для чего нужны беспилотники
Области применения беспилотников
По данным аналитиков BI Intelligence структура пользования коммерческими БЛА в США на 2016.03 выглядит так:
Археология
Беспилотные аэротакси для доставки пассажиров в точку назначения. Еще несколькими годами ранее беспилотные аэротакси казались исключительно атрибутом фантастических романов и фильмов. В 2016 году еще идут разработки ряда моделей, например, в Китае, Франции и США, но также проводятся испытания в Лос-Анжелосе. В том, что подобные аппараты появятся в нашем небе в ближайшие годы, сомнений практически нет.
Безопасности мониторинг
Например мониторинг безопасности при проведении строительных работ.
Видео- и киносъемка с воздуха, аэросъемка
Вулканология и беспилотники
Поиск и разведка полезных ископаемых с помощью БЛА.
В России соответствующие услуги магниторазведки предлагает, например, Геоскан.
Гонки пилотируемых мультикоптеров
Участники рынка горнодобычи РФ: Беспилотные системы, Геоскан.
Примеры: поиск несанкционированных свалок; выявление незаконной застройки; контроль качества дорожного покрытия; взятие проб воздуха; замеры уровней радиоизлучения; замеры радиации; выявление крыш, требующих ремонта; закраска граффити в труднодоступных местах.
Дорожная полиция и беспилотники
2019.09.07 На дорогах России стали появляться вот такие таблички, предупреждающие водителей о том, что за их действиями может следить летающий беспилотник с функцией фотофиксации нарушений.
Известно, что ГИБДД начала применять БЛА для слежения за водителями автомобилей и за мотоциклистами с 2017 года, например, в Красноярском крае. Проводились эксперименты и в других регионах.
Что именно может зафиксировать беспилотник? Вероятнее всего, «очевидные» нарушения, например, разворот через двойную сплошную или обгон с нарушением. Теоретически возможна фотофиксация данных измерения скорости, но это менее вероятно. Источник информации и фото:
С апреля 2019 года в Москве началось использование БЛА для патрулирования дорог. Соответствующие разрешения получил МосТрансПроект, здесь же разработано ПО для дронов. Пресс-служба организации сообщила, что получила необходимые разрешения на использование летательных аппаратов. При возникновении аварий с помощью БЛА можно будет сфотографировать место ДТП, снять видео, передать информацию с места происшествия в ГИБДД. Пока что в тестировании принимают участие два БЛА, управляемые операторами, в будущем рутинные полеты должны стать полностью автономными. / forbes.ru
В 2019 году испанская дорожная полиция использует БЛА для фотографирования водителей с высоты 120 метров. Это позволяет фиксировать случаи использования мобильного телефона за рулем и выписывать штрафы. / forbes.ru
Доставка грузов разных габаритов без пилота в автономном варианте по запрограммированному маршруту, доставка медикаментов и биологических материалов, доставка пиццы, доставка почты, доставка товаров из интернет-магазина, транспортные системы на базе дронов.
Железные дороги и беспилотники
85.5 тыс. км составляет общая протяженность железных дорог в России. Беспилотники позволяют достичь экономии при периодическом обследовании железных дорог и объектов с БЛА.
Контроль радиотехнических средств
Контроль точности и надежности работы средств радиотехнического обеспечения полетов. Переход на беспилотную технику весом менее 30 кг в составе комплекса позволяет отказаться от практики использования воздушных судов с массой свыше 5 тонн. Это позволяет в разы сократить затраты на проверок, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и исключить влияние человеческого фактора при проведении работ.
Контроль температуры с беспилотника
Контроль токсичных веществ
2019.04.22 В Дании начали следить за содержанием серы в выхлопных газах судов, проходящих через пролив Большой Бельт с борта БЛА вертолетного типа Saab Skeldar V-200. Беспилотник следует за судном на расстоянии около 100 метров и ведет анализ выбросов судна в атмосферу. / nplus1.ru
Кредитно-страховая деятельность
Сравнение заявленных и фактических площадей земель, объектов. Оценка фактических объемов выполненных работ. Прогноз урожайности. Визуальная оценка состояния объектов в видимом и ИК спектре. Контроль соблюдения техусловий эксплуатации объектов (расчистка территории, вырубка леса и т.п.)
Борьба с браконьерами; выявление пожаров, задымлений; контроль заграждений; лесозащита; лесоустройство; мониторинг (учет) животных; поиск (выявление) и инспектирование вырубок, выявление незаконного строительства, свалок, обезлесений, ветровалов; ввосстановление леса за счет посадок семян с БЛА; публикации.
Логистика и беспилотники
Медицина и беспилотники
Метеорология и беспилотники
Изучение ураганов, тайфунов и других природных явлений в области метеорологии.
Мониторинг удаленных, труднодоступных или опасных объектов с беспилотника
2.5 млн км составляет общая протяженность линий электропередачи в России. 900 тыс. км составляет общая протяженность газо- и нефтепроводов в России. Авиамониторинг данных объектов проводится как правило не реже раза в неделю. 85.5 тыс. км составляет общая протяженность железных дорог в России. Использование беспилотников вместо авиамониторинга с пилотируемых человеком самолетов позволяет заметно сэкономить на себестоимости такого мониторинга.
Наблюдение за ходом работ с беспилотника
Зачем нужны беспилотники в нефтегазовой отрасли. Виды работ, которые помогает автоматизировать применение БЛА. Обследование факелов, инспекция трубопроводов, мониторинг проведения строительства, демонтажа, ремонтных работ. Выявление незаконной деятельности. Поиск утечек. Примеры компаний, оказывающих дрон-услуги. Статус. Новости.
На 2016-2018 год это не более, чем уровень «проверка концепта». Несколько команд в мире изучают механизмы опыления растений пчелами и пытаются воспроизвести опыление с помощью мини- и микро-беспилотников. Пока что используются или готовые БЛА наладонного класса или специально разработанные. В любом случае речь идет о лабораторных экспериментах. БЛА такого размера пока что не автономны, зачастую не имеют бортового ИИ и даже GPS, не защищены от негативных погодных условий, их время работы от аккумулятора слишком мало для тиражирования идеи.
Есть опыт использования БЛА в орнитологии в России и за рубежом. По ссылке можно найти более подробную информацию.
Осмотр изнутри труднодоступных для человека объектов
Изучение путей миграции диких животных, ветеринарные услуги для диких животных
Перевозка людей
Автономные «беспилотники», предназначенные для перевозки пассажиров. В 2016 году начались испытания первого Аэротакси, рассчитанного на перевозку одного пассажира весом до 100 кг.
Беспилотники позволяют обеспечить своевременное обнаружение задымлений, лесных пожаров, а также провести обследование территории пожара, оконтурить территорию задымления, проанализировать состояние воздуха, наличие в нем вредных веществ и их концентрацию, чтобы определить зону поражения. А также непосредственное тушение пожаров из поднятого беспилотником на необходимую высоту пожарного рукава. Об этом можно почитать здесь.
Например, выявление объектов незаконной застройки, выявление мин и их подрыв и т.п.
Проектные работы и беспилотники
2017.03.06 Дроны оптимизируют работу солнечных ферм. Обследуют ландшафт и дают рекомендации по размещению солнечных батарей на местности.
Рассматривание или аэрофотосъемка объекта с воздуха, спорт и другие соревнования владельцев беспилотников, включая гонки беспилотников и гонки беспилотников с управлением от первого лица (FPV), курьезные применения беспилотников, управление беспилотником ради удовольствия, шоу с использованием беспилотников.
Беспилотник переносит рекламный баннер, например, во время мероприятий на «открытом воздухе». При этом не нужно арендовать «точку стояния». Возможны и другие варианты. В 2015 году отмечались случаи использования дронов в рекламе и рекламных акциях в США и России.
Риэлтеры и беспилотники
Риэлтеры все чаще используют беспилотники для рекламы недвижимости. Клиентам демонстрируют видео объектов и их окрестностей. Кроме того, по мере роста распространения шлемов виртуальной реальности, растет также популярность 3D-туров.
Зачем нужны БЛА в сельском хозяйстве? Плюсы и минусы использования БЛА в сельском хозяйстве. Прогнозы использования БЛА в сельском хозяйстве. Основные направления использования БЛА в сельском хозяйстве. Компании, оказывающие услуги в области сельского хозяйства с использованием беспилотников. Новости использования БЛА в сельском хозяйстве.
Структуры типа МЧС используют беспилотники для профилактики чрезвычайных ситуаций, мониторинга чрезвычайных ситуаций, поиска людей после стихийных бедствий или пропавших людей, а также экстренной доставки необходимого туда, где это требуется в чрезвычайной ситуации. Дроны пытаются задействовать для выявления акул около пляжей.
Можно с уверенностью говорить о все более активном развитии такого направления использования беспилотников и роботов, как помощь утопающим, а также столь экзотическом, как автоматизированное выявление акул в прибрежных водах.
Спорт и беспилотники
Камера дрона позволяет выбирать ракурсы и создавать кадры спортивных соревнований, недостижимые для «наземных» профессионалов-операторов, даже если они используют специальные краны. В 2015 году уже есть примеры такого рода использования беспилотников, несомненно они будут множиться в ближайшем будущем. Возможно использование дронов, как для освещения крупных соревнований (с трансляциев видео на большой экран или по ТВ), так и спортсменами, например, во-время тренировок, в том числе «летающих камер», которые ведут автоматическую видеозапись спортсмена, старающегося поставить рекорд или выполнить сложный трюк.
Страховой рынок и беспилотники
Использование дронов удобно для осмотра, например, осмотра полей, угодий, леса, зданий и сооружений при заключении договора и, безусловно, при оценке ущерба после наступления страхового случая. Соответствующий рынок считается третьим по объемам, после использования беспилотников в строительстве и сельском хозяйстве.
Подготовка проекта. Планирование работ и контроль за ходом их выполнения. Мониторинг соблюдения требований техники безопасности. Подготовка видео и фото-отчетов для клиентов, инвесторов, акционеров. Идут разработки по автоматизации таких работ. Система с использованием дрона и специального ПО может автономно обследовать местность и формировать 2D и 3D карты и модели местности.
Снимки с дронов также позволяют создавать с помощью дронов 3D-модели строящихся объектов, что позволяет сравнить реальное положение вещей с тем, что должно быть по-плану. Сервис, позволяющий контролировать строительство подрядчиками, взяли на вооружение некоторые российские строительные компании.
ТВ, интернет-ТВ, стрингерство и беспилотники
Беспилотники в связи могут использоваться для ретрансляции сигналов; исследования картины распространения радиосигналов; обследование вышек сотовой связи; беспилотники, как «узлы» подключения к интернету (IoD, Internet of Drones).
Сети сотовой связи могут использоваться как канал связи с беспилотником, наряду с «воздушными сетями» P2P, например, для обеспечения доступа БЛА к информации о «географической зоне» (например, запрете полетов БЛА в данной зоне), а также в системах управления воздушным движением.
Обеспечение телеприсутствия для людей с ограниченной подвижностью.
Через радиооборудование, установленное на дроне, можно переговорить с «нарушителем периметра» на охраняемом объекте, подлетев к нарушителю (дрон не должен быть слишком шумным).
Транспорт и беспилотники
См. Дорожная полиция и беспилотники
Транспортные услуги и беспилотники
Трубопроводы и беспилотники
Чрезвычайные ситуации и беспилотники
борьба с браконьерами, взятие проб воды, выявление миграционных путей животных, выявление нарушений норм экологического законодательства, изучение таяния полярных льдов, мониторинг лесов, мониторинг побережья, мониторинг акваторий, мониторинг почвы и посевов, наблюдение за редкими видами животных, определение влияния различных загрязнителей на глобальную экологическую ситуацию, определение уровня загрязнений, поиск несанкционированных свалок
Где можно летать беспилотнику и что нельзя снимать
И как потом использовать результаты видеосъемки по закону
По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.
Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.
Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.
Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.
Что вы узнаете
Что такое БПЛА
Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».
В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.
Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.
Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников
Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:
Как происходит регистрация БПЛА
Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».
С 27 сентября 2019 года ставить на учет нужно все БПЛА, масса которых превышает 250 граммов. Учетом занимается Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. БПЛА массой более 30 кг тоже регистрируют — но по отдельным правилам. Такие беспилотники в частных руках пока редкость.
Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.
Срок постановки на учет — 10 рабочих дней после покупки.
Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.
Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.
Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.
Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.
Как это работает — проще всего объяснить на примере.
Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.
Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.
Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.
В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.
То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.
Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.
После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.
Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.
Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».
Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.
Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.
Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.
Где можно летать без разрешения
Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:
Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.
Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.
Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно
В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:
Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.
Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.
Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.
Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.
В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.
Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.
Как летать в городе
У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.
Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.
Как летать возле границы РФ
Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.
В каких местах летать нельзя
Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.
Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.
Как снимать различные объекты
Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.
Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.
В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.
Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.
Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.
Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.
С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.
Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.
Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.
А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.
То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.
Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.
А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.
Но и здесь не все просто.
Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.
Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.
А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.
За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.
А что с секретными объектами и государственной тайной?
Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.
Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.
Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.
Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.
Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.
В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.
Ответственность для владельцев беспилотников
Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности.
За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 Р до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.
Запомнить
Не в тему, но OpenStreetMaps улыбнули)))
Интересный рассказ, спасибо. Вот про сертификат эксплуатанта интересно, впервые слышу. А что будет, если пользоваться дроном до 250 г, но при этом снимать без такого сертификата? Тех же коров, например, которых вы упоминаете. Какие санкции за съемку? Имеет ли значение, какое разрешение, фото это или видео, хранится ли снятое у себя на компе или выкладывается в интернет?
Но вообще мне кажется, все эти ограничения трудно контролировать. Ведь если, допустим, сбили незарегистрированный беспилотник, как доказать, кто его хозяин и кто им реально управлял? Да и, может, хозяин вообще за километр где-нибудь прячется.
В Москве в основном всё решается или подменой GPS или глушилками сигнала между пультом и дроном (а иногда совместно). Их реально много. Часто координаты подменяют на Внуково и дрон идет на срочную посадку, так как понимает, что зоне аэропорта. А иногда пытается вернуться домой и улетает в неизвестном направлении. Можно купить дрон, запустить его на радостях, и сразу же потерять. И с каждым годом глушилок становится всё больше.







