для чего нужны деньги кратко

Когда деньги становятся целью жизни

«Деньги, а не Мораль, являются главным принципом общественных отношений цивилизованной нации.” Томас Джефферсон

«День­ги низ­во­дят всех бо­гов че­ло­ве­ка с вы­со­ты и об­ра­ща­ют их в то­вар. Они, по­это­му, ли­ши­ли че­ло­ве­че­ский мир его соб­ст­вен­ной ценности.» Карл Маркс.

Когда-то говорить о деньгах считалось неприличным, тема была недостойной общественного внимания не только потому, что воспринималась как «низменная», но и потому, что не у всех они были, не для всех были достижимы. В последние десятилетия тема денег превратилась в центральную, в главную тему обсуждений, звучащую в офисах, на улице, в семье, во всех человеческих связях, во всех произведениях искусства. Экономические возможности появились у многих, деньгaми стали определяться не только покупательная способность, но и способность участвовать в экономической игре.

Кредитная система позволила даже тем, чья заработная плата покрывает только необходимые ежедневные расходы, приобретать дома, автомашины, предметы роскоши. Выходные дни большей частью посвящены приобретению всё новых вещей, Shoping превратился в форму отдыха и развлечений. Отношения между людьми всё больше стали регулироваться деньгами, и деньги заняли центральное место в шкале общественных интересов.

Деньгами стали оцениваться те сферы жизни, к которым раньше применялись другие критерии. Талант в любой сфере деятельности определяется не профессиональными достижениями, а уровнем оплаты.

Успешный врач не тот, кто помог большему количеству пациентов, а тот чей, годовой доход выше, чем у его коллег. Инженер не тем, сколько благ обществу он принёс своей работой, а тем, сколько он за неё получил. Писатель, художник, актер, режиссёр оцениваются не по значимости своих творений, а по размеру полученного гонорара.

Деньги всегда были символом жизненного успеха, но в условиях экономической демократии они больше, чем абстрактный символ общественного статуса, так как дают многие формы свободы, делают человека хозяином своей судьбы. Ими, а не сложными критериями оценки человеческой ценности прошлых эпох, определяется ценность личности.

Деньги истинный институт демократии, демократии равенства, они отвергают оценку человека через его индивидуальные, личностные качества. В «правильном», т.е. демократическом обществе, построенном на экономике, не личность, не индивидуальность становится определяющим критерием ценности человека, иерархия создаётся экономическим статусом, она делает человека личностью в глазах других, выделяя его из безликой массы.

Деньги всегда играли огромную роль в жизни любого общества, но, степень значения денег в различных культурах была разной. В «Венецианском купце» Шекспира герой-ростовщик использует силу денег, чтобы наказать тех, кто видит в нём лишь изгоя, которым венецианские патриции пользуются в своих целях и презирают его за то «неблагородное занятие», которым он добывает средства к существованию. В период интенсивного развития капитализма, в первой трети XIX века, деньги превратились в основной инструмент роста экономики, роста капитала и их значимость начала возрастать для всех общественных классов.

В России, капиталистические формы экономики, изменявшие традиционные критерии ценности человека в глазах общества, появились позднее, чем в Европе. Но тенденция уже чувствовалась, и первым её увидел Пушкин. В «Скупом рыцаре», само название пьесы подчёркивало несоответствие жажды денег и рыцарского достоинства. В «Пиковой Даме» блестящий гвардейский офицер, аристократ, убивает старуху ради денег, угрожая ей пистолетом. Не происхождение, благородство, аристократизм или личные качества, только деньги приносят уважение общества. Имя героя, Герман (German), немец, вполне однозначно говорило, откуда эта тенденция пришла.

Александр Герцен, много лет проживший в Европе, в которой тенденция уже превратилась в фундамент жизни: «Прежде хоть что-нибудь признавалось, кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами, мог рассчитывать хоть на какое-то уважение. Ныне же без денег не только на уважение, но и на самоуважение нельзя иначе рассчитывать.».

Топор средство народное, и он показатель того, что в процесс погони за деньгами включились массы. С деньгами человек получает уважение, без денег он “тварь дрожащая”.

