для чего нужно причастие в церкви детям

Причастие детей — смысл, условия, особенности

Узнайте все самое интересное и полезное о Причастии детей, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое Причастие

Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.

«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).

Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.

Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

для чего нужно причастие в церкви детямПричащение ребенка

Причастие детей — забота родителей

Причастие детей является важнейшей часть духовной жизни и воспитания ребенка как православного христианина.

Христос говорил: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.” (Мк.10:14 – 16)

Православные родители как можно чаще стараются через Причащение приводить ребенка к Спасителю. Участие детей в церковных таинствах еще и создает прочный нравственный фундамент личности. В будущем это послужит крепкой опорой для формирования моральных ценностей и духовного развития детей.

Как подготовить ребенка к Причастию

В православии ребенок до 7 лет считается младенцем. Правила Причащения младенцев существенно упрощены. Совсем маленьких детей до 3-х лет можно приносить непосредственно к Причастию, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Важно, чтобы ребенок привыкал к церковному пению и пребыванию в храме Божием, не боялся приступать к таинствам. Ребенок в первое время перед Причастием может плакать. В этом нет ничего страшного. Главное как можно чаще (желательно по воскресным дням) участвовать с ребенком в Таинстве. Еще лучше, если родители причащаются вместе с младенцем, для малыша это лучший пример веры родителей.

Как причастить ребенка до 3 лет? Детям такого возраста не нужно перед причастием соблюдать пост и приходить на богослужение натощак. Непосредственно в храме лучше всего одному из родителей взять ребенка на руки и поднести к Чаше, произнеся имя младенца, данное при крещении. В большинстве храмов существует такая традиция, как Причащение детей вне очереди.

Можно ли ребенку есть перед Причастием? После 3 лет следует постепенно приучать ребенка к посту и воздержанию от пищи перед Причастием, объяснять ему смысл участия в таинствах и богослужениях. Причастие детей до 7 лет осуществляется без исповеди и молитвенного правила, если таковое не установил священник.

Подготовка к Причастию после 7 лет

Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует.

При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста. Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода. Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует.

Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.

Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.

Для чего нужно Причастие детей

Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство. Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души. Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.

“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).

Источник

Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сей­час вый­дет батюшка и даст тебе ком­по­тик», — услы­шала я за спи­ной слова, кото­рые каж­дый раз застав­ляют меня невольно вздрагивать.

«Ком­по­тик», «изю­минка», «вкус­нень­кое» — что только не дово­ди­лось мне слы­шать, стоя в вос­крес­ный день на Боже­ствен­ной литур­гии и ожи­дая выноса Чаши.

К сожа­ле­нию, подоб­ные «объ­яс­не­ния» самого глав­ного Таин­ства Церкви у неко­то­рых при­хо­жан всё ещё встре­ча­ются. При этом никто из них не заду­мы­ва­ется: «А не послу­жат ли такие слова в даль­ней­шем тем самым иску­ше­нием, кото­рое оттолк­нет моего ребёнка и от при­ча­стия и от Церкви? А не заро­дится ли в ребёнке сна­чала малое, а потом уже и неис­пра­ви­мое небла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Таин­ству? А пове­рит ли потом под­рас­та­ю­щее чадо уже более серьёз­ному объ­яс­не­нию сути Евхаристии?»

Раз­мыш­ляя над вопро­сом, как объ­яс­нить ребёнку, что такое Тело и Кровь Хри­стовы, сле­дует начать с того, что Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния должно быть неотъ­ем­ле­мой частью жизни ребёнка и роди­те­лей, а о Литур­гии сле­дует гово­рить на раз­ных воз­раст­ных эта­пах, посте­пенно «услож­няя» объяснение.

Если и взрос­лые при­ча­ща­ются регу­лярно, и ребё­нок с самого ран­него воз­раста после сво­его кре­ще­ния при­ча­ща­ется вме­сте с ними, то у него вряд ли будет воз­ни­кать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него уча­стие в Евха­ри­стии ста­нет есте­ствен­ной и неотъ­ем­ле­мой частью жизни. Но в то же время недо­ста­точно при­не­сти дитя в храм, при­ча­стить и уйти. Уже соби­ра­ясь в храм, полезно под­чёр­ки­вать, что идёте в Божий дом, что будете участ­во­вать в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния, чтобы соеди­ниться с Господом.

Гово­рить о Свя­том При­ча­стии в кате­го­риях вкус­ной пищи, сла­до­стей, кате­го­ри­че­ски недо­пу­стимо. Подоб­ные ассо­ци­а­ции явля­ются в неко­то­ром роде кощун­ствен­ными и закла­ды­вают в дет­скую душу небла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Святыне.

Роди­тели по-раз­ному объ­яс­няют своим детям, что такое При­ча­стие. Но все они сходны в одном мне­нии – ребё­нок смо­жет понять Таин­ство Тела и Крови посте­пенно и только при одном усло­вии, что вера в семье явля­ется не про­сто миро­воз­зре­нием, а явля­ется обра­зом жизни.

И в заклю­че­ние мне хоте­лось бы поде­литься крат­кими вари­ан­тами ответа на вопрос: «Как объ­яс­нить ребёнку, что такое Причастие?»

Мне кажется, что здесь боль­шое зна­че­ние имеет лич­ный таин­ствен­ный опыт, и сло­вами его выра­зить я не могу. Очень инте­ресно, как видят и пони­мают При­ча­стие малыши. Моя малень­кая крест­ница, после пер­вого При­ча­стия на вопрос своей нецер­ков­ной бабушки: «Ну что, при­ча­сти­лась? Батюшка тебя при­ча­стил?» (она боя­лась боро­да­тых муж­чин) — отве­тила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пыта­ясь сло­вами объ­яс­нить, что такое При­ча­стие, едва ли смогла бы доне­сти до неё то, что она видела.

Ана­ста­сия Ован­сова, мама троих детей

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в ран­нем воз­расте абстракт­ные поня­тия у них сфор­ми­ро­ваны абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соеди­ня­емся с Господом!»

Марина База­нова, мама двоих детей

Вопрос фор­маль­ного объ­яс­не­ния Таин­ства Евха­ри­стии сло­жен для дет­ского ума.

Попытка отве­тить на вопрос: «Что нахо­дится в Чаше?», — в кате­го­риях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неод­но­знач­ную реак­цию. Это про­ис­хо­дит потому, что дети пони­мают все слова бук­вально и не спо­собны видеть в них мно­го­гран­ность значений.

Более того, объ­яс­не­ние Таин­ства в дан­ных кате­го­риях даже для взрос­лого чело­века не вне­сет ясно­сти в суть происходящего.

Это про­ис­хо­дит по той при­чине, что духов­ная жизнь ста­но­вится объ­яс­нима для чело­века в исклю­чи­тельно эмпи­ри­че­ском, опыт­ном вос­при­я­тии. Иными сло­вами, только через регу­ляр­ное при­об­ще­ние Тра­пезе Гос­под­ней воз­можно рас­кры­тие внут­рен­него содер­жа­ния Таин­ства Таинств.

Только через лич­ный при­мер, участ­вуя в Боже­ствен­ной литур­гии сов­местно с ребен­ком, пода­вая ему обра­зец для под­ра­жа­ния и дея­тель­ный при­мер любви, ведя его за собой, воз­можно ожи­дать, что малень­кий чело­век ста­нет при­част­ни­ком Боже­ствен­ных Таин.

Только тогда можно наде­яться, что через время, воз­рас­тая в летах, он орга­нично вос­при­мет эту Истину. Истину того, что в Чаше нахо­дится Гос­подь, таин­ствен­ным обра­зом пре­об­ра­жа­ю­щий чело­века и дела­ю­щий его по-насто­я­щему свободным.

свя­щен­ник Алек­сандр Аникин

Роди­тели должны при­вить ребёнку лич­ност­ное отно­ше­ние с Богом, чтобы ребё­нок пони­мал что Бог это Лич­ность, что Бог явля­ется таким же близ­ким и род­ным для ребёнка, как и роди­тель. При­ви­ва­ется это через чте­ние дет­ской Биб­лии, через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно доне­сти, что такое При­ча­стие и зачем оно. В иных слу­чаях для ребёнка все объ­яс­не­ния оста­нутся про­сто зву­ко­выми коле­ба­ни­ями, так же как и для взрослых.

Конечно, отно­си­тельно воз­можно пойти иным путём и начать при­пи­сы­вать При­ча­стию маги­че­ские свой­ства (напри­мер: «если ты будешь при­ча­щаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь при­ча­щаться, то Богу будет при­ятно, и если ты зага­да­ешь жела­ние или будет мечта, Бог обя­за­тельно испол­нит»). Но, на мой взгляд, это уже тупи­ко­вый путь.

свя­щен­ник Алек­сандр Ионитис

Я не знаю, как это можно объ­яс­нить двух­лет­нему ребенку. Глав­ное — посте­пенно это делать. Сна­чала про­сто гово­рить, что тот, кто при­ча­ща­ется, при­ка­са­ется к Богу. А дальше с воз­рас­том можно посте­пенно зна­ко­мить ребёнка со Христом.

диа­кон Анто­ний Сацута

Мне кажется, что можно ска­зать так: «Гос­подь вой­дёт в твоё сер­дечко, и поста­райся сохра­нить там этого доро­гого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино ста­но­вятся Телом и Кро­вью Гос­пода?» — можно, я думаю, отве­тить так: «Мы при­ни­маем пищу, и она нами усва­и­ва­ется, ста­но­вится нашим телом и кро­вью (это ведь дей­стви­тельно так: мы полу­чаем необ­хо­ди­мые веще­ства и энер­гию через пита­ние). Так и Гос­подь на Тай­ной Вечере вку­сил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литур­гии ста­но­вимся участ­ни­ками той самой Тай­ной Вечери и таин­ствен­ным обра­зом при­ни­маем в себя Самого Хри­ста. Он, живой и вос­крес­ший, вхо­дит в нас и живёт в нас». А выяс­нять уже меха­нику или химию этого Таин­ства — дело невоз­мож­ное, да и ненуж­ное. На то оно и Таинство.

Источник

Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию

О проблемах и вопросах

для чего нужно причастие в церкви детямВопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие». То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так,для чего нужно причастие в церкви детям конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

для чего нужно причастие в церкви детямС детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, для чего нужно причастие в церкви детямкогда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

И если не покается,

Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,«излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение«так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.

Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным».

Мне кажется, в этом возрасте ребенок может слышать-видеть, как готовятся к причастию взрослые, он может в самом начале постоять вместе с ними три-пять минут, прочитать коротенькие и понятные молитвы, вроде «Господи, помилуй!», но это не должно иметь принудительно-карательный характер. Максимум со стороны родителей: «Идем, вместе прочитаем молитовки».

Ребенок не должен бояться молитвенного правила и храма – не в том смысле, что там есть чудовища, а в том, что там будет скучно, долго и нудно. Да, есть дети, которые в силу своего темперамента легко переносят стояние в храме, но было бы ошибкой требовать этого от всех детей. И уж конечно, не стоит ставить в пример чужого ребенка – он хороший, стоит тихо, а ты плохой, шумишь, бегаешь. По такой логике самым хорошим в храме окажется покойник: не шумит, внимает, никому не мешает.

Да и вообще, любая соревновательность в духовной жизни и в воспитании чревата развитием зависти, разрушением доверия и потерей контакта с ребенком или между детьми. Естественная реакция родителя, когда ребенок начинает себя плохо вести, особенно в храме, где, как кажется замотанной мамочке, все смотрят на них с осуждением – это разозлиться, наказать, наругать, показать, что он плохой. Но это, мне кажется, нечестно по отношению к своему ребенку. Это попытка отстраниться; по сути дела, маленькое предательство: ты плохой, не хочу тебя знать. Как бы ни было стыдно и трудно, родители должны быть рядом с ребенком, они должны принять на себя все недовольство окружающих, а не переводить стрелки, как инфантильный подросток:«Ачё я? Он первый начал…» И вот эта солидарность, сопереживание трудных ситуаций вместе с ребенком – лучший урок верности и благочестия, уж извините за такие слова.

Итак, попробуем подвести итог. При всех своих различиях и особенностях дети до 7 лет имеют одну общую черту: они, как правило, крепко связаны со своими родителями психологической пуповиной, они еще не отделяют себя от семьи, от ее образа жизни, от атмосферы а ней. Поэтому первое и главное – это то, как и чем живут родители, что для них храм и молитва, насколько они честны перед собой и Богом, насколько они любят своего ребенка. Из всех этих кусочков складывается уникальная для каждой семьи практика детской подготовки к причастию. И здесь, мне кажется, важнее опираться на собственный родительский опыт и на любовь. Потому что в этом возрасте главная задача – не подготовить ребенка к конкретному причастию, а сделать жизнь в вере и, как следствие, в Церкви естественной составляющей в жизни ребенка.

Анна Гальперина

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *