для чего нужно молчание

Научиться молчать

Почему Арсений Великий говорил о том, что нередко раскаивался в сказанном, но никогда не сожалел о молчании? Возможно, он вспоминал при этом о годах, проведенных в столице, в ее блеске, в ее «высшем свете», в котором света на самом деле так мало и так много самой настоящей тьмы – мало правды и много лживых, льстивых, неискренних речей. Возможно, ему на ум приходили ситуации, когда его собственные слова, произнесенные под влиянием определенных обстоятельств и чувств, спустя какое-то время оказывались не соответствующими действительности, что не могло не уязвлять его чистую душу. Возможно, когда-то ему случалось давать кому-либо не очень удачные советы, и впоследствии он об этом скорбел… Но всё это относилось к прежней – многозаботливой, многопопечительной, наполненной суетой жизни, а уж никак, кажется, не к тому преподобническому житию, которое проводил он в пустыне.

Почему это «раскаяние в сказанном» оставалось для подвижника по-прежнему живым и сильным? Отчего он, безмолвник, напоминал об опасности, которую таит в себе наш собственный язык, – другим и наравне с ними себе самому? Или даже в первую очередь – себе самому?

Когда мы говорим безудержно и беспорядочно, нам очень трудно уследить за всем, что взошло откуда-то из недр нашего сердца на язык, покрутилось на нем да и сорвалось с него. Мы чувствуем вечером опустошенность, усталость, какую-то неясную тяжесть на душе и относим всё это к впечатлениям прошедшего дня, к его обстоятельствам – иногда непростым, иногда прямо искусительным. Но нам часто невдомек, что в значительной степени усталостью и опустошенностью этими обязаны мы самим себе – тому, что и как мы говорили, тому, насколько невнимательными мы были по отношению к «исходящему из уст».

Это кажется нам настолько естественным, настолько привычным – общаться, поддерживать разговор, беседовать… Это представляется нам чем-то совершенно необходимым, видится неотъемлемой частью нашей жизни, пребывания в сообществе с другими людьми. И, пожалуй, именно так это и есть. Но редко, редко кто отдает себе отчет в том, что каждый раз, прежде чем произнести то или иное слово, необходимо хотя бы немного поразмыслить, взвесить его на весах своего сердца, понять, будет ли сказанное правдой или окажется ложью, принесет оно кому-то пользу или навредит, доброе оно или злое. Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив – прежде всего с точки зрения евангельской.

«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37) – это предупреждение зачастую кажется нам иносказанием: что такое слово, важны дела! Но Господь – не мы. И если что-то сказано Им, то сказанное – истина.

Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует

Есть огромная, теснейшая связь между тем, что мы говорим, и нами самими. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» – не только в жизни, судьбе других людей, но и, прежде всего, в нашей собственной. Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует – неким вторичным, но очень действенным образом. И либо мы управляем своим словом, сознательно и ответственно относясь к нему, либо оно управляет нами.

То, что мы говорим, всегда так или иначе проявляет какую-то часть содержания нашей жизни, нашего сердца, нас самих – в том числе и сказанное «случайно», между делом, без рассуждения и осмысления. Проявляет, а вслед за тем закрепляет, взращивает это содержание в нас, и горе нам, если закрепляемое и взращиваемое – не лучшее из того, что вообще может быть в человеке. Оттого-то и образуется это единство произносимого и жизни человека, даже в том случае, если он лжет.

Можно снова вспомнить преподобного Антония Великого: «Бог хранит тебя до тех пор, пока ты хранишь уста свои». То есть хранимы мы до тех пор, пока готовы созидать, пока внимательны к себе, пока продолжается внутренняя работа, и не хранимы – когда начинаем сами свое внутреннее разорять, перестаем следить за тем, что рождается в сердце и исходит потом из уст. Потому что близок Бог к боящимся Его, и далеки от Него те, кто говорит необдуманно, бесстрашно и много.

Уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит

Много говорить небезопасно ведь не только оттого, что внимание трудно сохранять и посему «во многословии не избежишь греха» (Притч. 10: 19). Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк объясняют своему ученику, впоследствии известному всему христианскому миру наставнику аскетической жизни, в то время еще не авве, а просто Дорофею: «Ты так много говоришь только потому, что не познал еще, какой это приносит вред». Какой? Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит.

Тепло… Это то самое тепло, радующее наше сердце и сообщающее жизни ощущение ее подлинности, которое мы испытываем, хорошо помолившись, умилившись сердцем при чтении святоотеческих книг или же во время богослужения, когда поемое и читаемое особенно сильно трогает душу. То, которое мы так быстро теряем и даже не замечаем – как и почему. Были бы внимательнее, замечали бы: теряем сразу же, как только начинаем много и «неосторожно» говорить, причем не только о вещах суетных и пустых, но и о вещах душеполезных – просто много. Были бы внимательнее – многое бы и помимо того замечали…

…Очень важно – понять эту огромную внутреннюю связь, связь между тем, что пребывает внутри нас, и тем, что исходит вовне. Понять, насколько одно влияет на другое. Насколько зависит наше слово от нашей жизни и жизнь – от нашего слова. Потому, опять же, за каждое слово праздное, то есть лишнее, и дадим мы ответ на Суде (см.: Мф. 12: 36). Если лишним, ненужным было оно, то лишнее и ненужное взрастило и укрепило оно в нас, вытеснив из нашего сердца то, что было жизненно необходимо, не оставив для него достаточно места. Если, хуже того, злым, гнилым оно было, то умножило и утвердило оно в нас злобу и гниль. Как же научиться оценивать то, что ты хочешь сказать прежде, чем вырвется оно на волю. Как овладеть искусством взвешивать слова на весах своей совести. Как же это трудно…

Лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова

И как же хорошо понимал это тот, кто часто сожалел о сказанном и никогда не раскаивался в молчании! Потому что лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова. Парадоксально, но так.

И потому – еще парадоксальней: чтобы научиться правильно говорить, обязательно нужно научиться молчать.

Источник

Сделайте паузу: о практике молчания

Пожалуй, кому-то это может показаться странным — писать о молчании в то время, когда мир вокруг нас настойчиво требует общения: делового, дружеского, творческого, бытового, в конце концов. Большинство людей интересует, как эффективнее общаться, а не как эффективнее молчать. И зря. Ибо практика молчания- именно то, что может, как это ни парадоксально, придать нашей жизни совершенно иное звучание.

для чего нужно молчание

Молчание как духовная практика существовало с незапамятных времен — в религиях Индии, в буддизме, христианстве. В своей крайней, аскетической форме оно, конечно же, всегда было уделом монахов — это и обеты молчания, и уход на долгое время куда-нибудь в горы или в лес, чтобы поститься и молиться в одиночестве. Конечно, в идеале это не просто внешний отказ от речи, а тишина ума — в Индии тех, кто смог это осуществить, называют «муни», то есть «достигшими состояния внутреннего безмолвия», совершенными йогами. Считается, что разговоры, особенно ненужные, отнимают много энергии, которую можно было бы использовать в более высоких целях — например, для саморазвития.

Однако это вовсе не значит, что молчание приносит пользу только монахам и отшельникам. Недаром издревле оно считалось лучшим средством от душевного разлада, отличным способом восстановления душевного здоровья и гармонии. Ведь чем больше слов, тем более неустойчив и хаотичен ум (и наоборот), и за этим водоворотом мыслей мы толком не слышим ни окружающий нас мир, ни других людей, ни самих себя. Только вот силой воли остановить этот мысленный поток нам не под силу, а начать с другого конца — перестать на какое-то время разговаривать — очень даже возможно, хоть поначалу и нелегко. Молчание сберегает энергию, помогает контролировать эмоции, приводит к внутреннему покою и ясности ума. К тому же молчание в буквальном смысле лечит. Оно помогает при психоневрологических заболеваниях, гипертонии, головной боли, вегетососудистой дистонии, волшебным образом успокаивает мозг и нервы. Недаром во время болезни людям не хочется разговаривать.

