для чего нужны дидактические игры
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Татьяна Сорока
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития.
Дидактические игры способствуют:
-развитию познавательных и умственных способностей;
— развитию речи детей;
— социально-нравственному развитию ребенка;
— развивают сенсорные способности;
— воспитывают уважение к труду человека, вызывают интерес к трудовой деятельности и желание трудиться самому;
— развитию и укреплению мелкой мускулатуры рук;
— развитию творческой фантазии.
Структуру дидактических игр образуют: дидактическая задача, содержание, правила и игровые действия, подведение итогов.
Дидактические задачи: ознакомление с окружающим миром (животный и растительный мир, быть людей, труд, природа, развитие речи (правильное звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи, мышления, элементарные математические представления. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (люди, их взаимоотношения, быт, события общественной жизни, природа) Правила определяеют, что и как должен делать каждый ребёнок в игре, указывают путь к достижению цели. Правила развивают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Играя, ребёнок незаметно для себя выполняет дидактическую задачу. Дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональ-ным, помогают повысить знания, умения и навыки.
Подведение итогов. По результатам игры можно судить об её эффективности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей и правильно организовать индивидуальную работу с ними. Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчёт очков, выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание, подчеркнуть успехи отстающих.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками)
2. Настольно-печатные игры
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым действиям, правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности дошкольников.
В этих играх дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, используют природный материал (шишки, камушки, овощи, фрукты, семена).
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов или явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют и расширяют представления об объектах природы и её сезонных изменениях.
С помощью дидактических игр, ребёнок получает много новой для себя информации, что очень важно для его развития!


Консультация для воспитателей «Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
центр развития ребенка № 58 «Белочка»
Подготовила воспитатель :
Арутюнян Гаяне Арутюновна
Консультация для воспитателей
Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме дидактическая игра как средство всестороннего развития детей младшего возраста.
Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
По мнению Е. И. Тихеевой дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи дидактической игры предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Другие ученые указывают, что в процессе дидактической игры формируется познавательная деятельность ребенка. А на базе игровых интересов формируется умение самостоятельно мыслить. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
Как отмечает Е. О. Смирнова, роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка. У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной.
В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.
Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно –действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детейпревращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков».
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
Современные подходы к проблеме.
В стандартах прописаны те требования, которые необходимо соблюдать при составлении дидактических игр, организации предметно-пространственной среды, которая строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребенка.
Необходимо грамотно оснащать центры и зоны видов деятельности в детском саду. Это способствует воспитанию самостоятельности и развитию личности ребенка. В работе с детьми дошкольниками дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
*Дидактическая игра как игровой метод обучения
Рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
*Дидактическая игра как форма обучения детей
Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
*Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.Таких игр в младших группах проводится несколько: «День Рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».
*Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание позволяет воспитателю открыть путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.
Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется опыт взаимодействия, который ориентирует ребенка а взрослого, сверстника.
Трудовое воспитание.
Многие дидактические игры позволяют вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом.
Эстетическое воспитание.
Дидактическийматериал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка.
Существуют разные классификации дидактических игр:
дидактические игры делятся на:
игры по ознакомлению с окружающим,
формированию математических представлений,
музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на:
игры-занятия
автодидактические (самообучающие)игры.
По наличию игрового материала игры делятся на:
игры с предметами и игрушками,
А. И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:
Все дидактические игрыможно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
• В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, уста-навливать сходство и различие предметов.С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.
• Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
• Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
В них дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развитии мышления, так как в них дети учатся высказывать са-мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
— привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);
— краткость и ясность речи воспитателя;
— активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает);
По мнению педагогов и психологов, в подготовку к проведению дидактической игры входят:
— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
— подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.Выбор игрушек и игр часто бывает стихийным: либо ребенку что – то приглянулось в магазине, и родители рады угодить ему, либо они сами присматривают ему игрушку, игры в соответствии с ее внешним видом, размером и ценой. Отсутствие осмысленных критериев в качестве ориентиров при выборе игрушек, приобретение по принципу «чем больше, тем лучше» приводят к бессистемной массовой закупке. В результате детская комната оказывается, завалена однотипными и бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а те, что действительно важны для развития ребенка, среди них, к сожалению, отсутствуют. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что игрушка нужна вовсе не для того, чтобы доставить ее обладателю мимолетную радость обладания.
Взаимодействие с родителями – важный этап в развитии детей. Содержание любой программы развития включает сотрудничество воспитателя и семьи. Я оказываю квалифицированную педагогическую помощь и поддержку родителям, создаю условия для их активного участия.
Я решила использовать различные формы работы с родителями.Одна из них:
• Консультативно – рекомендательная
В помощь родителям регулярно помещаю в родительский уголок консультации, например, «Значение дидактических игр в воспитании детей». Раскрывая перед родителями значение дидактических игр, подчеркиваю, что в таких играх у ребят развиваются не только мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность. Я стараюсь, чтобы родители после встреч унесли не только устную информацию, но и памятку, которая поможет им дома восстановить материал консультации.
• Проведение мастер- классов для родителей
Так я провела мастер – класс на тему «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Познакомила родителей с играми и упражнениями по сенсорному развитию детей, учила родителей взаимодействовать с ребенком. Родителям было очень интересно участвовать. Мы пришли к выводу, что через игру ребенок познает окружающую мир, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие детей. Поэтому я хочу помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны создаваться все условия для этого.
• Индивидуальные беседы с родителями
• Совместные проведения с детьми праздников, утренников.
Благодаря участию родителей в совместной деятельности, конкурсах, как правило, у пап и мам возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер. Много положительных эмоций вызвала совместная работа над творческим проектом «Моя любимая игрушка»
• Нетрадиционные формы работы с родителями.
Нетрадиционные формы работы положительно влияют на эмоциональное состояние родителей. Организовала «семейную кофейню».Родители вечером пьют чай или кофе. На таких встречах в непринужденной обстановке родители легко раскрепощаются и с готовностью обсуждают и делятся своими проблемами, радостями.
Конечно, все это требует сил и времени, но только доверительное и живое заинтересованное общение взрослых поможет в развитии наших детей
«Собери пирамидку»— Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к ООД. Пирамидки из трех колец по количеству детей.
«Отгадай кто позвал?» Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность Ширма,перчаточный или игрушечный театр: собачка, кукла Таня.
«Найди по звуку» Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков [п], [п’], воспитывать положительный интерес к занятиям. Кошка, ширма, мышка.
«Протолкни круглый предмет» Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к ООД.Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик (шарик не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно).
«Кто в домике живет» Формирование речевого слуха, развитие собственной активной речи, совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям. Домик (из дерева или картона);игрушки: собачка, кошка, мишка, лиса, зайка.
«Название колец» Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятия Пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера (диаметр большого кольца — 4,5 см, маленького — 3 см) им количеству детей
«Найди желтый листочек», Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят, воспитывать любовь к окружающей природе.Фланелеграф и фигурки к нему: красные, желтые листья, вазочка, котенок и собачка – игрушки.
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
«Собери башню из двух колец», Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и название цвета, воспитывать интерес к занятию Одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) башни резко контрастные по размеру по количеству детей
«Нанизывание колец одного цвета», Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками и формировать умение правильно ориентироваться на слова большой и маленький Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.
«Кто как разговаривает» Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам. Кубики, игрушки собачка, кошечка.
«Башня из кубиков» Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик,понимать слова: сделай, башня, развивать внимание и воспитывать аккуратность действий. По 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка.
«Грибочки по местам» Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям.




