для чего нужны отдельные части цветка плода
Строение цветка — схема, главные части, биологическое значение
Цветущие растения – украшение нашей планеты, а строение цветка — самое настоящее чудо, знание которого позволяет понять многие процессы, происходящие в природе. Цветки отличаются друг от друга формой, цветом, размером, ароматом, но есть у них и очень много общего.
Зачем нужен цветок?
Порой кажется, что единственное назначение цветка – быть красивым и радовать глаз. Однако самому растению этот орган служит для размножения, причем образуется он не у всех растений, а только у тех, которые называют покрытосеменными. Это побег, у которого есть функции полового и бесполого размножения. Цветки могут быть одиночными, но чаще встречаются соцветия.
Волшебные круги — схема строения
Рассмотрев раскрывшийся цветок, вы легко увидите, что состоит он из нескольких кругов:
Важно! Это – самая распространенная схема, но в природе встречаются цветки, у которых отсутствуют те или иные элементы, или несколько частей срослись в одну.
Например, у пшеницы очень трудно заметить типичные части, они имеют совершенно другой вид. А вот на примере вишни или ландыша можно изучать строение всех цветковых растений.

Основные элементы цветка
Вне зависимости от того, роза перед вами, тюльпан или одуванчик, вы легко найдете части, которые считаются главными:
Также есть второстепенные элементы:
Стеблевая
Стеблевая часть нужна, чтобы цветок мог правильно располагаться на растении. Он всегда находится на верхушке какого-либо побега – основного или бокового. В стеблевую часть входят цветоножка и цветоложе. Первая — служит, чтобы цветок держался на стебле и не падал. При этом она может быть настолько короткой, что ее почти и не видно, а у некоторых растений она в процессе эволюции вовсе исчезла. Например, у клевера или подорожника вы никакой ножки не увидите. Такие цветы стали называть сидячими.
Листовая часть
Так называют околоцветник. Он состоит из листочков разного назначения. Эта часть получила в ботанике название стерильной, поскольку непосредственно в процессе размножения она не участвует. Ее задача – защищать пестики и тычинки, а также нуцеллус, который являет собой семязачатку, от воздействия внешней среды. Листочки могут быть одинаковыми или нескольких видов. В первом случае околоцветник называется простым — такой можно видеть у свеклы или колокольчика, во втором – двойным, который состоит из двух элементов:

Чашечка
Чашечку формируют зеленые листочки, венчик – окрашенные. Несмотря на то, что те и другие являются фрагментами одной и той же части цветка, именуются они по-разному. Окрашенные листочки обычно называют лепестками, а зеленые – чашелистиками. В природе встречаются цветы, у которых вообще нет околоцветника. Их называют голыми или беспокровными. Такие цветы можно видеть, например, у ивы.
Венчик
Самая красивая часть цветка — венчик. От нее зависит внешний вид растения. Лепестки могут быть однотонными, но на них часто располагаются всевозможные узоры, линии, точки, пятна.
Важно! От венчика зависит и аромат. В клетках эпидермиса лепестков содержатся разные эфирные масла. А еще венчик привлекает насекомых-опылителей.
Есть даже цветы, которые меняют цвет при различном освещении.
Генеративная часть
Генеративная часть служит для образования плода и семян. Поговорим о тех частях схемы цветка, которые непосредственно участвуют в процессе размножения. Они называются репродуктивными органами. К ним относятся пестик и тычинки.

Тычинки
Тычинки, по мнению ботаников, являются мужскими органами. Количество может быть разным. Например, у цветка орхидеи всего одна тычинка, а у мимозы – сотни. У некоторых растений присутствует несколько видов тычинок. Они могут располагаться отдельно друг от друга или срастаться. Если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что у тычинки несколько частей. У нее есть:
Пестик
Главную роль в размножении цветковых растений играет пестик. Это фактически яйцеклетка, из которой формируется плод. Он образован плодолистиками, которые находятся внутри цветка. Пестик – женский элемент. По сочетанию мужских и женских элементов цветы делятся на два типа:
Кроме того, по сочетанию мужских и женских цветков на одном растении его относят:
Предлистья
Если вы внимательно рассмотрите цветок, у которого есть хотя бы крошечная цветоножка, вы, скорее всего, увидите на ней один или два малюсеньких листочка. Они гораздо меньше листьев этого растения. Их называют предлистьями или прицветниками, и по их количеству можно определить, относится растение к однодольным или двудольным. В первом случае вы увидите один прицветник, во втором, соответственно, два.
Важно! У некоторых растений эти элементы отсутствуют.
Понять разницу проще всего на конкретных примерах:

Цветоложе
Независимо от того, есть у цветка прицветники или нет, нужно знать, как выглядит верхняя часть цветоножки. Она расширяется, образуя что-то вроде плоской “площадки”, основания для лепестков и остальных частей цветка. “Площадка” бывает плоской, выпуклой, вогнутой и даже может представлять собой что-то вроде овала. Ее принято называть цветоложем.
Важно! У некоторых растений цветоложе срастается с другими частями цветка, в результате чего получается более сложная структура – гипантий.
Вышенаведенную форму можно видеть, например, у роз или крыжовника.
Формула цветка
Описать цветок можно формулой, для которой существуют условные обозначения. По формуле можно узнать, мужской цветок или женский, вид венчика, количество пестиков и тычинок и многое другое. По общепринятым стандартам обозначения будут следующими:
Например, формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П(3). Это означает, что цветок правильный, имеет простой околоцветник из 6 разных листиков, такого же количество тычинок, тоже не одинаковых, и 3 срощенных между собой плодолистиков. Еще примеры формул смотрите в рис.2. Строение цветка — это очень увлекательная тема. Теперь вы можете полученные знания применять на практике, подмечая уникальные особенности каждого цветка. Еще больше интересной информации по этой теме смотрите в предложенном видео.
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Строение цветка
К генеративным органам растений относятся цветок, семя, плод. Цветки характерны только для цветковых растений (отсюда и их название). Из цветка образуются плоды с семенами. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика (рис.1). Часть стебля под цветком называется цветоножкой. Цветок без цветоножки называется сидячим (у волчьего лыка). Цветоножка продолжается в цветоложе. Эта стеблевая часть цветка обычно укорочена. На ней расположены все части цветка.
Рис.1 Строение цветка
Чашечка цветка состоит из отдельных или сросшихся чашелистиков, в большинстве случаев зеленого цвета. Чашелистики выполняют защитную функцию.
Венчик состоит из лепестков. У ландыша, колокольчика, незабудки лепестки венчика срастаются между собой, тогда как у тюльпана, мака, шиповника, яблони они остаются раздельными.
Венчик, образованный сросшимися лепестками, называют сростнолепестным. Венчик, состоящий из отдельных лепестков, называют раздельнолепестным.
Лепестки выполняют две главные функции: защита тычинки и пестика и привлечение насекомых-опылителей. Окраска венчика бывает белая — отражает прямые солнечные лучи, предохраняя от перегрева. Или ярко окрашенная для насекомых.
Во время ночной прохлады лепестки венчика обычно закрываются и тем самым защищают тычинки и пестик от переохлаждения и росы.
Чашечка и венчик вместе составляют двойной околоцветник (рис.2) (цветы яблони, урюка, вишни). Простой околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик. Он образован либо чашечками (цветки крапивы, лилия). У цветков, приспособленных к опылению ветром, околоцветник отсутствует (ива, ясенец, тополь).
Рис. 2 Виды околоцветников
Тычинка — мужская часть цветка, участвующая в размножении. Любая тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, прикрепленного к ее верхушке (рис. 3). Когда пыльник полностью созреет, пыльца высыпается из цветка.
Рис.3 Строение тычинки
Пестик — женская часть цветка, из которой развивается плод. Он располагается в центре цветка. Состоит из трех частей. Верхняя часть — рыльце, средняя утонченная часть — столбик, нижняя расширенная часть — завязь (рис.4).
Столбик возвышает рыльце, что облегчает попадание на него пыльцы, а также соединяет его с завязью.
Завязь — важнейшая часть пестика. Она может иметь разное число гнезд, в каждом из которых содержатся от одной (у пшеницы) до нескольких тысяч (у мака) семяпочек. Завязь защищает семяпочки от температурных перепадов и вредных насекомых. Из завязи образуется плод.
Рис.4 Строение пестика
1-рыльце, 2-столбик, 3-завязь
Обоеполые и однополые цветки. Цветок, у которого есть и тычинки, и пестик, называется обоеполым. У большинства растений цветки обоеполые. Если же цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называют однополым, или раздельнополым. Однополый цветок, в котором есть только тычинки, называется тычиночным, или мужским. Если же в цветке имеется только пестик, то его называют пестичным, или женским.
Если однополые цветки, тычиночные и пестичные, располагаются на одном растении (рис. 5), то такое растение называют однодомным (береза, кукуруза, огурец). Все цветки собраны как бы в одном «доме».
Рис.5 Однодомное растение (кукуруза)
У двудомных растений (рис.6) тычиночные цветки находятся на одном растении, а пестичные — на другом (крапива, тополь, ива). То есть мужские и женские цветки у них расположены в разных «домах».
Рис.6 Двудомное растение (ива). Побеги с сережками. Тычиночный цветок слева, пестичный справа
Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика.
Чашечка состоит из чашелистиков, которые выполняют защитную функцию. Венчик состоит из лепестков, он бывает сростнолепестным и раздельнолепестным. Лепестки выполняют функции защиты и привлечения опылителей. Тычинка — мужская часть цветка, участвующая в размножении. Пестик — женская часть цветка, из которой развивается плод. Обоеполые цветки имеют и пестик, и тычинку. Однополые цветки, в которых только пестики — женские; только тычинки — мужские.


Биологический русско-английский глоссарий
Цель: формирование знаний о цветке и плоде, как об основных органах цветкового растения
Задачи урока:
Образовательные: 1) изучить особенности строения цветка плода, раскрыть биологическое значение частей цветка– пестика и тычинок
2) рассмотреть многообразие цветков и плодов
Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с учебником, с дополнительной литературой
2) развивать у учащихся внимательность, умение делать выводы, обобщать, находить сходство и различия
Воспитательные: 1) раскрыть эстетическую ценность цветков, плодов
2) показать необходимость бережного отношения и охраны растений
3) воспитывать любовь к природе
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Приёмы деятельности: актуализация знаний учащихся, организация беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке
Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка, математика, история
Ход урока:
II) Организация внимания
Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…
— Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать…
III) Повторение д/з
Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы растения мы уже с вами изучили?
Ответьте на вопросы:
(Дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения)
IV) Изучение нового материала ЦВЕТОК
Цветы нам дарят настроение, И пробуждают вдохновение, Как символ чистой красоты, Ведь очень трудно без мечты! И остаётся прочно с нами, Всё то, что связано с цветами, В них растворились краски звёзд, И мир любви без мук и слёз!
— Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Но цветок у растений появился совсем не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы восхищаемся их красотой…
— Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)
Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.
ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК
У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).
Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым (ТЮЛЬПАН), а в котором есть чашечка и венчик называется двойным (ВАСИЛЕК).
Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.
Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми(картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.
У огурца, тыквы, а также кукурузы, ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными. Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива, крапива), у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными. Так, у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.
Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.
– Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов.
– Размножение растений, где главная роль принадлежит цветку, тесно связано с опылением, а оно – со строением цветка и некоторыми иными особенностями.
– крупные размеры цветка или наличие соцветия;
– мелкие размеры цветков, собранных в соцветия;
– много мелкой сухой пыльцы;
V) Физминутка
Вместе по лугу идём
Не спешим, не отстаём…
Вот выходим мы на луг
Тысячи цветов вокруг
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер
Расстилается ковёр и направо, и налево,
Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков
Раз цветок, два цветок,
А потом сплетем венок…
Снова мы идем по лугу,
А вокруг так интересно!
Отдохнуть пора дружок,
Мы присядем на лужок!
— А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?
Цветок –это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Г.Х. Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало, кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений, цветов исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения.
Красная книга – список редких и находящихся на грани исчезновения животных, растений и грибов.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья:
И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом!
ПЛОД
Конечным этапом развития цветка как генеративного органа является образование плода.
– По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок».
– Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
– В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.
– Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Иногда они образуют соплодия. Но главная их функция – это защита семян и их распространение.
Итак ребята, сейчас мы поговорим с вами о плодах. Скажите, а что бы Вы хотели узнать о плодах?
— Итак, ребята, чтобы нам с Вами определить что же такое плод, я прочитаю вам небольшой стих, в котором кроется ответ на наш вопрос:
Цветок всю ночь готовит мед-
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Пчела несет ее, и вот-
Цветок увял и зреет плод
Итак, плод – это орган, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения
— Ребята, а что необходима для того, чтобы образовался плод?(опыление)
— А из какой части цветка образуется плод? (Завязь)
— А семена? (Семязачатков)
2. Итак, на первый вопрос мы с вами ответили. Какой следующий?
— В природе существует огромное количество плодов и Чтобы нам с вами разобраться в этом, я предлагаю рассмотреть рисунки и муляжи некоторых плодов
— Для этого я вам раздам необходимый материал (раздают)
— Все ли плоды можно проткнуть легко иглой?
— Почему? (жесткая оболочка)
— Что изменилось с плодами, которых удалось проколоть (вытекает сок)
— Как можно назвать такие плоды (сочные)
— А что случилось с теми, кого не удалось проколоть? (из них не вытекает сок)
— А из какой части плода вытекает вода? (околоплодника, который мы едим)
— Как можно назвать такие плоды?( сухие)
— Итак ребята, значит по содержанию воды в плодах их можно разделить на 2 группы: сочные и сухие (на доске схема)
— Молодцы, а теперь если разделит сочные плоды на части что мы увидим? (виноград и вишня)
-А сколько их там? (много, одно)
— А теперь разделите сухие плоды (подсолнух, горох)
— Что видите внутри (семена) Сколько( одно, много)
— Скажите ребята, какую часть мы едим у сухих плодов? (семена) (околоплодник выкидываем), а у сочных? (Околоплодник) ( показывает на доске на вишне околоплодник)
— Итак ребята, значит по количеству семян и сухие и сочные плоды делятся на односемянные и многосемянные (схема дополняется на доске)
Биология (6 класс)/Цветок и плод
Содержание
Цветок
Цвето́к — сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.
В определённую пору жизни зацветает каждое цветковое растение. После того, как цветок отцветает, на его месте развивается плод. В плоде развиваются одно или несколько семян. Размножение растений семенами называется семенным размножением. Все цветковые растения размножаются семенами, в том числе те, которые могут размножаться вегетативно.
Венчик цветка может состоять из нескольких несросшихся лепестков (как у вишни). У многих растений лепестки в нижней части срастаются в трубку (примула, паслен чёрный и др.).
Околоцветник считается простым, если все его листочки более-менее одинаковы, и здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник чаще всего встречается у однодольных растений(лилия, тюльпан).
Большая часть цветковых растений имеют как тычинки так и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. У некоторых растений одна часть цветков имеет только пестики. Такие цветки называются пестичными. Другая часть цветков имеет только тычинки. Это тычиночные цветки. Такие цветки называются разнополыми.
Соцветия
Соцве́тие (лат. inflorescentia) — группа цветков, расположенных близко друг к другу в определённом порядке.
Простые — соцветия, в которых на главной оси располагаются одиночные цветки и, таким образом, ветвление не превышает двух порядков (например, гиацинт, черёмуха, подорожник и др.).
Сложные — соцветия, в которых на главной оси располагаются частные соцветия, то есть ветвление достигает трёх, четырёх и более порядков (например, сирень, бирючина, калина и др.).
Простые соцветия бывают сгруппированы в сложные.
Сложный колос. Пшеница
Сложный колос. Рожь
Простой зонтик. Примула
Сложный зонтик. Морковь
Сложный зонтик. Петрушка
Корзинка. Подсолнечник однолетний
Перекрестное опыление насекомыми
Имеются в природе растения, которых опыляют только определённые насекомые. Львиный зёв опыляется только шмелями.
Нектар и пыльца служит пчёлам едой. Перелетая с цветка на цветок, они опыляют цветки. Поэтому ульи с пчёлами специально привозят в сады во время цветения. Пчёлы опыляют каждый цветок и урожай плодов повышается
Перекрёстное опыление ветром. Самоопыление
Опыление может происходить с помощью ветра. Такой способ опыления очень распространён у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев. Растения, опыляемые ветром чаще всего растут большими скоплениями.
У ветроопыляемых растений созревает очень много пыльцы. Большая её часть пропадает, не опыляя цветков. Большинство растений, опыляемых ветром цветут рано весной, до распускания листьев. Так, листья не мешают их опылению. У растений, опыляемых ветром всегда невзрачные, часто мелкие цветки, пыльники расположены на длинных свисающих нитях, мелкая, сухая пыльца.
Искусственное опыление
Искусственное опыление — это перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.
Обычно пыльцу переносят чистой и сухой мягкой кисточкой. Иногда цветки растений, которых собираются опылять искусственно, готовят заранее. Осторожно открыв бутон, удаляют из них тычинки, для того, чтобы они не самоопылились. На бутоны одевают марлевые мешочки, чтобы ветер или насекомые не занесли пыльцу. когда бутоны распустятся, на рыльца наносят заранее приготовленную пыльцу.
Тычиночные цветки созревают раньше, чем пестичные цветки этого же растения. Но в безветренную погоду пыльца осыпается, и урожай получается низким.
Оплодотворение у цветковых растений
При опылении пыльцевые зёрна попадают на рыльца. Пыльцевое зерно одето оболочкой. Поверхность оболочки может быть гладкой, или неровной и покрытой разнообразными шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. У многих растений пыльцевые зерна в форме шариков.
На всей поверхности рыльца выделяется липкая жидкость, помогающая удерживать пыльцу. Пылинка, попадая на рыльце прорастает в очень тонкую и длинную пыльцевую трубку. Она прорастает между клетками рыльца, затем столбика и в конечном итоге врастает в полость завязи.
В этой полости находятся семязачатки (семяпочки). У разных растений число семязачатков в завязях различно. Оно может достигать от одного (пшеница, ячмень, рожь, вишня), до нескольких десятков (хлопчатник), и даже нескольких тысяч (мак).
Пыльцевое зёрнышко попадает на рыльце пестика и прорастает. Пыльцевая трубка растёт, и по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки. Они имеют крупные ядра. Это спермии. Они всё время держатся вконце пыльцевой трубки.
Образование семян и плодов
После оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки. Затем эти две клетки снова делятся каждая на две и т. д. в результате многократного деления клеток развивается зародыш нового растения.
Самая крупная клетка семязачатка, которая слилась со вторым спермием, тоже делится так, как яйцеклетка. Из неё развиваются клетки эндосперма. В эндосперме накапливаются запасы питательных веществ. Этими питательными веществами эндосперм снабжает зародыш.
Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. В итоге, после оплодотворения из одного семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры(изменённый покров семязачатка) и зародыша(слияние яйцеклетки с первым спермием).
После того, как произошло опыление и оплодотворение, к завязи притекают питательные вещества. Затем завязь постепенно развивается в спелый плод. Из её стенок развивается околоплодник, который будет защищать семена от внешних неблагоприятных воздействий. Бывает, что в образовании плода принимают и другие части цветка.
Все спелые плоды можно разделить на сухие и сочные по характеру околоплодника. Односемянный плод образуется если в завязи одна семяпочка, многосемянный, если много почек. Плоды, у цветковых растений могут быть четырёх типов: сочные односемянные, сухие односемянные, сочные многосемянные и сухие многосемянные.
Когда семена созревают в сухих плодах (боб, стручок, разнообразные коробочки), околоплодник должен вскрыться, чтобы семена рассеялись. Некоторые коробочки и бобы разбрасывают семена.
Семена сухих многосемянных плодов имеют сильную семенную кожуру. Она защищает эти семена после того, как они высеялись из плода.
Односемянные сухие плоды (орехи, зерновки) не вскрываются, потому что эти плоды рассеиваются сами вместе с семенами. Их околоплодники разрываются только тогда, когда прорастают семена. У такого плода слабо развита семенная кожура, потому что околоплодник развит достаточно хорошо.