Огромный накал страстей во всех романах Достоевск­го, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного класса на власть денег над жизнью людей, которая воспринималась как трагедия, так как противоречие морали и денег было неразрешимо. Российская либеральная интеллигенция видела возможность решения этой дилеммы в революционной буре, в уничтожении всей государственной структуры, все беды страны она видела в безнравственности власти.

В России государство и экономика были неотделимы. В Европе же, экономика была достаточно самостоятельна, независима от государственной структуры. Государство постепенно утрачивало свою абсолютную власть, так как экономика перестраивала всю общественную систему, экономика стала определять место человека в обществе.

Европейская литература, начиная с мольеровского «Мещанина во дворянстве», говорила о пересмотре иерархии традиционных оценок без надрыва Достоевского. Процесс разрастания статуса денег в Европе был достаточно драматичным, но он не нёс в себе трагедии, так как традиционная мораль постепенно, шаг за шагом, уступала своё место жизненному практицизму, философии выживания, характерного для низших классов, впервые в истории получивших возможность уйти от вековой нищеты.

Европейское мещанство превратилось в новый буржуазный класс, от которого стали зависеть старые хозяева жизни, аристократия, дворянство. Новые хозяева жизни создавали новую иерархию ценностей и превращались в аристократию нового времени, аристократию денежную.

С момента появления капитализма в XVIII веке, культурная элита Европы осуждала процесс смены ценностей нравственных, духовных, т.е. аристократических, на мещанские, демократические, денежные. И реакция культурной элиты была понятна, она лишалась привычного заказчика, новому заказчику они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности.

Французский аристократ, маркиз Алексис Токвиль: «Я не знаю страны, где страсть к деньгам так поглощала бы все мысли и чувства людей. Обогащение, деньги, в такой степени мыслятся как самоцель, что становятся чем-то трансцендентальным и даже просто иррациональным по отношению к счастью и пользе отдельного человека. ».

Обеспеченные классы Европы видели в деньгах лишь средство для полноценной жизни, целью было счастье, которое достигалось в гармоническом слиянии человека с природой, в постижении истины, в широкой палитре чувств, эмоций, мыслей, в богатстве человеческих отношений. Жизнь, посвящённая лишь погоне за деньгами, казалась им иррациональной.

Американский философ Джордж Сантаяна объяснял, почему деньги играют такую огромную роль в США: «Американец так много говорит о долларах потому, что доллар это символ и мера измерения успеха, единственная мера, которую он имеет, чтобы оценить свой успех, свой ум и свою власть над обстоятельствами. В то же время, он относится к деньгам довольно легко. Он их делает, теряет, тратит, раздаёт с легким сердцем. Это уважение не к самим деньгам, а к количеству вообще, потому что качество трудно определимо.

Но Сантаяна был исключением из правила, американская культурная элита видела в обожествлении денег признак распада основ общества, деградацию вечных ценностей.

Философ Ральф Эмерсон: «Американец просто машина, добывающая доллары. Он придаток к своему имуществу.»

Генри Джеймс, классик американской литературы, бежавший от меркантильного духа Америки в Европу, где провёл большую часть своей жизни, говорил с сарказмом: «Te, кто не делает деньги, принадлежат к дегенератам, которые думают, а таким нет места в Америке.»

Противостояние общей тенденции видеть в деньгах не средство для жизни, а цель самой жизни, в начале ХХ века было достаточно широко распространено и в проповедях протестантской церкви. Tак, Вильям Нэймс, один из самых известных в то время проповедников, говорил о преимуществах бедности: «Мы презираем тех, кто избрал бедность для того, чтобы упростить своё существование и сохранить свою внутреннюю жизнь. Мы не имеем мужества признать, что идеализация бедности в течении многих веков христианской цивилизации означала свободу, свободу от мира вещей, человек оценивал себя через то, что он есть, а не через то, что он имеет.»

Но что сегодня означает осознанный выбор жизни в бедности? Он означает не только общественное презрение. Он означает, что в условиях современной цивилизации бедняк полностью отрезан от тех источников, которые и делают жизнь счастливой. Раньше говорили, что «не в деньгах счастье», что в жизни есть множество необходимых для счастья вещей, красота природы, искусство, чувства, привязывающие нас к другим людям, а их нельзя купить. Но сегодня за чистый воздух, чистую воду, за натуральные продукты, не прошедшие химическую обработку, за пребывание на природе в естественных природных условиях, нужно платить. Нужно платить также и за человеческие отношения внутри того социального круга, к которому человек хочет принадлежать. Без определённого экономического статуса вход во многие социальные круги закрыт.

Единственная мера жизни, денежная, исключает из нашего внимания полноценность существования во всём его многообразии и широте. Смотря на себя, на свою жизнь через абстракцию нашего банковского счёта, мы сужаем мир до замочной скважины, через которую мы можем только подглядывать за жизнью, а не жить.» Популярный журнал «Psychology Today».

Деньги, более чем когда-либо раньше, стали определять все формы человеческих отношений. Цифры денежной оценки делают отношения людей, неравные в своём качестве, т.е. в своей природной сущности, равными друг другу в абстрактной шкале измерений. Деньги виртуальная схема мира, они являются чем-то вроде географической карты, изображающей города, реки, горы точками, линиями, цифрами, а географическая карта безразлична к цветам и краскам природы, к человеческим чувствам, ко всей культуре, гуманистической цивилизации в её многомерном, качественном содержании.

Принято считать, что деньги разрушают человеческие отношения, но они также вносят в хаос спонтанных отношений, построенных на чувствах, эмоциях, импульсах, порядок, новый порядок. То качество отношений между людьми, которое вся мировая культура считала высшим выражением человеческого духа, бескорыстие, создавало огромное напряжение.

Моральные, этические или идеологические принципы далеки от определённости и чёткости экономических критериев, что приводило к постоянным конфликтам, взрывавшихся гражданскими войнами и войнами между странами. В экономическом обществе конфликты разрешаются большей частью мирным путём, а высокие принципы и этические нормы лишь обязательный декор, соблюдение правил приличий, за которым стоит прагматизм, экономический интерес.

Но можно ли было создать достойные условия материального существования для масс зовом сердца, непосредственным чувством, чувством справедливости и состраданием к слабым? На чувствах симпатии и антипатии, на высокой морали и этике, в конечном счёте, на бескорыстии, экономика строиться не может, и только благодаря ожесточённой борьбе эгоистических, «корыстолюбивых» интересов миллионов и взаимной эксплуатации, массы смогли получить то что они сегодня имеют.

Экономический интерес, став центральным, не вытеснил другие интересы человека, но сделал их значительно менее привлекательными, превратив количество в более важный критерий нежели качества. Объём материального богатства ценнее объёма человеческой жизни, её многокрасочной палитры эмоций, чувств, переживаний. Рациональная логика вытеснила непосредственное восприятие, но лишь развитый капитализм с его рационализмом, пронизавшим все аспекты общественной жизни, смог уничтожить унижающую нищету, в которой массы жили веками.

Америка начиналась как рыночное общество и, за почти два столетия, сумела ввести рыночные ценности во все формы человеческих отношений, она их очеловечила, если считать, что рационализм такое же органически присущее человеку качество, как понтанность и непосредственность чувств. Деньги превратились в самый мощный инструмент рационализаци всех аспектов деловой жизни и всех форм человеческих отношений, сделавшие Америку самой богатой страной мира.

Культура денежных отношений в США в течении времени приобретала всё более цивилизованные, благопристойные формы, в их создании участвовало всё общество, все его институты. Это культура общественного договора, консенсуса, всеобщего согласия, а деньги, чётко обозначая границы конфликтных интересов, выполняют роль регулятора, жироскопа, удерживающего баланс.

Российская либеральная интеллигенция в XIX веке видела в Америке образец для подражания, но недостижимый в российских условиях, в ХХI веке, несмотря на всю антиамериканскую пропаганду, Россия внедряет американскую модель в экономике, культуре, повседневной жизни. Сегодня весь мир хочет стать Америкой, не только Европа, но и Азия пытается воспроизвести в своих национальных формах систему, показавшую свою эффективность.

Но без сложной общественной инфраструктуры, без бюрократизации, т.е. рационализации всех форм общественной жизни, развитого законодательства и воспитания норм индивидуального поведения, которые создавались в Европе и Америке в течении столетий, процесс проходит, как в Азии, так и в современной России, в атмосфере стихии бесконтрольного базара, где хозяйничает криминальный элемент вместе с представителями власти, так как нормативные инструменты развитой экономики отсутствуют. В стихии базара норм и цен не существует, есть лишь столкновение инересов в данный момент, в котором стоимость определяется лишь тем, на чьей стороне в данный момент сила.

Запад же постепенно подменял стихийность отношений межу людьми отношениями, регулируемые деньгами, законами рынка, создавал сложное законодательство и многослойную инфраструктуру общества внутри сетки взаимосвязанных экономики, культуры, пропаганды и системы образования.

На людском рынке, который в Штатах принято называть «personality market», прейскуранта цен нет, но есть общее представление о том, что сколько стоит. Несмотря на сложность определения, сколько стоят в денежном выражении человеческие чувства, те или иные формы привязанности, обязательства друг перед другом, они, тем не менее, введены в более или менее твёрдые рамки. Цены на рынке человеческих отношений выработаны практикой.

Денежные отношения обозначают точные границы и формы всех видов неопределённых и постоянно меняющихся чувств, возникающих между людьми. Брачный союз, основанный только на чувстве любви, приводит к трагедии, когда это чувство притупляется или исчезает. Материальная сторона отношений становится инструментом войны между охладевшими друг к другу супругами. Брачный контракт, оговаривающий все стороны материальных претензий, переводит неопределённость страстей и претензий, основанных на чувствах, в чёткие параметры денежных оценок.

Отношения между друзьями, ведущими общее дело, может превратиться в испепеляющую ненависть, при малейшем подозрении на невыполнение неопределённых, построенных только на чувстве симпатии друг к другу, обязательств. Эмоциональные отношения между родителями и детьми также несут в себе зёрна часто неразрешимых конфликтов.

Рыночная цивилизация сумела ввести многие формы отношений, раньше стро­вшихся на моральных нормах, на симпатиях-антипатиях, любви-ненависти, в русло чётких экономических норм, формулирумых традицией и законом. Она ввела стихию человеческих отношений в русло математически рассчитанного, рационального порядка, в котором бескорыстие, построенное на чувствах, эмоциях, выглядят безнадёжным атавизмом, лишь напоминанием об уходящей или ушедшей в прошлое иррациональной эпохе.

Старую, уходящую цивилизацию было принято называть гуманистической, так как в ней человек, Human, был мерой всех вещей, сегодня мерой всех вещей и самого человека стали деньги.

Источник

Зачем нужны деньги и как они появились?

для чего нужны деньги кратко

Краткий ответ на интересующий многих вопрос зачем нужны деньги и как они появились?

для чего нужны деньги кратко

Содержимое разработки

Зачем нужны деньги и как они появились?

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся современной экономики предопределена существованием денег. Деньги «родила» торговля, а поскольку торговля – одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство её (как и вид самих денег) многократно и сильно меняется на протяжении истёкших тысячелетий. Все началось очень давно, около 7 тыс. лет назад. Во времена первобытнообщинного строя люди стали производить продукты для обмена.

Товар, который измеряет стоимость экономического времени другого, получил название деньги (от татарского «тенга»-«звенящий»). На одну чашу воображаемых экономических весов кладут товар, а на другую чашу — деньги. Если на них затрачено одинаковое время, одинаковый абстрактный труд, то чаши весов выравниваются и происходит обмен. “Как только происходит обмен товарами, немедленно раздается и лепет денег” — писал Фернан Бродель. Деньги сберегли людям очень много астрономического времени, уменьшилась до минимума цепочка обмена.

Так как же возникли деньги? Может их просто придумали люди для того, что бы определить меру своего богатства, узнать кто богаче? А возможно, деньги понадобились человеку, что бы упростить обмен разными вещами и продуктами? А может – это способ оценить стоимость произведенного товара и узнать, чей труд стоит дороже? История развития человечества утвердительно отвечает на все эти вопросы.

Самой ранней формой торговли был бартер. Бартер — это обмен одной вещи или услуги на другую. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала товару, на который был наибольший спрос. Археологи обнаружили что обмен между племенами существовал еще в каменном веке. Разделение труда было главной причиной развития обмена. Постепенно при обмене выделялся какой-то товар, который становился эквивалентом (с лат. равноценный) стоимости всех других товаров, то есть служит для определения их цены на рынке. Первым эквивалентом у большинства народов был скот. Это и были первые товаро-деньги. В древней Руси сокровищница называлась “скотница”.

Товарные деньги или могут ли ракушки быть деньгами?

Первые деньги были товарные. У разных народов были разные виды товарных денег: скот, соль, сушенная рыба, раковины каури и многое другое.

Ракушки каури – самый долговечный вид товарных денег. Первые свидетельства их использования в расчетах относятся к середине II тысячелетия до нашей эры, а вытеснены они были только к началу XX века. Они использовались по всей Африке, в Индии, в Индокитае, на островах Тихого океана и даже североамериканскими индейцами. Некоторое время их использовали и в Китае: монеты были там запрещены, чтобы остановить их подделку, и каури стали основным платежным средством. Даже китайский иероглиф, означающий деньги, возник из стилизованного изображения ракушки. У каури было два важных преимущества: во-первых. их очень сложно подделать и во-вторых, можно было получать доход просто за счет их перемещения (чем дальше от побережья, тем меньше ракушек, следовательно, тем выше их стоимость). для чего нужны деньги кратко

Рисунок 1. Ракушки каури

С XVI по XIX век каури служили в работорговле. Европейцы покупали их на Мальдивах, где они были в огромном количестве, за золото, рис или другие товары и тысячами тонн свозили в португальские, испанские, голландские порты. Корабли оттуда отправлялись на рынки рабов в дельте Нигера или на Занзибаре, и их единственным грузом были именно эти ракушки. Ведь рабов вывозили в основном из внутренних областей Африки, где каури были самой распространенной «валютой» и стоили гораздо дороже.

Однако чем больше рабов требовалось, тем больше ракушек завозилось в Африку – в результате деньги-каури начали обесцениваться и возникла инфляция. За покупку раба нужно было отдать так много ракушек, что их транспортировка перестала быть выгодной, и наступил закат работорговли и «ракушечной экономики».

Драматическая история взлетов и падений товарных денег представляют и ракушки-вампумы.

Рисунок 2. Вампумы белые

В зависимости от цвета, формы и вида ракушек они по-разному оценивались и служили для покупки разных по стоимости товаров. Наиболее ценными считались пурпурные вампумы. Индейцу требовалось 6-7 дней, чтобы превратить ракушки в деньги.

Однако в XVIII веке братья Кемпбеллы из Нью-Джерси построили фабрику специально для производства вампумов. Там они за несколько дней производили столько бусин, на сколько индейцу пришлось бы потратить месяцы. Сырье они покупали у сборщиков моллюсков по несколько центов за тонну. Тем временем семья Астор, занимающаяся перекупкой меха у индейцев, заказала у братьев несколько миллионов бусин и в результате обе эти семьи разбогатели, а огромное количество бусин попало на меховой рынок. Индейцы охотно принимали фабричные бусины, схожие по размеру и цвету с настоящими.

В конце концов, после гражданской войны спрос на вампумы упал: популяция моллюсков, из чьих раковин производили бусины, была настолько истреблена, что отыскать их стало очень сложно. К 1880 году фабрика Кемпбеллов была закрыта.

Другие виды товарных денег

Соль использовалась как деньги н разными народами мира с древнейших времен, ведь она всегда была ценнейшим продуктом в жизни людей, а ее добыча была очень сложным процессом и возможна была на ограниченных территориях.

Так, в древнеВ Древнем Риме войско оплачивалось солью. В Китае XIII века рассол кипятился в котлах, потом из получившегося «теста» делали лепешки, а потом их высушивали. На них накладывали клеймо императора, и тогда они использовались вместо монет.

Солью расплачивались даже в Древней Руси с княжескими дружинниками, а также ею взимался оброк в некоторых местах.

В некоторых частях Сахары, в Эфиопии, Сенджере и Бенгуэлле роль денег стала играть соль, которую племена добывали из золы соленых растений или обменивали у европейцев. В Африке за килограмм соли были готовы отдать килограмм золото песка.

Еще в 30-х годах прошлого века в Эфиопии были в ходу «солевые» деньги, называющиеся «амоле» или «рэй». Они имели вид бруска длиной в 65 сантиметров, шириной в 5 сантиметров и весом в 640 граммов. Кроме того в Эфиопии были еще и талеры – австрийскик серебряные монеты, уже вышедшие из употребления. для чего нужны деньги кратко

Рисунок 3. «Солевые» деньги «амоле»

На один талер шло разное количество «амоле», в зависимости от удаленности от Красного моря, у которого добывается соль. На самом побережье за один талер давали сто двадцать «амоле», а в центре страны — всего десять, семь, пять брусков «амоле». Иногда брусок распиливался еще на четыре части, и таких четвертей на талер давали 16—20 штук.

Неудобства такого «размена» заставили негуса Эфиопии в конце XIX века заказать в Париже, взамен австрийской монеты, талеры со своим изображением.

Однако кое-где в Эфиопии соль все еще используется как деньги, а о богатом расточительном человеке говорят «он ест соль».

Рисунок 4. Лесная куница

Люди, занимающиеся не охотой, а скотоводством соответственно использовали скот в качестве денег. Поэтому на древнерусском «скотник» означает казначей. Животных обычно не употребляли в пищу, а стремились увеличить поголовье для обмена.

Скот и меха были самым распространенным и ликвидным товаром у славян, так как являлись продуктами основных занятий населения. Так что если славянин хотел купить какой-нибудь редкий товар, например ткань, он менял продукты своего хозяйства на шкурки, расплачивался ими с хазарами, которые поставляли ткань из Византии или дальнего востока.

Такой порядок облегчал обмен, а также способствовал использованию товарных денег как средства накопления.

Однако славяне использовали в качестве денег и зерно, и кусочки бересты. Такое разнообразие товаров-эквивалентов объяснялось особенностями торговли с другими народами или друг с другом. Шкуры было удобно перевозить в караванах, но ими было невыгодно расплачиваться за мелкие покупки: шкуры приходилось делить и они теряли в цене. То же самое относилось и к скоту, который и делить было нельзя и транспортировать трудно. А вот зерно можно было и делить и перевозить, но сохранялось оно хуже.

Зерно как деньги. Зерно считается древнейшими товарными деньгами. Само название денег во многих языках происходит от наименования основной зерновой культуры. В Месопотамии такой культурой был ячмень, который стал товарными деньгами. Измерялся он в шекелях. Один шекель – 180 зерен, что примерно равно 11 граммам. Он стал мельчайшей размерной единицей, в которой можно было выразить ценность любого товара или услуги. Впоследствии шекель, как мера веса, стал применяться к измерению серебра, ставшего металлическими деньгами в этом регионе. Серебро также измерялось в шекелях.для чего нужны деньги кратко

В Исландии в 15 в. применялась вместо денег сушенная рыба. В других странах были такие экзотические товары-деньги, как плетенный щит из Гвадаканала или китайский чай или китайское денежное дерево.

Таким образом, товарные деньги, их нередко называют действительными деньгами, включают все виды товаров, которые являлись всеобщими эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, ракушки и т.п.), а также деньги из драгоценных металлов (золотые и серебряные). Товарные деньги были первым видом денег после бартерного обмена, когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Покупательная способность этих денег основывалась на их потребительских свойствах и товарной стоимости. Такими деньгами становились наиболее значимые предметы потребления и выступали они в качестве регионального эквивалента.

Особенность товарных денег – одинаковая стоимость при использовании их как товар и как средство обращения.

Так зародились металлические деньги. Однако сначала золото и серебро играло только роль товарных денег – это были очень дорогие, привлекательные товары, кроме того, они обладали важным свойством – не окисляться и это делало их использование в торговле и сбережениях особенно ценным.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *