для чего нужно паломничество по святым местам

Полезны ли паломничества?

Святые места… Как тянется к ним душа верующего человека! Как всегда хочется, при взгляде на карту России, кругом съездить, помолиться во всех храмах, приложиться ко всем мощам, погрузиться в ту удивительную атмосферу молитвы и спокойствия, которая царит в монастырях. Но куда в первую очередь поехать, всегда ли паломничество на пользу, какие искушения могут быть – эти вопросы мы решили задать священнику Михаилу Михайлову.

– Батюшка, каковую духовную пользу приносит паломничество, и может ли оно принести духовный вред?

для чего нужно паломничество по святым местам– Паломнические поездки, конечно, должны быть. Но они должны быть в меру, у православного человека не должно быть такой цели – за полгода объездить такое–то количество монастырей. Не все время надо кушать пирожные, иногда и черного хлебушка надо! Поэтому паломничество – это подвиг. Раньше на Руси было так – люди шли пешком в монастырь. Но такое паломничество могло быть у них один раз в жизни, они готовились к нему, духовно трудились, шли с пальмовыми ветвями – сразу было видно, что эти люди – паломники. У нас сегодня при взгляде на человека не всегда и понятно – паломник это или нет: мы даже в святых местах не можем сосредоточиться на духовном. Например, в последнем паломничестве, когда мы были в храме, некоторые прихожане, увидев в храме актрису Ирину Муравьеву, стали оживленно перешептываться. Это, конечно, хорошо, что она приехала, но чуть в стороне от актрисы находились мощи преподобного Серафима. Получается, что для нас, православных, и в храме знаменитая актриса оказалась важнее мощей великого святого.

В паломничестве мы можем почерпнуть духовную силу, но если мы ездим по святым местам часто, то нередко начинаем превозноситься: «Смотри, я съездил, а ты – нет!». Паломничество паломничеству рознь. Хорошо, если едет группа православных людей.. Слава Богу! Но если мы едем в поезде, то молиться, духовно сосредоточиться будет намного сложнее: все ходят вокруг, нередко ругаются, бесконечной чередой идут праздные разговорю, пересуды, сплетни.

для чего нужно паломничество по святым местам

Когда мы возвращаемся из святого места, то замечаем, что быстро теряем благодать, полученную там. Почему? Потому что не умеем хранить дар Божий, потому что сразу же погружаемся в ежедневную суету и оказываемся не в состоянии удержать благодать. В паломнической поездке, по нашим грехам, мы тоже часто не умеем часто себя соблюсти как должно.

– Какие святыни нужно посетить в первую очередь? Нужно ли ездить далеко, или начинать нужно с Московских святынь? Или надо начать со святых того храма, куда мы ходим?

– Заповедь «чти отца и матерь твою» относится не только к нашим родителям по плоти, она относится и к нашим родителям духовным. Поэтому в Церкви празднуется память Московских, Белорусских, Костромских святых. Есть те святые, которых надо поминать в первую очередь. В Калужской епархии, например, на каждой службе обязательно поминаются Амвросий и Лаврентий Калужские. В нашем храме мы поминаем священномучеников Владимира и Василия. Это наши родители, родители нашего храма.

Надо знать жития наших святых. Поэтому, например, издаются очень большими тиражами жития русских святых, жития московских святых – Московский Патерик. Посмотрим: родословное древо мы начинаем строить и изучать, начиная от отца и матери, потом переходим к бабушкам и дедушкам и так дальше. Никто же не будет строить свою родословную, начиная от прабабушки.

для чего нужно паломничество по святым местам

Это удивительное чувство – служить и молиться в том храме, где несколько десятилетий назад служили святые священномученики Василий и Владимир! Удивительно, что у нас стоит столик, которым пользовался св. прп. Леонтий исповедник Михайловский. Это очень согревает душу: прикасаться к тем вещам, к которым прикасались святые. Так, через связь физическую возгревается связь духовная. Это не фетишизм, а благоговение к памяти святого, к связи со святыми. В дивеевском монастыре мы смогли приложиться к той табуреточке, на которую опирался прп. Серафим Саровский, когда преставился ко Господу. Ощущается непрерывная связь.

