для чего нужны поправки в конституцию 2020
Инициированные президентом России изменения в Основной закон под предлогом улучшения жизни россиян на деле имеют совсем иную цель.
Чего же не хватает нынешнему президенту в ельцинской Конституции от 1993 г., которой он не раз клялся в верности, чтобы в стране, наконец, наступило финансовое благоденствие не только для одного процента населения, которое владеет 70% всех ее богатств, но и для десятков миллионов, прозябающих в бедности? Какого, как говорится, рожна еще надо нашим властям? Законов, прописывающих механизм действия всех без исключения положений Конституции, за годы ее существования сотворено тысячи. Их надо только выполнять.
Самое неприятное, что грядущие политические перемены и изменения в Конституции подаются под убаюкивающие песни о том, как после этого здорово и богато мы, наконец, заживем. Сам президент в своем послании весьма тонко и искусно подталкивает граждан к одобрению реформы (уже и дата голосования объявлена), надавливая, как всегда, на самые больные мозоли общества, снова обещая увеличить и улучшить. Как тут не вспомнить официальную «Концепция социально-экономического развития России до 2020 года», которую в марте 2008-го презентовали на сайте Минэкономразвития. В Кремле ее называли не иначе как «прорывным сценарием». В частности, к 2020 г. россиянам пообещали среднюю зарплату в 2700 долларов в месяц, 100 метров жилплощади на семью из трех человек, также «прогнозировали», что средний класс составит больше 50% населения, а страна сойдет с «нефтяной иглы». Еще недавно этот документ «висел» на сайте министерства, но сейчас там его нет. Убрали. Однако в архиве «Российской газеты» все еще можно прочесть статью об этом умопомрачительном «рывке» (номер «РГ» от 18 марта 2008 года, статья «Дожить до 2020»). Сейчас эти обещания кисельных берегов с уничижительными комментариями гуляют по Сети.
На этот раз больше всего в речи Путина меня поразило обещание добиться к 2023 г. обеспечения всех школьников начальных классов бесплатным горячим питанием. Мама дорогая! Неужели властям богатейшей России, где у газо-нефтяных барыг зарплаты всего за один день достигают пяти миллионов рублей, надо аж три года (три!), чтобы решить этот вопрос? Имея в запасе Фонд национального благосостояния с почти 8 трлн рублей? И при этом — президент с грустью твердит всякий раз про «демографический провал» — то из-за Отечественной войны, то из-за сложных 1990-х. Возможно, это и так. Но с тех пор (1990-х) утекло тридцать, между прочим, лет. Каких полномочий властям не хватало все это время, чтобы обеспечить детей до четвертого класса (особенно это важно для беднейшей российской глубинки, сводящей концы с концами) бесплатным горячим питанием? К слову, даже в Индии в большинстве школ его получают все дети бесплатно.
То же самое касается и предложения индексации пенсии, что надо, говорит президент, внести в Конституцию. Помилуйте, но зачем же так грубо играть на чувствах бедных российских пенсионеров, которые, конечно, будут «за» — хоть за черта, хоть за Бабу Ягу, но только бы прибавили хоть что-то и хоть как-то. При этом для индексации пенсий давно существует закон — и его надо только выполнять (это делается, хотя и не всегда). А не стыдно руководству великой ядерной державы, с огромными природными богатствами, что пенсии у ее граждан — просто позорные? Ниже, чем не в самых богатых Португалии, Сербии и Черногории и далее — везде. Впрочем, вопрос, видимо, этот риторический.
А пока выходит, что во всех бедах россиян виновата «плохая» Конституция, и для повышения благосостояния бедных ее нужно менять. Да не просто вносить какие-то второстепенные поправки, а менять само государственно-политическое устройство страны. Поливая при этом уши граждан давно уже не свежим соусом обещаний социальных «плюшек». Хотя очевидно: все это происходит вовсе не из-за переживаний о трудной жизни «маленького человека». Спустя почти неделю после начала «операции» стало ясно, как пишут граждане в социальных сетях, что «пока нет ни конституционной реформы, ни конституционного переворота», а есть «идентифицируемое намерение поменять немного Конституцию, чтобы человеку было удобней на ней сидеть». И, как говорилось в известном советском анекдоте, мы даже знаем этого человека, готового еще три года работать над обеспечением российских школьников горячими обедами, лишь бы конфигурация этого «сидения» по сути никак не изменилась. Чего только не сделаешь ради блага россиян. Самых «дорогих россиян». Ну а бедные, как всегда, потерпят.
Начало года ознаменовалось переменами в жизни россиян, в частности, новостями об изменении Конституции. Новые поправки в Конституции РФ в 2020 году вызвали в стране немалый ажиотаж, в чём суть изменений, и есть ли здесь подвох? Ведь совсем недавно президент заявлял о том, что Конституция РФ идеальна и не требует правок, а сейчас, вносится целый пакет изменений, которые непременно отразятся на жизни рядовых граждан.
За последние годы в стране люди привыкли не доверять властям, и большинство утратили надежду на качественные изменения к лучшему. Чиновники, а также другие власть имущие, давно оторвались от народа и живут своей жизнью, и нередко их цинизм поражает. Теперь же, власти внезапно вспомнили о людях, так как все изменения в Конституцию должны вноситься непосредственно народом, и одобряться им на референдуме. Это ответственное дело и большие полномочия, с наличием которых властям смириться трудно. Так может стоить лишить народ права голоса, и менять главный закон страны по собственному усмотрению?
Поправки в Конституцию РФ (2020): список изменений
Как ни странно, но большинство наших граждан не понимают, какие поправки внесли в Конституцию РФ в 2020 году. Нас не удивишь «проплаченным оппозиционерами», но в настоящий момент следует учесть несколько важных нюансов. Текст поправок составлялся опытными крючкотворами, и иные из них настолько запутаны, что разобраться в сути изменений под силу лишь квалифицированным юристам.
Где-то на подсознательном уровне люди понимают, что эти правки неспроста, и ничего хорошего от них не будет лично для них, и это вызывает вполне обоснованные опасения. Третий момент – это пакетность правок. Госдума по «рекомендации» президента рассматривает каждый пункт отдельно, но народу на утверждение предлагается вынести готовый пакет изменений. Вопросы вызывают почти все поправки. Одни просто удивляют, другие вызывают недоумение, третьи – вгоняют в ступор. Что это за поправки в Конституцию РФ, предложенные Путиным и в чём их суть?
Всего предложено 10 поправок, и почти каждая из них вызывает вопросы.
1. Ввести приоритет Конституции Российской Федерации над международными договорами.
2. Ввести запрет на иностранное гражданство и вид на жительство для председателя правительства, министров и глав федеральных органов, губернаторов, сенаторов, депутатов и судей.
3. Усилить взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти.
4. Ввести в Конституцию положение о Государственном совете.
5. Дать право Государственной думе утверждать председателя правительства, а также по его представлению всех его заместителей и федеральных министров.
6. Назначать руководителей всех силовых ведомств и региональных прокуроров президентом по итогам консультаций с Советом Федерации.
7. Изменить требования к президенту: он должен проживать на территории России не менее 25 лет (сейчас не менее десяти лет), не должен быть обладателем иностранного гражданства или вида на жительство не только на момент выборов, но и ранее. Также предлагается убрать из конституционного ограничения сроков полномочий президента слово «подряд», позволявшее одному и тому же лицу занимать президентский срок более двух сроков при условии, что лишь число последовательных сроков не должно быть более двух.
8. Дать право Конституционному суду по запросу президента проверять конституционность законопроектов до их подписания.
9. Дать Совету Федерации по представлению президента полномочия отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, и при невозможности сохранения статуса судьи.
10. Указать в Конституции веру в Бога в числе полученных от предков ценностей, закрепить за русским народом статус государствообразующего и дать определение брака как союза мужчины и женщины.
Проект поправок в Конституцию РФ в 2020 году, по словам президента никак не касаются фундаментальных основ закона. Обсуждение поправок в Конституцию РФ 2020 проходило в трёх чтениях, и каждая партия вносила свои исправления. Всего партии внесли 400 предложений на 10 поправок, но формально, сути это не меняет.
Большинство изменений в Конституции касаются института президентства и фактически позволяют полностью узурпировать власть в стране. Чтобы завуалировать данный факт, для отвлечения внимания и задабривания народа внесены абсурдные, но, по мнению правительства, очень нужные поправки. Некоторое недоумение вызывает поправка в Конституции РФ 2020 про бога. Несмотря на то что Россия является светским государством, и в Конституции существует статья о свободе вероисповедания. Принятая поправка внесена патриархом Кириллом, что уже ставит православие на ступень выше, чем остальные вероисповедания в РФ.
Рабочая группа депутатов всерьёз предложила изменить название должности президента. По их мнению, это не звучит, а вот «Верховный правитель России» – это да. Поправку отклонили, как и закрепление за Россией статуса «страны победительницы во Второй мировой войне». Очевидно, в протокольных встречах, когда нужно представлять полностью название страны и её президента, всё это звучало бы слишком пафосно и длинно.
11 марта Государственная дума в третьем чтении приняла все поправки, и Совет Федерации их одобрил. После рассмотрения поправок Конституционном судом РФ, 22 апреля пройдёт всенародное голосование, о внесении изменений в Конституцию РФ.
Для чего нужны поправки в Конституцию в 2020 году
На первый взгляд, всё выглядит вполне пристойно, и всё же, кое-что настораживает. По словам государственных деятелей, в тексте Конституции изменились некоторые формулировки, для «лучшей организации публичной власти», и усилении контроля за органами местного самоуправления. Однако мы знаем, что организация референдума для утверждения поправок дело затратное.
По заявлению Эллы Панфиловой (глава ЦИК), подготовка к общероссийскому голосованию уже начата. На создания логотипа, слогана, десятка заставок и 30 роликов, уже потрачено 35,8 млн рублей. Как уверяют в компании «Има-Консалтинг», их агентство предложило самую низкую цену, и даже часть макетов выполнила за свой счёт. Всего же на голосование планируется выделить из бюджета порядка 14 млрд руб., а это столько же, сколько было потрачено на президентские выборы в 2018 г. Слишком высокая цена за то, чтобы упростить взаимодействие с региональными чиновниками и усилить контроль над властными структурами.
Для чего нужны поправки в Конституцию в 2020 году на самом деле, становится ясно, после прочтения полного текста некоторых из них.
.✔️ Далее, во второй поправке следует запрет на иностранное гражданство или вид на жительство, для кандидатов на пост министров, силовиков, чиновников всех мастей и запрет иметь банковские счета в иностранных банках. По идее, это должно исключить влияние иностранных государств на политику РФ, но что на деле? К сожалению, образование в России переживает не лучшие времена, и большинство обеспеченных граждан предпочитает отправлять своих детей учиться за рубеж. Молодёжь при этом получает хорошие, добротные знания и готова вернуться домой, чтобы применить их на деле. Так уж получается, что для такого длительного пребывания за рубежом, школьникам и студентам нужно оформить второе гражданство, или получить разрешение на постоянное проживание. После принятия данной поправки, работа в любых органах власти для них после этого становится невозможной. Зачем это делать? Может быть потому, что пожив ТАМ, студенты видят разницу в уровне жизни и имеют нужные знания, как это изменить?
✔️ 4 поправка усиливает роль Госсовета и вместо совещательного органа, эта структура становится исполнительной. Предполагается часть полномочий президента отдать Госсовету и народу это представляют как невиданную щедрость президента. Однако, предпочитают замалчивать факт, что именно президент является главой Госсовета, как и Совета Безопасности.
✔️ 6 пункт предполагает, что отныне назначать начальников силовых ведомств и прокуроров будет непосредственно президент, после консультаций с Советом Федераций. Сторонники поправки призывают вспомнить скандальную судью Хахалеву, которую никто не может уволить. А если эти полномочия получит президент, таких инцидентов станет меньше. На деле, такой контроль над силовиками позволит назначать на места лояльных к власти людей, и через них оказывать давление, в том числе и на оппозицию.
✔️ 7 пункт о требованиях к кандидату в президенты РФ. Это перекликается со вторым пунктом об иностранном гражданстве кандидата. Однако если в случае с силовиками и чиновниками речь идёт о недопустимости второго гражданства (вида на жительство) на момент назначения/избрания, то в случае с президентством, второе гражданство недопустимо и в прошлом. Зачем? Это существенно сужает круг кандидатов на эту должность. Как мы знаем, ребёнок, родившийся на территории некоторых стран, автоматически получает гражданство этой страны. В будущем, если этот повзрослевший ребёнок захочет стать президентом, для него это будет невозможно, каким бы талантливым политиком он не был.
✔️ Помимо этого, в Конституции предлагается заменить строку, касающуюся сроков президентства. Сейчас главный закон страны запрещает занимать пост главы державы два срока подряд, в поправке же слово «подряд» хотят убрать. Валентина Терешкова предложила обнулить президентские сроки Владимира Путина, после принятия поправок и обновления Конституции, что обеспечит фактически пожизненное правление нынешнему президенту.
✔️ 9 пункт сам по себе нарушает конституцию. Сейчас исполнительная и судебная власть работают в тандеме, но независимо друг от друга. С принятием поправки исполнительная власть подчиняет себе судебную, что лишает смысла, вообще, судебную систему.
✔️ 10 пункт закрепляет понятие «брака», как союза мужчины и женщины. Это в принципе одобряет большинство граждан, которые с ужасом смотрят на однополые браки в Европе. Упоминание о Боге некоторых коробит и есть от чего. Фактически это означает, что лишь верующий православный может претендовать в будущем на пост главы государства. Представители других конфессий, или атеисты, наверняка будут чувствовать себя несколько неуютно. А если обратить внимание на поправку, которая признаёт русский народ «государствообразующим народом», то и вовсе становится непонятно, как теперь жить другим коренным народам, имеющим другие национальности, если они теперь официально люди второго сорта?
✔️ Одна из «заманух» – это закрепление в Конституции заботы о гражданах, в виде обеспечения ежегодной индексации зарплат и пенсий. Это пустая поправка, так как эта же индексация прописана в Трудовом кодексе и в законе о пенсионном обеспечении, но людям её представляют как очень нужную. Правда при этом забывают, что тот самый коэффициент, который используют при индексации, устанавливает государство. И именно государство может установить нулевой коэффициент, а то и вовсе отрицательный.
✔️ Вишенкой на торте стал сам порядок «одобрения народа». Если ранее внесение поправок в Конституцию возможно было лишь путём референдума, то теперь его заменили Всероссийским голосованием. Некоторые не улавливают разницы, а она есть. Референдум считается состоявшимся, если на него явятся не менее 50% зарегистрированных избирателей. Далее, идёт подсчёт голосов и решение принимается простым большинством. В нынешней ситуации с «Всероссийским голосованием», не имеет значения, сколько избирателей придут на участок. Даже если придёт 5% избирателей, дальнейшую судьбу страны будет решать вот это самое «большинство».
Конституционная реформа в России в 2020 г.
Конституция России была принята всенародным голосованием 12.12.1993. За 17 лет своего действия ее положения неоднократно изменялись.
Справочно
После принятия Конституция России подвергалась неоднократному изменению в 1996, 2001, 2003–2008, 2014, 2019 и 2020 гг. Если не принимать во внимание ее изменения в 2020 г., предыдущие конституционные правки были связаны с образованием или ликвидацией субъектов федерации, их переименованием, а также принятием новых субъектов в состав России (изменения ст. 65 Конституции России в 1996, 2001, 2003–2008, 2014 и 2019 гг.).
В 2008 г. поправки Конституции России также касались увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы (полномочия Президента увеличены с 4 до 6 лет, а Государственной Думы – с 4 до 5 лет). Также Правительство было обязано выступать перед Государственной Думой с ежегодным отчетом о результатах своей деятельности.
В 2014 г. в Конституцию России кроме включения в состав субъектов федерации Крыма и Севастополя были внесены изменения, касающиеся упразднения Высшего арбитражного суда и передачи его полномочий Верховному Суду, уточнения полномочий Конституционного Суда в части осуществления конституционного контроля, изменения порядка назначения судей, расширения полномочий Президента в части кадровых назначений в органах прокуратуры и др. Также изменения коснулись состава Совета Федерации, в соответствии с которыми Президенту были предоставлены полномочия по назначению своих представителей в Совет Федерации, но не более 10 % общего числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти.
В отличие от конституционных правок 2020 г. вышеуказанные изменения, как правило, носили точечный характер.
Изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, носят более масштабный характер.
В частности, соответствующие поправки к Конституции России были предложены Президентом 15.01.2020. Одновременно была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России, при которой была сформирована сводная подгруппа для обобщения поступающих предложений. Поправки в Конституцию России неоднократно обсуждались в рамках Государственной Думы и Совета Федерации, а также представителями различных политических партий и общественных организаций.
В итоге поправки были приняты в форме Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон о поправке к Конституции).
Согласно ст. 2 Закона о поправке к Конституции поправки были вынесены на общероссийское голосование. По его итогам Президент подписал Указ от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками».
Закон о поправке к Конституции России был направлен исключительно на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Вместе с тем в процессе внесения поправок были затронуты нормы, касающиеся в том числе смежных с организацией и функционированием публичной власти сфер.
В итоге по результатам общероссийского голосования в Конституцию России были внесены поправки, изменившие ее нормы, которые можно условно разделить на несколько групп, а именно изменения, касающиеся:
1) системы органов публичной власти:
— введено понятие единой публичной власти ;
2) должности Президента:
— закреплены обязанности по поддержанию мира и согласия ;
— установлено, что присяга приносится Президентом, в том числе в присутствии сенаторов ;
— ужесточены требования к кандидату в Президенты ;
— добавлены и расширены полномочия Президента, в частности:
3) Федерального Собрания:
— разрешено быть пожизненными сенаторами бывшим президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной ;
— ужесточены требования к сенаторам ;
— установлен срок для работы сенатором ;
— ужесточены требования к депутатам Государственной Думы ;
— установлен запрет на одновременное участие в обеих палатах Федерального Собрания ;
— введена неприкосновенность для сенаторов ;
— разрешено совместно собираться Государственной Думе и Федеральному Собранию только для того, чтобы прослушать послание Президента ;
— расширены полномочия сенаторов (например, предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности) ;
— расширены полномочия депутатов Государственной Думы (например, депутаты наделены правом выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности) ;
— Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, а также направлять парламентские запросы руководителям любых госорганов ;
4) Правительства:
— ужесточены требования к Председателю Правительства, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов ;
— изменены правила о вступлении в должность Председателя Правительства ;
— установлена возможность не распускать Государственную Думу, если она трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства ;
— закреплено полномочие по утверждению заместителей Председателя Правительства и федеральных министров ;
— введена персональная ответственность Председателя Правительства перед Президентом ;
— дополнен перечень обязанностей Правительства ;
— закреплено право для членов Правительства продолжить работу после отставки по решению Президента ;
5) судебной системы:
— закреплен перечень судов, которые составляют судебную систему ;
— ужесточены требования к судьям ;
— уменьшен количественный состав судей Конституционного Суда ;
— закреплена дополнительная компетенция Конституционного Суда ;
6) органов прокуратуры:
— закреплены определение термина «прокуратура» и требования к кандидатам на занятие должности прокурора ;
— изменен порядок назначения Генерального прокурора, региональных и других прокуроров ;
7) специфики местного самоуправления:
— закреплено распространение действия федеральных законов на деятельность органов местного самоуправления ;
— закреплены дополнительные полномочия органов местного самоуправления ;
8) статуса федеральных чиновников:
— ужесточены требования к руководителям федеральных госорганов и регионов ;
9) иного:
9.1) границ между субъектами федерации и границ России в целом:
— закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти ;
— введены запреты на отчуждение части территории России и на соответствующие призывы ;
9.2) традиций, языка и культуры:
— включены положения, согласно которым:
9.3) столицы России:
— закреплено, что местом пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть выбран другой город, кроме столицы ;
9.4) социальных гарантий и экономического роста:
— закреплена гарантия минимальной оплаты труда размером не менее прожиточного минимума ;
— определено, что пенсии индексируются не реже 1 раза в год ;
— гарантировано обязательное социальное страхование и индексация социальных выплат ;
— установлена обязанность по созданию экономического роста и повышению доверия между государством и гражданами ;
9.5) международного права и международных отношений:
— закреплен приоритет Конституции России по отношению к решениям межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России ;
На заметку!
В статье представлены только те изменения, которые отсутствовали в Конституции России ранее и одновременно являются существенными по содержанию.
Таким образом, по результатам анализа вышеуказанных правок, внесенных в Конституцию России, можно выделить ряд особенностей конституционной реформы в России в 2020 г.:
— усилена роль Президента путем существенного расширения его полномочий и закрепления возможности оказания влияния на все ветви власти. Также закреплен ряд гарантий для бывших президентов, а именно неприкосновенность после отставки и возможность быть пожизненными сенаторами;
— укреплены позиции органов публичной власти, в частности Федерального Совета, Государственной Думы, в том числе за счет наделения дополнительной компетенцией. Сенаторам гарантирована неприкосновенность. Дополнительно им предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности, а депутатам Государственной Думы – выдвигать обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности. Закреплена возможность осуществления парламентского контроля;
— расширены полномочия Правительства, а также внесены изменения в порядок осуществления им деятельности;
— перераспределены отдельные полномочия органов публичной власти, направленные в том числе на совершенствование системы сдержек и противовесов;
— усовершенствована система контроля, в том числе за деятельностью органов публичной власти со стороны органов судебной власти и прокуратуры, расширена компетенция Конституционного Суда;
— изменена компетенция органов местного самоуправления, в том числе закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти, что должно способствовать лучшему решению проблем на уровне отдельных субъектов федерации;
— скорректировано соотношение законодательства и международных договоров, что направлено на повышение роли Конституции России и обеспечение ее приоритета (недопущение исполнения международно-правовых актов, противоречащих Конституции России, конституционный контроль федеральных законов и федеральных конституционных законов Конституционным Судом), а также на усиление влияния федерального законодательства на деятельность органов местного самоуправления.