Итак, можно сказать, что практика молчания — это средство для достижения состояния истинного внутреннего безмолвия. Контроль речи – значит, контроль ума. Практики, устраняющие внутреннюю болтовню, всегда были особо любимы йогами. О пользе молчания говорят на семинарах и ретритах по йоге; практически во всех индийских ашрамах если не полное молчание, то, по крайней мере, воздержание от лишних слов является одним из условий пребывания на территории. Однако мы не в Индии. Но шанс погрузиться в тишину есть у всех. Например, можно поехать на ретрит по випассане (они проводятся во многих странах, в том числе и в России). Там можно намолчаться на полную катушку, ведь нужно будет сохранять молчание 10 дней подряд.

Однако для слишком многих из нас это, увы, непозволительная роскошь, и молчать приходится, так сказать, не отходя от станка. Это непросто, однако вполне реально.

для чего нужно молчание

Чтобы вволю намолчаться в большом городе, нужно:

– Остаться дома одному — сама по себе задача не из легких. Куда девать домочадцев, которые не всегда разделяют наши интересы? А если и разделяют, практика показывает, что даже если два человека (имеется в виду новички) оба решили помолчать, старые привычки, как правило, все равно возьмут верх. Что уж говорить о детях, особенно маленьких, — понятно, что сделать так, чтобы они целый день молчали или по крайней мере не обращались к вам с вопросами, нереально. В этом отношении благодатная пора — лето, когда можно отправить всех на дачу. Впрочем, в любое время года можно изловчиться и попросить их сходить на целый день в гости, к родственникам, на природу, в кино-кафе… И тогда — ура! Главное условие соблюдено.

– В этот день лучше вообще никуда не выходить из дома : обязательно попадешь в ситуацию, когда будешь вынужден отвечать на какой-то вопрос — который час или как куда-то пройти. Хуже всего — собственный подъезд, в котором непременно столкнешься с соседом, с которым надо поздороваться, или со старушками на лавочке, от которых не уйдешь живым, если не поболтаешь.

– После того как избавились от необходимости общаться вживую, следующий шаг — устранить и возможность телефонного общения — поставить автоответчик или и вовсе отключить все телефоны.

— Исключить виртуальное общение и переписк у. В принципе сегодня полно людей, особенно фрилансеров, которые сидят дома, общаясь исключительно по «мылу», в «аське», через СМС и т.п. И хотя, быть может, они и не проронили за целый день ни слова, они вовсе не соблюдают молчание — общаются ведь, пусть и написанными, а не высказанными словами.

И что же происходит дальше? Да ничего особенного. Просто приходит некая отстраненность, как бы прозрачность — события, явления и люди словно проходят через нас, не затрагивая. Появляется способность держать рот закрытым, а уши — открытыми, по-настоящему слушать и слышать других людей, прислушиваться к миру и к себе. Недаром считается, что когда-то очень давно люди вообще обходились без слов и общались при помощи телепатии, а язык появился лишь тогда, когда умы людей были уже достаточно загрязнены и возникла необходимость в более грубом, словесном общении.

Если молчать достаточно долго, то наступает момент, когда говорить уже не хочется — а зачем? И это уже физически трудно — так же трудно, как в самом начале было заставить себя замолчать. И тут становится слышна мелодия жизни, такая родная и в то же время незнакомая: хотя она сопровождала вас всегда, раньше не было возможности ее услышать, она было только фоном, на котором происходили события. Теперь вы понимаете, что наша жизнь похожа на поверхность земли — то, что мы хорошо знаем и измеряем квадратными метрами, сотками или даже гектарами, имеет в глубину тысячи километров загадки.

Золотое Молчание
Тихое-тихое, Золотое Молчание,
С самым громким звучанием:
Музыки – Вселенной! Любви –
Неба! необъятного,
И голоса волшебного земли.
Что-то, слишком много,
В этом потайного;
И непонятного…
Так их венчание:
При звездном сиянии –
Лунным! светом скрепляется.
И это – не скрывается….
Все это –
В зеркалах-глазах –
Человеческих! отражается.
Душа! старается.
Именно та частица,
В которой,-
ЗОЛОТОЕ МОЛЧАНИЕ!,-
И скрывается.
В тех случаях,
Где разум,
Истинное!,не мучает,-
Естественное! –
С ЗОЛОТЫМ МОЛЧАНИЕМ –
Неразлучные.
Здесь, нет нужды,
Задумываться:
Где эта улица,
Что ведет в без распутицу.
По которой,
Плывут белым лебедем –
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
На которой,
Тихое-тихое!
Золотое Молчание –
К Берегу Святому –
Причаливает.
И ВСЯ ЗЕМНАЯ ОКРУГА,
Завидя и услыша,
Неземного Друга,
Закрыв глаза,
Чувствует те самые голоса,
ЧТО ЖИВЫМ! НАПОЛНЯЮТ! –
Золотого Молчания Чудеса.
Ну а в тех случаях,
Где дремучесть,
Глаза затмивает;
А разум,-
Над неземным возвышает,-
В Золотое Молчание –
Вера Светом не пробивает.
Там ее,-
Просто,- не бывает.
Здесь,- Душа!- страдает…
Болезни ЕЕ настигают.

Источник

Врачи рассказали о пользе молчания

для чего нужно молчание

Молчание полезно для человека, утверждают современные психологи и отоларингологи. По их словам, особенно оно полезно жителям мегаполиса, чья профессия связана с постоянным общением, передает News.ru.

Кандидат социологических наук Людмила Полянова, к примеру, отмечает, что современный человек регулярно пребывает в состоянии так называемого реактивного мышления, то есть обрабатывает разную информацию и проговаривает ее. По ее мнению, такое перенапряжение сказывается на работе центральной нервной системы.

Вследствие этого начинаются неврозы, которые проявляются в нарушении сна, аппетита и трудностях в общении с людьми. Также это служит причиной головных болей и нервных тиков, подчеркивает Полякова.

Чтобы избежать этого, психолог рекомендует иногда молчать. Она отметила, что длительность молчания зависит от различных факторов, главное – сочетать отказ от разговоров с информационным детоксом, то есть перестать читать новости и отвечать на сообщения и звонки.

«В состоянии информационного вакуума и молчания у человека включается рефлексивное мышление, осмысленное раздумье, приходит истина. Человек получает энергию от самого себя. Он становится умнее», – объяснила психолог.

С Поляковой согласна кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН Галина Ожиганова. В своей статье она рассказывает о связи между молчанием и свойствами интеллекта. Эксперт выяснила, что чем мудрее человек, тем сильнее он склонен к молчанию. Также, по ее мнению, отказ от разговоров необходим для включения креативных способностей.

Врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев считает, что к молчанию есть и медицинские показатели. Он объяснил, что речевой аппарат состоит из нескольких органов: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое неба и другие, и всей этой системе необходимо регулярно отдыхать. Медик отметил, что максимальное время такого общения в сутки – шесть часов, а после этого нужно дать связкам отдохнуть связкам 1–1,5 часа.

Но Зайцев считает, что долгие сеансы молчания ни к чему. Он напомнил, что речевому аппарату человека достаточно 6–9 часов сна для полного восстановления.

Ранее ученые из Гентского и Антверпенского университетов провели исследование, чтобы выяснить влияние смартфонов на качество сна. Оказалось, что люди, которые используют смартфоны часто, могут столкнуться с проблемами при засыпании и плохим сном в течение ночи.

Источник

Особенности практики молчания и правила ее выполнения

В нашей современной жизни люди сталкиваются со многими негативными факторами. Самым плохим из них является информационный поток, а также реакция на него. В результате разнообразных переживаний по этому поводу человек начинает вступать в диалог с окружающим его социумом. Нередко результатом такого диалога становятся различные конфликты. В конечном итоге психика такого человека не выдерживает. В этом случае поможет практика молчания.

Особенности и эффект

Практика молчания, или обет молчания, является своеобразным зароком, который человек дает сам себе. Он это делает для того, чтобы услышать свое «Я». А еще данный субъект при этом может позволить себе беспрепятственно общаться с Богом и с Высшими силами. Такая практика свойственна абсолютно всем людям. И при этом неважно, какое у них вероисповедание (буддизм, христианство и т. д.).

Например, индийская практика молчания Мауна направлена на то, чтобы достичь состояния внутреннего безмолвия.

Все знают, что если держать под управлением свою речь, то и свои мысли можно удержать под контролем.

