для чего нужно музыкальное образование

10 причин, почему стоит дать музыкальное образование ребенку

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая…

для чего нужно музыкальное образование

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать все современные родители:

1. Играть – это следовать традиции.

Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.

Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.

Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!

Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.

За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.

Как утверждают психологи, музыканты-мужчинычувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины.

Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде».

Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт.

Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам.

Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Кирнарская Д.К.- музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».

Источник

Для чего нужно музыкальное образование

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ПЕДАГОГИКИ: НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

Все мы, педагоги-музыканты, с ностальгией вспоминаем недавнее про­шлое: перед нашим мысленным взором разворачивается идиллическая кар­тина, рисующая стайку взволнованных девочек с бантами и еще более взвол­нованных бабушек под окнами нашей музыкальной школы. «Примут-не примут», — волнуются они. «Удастся ли поступить на фортепиано? Ведь конкурс очень большой. Если нет, то придется идти на скрипку или виолончель, а на рояле учиться по минимуму. Может, потом переведемся», — вздыхают они, наполняя сердце директора школы законной гордостью.

для чего нужно музыкальное образование

Увы, подобные воспоминания уже успели превратиться в сладкий сон, уступивший место суровой действительности. Во многих школах о конкурсе за­бы­ли думать, с трудом «выполняя план» и приглашая всех желающих. Стрем­ление родителей тдать всех девочек и даже некоторых мальчиков «на музыку» уступило место другим, быть может, не менее благородным намере­ниям обучить их балету, фехтованию, гимнастике, фигурному ката­нию и, конечно же, английскому языку. «Зачем моей дочери Ваша музыка? – то и дело слышишь из уст особо практичных мам. – Если отдать ее на хорео­графию, так хоть осанка будет хорошая. Спорт воспитывает характер, учит преодолевать препятствия и воспринимать неудачи как стимул к даль­нейшему росту. Ну а про английский и спорить нечего. Как говорят сами англичане, it’s a must, то есть необходимость, которую не обсуждают».

Возражая родителям-прагматикам, мы взываем ко многому: к традициям, которые нехорошо нарушать, к развитию эстетического вкуса и эмоцио­наль­ной отзывчивости, которые непременно принесет музыка, к отвлечению от мерзких соблазнов улицы и полезному применению свободного времени, и, наконец, к светской привлекательности барышни, играющей на рояле, скрип­ке или арфе. Даже на гитаре, в конце концов. Последний аргумент звучит вполне убедительно: как признавался Дюк Эллингтон, выдающийся мастер джаза, последней каплей, склонившей часу весов в пользу музыки, была его неизменная популярность у девушек, которые, заслышав звуки рояля, спеши­ли продемонстрировать пианисту свою симпатию.

Готовясь подробнее изучить нашу аргументацию в пользу музыкальных занятий, нельзя не вспомнить более отдаленное прошлое, когда музыкальное образование занимало свое почетное место рядом с арифметикой, геомет­ри­ей, рито­рикой и прочими свободными искусствами. В Средние века музыка была такой же неотъемлемой частью воспитания и обучения как ла­тынь и начала точных наук. И здесь она была наследницей греческой антич­ности, когда образование юноши нельзя было помыслить без владения игрой на кифаре, авлосе и лире. Спорт и грамматика от такого соседства вовсе не страдали, а напротив, только выигрывали. В Европе и России времен Просве­щения и романтизма, в XVIII и XIX столетии, эти старинные традиции горячо поддержали: все благородные дамы и кавалеры владели игрой на музыкальных инструментах и навыками пения.

для чего нужно музыкальное образование

Почему столь большое внимание в образовании дворянской молодежи от­да­вали искусству? И нельзя ли было за счет того, чтобы исключить его, как это предлагают сделать сегодня, усилить внимание к языкам и точным наукам? Ведь и тогда благородные мужи видели продолжение своей карьеры от­нюдь не в оркестрах или на оперной сцене, но в армии и на государ­ствен­ной службе. К чему же тогда было терять время, бренча на фортепиано и напевая романсы, когда можно было зубрить спряжения немецких и фран­цуз­ских глаголов и решать математические задачи? И зачем уделять столь большое внимание искусству, когда в дальнейшей жизни и карьере оно не сыграет существенной роли? Нетрудно дога­дать­ся, что совре­менная система образования ищет ответы на те же вопросы, только отве­ты эти, судя по всему, коренным образом отличаются от тех, что давали в прошлом.

В самом деле, насколько известно из истории, система образования «с гуманитарно-эстетическим уклоном» отнюдь не помешала Галилео Галилею, Исааку Ньютону или Рене Декарту стать великими мыслителями, мате­ма­ти­ками и физиками. Михайло Ломоносов, постигший начала естественных наук отнюдь не в детском возрасте, никуда не опоздал. Но это редкие гении, ко­то­рые и тогда и теперь очень многое могут освоить самостоятельно. Так неуже­ли педагоги про­шлого все-таки заблуждались, и куда лучше было бы сразу обратить вни­ма­ние на «полезные» занятия, не тратя время попусту? Такого рода сомнения все более овладевали умами по мере развития механики и тех­ники: изумившись успехам точных наук, которые дали миру телефоны, теле­визоры, самолеты, ракеты и даже компьютеры, учителя ХХ века с легкостью предали прежних богов и отдали пальму первенства физике, химии, биологии и царице их математике. Даже владение родным языком перестало считаться таким уж важным, когда ошибки можно исправить на компьютере, а навыки письменной речи ограничить щебетанием в Твиттере.

Так кто же прав: педагогика многих веков и тысячелетий, которая наста­ивала на необхо­димости гуманитарного и эстетического воспитания для всех, в особенности же для тех, кто станет элитой общества, или педагогика по­след­­него столетия, с легкостью необыкновенной бросившаяся в объятия точ­ного знания? Ответ, судя по всему, готова дать сегодняшняя экономика: осо­знав и увидев новое направление общественного развития, набрав­шее силу со второй половины ХХ века, современная педагогика вот-вот готова вернуться «на круги своя» и отказаться от технократического уклона, взятого ею в последние десятилетия.

КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Так что же произошло? Ведь на протяжении ХХ века благодаря всеобщему техническому образо­ванию удалось воспитать целую армию квалифи­цированных рабочих и техников, а также инженеров средней руки и ученых-ремесленников. Сотни тысяч эксплуатационников готовы произ­­водить, чи­нить и настраивать многочисленные машины, приспособ­ле­ния и устрой­ства. Некоторое время назад еще казалось, что эксплуата­ционники-ис­пол­­ни­тели, воспитанные современной системой образования, весь­ма дале­кой от искус­ства, еще долго будут передовым классом и двига­телем прогресса. Однако совсем недавно человечество преподнесло самому себе большой сюр­­приз в виде наступления постиндустриальной эры или эпо­хи ин­фор­ма­ции. Передо­вым отрядом общества стал так называемый «креативный класс», взра­­щен­ный и вызванный к жизни новой «креативной ин­дуст­рией». Уже не «за­во­ды, газеты и пароходы» являются ныне знаменем движения вперед, а нечто иное, о чем написана нашумевшая книга Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее».

для чего нужно музыкальное образование

Вот на что обращает внимание автор этой книги: «Креативные или твор­чес­кие индустрии (creative industries) – ключевой сектор современной эконо­мики. К ним относят кино, музыку, изобразительные искусства, испол­ни­тель­ские искусства, галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, ди­зайн, архитектуру, компьютерные технологии и т.п.». Нетрудно догадаться, что все вышеперечисленное и претендующее на роль передовых от­рас­лей эко­но­мики, обращено к человеку и стремится повлиять на него, фор­ми­руя его вкусы, привычки и потребности. Как бы варьируя мысль Ричарда Фло­риды и откликаясь на нее, английский премьер Гордон Браун заметил: «Познакомившись с последними статистическими данными, я обратил вни­мание на то, что уже не аэрокосмическая отрасль или кораблестроение ведут за собой нашу экономику, а музыка, кино и дизайн одежды».

«Индустрия влияния» – вот как можно было бы назвать эти недавно набравшие силу отрасли. Если в прошлом победителем был тот, кто сумел про­из­вес­ти нечто нуж­ное и востребованное, то сегодня им становится тот, кто сумел убедить общество сделать выбор в свою пользу; тот, кто сумел создать новые потребности и удовлетворить их. Сегодня успешен тот, кто смог не сделать, а продать; не изготовить вещь, а завладев умами, заставить общество ждать ее появления и смести с прилавков; не умножать уже известное, а дать нечто новое, способное заин­те­ресовать и увлечь. Сегодня правят бал не те, кто производит и штам­пует, а те, кто изобретает и созидает все, что способно стать инструментом воздей­ствия на людей через общение, будь то сред­ства свя­зи, социальные сети или мод­ные тренды в музыке, кино и дизайне. Ин­дуст­рия воздействия на умы, ин­дуст­рия убеждения от теле­видения до компью­­терных игр набирает обо­роты. Иными словами, те, кто может и умеет заста­вить нас смеяться и пла­кать, радоваться и сопереживать, желать и не желать сегодня востребо­ваны как никогда. Кто же эти счастлив­чики? На этот вопрос с цифрами в руках отвечает Ричард Флорида: «Число ученых и инже­неров за полстолетия выросло на 450% — с 1950 по 2000 год оно увеличилось с 400 до 1800 человек на 100000 населения. Рост числа людей, работающих в области культуры и художественного творчества за тот же период вырос на 375%». Для крат­кости мы можем назвать их всех творцами, творческими личностями или обла­да­телями копирайта. Именно они, созидатели нового в науке, техно­ло­гиях, искусстве и рекламе претен­дуют сегод­ня на самые лакомые кус­­ки об­щест­венного пирога. Причем, лю­дям искусства здесь принадлежит первое сло­во: они определяют, что, как и зачем будет преподнесено обществу, то есть содержание информации, ее сущ­ность. Люди науки обеспечивают сред­ства распро­стра­нения этой инфор­ма­ции, совершен­ствуя их, будь то мобиль­ные устройства или способы форми­рования ин­тер­нет-сообществ, инстру­менты записи и фиксации инфор­ма­ции или средства ее трансляции. И пока кон­сер­вативная и громоздкая по самой своей природе система образо­вания плетется в хвосте у прогресса, пытаясь следовать инер­ции прошлого, новые или хорошо забытые старые идеи будят педагоги­чес­кую мысль.

Первыми устремились навстречу новому специалисты ЮНЕСКО. Нелишне напомнить, что ЮНЕСКО в переводе означает «отдел организации объединенных наций по образованию, науке и культуре». С трибуны конгресса ЮНЕСКО «Искус­ство в образо­вании», собравшемся в Лиссабоне в 2006 году, прозвучала назревшая мысль: «Искусство – не довесок и не поме­ха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования вся­кое иное образование неполно, поло­вин­чато и неэффективно». Обратившись к примеру передовых стран, идущих впе­реди всей планеты по конкуренто­спо­соб­ности, поклонники художест­венного образования для всех сумели до­ка­зать, что успехи Финляндии, Япо­нии или Южной Кореи прямо связаны с доступом детей и подростков к ис­кусству, которое обеспечивает государство. Так, в той же Фин­лян­дии на про­тя­­жении многих лет налоги от шоу-бизнеса направляются на всеобщее музы­кальное образование, чтобы каждый мог нау­читься играть на музы­каль­ном инструменте без удара по семейному бюд­жету. Осознав безус­лов­­ный при­о­ритет эстетического воспитания, финское общество всеми силами под­дер­живало педагогов-музыкантов и других служителей муз: даже в кризис­ные годы, когда безработица в среднем по стране достигала 17%, сре­ди учителей музы­ки безработных не было.

В Японии и Южной Корее не только не ограничивают долю искусств в школьной программе, но по воз­мож­ности усиливают их влияние на подрас­тающее поколение за счет мно­жества внеклассных художественных занятий. Посещения музеев всем клас­сом, перформансы и прочие реакции на уви­денное в тех же самых залах под руководством учителя, занятия в школьном оркестре или хоре после уроков давно стали естественной нормой в обра­зовательных системах «азиатских тиг­ров». Заслушав множество докладов, лиссабонский конг­ресс сделал вывод о том, что дальновидные государства нара­­щивают свой «че­­ло­­ве­ческий капи­тал», умножая и активизируя худо­жест­венное обра­зо­ва­ние и готовясь к наступ­лению века информации и креа­тив­ной индустрии; недальновидные государства, преследующие лишь сию­ми­нутные выгоды, уре­за­ют долю искусств в школьной программе, не заду­мываясь о послед­ствиях.

для чего нужно музыкальное образование

Следующий конгресс ЮНЕСКО в Сеуле, посвя­щенный искусству и об­ра­зованию и прошедший в 2010 году, лишь усилил наметившуюся тенден­цию «реабилитации» ис­кус­­ства и его внедрения во всеобщую образова­тель­ную практику. Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Берн­стайны представили резуль­таты своего исследования, где они пытались уви­деть составляющие успеха Нобелевских лауреатов в науке, литературе и поли­тике за последние сто лет. Что же объединило этих столь разных людей, признанных в столь различных облас­тях деятельности? Нетрудно догадаться, что это было полученное в дет­ские годы художественное образование и любительские занятия искус­ством на протяжении всей жизни. Все властители дум, признанные Нобелевским ко­ми­­тетом, были страстными и последовательными любителями ис­кусств, причем не только в роли слуша­телей и зрителей, но и в роли творцов. При­чем, музыкантов среди них ока­залось непропорционально много во главе со скрипачом-любителем Альбер­том Эйнштейном. Черновой вывод из приве­ден­ных авторами доклада данных напрашивается сам собой и совпадает с опы­том стран-лидеров: «Художест­венное образование вообще, и музы­каль­ное в частности, является сильней­шим катализатором и стиму­лятором умст­вен­ной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, политике или литера­туре».

Теперь дело за малым: доказать обществу с помощью последо­ва­тель­ной и научно обоснованной рекламной кампании, что без художест­вен­ного, и преж­­­де всего, музыкального образования как «без воды» – «и ни туды и ни сюды». Слоган для педагогов-музыкантов в связи с этим легко сформу­лиро­вать, и хотелось бы, чтобы они приняли его без возмущения и сожа­ления, а напротив, с энтузиазмом. Итак: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии».

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ МОЗГА И ГАРАНТИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО; МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА

Начнем с того, что музыка – древнейшее из искусств. Она старше чем тотемические изображения богов, старше чем наскальные рисунки на древ­них пещерах; музыка старше чем религиозные ритуалы, что включали в себя все виды искусств сразу – и пение, и танец, и театрально-декоративные эле­менты. В отличие от музыки, все виды искусств нуждаются в дополни­тель­ном подспорье в виде инструментов и материальных объектов; даже древние религиозные ритуалы требуют определенного сценария и средств его вопло­щения. Одна лишь музыка кроме нашего собственного голоса ни в чем не нуждается; и танцы, что сопровождали древнейшие песнопения, тоже не нуж­дались ни в чем, кроме наших собственных движений. Поэтому пока другие виды искусств лишь собирались явиться на свет, музыка уже сущест­вовала, удовлетворяя потребности древнего человека в общении с богами и дру­гими людьми. Так вместе с музыкой, в теснейшем союзе с нею форми­ровался наш мозг и росли наши творческие силы. Музыка – своего рода начало начал человеческой цивилизации, древнейшая колыбель культуры, и общаясь с нею, мы припадаем к своим истокам и питаемся ими. Вот почему музыка обладает такой огромной силой воздействия на душу и ум человека, формируя его интеллект, эмоциональный мир и творческие способности.

для чего нужно музыкальное образование

Психологам и педагогам известен принцип обучения и воспитания, на­зы­ваемый филогенетическим. Название это происходит от понятия «фило­генез», или исторический путь развития человечества. Прочна и нераздельна связь филогенеза с другим фундаментальным понятием, называемым «онто­генез», или развитие человеческой личности от детского возраста к зрелости. В науке господствует представление о том, что онтогенез – это своего рода краткое повторение филогенеза: человек в своем развитии проходит те же ста­дии, что прошло все человечество. И эта закономерность касается всех видов деятельности и всех сторон разума: то, как человек овладевал этой дея­тель­ностью в процессе своего исторического становления, какие ступени про­шел homo sapiens на этом пути, прямо и непосредственно отражается в том, как ребенок овладевает теми же видами деятельности, через какие ста­дии проходит путь его развития. Всякому педагогу, вероятно, полезно будет время от времени вспоминать эту закономерность и опираться на нее: то, чем человечество овладело раньше, раньше должен овладеть и ученик; более позд­ние навыки, явившиеся позднее на историческом пути развития циви­ли­за­ции, должны позднее осваиваться учащимися. Возможны ли тогда сомне­ния по поводу того, чем должны раньше заниматься младшие школь­ни­ки – наукой или искусством? Конечно, искусством, и в частности, музыкой, поскольку искусство старше науки, и музыка старше других ис­кусств, в силу чего и растущему мозгу удобнее и естественнее начинать путь своего интен­сив­ного развития, отталкиваясь от исходной точки, от корней, от на­чала начал, нежели сразу пытаться овладеть основами научного мышления, хотя бы в виде арифметики и родного языка. Если интеллектуальные навыки бу­дут преподноситься маленькому человеку одновре­менно с художест­венными и музыкальными, то учеба пойдет легче, и растущий ум будет раз­ви­ваться с меньшим напряжением.

Во второй половине ХХ века психологическая наука открыла фунда­мен­тальную закономерность: все открытия и достижения человечества, равно как и повседневная умственная деятельность требуют согласной работы двух мозговых полушарий – левого и правого. Правое полушарие заключает в себе наши творческие импульсы: фантазию, воображение и образные пред­став­ления, в том числе и пространственные. Оно более интуитивно, эмоцио­наль­но и неподвластно логике. Левое же полушарие, напротив, более разумно, ра­ци­о­нально: если правому полушарию ближе синтез, то левому – анализ. Если правое полушарие мыслит нерасчлененно-целостно и спон­танно, то левое – последовательно и системно. Творческие порывы и смутные прозрения, зародившись в правом полушарии, получают свое разви­тие и оформляются в левом, дабы предстать в понятном для других людей виде. Ядро и связи, со­став­ляющие идею, рождаются в правом полушарии, однако воплощаются по­средством одного из известных нам языков – словес­ного, музы­кального или математического – в левом полушарии. Без согласной работы и взаимо­понимания между полушариями человек и челове­чество ничего не могли бы создать и все замыслы остались бы невоплощенными.

Природным мостом между двумя полушариями является так назы­ва­емое «мозолистое тело» мозга, или по-латыни, corpus callosum. Группа уче­ных под руководством Готфрида Шлауга (Gottfried Schlaug) пришла в ходе своих исследований к простому и вместе с тем ошелом­ля­ющему вы­воду, при­­­чем, открытие это относится к совсем недавнему времени, а имен­но к середине девяностых годов. Оказалось, что совсем недолгие занятия музы­кой, например, в течение года по часу в день, приводят к радикальным изме­нениям в структуре мозга: corpus callosum ребенка увеличивается на целых 25%. Гигантский скачок, огромное преимущество! Те из нас, чье «мозолистое тело» лучше выполняет свои функции передатчика информации между пра­вым и левым полушариями мозга, имеют значительное преимущество во вся­кой творческой деятельности, ибо связь между полуша­риями, укрепляясь и разрастаясь под воздействием музыки, необходима отнюдь не только в музыке и не только в искусстве. Творчество всеохватно: более эффективная работа мозга, связанная с согласной работой обоих полушарий, дает лучшие воз­можности для выражения своих идей и творческих намерений во всем, к чему бы эти идеи и намерения ни относились. Если ребенок отдал музыке несколько лет, скажем, будучи младшим школьником, возможности его мозга неизмеримо возрастут. Это ли не аргумент в пользу всеобщего музы­кального образования!

Думая о том, что разнообразные творческие процессы должны проте­кать у занимающихся музыкой детей более гладко, нельзя забыть о волну­ющей всех родителей математике. Ведущая школьная дисциплина, обяза­тельная составляющая ЕГЭ, необходимейшая опора всякой научной дея­тельности и шире, всякого логического мышления. Оказывается, и здесь му­зы­ка приходит на помощь мозгу, пытающемуся освоить математические на­вы­ки. Не случайно многократно замечено, что среди любителей музыки, и даже любителей страстных и преданных, непропорционально велика доля ученых – математиков, физиков, изобретателей и прочей технической элиты. Музыка, как и математика – субстанция абстрактная. Подобно математике, музыка не имеет прямых аналогов в окружающем мире: она, строго говоря, не относится ни к чему вне человека и является его абсолютным и полным созданием, в котором он прямо не подражает природе. Пение птиц и шум волн, пожалуй, можно вынести за скобки, ибо доля «изобразительной музы­ки» по сравнению с остальной чрезвычайно, неизмеримо мала. Сопостав­ле­ния вели­чин, пропорции и разнообразные отношения элементов в значи­тель­ной сте­пени форми­руют и музыку и математику. И та и другая область отсы­ла­ет к иерархии, когда отношения и связи одного порядка являют собою часть, долю, аспект отношений другого, более высокого порядка. При этом один ряд связанных между собою величин, чисел, фигур, мотивов или фраз встра­и­­ва­­ется как часть в другой ряд отношений более крупных величин, чи­сел, фи­гур, мотивов и фраз.

Чрезвычайно влиятельны и в музыке и в математике пространственные отношения. На них построена целая наука внутри математики – геометрия. Благодаря весомости пространственных отношений архитектуру в течение столетий привыкли называть «застывшей музыкой». И музыка и архитектура – суть форма, совокупность организованных частей и разделов, где значи­тельную роль играет всякого рода симметрия. Занимаясь музыкой, человек незаметно тренирует и развивает свое пространственное мышление; он по­сто­ян­но опирается на пространственные представления. Глядя на клавиатуру рояля и гриф струнных инструментов, организуя движения своих рук в соот­ношении с клавиатурой и грифом, нажимая клапаны духовых инст­ру­ментов и осваивая их расположение, двигая смычок по струнам – совершая все эти дей­ствия многократно и постоянно ребенок, ученик и вообще любой музы­кант независимо от уровня мастерства развивает свое пространственное мы­шле­ние. Более того, обучаясь нотной грамоте и пользуясь нотной за­писью, человек делает то же самое: вот его взгляд начинает движение с левого верхнего угла нотного разворота, доходит до конца листа и переносится в правый верхний угол затем, чтобы оказаться через некоторое время в правом нижнем углу. А в это время двигательный эквивалент нотного текста явля­ется на свет, давая жизнь звучанию: считывая пространственный образ, пред­ставленный точками, палочками и хвостиками на нотном стане, музы­кант обращает их в движения рук, рождающие звуковые образы. Даже дири­жер­ские жесты, побуждающие играть нотный текст определенным обра­зом, то­же суть пространственные узоры, обращаемые в звук. Как же активно долж­но раз­­ви­ваться пространственное мышление учащихся музыкантов, ес­ли оно за­дей­ствовано везде и всегда, чем бы они ни занимались, будь то игра соло или в ансамбле, игра по нотам или по слуху, черновое разучивание или кон­цертное исполнение… И рядом с пространственным мышлением, исподволь и незаметно, развиваются математические способности, которые используют те же интеллектуальные ресурсы, сходные навыки, аналогичные мысли­тель­ные операции. При одном весьма приятном условии: чтобы развивать про­странственные представления, музы­канту не нужно решать задачи, мор­ща лоб и терзаясь от собственного бессилия. Он музицирует, творит, наслаж­да­ется искусством, пока его мозг совершает столь необходимую, цен­ную, но не обременительную работу.

Нельзя не вспомнить еще один важнейший элемент, на котором стро­ится родство музыки и математики. Речь идет о трансформации, производ­нос­ти, когда из одних выражений и цепочек элементов буквально на глазах, последовательно и логично, рождаются другие выражения и цепочки эле­мен­тов, безусловно родственные, производные, являющие собою вари­анты уже сказанного, продолжающие и развивающие уже найденные связи и отно­ше­ния и строящие на них новые связи и отношения, прямо вытекающие из преж­них. В математике постоянно, будучи построенными на определенных ус­ло­виях, возникают возможные при данных условиях связи и отношения величин, чисел и математических выражений. В музыке также звуковые свя­зи и отношения рождаются из предпосланных им закономерностей и систем, или условий, отражая и воплощая эти закономерности: звукоряды, ла­ды, грамма­тические и стилистические нормы. И в музыке и в математике все по­сле­дующее вытекает из предыдущего, являя собою его трансформацию по опре­деленным правилам. В этом смысле алгебраическое и музыкальное мышление если не близнецы, то определенно – братья. И там и тут сказанное опирается на определенные грамматики, и все выражения, составленные в соот­ветствии с этими квазиязыковыми нормами, в каждой «речевой» после­довательности соотнесены с правилами, заданными в рамках именно этой последо­ва­тель­ности. Так проявляется справедливый и для матема­тики и для музыки закон производности, исключающий явления, опи­сан­ные известной пословицей «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Так, если в му­зыкальные выражения бахов­ского толка закралось бы про­кофь­ев­ское музы­кальное «слово», то даже неискушенный слушатель заметил бы столь яв­ное нару­шение. То же и в математике: если бы уравнения, принадлежащие тео­рии игр, были бы «замусорены» уравнениями, принадлежащими теории мно­жеств, то всякий изучающий математику не мог бы не обнаружить подоб­ное несо­от­ветствие. И вновь, как и в случае с пространственным мышлением, это квази­алгебраическое мышление, это понимание отношений, построенных на транс­формации и производности, возникает в ходе музыкальных занятий спон­­танно и естественно, без решения специальных уравнений и умствен­ного напряжения.

Рассуждая о творческих навыках, об умении воплощать свои идеи и выражать их; думая о развитии математических способностей, для которых так важно интуитивное понимание пространственных и трансформационных зако­но­мерностей, нельзя не вспомнить о музыке, о музы­кальных занятиях, которые будут прекрасной опорой для растущего мозга, позволяя заложить фундамент как для будущего творчества, так и для освоения «царицы всех наук» математики.

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ: МУЗЫКА И РЕЧЬ, МУЗЫКА И СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Музыка – древнейшее из искусств. Ее история ведет начало от разнооб­раз­ных ритуалов и общественных церемоний, как религиозных так и бытовых. Однако еще раньше, еще до своего рождения в качестве вида ис­кус­ства, еще до того, как человек осознал, что звуки определенной высоты можно организовать с помощью ладов, звукорядов и ритмических рисунков, существовали звуковые сигналы. Эти сигналы, которые могли напомнить то свист, то щебет, то крик, то рев или вой – все они были пра-основой музы­кального искусства, его фундаментом. Древнейший человек общался с по­мощью звуков еще тогда, когда язык и речь не существовали, и во взаимо­дей­ствии с этими звуками, похожими на шум, в нашей психике форми­ровались способности к коммуникации, способности к пониманию других людей и выражению своих чувств и намерений. То есть, психологической праосновой музыки являются древнейшие, часто нечленораздельные и гру­бые, звуковые сигналы.

