для чего нужны каникулы детям
Лето — для отдыха или повторения? Мнения психолога, учителей и родителей
Нужно ли школьнику заниматься летом? Если ребёнок категорически не хочет слышать о занятиях — значит, забудет всё за лето? И как осилить список литературы? Вместе с экспертами образовательной платформы «Учи.ру», учителями и родителями мы проанализировали все за и против и предлагаем оптимальное решение для летних занятий.
Сначала — отдых
Каникулы нужны, чтобы ребёнок отдохнул, восстановился и набрался сил перед следующим учебным годом. Поэтому ребёнку любого возраста обязательно нужны хотя бы две-три недели ничегонеделания: высыпаться, гулять, смотреть мультфильмы, общаться с друзьями, играть в гаджеты. Задача родителей — чтобы к 1 сентября ребёнок подошел отдохнувшим и с желанием учиться.
Дети с нетерпением ждут каникулы, особенно летние — мечтают, как будут отдыхать и заниматься только любимыми делами. Если во время каникул целыми днями заниматься, ощущение отдыха быстро исчезнет. К тому же, нужно учитывать особенности прошедшего учебного года, когда детям пришлось учиться дома. Это значит, что родителям стоит придумать другие занятия, которые будут принципиально отличаться от школьных уроков и домашнего задания. Иначе вы рискуете отправить в следующий класс полностью перегоревшего ребёнка.
Светлана Блейхер, учитель младших классов: «Часто ученики, в особенности младшие школьники, после летних каникул долго втягиваются в процесс, забывают правила, теряют навыки. Поэтому некоторые родители и учителя считают, что летом нужно много заниматься. Однако проблема не в том, что ребёнок летом ничего не делал, а в несформированном умении учиться.
Детям нужно отдыхать, и интенсивные занятия летом могут негативно повлиять на отношение ребёнка к учебе
Конечно, совсем ничего не делать летом и только играть в компьютерные игры — плохо. Стоит как минимум читать книги, которые нравятся ребёнку, обсуждать сюжет, поступки героев — это поможет развивать речь и мышление. Также есть много учебных платформ для закрепления пройденного материала онлайн».
Елена Щеплова, менеджер по продукту «Учи.ру»: «Баланс между занятиями и отдыхом летом даже важнее, чем в остальное время. Ребёнку на каникулах хочется играть и гулять, а не заниматься учёбой, поэтому занятия должны быть дозированными и восприниматься как игра. На „Учи.ру“ можно найти много развивающих игр и принять участие в олимпиаде „Дино“, которая будет идти до 7 июля. Учёба в таком формате не будет сильно загружать ребёнка, но поможет не забыть всё, что было старательно выучено в классе».
Не обязательно школьные предметы
Если ребёнок нормально окончил год и его оценки не вызывают сомнений, вовсе не обязательно концентрироваться на школьной программе.
Алина Шур, семейный психотерапевт: «Всё зависит от задачи. Бывает, что ребёнка надо подтянуть по каким-то предметам и выучить то, что не успел в течение года. Если с оценками всё хорошо, можно заняться чем-то новым.
С 6–7 лет ведущая деятельность у детей — учебная и познавательная. Но если всё новое преподносить только в формате уроков, уставший за год ребёнок будет сопротивляться. Обучение всегда можно удачно встроить в обычную жизнь: это может быть поход в магазин со списком, когда ребёнку нужно посчитать расходы, или распределение карманных денег на неделю. Проект по окружающему миру можно делать, наблюдая за природой, погодой, насекомыми — записывать, зарисовывать, искать информацию в интернете. Это тоже учёба, но не за столом с тетрадью.
Переговоры и правильная мотивация
Если родители убеждены, что заниматься во время летних каникул обязательно, стоит обсудить это с ребёнком заранее. Самое обидное — внезапно услышать: «Ну-ка выключай компьютер и садись заниматься!» Это будет настоящим разочарованием, которая запомнится надолго. Лучше заранее договоритесь, сколько времени в неделю и какими предметами будете заниматься.
Алина Шур: «Чем младше ребёнок, тем меньше занятий. В первом-втором классе достаточно трёх раз в неделю, по 30–45 минут в день. Это будет не напряжённо, но достаточно эффективно. Договоритесь с ребёнком, выделите время и сохраняйте положительную мотивацию.
Отрицательная мотивация — это «если не сделаешь, гулять не пойдешь», положительная — «сделай и что-то получишь»
Создайте условия, когда ребёнку выгодно заниматься. Присуждайте звёзды за каждое выполненное задание, копите их и награждайте за успехи. Главное — не превращайте каждый день каникул в бесконечную ругань и слёзы: пусть ребёнок сам к чему-то стремится, а не убегает от наказания».
Екатерина Старостина, мама четвероклассницы: «Можно заниматься в разных направлениях: готовить ребёнка к следующему учебному году или придумывать творческие задания. Мне кажется, надо поддерживать математику, русский, письмо, чтение. Учителя часто жалуются, что если вообще не заниматься, дети за летние каникулы забывают, как писать.
Мы всегда занимаемся летом. У знакомых берём учебники по другим программам и находим в них что-нибудь новое и интересное. Английский повторяем по онлайн-урокам. Занимаемся периодически: сначала ребёнок пару недель отдыхает, потом несколько недель занимаемся, потом ещё отдыхаем и в конце каникул повторяем всё и готовимся к выходу в школу».
Александра Бугрова, мама второклассницы: «Заниматься, безусловно, нужно, особенно в начальной школе, чтобы пройденный материал не забылся и дальше было легче изучать программу. Но ни в коем случае нельзя перегружать, иначе желание заниматься пропадёт и школа будет вызывать лишь отвращение. Оптимальный вариант — когда обучение и игра идут параллельно».
Только интересные книжки
Основной проблемой часто становится список литературы. Откроем секрет: младшеклассники всё равно успеют прочитать обязательную литературу в течение учебного года. Поэтому для дошкольников и учеников младших классов главное — помочь полюбить книги и привить навык самостоятельного чтения. У старшеклассников в программе более объёмные произведения, и без летнего чтения всего не успеть.
Елена Хаипова, учитель русского языка и литературы: «Во-первых, родителям самим надо взять в руки книгу — ребёнок должен видеть, что книга может увлекать. Во-вторых, дайте право выбора, ведь ту же компьютерную игру ребёнок выбирает сам. Пусть ходит по книжному залу и рассчитывается на кассе. С этого шага начинаются его взрослые отношения с книгами и книжным магазином, детям это очень нравится.
Не надо никак комментировать выбор, если у вас подросток, — захочет, сам что-нибудь умное скажет
В-третьих, пусть побудет среди книг, особенно это любят малыши. Запишитесь в библиотеку, там есть современные книги. В-четвёртых, учите различать форму и содержание. Здесь опять лучший помощник — библиотека. Дети очень любят красочные издания, интерактивность и прочую начинку — теперь начните приучать их к дорогому содержанию. Дайте возможность полистать непрезентабельные книжки, найдите те, которые вы любили в детстве. Пусть задумаются, почему эти книги такие потрёпанные».
Алина Шур: «Чем вы гибче — тем лучше. Гибкий родитель говорит: „Выбери из списка литературы то, что тебе интересно, будем читать только это“. Это прекрасно! Ещё более гибкий родитель говорит: „Список будешь читать в учебном году, а летом — только то, что интересно“. Можно читать час перед сном, когда рядом нет телевизора и телефона. Читайте вслух, читайте вместе. Отведите его в книжный магазин, и ребёнок сам выберет книги, которые ему интересны. Не включайте зануду и не сравнивайте книжку про пиратов с условным Паустовским, который, конечно, интереснее писал про природу, — но не для ребёнка. Если вам важно, чтобы ребёнок втянулся в чтение, значит нужно разрешить ему читать летом не список учебной литературы, а то, что хочется».
Мультфильмы и фильмы на языке оригинала
Большинство родителей боятся, что за три месяца ребёнок полностью забудет иностранный язык. Отчасти это так, ведь язык без практики быстро выпадает из памяти.
Ирина Галич, учитель английского языка: «Я никогда не даю домашнее задание на каникулы, даже «по желанию»: мало у кого это желание возникнет, а если кто-то задание и выполнит, то скорее всего, по настоянию родителей. У детей сейчас множество возможностей, чтобы поддерживать язык во время каникул. Ученикам младших классов я бы советовала читать короткие рассказы на языке оригинала. Длинные можно предлагать уже детям старших классов, а младшеклассникам нужны истории, где конец близок, иначе будет неинтересно. Выбирайте книги для чтения своего уровня, не берите более сложные вещи — в книге должно быть около 10% незнакомых слов. Можно иногда заглядывать в словарь, но не работать над книгой со словарем: через 10 минут такого чтения ребёнок устанет, потеряет интерес и больше эту книгу не откроет.
И, конечно, мультфильмы и фильмы на языке оригинала. Я всегда советую смотреть с английскими субтитрами, чтобы и слышать, и видеть одновременно. Не зацикливайтесь на грамматике: во время уроков учителя делают на ней акцент, и дети ещё много раз будут её повторять. Пополняйте словарный запас, слушайте носителей и получайте от иностранного языка удовольствие».
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
Зачем ребенку нужны каникулы
Для детей лето – это долгожданный праздник, когда нет строго расписания, не нужно рано вставать, а по вечерам готовиться к урокам. Три месяца вольной жизни, прогулок на свежем воздухе, встреч с друзьями, поездок и путешествий.
Многие родители понимают важность полноценного отдыха для перегруженных всяческими занятиями детей. Но все равно опасаются, что ребенок слишком расслабится и забудет то, что знал. А так как на каникулах у детей появляется очень много свободного времени, то у мамы возникает соблазн использовать его с пользой и по делу.
Стоит ли заниматься во время каникул, подтягивать предметы, и какая самая важная задача летнего отдыха для ребенка, рассказывает психолог Юлия Гусева.
Каникулы
Каникулы! Заветное слово для всех школьников и большинства родителей. Действительно, дети ждут летних каникул точно так же, как их ждали когда-то их родители, а до этого бабушки и дедушки. А вот что с родителями?
Да, с одной стороны радость: не нужно больше вместе с ребенком учить вечерами уроки, не нужно возить его на дополнительные занятия. А с другой стороны, не забудет ли все, что знал за три месяца? Чем будет заниматься? Родители часто думают, что если не занять ребенка как следует, то он целыми днями будет играть в компьютерные игры или смотреть фильмы. Как же быть? Отправить в лагерь? Но родители беспокоятся, что и там дети много времени играют в телефон, а без телефона совсем (то есть без связи) отправлять в лагерь не хочется… Может быть, записать на курсы иностранного языка или отправить в языковой лагерь?
Зачем вообще нужны каникулы? Основная функция каникул или отпуска – это восстановление организма от того напряжения, которое накопилось за целый учебный или рабочий год. Учебный год – это время, когда у ребенка много обязанностей, которые нельзя не выполнить. Каждый день нужно идти в школу, учить уроки и жить по расписанию. Это стрессовая ситуация для организма.
А давайте, дорогие родители, проведем небольшой эксперимент. Попробуем «прочувствовать» каникулы на себе. Представьте себе, что с завтрашнего дня у вас отпуск. А теперь закройте глаза и подумайте, что вы хотите делать. Когда я предлагала такой эксперимент взрослым, то получала разные ответы. Кто-то хотел почитать, кто-то разобрать завалы в шкафах, кто-то позаниматься хобби. То есть взрослые хотели сделать то, что не успевают сделать в обычное время, до чего «руки не доходили». Они хотели удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются полностью вне отпуска. Это один момент. А еще взрослые хотели получить пару дней передышки. Не то чтобы они хотели лежать целый день на диване, а важно было просто перестроиться на отдых.
В младшем школьном возрасте детям очень важно играть, общаться с родителями и другими детьми, в среднем и старшем на первый план выступает потребность общения со сверстниками. Именно эти потребности, к сожалению, нередко не удовлетворяются во время учебного года. А неудовлетворенные потребности приводят к напряжению, к стрессу. Получается, чтобы не создать ребенку еще большую стрессовую ситуацию во время каникул, мы должны обеспечить ему возможность играть и общаться с другими детьми.
А как же занятия? Стоит ли заниматься во время каникул? Бывает, что родители за каникулы стараются решить те проблемы, которые накопились за год. Например, подтянуть математику (физику, английский). В дом приходит репетитор и… прощай вольная жизнь. Казалось бы, занимается ребенок всего-то час в день, да уроков зададут часа на два. Остальное время – отдых. Но тогда снова подступает стресс. Потому что снова жизнь по расписанию, снова обязанности (уроки). И тогда напряжение не уходит во время каникул, оно остается, и в новый учебный год вступает неотдохнувший ребенок…
Важно обеспечить максимально активный отдых ребенку: велосипед, роликовые коньки, волейбол, футбол, городки и т.д. За учебный год стресс накопился в том числе и за счет малой подвижности ребенка. Увы, дети недостаточно гуляют, мало двигаются. Давайте исправлять эту ситуацию летом. Ходите с детьми в походы, просто в лес за грибами или ягодами, катайтесь на велосипеде, сплавляйтесь по реке на лодке. Летом можно научиться многим вещам: ставить палатку, разжигать костер, готовить еду на костре, грести веслами, варить варенье, выращивать овощи на огороде и многое другое. И самое главное, что это полноценное общение родителей и детей.
А как же заниматься? Я бы предложила повнимательнее отнестись к потребностям ребенка и подумать о том, какие потребности ребенка не были удовлетворены во время учебного года и каким образом их можно удовлетворить с пользой. Приведу такой пример. В течение года ребенок-первоклассник хотел заниматься рисованием. К сожалению, такой возможности не было из-за плотного графика. Однако в первый день каникул мама подарила ему очень хорошую книгу – самоучитель по рисованию. В книге были приведены уроки, где пошагово объяснялось, как нужно рисовать. Ребенок с удовольствием начал рисовать, при этом читать объяснения. Полезное занятие? Очень! Развиваются пространственные представления, ребенок изучает пропорции, перспективу, задумывается о свойствах предметов и многое-многое другое.
Постарайтесь обеспечить ребенку возможность заниматься теми занятиями, которыми он хотел заниматься во время учебного года! Это может быть лепка, конструирование, выпиливание, вязание и т.д. Кто-то сделает скворечник, а кто-то научится печь пирог. А ведь чтобы испечь пирог, младшеклассник сначала должен прочесть рецепт (вот и занятие чтением), отмерить все необходимые ингредиенты (математика), следить за процессом. А скворечник? Нужно прочесть инструкцию, все отмерить-посчитать. Чем не развитие?
Вернемся же к занятиям. Если вы еще планируете заниматься с ребенком математикой, прошу вас сначала посмотреть (или вспомнить) новый мультфильм, который вышел в прошлом году, – «Маленький принц». Когда я смотрела этот мультфильм, а было это как раз на зимних каникулах, меня поразило расписание, которое мама составила для дочери на каникулы. Расписание, в котором играм с подругой отводилось полчаса в неделю и только со следующего года. А доска с фишечками пугает меня до сих пор, когда я ее вспоминаю. Посмотрите этот мультик. Он не только про маленького принца. Он про всю нашу жизнь. Про общение и отношения, про радость и печаль, про полноту жизни и ее пустоту, про достижения и мотивацию.
Каникулы очень важны. Как и отпуск. Просто многие взрослые не умеют полноценно отдыхать. Начните с себя. Проведите отпуск полноценно. Научившись отдыхать сами, вы научите отдыхать детей. Хороших каникул!
За и против: нужно ли детям заниматься на каникулах
Детям в каникулы хочется отдыхать – это нормально. Родители школьников волнуются, не забудут ли те за три месяца материал прошлого года. И это тоже нормально. Отдыхать или повторять пройденное? Об этом в своей колонке рассуждает журналист и мама четверых детей Анна Кудрявская-Панина.
Фото: depositphotos/ halfpoint
Случайно увидев в ленте фейсбука пост приятельницы, решающей извечную родительскую проблему «каникулы для отдыха или для повторения пройденного», я сначала ответила на ее вопрос, а потом подумала: «Господи, как хорошо, что мне не надо сейчас об этом думать». Старшая парочка моих детей давно вышла из школьного возраста, а младшая еще нескоро в него войдет. Хотя. Четыре года – это не так уж и нескоро. Пора, наверное, освежать свои представления об этом долгом отрезке детско-родительской жизни.
У моей приятельницы двое детей. Старший – подросток, почти выпускник. Младший окончил первый класс. И вот – знакомая история – младшему в школе дали на лето список книг и велели периодически повторять состав числа 20. Кто-то из родителей, следуя рекомендациям, занимается по пятнадцать минут в день, кто-то наплевал. Приятельница купила специальные тетрадки, чтобы самой не придумывать примеры. Предложила сыну позаниматься, на что получила резонное: «А как же каникулы?»
И действительно, а как же каникулы?
В детстве я очень любила читать. Поэтому список литературы на летние каникулы меня никогда не расстраивал, наоборот, всегда ждала его с нетерпением. Конечно, разные книги вызывали разный интерес, не все мне нравились. А к старшей школе уже утомляли и объемы читательской обязаловки. Ну кто из нас не пролистывал неинтересные сцены в «Войне и мире» или описания природы на несколько страниц? Сейчас бы я, кстати, с удовольствием к ним вернулась.
Но чтение мне всегда приносило удовольствие. К тому же это было узнавание нового, а не повторение старого материала. Этим я точно никогда не занималась. Мне вполне хватало сентября, в первые недели которого мы с учителями неизменно бегло повторяли пройденное в прошлом году. И забытое вспоминалось, а на него быстро нанизывались уже новые знания. Конечно, я не во всем разбиралась блестяще, и не все давалось одинаково легко. Но тратить каникулярное время на учебу – ну уж дудки.
И старших детей я никогда не заставляла заниматься летом и что-то повторять из пройденного. Единственное, что меня расстраивало, так это то, что сын ничего не читал летом, зато дочь делала это с удовольствием. Говорить про то, что все дети разные, – банально ровно настолько, насколько и справедливо. Но это главное, от чего стоит отталкиваться, на мой взгляд, задумываясь о летних занятиях для маленьких и не очень школьников. А еще вот от чего.
Вот вы подумали: ничего же страшного по 10–15 минут в день порешать примеры. Ну да, ничего. Но. Спросите себя – зачем? Забудет состав числа 20, если этого не делать? Может забыть, да. Но что с того? Да ничего. Осенью вспомнит.
Или второй вариант. Ничего же страшного пятнадцать минут в день решать примеры. Зачем? Он сам этого хочет, ему нравится. Да пожалуйста, пусть занимается!
То есть для меня все просто: если ребенок сам хочет заниматься, неважно чем: чтением или решением примеров и задач, – пусть делает это. Если уж учеба в каникулы, то она должна быть в удовольствие. Нашим детям, как и нам, и без того многое приходится делать без удовольствия, по необходимости. Лишать семилетнего ребенка радости ничегонеделанья еще и в каникулы – по мне, так чистой воды садизм.
Авторитет для многих родителей – доктор Комаровский – со мной согласен, ну или я с ним, как угодно. Он тоже считает, что школьники летом должны отдыхать.
Но не все родители с этим согласны. Все зависит от того, какая у вас цель, говорят они. И да, действительно есть родители, и их немало, которые считают, что ребенка нужно с младенчества развивать. Как-то дополнительно, особенно не так, как задумано природой. Так, как будто с рождения их готовят к поступлению в МГУ или МГИМО.
Фото: depositphotos/ Lopolo
Часто страдают этим родители, сами бывшие отличники и медалисты или – наоборот – те, кто учился в школе из рук вон. В общем, те, кто связывает успех или неуспех в жизни с количеством часов, проведенных за учебой.
Кто-то считает, что современные дети «более продвинутые», и им не трудно позаниматься и летом. Кто-то уверен, что «повторенье – мать ученья», а школьные каникулы в России чуть ли не самые длинные в мире. С другой стороны, первый месяц учебы практически всегда отводится как раз на восстановление забытого за лето.
Если даже представить, что ребенку не так уж и трудно позаниматься пятнадцать минут в день, то если он этого не хочет, если нет мотивации, то трудно точно будет его родителям, потому что именно им придется уговаривать, напоминать, заставлять. И стоит ли тратить на это силы и нервы, если в отношении учебы ничегонеделанье летом вовсе не страшно? Если только вы не считаете критически важным для семилетнего ребенка всегда помнить состав числа 20.
Это то, что ребенок может возненавидеть и помнить потом если не всю жизнь, то очень-очень долго.
Есть еще один нюанс, на который я бы обратила внимание. Как учится ваш ребенок? Если он учится с охотой и в удовольствие, он либо сам захочет позаниматься летом, либо с радостью повторит забытое в сентябре. То есть ему просто не нужны летние занятия. Если он учится так себе, если даже среди учебного года приходится его мотивировать на учебу, то стоит ли растить невротика и переносить учебную рутину еще и на каникулы?
И если вернуться к цели, которую вы преследуете в глобальном смысле, то, ответив себе на этот вопрос, вы найдете ответ и на другой. И если ваша цель в том, чтобы ребенок просто был счастлив, забудьте о занятиях летом.
Я вижу прекрасный выход для тех родителей, которых гложет чувство вины по этому поводу (поверьте, если вы родитель, вина вас найдет так или иначе, даже если вы все делаете образцово-идеально): купите несколько сборников упражнений по возрасту, пусть лежат на виду, если ребенку это станет интересно, он сам их возьмет и будет заниматься. Но это будет его решение, его желание и его воля. И еще, не заставляйте читать, не читайте вслух, если ребенок не хочет. Просто читайте сами. То, что любите вы. Родитель с книгой, над которой он смеется или грустит, которую он увлеченно читает, отложив дела, – лучшая мотивация, чем родитель, нудящий над ухом о пользе и необходимости чтения.
Всегда можно найти, что и как развить. Можно играть в города и так учить географию, можно смотреть фильмы на иностранном языке, можно вести домашнюю бухгалтерию, привлекая школьника, записывать главные впечатления дня, ходить в музеи или в лес за грибами, на исторические реконструкции и так далее, и так далее. Но это немного сложнее, чем заставить посидеть ребенка над упражнениями и задачками пятнадцать минут в день. Потому что вам самим придется вложиться в такие занятия.
Моя знакомая в итоге, вспомнив собственное детство и согласившись с авторитетными педиатрами, решила оставить младшему сыну на лето только чтение. Подумаешь, забудет состав числа 20. Зато у него – целых три месяца свободы и наслаждения самым прекрасным «бонусом» детства – полной беззаботностью. Ну а тетрадки с заданиями всегда у мамы под рукой. Если захочет – попросит сам.
Когда начинаются осенние каникулы в школе
Очень трудно встретить школьника, который бы любил школу из-за занятий. Многие любят ее именно за то, что в школе можно пообщаться с одноклассниками, со старшими друзьями, набраться опыта в спортивных занятиях, и, конечно же, школу любят именно за каникулы. Когда начинаются осенние каникулы в школе – вопрос, который интересует не только школьников, но и их родителей. Уже хочется посидеть дома, отдохнуть от этой школьной мишуры, даже если каникулы занимают только одну неделю.
Особенности каникул
На сегодняшний день любое учебное заведение РФ может подобрать для себя оптимальный вариант каникул, чаще всего они попадают на последнюю неделю октября и на первую неделю ноября. Каникулы длятся 9 дней, учитывая выходные дни. Этого вполне достаточно, чтобы отдохнуть от повседневной учебной жизни, соскучиться по друзьям и одноклассникам, а также захотеть возвращаться в школу.
В этом году осенние каникулы уже закончились, дети с новыми силами выходят на обучение, горят желанием получать образование и радовать не только родителей, но еще и учителей. Стоит также отметить, что для первоклассников в некоторых странах существуют определенные облегчения, малыши могут выходить на дополнительные каникулы, чтобы пройти быстрейшую адаптацию к получению новых знаний.
Особенности каникул для школьников
Во всех странах каникулы создаются, исходя из следующих аспектов:
Директорат сегодня имеет право самостоятельно решать, в какое время детям нужно идти на каникулы, сколько они будут длиться и когда. По статистике, учебный процесс длится 271 день, из них 90 дней должно обязательно отводиться на отдых и восстановление умственной деятельности каждого ребенка, независимо от того, начальные классы или выпускные.
Дополнительная информация о каникулах
Не стоит забывать, что впереди нас ожидает холодная и неприятная зима с большими морозами, которая и создает детям дополнительные каникулы. Помимо осенних и зимних каникул, в это время могут наблюдаться незапланированные выходные. Каникулами их назвать сложно, потому что, как правило, такие выходные занимают 3-4 дня, до возобновления оптимальной погоды для получения образования.
Чаще всего такие каникулы наблюдаются именно в начале декабря, когда после приятной осени начинаются сильные и невыносимые морозы. Детям объявляется карантин, который не имеет четкого графика появления и окончания. Все зависит от погодных условий.
Зачем ребенку нужны каникулы?
Независимо от возраста, ребенок в школе получает достаточно большую мозговую нагрузку, и не всегда выходные тратятся на отдых. Очень часто современное образование полностью заполняет выходные детей обучением, не давая им времени спокойно отдохнуть, сменить умственную работу на физическую, погулять с друзьями. Именно поэтому родители время от времени должны по необходимости сами создавать для своего малыша однодневные выходные или недельный карантин, если в этом возникает потребность.
Психологи говорят, что для школьников отдых играет не меньшую роль, чем обучение. В силу своего возраста, ребенок должен стараться всесторонне развиваться, изучать что-то новое для себя, которое не входит в рамки образования. Если ваш ребенок тоже нуждается в таких перерывах между обучением и школой, позволяйте ему это делать, не ожидая кратковременных плановых каникул. Детство одно, и получать новые знания и умения можно не только от школьной программы, но еще и от самостоятельного развития, которым дети занимаются в свободное время от школы.