для чего нужно молчание

Или возьмем, к примеру, Випассану. Во время занятий такой практикой, как Випассана, человек может созерцать свой ум. Данная методика предназначена также для освобождения от негатива.

В Випассане присутствуют 4 истины – это благородство, страдание, прекращение страдания, а также пути предотвращения страдания. Благодаря медитации и обету молчания люди открываются Будде. Таким образом они очищаются от всего плохого и становятся развитыми духовно людьми.

Практика молчания была придумана людьми в древние времена. Она по праву считается аскетичной. Данную методику часто применяли монахи. Для ее осуществления они уходили далеко в горы или леса для того, чтобы спокойно там молиться, поститься и познавать себя.

Есть люди, которые в совершенстве владеют йогой. Они знают, как погрузиться «в тишину ума». Таких людей еще называют «муни». Последние уверены в том, что бестолковые разговоры забирают у человека всю энергию и блокируют ум. Такой фактор приводит к блокировке саморазвития.

для чего нужно молчание

Польза от практики молчания просто неоценима.

для чего нужно молчание

Продолжительность

Все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому кому-то понадобится для осуществления практики совсем мало времени, кому-то примерно месяц, а кому-то к этому месяцу можно смело приписать еще 10 дней.

Именно поэтому нижеприведенные примеры являются лишь рекомендательными для тех людей, которые еще не определились со сроками выполнения практики.

Сначала определитесь со своими возможностями. Например, некоторые особы не могут и минуты прожить без разговоров, а другие стараются избегать такого общения.

Поэтому одним особам можно порекомендовать начать практику молчания с одного дня в неделю, а другим выбрать более длительный срок. Впрочем, даже молчание в течение 1 часа в неделю будет весьма полезным. Например, М. Ганди выделял 1 день в неделю на полное безмолвие.

Также практике молчания полезно посвящать 3-4 часа в день.

для чего нужно молчание

Некоторым людям можно «замолчать» примерно на 10 дней. Для осуществления такой методики необходимо полностью остаться наедине со своим «Я». Это легко выполнить, находясь на даче или в загородном доме.

При этом необходимо отметить, что не нужно приступать к практике молчания без определенной подготовки на целый месяц. Есть риск, что вы не сможете выполнить поставленное самому себе условие.

Чтобы все получилось, необходимо запастись терпением и большим желанием добиться результата. В дополнение ко всему отключите свои эмоции, чтобы не провоцировать себя на различные соблазны, идущие извне.

для чего нужно молчание

Советы по выполнению

Некоторым людям кажется, что в современной жизни человек вынужден идти на любой контакт с окружающим миром, чтобы выдержать конкуренцию. Но это не совсем так. Многие так увлекаются погоней за успехом, что забывают об отдыхе и состоянии своей души.

Резервы человеческого организма не безграничны. Если постоянно перегружать свою психику ненужной информацией, которая поступает в результате таких диалогов, то душевное состояние обязательно дестабилизируется.

Тогда у человека начнутся сбои в работе нервной системы в целом. В конечном итоге он перестанет быть конкурентоспособным. Мало того, такой субъект может легко заболеть на физическом уровне.

Чтобы этого не случилось, любому из нас необходимо на время останавливать свою бурную деятельность и прислушиваться к своему «Я». Как это делать правильно? Одним из лучших вариантов является практика молчания. Во время ее проведения индивид просто вынужден будет прислушаться к своим истинным желаниям, идущим из глубины сознания.

для чего нужно молчание

Чтобы все ваши цели были достигнуты, вам можно порекомендовать рассмотреть некоторые советы.

для чего нужно молчание

А вот еще один момент, на который следует обратить особое внимание: тем, кто уже успел применить практику молчания на деле, можно порекомендовать ответить самому себе на такие вопросы:

Источник

Заткните дыру посередине лица

Как разговоры отнимают силы

для чего нужно молчаниеРайан Холидей писатель, оратор

Кажется, успех в сегодняшнем мире во многом связан с тем, насколько хорошо мы говорим и пишем. Достаточно вспомнить блогеров. Но есть другая точка зрения: разговоры, выступления, посты в соцсетях на самом деле отнимают силы – и их может не хватить на что-то действительно стоящее. Вы согласны?

Это был нетрадиционный шаг в нетрадиционной кампании, предназначенный для демонстрации сильной стороны Синклера — умения говорить с общественностью так, как не могли другие (ведь он был писателем). Кампания Синклера изначально имела мало шансов на успех, а к моменту выхода брошюры и вовсе шла вяло. Однако наблюдатели отметили немедленное ее воздействие, но не на избирателей, а на самого Синклера.

Как позже писал журналист Кэри Макуильямс о скисших губернаторских претензиях своего друга, «Эптон не только осознавал, что потерпит поражение, но и, казалось, потерял интерес к выборам. В своем живом воображении он уже исполнил эту роль в книге „Я, губернатор Калифорнии…“, так зачем пытаться воплотить ее в жизнь?».

Брошюра стала бестселлером, а выборная кампания действительно провалилась. Синклер отстал примерно на четверть миллиона голосов (более десяти процентов); на этих, вероятно, первых современных выборах он был совершенно уничтожен. Сейчас понятно, что тогда произошло: разговоры шли впереди кампании, и у кандидата не хватило воли перекрыть эту пропасть.

Большинство политиков не пишут таких книг, но они точно так же, как и Синклер, опережают себя. Подобное искушение существует для всех — заместить действия разговорами и шумихой.

Технологии подталкивают к разговорам

Пустые поля на экране компьютера. «Что у вас нового?» — спрашивает Facebook. «Создать новый момент», — заманивает Twitter. Другие службы микроблогов и соцсети: Tumblr, LinkedIn… Почтовый ящик, айфон, «Оставьте свой комментарий» под статьей, которую вы только что прочитали.

Пустые поля призывают заполнить их мыслями, фотографиями и повествованиями. Описать то, что мы собираемся делать. Показать, какими могут или должны быть те или иные вещи. На какие события мы надеемся. Технология просит вас поговорить, пристает к вам и подталкивает вас к разговорам.

Почти всегда такого рода деятельность в социальных сетях позитивна. Чаще так: «Давайте я расскажу, как хорошо идут дела. Смотрите, как я крут». Редко появляется истина: «Я боюсь. Я в беде. Я не знаю».

В начале любого пути мы взволнованы и нервничаем. По этой причине мы стремимся к внешнему утешению, а не к внутреннему спокойствию. У каждого из нас есть слабое место, которое хочет получать как можно больше уважения и внимания, делая при этом как можно меньше. Это слабое место мы называем эго.

Эмили Гулд, писательница и автор ныне не существующего блога Gawker о ежедневных новостях и сплетнях Манхэттена, осознала это во время двухлетней борьбы за публикацию одного романа. У нее на руках был договор на шестизначную сумму, но Гулд застряла. Почему? Она была слишком занята, так как «проводила прорву времени в интернете».

На деле я даже не помню, что еще делала в 2010 году. Писала в Tumblr, в Twitter, просматривала там ленты. Это не приносило мне никаких денег, но создавало ощущение деятельности. Я всячески оправдывала перед собой эти привычки. Я строила свой бренд. Ведение блога было творческим актом: если зажмуриться, аналогично воспринимался даже отбор и перепост чужой публикации. И это было единственное творчество, которым я занималась.

Эмили Гулд совершала то же самое, что делают многие из нас, испытывая страх перед каким-нибудь проектом, — всё, кроме сосредоточения на нем. Роман, над которым она должна была работать, застопорился на год.

Проще было говорить о написании книги, заниматься чем-то увлекательным, связанным с искусством, творчеством и литературой, чем собственно написанием. И Эмили не единственная, кто так поступал. Недавно вышла книга Working On My Novel («Работая над моим романом»), содержащая посты в социальных сетях, написанные писателями, которые явно не работают над своими романами.

Писательство, как и прочая творческая деятельность, — тяжкий труд. Сидишь, пялишься в экран компьютера, злишься на себя и на материал, поскольку он не кажется достаточно качественным, и при этом сам ты не выглядишь достаточно хорошим.

На деле многие наши попытки мучительно трудны, будь то запуск нового стартапа или овладение каким-нибудь ремеслом. А вот говорить всегда гораздо легче.

Молчание концентрирует силу

Возникает ощущение, что мы считаем молчание признаком слабости. Если нас игнорируют, это эквивалентно смерти (для эго оно так и есть). Именно поэтому мы говорим, говорим, говорим, словно от этого зависит наша жизнь. На самом деле молчание — сила, особенно в начале любого путешествия.

Большинство взрослых на рекламные обещания реагируют достаточно спокойно — к огорчению изо всех сил старающихся рекламопроизводителей. Но чего нам недостает, что бывает редким? Тишина. Способность намеренно исключить себя из разговора и существовать без стороннего одобрения. Молчание — это передышка уверенного в себе и сильного человека.

У генерала Уильяма Шермана было хорошее правило: «Никогда не объясняйте то, что вы думаете или делаете, пока вы что-то должны. Может быть, потом в вашу голову придет объяснение получше».

Бо Джексон является единственным в мире спортсменом, официально признанным звездой одновременно в бейсболе и футболе. Играя за команду Обернского университета, Бо решил: он должен получить премию лучшему игроку в американский футбол Хейсман Трофи. Знаете, кому он об этом сказал? Только подруге.

Разговоры лишают энергии

Стратегическая гибкость — не единственная польза от молчания, когда все вокруг болтают. Здесь есть еще и психология.

Болтовня нас истощает. Разговоры и действия используют одни и те же ресурсы. Исследования показывают: визуализация цели важна, но в какой-то момент разум начинает путать ее с реальным прогрессом.

То же относится и к вербализации. Громкий разговор даже с самим собой во время работы над сложной проблемой значительно снижает прозорливость и прорывы. Потратив массу времени на обдумывание, объяснение и разговоры о задаче, мы начинаем ощущать, что приблизились к достижению цели, хотя этого не произошло.

Чем сложнее задача, чем неопределеннее результат, тем дороже обходятся разговоры и тем сильнее мы отдаляемся от фактического контроля над ситуацией. Разговоры лишают нас энергии, отчаянно необходимой для преодоления преграды, которая стоит между нами и творческим результатом. Для успеха требуется сто процентов усилий, а разговоры крадут их часть еще до того, как мы их сможем использовать.

Многие из нас поддаются искушению поболтать, особенно когда находятся в стрессе, чем-то потрясены или должны сделать массу работы. Разговоры — слушать себя, выступать перед аудиторией — почти терапия. Я только что четыре часа говорил. Неужели это ничего не значит? Ответ: нет, не значит.

Заткните дыру

Делать большое дело — это бороться. Борьба истощает, деморализует, пугает. Такие ощущения возникают не всегда, но могут приходить достаточно часто, когда мы находимся глубоко посреди этого. Мы говорим, чтобы заполнить пустоту и неопределенность.

Когда вы сталкиваетесь с конкретной проблемой — исследованиями в новой области, началом бизнеса, созданием фильма, сохранением наставника, продвижением в важном деле, — вопрос в том, будете ли вы искать передышку в виде разговоров или займетесь напрямую борьбой?

Подумайте об этом: тот, кого принято называть голосом поколения, не называет так сам себя. На деле если вы задумаетесь, то осознаете, насколько мало говорят такие голоса. Песня, речь или книга — объем работы может быть невелик, но то, что внутри, концентрированно и действенно. Они спокойно работают в уголке. Превращают свою внутреннюю сумятицу в продукт — и в конечном счете в тишину.

Они пренебрегают побуждением искать признание до дела. Они не разглагольствуют и не боятся того, что какие-то другие люди, наслаждающиеся светом прожекторов на публике, добьются лучшего результата. (Не добьются.) Они слишком заняты, чтобы делать что-то еще. И когда они начинают вести разговоры, это ими заслужено.

Единственная связь между работой и болтовней в том, что одно убивает другое.

Пусть другие хлопают друг друга по спинам, пока вы идете в лабораторию, в спортзал или обиваете пороги. Заткните дыру — ту самую, посереди лица, — которая может истощать вашу жизненную силу. Посмотрите, что произойдет. Посмотрите, насколько лучше вы станете.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *