для чего нужно банковское сопровождение
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: когда нужно и как оформить
Разбираемся с простым банковским сопровождением
Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:
Разбираемся с расширенным сопровождением
Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):
Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.
Выбираем банк
Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):
Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, исполнитель обязан заключить соглашение с банком. Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ. Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами. Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).
Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).
Устанавливаем требование о банковском сопровождении
Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»). Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).
Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:
Составляем договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):
Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):
В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Что важно знать о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ
Что такое банковское сопровождение контракта
Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет проводить мониторинг движения денег в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. В особых случаях банк оказывает дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).
Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.
Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).
Виды банковского сопровождения
Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.
Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:
с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
со сроками исполнения обязательств;
с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).
Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:
1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей; 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.
Когда требуется банковское сопровождение контракта
Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства РФ), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.
Если же субъект РФ либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.
На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.
Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.
Порядок осуществления
Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре.
Кроме того, договор содержит:
1.Условия открытия отдельного счета.
2.Обязанности и права сторон.
3.Сроки и методы проведения расчетов.
4.Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
5.Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
6.Порядок изменения и расторжения договора.
7.Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.
Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:
1.Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
2.Условия и права банка на проверку платежных документов.
3.Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
4.Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
5.Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
6.Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.
Договор банковского сопровождения Скачать
Договор на расширенное сопровождение Скачать
Банковское сопровождение контрактов: Зачем это нужно
Итоги дискуссионной сессии на ПМЮФ-2017.
На Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ), который в этом году проходил 16-19 мая, состоялась дискуссионная сессия «Банковское сопровождение по 44-ФЗ и 223-ФЗ: опыт, проблемы и тенденции 2017 года». В качестве модератора выступал Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. Сегодня Т94 публикует краткий обзор мероприятия.
По словам Михаила Константинова, банки являются тем эпицентром, вокруг которого сейчас концентрируются и производство, и инновационные технологии, и те, кто их обслуживает. Таким образом создается полноценная экосистема. О подробностях этого процесса рассказал Первый вице-президент Газпромбанка Александр Казначеев.
– В рамках строительных задач, например, которые решают и компании, и государство, очевидно большое количество проблемных зон, которые ярко вскрылись после олимпийских проектов. И бюджет неконтролируемо вырастает, и затраты, и количество посредников. При этом кредитоспособность компаний, осуществляющих строймонтаж, находится не на самом высоком уровне. Даже если компания имеет высокую технологическую компетенцию, далеко не всегда она может получить гарантию, которая позволила бы адекватно работать с заказчиком, особенно когда речь идет о долгосрочном строительстве.
Александр Казначеев в краткой презентации показал, как банки решают проблемы гарантийного и постгарантийного финансового обслуживания и каким образом их услуги могут быть получены через электронные торговые площадки. Интересно, что солидный банк может выступать для заказчика гарантом благонадежности не только подрядчика, но и самой электронной площадки. Институты финансовых технологий (финтехи) не могут выполнять эти функции, поскольку их деятельность не лицензируется, и таких гарантий, как банки, они давать в принципе не могут. Наиболее очевидным и перспективным путем развития рынка эксперт считает коллаборационистскую модель банка с ЭТП.
Далее слово было предоставлено председателю Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Дмитрию Сачкову. Он согласился с тем, что сопровождение контракта банку передается в первую очередь в связи с тем, что банк выполняет эту работу профессионально, и изложил точку зрения инвесторов.
– Исходя из позиций, изложенных в бюджетном законодательстве, бюджетными инвестициями являются средства, направленные на создание государственного имущества. Для заказчика важнее всего достижение цели за счет расходования бюджетных средств. Он не имеет возможности рисковать. Бюджетное законодательство в принципе не предусматривает риска. Предприниматель же ведет деятельность, связанную с риском. Банк управляет этими условиями, дополняя всю конструкцию обеспечением риска и поддержкой предпринимателя в тех ситуациях, когда эта поддержка необходима, – говорит Дмитрий Сачков.
Михаил Константинов обратил внимание на то, что помимо нацеленности на конечный результат и экономическую эффективность, существуют вопросы процедурного контроля. О них рассказал Артем Молчанов, начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы России:
– Ключевой момент – система, построенная на рациональном хозяйствовании. Рационально хозяйствовать можно только путем баланса административных мер и экономических. Надо оценивать результат, необходимо оценивать последствия, необходимо оценивать конкретную экономическую выгоду для государства от заключенных контрактов и их реализации. Затраты на государственное регулирование не должны превышать этот эффект. Далее: необходимо внедрять современные технологии и современные подходы в экономике и в юриспруденции. Система государственного заказа в нашей стране отличается по своему технологическому содержанию от того, что есть в зарубежных странах. Многие коллеги нам просто завидуют – говорят, что у нас есть замечательные технологические решения для управленческой и контрольной деятельности. Но их надо совершенствовать, модернизировать, понять, чего в них не хватает. Элемент банковского сопровождения – это способ управления контрактом, который тоже надо развивать. Он построен на хорошей юридической тяжеловесности банковского сектора и высокой технологической его оснащенности. Мы возлагаем большие надежды на Министерство финансов, у нас общая позиция по многим процессам.
К вопросу о технологиях, Президент Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков рассказал о том, что в каждой отрасли существует огромное количество данных, анализ которых может быть полезен для экономического и процедурного регулирования. Проблема только одна – недостаточная открытость этих данных. В своей презентации он показал, каким образом отрасль электронных торговых площадок может оцениваться при помощи ряда индексов, разработанных НРА. Эти индексы интегрированы в аналитическую систему Trade Inspect Электронной торговой площадки Газпромбанка и задействуют открытые данные площадок с объемом торгов свыше 100 млрд руб. в год. «Система индексов полезна и для заказчиков, и для поставщиков», подчеркнул эксперт.
Завершающим стало выступление Алексея Ульянова, директора Института повышения конкуренции. Он как всегда тверд в своем мнении, что процедурный контроль за закупками ведет к отрицательной селекции, именно по этой причине в США и Евросоюзе процессуальный контроль не практикуется, хотя нарушение процедур может быть одним из аргументов судебных разбирательств. Он упомянул также эксперимент, проведенный его институтом: «Звонили в фирмы, торгующие компьютерной техникой, и запрашивали цены, а потом представлялись бюджетным учреждением и добавляли, что покупать придется по закону 44-ФЗ. Цена тут же повышалась на 20–30%. Сговориться они не могли, просто бизнес закладывает в цену издержки контроля, сложных процедур, отвлечения средств на банковскую гарантию или обеспечение и т. д.»
– У меня как у человека, который к законотворческой деятельности имеет отношение потребительское – я всего лишь обязан выполнять, то, что предписано законом – по итогам встречи возникло очень приятное впечатление. С одной стороны, есть управление бюрократическое, с другой – потребность в извлечении экономической выгоды. В середине – стабилизатором – находится существующее законодательство. Оно под воздействием этих факторов меняется, и наверное, благодаря этому в нашей стране что-то до сих пор работает, – сказал Михаил Константинов.
Дискуссионная сессия транслировалась в прямом эфире интернет-пользователям из Москвы, Нижнего Новгорода и Красноярска. Запись доступна на сайте Петербургского международного юридического форума.
Принципы банковского сопровождения контрактов
Понятие
Комплекс мер, которые направлены на мониторинг, анализ и подготовку для заказчика сведений о совпадении параметров поставленного товара, исполненной работы и оказанных услуг с заявленными в контракте, — всё это укладывается в понятие «банковское сопровождение контракта» (БСК).
Его осуществление регламентируется ПП № 963 от 20.09.2014, которое, обозначая все аспекты банковской услуги, называет также случаи, когда его применение неизбежно.
Оно обязательно при:
Одновременно в ПП обозначается недопустимость его использования при выполнении гражданско-правовых договоров, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками.
Также запрещается банковское сопровождение контрактов, связанных с исполнением гособоронзаказа, или соглашений, заключаемых за пределами гособоронзаказа, но ставящих своей целью закупки, которые имеют отношение к гостайне.
Виды и тарифы
Практикуются 2 вида банковских сопровождений:
При этом простое банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ осуществляется на безвозмездной основе, в то время как расширенный его вариант требует оплаты согласно следующим тарифам:
Вычисленная подобным образом сумма подлежит внесению в текст контрактного соглашения в качестве обязательной к уплате с присовокуплением к ней порядка осуществления расчётов между всеми участниками договорных отношений.
Чтобы поставщик мог привлечь банк для осуществления простого БСК, ему требуется соблюсти такие условия:
Со стороны заказчика в условия привлечения банка для проведения расширенного БСК входят такие его обязанности:
Требования к банкам
Правительственное постановление № 963, разъясняя, как устанавливается банковское сопровождение контракта, заключаемого для федеральных нужд, одновременно выдвигает конкретные требования к банковским учреждениям, привлекаемым к сопровождению государственных и коммунальных контрактов.
Наиболее существенные из них заключаются в:
Алгоритм
Востребование БСК в процессе исполнения госзаказа предполагает следующий алгоритм действий:
Правом выбирать банковское учреждение обладает не только заказчик, но и поставщик.
При этом 44-ФЗ обязывает фиксировать данные о БСК в:
Если заказчик не указывает данные о необходимости банковского сопровождения в закупочной документации, то это чревато для него штрафными санкциями по КоАП. А отказ от заключения договора по БСК грозит административным наказанием для обеих сторон закупочного процесса.
Содержание договора
Договор об осуществлении БСК должен включать в себя сведения о:
Банковские отчёты
Правительственное постановление о БСК предъявляет требования к формированию банковских отчётов, которые заключаются в необходимости:
Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ, выполняя функцию контроля за надлежащим исполнением контрактов, делает госзакупочный процесс упорядоченным, прозрачным и в итоге более эффективным.
Каким госконтрактам требуется банковское сопровождение
Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ — это способ проконтролировать использование бюджетных и инвестиционных средств в рамках поставок для потребностей государства. Условия по сопровождению заказчик включает в госконтракт.
Суть процесса в том, что исполнитель открывает обособленный счет в уполномоченном банке, заказчик отправляет туда платежи, а банк проверяет платежную документацию исполнителя на соответствие положениям контракта, проводит платежи и передает заказчику сведения об использовании денежных средств в ходе выполнения договора. Если где-то указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено, это значит, что нет надобности в добавочном финансовом контроле и банк для ревизии расчетов не привлекается.
Закон о контрактной системе оговаривает простой и расширенный виды банковского сопровождения (БСК).
Простое банковское сопровождение
Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:
Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.
Расширенное сопровождение банками
В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:
На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.
Как выбрать сопровождающий банк
Заказчик или победивший исполнитель выбирают уполномоченный банк до начала закупки и прикладывают проект договора о БСК к проекту госконтракта. Чтобы банк имел возможность оказывать комплекс услуг, когда требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, он должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ и п. 10 правил банковского сопровождения:
Банк в праве сопровождать госконтракты, только если он включен в специальный перечень Министерства финансов, представленный на официальном сайте Минфина. Если банк в ходе сопровождения выбыл из списка, менять его не нужно, он продолжит сопровождение до полного выполнения контракта.
Дополнительные требования к банкам
Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.
Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:
Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:
Как установить требование о банковском сопровождении
Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:
Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:
Как составить договор банковского сопровождения
Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:
В договор о расширенном БСК добавьте:
