку ориентироваться на местности. Если лето есть хоть какие—то шансы нащупать и увидеть эти плитки, то весной и осенью, а тем более в снежный зимний период – это просто невозможно. И благое дело становится как в поговорке: хотели как лучше, получилось как всегда.



Если человек не видит, то он может слышать. Голосовое объявление остановок очень важно бывает не только незрячему, но и нам, чтобы не пропустить свою остановку. А как узнать, какой маршрут подъехал? Не всегда можно различить номер, приходится по несколько раз переспрашивать у пассажиров или кондуктора, что это за маршрут. Тогда были придуманы голосовые объявления номеров маршрутов автобуса. Если для одних это стало благом, то нередки были и замечания со стороны видящих граждан на назойливость объявлений. Так уж устроен человек, пока не столкнется, не поймет. Сейчас ни 47, ни 10 маршруты автобуса, которые ездят в Казани через реабилитационный центр для слепых не объявляют о том, что это за автобус.
Все познается в сравнении
Когда в Реабилитационном центре НИБФ «Ярдэм» собрались вместе инвалиды по слуху и зрению, они не могли общаться. Но каждый из этой встречи извлек для себя урок: мое положение лучше, чем его. Я смотрела на них и удивлялась. Слепые говорили, что лучше не видеть, чем не слышать. Глухие утверждали обратное. И у каждого были свои аргументы. Наверно, так и учатся люди ценить то, что у них есть, что осталось. Ведь есть еще те, кто не видит и не слышит.
Я долго думала, почему незрячие так рады, что могут еще слышать. Ведь вся их жизнь сильно ограничена. Никуда не выйти – всегда нужен сопровождающий. Мало кто приспособлен самостоятельно передвигаться по городу, совершать покупки, посещать театры и кино. Зачастую жизнь таких людей проходит не только в темноте, но и в четырех стенах и одиночестве. Лишь однажды, на уроке чтения Корана до меня дошла мысль: я могу преподавать незрячим, а глухим – нет. Есть специальный рельефно-точечный шрифт, по которому слепые могут читать тексты и даже Коран. Заучивать Священную книгу наизусть, читать ее. А те, кто не слышит? Как им объяснить звучание букв и слов на другом языке? Они никогда не смогут читать Коран, послушать его, даже азана не услышат. И вспоминается, как мы в суете дней продолжаем наши разговоры, пока звучит азан, а кто-то многое бы отдал, чтобы услышать звуки призыва на молитву.
Даже послушать пятничную проповедь невозможно. Нигде в России, кроме казанской мечети «Ярдэм», нет сурдопереводчика, который бы разъяснял на языке жестов слова имама. Для верующего человека молитва является щитом и опорой в трудные времена. Коран является успокоителем растревоженной души. И тогда впервые я поняла, что не только незрячим, но даже не слышащим приходится очень тяжело. Тяжелее, чем кажется. Ведь у них нет белой трости и черных очков, чтобы мы их выделили в толпе прохожих. Они невидимые в нашем обществе, поэтому мы даже не задумываемся, с какими трудностями они сталкиваются.

Какой он мир тишины?
Едешь в маршрутке, заглядевшись в окно, задумавшись, вспоминаешь вдруг, что пора выходить. И как узнать, когда твоя остановка? Кондуктор не понимает язык жестов, а глухой не умеет читать по губам вопреки распространенному стереотипу. На помощь должна была бы прийти бегущая строка в общественном транспорте. Но там непонятно какая информация: иногда реклама, иногда она вообще отключена. На самих остановках уже не пишут, как это было раньше, название остановки. Современной молодежи помогут гаджеты, в которых нужное приложение укажет местоположение человека. Но ведь не каждый умеет пользоваться современными технологиями, особенно старшее поколение, да и геолокация не всегда точна, не всегда ловит сеть.
Что делать, когда человек идет на автовокзал, где объявляют о приезде автобуса голосовым сообщением, но нигде нет табло с расписанием?
Как пойти в кино, если даже кассир не может понять, на какой фильм и место вам дать место?
Да и к фильмам не делают субтитры. Подумаешь, мелочь. Но как много такая маленькая деталь меняет жизнь многих людей.
Задумывались ли вы о том, как проводят досуг инвалиды? Пойти на экскурсию или в музей, где надписи столь скупы, что смысл от посещения порой теряется. Есть аудиогид, который бесполезен для тех, кто не слышит. Казалось бы, какая проблема – занимайся спортом. И даже здесь появляются преграды, которые просто решить, но они не решаются по тем или иным причинам. И причиной тому бывает банальный человеческий фактор. С одной стороны, не все люди могут пользоваться электронными версиями регистраций и покупкой билетов. С другой, как показывает практика, в российских условиях зачастую глухих игнорируют. Так, например, продавцы-консультанты не обучены и не подготовлены общаться с глухими. Нет элементарного блокнота и ручки, чтобы клиент мог бы письменно задать вопрос и получить такой же письменный ответ. Даже попасть в больницу на прием к врачу становится сложным. Сурдопереводчик рассказал такую историю:
«Однажды мы стояли в очереди к врачу-терапевту. Вышла медсестра и сказала, чтобы я, как сурдопереводчик, зашла одна, оставив пациента в коридоре. Якобы нечего толпиться в кабинете, я без него все расскажу быстренько. Вот такое отношение к глухим людям. Никто не хочет с ними иметь дело».
Не так давно мне довелось смотреть один интересный короткометражный художественный фильм «Двое». Его снял дебютант Михаил Богин в 1965 году. За свою работу режиссер был отмечен призом Международного Канского Фестиваля. Это фильм о студенте консерватории по имени Сергей, который встретил на улице девушку Наташу и влюбился. Вскоре он неожиданно обнаружил, что девушка ничего не слышит, она – глухая. Меня поразил в этом фильме один эпизод. Девушка заходит на концерт, в котором играет классическая музыка. И вдруг тишина. Музыканты продолжают играть, просто она ничего не слышит. Такая вот убивающая тишина, которая идет вразрез с тем, что видишь. Для человека, который привык слушать – это очень тяжело. Именно этот момент помог прочувствовать мне как зрителю, что такое не слышать.
Как вызвать скорую?
С детства нас учат, что в чрезвычайных ситуациях нужно звонить по короткому номеру. Если вдруг случился пожар, увидят соседи и заявят. А если человек стало плохо среди ночи? Никого рядом, некому сказать. Телефон есть, а как позвонить и сказать, если говорить не можешь? Никогда об этом никто не задумывался. Всегда нужно, чтобы что-то случилось неприятное, а потом уже решали вопрос. Хотя в следующей истории все обернулось хорошо, но это стало поводом для создания смс-вызова «скорой помощи». Впервые в России применили этот метод именно в Казани.
В 2010 году, находясь на даче, семья пожилой глухой пары пережила тяжелую ночь. У мужа случился сердечный приступ. Вызвать «скорую» среди ночи не могли. Пришлось связываться с сурдопереводчиком, который в это время спал и не сразу откликнулся.

Рустем Валеев, председатель общества глухих РТ рассказывает:
«Позвонить и вызвать скорую помощь для глухих – это невероятно сложная задача! Когда отсчет идет на минуты, медлить нельзя, каждая секунда дорога. И смс-вызов упрощает задачу и может спасти жизнь многим. Смс-ки набирать практически все умеют, это для нас это единственный способ общения по телефону. Мне известно, что в месяц бывает около 10 обращений через смс. Считайте, это 10 спасенных жизней».
Сначала эта услуга была доступна только в Казани, теперь распространилась по всей России. И эта еще одна невидимая мелочь, с которой нам, слышащим и видящим, не приходится сталкиваться, но которая влияет на жизнь людей.
Как живут незрячие и глухие? Так же как и мы, просто им бывает сложнее адаптироваться в мире, где о них забывают и не замечают. Это касается всех областей жизни: от бытовых потребностей до поступления в высшие учебные заведения или трудоустройства.
Правильная тактильная разметка для слабовидящих и слепых
Примерно в 6 случаях из 10 тактильная разметка пола и тротуаров для инвалидов по зрению выполняется некорректно.
Причем это не пустяковые нарушения требований ГОСТ, а очень серьезные ошибки.
Такой монтаж приводит к тому, что тактильная разметка для слабовидящих не только не помогает, но и представляет реальную опасность, так как вводит в заблуждение.
Чтобы не повторять чужих ошибок и не усложнять жизнь инвалидам еще сильнее, настоятельно рекомендуем прочитать нашу статью.
В ней мы простым языком объясним основные правила укладки тактильной плитки и тактильных индикаторов.
Это поможет вам сориентироваться в теме без углубленного изучения Сводов Правил и ГОСТов по Доступной Среде.
Содержание:
Где требуется тактильная разметка
Согласно требованиям СП 59.13330.2016, СП 136.13330.2012, СП 140.13330.2012 и ОДМ 218.2.007-2011 нанесение напольной тактильной разметки необходимо:
1. В зданиях общественного и административного назначения.
2. На иных объектах общественного назначения (открытые рынки, парки и т.д.).
3. На территориях общего пользования (дворы вокруг зданий, тротуары перед входными группами).
4. На тротуарах, особенно в местах, представляющих источник повышенной опасности.
Средства реализации тактильной разметки
— В зданиях
В помещениях допускается использовать для разметки тактильную плитку, тактильные индикаторы и тактильную направляющую ленту.
Материал допускается любой, обладающий контрастностью и износостойкостью (ПВХ, полиуретан, металлы, керамика, бетон).
— На территориях возле зданий и на открытых площадках
Требования аналогичные, кроме нескольких исключений.
В частности, нельзя использовать направляющую ленту и любые изделия из ПВХ.
Запрет обусловлен недостаточной выносливостью данных средств для тактильной разметки.
— Для дорожной разметки на тротуарах
Для тротуаров перед зданиям и в иных местах, не представляющих опасность, можно использовать тактильную плитку и тактильные индикаторы.
Рекомендуемые материалы бетон, полимербетон, различные металлы (нержавейка, алюминий, латунь).
— Для опасных участков
Разметка участков выхода на пешеходный переход, запрета выхода на проезжую часть и иных с повышенным риском для инвалидов по зрению выполняется только тактильной плиткой.
Рекомендуемый материал бетон и полимербетон.
Тактильная разметка в помещениях
В помещениях необходима укладка тактильного покрытия по пути движения людей.
То есть, от входа до основных функциональных зон (ресепшен, кассы, кабинеты, санузел, регистратура и т.д.).
— Прямые отрезки пути
Указываются прямые безопасные участки пути без поворотов, разворотов и препятствий.
| Фото изделия | Подробности использования |
![]() | Точное соответствие ГОСТ. Используется прямоугольная плитка с продольными рифами. Укладывается так, чтобы рифы располагались параллельно пути следования. Стандартные размеры 180×300 и 180×500 мм. |
![]() | Вместо прямоугольных плиток применяются квадратные с длинными рифами. Размещение аналогичное. Стандартные размеры 300×300 и 500×500 мм. |
![]() | Укладываются длинные тактильные индикаторы минимум в три ряда, параллельно друг другу и путям следования. Расстояние между полосами соответствует размерам, применяемого при укладке шаблона (трафарета). |
![]() | В три или более ряда наклеивается направляющая тактильная лента (желтого или иного контрастного цвета). Ленты должны быть параллельны друг другу и путям следования. |
Несколько примеров корректного указания прямых путей следования для инвалидов (слабовидящих и тотально слепых).
— Повороты прямого пути
Повороты обозначенного пути рекомендуется выполнять под углом 90 градусов.
Однако при невозможности или нецелесообразности, допускаются отклонения от данной рекомендации.
| Угол поворота | Как нужно обозначать |
Менее 30 градусов ![]() | Тактильные элементы, используемые для обозначения прямого пути, просто располагаются под углом. |
Более 30 градусов ![]() | 1. Используется одна тактильная плитка с параллельно расположенными рифами. 2. Тактильные индикаторы типа «конус», располагаются квадратом с параллельным размещением. |
Стоит заметить, что при обозначении поворотов делается чрезвычайно много ошибок из-за незнания значений тактильных указателей или требований СП, ГОСТ.
Рассмотрим наиболее часто встречаемые ошибки.
1. Используется плитка с шахматным расположением рифов (она запрещает ход и нужна для других целей).
2. Используется плитка с диагональными рифами (в новом ГОСТ она не обозначена и применять ее не стоит).
3. Направляющие просто разворачиваются под углом более 30 градусов.
4. В месте поворота ставится сразу несколько плиток, вместо одной (из-за этого ширина становится больше максимально допустимой).
— Поля внимания
Поля внимания требуется размещать перед любыми преодолимыми препятствиями (лестницы, двери и т.д.).
Для их создания используется та же разметка, что и для поворотов.
Но есть несколько различий:
Размещать поля внимания следует под углом 90 градусов к препятствию и желательно под таким же углом к путям.
Путь следования желательно располагать посредине поля внимания.

Важно отметить, что тактильная разметка преодолимых препятствий должна использоваться даже при отсутствии обозначения прямых путей следования.
— Поля ожидания
Полем ожидания называют место, где человек должен остановиться и обратиться к сотруднику за услугой или помощью.
Это площадки перед кассой, регистратурой и т.д.
| Что использовать | Подробнее |
![]() | Используется квадратная тактильная плитка с продольными рифами. Размещается по всей длине зоны ожидания таким образом, чтобы рифы были перпендикулярно пути. |
![]() | Применяются длинные тактильные индикаторы. Они размещаются параллельно друг другу по всей ширине зоны ожидания, но под углом 90 градусов к пути инвалида. |
Зона ожидания размещается по всей ширине места предоставления услуг.
Глубина разметки 42-51 см
Расстояние от конца разметки до препятствия 30 см (начала стойки, стекла регистратуры и т.д.).
Количество рифов на плитке 9 шт., либо 9 индикаторов в ряд.
Наиболее частой ошибкой является использование для области ожидания тактильных элементов для обозначения преодолимого препятствия.
— Запрет прохода
Данный тип разметки указывает на наличие впереди непреодолимого препятствия.
Например, ей стоит по периметру отгородить столбы в залах и прочие конструкции, которые могут нанести вред слабовидящему человеку.
| Что использовать | Подробнее |
![]() | Используется плитка с рифами, размещенными в шахматном порядке. Непреодолимые же препятствия рекомендуется обкладывать плиткой со всех сторон. |
![]() | Используется разметка тактильными индикаторами в виде конуса, размещенными в шахматном порядке. Важно, чтобы блоки конусов были квадратной формы. |
Непреодолимые препятствия должны быть отмечены со всех сторон, к которым к ним может получить доступ человек.
И здесь часто допускается серьезная ошибка.
Разметка обязана размещаться под углом 90 градусов к препятствию с каждой из сторон.
Другими словами, образовывать квадрат вокруг препятствия.
Прочие требования:
Тактильная разметка перед зданиями и на территориях
Тактильная разметка на открытых территориях общественных мест и перед зданиями выполняется по тем же требованиям, что и внутри помещений.
Дорожная разметка для слабовидящих
К дорожной относится разметка, регулирующая движение на участках, прилегающих к проезжей части и иным транспортным путям (ж/д, метро и т.д.).
Размещение регламентируется в пункте 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018.
— Перед пешеходным переходом и пересечением тротуара выездами
Используется квадратная тактильная плитка с продольными рифами.
Размещается так, чтобы рифы были направлены на противоположенную часть перехода (обычно это перпендикулярно проезжей части и путям следования).
Ширина такая же, как у пешеходного перехода.
Глубина от 50 до 60 см.
Расстояние от окончания разметки до края тротуара 30 см.
Плитка с 9 рифами.
Аналогичная разметка применяется в местах пересечения тротуара второстепенным проездом и выездом с дворовых территорий.

Стоит признать, что разметка несколько нелогична и может вводить в заблуждение, но таковы уж требования ГОСТ.
Чтобы упростить инвалидам распознавание, настоятельно рекомендуем путь до данной разметки размечать узкой направляющей плиткой.
Тогда расширение будет более отчетливым.
Также стоит сделать так, чтобы рифы на направляющей и обозначающей переход плитке не совпадали.
— Перед надземным или подземным пешеходным переходом
Применяются те же требования, что и ко всем лестницам.
По всей ширине размещается плитка с конусообразными рифами, размещенными параллельно.
Глубина блока с плиткой 50-60 см, расстояние от начала перехода (= первой ступени) 30 см.
— Перед ж/д полотном
На вокзалах перед железнодорожным полотном и перед путями на станциях метро требуется укладка непрерывной шуцлинии.
Для этого используются специальные бетонные или полимербетонные блоки.
Их ширина 90-100 см, выступающая над основным покрытием часть 5 мм, цвет контрастный.
Размещение 75 см от края платформы на железных дорогах и 120 см от края платформы на станциях метро.
Перед шуцлинией рекомендуется дополнительно размещать полосу из тактильной плитки или индикаторов с обозначением зоны внимания.
Тактильные изделия по ГОСТ
Проблемы с некорректной тактильной разметкой бывают не только по причине неправильного использования.
Часто подводят и изделия, сделанные с нарушением ГОСТ.
Таких достаточно много.
Наиболее частые нарушения:
Реже встречается неправильный рисунок и производство устаревших изделий (например, плитки с прямоугольными рифами).
Правильная тактильная разметка для слабовидящих и слепых : 1 комментарий
На какой стороне ступеней расспологается тактильная лента: на верней или боковой? Тактильную ленту наносят на каждую ступень или на нижнюю и верхнюю?
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.



















