для чего нужно играть гаммы и этюды
Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано
МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»
«Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»
Преподаватель по классу фортепиано: Чикулаева Марина Владимировна
В данном методическом сообщении я постаралась изложить поэтапную работу над гаммами и упражнениями, обращая внимание на изучение аппликатурных принципов, преодоление тех или иных трудностей в техническом плане, используя различные упражнения.
Ведь с самого начала обучения игре на фортепиано дети встречаются с понятием «Гамма«. Первые прикосновения к клавишам, первые песенки построенные на звуках гаммы, желание научиться играть на фортепиано. Хотелось бы, чтобы интерес, с которым ребенок пришел в музыкальною школу не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами.
В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.
Все дело в том, как эти занятия организовать. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.
— раскрыть значение игры гамм на фортепиано;
— поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;
— показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.
Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.
Значение гамм в игре на фортепиано.
Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Изучение гаммна уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т. д.).
Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.
Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)
Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.
1. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.
Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Я даю ребенку такие упражнения, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм,я имею в виду:
— подготовка первого пальца;
— подготовка кистевых движений;
— подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.
Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения:
1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку (прим. 1).
Паучок плетет свой дом,
Паучку прекрасно в нем,
Он плетет и напевает,
Всех друзей к себе сзывает.
Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.
2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.
Упражнение играем с подтекстовкой (прим. 2):
Закрутись, закрутись, ты веревочка моя,
Раскрутись, раскрутись, ты веревочка моя.
Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».
Мы веселые две квинты
Ты нас правильно сыграй
Первый, пятый, первый, пятый
Ты скорее проиграй.
На стене часы весят,
Тихо мирно говорят:
Зайка ушастенький, ловкий зверек,
Прыгает весело – скок да поскок!
Также я использую подготовительное упражнение для гибкости кисти.
Покачаюсь на качельке,
В гости к бабе, деду,
Вот вся песенка моя!
После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.
2. Знакомство с гаммой.
При знакомстве с гаммой я ребенку объясняю, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.
Затем я перехожу к игре звукоряда по позициям с использованием подтекстовки:
Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.
После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении.При исполнении используем подтекстовку:
Все куда-то разбежались,
Заскучали и примчались
Параллельно я знакомлю учащегося с расходящейся гаммой. Я объясняю, что теперь мы попробуем сыграть 2мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся». Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5.Можно играть с подтекстовкой:
В расходящемся движении
Все в зеркальном отражении.
Знакомство с хроматической гаммой. В продолжении знакомства с гаммой я рассказываю, что еще одно упражнение есть в гамме, которое называется хроматической гаммой. Затем мы вместе с ребенком разбираем, что такое хроматизм – это поступенное движение по полутонам, т. е. по белым и черным клавишам. После этого я говорю ребенку, что при игре хроматической гаммы есть золотое правило – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3й палец, а на белых – 1й, но, как и в любом правиле есть исключения – там, где между белыми клавишами нет черной – мы всегда играем 1-2м пальцами. При исполнении упражнениииспользуем подтекстовку: «Хроматизм играем».
Знакомство с аккордами и арпеджио.
При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – созвучие трех звуков, т. е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т. е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения,которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд. Затем я объясняю, что арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играются такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами, но в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.
После того, как ребенок усвоил игру этих упражнений трезвучием, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту.У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.
Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. Можно играть упражнение и петь с подтекстовкой. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т. е. если движение идет вверх – играем на крещендо, а если вниз – на диминуэндо.
3. Работа над гаммами во 2м классе.
Во втором классе в работе над гаммамистоят уже следующие задачи:
— игра гамм 2-мя руками;
— игра гамм в две октавы;
— ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;
— звуковедение в арпеджио;
— в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.
Таким образом, для достижения этих целей я использую следующие упражнения:
1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы:
а) Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик. Можно играть и вслух называть те пальцы, которые мы подкладываем (например, в до-мажоре – 1й в правой руке, 3й в левой при движении вверх). После того, как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы. Я объясняю, что когда мы переходим играть во 2ю октаву, то мы вместо 5го пальца в правой руке ставим 1й, а в левой после 1го ставим 4й (т. к. 1й палец заменяет 5й).
б) Гамму играем в медленном темпе, хорошо «маршируем» пальчиками, все звуки проговариваем.
Ветер на море играет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
г) Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении на верх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо.
а) При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, поэтому я использую упражнение «Мамочка милая». В этом упражнении ребенок должен ласково, нежно, на Legato пропеть пальчиками. Ощущение веса в руке и работа кисти при исполнении этого упражнения помогают добиться певучести, равномерного звучания. Я объясняю ребенку, что у пальчика есть рюкзачок (вес, который он должен передать следующему. При исполнении можно использовать слова «Мамочка милая» (прим. 4).
б) Игра полностью арпеджио с круговыми движениями кисти, которая помогает «передавать рюкзачок» (вес) от одного пальчика в другой.
3. Аккорды. При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек». Для достижения этой задачи я даю учащимся следующие упражнения:
а) поиграть отдельно по интервалам – терции, квинты и слушать, чтобы звуки звучали вместе. Если ребенок справляется,можно усложнить задачу: выделять в данном интервале верхний или нижний звук.
б) игра полностью аккорда по 3 раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т. е. первый тихо, второй громче, и последний громко (прим5).
Работа над гаммами в средних и старших классах.
При работе над гаммами в средних и старших классахстоят следующие задачи:
— изучение 4х звучных арпеджио;
— игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);
— ровность, четкость исполнения;
— добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).
С третьего класса в работе над гаммами я использую следующие упражнения:
1. Игра гамм в прямом и расходящемся движении.
а) Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).
б) игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (прим. 6).
в) с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.
г) игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, на мой взгляд, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.
д) при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре, которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).
е) при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.
2. Игра коротких арпеджио по 4 звука.
а) перед тем, как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ребенку аппликатурные принципы. Итак, я объясняю учащемуся, что 4х звучные арпеджио мы всегда играем 1,2 и 5м пальцами, меняются только 3й и 4й. Затем я даю небольшую табличку, в которой в доступной форме написана аппликатура арпеджио для всех тональностей, и по ней объясняю, что в этой таблице написаны те пальцы, которые меняются, а те, которые не меняются, мы уже знаем, что они всегда одни и те же, и затем по таблице объясняю аппликатуру. После чего прошу ее выучить наизусть, как таблицу умножения.
Мажорные гаммы: пр. р. 344
минорные гаммы: пр. р. 343
До, Соль, Фа маж. пр. р. 344
ля, ми, ре мин. Лев. р. 443
б) при знакомстве с 4х звучными арпеджио играем отдельно каждой рукой с удвоением того звука, на который попадает 3й или 4й палец.
в) также можно при знакомстве с этим видом упражнений играть с удвоением каждого звука с подтекстовкой (например, правая рука в до-мажоре):
Мы играем третий пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
И опять играем третий.
Первый звук можно играть на staccato, а следующие два соединить на legato, последние звуки в данной фигурации со следующей соединять лигой.
г) Игра арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.
3. Ломаные арпеджио. Без знания аппликатурных принципов и аппликатуры в целом 4х звучных арпеджио ломаные играть невозможно. При знакомстве с этим видом упражнения поиграть медленно, нужно подумать, прежде чем сыграть следующий звук. Затем, когда учащийся освоит можно переходить к более быстрому темпу, играя на legato, с динамикой.
4. Длинные арпеджио. При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца вовремя, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения:
а) Игра длинных арпеджио в медленном темпе с остановками, перед тем как поставить 1й палец и заранее его приготовить.
б)проучить так называемые стыки 1го пальца с соседними: соль-до-ми (правая рука в до-мажоре)
в) поучить путем прибавления каждого следующего звука.
г) игра длинных арпеджио от первого звука до вершины на крещендо, т. е. с динамикой, на хорошее legato.
5. Аккорды. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. Итак, в работе над аккордами я использую следующие упражнения:
а) игра аккордов по 3 раза с динамическим нарастанием, на staccato, последний раз на – маркато (помогает почувствовать вес в руке).
б) если учащейся не может понять, что значит вес в руке (играть с весом) можно сделать следующее упражнение – подойти к стене на небольшое расстояние и как бы упасть на руки, оперевшись руками на стену, а затем и пальцами.
в) игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука (верхний на форте, остальные на пиано, среднего и нижнего.
г) игра всех аккордов с динамикой, с весом в руках.
Во втором полугодии учащиеся изучают бемольные гаммы, в которых меняется аппликатура. И сейчас я бы хотела рассказать, как я объясняю аппликатуру учащимся. Т. к. в младших классах программой не предусмотрено изучение бемольных гамм, то я не рассматривала данный вопрос в младших классах. Итак, при изучении той или иной бемольной мажорной гаммы я рассказываю учащимся, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажор.
Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.
Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.
1. Левин, Ю. В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М. : Советский композитор, 1978.
2. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков –Ленинград: Музыка, 1985.
3. Либерман Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003.
4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста – М. : Советский композитор, 1989.

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1. Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире.
Педализация в процессе обучения игре на фортепиано «Педаль-душа рояля» (А. Рубинштейн) Рояль, как инструмент и богатая фортепианная литература пользуется огромной и заслуженной популярностью.
О пользе обучения детей игре на фортепиано Уроки фортепиано не только обеспечивают детям возможности для музыкального обучения. Исследования показали, что обучение игре на фортепиано.
Проектная работа учащихся 3 Б класса «Лего в нашем классе» Есть утверждение, что все гениальное просто. Во втором классе у нас начал работать кружок Роботостроение. Нам очень хотелось побыстрее освоить.
Проверочная работа по Однкнр в 8 классе к урокам №1–3 по разделу «В мире культуры» Проверочная работа к урокам №1-3 по разделу «В мире культуры» Ф. И. учащегося___класс___ I вариант.
Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ «Действия с десятичными дробями» Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ по теме: «Действия с десятичными дробями». КАРТОЧКИ для проверки Знаний Умений Навыков действий.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями в ДОУ Смысл данной формы физического воспитания ребят дошкольного возраста безоговорочно. Самостоятельные занятия, создают у ребят умение избирать.
Зачем играть гаммы на фортепиано
Давайте ответим на вопрос – зачем играть гаммы на фортепиано?
Хорошо, мы признаем, что изучение гамм не самая интересная вещь в мире. Если у вас есть соблазн пропустить эту ступень обучения – вы, конечно не одиноки! Но есть много причин, почему начинать свои практические занятия с гамм – это хорошая идея.
Во-первых, играть гаммы на фортепиано это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на трассу.
Как мы вскоре увидим, игра гамм включает в себя некоторые технические движения, такие как скрещивание пальцев над и под друг другом. Это то, что пианисты должны делать все время в своих пьесах, поэтому гаммы обеспечивают идеальную платформу для практики технических элементов. Они также отлично подходят для улучшения четкости нот, развития контролируемого звука и увеличения скорости. (Мы все хотим играть быстрее, верно?) Так что играть гаммы на фортепиано это полезно!
Наконец, гаммы помогут вам узнать тональности, аккорды, поможет лучше ориентироваться в нотах, в импровизации, написании песен. В общем это просто необходимо.
Нумерация пальцев при игре на фортепиано
Виды гамм
Тоны и полутоны
Термины тон или полутон относятся к расстоянию между двумя нотами. Полутон-это расстояние между двумя нотами на фортепиано непосредственно рядом друг с другом. Например, C-C# – это полутон, как Eb-E или как E-F.
Тон-это просто два полутона. C-D-это тон, как G# – A#, как Eb-F. То есть между двумя есть еще один звук.
Я думаю ответ на вопрос зачем играть гаммы на фортепиано очевиден. Вам может показаться сложным все то, о чем говорилось выше, но это только на первый взгляд. На самом деле все просто, все предельно просто. Главное внимательно вникнуть в каждую деталь. Успехов!
«Занимательные гаммы» некоторые важные моменты в игре гамм
Разделы: Музыка
В моей педагогической практике часто встречаются дети с небольшими музыкальными способностями и возможностями. Развивать и направлять их помогает мне ряд упражнений, применяемых мною (опираясь на опыт лучших педагогов и их рекомендации) в усвоении гамм. Данным опытом хочу поделиться.
И еще важный момент. Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.
Звуковые задачи при игре гамм
2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).
3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.
4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.
5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.
Начальный период игры гамм
В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.
Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линеарности звучания, текучести, чтобы не было ощущения «точечности» звучания. Играть певучим, выразительным legato. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.
Техническое освоение гамм
По формуле мажора (чередование тонов и полутонов) строим мажорную гамму. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре бемоль мажора для левой руки, так как в их звукоряде есть так называемая Формула Шопена. Эту формулу Шопена Г.Нейгауз называл «гениальной по своей дальнобойности» фортепианной формулой. Играя эти гаммы, ученик сразу учиться придерживаться середины клавиатуры, а не спускаться к краям клавиш. Располагая длинные пальцы на четырех клавишах, кисть приобретает естественную, непринужденную форму, исключающую зажим мышц.
Разбиваем данные гаммы на аппликатурные позиции. Первый палец «сохраняет» верность белым клавишам. Остальные пальцы располагаются на черных клавишах.
Для закрепления аппликатурных позиций и удобных мышечных ощущений играем эти позиции интервалами и кластерами.
Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с так называемой тряской. Чтобы этого избежать, усвоения приема legato у моих учеников проходит постепенно, начиная с двух нот с дальнейшим добавлением. Так доходим до пяти пальцевой позиции. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с палаца на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение.
Кистевые вспомогательные движения
при котором производится «рессорный», упругий нажим, приводящий к некоторой временной фиксации в запястном суставе. Руки движутся друг от друга в разные стороны.
Тренировка гибкости и подвижности первого пальца
Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши утлом «подушечки» и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как «опорная свая» всего кистевого «купола», как «ножка циркуля». При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз.
Для тренировки первого пальца и приобретения им требуемых качеств можно использовать следующие упражнения (см. приложение)
При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:
1. Пальцы не должны «вязнуть» в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.
2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.
3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору паяцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.
4. Не «выколачивать» первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
Осваивать гаммы двумя руками удобно начинать с Ми мажора. Большое количество черных клавиш роднят ее с позицией Шопена. (приложение 24) Остается то же расположение руки на средней линии клавиатуры и ощущение того же мышечного удобства. Ученик знакомится с симметричной,»зеркальной» аппликатурой, запоминая положение 4 пальца: на VII ступени в правой руке и на II ступени в левой.
Для закрепления видов минора и умения свободно переходить из одного в другой, играем по совету Корыхаловой Н. следующее упражнения (приложение 25).
В этот период продолжается закрепление игровых навыков, идет поиск ощущения удобства в игре, отрабатывается пластика пианистических движений. В это время я ставлю перед учеником уже больше художественных задач: динамические и артикуляционные, а также задачи на координацию движений обеих рук в различных динамических и артикуляционных соотношениях. Играя и выполняя данные задачи, учащиеся, учатся связывать качество звука с определенными пианистическими движением: продолжает закрепляться звуко-двигательная связь.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ
1 Сыграть гамму форте (f)
Но кроме объяснения технической стороны извлечения звука f, педагог должен обратиться к музыкально-слуховым представлениям учащихся. Ведь не двигательно-моторный фактор стоит на первом месте в исполнении музыки, а прежде всего мысленное представление звукового образа, осознание художественной цели. А уже слуховые представления помогают ученику найти необходимое пианистическое движение для воплощения на инструменте своего звукового «прообраза». Поиски звука нужного количества и характера приведут учащегося к нахождению целесообразного приема, удобного ощущения. «Что» определяет «как» (Цит. по: 7). У него постепенно будет закрепляться между слуховыми представлениями и необходимыми движениями.
Играя гамму f, маленький ученик будет представлять, как «шагает большой, грузный слон», но «надев мягкие тапочки». Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким, а мягким, благородным. Особенно это будет слышно в низком регистре, в начале движения гаммы.
2. Сыграть гамму пиано (р)
Играя гамму piano, Важно не «шептать», не «прятаться». Звук должен быть опертый, пронизывающий. По выражению Перельмана Н. «пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала» (Цит. по: 9). Чтобы добиться нужного качества звука ученику подсказывается пианистический прием: мышцы верхней части руки удерживают ее в подвешенном состоянии, рука легкая, воздушная. Вся нагрузка приходится на пальцы. Возрастает роль цепких, активных, точных, собранных пальцев с упругими, покалывающими клавиши кончиками. Играем легко, прозрачно, с точным «прицелом» пальцев.
Ученики представляют образ «росинок на цветах на утреней заре». Тихое звучание соответствует образу
3. Совершать волнообразное движение
В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания. Савинский С. писал, что «над сгеscendo и diminuendo надо работать, как над технически трудными пассажами» (Цит. по: 11).
Ученик должен научится четко соотносить свои физические ощущения (разумное регулирование веса руки с чувством мышечной свободы) со слышимым звуковым результатом. Осознав поставленную звуковую задачу, ученик может сам найти технический прием, который приведет к нужному качеству и характеру звука. Но сначала педагог подсказывает ученику нужное движение, настраивает его слуховую фантазию и определенный образ.
Играем гамму «звуковысотной динамикой»: вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Ученики сами придумывают и настраиваются на образ: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши.
Можно представить, как мы приближаемся к. какому-то источнику звука: оркестр, играющий в глубине парка, патефон со старой пластинкой в дальней комнате дома. И по мере приближения к ним звучание становится громче и наоборот. Рука придерживается мышцами плеча, прикосновение пальцев к клавиатуре облегчается.
1. Сыграть гамму кистевым staccato
Играя гамму кистевым staccato в верхнем регистре, делаем плавный, легкий отскок кисти, как бы рисуя образ: «от порыва ветра разлезается одуванчик», «впорхнул мотылек», «росинки блестят на солнце». Тембр звучания «светлый», «мягкий», «прозрачный». Но кончики пальцев должны быть фиксированными, так как легкость звука («росинки маленькие») должна сочетаться с прикосновением пальца до дна клавиши («блеск их на утреннем солнце»)
2. Сыграть гамму пальцевым staccato
Из многочисленных видов приемов игры staccato маленький ученик, прежде всего, должен научится игре кистевым и пальцевым staccato.
3. Сыграть гамму певучим, кантиленным lе gato
В этой фразе слышится настроение звучности к кульминации «ре». Все звуки до опорного «ре» надо объединить одним движением запястья, при этом несколько фиксировано. Рука перемещается плавно, погружается с каждым звуком все глубже и глубже в клавиши. Пальцы находятся с предварительным контактом с клавишами. Нажимом передаем вес руки от плеча через кончики пальцев в дно клавиши и чувствуем эту опору до перехода в следующий звук.
После кульминации звучность спадает. Это сопровождается расслаблением кисти на четырех последних зевках и небольшим «вздохом» кисти на «фа-диез». Кистъ делает гибкое овальное движение перед последним звуком. Пальцы не изолированы, а связаны со всей рукой гибкой и пластичной. Подтекстовка поможет проинтонировать фразу, сыграть более выразительно.
Ритмическая игра гамм будет заключаться в следующем:
1. Игра с акцентами с разной пульсацией (меняется ритмическая группа в одной доле, и начало каждой группы акцентируется).
2. Игра в разных ритмах и в сочетании с различной артикуляцией.
Акценты берутся все время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем. Напряжение пальца на акценте моментально сменяется расслаблением. Здесь нужна активная работа сознания, Дающие четкие «приказы» пальцам, и особенно необходима хорошая связь между слухом и движением: внимательно следить, чтобы акценты, взятые разными пальцами, звучали одинаково. Полезно сделать подтекстовку
2. Играем триолями на 3 октавы (чтобы закончить на тонике) (см. Приложение 28).
3. Играем квартаолями (см. Приложение 29).
4. Играем секстолями на 3 октавы. Увеличивая количество звуков в ритмической группе, исполняемых легкой рукой после акцента, мы играем в более быстром темпе. Это служит одним из этапов в подготовке к игре в быстром темпе (см. Приложение 30).
5. Играя квартаолями, в самой группе меняется место акцента. Начало затактовое (см. Приложение 31).
Игра в разных ритмах в сочетании с различной артикуляцией
1. При игре триолями, квартолями, секстолями используем различные штрихи (см. Приложение 32-а, б, в).
2. Примеры ритмических и артикуляционных сочетаний (см. Приложение 33).
Координационные задачи и развитие полифонического слуха при игре гамм
Часто у учащихся страдает способность координации движения рук, и они не могут согласовать между собой различные задачи, выполняемые разными руками. Ученику необходимо скоординировать составные части музыкальной ткани. Сохраняя независимость каждого элемента музыкальной фактуры. Приобретение навыков координации движения связаны с развитием мышления (надо ясно представить составляющие линии музыкальной ткани, чтобы музыка не звучала однообразным потоком, в котором утонули и ведущие линии, и мельчайшие детали, элементы музыкальной фактуры), слуха (необходимо слышать фактуру музыки в полном объеме) и техники (наиболее важным является гибкость технического аппарата, пластичное взаимодействие всех его звеньев, иначе руки, что называется, «расходятся», одна рука отстает от другой).
Играя гаммы, мы, таким образом, можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и мышления. Чтобы тренировать соответствующие мозговые центры, отвечающие за недостатки координации, мы можем поиграть гаммы в следующих вариантах:
1. Различная динамика
Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)
Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна. А, по мнению Маргариты Лонг, ведущей при игре должна быть левая рука, ей принадлежит «ритмический приоритет» (у которого левая рука развита меньше правой) (Цит. по: 2)
2. Различная артикуляция
3. Различный метроритм
а) можно поиграть упражнение Корыхаловой н. (см. Приложение 34). Здесь одна рука играет роль «дирежора», она отсчитывает опорные доли и тем самым влияет на ритмическую точность;
6) то же упражнение можно поиграть с несовпадающей артикуляцией в партиях обеих рук (см. Приложение 35).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ
В БОЛЕЕ СТАРШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

