для чего нужны акафисты
Что такое акафист и как правильно его читать?
Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.
Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.
Правила прочтения акафиста святым
Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.
Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:
Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.
Зачем читают
Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.
Обычно Богородицу просят:
Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:
Некоторые православные акафисты:
Сила акафиста
Водосвятный молебен с акафистом
Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.
Вода освящается особым чином:
Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.
Она является спасительной для верующего человека.
Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.
Как подавать записки для молебна
Читайте статьи о православии:
Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.
Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.
Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.
Добрый вечер, подскажите пожалуйста, Отроковице можно читать, акафисты и псалмы? Или только молитвы? И как подготовить отроковицу к исповеди?
Добрый день. Конечно, отроковице можно читать и молитвы, и псалмы, и акафисты. Ограничения могут быть только в том плане, что ребенок должен понимать, о чем молится. Любое молитвенное правило должно быть посильно для ребенка, не вызывать раздражения, сильной усталости. Совершенно недопустимо, когда ребенок вычитывает длинный акафист, совершенно не понимая слов и мечтая, когда же эта утомительная процедура уже закончится. Возраст отрока включает в себя период от 7 до 15 лет и затрагивает сложные подростковые годы. Очевидно, что молитвенное правило у 7-летнего ребенка будет существенно отличаться, нежели у 15-летнего. Вы не указали возраст вашего ребенка, но чем он старше, тем меньше родители должны вмешиваться в процесс молитвы. Ребенок должен выстроить свои собственные отношения с Господом, и своим влиянием иногда можно только навредить. Безусловно, вы можете и должны ребенка направлять, мягко подталкивать к верному пути. Но ни в коем случае не заставлять, не решать за него, какие и сколько молитв читать, не использовать директивные методы в духовном воспитании. Вреда от таких действий куда больше, чем пользы. До какого-то времени ребенок, конечно, будет слушаться родителей и выполнять то, что от него требуют. Но обязательно наступит момент, когда такой ребенок взбунтуется и напрочь откажется ходить в храм. Поэтому можно выделить такую общую закономерность в духовном воспитании отроков: чем старше становится ребенок, тем больше родительское влияние должно сводится только к собственному позитивному примеру. Самый лучший вариант — когда, глядя на вас, ребенку будет хотеться быть таким же.
Что касается подготовки к исповеди — тут так же важен возраст. Если это 7 лет и ребенок только начинает исповедоваться — можно мягко объяснить ему, что является грехом, почему грех — это плохо. Можно вместе с ребенком почитать несколько молитв, знакомых ему. Но если ребенок уже имеет какой-то свой опыт исповеди — нужно просто оставить его в покое и не вмешиваться в этот процесс. Хорошо, когда ребенок ходит на исповедь к одному и тому же священнику. Опытные батюшки умело помогают деткам в их первых исповедях, наставляют, подбадривают.
Что точно делать не надо — детально обсуждать с ребенком любого возраста список его грехов, рассказывать, что нужно говорить на исповеди. Тем более недопустимо расспрашивать ребенка после исповеди, что он сказал, а что нет. Исповедь — это Таинство, даже если она происходит у вашего ребенка в 7 лет. Очень важно, чтобы в этом возрасте у ребенка сложился позитивный образ храма и всего, что в нем происходит. Ребенок должен понимать, что Исповедь и Причастие — это серьезные Таинства Церкви, но не должен излишне их бояться. Многие детки просто стесняются подходить на исповедь к батюшке, их не надо стыдить за это или ругать, тем более нельзя заставлять. Если ребенок совершенно отказывается идти — нужно после службы найти хорошего батюшку, поговорить с ним, познакомить ребенка, попросить священника поговорить с ним. Только так, мягкими наставлениями, примерами можно прививать ребенку любовь к вере и Церкви.
Кому читать акафист для зачатия ребёнка
Добрый день. Какого-то особенного специального акафиста именно для зачатия ребенка не существует. Все разделения молитв на определенные темы — просто традиция, которая исходит из того, что люди просили и получали помощь. Но это вовсе не значит, что, к примеру, об избавлении от пьянства нужно молиться только перед иконой «Неупиваемая Чаша», а перед «Казанской» или «Владимирской» уже нельзя. Конечная цель любых наших молитв — Господь Бог. И молиться ему вы можете так, как подсказывает вам сердце. Допустим, в вашей семье есть какой-то особо почитаемый святой, покровитель семьи. Вы можете просить его заступничества, его помощи. Или можно молиться перед какой-либо почитаемой семейной иконой. Суть молитвы не в прочтении определенного текста, а во внутреннем духовном настрое. Молитва не действует магическим образом, как заговор, поэтому внешняя форма в ней не настолько важна.
Тем не менее, есть традиционные молитвы, к которым прибегают пары, желающие забеременеть и родить ребенка. Можно молиться и читать акафисты перед иконами Божьей Матери «Феодоровская», «Млекопитательница». Часто просят о помощи святую Матрону Московскую, Ксению Петербуржскую, святую чету Петра и Февронию. Также можете молиться своим небесным покровителям, в честь которых вы крещены.
Здраствуйте!Скажите пожалуста как читается Акафист Святому Мученику Трифону? Какие молитвы надо выговарить перед чтением Акафиста?
Добрый день. Заметим, что термина «выговаривать молитвы» в православии нет. Если вы именно выговариваете молитвы — это совершенная бессмыслица, которую надо прекращать. Молитва заключается не в произносимых словах, а в настрое человеческой души. Обычное автоматическое чтение молитв не приносит никакой пользы. Поэтому четких и непреклонных правил моления не может и быть — это очень личный процесс, это связь человека и Бога. Да, существуют общепринятые правила, составленные святыми молитвы, которые мы видим в православных молитвословах. Однако это не заговоры, которые надо просто во что бы то ни стало прочитать, да еще и определенное количество раз и в определенной последовательности. Молиться надо от души, от сердца.
Что касается чтения акафистов — специальных молитв не требуется. Вы можете их читать после своего ежедневного молитвенного правила, или отдельно. Также можно перед началом прочесть общие предначинательные молитвы (можно найти в молитвослове), а по окончанию — завершательные молитвы. Акафист сам по себе является молитвой, которая дарует большую радость душе. Именно поэтому чтение акафистов всегда было очень почитаемо у нашего народа.
Что такое акафист, когда и сколько дней его читают, предначинательные молитвы
Верующим может быть не понятно, что такое акафист, его отличие и когда читают. Тожественный молебен в честь Господа, Пресвятой Богоматери на церковных празднованиях нельзя повторить в домашних условиях. Для келейного исполнения гимна существуют специальные песнопения/чтения, называемые акафистами. В христианском мире создано около 180 акафистов, в том числе в русской православной церкви – около 40.
Понятие и значение акафиста в православии
Акафист – это церковный гимн Господу, Богородице, святым, исполняемый стоя. Традиция исполнения хвалебных песнопений зародилось в древней Греции в византийский период. Первая песенная молитва, известная до настоящего времени, – Великий акафист Пресвятой Божьей Матери.
Он был написан после осады Константинополя в 626 году. Свидетель осады Синкелл утверждал, что Святая Дева показала свою власть, вмешавшись в битву на море. Варвары на лодках потерпели крушение возле Влахернского Богородичного храма.
После божественного избавления от набега варваров, император Восточной римской империи считал Божью Матерь Покровительницей своей столицы. Молебен исполнялся во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Святой Девы, ее пояс и риза. Впоследствии обряд распространился на всю православную церковь.
Последующие песнопения составлялись по аналогии с первоначальным образцом, что сделало гимн особым жанром, формой церковной поэзии. Поэтический текст имеет особую структуру. В него входит 25 песен, расположенных по греческому алфавиту.
Имеется основной кондак, у которого определенное окончание или припев, и 12 кондаков, перемежающихся с икосами. В конце каждого икоса произносится «Радуйся!», кондаки заканчиваются «Аллилуйя!». 13 кондак повторяется трижды, затем поется первый ирмос.
Сочинителями текстов были богословы, святые отцы, православные поэты. В русской православной церкви гимны написаны не только Божьей Матери, Иисусу Христу, но и каждому прославляемому святому, а также некоторым праздничным датам. Первая русская торжественная молитва была посвящена Сергию Радонежскому.
Особенность исполнения гимна заключается в том, что его можно исполнять в домашних условиях, без священника и хора.
Зачем нужно читать акафист
Акафист, как и любая другая молитва, – это способ обращения к Богу, Божьей Матери, святому. Хвалебную песнь читают в случаях, когда благодарят за чудо или просят о помощи в жизненных затруднениях.
Когда правильно читать акафист в домашних условиях
Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.
Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.
Молитва читается по особому порядку.
Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:
После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:
«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:
Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.
Расписание по дням недели
В домашнем богослужении принято придерживаться церковного правила: в течение недели вспоминать те же события и святых, что и в храме.
Понедельник
В первый день недели поминают Небесных защитников (личного и всехристианского). Акафист поют или ангелу-хранителю, или архангелу Михаилу.
Вторник
На следующий день вспоминают Иоанна Крестителя, предсказателя прихода Спасителя, призывавшего иудеев раскаяться в своих грехах. В торжественном гимне пророка восхваляют, как предшественника Христа в земной жизни и аду, введшего обряд крещения водой, крестившего Иисуса в реке Иордан.
Среда
В середине недели поют акафист в честь Иисуса (Иисусу Сладчайшему) или Богоматери. Гимны посвящены жизни Христа и памяти Пресвятой Девы.
Четверг
В этот день торжественно поминают ближайших учеников Иисуса Христа, Петра и Павла, а также их продолжателей в распространении христианства: Николая Чудотворца и святых апостолов.
Пятница
Пятница – день, когда Христос был распят на кресте. Читают акафист, посвященный крестным страданиям Иисуса и чудотворному Кресту Господню.
Суббота
В субботний день поют гимн Собору новомучеников и исповедников русской церкви или Божьей Матери. Значение акафиста – поминовение всех усопших.
Воскресенье
В воскресенье поют гимн-воспоминание о Воскресении Христа.
Правила чтения молитвенной книги
Для чтения торжественных молебнов приобретаются сборники соответствующей тематики. Например, акафистники «От недугов и горьких болезней», «Исцели и помилуй», «Молитвы ангелу-хранителю», молитвословы. Молитвенное правило православного верующего должно состоять из утренней и вечерней молитвы, которые совершаются каждый день.
Перечень православных акафистов
В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.
Богородице
Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:
Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.
Ангелам и святым
Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:
Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.
Господу и Кресту
В домашних условиях читают акафисты:
К этой же категории относятся гимны Святому Духу, Пресвятой и Животворящей Троице. Кресту Господню читают 3 акафиста (Честному Животворящему).
Для чего нужны акафисты
Наверное, в Русской Церкви нельзя встретить храм, в котором бы не совершались акафисты. Любят православные богомольцы этот жанр церковной гимнографии: читают акафисты дома и в храмах, поют во время многодневных крестных ходов. Однако употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации. Ведь согласно действующему богослужебному уставу – Типикону – акафист совершается только один раз в году: на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Совсем недавно, 30 мая, Священный Синод утвердил подготовленное Синодальной богослужебной комиссией чинопоследование молебного пения с акафистом. Что такое акафист, и откуда появился такой жанр гимнотворчества? Какова их история? Почему нашим людям так полюбились акафисты? И как получилось, что некоторые предпочитают чтение акафистов молитве за литургией, принятию Таинств?
Слово «акафист» на русский язык переводится как «неседален», то есть акафист – это песнопение, во время исполнения которого не сидят. Изначально акафистом называлось только одно уникальное произведение, посвященное Божией Матери. Оно появляется в Византии на рубеже V–VI веков. Именно оно читается на службе Похвалы Пресвятой Богородице. Этот Акафист состоит из двенадцати больших и двенадцати малых строф. Все они в греческой традиции называются икосами.
В славянской традиции короткие икосы принято называть кондаками – они заканчиваются восклицанием «аллилуйя», а большие икосы так и называются – «икосы». Большие икосы делятся на две части: первая метрически одинакова с коротким икосом, а вторая содержит двенадцать приветствий, обращенных к Богоматери, которые выражаются словом «Радуйся». Именно так во время Благовещения ангел приветствовал Пресвятую Деву.
«Возрадования» – это отличительная черта акафистного произведения. Акафист Богородице состоит из двух частей: первая рассказывает о земной жизни Пречистой Девы, а вторая посвящена учению о Боговоплощении и спасении человеческого рода. Текст «Взбранной Воеводе победительная», помещенный в начале акафиста, был добавлен позднее, после избавления Константинополя летом 626 года от осады авар и славян, когда Константинопольский Патриарх Сергий I обошел городские стены с иконой Пресвятой Богородицы.
Интересно, что в грекоязычных Церквах до сих пор термин «акафист» применяют только к этому первоначальному акафисту в честь Богородицы.
Позднее появляется жанр акафиста. В XIV веке, приблизительно за сто лет до конца Византийской империи, начинают создаваться произведения, подражающие акафисту Богородице, которые назывались «икосы, подобные Акафисту». Известны икосы архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, Двенадцати апостолам, Всем святым, Живоносному Гробу (Воскресению Господню). Последний акафист византийской эпохи – это акафист апостолу Иоанну Богослову.
Далее появляются акафисты в честь различных списков икон Пресвятой Богородицы. Произведения переводятся и становятся известны в Русской Церкви. У нас начинают создаваться акафисты русским святым.
К середине XVIII века число новых акафистов сильно возросло, поэтому была введена практика утверждения текстов Святейшим Синодом Русской Церкви. Если текст не был утвержден, то его нельзя было печатать и распространять.
Показательно, что к 1901 году на 158 разрешенных приходится 291 (или более) неразрешенный акафист. Причины запрета были различны: несоответствие требованиям духовной цензуры, богословская или литературная безграмотность текста, наличие уже разрешенного акафиста с тем же посвящением.
Излишество или необходимость?
В XIX веке об акафистах высказывали свои мнения различные авторитетные богословы. Святитель Филарет Московский настороженно относился к неуемной ревности составлять новые акафисты: «Мы недовольно ревнуем установленное Церковью богослужение исполнять так, чтобы ничто не было опущено и все было пропето и прочтено неспешно и внятно. Не нужнее ли, не полезнее ли поревновать о сем, нежели расширять богослужение множеством акафистов, произвольно вновь составляемых из множества неопределенных, изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего или слышащего? Каждый, кому вздумается, каждому святому, к которому почувствует усердие, не затрудняется написать акафист и дать его в правило Церкви. В порядке ли это? Сообразно ли с тем, что такое множество древних великих святых, апостолов, пророков, мучеников, святителей, преподобных остаются без акафистов? Но не должно ли благоприятствовать проявлению благочестивого усердия? Правда, но со многим рассуждением и осмотрительностью, чтобы принести Церкви Божией дар истинно для нее полезный».
Критику и неприятие большинства русских акафистов находим у архимандрита Киприана (Керна), по мнению которого, стихиры и псалмы превосходят акафисты по красоте и глубине мысли.
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, видел в акафистах средство к пробуждению религиозного настроения в пастве: «Народ, как показал опыт в Харькове, весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».
Святитель Феофан, затворник Вышенской обители, в своей переписке поощрял и ободрял составителей новых акафистов, давал указания и советы.
Акафисты в наши дни
В современной русской практике, в отличие от Типикона, употребляется множество акафистов. Они посвящены Господу, Пресвятой Богородице, прославляемой в Ее чудотворных иконах, святым и праздникам. Акафисты служатся круглый год, а не один раз. Кроме этого, обычаи при совершении акафистов до сих пор разнились от епархии к епархии.
В последнее десятилетие появилось много новых акафистных текстов, которые, к сожалению, далеко не всегда содержат идеи, соответствующие духу церковного Предания. Опасность состоит в том, что люди, читающие акафисты, которые не прошли богословскую проверку, усваивают нецерковные идеи, суеверия. Также следует учесть, что акафист – это самый популярный в народе жанр, наиболее доступный и понятный, поэтому нужно заботиться о корректности текстов.
В первые постсоветские годы Церковь слабо контролировала процесс появления новых акафистов и их распространение, но теперь эта сфера постепенно упорядочивается. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском совете Русской Православной Церкви действует рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества.
Межсоборным Присутствием был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», который в начале 2017 года направили на отзыв в духовные школы и епархии Русской Православной Церкви.
14 мая 2018 года документ и результаты его обсуждения рассмотрел Священный Синод. Как было отмечено в постановлениях Синода, уставное суточное богослужение стои́т несравнимо выше акафистов, в связи с этим «тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».
Другое постановление говорит о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий. Издательскому совету Русской Православной Церкви было поручено разместить на своем сайте список утвержденных Священным Синодом акафистов и их тексты с последующим регулярным обновлением перечня.
Православная Жизнь
Каждый православный христианин, хоть раз в жизни открывавший молитвослов, знаком с таким явлением в современной церковной жизни, как акафист.
Возникший как победный гимн византийского народа, акафист прочно проник в современную приходскую жизнь и постепенно стал восприниматься как необходимый элемент благочестия и богослужебной практики, без которого не обходится ни одно торжественное богослужение или более-менее продолжительная келейная молитва современного подвижника. Для многих акафист в келейном молитвенном правиле даже вытеснил с по праву принадлежащего им места повечерия, дневные каноны и полунощницу. Чтение акафиста назначается некоторыми духовниками как вид епитимии, в общественном богослужении акафистом иногда пытаются заменить чтение кафизм или служение полунощницы, для многих акафист стал, так сказать, выражением любви к богослужению. Из всех молитвенно-богослужебных произведений, составленных в современный период исторического бытия Церкви, большую часть составляют именно акафисты. Для выявления причин такой популярности данного гимнографического жанра необходимо познакомится с историей его возникновения.
Возник акафист из древней формы церковных песнопений, появившейся в V веке и получившей наименование «кондака», в которой со всей яркостью и неповторимостью раскрывается богословский поэтический дар церковного песнотворчества.
«Само слово “Кондак” – кондакион некоторые производят от контакс – “копье”; но вероятнее производить его от контос – палочка, на которую наматывался свиток пергамента. Но если в наших богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал исключительное место в суточном и годичном богослужении».[1]
Появление и рассвет кондаков все исследователи единогласно связывают с именем св. Романа Сладкопевца, жившего и творившего в Константинополе во время царствования императора Анастасия I (491 – 518). Он родился в Сирии[3], но по национальности был греком, как это явствует из стилистического анализа его сочинений.
По сообщению Менология императора Василия II, после чудесного побуждения к творчеству, последовавшего во время явления ему во сне Пресвятой Богородицы, Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых. Но эти сведения долго считались легендарным преувеличением. «До открытия кардиналом Питра больших сборников кондаков и иных поэм Романа, его считали автором рождественского кондака «Дева днесь…» и, может быть еще нескольких песнопений, надписанных в богослужебных книгах его именем. Но после трудов Питра и Крумбахера стало ясно, что Роману принадлежит гораздо больше творений. Кардиналом Питра найдено в разных рукописях до 30 кондаков с именем этого поэта. В настоящее время в богослужебных книгах с достоверностью сохранился кондак с икосом на Рождество Христово; можно также предполагать, что большинство кондаков с икосами на великие праздники также принадлежит перу Романа. Кроме того, его именем надписываются «хвалитные стихиры» 20 декабря. Митрополит Софроний (Евстратиадис) считает, что ряд кондаков или, точнее, отдельных строф из великих кондаков сохранились в наших печатных богослужебных книгах под видом седальнов. Он приводит их немало, в том числе из Октоиха: «Гроб Твой, Спасе…», «Жены ко гробу…», «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…» и другие, всего до 17 седальнов – кондаков; из Пентикостария седален Недели Мироносиц много из Триоди и Минеи. Многие вошли под названием Светильнов. В частности, пасхальные песнопения «Во гробе плотски…», «Яко живоносец, яко рая краснейший…», «Плотию уснув…» и некоторые светильны из Пентикостария также принадлежат Роману Сладкопевцу. Ученому греческому митрополиту это удалось установить благодаря акростихам, сохранившимся в упомянутых песнопениях и по разным указаниям в рукописных богослужебных кодексах, которые он исследовал в разных греческих монастырях и европейских книгохранилищах».[4]
Все современные исследователи отмечают огромную поэтическую и богословскую ценность этих великих кондаков. Священник М. Козлов пишет: «Святой Роман сумел соединить в зрелой и органичной форме кондака традиции эллинской ритмически организованной гомилетической прозы, с одной стороны, с традициями ветхозаветной и сирийской христианской поэзии с другой».[5]
Проф. Миркович говорит о творчестве этого поэта так: «В ритме его слов мы ощущаем как в этом ритме бьется сердце, наполненное ведениями святых явлений и предметов. В однообразном материале поэт находит все новые и новые стороны, которые он и воспевает и словами рисует красоту добра и святости. Слова его стихов нанизываются как капли, падающие из бездонного источника. Его песнопения – совершенство богослужебных песен; он пластичен, содержателен и способен своим полетом поднять душу слушателей, а глубиной ощущения и возвышенностью языка он далеко превосходит всех других поэтов. Греческая церковная поэзия нашла в нем совершенство».[6]
Со временем кондак постепенно стал уступать свое место новому облику церковного песнотворчества и был им практически вытеснен Древние «илитарии» или «кондакари» сохранили в афонских и синайских книгохранилищах эти перлы творчества Романа, но в богослужебных книгах остались только краткий кондак после 6-й песни канона – в сущности прежний кукулий и сопровождающий его первый икос.
Лишь два древних многострофных кондака избегли этого сокращения – заупокойный кондак Анастасия «Сам един еси Безсмертный…», находящийся в чине священнического погребения и «Акафист ко Пресвятей Богородице». Только его Греческая Церковь именует Акафистом, усвояя гимнам, построенным по его формальной схеме, название икосов. (К примеру, гимн, называемый у нас «Акафист святителю Николаю», в греческом обиходе имеет надписание «Икосы на святителя Николая».
Херетизмы являются характеристической чертой акафистного жанра, одна из функций которого заключается именно в том, чтобы представить в отчетливых и возвышенных образах–уподоблениях значение тех или иных событий Священной или церковной истории, сохранить догматическую правильность их понимания. Не следует забывать, что столь решительно возобладавшая именно в Акафисте концентрическая структура уподоблений (то есть такая, когда они располагаются вокруг одного центрального лица или понятия) восходит к Священому Писаию Нового Завета. Достаточно назвать цикл притч 8-й главы Евангелия от Матфея, где Царство Небесное последовательно уподобляется человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; зерну горчичному; закваске; сокровищу, скрытому в поле; купцу, ищущему хороших жемчужин; неводу, закинутому в море (стихи 24, 31, 33, 44, 45,47).Так же и святоотеческая экзегетика, систематически настаивающая на единстве смысла для огромного ряда символов (когда, например, все ветхозаветные образы невинной жертвы прообразуют Крестные Страдания Спасителя), стимулировала развитие формальной структуры концентрических уподоблений, которая столь последовательно осуществилась в Великом Акафисте, где Пресвятой Богородице придано в общей сложности 145 уподоблений».[7]
Акафист – сложное явление в древнецерковной литературе. Вопрос о его датировке и атрибуции очень сложный и до сих пор не решен однозначно[8]. По мнению многих исследователей, в своей дохэйретической основе он принадлежит еще доромановской эпохе. Акафист, составлявший собою всю ночную службу, совершавшуюся в благодарность об избавлении Столицы и Империи от нашествия огнепоклонников, «был не какой либо экстраординарной службой, а обычной для того времени; необычно в нем было только то, что он весь выслушан был стоя».[9] Отсюда возникло и его название – «неседальная песнь».
Акафист Пресвятой Богородице чрезвычайно долго оставался уникальным в своем роде произведением. Переход от Акафиста как единичного текста к акафисту как жанру церковной гимнографии, то есть появление гимнов, построенных по формальной модели «Акафиста ко Пресвятой Богородице», имело место лишь на исходе византийской эпохи примерно через 7 –8 веков после возникновения их образца и связан с именами константинопольских патриархов Исидора I Бухариса и Филофея Коккина. Дальнейшее развитие акафиста как жанра богослужебной гимнографии связанно с Русской Церковью, где он получил широкое распространение и даже стал одним из самых любимых и почитаемых в народной среде гимнографических жанров. Рассвет акафистного песнотворчества приходится на 40 годы 18 столетия и связан с именем святителя Иннокентия (Борисова), переработавшего и составившего 6 акафистов[10]. С этого момента акафисты, число которых в Русской Церкви на конец девятнадцатого века составляло полторы сотни, прочно вошли в современную богослужебную традицию. На сегодняшний день исследователь церковной гимнографии священник Максим Плякин насчитывает существование более двух с половиной тысяч всевозможных акафистов.
При этом действующий Устав знает и использует в своем богослужении только один акафист – Древний Акафист ко Пресвятей Богородице, исполняемый на 4 статии на утрени в 5 субботу Святого и Великого Поста. Все остальные акафисты, строго говоря, неуставные. Однако еще с древних времен различные акафисты стали частью молитвенного келейного правила и в этом качестве помещаются в канонниках в последовании малого повечерия. С течением времени акафисты прочно вошли в литургическую жизнь и из келейной, частной молитвы превратились в неуставную, но достаточно устойчивую часть общественного богослужения. Примечательно, что место и способ исполнения этих неуставных акафистов коренным образом отличается от приводимого в Типиконе места и способа исполнения Акафиста в 5 субботу Поста.
В современной практике Акафист исполняется на утрени вместо кафизм или на великой вечерне после отпустительных тропарей. Иногда также можно встретить упоминание о совершении акафиста после малой вечерни или после полунощницы. Часто акафист заменяет канон на молебном пении.
Кроме того, акафист потерял свое первоначальное значение песни торжественной, победной (ср. «Взбранной Воеводе победительная…») и стал просто церковной песнью, которая может приобретать и скорбный (Акафист Страстем Христовым), и покаянный характер. В современный период развития гимнографии появилось достаточно большое количество покаянных акафистов.
Типичным примером можно назвать «Акафист покаянный жен, загубивших младенцев во утробе своей», изданный Спасо-Преображенским Мгарским монастырем Полтавской епархии в 2001 году, который является простой (и весьма некачественной) переработкой покаянного акафиста, составленного архиепископом Никоном (Петиным). Этот акафист, несомненно, предназначен для келейного чтения. Он становится своего рода епитимией, усилением молитвенного правила женщины, совершившей страшный грех. Другим, весьма характерным молитвенным творением является Акафист покаянный, составленный Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) на основе Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.[11] Он является приведением мыслей, образов и молитвенных воздыханий великого Критского святителя в соответствие с вешними требованиями акафистного жанра. Оба этих акафиста, как и огромное множество других, не могут иметь богослужебного употребления и предназначены только для келейного правила.
Другой группой являются акафисты, предназначенные именно для богослужебного употребления как части общественного богослужения. К ним можно отнести акафисты великим двунадесятым праздникам и многие из акафистов святым угодникам Божиим. Несмотря на то, что они могут употребляться и на келейной молитве, особенности их построения свидетельствуют о том, что они мыслились составителями именно как богослужебные гимны.
В связи со всеми вышеперечисленными факторами акафист стал самой любимой «народной» формой церковных песнопений, что привело к созданию в современный период большого числа акафистов и их обширному распространению.
В литургической науке существует два различных взгляда на акафист как литургическое явление. Одна часть богословов считает акафисты достаточно необходимым явление богослужебной жизни как приносящую добрые плоды и большую пользу молитву. Некоторые другие богословы, среди которых много великолепных уставщиков и ценителей красоты православного богослужения, высказываются крайне неодобрительно и считают акафист свидетельством угасания «литургического вкуса». Такое различие во мнениях, имевшее место еще в XIX веке и прекрасно проиллюстрированное А. Поповым,[12] возникает из-за различного видения проблемы. Защитники акафистов указывают их принципиальную практическую пользу и любовь, с которой они воспринимаются народом Божиим. Противники акафистов указывают на технические недочеты и низкую богословскую и художественную ценность в составлении некоторых акафистов. Примером может послужить высказывание святителя Афанасия (Сахарова): «Опять прислали (на рецензию – Н.А.) новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками с прикреплением к каждому слова «радуйся». Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили, и получился такой стишок: «Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся»[13]. Такие же и подобные критические замечания можно высказать в адрес многих из составленных в ХХ веке акафистов. Но присутствие не совсем удачных молитвенных произведений не может служить основанием для отвержения всего жанра.
Но, в то же время, нельзя запрещать разумное употребление акафистов при совершении келейных молитв. Нельзя отвергать практику совершения молебного пения с акафистом, которое, по словам свят. Иннокентия производят «действие… сильное и благородное»[14]. Допустимым, а иногда и весьма желательным следует признать совершение акафистного пения вечером в воскресные и праздничные дни на тех приходах, где не совершается ежедневного богослужения. Иными словами, акафисты допустимы тогда, когда они не входят в острое противоречие с Уставом и приносят ожидаемую духовную пользу.
Такое отношение к акафистам в соединении с развитым литургическим вкусом будет способствовать успеху пастырской деятельности и станет помощником священнику в его подвиге окормления верных чад Церкви и приведению всех ко Христу.
Протоиерей Андрей Николаиди

