для чего нужны литературные премии
Компью А рт

Наталия Янкова,
председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент
В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.
В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социальнообщественные процессы в России и мире.
Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.
Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.
Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.
Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992м.
«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».
«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.
«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.
Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.
Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиаркампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.
Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научнопопулярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научнопопулярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.
Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения всетаки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.
Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шортлистов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.
Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)
Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.
Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шортлистов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по какимто, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.
Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шортлисты; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.
Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — изза политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».
Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.
Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гогольцентром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.
Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг.
Кто и как получает литературные премии?
На примерах международных премий рассказываем, какими правилами руководствуется жюри при выборе лучшей книги, зачем нужны длинные и короткие списки и как обстоит ситуация с премиями в Казахстане.
При рассказе об авторе или книге в своих книжных подборках мы часто упоминаем, какой наградой или премией было отмечено произведение. Но не всегда понятно, что это значит — писатель-лауреат или книга в шорт-листе.
Разбираемся, каким образом устроены премии в книжном мире и зачем они нужны.
Когда и как появились первые литературные премии?
Традиция вручать награды за литературные произведения появилась еще в античности, когда древние греки вручали награды авторам трагических и комических пьес во время Дионисии — праздника в честь бога Диониса в Афинах.
Несколько дней фестиваля были посвящены постановкам трагических пьес, когда каждый из трех драматургов представлял свой набор из трех трагедий и одной сатирической пьесы. Большинство дошедших до нас греческих трагедий, включая трагедии Эсхила, Еврипида и Софокла, были исполнены в театре Диониса. Завоевать комедийную премию считалось большой честью, несмотря на убеждение, что комедии имеют второстепенное значение. Победившие драматурги получали в качестве награды венок из плюща.
Также известны Цветочные Игры в Каталонии и Валенсии, отсылающие к французским литературным состязаниям, которые проводила Академия Флоралий в Tулузе. Они проводились с 1323 по 1484 год и назывались Играми Неунывающей Науки, так как в Средневековье «Радостной Наукой» называлась поэзия.
В такие дни на месте проведения игр собирались трубадуры и поэты со всего королевства. Через несколько лет Игры обосновались в Барселоне, где под покровительством монархов проводились до конца XV века. Участники могли претендовать на награды в трёх конкурсных программах: Живой Цветок, или премия чести, вручалась за лучшую любовную поэму, Золотая Роза — за лучшую патриотическую поэму и Серебряная Фиалка — за лучшую религиозную поэму.
Какие литературные премии — самые престижные?
Большинство современных престижных премий были основаны в начале ХХ века. Старейшие премии Великобритании — Мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка и Готорнденская премия — появились в 1919 году, Пулитцеровская премия в США — в 1917 году, а Гонкуровская премия во Франции — в 1903 году.
Во второй половине ХХ века стали появляться и другие премии, востребованные читательской аудиторией. Среди их них — Букеровская премия, учрежденная в 1969 году в Великобритании.
Главная награда в области литературы — Нобелевская премия —присуждается с 1901 года наряду с четырьмя другими направлениями, среди которых физика, химия, медицина и премия мира.
По какому принципу вручают премии?
У нобелевского жюри есть устав — работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству, при этом произведение должно предоставлять это благо в «идеалистическом направлении». Такие ориентиры и правила есть у каждой премии.
Например, главная цель премии ФИКШН35 — широкое открытое обсуждение произведений молодых писателей, задача премии «Просветитель» — поддержка ученых и научных журналистов, рассказающих о новейших открытиях и исследованиях, а Women’s Prize For Fiction — поощрение женщин-писательниц, пишущих на английском языке.
Также важной деталью является то, что разные премии присуждаются за разные творческие заслуги. Если Пулитцеровскую премию вручают автору за определенную работу — роман или произведение, то Нобелевскую присуждают за совокупность творческого пути автора, а не за конкретную книгу или публикацию.
Зачем нужны короткие и длинные списки и кто их отбирает?
Большинство премий в течение литературного сезона, который длится с середины весны по декабрь, публикуют лонг- и шорт-листы. Это отбор, в котором длинный список сокращается чаще всего вдвое, далее из короткого списка выбирается победитель.
Система со списками премий порождает интерес аудитории и открывает пространство для дискуссий. Между объявлением длинного и короткого списка читатели успевают познакомиться с претендентами сами, а далее начинают свое обсуждение, выражают предположения, хвалят или наоборот ругают выборку.
Премия «НОС» построила свою уникальность на том, как проходит процесс определения победителя: финалисты и лауреаты премии определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики.
Списки влияют и на продажи. Нередко в книжных магазинах можно встретить отдельные выкладки с книгами из лонг- или шорт-листа определенной литературной премии. Кроме того, длительный и показательный процесс выбора книги-лауреата подогревает интерес к премии и помогает ей оставаться на слуху.
Определяющими людьми в выборе длинных, коротких списков и победителей остаются члены жюри и экспертных советов.
Cтремясь к максимальной объективности, премии часто формируют два жюри: первое — многочисленное — отбирает шорт-лист, например, в «Большой книге» жюри включает около ста человек. На финальном этапе несколько экспертов выбирают из него победителя. А в состав жюри другой премии — «Ясная Поляна» — входят известные российские писатели, критики и общественные деятели. Их авторитет призван обеспечить высокую экспертизу премии. Также у премии «Ясная Поляна» есть специальный приз «Выбор читателей», который определяется интернет-голосованием.
Влияют ли премии на количество продаж?
В 2015 году, когда Светлане Алексиевич вручили Нобелевскую премию по литературе, продажи ее книг выросли почти в шесть раз. Дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» после победы в «Большой книге» напечатали тиражом 117 тыс. экземпляров, когда первое издание книги имело тираж всего 3 тыс. экземпляров. А роман «Лавр» Евгения Водолазкина стали покупать в четыре раза чаще.
В англоязычном мире Букеровская премия неизменно вызывает взрывной рост продаж книги-победителя. В 2010 году продажи победителя «Вопроса Финклера» Говарда Джейкобсона выросли более чем в 20 раз — с 627 экземпляров за неделю до присуждения премии до 12 650 после. Похожая ситуация наблюдается и в последующие годы. В 2011 году продажи романа-победителя «Предчувствие конца» Джулиана Барнса увеличились в 7 раз — с 2 535 экземпляров до 14 534.
Есть ли смысл в литературных премиях сегодня?
Основная цель премий — найти и поощрить авторов, которые внесли вклад в художественную культуру и привлекли читательское внимание. Премии нужны и книжному рынку: они подогревают интерес к книгам и стимулируют спрос среди покупателей. Читателям премии помогают сориентироваться в огромном мире современной литературы, а издательствам — понять, с кем надо подписывать контракты.
Тем не менее литературный критик Галина Юзефович утверждает, что сегодня литературные премии теряют свою значимость и влияние на книжном рынке.
По ее мнению, премии — порождение эпохи, когда все люди читали более-менее одинаково, когда существовало представление, что есть универсальные главные книги, который должен прочесть каждый. Люди следили за литературными премиями для того, чтобы знать, что читают все. В последнее десятилетие эта концепция рушится. Премии больше не является реальным отражением читательских предпочтений.
Переводчица и критик Анастасия Завозова говорит, что у книжной премии осталась одна важная функция — история праздника для читателей. Крупная литературная премия — повод читающим людям сплотиться и поговорить о книгах.
Что с премиями в Казахстане?
Сегодня в Казахстане не так много литературных премий. Среди них — государственная премия «Алтын тобылғы», нацеленная на поддержку, развитие и популяризацию современной казахстанской художественной литературы. В 2020 году литературная премия присуждается в номинациях «Лучшая проза года», «Лучшая поэзия года», «Лучшая драматургия года», «Лучшее детское произведение года» и специальной номинации.
Одна из немногих независимых литературных премий в стране — «Алтын қалам» — впервые была проведена в 2010 году в номинациях: «Проза года», «Поэзия года», «Научное издание года», «Деловое издание года», «Детская книга года», «Блогомания» и «Литературный перевод года». В конкурсе также были учреждены отдельные номинации: «Лучшая полиграфия года», «За достижения в области казахстанской литературы».
Часто казахстанские писатели попадают в шорт-листы зарубежных, чаще российских премий, нежели отечественных. В прошлом году казахстанская писательница Малика Атей стала финалисткой премии «Лицей», а пьесы Ольги Малышевой «База» и Нурайны Сатпаевой «Молчание баранов» вошли в лонг-лист драматургического конкурса «Большая ремарка-2019».
Из-за того, что в стране нет литературных премий и конкурсов, авторам и читательской аудитории сложно находить друг друга, а за неимением финансовой и информационной поддержки молодым литераторам приходится начинать и развивать карьеру вне Казахстана.
Для чего нужны литературные премии
Иосиф Бродский, Нил Гейман, Туве Янссон. А ещё: Альбер Камю, Ольга Токарчук, Арундати Рой и Марсель Пруст. И конечно: Айзек Азимов, Боб Дилан и Кармен-Мария Мачадо. Все эти люди (и много других) когда-то стали лауреатами литературных премий. От именитого «Нобеля» — до озорной «Небьюлы».
Мы заглянули в историю и сделали краткий обзор таких премий. Это оказалось жуть как интересно и очень познавательно.
Зачем читать про премии?
Литературные премии сегодня — явление довольно условное. Выбирая книгу, вы вряд ли интересуетесь тем, получил ли автор своего «Букера» или «Пулитцера». Скорее вы заглянете к любимому блогеру и почитаете его отзывы. Однако когда-то премии придавали многим книгам внушительный вес.
Зачем следить и читать про премии сегодня? Интереса ради. Если вы наблюдаете за современными авторами, то порой премии частично отражают современную повестку. А если любите заглядывать в прошлое, то премии позволяют совершить интересное путешествие и посмотреть на произведения, которые были отмечены нашими предшественниками.
Нобелевская премия по литературе, Швеция
Наиболее значимая награда за достижения в области литературы. Проходит каждый год. Медаль, которой награждают лауреатов, была разработана гравером Эриком Линдбергом. На ее реверсе изображен поэт и надпись на латыни: Inventas vitam juvat excoluisse per artes — «Изобретение делает жизнь лучше, а искусство — прекраснее». Призовой фонд — 10 миллионов крон (около 1 млн. долларов США).
Лауреаты:
Гонкуровская премия, Франция
Самая престижная литературная премия Франции за лучший роман. Впервые присужденная в 1902 году. Размер премии — 10 евро. Может быть присуждена автору только раз в жизни. Исключение — писатель Ромен Гари. Первый раз он стал лауреатом в 1956 году, а 19 лет спустя вновь удостоился премии под именем Эмиля Ажара.
Лауреаты:
Премия Сервантеса
Премия «Мигель де Сервантес» названа в честь автора «Дон Кихота». Присуждается премия ныне живущему испаноязычному автору. В литературных кругах Испании премию Сервантеса часто именуют Нобелевской. Вручает её сам Король Испании. Призовой фонд премии — 90 тысяч евро.
Лауреаты:
Пулитцеровская премия по литературе
Одна из престижнейших американских наград в литературной, журналистской, а также музыкальной и театральной областях. C 1942 г. премия присуждается и в области фотожурналистики. Учреждена премия была Джозефом Пулитцером — американским газетным магнатом. Призовой фонд — 10 тысяч долларов.
Лауреаты:
Букеровская премия
Одна из самых престижных наград в мире английской литературы. С 2014 года премия вручается за роман, написанный на английском, вне зависимости от гражданства автора. Призовой фонд — 50 тысяч фунтов стерлингов. Спонсор премии — компания Man Group, потому полное официальное название премии The Man Booker Prize.
Лауреаты:
Салман Рушди, «Дети полуночи» (1981)
Арундати Рой, «Бог мелочей» (1997)
Джулиан Барнс, «Предчувствие конца» (2011)
Марлон Джеймс, «Краткая история семи убийств» (2015)
Маргарет Этвуд, «Заветы»; Бернардин Эваристо «Девушка, женщина, всё остальное» (2019)
Международная Букеровская премия
Международная литературная премия, созданная в 2005 году как дополнение к Букеровской премии. Вручается за литературное произведение, переведенное на английский язык и изданное в Великобритании. Размер премии — 50 000 фунтов стерлингов, которые делятся поровну между автором и переводчиком книги.
Лауреаты:
Хан Ган, Дебора Смит (переводчик), «Вегетарианка» (2016)
Дэвид Гроссман, Джессика Коэн (переводчик), «Как-то лошадь входит в бар» (2017)
Ольга Токарчук, Джениффер Крофт (переводчик), «Бегуны» (2018)
Джоха аль-Харти, Мэрилин Бут (переводчик), Celestial Bodies (2019)
Дублинская литературная премия, Ирландия
Считается не только одной из самых крупных (призовой фонд — 100 тысяч евро), но и самой демократичной премией в мире, поскольку претендовать на неё может писатель любой национальности из любой страны. Обязательна публикация книги на английском. Если книга изначально издана на другом языке, 25 % премии получает её переводчик. В 2010 году на премию претендовали 156 авторов из 46 стран.
Лауреаты:
Мишель Уэльбек, «Элементарные частицы» (2002)
Орхан Памук, «Меня зовут Красный» (2003)
Эдвард П. Джонс, «Изведанный мир» (2005)
Эмили Рускович, «Айдахо» (2019)
Анна Бернс, «Молочник» (2020)
Премия «Хьюго» за лучший роман
Самая престижная премия в области научной фантастики. Вручается с 1953 года. Считается «читательской», так как отбор лауреатов премии Хьюго происходит по результатам голосования зарегистрированных участников Worldcon — Всемирных конвентов любителей фантастики. Лауреатам вручается статуэтка, на которой запечатлена взлетающая ракета.
Лауреаты:
Роберт Хайнлайн,”Звёздный десант” (1960)
Айзек Азимов, «Академия на краю гибели» (1983)
Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и Кубок огня» (2001)
Сюзанна Кларк, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (2005)
Майкл Шейбон, «Союз еврейских полисменов» (2008)
Международная премия имени Х.К. Андерсена
Раз в два года, в день рождения одного из лучших сказочников всех времен и народов, Ганса-Христиана Андерсена, проходит церемония награждения лучшего детского писателя, а с 1966 года — и лучшего иллюстратора детских книг. Победители получают золотые медали с изображением профиля Андерсена и дипломы. Денежного эквивалента премии не существует.
Лауреаты:
Джанни Родари (1970)
Нахоко Уэхаси (2014)
Жаклин Вудсон (2020)
Премия «Небьюла» за фантастический роман
Организована союзом писателей-фантастов США. Присуждается с 1965 года за произведения, написанные в жанре научной фантастики, а также за активную деятельность в этой области. Призовой фонд —
Лауреаты:
Премия памяти Астрид Линдгрен
Основана в 2002 году в память о талантливой писательнице. Вручается не только писателям и иллюстраторам, а также организациям, популяризирующим чтение среди детей и подростков, и дикторам электронных книг. Не имеет значения язык, на котором работает номинант, и его национальность. Призовой фонд — 5 млн. шведских крон (500 000 евро).
Лауреаты:
Книжный Оскар Уайльд
Сегодня есть премии, которые учреждают различные компании. У МИФа тоже есть такая — «Книжный Оскар Уайльд». Победителей определяет читательское голосование. Вместе с шеф-редакторами мы составляем шорт-листы и выдаем их на суд читателей. А дальше — всё решаете вы.
Лауреаты:
Прямо сейчас проходит вторая церемония «Книжного Оскара Уайльда». В этом году у нас новые номинации — блогеры и независимые книжные. Проект набирает обороты и становится шире. Вы можете голосовать за своих фаворитов до 26 апреля.