Каково же было содержание этих сигналов? К чему они отсылали? Ко­неч­но, часть из них – это сообщение об опасности, призыв к бою, к защите себя и своих сородичей. Эти призывные сигналы ассоциировались со сме­лы­ми жестами вождя, за которым, повинуясь его команде, уже готовы устре­миться воины-защитники. Впоследствии, когда музыка стала искус­ством, она не утратила связь с древнейшими «формулами призыва-повеления»: музы­каль­­ное искусство и раньше и теперь служит средством единения людей, сред­ством возбуждения в их душе мужества и отваги. Вторая популярная ситуация, с которой сталкивался древний человек – это ситуация просьбы, мольбы, прошения, воззвания к более сильному, способному одарить и поддержать. Здесь в отличие от призывно-триумфальных интонаций, устрем­ленных вверх, размашистых и уверенных, господствовали нисходящие моти­вы, мягкие закругленные линии, которые ассоциировались с поклонами и другими жестами, символизирующими послушание и смирение. С ситуацией прошения психологически связана едва ли не вся лирическая музыка от сере­над и оперных арий до популярных песен о любви. Слушая музыку, мы и сегодня невольно прочитываем контекст воображаемой беседы, легко отли­чая обращенный к нам повелительный и уверенный голос от голоса проси­тельного, наполненного излияниями и сердечными признаниями. В науке эти воображаемые ситуации, в которых зашифрованы определенные отношения собеседников, говорящего и слушающего, называют коммуникативными архетипами.

Наряду с отношениями зависимости и подчиненности, будь то отно­ше­ния вождя и следующего за ним народа или отношения просящего и жалующе­гося и того сильного и способного казнить и миловать, к кому эта исповедь обращена, существуют еще и отношения равенства и свободы. Они ассоции­руются с интонациями задора и веселья, порой с комическими прыжками и ужимками, с движениями ровными и энергичными: такая атмосфера господ­ствует на праздниках, где собираются добрые знакомые, любящие вместе поиграть и повеселиться. Этот архетип, рисующие непри­нужденное дру­жеское общение, в науке называют архетипом игры: он часто наполняет собою музыку приподнятую и энергичную – хороводы, скерцо, этюды, пля­совые песни… И, наконец, последнее «общественное отношение» — это диалог с самим собой, неспешный и спокойный. Он связан с поступательным или возвратным интонированием, напоминающим движение маятника, когда мелодия, лишенная резких акцентов, плавно течет, окутанная покачи­ваю­щимся или широко развертывающимся ритмом. Задумчивое и созерца­тель­ное умонастроение, свойственное этому архетипу медитации, во мно­жест­ве встречается в музыке молитвенной и религиозной, в музыке прелюдий, колы­бель­ных и гимнов, рисующей философские раздумья или углубленную сосредоточенность.

Музыкальное искусство с древнейших времен опирается на коммуни­ка­тивные архетипы: нет и не может быть музыкального высказы­ва­ния, сквозь которое нельзя было бы расшифровать отношения «говорящего и слуша­юще­го», представить атмосферу и настроение, сопутствующее их общению. Ес­тест­­венно, что учащиеся-музыканты любого возраста и уровня мастерства в своем воображении постоянно общаются посредством музыки. Не умея назвать по имени коммуникативные архетипы, они учатся их различать, ис­пол­няя то музыку призывную и воинственную, то музыку задумчивую. и плавную. На протяжении нескольких лет обучения они знакомятся с разными персонажами, характер и манера общения которых связана с определенными музыкальными стилями: с философски умудренным Бахом, галантно-ожив­ленным Моцартом, сентиментально-чувствительным Чайковским или резко­ватым, наступательным Прокофьевым. Можно сказать, что музыка как искусство общения звуком соответствующим образом настраивает «комму­никативный аппарат» учащихся: они овладевают навыками «эмоционального слышания». Более того, психологические эксперименты подтверждают связь музыкальности с так называемым EQ, или эмоциональным интеллектом: чем более музыкален человек, чем шире его музыкальный опыт, тем легче ему дается распознавание настроений и эмоциональных состояний других людей, тем точнее он способен различать эти состояния и адекватно реагировать на них. В основе же этой повышенной чуткости и отзывчивости лежит распоз­на­вание коммуникативных архетипов, наиболее фундаментальных знаков-сигналов, с помощью которых люди общались еще в глубокой древности, когда ни музыка ни тем более словесная речь еще не сущест­вовала.

Различение и воспроизведение звуковых сигналов стояло у истоков не только человеческого общения, но и общения более древних видов. В мозгу обезьян, крыс и других животных ученые обнаруживают специализи­рован­ные зоны, настроенные на то, чтобы издавать и осмысленно воспринимать звуковые сигналы. Общение посредством звука – это одно из основных фундаментальных свойств живой материи, наиболее совершенным проявле­нием которого являются музыка и человеческая речь. Антропологические исследования подтверждают более раннее по сравнению с речью происхож­дение музыки: те отделы мозга, преимущественно левополушарные, которые отвечали за восприятие звуковых сигналов, в дальнейшем стали опорой для формирования речевого мышления. Эти отделы мозга породили сначала ос­мыс­ленные сигналы, затем пение с текстом, когда ранние образцы речи напо­минали мелодекламацию, и лишь через века и эпохи эта мелодекла­мация, это полупение-полуговорение превратилось в членораздельную речь.

Таким образом, человеческая речь берет свое начало еще от пра-музы­ки, от коммуникативных сигналов древности и через переходные формы по­лу­пения-полуречи достигает речи современного типа, опирающейся на язы­ковые нормы. Музыкальное мышление является предком речевого, его фун­да­ментом и предшественником: вот почему речь так интенсивно развивается под воздействием музыкальных занятий – ведь они используют близкие моз­говые области, рядом лежащие отделы мозга, представляющие собой психо-физиологическую опору обоих видов деятельности, как речевой так и музы­кальной. В качестве примеров можно привести известные эксперименты, подтверждающие психологическое родство музыкальных и речевых навыков.

Так, в 1984 году появилась публикация, где говорилось о больном после инсульта, которому удалось восстановить речь посредством пения: не будучи в состоянии говорить, этот пациент интуитивно начал насвистывать, посвя­тив этому занятию несколько недель. После этого у него возникла потребность в пении с текстом, хотя слова он произносил весьма неуверенно и часто путался. Однако преодолев и этот этап, пациент заговорил, поддер­живая этот вновь появившийся навык с помощью свиста и пения в тече­ние многих месяцев, пока наконец его речь не отделилась полностью от музыки и не восстановилась в полной мере. Этот пример в свое время произвел боль­шое впечатление на медицинское сообщество, лишний раз доказывая спра­вед­ливость данных антропологии о том, что музыка в древние времена пред­шест­вовала речи, и в случае ее нарушения «возврат к корням» должен произ­вести свое благотворное действие. Собственно, этот небольшой пример демон­стри­рует весьма ярко фундаментальнейшую закономерность: онтоге­нез, или развития человека и личности, повторяет на своем пути фило­генез, или историческое развитие человечества. Нередко трудности в овладении теми или иными навыками можно преодолеть тем же способом, что открыл для себя пациент с нарушениями речи после инсульта. Следует вспомнить, какие стадии прошло становление этого навыка на историческом пути чело­ве­чест­ва и по возможности повторить этот путь, как бы пройти его еще раз от начала к концу подобно пациенту, который восстановил процесс рож­дения речи, отталкиваясь от прамузыкальных звуков и пения.

Известно также, что музыкальные занятия оказывают свое благо­твор­ное влияние на мозг достаточно скоро. В этом отношении характерен экспе­римент, проведенный китайскими учеными. Студенток университета разде­лили на две группы: первая, экспериментальная группа состояла из девушек 19 лет, которые в школьные годы занимались музыкой, но в средних классах школы, примерно в 12 лет эти занятия оставили; вторая, контрольная группа, состояла из студенток того же вуза и того же возраста, которые музыкой ни­ког­да не занимались. Обеим группам предъявили одно и то же задание по запоминанию звучания слов и их переводу с шведского языка. Первая, «му­зы­кальная» группа, справилась с заданием значительно лучше второй. Экспе­ри­ментаторы могли с удовлетворением отметить, что музыкальные занятия успели оставить свой след в сознании студенток невзирая на то, что след этот был относительно недолгим: тем, кто занимался несколько лет музыкой в детские годы, впоследствии будут гораздо легче даваться ино­стран­ные языки, да и родной язык тоже. Не случайно среди писателей так много меломанов и музыкантов-любителей: в это благородное сообщество страст­ных любителей музыки входили Толстой и Тургенев, Стендаль и Томас Манн, и множество других, не столь великих, но достойных литера­торов.

Коммуникативные навыки в самом широком значении стимулируются музыкальными занятиями: занимавшиеся музыкой долго и усердно обща­ются более успешно и адекватно, демонстрируя проницательность и гиб­кость. Что из этого следует? Музыканты часто проявляют органи­заторские способности и становятся успешными менеджерами именно благо­даря значи­тельному развитию присущих им навыков общения. Музыканту не нужно объяснять, что на самом деле имел в виду партнер по переговорам: он почув­ствует это по еле заметным модуляциям голоса, по едва уловимым жес­там и выражению лица. Ведь коммуникативная интуиция музыканта выходит дале­ко за пределы искусства звуков и распространяется на все, в чем задей­ство­ван «эмоциональный интеллект», то есть на все человеческие про­­яв­ления. Музыкант сумеет верно определить тон и стиль общения с людьми, когда нужно побудить их сделать что-либо, не связанное с прямой выгодой: осо­бен­но на начальных этапах развития любого бизнеса создание команды еди­но­мыш­ленников бывает критически важно, и здесь открытость и обаяние музыканта будут чрезвычайно уместны. Здесь нельзя не вспомнить сказан­ные в порыве откровенности слова директора Гнесинской десятилетки Миха­и­ла Хохлова: «И что мы сочувствуем тем, кто покинул нашу школу в 8 клас­се, не выдержав наших нагрузок и наших требований? Может быть, и к луч­шему. Все наши бывшие ученики поступили в самые престижные вузы – МГИМО, МГУ, Высшую школу экономики и многие другие. Сколько пом­ню, у нас никогда не было с этим проблем, и наши музыканты везде и во всем были лучшими. Как же много среди покинув­ших нашу школу ярких руково­ди­телей и успешных менеджеров! В чем? Да во всем, от строительства до финансов. Жаль, что наивные мамаши так переживают, что не поступят их дети в консерваторию. Может быть, судьба приготовила им что-нибудь получше»…

Оглядываясь на опыт специальных музыкальных школ, да и обычных, конечно, нельзя не подчеркнуть, что благодаря опыту общения, который дает музыка, благодаря тому, что она активизирует мозговые центры речи, уча­щийся-музыкант никогда не столкнется с проблемами в общении: человек му­зы­кальный – это непременно человек, прекрасно владеющий навыками ком­му­никации и готовый к взаимодействию с другими людьми. Это ли не утешительная новость для тех, кто решился отдать несколько лет музы­кальным занятиям? Скорее всего учащиеся-музыканты не станут разорять своих родителей на репетиторов по русскому языку и иностранным языкам: соот­ветствующие разделы ЕГЭ бу­дут удаваться учащимся-музыкантам легко и свободно, не говоря уже об их бу­ду­щих успехах во всем, что связано с обще­нием и речью.

МУЗЫКА И МНОГОКАНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Музыканты мыслят полифонически, причем независимо от инстру­мента. Полифония, или многоголосие, многоканальность, охват нескольких источников, одновременное ведение нескольких независимых мыслей-линий, одновременный контроль за разнообразными событиями – все это в высшей степени свойственно музыкантам. Исполнители на струнных и духовых ин­стру­ментах, несмотря на одноголосную мелодию, которую слышит публи­ка, тем не менее мыслят полифонически: их левая и правая рука совершенно независимы, и пока левая рука скрипача исполняет голово­лом­ные пасса­жи, и движения его пальцев могут напомнить крылья бабочки в летний день, пра­вая рука плавно ведет смычок по грифу вверх и вниз. Пока руки валторниста, кларнетиста или флейтиста заняты нажатием клапанов – при этом им приходится держать руки на весу и играть на невидимой «клави­ату­ре» – в это же самое время их губы, регулируя силу нажима и активность воздушной струи, выводят мелодическую линию. О пианистах и говорить не прихо­дится: в каждой руке у них может быть не один, а несколько голосов, и даже при исполнении гамм в унисон правая и левая рука двигаются по-раз­ному.

Игра в оркестре тоже требует нешуточного умения делать несколько дел сразу: смотреть в ноты, успевая заглядывать вперед, играть, а также слу­шать соседей и пожирать глазами дирижера. Такой «сеанс одновременной иг­ры», пожалуй, мог бы поставить в затруднительное положение даже быва­лого шахматиста! Имея в виду, что сольная музыка составляет меньшую часть классического репертуара, а с учетом джаза и народной музыки и вовсе небольшую его часть, можно утверждать, что музыкант все время «играет в команде». Поэтому он вынужден соотносить свои намерения и результаты с намерениями и результатами товарищей, и, если вдруг понадобится придти на помощь, сделать это незамедлительно.

Чтение нот с листа, или, проще говоря, исполнение незнакомой музыки без подготовки, также представляет собой один из сложнейших видов чело­ве­­ческой деятельности: при игре на фортепиано необходимо не только смот­реть в ноты «с запасом», то есть заглядывая вперед, но еще и соотносить дви­же­ния обеих рук друг с другом, а также – и это, пожалуй, главное – уметь охватить мысленным взором целое и «недоиграть», пропустить какую-то часть текста, не вступая при этом в противоречие с жанром и стилем испол­няемого сочинения. Весьма заурядный для всякого музыканта навык – чтение с листа – приучает учащихся к деятельности столь многосоставной и сложной, что вряд ли что-либо иное, с чем им придется встретиться в даль­нейшем, может сравниться с чтением нот с листа…

Имея в виду многоканальность или полифоничность музыкального мы­шле­ния, не приходится удивляться той легкости, с которой музыканты справ­ляются с разного рода задачами, требующими увязывания воедино, осмыс­ления и принятия решений на основе разнообразных данных. Трагический, но внятный пример, который нынешнее поколение россиян не скоро забудет: авиакатастрофа над Боденским озером, в которой погибли российские дети, ехавшие на отдых в Испанию. Авиадиспетчер совершил фатальную ошибку, не сумев принять правильное решение на основе траектории двух летящих самолетов, что привело к их столкновению. В те печальные дни некоторые газеты с горечью писали о том, что этому горе-диспетчеру не повредило бы музыкальное образование, которого у него, увы, не было. Будь он пианистом, скрипачом или певцом, уж он сумел бы совместить в своем сознании две линии, вот-вот готовые пересечься, и вовремя предпринял бы адекватные действия.

Не только диспетчеры всех мастей и специальностей, но также финан­сис­­ты и брокеры, специалисты по торговле ценными бумагами, вынуж­дены при­­ни­мать решение на основе множественной противоречивой информации: бирже­вая сессия требует сильных аналитических способностей, напря­жен­ного внимания и умения одновременно считывать данные со своего компью­тера и большого табло в зале, а также принимать во внимание цифры и факты, извлеченные из множества документов и таб­лиц или полученные по теле­фо­ну. Музыканту, при­выкшему к полифоническому мышлению, гораздо лег­­че принять реше­ние, быстро взвесив все «за» и «против», и на основе ин­ту­­и­­­ции и скорого ана­лиза данных продать или купить акции. Известны при­меры, ког­да бывшие музыканты выигрывали конкурсы биржевых бро­керов, оста­­вив по­за­ди людей с образованием бухгалтера и экономиста.

Отрадно думать, что обу­чаясь музыке, человек приобретает привычку ду­мать одновременно о многих вещах, сопоставлять несколько разнонаправ­лен­ных линий, и анали­зи­ровать информацию, посту­­па­ющую из многих ис­точ­ников, к чему бы она ни относилась. Нет нужды доказывать, что эти цен­ные навыки приго­дятся от­нюдь не только в музицировании, но и во многих других ситу­ациях, далеких как от музыки, так и от искусства вообще.

Некоторые педагоги-музыканты видят в доказательстве необхо­ди­мос­ти музыкального образования косвенным образом, как бы «от против­ного», ед­ва ли не оскорбление. «Как можно унижать святое искусство музыки тем, что оно якобы нужно не само по себе, не ради собственной художественной цен­нос­ти, не ради внушаемых музыкой возвышенных чувств, а как бы по ка­са­­тельной, едва ли не как математика, которую, как говорил Михайло Ломо­но­­сов, «уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»… Убеждать родителей дать детям музыкальное образование не ради него само­го, а для каких-либо иных «выгод и приобретений» выглядит в глазах таких педагогов едва ли не профанацией. Однако их благородное возмущение мо­жет ослабить один простой аргумент: одно не исключает другое. Утверждая, что речевое мышление и математические способности развиваются под воздействием музыки мы, во-первых, говорим правду, которая находится в пол­ном согласии с последними достижениями психологической науки; и, во-вто­рых, блестящий расцвет умственных данных учащихся-музыкантов вовсе не исключает, а напротив, стимулирует обретение ими утонченного худо­жест­­венного вкуса и любви к искусству. Ум и чувства в музыкальном обра­зовании как и в самом музыкальном искусстве слиты нераздельно: чут­кий коммуникатор, в совершенстве владеющий навыками общения, равно как и мастер хитроумных финансовых комбинаций может быть искренним ме­ло­­маном и музыкантом-любителем. Собственно, разве не к этой цели мы стре­мим­ся, воспитывая с помощью музыкальных занятий художественно об­ра­зо­ванную аудиторию?

Вместе с тем, музыкальному сообществу, вероятно, пришла пора при­своить и принять для себя это современное слово «маркетинг» или иссле­дование рынка, когда во главу угла ставятся не амбиции «продавца», но воз­зрения, чувства и даже предрассудки «покупателя». Многих родителей куда более вдохновляет информация о грядущих успехах своих детей в науках, а также в искусстве коммуникации равно как и в любом виде творчества, неже­ли абстрактные разговоры об эстетическом воспитании и красоте музициро­вания как такового. Так почему бы не воспользоваться нашими сильными сто­ро­нами и не преподнести их обществу со всей убедительностью и яс­ностью? Отдав ребенка «на музыку», все только выиграют: родителям не при­дется сомневаться в успешном будущем своих детей, какую бы дорогу они ни избрали, а педагоги-музыканты получат огромное число потенциальных любителей музыки, среди которых наверняка окажутся новые Гилельсы и Ой­страхи. Иного не дано, ибо закон больших чисел действует беспо­во­рот­но: чем больше учащихся-музыкантов выйдут на старт, тем с большей вероят­ностью среди них окажутся исключительные таланты, которые в дальнейшем станут гордостью России и продолжением ее славных традиций в музы­каль­ном искусстве. Следующей заботой музыкального сообщества станет из­люб­­ленный медицинский лозунг: «Не навреди!», чтобы ни один потен­циальный любитель музыки не отвернулся от музыкального искусства. Но это – отдельная забота и отдельная тема для раздумий и усилий всех, кому до­роги музыка и музыкальное образование. Активная агитация и пропаганда преи­му­ществ, которые они дают, станут первым шагом по дороге ребенка, под­ростка или молодого человека к храму искусства.

Еще не так давно, всего лишь в позапрошлом веке, занятия музыкой были доступны только богатым и образованным. Однако на протяжении ХХ столетия их популярность неизмеримо возросла. Не вполне, конечно, но музицирующих девочек, преиму­щественно на фортепиано, и музицирующих мальчиков, преимущественно на гитаре, стало во много раз больше чем раньше. Впрочем, до охвата всех и каждого, всех детей и подростков было по-прежнему очень далеко. Название проекта «Музыка для всех», к реализации которого приступает Республика Саха, заставляет задать простой вопрос: «А нужна ли всем музыка? И если да, то зачем?» Чтобы ответить на эти естественные вопросы, надо развеять некоторые популярные мифы, окружающие музыкальные занятия на протяжении многих лет.

Итак, миф первый: «Музыка лишь отнимает время, необходимое для подготовки юного ума к практической жизни. Не лучше ли потратить это время на то, что впоследствии будет хлебом насущным?».

Краткий ответ, освещающий истину: «Музыка вовсе не отнимает время, а напротив, сокращает усилия, необходимые для освоения многих земных дел, так как активизирует работу мозга и гармонизует все функции организма». Доказательством может быть то пристальное внимание, которое в успешных странах, таких как Финляндия и Япония, посвящается музыкальным занятиям. Там музицируют все; огромно количество бесплат­ных музыкальных школ, финансируемых государством. Результат: первые места финнов и японцев в рейтинге конкурентоспособности всех наций мира. К числу подобных же доказательств относится опыт воспитания элиты во всем мире от Китая до Европы; всегда и везде музыкальное образование, включающее игру на инструментах и пение, было неотъемлемой частью воспитания тех самых богатых и образованных. И сегодня опыт школ с расширенным музыкально-эстетическим циклом, где учащиеся наряду с освоением школьной программы поют в хоре, играют в оркестре и музицируют, говорит об одном: «музыкальные дети» лучше сдают ЕГЭ, легче осваивают школьную программу и в гораздо большем количестве по сравнению с обычными школами поступают в престижные вузы. И стоит ли говорить о столь возвышенных предметах, когда даже коровы, слушающие классическую музыку, увеличивают надои, и плодовые растения активно наращивают урожай, когда их овевают волны музыки Моцарта и Чайковского… Можно считать подобные утверждения лишь забавным курьезом, но на это всегда можно возразить словами Шекспира: «Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам». Иными словами, не все мы пока можем объяснить, но это не мешает нам пользоваться найденными закономерностями, умножая собственное благо.

Миф второй: «Музыка – тяжкий труд. Чтобы преуспеть в ней, нужно быть «упорным и упрямым». Иначе вас ждет провал и разочарование». Краткий ответ, освещающий истину: «Музыка вовсе не требует больших усилий. Музицирование – это развлечение и радость». Каким образом? Здесь сравнение со спортом может быть очень красноречивым. Конечно, чтобы брать олимпийские высоты и бить мировые рекорды нужно чрезвычайно много и преданно тренироваться, жертвуя отдыхом, свободой и прочими увлечениями и радостями. Но такова ли обычная физкультура: зарядка по утрам, легкие пробежки трусцой, катание на лыжах по выходным или игра в футбол с дворовыми мальчишками? Ответ очевиден: лишь серьезный спорт требует самоотречения и даже предполагает риск, связанный с неизбежными травмами, в то время как физкультура лишь держит в тонусе и не дает раньше времени стать слабым и дряхлым. Музыка столь же красноречиво иллюстрирует эту закономерность: лишь серьезные и профессиональные музыкальные занятия предполагают невероятную преданность делу и отказ от кое-каких привилегий детства. Если же музыкальная карьера не планируется, то и тяжкие труды не стоят на повестке дня. Музицируйте, наслаждайтесь, развлекайтесь и отдыхайте! Ничего иного любительские занятия не предполагают. Ребенок занимается как хочет и сколько хочет, а вот чтобы он захотел, чтобы был увлечен и заинтересован… Что ж, это проблема вовсе не его и не его родителей, а преподавателей и учителей. Их энтузиазм и умение призваны зажечь в ребенке любовь к музыке – ничего другого проект «Музыка для всех» не предполагает.

И, наконец, третий популярный миф, который гласит: «Музыкальные занятия – удел избранных. Для этого нужны особые дарования, которые есть не у всех. Как говорится, только для обладателей тонкого музыкального слуха!». Краткий ответ, освещающий истину: «Нет, не нужен хороший музыкальный слух для любительских занятий музыкой. Эти занятия воистину общедоступны и не требуют выдающихся способностей». Разве мы не видели, что у племен, до сих пор живущих родовым строем, музыкальные праздники охватывают буквально всех? Одни солируют, другие подпевают, третьи пританцовывают, но участвуют все. Некоторая музыкальность дана от природы всем, и лишь высший пилотаж в музыкальном искусстве предполагает большие способности: умение наигрывать несложные мелодии и подтягивать хору не требует хорошего слуха. Более того. Недавно наука выяснила, что помимо всем известного музыкального слуха, который проявляется в пении без фальши (но следует и здесь оговориться, что это вовсе не универсальный показатель), есть и другой слух, который называют выразительным или интонационным. Этот выразительный слух более древний и связан с распознаванием эмоций и настроения, выраженных в музыке, примерно так же как слух речевой, раскрывающий нам настроение и намерения того, кто общается с нами. К тому же, слух развивается, и при постоянном соприкосновении с музыкой может придти в рабочее состояние, начав почти с нуля.

Проект «Музыка для всех» откроет путь к музицированию для целого поколения граждан Республики Саха (Якутия). Результат будет виден уже через несколько лет: повысится общий уровень культуры, дети и подростки станут более отзывчивыми и чуткими, они будут легче вписываться в коллектив, им будет проще общаться с другими людьми. Их будущее будет гарантировано новыми навыками, которые они приобретут в процессе работы по проекту: они станут более стойкими и терпеливыми, смогут легче адаптироваться к разным условиям и эффективнее работать в команде. Недавний доклад ООН о креативной экономике подтвердил то, что люди искусства знают давно: занятия художественным творчеством помогают всем нам вписаться в экономику XXI века с ее высокими требованиями к эмоциональной устойчивости и творческой инициативе.

Проект «Музыка для всех» — уникальный и крайне эффективный способ повысить качество человеческого капитала в республике. Вскоре к проекту присоединятся и другие регионы России, но честь первопроходцев будет навсегда принадлежать Республике Саха (Якутии) и ее народу. Уникальность проекта можно выразить двумя словами: «Инвестиции без риска». Удастся ли достичь всех поставленных в рамках проекта целей или только некоторых из них; будут ли результаты работы по проекту блистательными или просто достойными, в любом случае эффект от его внедрения будет только положительным и результаты исключительно полезными. Вряд ли можно где-либо кроме искусства и образования найти проекты, где отдача на единицу вложенных усилий так велика, а путь к достижению результатов просвещает и увлекает. И не получится ли так, что в Республику Саха устремятся международные эксперты, чтобы изучить ее уникальный опыт? Загадывать рано, однако вскоре, сравнивая поколение молодых с их учителями, можно будет сказать словами якутской народной поговорки: «Лучший лучшего превосходит».

для чего нужно музыкальное образование

Д.К. Кирнарская, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *