для чего нужны федеральные территории
Да Бог уже с этим обнулением, есть вещи поважнее, даже страшно становится…
Старый и новый варианты
Статья 67 – старый вариант:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Статья 67 (с изменениями) – крупным выделены новшества:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МОГУТ БЫТЬ СОЗДАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
2.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИТУ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ДЕЙСТВИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЛИМИТАЦИИ, ДЕМАРКАЦИИ, РЕДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ), НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗЫВЫ К ТАКИМ ДЕЙСТВИЯМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Несколько терминов для ясности
Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Получается, что эта самая делимитация, закрепляемая в Конституции, спокойно позволит по международному договору отдать любую часть страны другому государству. В общем, суверенитет с оговорочкой «если нельзя, но очень хочется, то можно»
Демаркация границы – обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации.
То есть если договор будет подписан на международном уровне, то и пограничные знаки легко перенести…
А что такое федеральные территории и для чего они вообще нужны?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в федеральном государстве территория, НЕ ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц.
Давайте обратимся к «первоисточнику», то есть к основному инициатору данной поправки депутату Андрею Клишасу, который определил необходимость появления в Конституции федеральных территорий: «Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ». А что – без таких территорий нет привлекательности для инвестирования, зачем надо создавать районы, которые будут регулироваться специальным законом? Они что, не в России будут, а на необитаемом острове? Причем Клишас подтверждает, что будут приняты по этим территориям отдельные законы и «мы, конечно же, введем специальную процедуру о том, как согласовать все это с субъектами Федерации». Мы – это кто? И будет ли народ влиять на эти решения? Да что там народ, губернатор-то хоть сможет сказать свое слово? Скорее, нет, ведь, по словам инициатора, к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены специальные зоны для бизнеса. чтобы установить там более удобный для бизнеса режим». Для бизнеса! Но не для нас, россиян.
Аналитики считают, что за термином Федеральные территории может быть скрыто намерение государственно-территориального переустройства России. Это означает, что начиная со 2 июля 2020 года, на территории страны могут быть выделены целые куски, на которые никак не будет распространяться действие законов РФ, кроме закона о самом образовании этих кусков («федеральных территорий»). То есть ЛЮБАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (ГОРОД, РАЙОН, ОБЛАСТЬ, КРАЙ, ИЛИ ЛЮБЫЕ ИХ ЧАСТИ) МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЯВЛЕНА НЕКОЙ ОТДЕЛЬНОЙ «ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ».
Например, будет объявлен федеральной территорией, ну скажем, Краснодарский край. Это будет означать, что выборные органы власти в крае прекращают своё существование, вместо них распоряжаться будет иная власть и отдельным, никому неведомым пока образом.
А где суша и земля под ногами?
В статье 67 непонятным образом прописано: « Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЮРИСДИКЦИЮ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».
Получается, что юрисдикция РФ распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. А шельф согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе РФ” континентальный шельф РФ включает в себя МОРСКОЕ ДНО И НЕДРА ПОДВОДНЫХ РАЙОНОВ, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Это как? А где суша и земля? Может, в исключительной экономической зоне?
Исключительной экономической зоной РФ является морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему (статья 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне РФ”).
В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются РАЗЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (СУХОПУТНОЙ И ВОДНОЙ), ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. А у нас про сушу ничего не сказано. Мы что все – водоплавающие? Жители континентального шельфа? Уточним, что внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Причем здесь вообще этот шельф и почему нет упоминания о суше? Или мы должны радоваться тому, что все же прописаны территории 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции. Фу, даже легче стало… А то не очень-то хочется ощущать себя подводным существом… на дне морском. Хотя на дне уже привычно.
Напрашивается вопрос – зачем так витиевато и непонятно для большинства россиян писать основополагающие пункты Основного закона страны? Чтобы головы сломали или вообще не вникали? А потом с радостью узнали, что живут или на шельфе, или на федеральной территории, которая подчиняется кучке заморских хозяев?
Федеральная территория «Сириус» (обзор проекта федерального закона)
Обновленная часть 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации предоставила федеральному центру право создавать на территории Российской Федерации публично-правовые образования с особым статусом – федеральные территории.
По смыслу внесенного депутатом П.В. Крашенинниковым и сенатором А.А. Клишасом проекта федерального закона № 1051718-7 федеральная территория «Сириус» – публично-правовое образование, имеющее общегосударственное стратегическое значение.
Цель создания ФТ «Сириус» – обеспечение комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.
Проектом закона устанавливаются пределы действия федеральных законов, иных нормативных правовых актов федерального уровня, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, что вполне логично, учитывая, что на территории образуемого публичного-правового образования концентрируется управленческая компетенция трех уровней власти. При этом, примечательно, что органы публичной власти федеральной территории «Сириус» вправе на основании соглашений передать органам государственной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края соответствующие их уровню полномочия.
Вопросы организации и функционирования федеральной территории «Сириус» предлагается подробно регламентировать в Уставе ФТ «Сириус».
Система органов публичной власти ФТ «Сириус«:
4) иные органы публичной власти федеральной территории «Сириус».
Совет федеральной территории «Сириус» формируется на 5 лет в составе 17 членов, из которых:
глава федеральной территории «Сириус», который входит в состав Совета федеральной территории по должности.
На членов Совета ФТ «Сириус» предлагается не распространять запрет на совмещение с государственными должностями Российской Федерации и Краснодарского края, должностями государственной гражданской службы Российской Федерации и Краснодарского края, а также на участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (при условии недопущения возникновения конфликта интересов).
Федеральные государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляют свои полномочия в ФТ «Сириус» в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Полномочия федеральных государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в федеральной территории «Сириус» могут осуществляться специально созданными территориальными органами или иными обособленными подразделениями.
Проект федерального закона о ФТ «Сириус» предусматривает возможность создания на территории публично-правового образования специальных правовых режимов в следующих сферах:
1) распространение и размещения рекламы;
2) техническое регулирование;
3) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
4) регулирование градостроительной деятельности;
5) организация, управление и эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства;
6) привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан;
7) осуществление медицинской, фармацевтической деятельности;
8) осуществление деятельности в области обязательного медицинского страхования;
9) осуществление деятельности, связанной с разработкой, производством и оборотом медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, биологически активных добавок и специализированных продуктов питания для спортсменов;
10) осуществление деятельности, связанной с обработкой персональных данных;
11) осуществление деятельности в области физической культуры и спорта;
12) осуществление клинических исследований;
13) осуществление генно-инженерной деятельности;
14) осуществление образовательной деятельности;
15) обращение с твердыми коммунальными отходами.
Авторы законопроекта предлагают установить до 31 декабря 2025 года переходный период, в течение которого решаются вопросы организации функционирования федеральной территории «Сириус».
На первом этапе переходного периода планируется создание временной администрации федеральной территории, которой предстоит провести инвентаризацию и экспертную оценку земель и имущества, предполагаемых к передаче федеральной территории «Сириус», организовать подготовку генерального плана развития федеральной территории «Сириус», правил застройки и ландшафтной реконструкции федеральной территории «Сириус», проектов соответствующих соглашений о передаче полномочий с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, создать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, комиссию по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), а также до формирования органов публичной власти федеральной территории «Сириус» осуществлять иные полномочия, необходимые для обеспечения функционирования указанной территории.
Таким образом, управление федеральной территорией «Сириус» возлагается на органы публичной власти, аккумулирующие полномочия, которые в стандартном правовом режиме распределены между федеральными, региональными и местными органами власти (с некоторыми изъятиями). Экономическую основу ФТ «Сириус» по смыслу авторов законопроекта составят самостоятельный бюджет, имущество и имущественные права, в том числе передаваемые Российской Федерацией, Краснодарским краем, муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Как отмечают авторы законодательной инициативы, «принятие законопроекта будет способствовать созданию условий и механизмов для развития инновационной научно-технологической деятельности в федеральной территории «Сириус», реализации масштабных инфраструктурных проектов и формированию инвестиционной привлекательности федеральной территории «Сириус», расширению доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных образовательных, научных и научно-технических проектах».
Вполне возможно, что наделение статусом федеральной территории Сириуса можно считать пилотным проектом, и эта модель будет воспроизведена на иных территориях, учитывая, что практика наделения отдельных территорий особым правовым статусом, предусматривающим некоторую специфику организации публичной власти, не является чем-то диковинным для российской государственно-правовой действительности (взять, например, опыт организации местного самоуправления на территории закрытых административно-территориальных образований, наукоградов, приграничных территорий, инновационного центра «Сколково», территориях опережающего социально-экономического развития и т.д.).
Разделяй и властвуй: для чего нужны России федеральные территории?
Большинство жителей России проголосовали за поправки в Конституцию. Таким образом, граждане дали своё согласие на создание в стране федеральных территорий. Региональные депутаты считают, что закрепление этой поправки в Конституции убило надежду на децентрализацию власти.
О том, где могут появиться федеральные территории и для чего они нужны нашей стране, — в материале ForPost.
Нужная поправка
Федеральные территории — словосочетание, которое звучит в российском основном законе впервые. Сейчас Россия по Конституции состоит из 85 субъектов федерации: республик, краёв, областей, автономной области, округов и городов федерального значения — к ним относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в интервью «Интерфаксу» сообщил, что к федеральным территориям могут относиться объекты, земли в регионах, которые должны управляться особенным образом. Под особое управление могут попасть закрытые территориальные образования, регионы со стратегическими военными объектами.
Клишас подчеркнул, что федеральные территории будут регулироваться специальным законом.
«В весеннюю сессию соответствующего законопроекта точно не будет. У нас осталось две недели, затем депутаты уходят на каникулы. Я считаю, что это история не сегодняшнего дня. Это вопрос осени 2020 года или 2021 года. Когда текст законопроекта по федеральным территориям будет готовиться, мы его обсудим с регионами. Обострять какие-то ситуации не будем. Конечно, хочется, чтобы тексты законопроектов были тщательно подготовлены и согласованы», — сообщил ForPost председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Он отметил, что к федеральным территориям могут отнести закрытые объекты, на которых расположены атомные электростанции. Также речь может идти о военных объектах. Севастополь вряд ли подпадёт под критерии федеральной территории, несмотря на то, что здесь базируется Черноморский флот. По словам Крашенинникова, за Севастополем уже закреплён статус города федерального значения.
«Как это будет? Надо подождать. Нужно посмотреть, что нам предложит правительство. Скорее всего, там будут готовить соответствующий проект закона, а не члены рабочей группы. Конечно, будем ждать предложений и от регионов — это двухстороннее движение. Подчеркну, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий направлена на упорядочивание взаимоотношений между регионами и федеральным центром, на выделение денег, на прозрачность, чтобы обязательства выполнялись со всех сторон», — подчеркнул Крашенинников.
Взгляд из региона
Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш считает, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий — лишняя. В Красноярском крае может быть создано новое территориально-административное образование. Регион расположен в стратегической Арктической зоне. Здесь находится достаточно много важных для России промышленных объектов.
«Сейчас настолько всё прозрачно и подотчётно в части распределения бюджетных средств между регионами и федеральным центром, что нет смысла усовершенствовать данный механизм. Поэтому заявления о том, что федеральные территории нужны для прозрачного распределения бюджетных средств, — лукавство. Это излишняя норма по дополнительной централизации власти, не более того», — выразил своё мнение Кулеш в беседе с корреспондентом ForPost.
Он считает, что сейчас федеральный центр должен давать больше самостоятельности регионам. Создание федеральных территорий — движение в обратную сторону. Кулеш подчеркнул, что Конституция — документ прямого действия, из которого должно быть понятно, с чем жители страны столкнулись и как это работает. Он считает, что авторы поправок в основной документ страны пошли по другому пути: они сначала создали норму, а затем стали дополнять её законом.
«Практика показывает, что законы иногда норму в Конституции переворачивают с ног на голову. В итоге получается нечто иное, не то, что предполагали законотворцы и за что голосовали люди. Я предлагаю посмотреть и удивиться», — подчеркнул красноярский депутат.
Он уверен, что конфликтов внутри региона избежать не удастся. Не каждый губернатор захочет отдать часть области, края, республики под создание федеральной территории, где появится оператор, который будет не подотчётен и не подконтролен региональной власти.
В отличие от депутатов некоторые известные политологи пока очень осторожны в прогнозах, так как не знают, с чем столкнулись. Для них федеральные территории — «тёмный лес», отметили они в беседе с корреспондентом ForPost и попросили не указывать своих фамилий при подготовке материала.
Всё прозрачно и понятно
Член рабочей группы по поправкам в Конституцию, председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов считает, что страхи региональных депутатов и политологов беспочвенны. В беседе с корреспондентом ForPost Харитонов отметил, что решение о включении в основной документ страны понятия «федеральная территория» принималось исключительно в интересах государства. Оно поможет решить спорные вопросы с космодромом «Восточный», Крымом, защитить природные богатства страны.
Следовательно, если бы озеро Байкал было объявлено федеральной территорией, то не было бы возможным строительство китайского завода на его побережье. Остановить стройку в данном случае удалось только после одиночных пикетов шоумена Сергея Зверева, который решил защитить достояние России.
Ещё один плюс: федеральные территории — не подлежат отчуждению. При их создании коммуницируются возможности федерального центра с возможностями субъекта федерации.
Сторонники поправок в Конституцию задают резонный вопрос: «Может ли местное самоуправление в Якутии самостоятельно решить вопрос добычи национальных природных богатств?». Ответ очевиден — нет. Над алмазодобычей в Якутии должна работать вся страна. Следовательно, алмазные шахты якутского Мирного могут стать федеральной территорией.
Он считает, что сроки в данном вопросе — не ключевой момент. Основная задача — услышать мнения и получить предложения ото всех заинтересованных сторон. Дело, конечно, никто в долгий ящик откладывать не будет. До весенне-летней сессии 2021 года законодательство по федеральным территориям должно быть принято.
Плагиат ельцинской эпохи
Сегодня мало кто помнит, но в России уже пытались закрепить в Конституции понятие «федеральная территория». Такую попытку предприняли 12 ноября 1990 года, когда был принят первый проект Конституции.
В разделе 4 «Федеративное устройство» было сказано: «Российская Федерация состоит из национальных и региональных государственных образований, имеющих конституционно-правовой статус равноправных республик, а также федеральных территорий».
Этот проект Конституции был опубликован в газете «Аргументы и Факты» тиражом в 40 млн экземпляров. Однако он был отклонён из-за недовольства регионов. Позже статья была скорректирована. В новом проекте Конституции от весны 1991 года Российская Федерация уже состояла из национальных республик, земель и федеральных территорий.
«Тогда федеральными территориями считались субъекты федерации, которые ещё не готовы были приобрести статус республики. На данный момент в России есть некоторые отдалённые, малонаселённые субъекты федерации с отсутствием инфраструктуры и фактически собственной экономикой. Такие регионы должны управляться из федерального центра. Они имеют явный признак федеральных территорий», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost ответственный секретарь конституционной комиссии 1990-1993 гг., народный депутат 1990-1993 гг. Олег Румянцев.
Он подчеркнул, что в проекте Конституции весны 1991 года федеральная территория могла получить статус земли или республики, если региональным властям удавалось доказать федеральному центру свою финансовую состоятельность. Сменить статус можно было через референдум внутри региона. Существовал и обратный путь. Жители республики могли выйти с инициативой о присвоении ей статуса федеральной территории. Для этого также нужно было провести референдум.
Румянцев считает, что если регион не способен формировать собственный бюджет, собирать налоги, участвовать в формировании бюджета Российской Федерации, то он не должен быть самостоятельным. Единственно верный выход — управление данной территорией из Москвы.
Он считает, что нынешние законодатели пошли по верному пути, вернув в Конституцию федеральные территории. По мнению Румянцева, это очень живая конструкция, она повышает гибкость управления Российской Федерацией.
«Эта идея принадлежит конституционной комиссии РФ, сформированной в 1990 году. Почему-то нынешние власти об этом умолчали. Все механизмы уже прописаны, их просто нужно взять и претворить в жизнь», — уточнил Румянцев.
Федеральная территория «Сириус» (обзор проекта федерального закона)
Обновленная часть 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации предоставила федеральному центру право создавать на территории Российской Федерации публично-правовые образования с особым статусом – федеральные территории.
По смыслу внесенного депутатом П.В. Крашенинниковым и сенатором А.А. Клишасом проекта федерального закона № 1051718-7 федеральная территория «Сириус» – публично-правовое образование, имеющее общегосударственное стратегическое значение.
Цель создания ФТ «Сириус» – обеспечение комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.
Проектом закона устанавливаются пределы действия федеральных законов, иных нормативных правовых актов федерального уровня, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, что вполне логично, учитывая, что на территории образуемого публичного-правового образования концентрируется управленческая компетенция трех уровней власти. При этом, примечательно, что органы публичной власти федеральной территории «Сириус» вправе на основании соглашений передать органам государственной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края соответствующие их уровню полномочия.
Вопросы организации и функционирования федеральной территории «Сириус» предлагается подробно регламентировать в Уставе ФТ «Сириус».
Система органов публичной власти ФТ «Сириус«:
4) иные органы публичной власти федеральной территории «Сириус».
Совет федеральной территории «Сириус» формируется на 5 лет в составе 17 членов, из которых:
глава федеральной территории «Сириус», который входит в состав Совета федеральной территории по должности.
На членов Совета ФТ «Сириус» предлагается не распространять запрет на совмещение с государственными должностями Российской Федерации и Краснодарского края, должностями государственной гражданской службы Российской Федерации и Краснодарского края, а также на участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (при условии недопущения возникновения конфликта интересов).
Федеральные государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляют свои полномочия в ФТ «Сириус» в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Полномочия федеральных государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в федеральной территории «Сириус» могут осуществляться специально созданными территориальными органами или иными обособленными подразделениями.
Проект федерального закона о ФТ «Сириус» предусматривает возможность создания на территории публично-правового образования специальных правовых режимов в следующих сферах:
1) распространение и размещения рекламы;
2) техническое регулирование;
3) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
4) регулирование градостроительной деятельности;
5) организация, управление и эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства;
6) привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан;
7) осуществление медицинской, фармацевтической деятельности;
8) осуществление деятельности в области обязательного медицинского страхования;
9) осуществление деятельности, связанной с разработкой, производством и оборотом медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, биологически активных добавок и специализированных продуктов питания для спортсменов;
10) осуществление деятельности, связанной с обработкой персональных данных;
11) осуществление деятельности в области физической культуры и спорта;
12) осуществление клинических исследований;
13) осуществление генно-инженерной деятельности;
14) осуществление образовательной деятельности;
15) обращение с твердыми коммунальными отходами.
Авторы законопроекта предлагают установить до 31 декабря 2025 года переходный период, в течение которого решаются вопросы организации функционирования федеральной территории «Сириус».
На первом этапе переходного периода планируется создание временной администрации федеральной территории, которой предстоит провести инвентаризацию и экспертную оценку земель и имущества, предполагаемых к передаче федеральной территории «Сириус», организовать подготовку генерального плана развития федеральной территории «Сириус», правил застройки и ландшафтной реконструкции федеральной территории «Сириус», проектов соответствующих соглашений о передаче полномочий с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, создать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, комиссию по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), а также до формирования органов публичной власти федеральной территории «Сириус» осуществлять иные полномочия, необходимые для обеспечения функционирования указанной территории.
Таким образом, управление федеральной территорией «Сириус» возлагается на органы публичной власти, аккумулирующие полномочия, которые в стандартном правовом режиме распределены между федеральными, региональными и местными органами власти (с некоторыми изъятиями). Экономическую основу ФТ «Сириус» по смыслу авторов законопроекта составят самостоятельный бюджет, имущество и имущественные права, в том числе передаваемые Российской Федерацией, Краснодарским краем, муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Как отмечают авторы законодательной инициативы, «принятие законопроекта будет способствовать созданию условий и механизмов для развития инновационной научно-технологической деятельности в федеральной территории «Сириус», реализации масштабных инфраструктурных проектов и формированию инвестиционной привлекательности федеральной территории «Сириус», расширению доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных образовательных, научных и научно-технических проектах».
Вполне возможно, что наделение статусом федеральной территории Сириуса можно считать пилотным проектом, и эта модель будет воспроизведена на иных территориях, учитывая, что практика наделения отдельных территорий особым правовым статусом, предусматривающим некоторую специфику организации публичной власти, не является чем-то диковинным для российской государственно-правовой действительности (взять, например, опыт организации местного самоуправления на территории закрытых административно-территориальных образований, наукоградов, приграничных территорий, инновационного центра «Сколково», территориях опережающего социально-экономического развития и т.д.).