К слову добавим, что почитание наше выражается еще и в том, что мы чтим дни памяти святых. Поэтому дни памяти святых, служивших в нашем храме, это малые престольные праздники.

В каждом храме есть своя неповторимая истории – обязательно надо знать и чтить тех святых, которые служили в храме. Сегодня в очень многих храмах кто–то из служителей или даже прихожан пострадали в годину гонений и прославлены в лике святых.

Богоявленский кафедральный собор – мощи свт. Алексий, митрополита Московского – одного из первых духовный столпов московского Православия. Н основал первые Московские монастыри: Андроников, Чудов. Святой покровитель града Москвы – св. благоверный князь Даниил Московский – устроитель Московского княжества. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Мощи его хранятся с Свято–Даниловом монастыре.

Храм Христа Спасителя – там теперь покоятся мощи свт. Филарета Московского. Святитель Тихон, патриарх Всероссийский – великий просветитель Америки, он был избран Патриархом в год начала великой смуты на нашей земле – в 1917 году. На его глазах рушились храмы, те, кто вчера казались благочестивыми прихожанами, срывали со стен иконы. «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» писал святитель. Как много он сделал для сохранения Церкви! До последних дней жизни он принимал верующих в Донском монастыре. Там теперь покоятся его мощи. И как грустно видеть, что у мощей свт. Тихона почти никогда никого нет…

Это пример Москвы. Так можно рассказать о любом городе.

– Можно ли совмещать паломническую поездку с отдыхом?

– Нужно быть духовно крепким, чтобы совмещать паломничество с отдыхом. Я стараюсь, если еду куда–то, разделять дни отдыха и дни служения, паломничества. Например, когда я приезжаю в Хельсинки, где служит мой знакомый батюшка, то в воскресенье я в храме. Служба, беседа с прихожанами, чтение лекции – вот и день закончился.

Паломническая поездка не должна быть «заодно» с отдыхом. Конечно, в паломничестве искупаться разок – не грех. Но, когда мы пытаемся успеть и здесь и там, то получается у нас по слову Спасителя – нельзя работать двум господам.

для чего нужно паломничество по святым местам

Часто получается так: человек на отдыхе идет в храм, и в храме он стоит и все время думает о том, что на пляже – солнце! Переживает, что стоя в храме, упускает хорошую погоду. Приезжая с отдыха, многие жалуются, что много было искушений: одно на пляже увидели, другое… И снова едут, и снова, не успела служба в храме кончиться, бегут на пляж. Иногда посещение храма совсем отходит на второй план: человек думает: «Такая погода хорошая, а вдруг завтра испортится, лучше я завтра пойду в храм». А если весь отпуск будет стоять хорошая погода, то он так в храм и не зайдет.

Один мой духовный сын поехал как–то в Киев отдыхать. Он был обуреваем духом блуда. В первый же день он отправился в Киево–Печерскую Лавру к мощам прп. Моисея, известного своей помощью в преодолении блудной страсти. Приложившись, он отправился на нудистский пляж. Каково же было его удивление, когда он прошел весь пляж и не заметил ничего вокруг себя. Преподобный так помог ему, что он прошел через весь пляж, не увидев ни одного обнаженного тела. После этого он решил весь отпуск провести, молясь в монастыре. Так и сделал: вернулся по–настоящему отдохнувшим, загоревшим и духовно укрепившимся.

– Что еще важно помнить, отправляясь в паломничество?

– Хочется особо отметить очень важный момент церковного этикета. Часто видишь, когда в храм заходит незнакомый батюшка, видом старец, многие сразу с великим усердием стараются взять у него благословение, не разобравшись даже, священник ли он. Когда наш приход был недавно в Дивеево, мы видели матушки–монахини Дивеевского монастыря взяли у меня благословение только когда им меня представили. Просто так они не подходят – мало ли кто приехал! И еще один случай: при прощании перед отъездом некоторые прихожане подошли взять благословение у о. Ионы – монах с большим стажем. Он удивился: «Что вы ко мне идете? Вот стоит ваш батюшка! Что говорят нам святые отцы? Поминайте своих, берите благословение у своего батюшки, разрешит он ко мне подойти, тогда подойдете.» Так поступал и о.Николай Гурьянов: когда к нему приезжали паломники и просили у него исповедаться, он говорил, что если они приехали со своим батюшкой то надо у него исповедоваться, т.к. он грехи своих духовных чад знает лучше. «Блюдите како опасно ходите» (Еф. 5, 14)

для чего нужно паломничество по святым местам

– Нужно ли привозить из паломничества святыни?

– Ответ прост. Сначала привозят прихожане святыньки. А потом спрашивают благословения их сжечь – испортились. Иногда и священство просят, мол, сами мы не будем освященное сжигать. Был я в одной квартире – святынек много, все покрыты толстым слоем пыли, по ним тараканы бегают. Если брать святыню, нужно относиться к ней благоговейно. Привезли сухарики из Дивеево, от прп. Серафима – надо их кушать, а не ждать, пока они испортятся. Привезли просфорочку – надо скушать, пока она свежая, а не дарить ее, когда она окончательно окаменела.

– Иногда перед верующим человеком стоит выбор – поехать в монастырь на послушание или, может быть, лучше остаться и потрудиться в своем родном храме?

Так часто бывает, что мы забываем о своем храме, о своем родном доме. Часто прихожане просят благословения собрать денег на далекий монастырь, забывая о том, что наш храм тоже строится. Так и с послушанием. В монастыре, конечно хорошо – свежий воздух, другое питание. Но и в наших родных храмах часто работы хватает.

– То есть надо начинать со своего дома, а когда уже свой дом приведен в порядок, чист, убран, когда свой приход обустроен, тога можно начинать восстанавливать другие храмы?

– Совершенно верно. Когда у нас в комнате грязь, разве мы пойдет убирать другие дома? Помочь в монастыре нужно без нашей помощи монахи не справятся. Но иногда некоторые паломники привозят в монастырь все свое мирское устроение, что может повредить и духовной жизни обители. Жизнь в монастыре – духовный подвиг. Трудник – это человек, входящий в братию монастыря. Они должны соблюдать монастырский устав и жить по–монашески.

для чего нужно паломничество по святым местам

– Можно ли посещать православные святыни, которые находятся не в православных храмах?

Можно, но нужно, опять–таки, ко всему относиться с должным рассуждением. В Софийском соборе в Константинополе сейчас даже перекреститься нельзя, он превращен в мечеть. Но туда надо зайти, посмотреть на фрески, которые еще не совсем разрушены.

В заключение хотелось бы еще раз повторить слова ап. Павла: «Блюдите, како опасно ходите»!

Беседовала Анна Любимова, опубликовано в газете «У Соломенной Сторожки»

Источник

Размышления о пользе паломничества

для чего нужно паломничество по святым местам

Любовь

для чего нужно паломничество по святым местам

протодиакон Сергий Шалберов

для чего нужно паломничество по святым местам

Любовь

Добрый день, о.Сергий!
Если у вас есть книги Старца Паисия Святогорца «Слова«, то вам нужен том 2, который называется «Духовное пробуждение«. Далее, часть вторая, глава первая «Подвиг добрый«. В этой главе есть подглавки, тема паломничества затронута старцем в подглавке «Истинные поклонницы. «

— Смотри: в наши дни, путешествуя для того, чтобы получить небольшую пользу, ты в поездах, самолетах, гостиницах получишь (скорее) большой вред. Все пришло к обмирщению. Какую пользу можно получить, направляясь в духовное место и видя там великое мирское бесчинство? Для того, чтобы все это пошло на пользу, надо быть очень сильным человеком.

Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри. И эти бедняжки, что паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них. Имея возможность найти Его без труда, они утомляются и в конечном итоге не находят его. Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любований разными достопримечательностями. Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство. Человек духовный, имеющий божественное утешение, не нуждается в подобных вещах.

Важно то, что сказал Христос самарянке: » Истинные поклонницы поклоняются отцу в духе и истине».

для чего нужно паломничество по святым местам

протодиакон Сергий Шалберов

для чего нужно паломничество по святым местам

Любовь

Читайте на сайте Патриархия.ру:
«Паломничество приносит пользу только тем, кто живет по евангельским заповедям»
Интервью со священником Виктором Праздничным

– В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки.

Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход. Например, в автобусах нашего города можно встретить рекламные объявления такого содержания: «Поездка в город Муром к святым Петру и Февронии для тех, кто хочет выйти замуж». Далее предлагается список паломнических поездок, которые помогают в лечении глазных болезней, бесплодия, беснования и даже пристрастия к шоколаду! Тягу массового потребителя к чудесам умело подогревают всевозможные «доктора» и народные целители, часто действующие юридически и финансово вполне законно, но чья практика замешана на магии. Многие из них уже ведут свою деятельность во всероссийском масштабе через телевидение и печатные издания и выступая с выездными лекциями.

Многие паломники видят главную цель паломничества в купании в источнике и даже уходят ради этого с богослужения. Или напротив, купаться в источниках пациентам псевдодокторами воспрещается, так как это может привести к различным инфекционным заболеваниям. А размеры посуды, которую паломники берут для воды из источников, наводит на мысль, что она используется скорее не в качестве духовного средства, а как продукт особых экологических свойств.

Можно заметить, что экспансия рационализма в духовную жизнь паломников выражается в их стремлении измерить благодать физическими и математическими характеристиками, пропорциями, дозами и интенсивностью. Благодать представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат конкретных действий. Мистицизм проявляется в том, что паломник надеется получить желаемое одной силой своего желания и какой-нибудь причудливой последовательностью ритуальных действий. Заметно, что паломникам очень важны материальные знаки, свидетельствующие о пребывании в том или ином месте, и эти знаки порой также используются в магических манипуляциях.

Читать полностью.

для чего нужно паломничество по святым местам

А так же приглашаем вас прочитать на нашем сайте статью о паломничестве иеромонаха Серафима (Параманова):

Источник

Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание

Палом­ни­че­ство – это духов­ное путе­ше­ствие. Мы отправ­ля­емся в него, чтобы укре­питься в вере, что-то пере­жить опытно.

Путе­ше­ство­вать можно в оди­ночку, а можно сообща. И тот, и другой способ имеет свои плюсы и минусы. Скажем, с груп­пой чаще уда­ется более насы­щенно и инте­ресно про­ве­сти время, потому что раз­ра­ба­ты­вают марш­рут зна­ю­щие люди, ста­но­вятся воз­можны неко­то­рые встречи, места, до кото­рых в оди­ночку не дое­хать; но, вместе с тем, с кем-то в группе может быть непро­сто, да и сво­боды меньше, при­дется выпол­нять общие тре­бо­ва­ния, может быть, брать на себя ответ­ствен­ность – готовы ли вы к этому? Напро­тив, если ехать в оди­ночку, вы ни от кого не зави­сите, однако должны очень четко пони­мать, чего вы хотите и как этого достичь, как все спла­ни­ро­вать – на под­го­товку уйдет доста­точно много вре­мени. Итак, если вы выби­ра­ете ехать так или иначе, почему вы это дела­ете?

Хорошо бы изна­чально опре­де­литься с целями палом­ни­че­ства. Что вы хотите от него, чего ожи­да­ете?

Многие люди вос­при­ни­мают палом­ни­че­ство как экс­кур­сию, причем в первую оче­редь стре­мятся узнать побольше инфор­ма­ции. Но насто­я­щее палом­ни­че­ство – это духов­ное путе­ше­ствие. В нем мы можем:

Важно пра­вильно рас­пре­де­лить время между всем, что отве­чает этим целям. Обыч­ная ошибка – чрез­мер­ный акцент на инфор­ма­ци­он­ной сто­роне, дея­тель­но­сти в ущерб обще­нию, молитве и вос­ста­нов­ле­нию сил.

Палом­ни­че­ство – это не отдых, а сосре­до­то­чен­ная жизнь. Неделю или две можно про­жить очень насы­щенно, так что будет казаться, что прошел зна­чи­тель­ный период жизни. Однако для этого тре­бу­ется хоро­шая под­го­товка и готов­ность к тому, что потре­бу­ется быть доста­точно орга­ни­зо­ван­ным.

Палом­ни­че­ство, где не было ника­ких труд­но­стей, вряд ли помо­жет чело­веку вырасти. Но эти труд­но­сти должны быть посиль­ными. Часто именно опыт сов­мест­ного пре­одо­ле­ния труд­но­стей ста­но­вится тем, что объ­еди­няет. Но есть труд­но­сти объ­ек­тив­ные (скажем, что-то пошло не так с пого­дой, транс­пор­том, сби­лись с марш­рута), а есть субъ­ек­тив­ные: нам не нра­вится то или иное, те или иные люди. Часто откры­ва­ется, что в обыч­ной жизни мы слиш­ком при­выкли к ком­форту, к своему образу жизни, к при­выч­ному кругу людей, а здесь при­хо­дится утес­няться: в пище, в усло­виях про­жи­ва­ния, в том, чтобы при­ни­мать людей, не похо­жих на нас. Что это родит в нас: бла­го­да­ре­ние, молитву, или ропот, уныние, вза­им­ные обви­не­ния? Тесная сов­мест­ная жизнь в тече­ние несколь­ких дней вскры­вает многое, о чем в себе не подо­зре­вал ранее, и в этом смысле сов­мест­ное палом­ни­че­ство – это духов­ный путь к самому себе, конечно, если чело­век готов это именно так вос­при­ни­мать.

Хорошо орга­ни­зо­ван­ное палом­ни­че­ство при­дает сил, а не лишает их. Устать могут орга­ни­за­торы, кото­рым сле­дует зара­нее поду­мать о пол­но­цен­ном отдыхе и вос­ста­нов­ле­нии сил, зало­жить мини­мум три дня на это после, а в самом палом­ни­че­стве чере­до­вать дни актив­но­сти, обще­ния с груп­пой и отдыха.

Под­го­товка к палом­ни­че­ству

К палом­ни­че­ству необ­хо­димо гото­виться – как орга­ни­за­ци­онно, так и духовно. Важно зара­нее понять для себя: мы не тури­сты, мы хри­сти­ане. Зрелый хри­сти­а­нин не может все сва­лить на руко­во­ди­теля, а сам устра­ниться.

Чем мы можем помочь?

Скажем, в Кар­саве у о. Вик­тора Мамон­това при­нято сов­местно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, гото­вить еду… Кстати, это неве­ро­ятно сбли­жает! И не важно, что в каком-то мона­стыре сестры готовы все сде­лать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдох­нуть? Готов ли я слу­жить другим как ответ­ствен­ный? Или без всякой офи­ци­аль­ной роли взять на себя заботу о более слабом участ­нике группы, помо­гать ему? Вно­сить в группу малень­кие радо­сти, атмо­сферу празд­но­ва­ния?

В орга­ни­за­ци­он­ном плане необ­хо­димо, чтобы были выбраны или назна­чены ответ­ствен­ные по сле­ду­ю­щим направ­ле­ниям:

Иногда, если ответ­ствен­ный справ­ля­ется на 80 про­цен­тов, что-то не доде­лы­вает, необ­хо­димо назна­чать двоих, чтобы другой покры­вал осталь­ные 20.

Важно, чтобы участ­ники знали этих ответ­ствен­ных и с ними решали боль­шин­ство вопро­сов, только с прин­ци­пи­аль­ными шли к общему руко­во­ди­телю (и жела­тельно в спе­ци­аль­ное время, не лишая его воз­мож­но­сти спо­койно обе­дать, к при­меру).

Встречи под­го­товки

Под­го­товка к палом­ни­че­ству начи­на­ется зара­нее, хорошо бы месяца за три.Важно не искать общ­ность на месте и тем более не решать там оргво­просы, а уже туда ехать гото­выми.

Для этого про­во­дятся несколько встреч с участ­ни­ками, ведется допол­ни­тель­ное инфор­ми­ро­ва­ние через интер­нет. Если кто-то регу­лярно не может прийти на встречи под­го­товки – это повод пре­ду­пре­дить, что чело­века могут и не взять. Про­пус­кая под­го­товку, чаще всего чело­век уже на месте создает допол­ни­тель­ные труд­но­сти себе и другим вовремя не про­яс­нен­ными вопро­сами, а то и несо­гла­сием с общим ходом палом­ни­че­ства. Люди могут сомне­ваться, полу­чится ли у них фак­ти­че­ски участ­во­вать (по день­гам, из-за обсто­я­тельств жизни), но если они хотят участ­во­вать, пусть при­хо­дят на общие встречи-обсуж­де­ния. Запись участ­ни­ков, соот­вет­ственно, должна иметь свой дед­лайн. Руко­во­ди­тель объ­яв­ляет это, и после ука­зан­ного вре­мени при­ни­мать кого-то стоит только в виде исклю­че­ния. Иногда огра­ни­че­ния свя­заны не с датами, а с раз­ме­ром группы – напри­мер, авто­бус на 19 чело­век, или место для про­жи­ва­ния на опре­де­лен­ное число людей. В таком случае новень­ких можно поста­вить в лист ожи­да­ния.

Первая встреча. На первой встрече можно попро­сить участ­ни­ков немного рас­ска­зать о себе с точки зрения уча­стия в цер­ков­ной жизни, об их духов­ном обра­зо­ва­нии, слу­же­нии, инте­ре­сах. Чего они хотят от поездки? Также можно поста­вить прямой вопрос: каковы ваши силь­ные сто­роны и сла­бо­сти в обще­нии, в путе­ше­ствии, есть ли осо­бен­но­сти здо­ро­вья, кото­рые нужно учи­ты­вать. На первой встрече можно пред­ло­жить рас­пре­де­лить ответ­ствен­ность, или пред­ло­жить дать ответ ко второй встрече.

У всех необ­хо­димо собрать кон­такты; если поездка за гра­ницу, пред­ло­жить вари­ант того, как будет осу­ществ­ляться связь – и собрать ино­стран­ные кон­такты также зара­нее. До начала поездки у руко­во­ди­теля должен быть полный список теле­фо­нов, равно как и у участ­ни­ков – список теле­фо­нов ответ­ствен­ных и мест про­жи­ва­ния.

Важно начи­нать молиться о поездке с первой встречи.

Хорошо бы опре­де­лить место (пере­писка, группа в соц­сети или форум), где будет выкла­ды­ваться акту­аль­ная инфор­ма­ция о поездке, и дого­во­риться о том, чтобы регу­лярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в послед­ний месяц) смот­реть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его инфор­ми­ро­вали отдельно смс. Можно пору­чить раз­ме­ще­ние инфор­ма­ции там отдель­ному чело­веку.

Вторая встреча. При­мер­ную про­грамму с учетом поже­ла­ний первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и зара­нее послать ее всем для обсуж­де­ния. На второй встрече должно окон­ча­тельно стать понятно с ответ­ствен­ными. После деталь­ного обсуж­де­ния про­граммы можно соста­вить при­мер­ную смету рас­хо­дов и выслать общую сумму на чело­века как можно раньше, осо­бенно, если поездка пред­по­ла­гает зна­чи­тель­ные траты. Необ­хо­димо зало­жить 30% на орграс­ходы и непред­ви­ден­ные нужды. Сразу необ­хо­димо собрать мини­маль­ный взнос, часть из кото­рого удер­жи­ва­ется, если участ­ник отка­зы­ва­ется без ува­жи­тель­ных причин (болезнь, что-то с род­ствен­ни­ками и пр.) нака­нуне. Можно этот взнос повы­шать по мере того, как при­бли­жа­ется дата поездки. Если поездка за гра­ницу, зара­нее стоит пре­ду­пре­дить о валюте сборов. Уточ­нен­ную смету нужно выслать участ­ни­кам не позд­нее 2 недель до начала поездки.

По всем контр­аген­там (тур­фирме, про­жи­ва­нию) – необ­хо­димо свя­зы­ваться пред­ва­ри­тельно как с можно боль­шим коли­че­ством участ­ни­ков, чтобы не быть залож­ни­ком одного вари­анта. Если палом­ни­че­ство при­хо­дится на время тури­сти­че­ского бума, под­го­товку в этом вопросе необ­хо­димо начи­нать за пол­года.

Далее встречи с ответ­ствен­ными, и нака­нуне поездки – общая встреча-молитва, послед­ние про­яс­не­ния.

Про­грамма

Про­грамма палом­ни­че­ства может вклю­чать в себя:

Важно, чтобы люди зара­нее полу­чили про­грамму с рас­пи­са­нием, осо­бенно это каса­ется вре­мени приема пищи – кому-то необ­хо­димо дроб­ное пита­ние, не просто утром и вече­ром, и он должен сам об этом зара­нее поза­бо­титься.

Тур­фирмы, если с ними свя­зы­ваться, будут ста­раться пред­ло­жить мак­си­мум своих услуг. Орга­ни­за­торы палом­ни­че­ства должны четко пони­мать, что они не могут сде­лать своими силами, и только на это и согла­шаться. В част­но­сти, у тур­фирм могут быть спец­цены на про­жи­ва­ние, свой транс­порт, зна­ю­щие гиды. Вместе с тем, они могут не знать обо всех цер­ков­ных гости­ни­цах, их гиды могут не вполне пони­мать нужд группы. Необ­хо­димо пони­мать, что и от орга­ни­зо­ван­ных экс­кур­сий тре­бу­ется отдых.

По бюд­жету и отчет­но­сти

Необ­хо­димо зара­нее соста­вить и рас­пе­ча­тать сле­ду­ю­щие таб­лицы учета, чтобы к вечеру зано­сить все в ком­пью­тер.

По непо­сред­ствен­ной жизни в палом­ни­че­стве

Лучше всем заез­жать и уез­жать в одно опре­де­лен­ное время – иначе сложно фор­ми­ро­вать бюджет, воз­ни­кают допол­ни­тель­ные труд­но­сти с тем, как встре­тить, осо­бенно, если кто-то хочет заехать в незна­ко­мое место или ночное время.

В группе попа­да­ются люди, кото­рые не при­выкли к дис­ци­плине: они сразу должны понять, что в таком случае они сами лишают себя части про­граммы: «Если вас нет, и вы никак не пре­ду­пре­дили об отсут­ствии своих ответ­ствен­ных, не взы­щите, ждем 15 минут, а потом – оста­не­тесь без ужина, или просто без транс­порта, будете доби­раться сами».

В авто­бусе можно делать многое: молиться, читать, обсуж­дать, зара­нее что-то разу­чи­вать. Вече­рами (хотя бы раз в два-три дня) хорошо под­во­дить итоги дня: как настро­е­ние, что полу­чи­лось удачно, что хоте­лось бы изме­нить, что пред­ло­жить в общую жизнь. Также вече­ром кор­рек­ти­ро­вать про­грамму с ответ­ствен­ными. Непо­сред­ствен­ное напол­не­ние про­граммы зави­сит от общей актив­но­сти всех и от веду­щих по направ­ле­ниям.

Но про­грамма про­грам­мой, а то, что полу­чит чело­век, зави­сит больше от его внут­рен­него настроя, от того, есть ли посто­ян­ная молитва в сердце, спо­соб­ность удив­ляться и бла­го­да­рить, и готов­ность послу­жить тому, кто ока­зался рядом.

Палом­ни­че­ство закон­чено: что дальше?

Опыт сов­мест­ных палом­ни­честв сбли­жает. Хочется потом встре­чаться, заново вспо­ми­нать и пере­жи­вать какие-то моменты, люди лучше узнают друг друга, от про­стого зна­ком­ства пере­хо­дят к более глу­бо­ким отно­ше­ниям. Из сов­мест­ного палом­ни­че­ства может родиться что-то новое, что будут делать вместе участ­ники, узнав друг друга, увидев таланты и дары друг друга, найдя общий инте­рес.

Палом­ни­че­ство – это путь не только для себя.

Тем, что нам дано, можно делиться. Конечно, если это про­ис­хо­дит часто и на бегу, какие-то впе­чат­ле­ния могу «замы­литься». Но если устро­ить вечер вос­по­ми­на­ний и при­гла­сить тех, кто дей­стви­тельно хотел бы при­кос­нуться к вашему опыту, вы смо­жете не поте­рять, а при­об­ре­сти. Здесь помо­гут фото­гра­фии, записи. Когда мы делимся тем, что нам откры­лось, мы можем заново пере­жить вол­ну­ю­щие моменты.

Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдать.

Про­ве­рить, было ли палом­ни­че­ство успеш­ным, можно лишь одним спо­со­бом: спро­сив себя, рож­да­ется ли в сердце бла­го­дар­ность Богу и людям, меня окру­жа­ю­щим.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *