для чего нужно паломничество по святым местам
Полезны ли паломничества?
Святые места… Как тянется к ним душа верующего человека! Как всегда хочется, при взгляде на карту России, кругом съездить, помолиться во всех храмах, приложиться ко всем мощам, погрузиться в ту удивительную атмосферу молитвы и спокойствия, которая царит в монастырях. Но куда в первую очередь поехать, всегда ли паломничество на пользу, какие искушения могут быть – эти вопросы мы решили задать священнику Михаилу Михайлову.
– Батюшка, каковую духовную пользу приносит паломничество, и может ли оно принести духовный вред?

В паломничестве мы можем почерпнуть духовную силу, но если мы ездим по святым местам часто, то нередко начинаем превозноситься: «Смотри, я съездил, а ты – нет!». Паломничество паломничеству рознь. Хорошо, если едет группа православных людей.. Слава Богу! Но если мы едем в поезде, то молиться, духовно сосредоточиться будет намного сложнее: все ходят вокруг, нередко ругаются, бесконечной чередой идут праздные разговорю, пересуды, сплетни.
Когда мы возвращаемся из святого места, то замечаем, что быстро теряем благодать, полученную там. Почему? Потому что не умеем хранить дар Божий, потому что сразу же погружаемся в ежедневную суету и оказываемся не в состоянии удержать благодать. В паломнической поездке, по нашим грехам, мы тоже часто не умеем часто себя соблюсти как должно.
– Какие святыни нужно посетить в первую очередь? Нужно ли ездить далеко, или начинать нужно с Московских святынь? Или надо начать со святых того храма, куда мы ходим?
– Заповедь «чти отца и матерь твою» относится не только к нашим родителям по плоти, она относится и к нашим родителям духовным. Поэтому в Церкви празднуется память Московских, Белорусских, Костромских святых. Есть те святые, которых надо поминать в первую очередь. В Калужской епархии, например, на каждой службе обязательно поминаются Амвросий и Лаврентий Калужские. В нашем храме мы поминаем священномучеников Владимира и Василия. Это наши родители, родители нашего храма.
Надо знать жития наших святых. Поэтому, например, издаются очень большими тиражами жития русских святых, жития московских святых – Московский Патерик. Посмотрим: родословное древо мы начинаем строить и изучать, начиная от отца и матери, потом переходим к бабушкам и дедушкам и так дальше. Никто же не будет строить свою родословную, начиная от прабабушки.
Это удивительное чувство – служить и молиться в том храме, где несколько десятилетий назад служили святые священномученики Василий и Владимир! Удивительно, что у нас стоит столик, которым пользовался св. прп. Леонтий исповедник Михайловский. Это очень согревает душу: прикасаться к тем вещам, к которым прикасались святые. Так, через связь физическую возгревается связь духовная. Это не фетишизм, а благоговение к памяти святого, к связи со святыми. В дивеевском монастыре мы смогли приложиться к той табуреточке, на которую опирался прп. Серафим Саровский, когда преставился ко Господу. Ощущается непрерывная связь.
К слову добавим, что почитание наше выражается еще и в том, что мы чтим дни памяти святых. Поэтому дни памяти святых, служивших в нашем храме, это малые престольные праздники.
В каждом храме есть своя неповторимая истории – обязательно надо знать и чтить тех святых, которые служили в храме. Сегодня в очень многих храмах кто–то из служителей или даже прихожан пострадали в годину гонений и прославлены в лике святых.
Богоявленский кафедральный собор – мощи свт. Алексий, митрополита Московского – одного из первых духовный столпов московского Православия. Н основал первые Московские монастыри: Андроников, Чудов. Святой покровитель града Москвы – св. благоверный князь Даниил Московский – устроитель Московского княжества. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Мощи его хранятся с Свято–Даниловом монастыре.
Храм Христа Спасителя – там теперь покоятся мощи свт. Филарета Московского. Святитель Тихон, патриарх Всероссийский – великий просветитель Америки, он был избран Патриархом в год начала великой смуты на нашей земле – в 1917 году. На его глазах рушились храмы, те, кто вчера казались благочестивыми прихожанами, срывали со стен иконы. «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» писал святитель. Как много он сделал для сохранения Церкви! До последних дней жизни он принимал верующих в Донском монастыре. Там теперь покоятся его мощи. И как грустно видеть, что у мощей свт. Тихона почти никогда никого нет…
Это пример Москвы. Так можно рассказать о любом городе.
– Можно ли совмещать паломническую поездку с отдыхом?
– Нужно быть духовно крепким, чтобы совмещать паломничество с отдыхом. Я стараюсь, если еду куда–то, разделять дни отдыха и дни служения, паломничества. Например, когда я приезжаю в Хельсинки, где служит мой знакомый батюшка, то в воскресенье я в храме. Служба, беседа с прихожанами, чтение лекции – вот и день закончился.
Паломническая поездка не должна быть «заодно» с отдыхом. Конечно, в паломничестве искупаться разок – не грех. Но, когда мы пытаемся успеть и здесь и там, то получается у нас по слову Спасителя – нельзя работать двум господам.
Часто получается так: человек на отдыхе идет в храм, и в храме он стоит и все время думает о том, что на пляже – солнце! Переживает, что стоя в храме, упускает хорошую погоду. Приезжая с отдыха, многие жалуются, что много было искушений: одно на пляже увидели, другое… И снова едут, и снова, не успела служба в храме кончиться, бегут на пляж. Иногда посещение храма совсем отходит на второй план: человек думает: «Такая погода хорошая, а вдруг завтра испортится, лучше я завтра пойду в храм». А если весь отпуск будет стоять хорошая погода, то он так в храм и не зайдет.
Один мой духовный сын поехал как–то в Киев отдыхать. Он был обуреваем духом блуда. В первый же день он отправился в Киево–Печерскую Лавру к мощам прп. Моисея, известного своей помощью в преодолении блудной страсти. Приложившись, он отправился на нудистский пляж. Каково же было его удивление, когда он прошел весь пляж и не заметил ничего вокруг себя. Преподобный так помог ему, что он прошел через весь пляж, не увидев ни одного обнаженного тела. После этого он решил весь отпуск провести, молясь в монастыре. Так и сделал: вернулся по–настоящему отдохнувшим, загоревшим и духовно укрепившимся.
– Что еще важно помнить, отправляясь в паломничество?
– Хочется особо отметить очень важный момент церковного этикета. Часто видишь, когда в храм заходит незнакомый батюшка, видом старец, многие сразу с великим усердием стараются взять у него благословение, не разобравшись даже, священник ли он. Когда наш приход был недавно в Дивеево, мы видели матушки–монахини Дивеевского монастыря взяли у меня благословение только когда им меня представили. Просто так они не подходят – мало ли кто приехал! И еще один случай: при прощании перед отъездом некоторые прихожане подошли взять благословение у о. Ионы – монах с большим стажем. Он удивился: «Что вы ко мне идете? Вот стоит ваш батюшка! Что говорят нам святые отцы? Поминайте своих, берите благословение у своего батюшки, разрешит он ко мне подойти, тогда подойдете.» Так поступал и о.Николай Гурьянов: когда к нему приезжали паломники и просили у него исповедаться, он говорил, что если они приехали со своим батюшкой то надо у него исповедоваться, т.к. он грехи своих духовных чад знает лучше. «Блюдите како опасно ходите» (Еф. 5, 14)
– Нужно ли привозить из паломничества святыни?
– Ответ прост. Сначала привозят прихожане святыньки. А потом спрашивают благословения их сжечь – испортились. Иногда и священство просят, мол, сами мы не будем освященное сжигать. Был я в одной квартире – святынек много, все покрыты толстым слоем пыли, по ним тараканы бегают. Если брать святыню, нужно относиться к ней благоговейно. Привезли сухарики из Дивеево, от прп. Серафима – надо их кушать, а не ждать, пока они испортятся. Привезли просфорочку – надо скушать, пока она свежая, а не дарить ее, когда она окончательно окаменела.
– Иногда перед верующим человеком стоит выбор – поехать в монастырь на послушание или, может быть, лучше остаться и потрудиться в своем родном храме?
Так часто бывает, что мы забываем о своем храме, о своем родном доме. Часто прихожане просят благословения собрать денег на далекий монастырь, забывая о том, что наш храм тоже строится. Так и с послушанием. В монастыре, конечно хорошо – свежий воздух, другое питание. Но и в наших родных храмах часто работы хватает.
– То есть надо начинать со своего дома, а когда уже свой дом приведен в порядок, чист, убран, когда свой приход обустроен, тога можно начинать восстанавливать другие храмы?
– Совершенно верно. Когда у нас в комнате грязь, разве мы пойдет убирать другие дома? Помочь в монастыре нужно без нашей помощи монахи не справятся. Но иногда некоторые паломники привозят в монастырь все свое мирское устроение, что может повредить и духовной жизни обители. Жизнь в монастыре – духовный подвиг. Трудник – это человек, входящий в братию монастыря. Они должны соблюдать монастырский устав и жить по–монашески.
– Можно ли посещать православные святыни, которые находятся не в православных храмах?
Можно, но нужно, опять–таки, ко всему относиться с должным рассуждением. В Софийском соборе в Константинополе сейчас даже перекреститься нельзя, он превращен в мечеть. Но туда надо зайти, посмотреть на фрески, которые еще не совсем разрушены.
В заключение хотелось бы еще раз повторить слова ап. Павла: «Блюдите, како опасно ходите»!
Беседовала Анна Любимова, опубликовано в газете «У Соломенной Сторожки»
Размышления о пользе паломничества
Любовь
протодиакон Сергий Шалберов
Любовь
Добрый день, о.Сергий!
Если у вас есть книги Старца Паисия Святогорца «Слова«, то вам нужен том 2, который называется «Духовное пробуждение«. Далее, часть вторая, глава первая «Подвиг добрый«. В этой главе есть подглавки, тема паломничества затронута старцем в подглавке «Истинные поклонницы. «
— Смотри: в наши дни, путешествуя для того, чтобы получить небольшую пользу, ты в поездах, самолетах, гостиницах получишь (скорее) большой вред. Все пришло к обмирщению. Какую пользу можно получить, направляясь в духовное место и видя там великое мирское бесчинство? Для того, чтобы все это пошло на пользу, надо быть очень сильным человеком.
Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри. И эти бедняжки, что паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них. Имея возможность найти Его без труда, они утомляются и в конечном итоге не находят его. Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любований разными достопримечательностями. Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство. Человек духовный, имеющий божественное утешение, не нуждается в подобных вещах.
Важно то, что сказал Христос самарянке: » Истинные поклонницы поклоняются отцу в духе и истине».
протодиакон Сергий Шалберов
Любовь
Читайте на сайте Патриархия.ру:
«Паломничество приносит пользу только тем, кто живет по евангельским заповедям»
Интервью со священником Виктором Праздничным
– В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки.
Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход. Например, в автобусах нашего города можно встретить рекламные объявления такого содержания: «Поездка в город Муром к святым Петру и Февронии для тех, кто хочет выйти замуж». Далее предлагается список паломнических поездок, которые помогают в лечении глазных болезней, бесплодия, беснования и даже пристрастия к шоколаду! Тягу массового потребителя к чудесам умело подогревают всевозможные «доктора» и народные целители, часто действующие юридически и финансово вполне законно, но чья практика замешана на магии. Многие из них уже ведут свою деятельность во всероссийском масштабе через телевидение и печатные издания и выступая с выездными лекциями.
Многие паломники видят главную цель паломничества в купании в источнике и даже уходят ради этого с богослужения. Или напротив, купаться в источниках пациентам псевдодокторами воспрещается, так как это может привести к различным инфекционным заболеваниям. А размеры посуды, которую паломники берут для воды из источников, наводит на мысль, что она используется скорее не в качестве духовного средства, а как продукт особых экологических свойств.
Можно заметить, что экспансия рационализма в духовную жизнь паломников выражается в их стремлении измерить благодать физическими и математическими характеристиками, пропорциями, дозами и интенсивностью. Благодать представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат конкретных действий. Мистицизм проявляется в том, что паломник надеется получить желаемое одной силой своего желания и какой-нибудь причудливой последовательностью ритуальных действий. Заметно, что паломникам очень важны материальные знаки, свидетельствующие о пребывании в том или ином месте, и эти знаки порой также используются в магических манипуляциях.
Читать полностью.
А так же приглашаем вас прочитать на нашем сайте статью о паломничестве иеромонаха Серафима (Параманова):
Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание
Паломничество – это духовное путешествие. Мы отправляемся в него, чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно.
Путешествовать можно в одиночку, а можно сообща. И тот, и другой способ имеет свои плюсы и минусы. Скажем, с группой чаще удается более насыщенно и интересно провести время, потому что разрабатывают маршрут знающие люди, становятся возможны некоторые встречи, места, до которых в одиночку не доехать; но, вместе с тем, с кем-то в группе может быть непросто, да и свободы меньше, придется выполнять общие требования, может быть, брать на себя ответственность – готовы ли вы к этому? Напротив, если ехать в одиночку, вы ни от кого не зависите, однако должны очень четко понимать, чего вы хотите и как этого достичь, как все спланировать – на подготовку уйдет достаточно много времени. Итак, если вы выбираете ехать так или иначе, почему вы это делаете?
Хорошо бы изначально определиться с целями паломничества. Что вы хотите от него, чего ожидаете?
Многие люди воспринимают паломничество как экскурсию, причем в первую очередь стремятся узнать побольше информации. Но настоящее паломничество – это духовное путешествие. В нем мы можем:
Важно правильно распределить время между всем, что отвечает этим целям. Обычная ошибка – чрезмерный акцент на информационной стороне, деятельности в ущерб общению, молитве и восстановлению сил.
Паломничество – это не отдых, а сосредоточенная жизнь. Неделю или две можно прожить очень насыщенно, так что будет казаться, что прошел значительный период жизни. Однако для этого требуется хорошая подготовка и готовность к тому, что потребуется быть достаточно организованным.
Паломничество, где не было никаких трудностей, вряд ли поможет человеку вырасти. Но эти трудности должны быть посильными. Часто именно опыт совместного преодоления трудностей становится тем, что объединяет. Но есть трудности объективные (скажем, что-то пошло не так с погодой, транспортом, сбились с маршрута), а есть субъективные: нам не нравится то или иное, те или иные люди. Часто открывается, что в обычной жизни мы слишком привыкли к комфорту, к своему образу жизни, к привычному кругу людей, а здесь приходится утесняться: в пище, в условиях проживания, в том, чтобы принимать людей, не похожих на нас. Что это родит в нас: благодарение, молитву, или ропот, уныние, взаимные обвинения? Тесная совместная жизнь в течение нескольких дней вскрывает многое, о чем в себе не подозревал ранее, и в этом смысле совместное паломничество – это духовный путь к самому себе, конечно, если человек готов это именно так воспринимать.
Хорошо организованное паломничество придает сил, а не лишает их. Устать могут организаторы, которым следует заранее подумать о полноценном отдыхе и восстановлении сил, заложить минимум три дня на это после, а в самом паломничестве чередовать дни активности, общения с группой и отдыха.
Подготовка к паломничеству
К паломничеству необходимо готовиться – как организационно, так и духовно. Важно заранее понять для себя: мы не туристы, мы христиане. Зрелый христианин не может все свалить на руководителя, а сам устраниться.
Чем мы можем помочь?
Скажем, в Карсаве у о. Виктора Мамонтова принято совместно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, готовить еду… Кстати, это невероятно сближает! И не важно, что в каком-то монастыре сестры готовы все сделать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдохнуть? Готов ли я служить другим как ответственный? Или без всякой официальной роли взять на себя заботу о более слабом участнике группы, помогать ему? Вносить в группу маленькие радости, атмосферу празднования?
В организационном плане необходимо, чтобы были выбраны или назначены ответственные по следующим направлениям:
Иногда, если ответственный справляется на 80 процентов, что-то не доделывает, необходимо назначать двоих, чтобы другой покрывал остальные 20.
Важно, чтобы участники знали этих ответственных и с ними решали большинство вопросов, только с принципиальными шли к общему руководителю (и желательно в специальное время, не лишая его возможности спокойно обедать, к примеру).
Встречи подготовки
Подготовка к паломничеству начинается заранее, хорошо бы месяца за три.Важно не искать общность на месте и тем более не решать там оргвопросы, а уже туда ехать готовыми.
Для этого проводятся несколько встреч с участниками, ведется дополнительное информирование через интернет. Если кто-то регулярно не может прийти на встречи подготовки – это повод предупредить, что человека могут и не взять. Пропуская подготовку, чаще всего человек уже на месте создает дополнительные трудности себе и другим вовремя не проясненными вопросами, а то и несогласием с общим ходом паломничества. Люди могут сомневаться, получится ли у них фактически участвовать (по деньгам, из-за обстоятельств жизни), но если они хотят участвовать, пусть приходят на общие встречи-обсуждения. Запись участников, соответственно, должна иметь свой дедлайн. Руководитель объявляет это, и после указанного времени принимать кого-то стоит только в виде исключения. Иногда ограничения связаны не с датами, а с размером группы – например, автобус на 19 человек, или место для проживания на определенное число людей. В таком случае новеньких можно поставить в лист ожидания.
Первая встреча. На первой встрече можно попросить участников немного рассказать о себе с точки зрения участия в церковной жизни, об их духовном образовании, служении, интересах. Чего они хотят от поездки? Также можно поставить прямой вопрос: каковы ваши сильные стороны и слабости в общении, в путешествии, есть ли особенности здоровья, которые нужно учитывать. На первой встрече можно предложить распределить ответственность, или предложить дать ответ ко второй встрече.
У всех необходимо собрать контакты; если поездка за границу, предложить вариант того, как будет осуществляться связь – и собрать иностранные контакты также заранее. До начала поездки у руководителя должен быть полный список телефонов, равно как и у участников – список телефонов ответственных и мест проживания.
Важно начинать молиться о поездке с первой встречи.
Хорошо бы определить место (переписка, группа в соцсети или форум), где будет выкладываться актуальная информация о поездке, и договориться о том, чтобы регулярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в последний месяц) смотреть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его информировали отдельно смс. Можно поручить размещение информации там отдельному человеку.
Вторая встреча. Примерную программу с учетом пожеланий первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и заранее послать ее всем для обсуждения. На второй встрече должно окончательно стать понятно с ответственными. После детального обсуждения программы можно составить примерную смету расходов и выслать общую сумму на человека как можно раньше, особенно, если поездка предполагает значительные траты. Необходимо заложить 30% на орграсходы и непредвиденные нужды. Сразу необходимо собрать минимальный взнос, часть из которого удерживается, если участник отказывается без уважительных причин (болезнь, что-то с родственниками и пр.) накануне. Можно этот взнос повышать по мере того, как приближается дата поездки. Если поездка за границу, заранее стоит предупредить о валюте сборов. Уточненную смету нужно выслать участникам не позднее 2 недель до начала поездки.
По всем контрагентам (турфирме, проживанию) – необходимо связываться предварительно как с можно большим количеством участников, чтобы не быть заложником одного варианта. Если паломничество приходится на время туристического бума, подготовку в этом вопросе необходимо начинать за полгода.
Далее встречи с ответственными, и накануне поездки – общая встреча-молитва, последние прояснения.
Программа
Программа паломничества может включать в себя:
Важно, чтобы люди заранее получили программу с расписанием, особенно это касается времени приема пищи – кому-то необходимо дробное питание, не просто утром и вечером, и он должен сам об этом заранее позаботиться.
Турфирмы, если с ними связываться, будут стараться предложить максимум своих услуг. Организаторы паломничества должны четко понимать, что они не могут сделать своими силами, и только на это и соглашаться. В частности, у турфирм могут быть спеццены на проживание, свой транспорт, знающие гиды. Вместе с тем, они могут не знать обо всех церковных гостиницах, их гиды могут не вполне понимать нужд группы. Необходимо понимать, что и от организованных экскурсий требуется отдых.
По бюджету и отчетности
Необходимо заранее составить и распечатать следующие таблицы учета, чтобы к вечеру заносить все в компьютер.
По непосредственной жизни в паломничестве
Лучше всем заезжать и уезжать в одно определенное время – иначе сложно формировать бюджет, возникают дополнительные трудности с тем, как встретить, особенно, если кто-то хочет заехать в незнакомое место или ночное время.
В группе попадаются люди, которые не привыкли к дисциплине: они сразу должны понять, что в таком случае они сами лишают себя части программы: «Если вас нет, и вы никак не предупредили об отсутствии своих ответственных, не взыщите, ждем 15 минут, а потом – останетесь без ужина, или просто без транспорта, будете добираться сами».
В автобусе можно делать многое: молиться, читать, обсуждать, заранее что-то разучивать. Вечерами (хотя бы раз в два-три дня) хорошо подводить итоги дня: как настроение, что получилось удачно, что хотелось бы изменить, что предложить в общую жизнь. Также вечером корректировать программу с ответственными. Непосредственное наполнение программы зависит от общей активности всех и от ведущих по направлениям.
Но программа программой, а то, что получит человек, зависит больше от его внутреннего настроя, от того, есть ли постоянная молитва в сердце, способность удивляться и благодарить, и готовность послужить тому, кто оказался рядом.
Паломничество закончено: что дальше?
Опыт совместных паломничеств сближает. Хочется потом встречаться, заново вспоминать и переживать какие-то моменты, люди лучше узнают друг друга, от простого знакомства переходят к более глубоким отношениям. Из совместного паломничества может родиться что-то новое, что будут делать вместе участники, узнав друг друга, увидев таланты и дары друг друга, найдя общий интерес.
Паломничество – это путь не только для себя.
Тем, что нам дано, можно делиться. Конечно, если это происходит часто и на бегу, какие-то впечатления могу «замылиться». Но если устроить вечер воспоминаний и пригласить тех, кто действительно хотел бы прикоснуться к вашему опыту, вы сможете не потерять, а приобрести. Здесь помогут фотографии, записи. Когда мы делимся тем, что нам открылось, мы можем заново пережить волнующие моменты.
Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдать.
Проверить, было ли паломничество успешным, можно лишь одним способом: спросив себя, рождается ли в сердце благодарность Богу и людям, меня окружающим.





