для чего нужны школьные предметы
Пригодятся ли школьные знания в жизни, или почему стоит полюбить физику и математику
Многие ходят на учебу и говорят: «Зачем учить? Все равно мне это нигде не пригодится». Мы решили разобраться и дать ответ. Если вы тоже задавали себе этот неоднозначный и даже в чем-то риторический вопрос, добро пожаловать.
В спорах рождается истина, поэтому нам всегда приятно увидеть в комментариях ваше мнение о том, какие предметы пригодятся в жизни.
Школьные дисциплины: что нужно знать
В университет можно поступать или не поступать – каждый решает для себя сам. Но школьная программа является гораздо более «обязательным» образованием. В чем его польза? Так ли эти знания полезны? Нужны ли школьные знания, и главное – как они пригодятся в реальной жизни?
Для примера возьмем многими нелюбимые предметы – физику и математику. Они всегда идут рука об руку, и вы вряд ли найдете человека, который знает физику, но не знает математики.
Где в жизни пригодится физика
На работе
Есть профессии, в которых без физики просто не обойтись. Мечтаете стать офисным планктоном работником или менеджером по продажам? Тогда вопросов нет. Но если хотите быть космонавтом, летчиком, инженером, саунд-дизайнером, звукорежиссером или электромонтером, учите физику.
Все еще думаете, что физика не может быть полезной? Давайте посмотрим на Илона Маска. Как считаете, смог бы он сконструировать электромобиль, не зная физики? Или придумать, как снизить стоимость полетов космических ракет?
В свободное время
Допустим, вы играете в бильярд. В решающий момент вспоминаете классическую механику, упругое столкновение шаров и закон сохранения импульса. Нет, мы не предлагаем достать бумажку и заняться расчетами. Но с этими знаниями понять, куда и как бить, будет проще.
В быту
Починка электропроводки или сломанной настольной лампы может стать невыполнимой миссией. А еще можно схватиться за фазный провод и получить массу неприятных ощущений. Но всего этого можно избежать, если вы учили физику, знаете разницу между переменным и постоянным током и помните основы электромагнетизма.
В семье
Как полюбить физику
Физика может быть полезной абсолютно всем. Другое дело, что почти всегда иногда программа обучения кажется очень скучной. Слишком много там абстрактных тел и математических формул, а связи с реальностью слишком мало.
Прекрасный пример того, что физика интересная наука – это ее популяризация в искусстве. Сериал «Теория Большого Взрыва» и фильмы типа «Интерстеллар» помогают не только развлечься, но и задуматься.
Для тех, кто считает физику жуткой скукотищей, мы подготовили подборку книг, которые помогут пробудить интерес к этой науке и отправиться постигать тайны Вселенной:
Где в жизни пригодится математика
Вас не проведут мошенники
Кассирша в магазине не положит лишнюю монету в карман, если у вас все хорошо с устным счетом.
Вы знаете, как выиграть в казино
Точнее, знание теории вероятностей и математической статистики подскажет вам: в казино всегда выигрывает казино. Дешевые ловушки прочих «лохотронщиков» тоже будут сразу видны математическому глазу.
Вы легко принимаете решения
Точнее, ваши решения подкреплены логикой. Математическая практика стимулирует логическое мышление, а оно помогает двигаться по жизни целенаправленно, не болтаясь из стороны в сторону.
Как полюбить математику
Математика в жизни
Знание косинуса 60 или методов вычисления тройного интеграла действительно не пригодится в 99% повседневных ситуаций. Да и пределы, к счастью, приходится считать не каждый день. Но смысл учить математику определенно есть. Лучше всего об этом сказал Ломоносов:
Математику лишь затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.
По аналогии с физикой, приводим здесь подборку книг, которые помогут полюбить математику и пробудить к ней интерес:
Что насчет остальных предметов?
Не важно, технарь вы или гуманитарий. Без набора базовых знаний не получится нормально взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Учатся все: мама-кошка учит котят охотиться, слоненок учится пользоваться хоботом, дети ходят в школу. И все это не зря.
Вы же не хотите стать человеком, который говорит: «Как у Северной Америки может быть юг? Она же северная!». Или, беседуя с девушкой, узнать, что Толстой, оказывается, написал две книги: «Войну» и «Мир».
Мы живем в информационном обществе, и получение качественной информации сейчас важно как никогда.
Кстати! Если вам нужна качественный и актуальный материал для курсовой работы, а на поиск не хватает времени, помните: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что говорит статистика
Можете спорить, а можете соглашаться. Среди людей, не окончивших школу, больше сомнительных, чем успешных и состоявшихся личностей. Поэтому школьные знания нужны и полезны.
Хотим мы того или нет, а добрый дедушка Ленин, который вовсе не был добрым дедушкой и завещал учиться целых три раза, в этом был прав. Хоть знания по предмету «Основы марксизма-ленинизма» действительно еще никому не пригождались в жизни.
Всем желаем продуктивной учебы. Ну а если неожиданно случился форс-мажор, пишите в сервис профессиональной помощи студентам, который существует как раз для таких случаев.
Почему в школе надо изучать все науки (даже скучные)? Люди узнали, и из-за этих причин хочется обратно в класс
Пользователь Imgur показал детям, почему стоит серьёзно относится ко всем школьным предметам: от истории до биологии. Поспорить не получиться, ведь юзер продемонстрировал позицию тех, кто не следует советам взрослых. Двумя простыми фразами он убедил других сетевых, а вам после таких аргументов, возможно, захочется снова вернуться в седьмой класс.
Юзер онлайн-фотообменника Imgur под ником SenkiAlfonz на примере двух простых фраз объяснил школьникам и их родителям, почему ученики не должны пренебрегать уроками биологии, химии, физики и географии, даже если не собираются связывать своё будущее с этими науками. Свой пост пользователь назвал «Заткнись. Ты же знаешь, что это правда».
Дети в старшей школе: «Я не понимаю, зачем мне изучать биологию, химию и другие научные предметы. Когда я вообще буду применять это в своей жизни?!»
Уже повзрослевшие: «Прививки вызывают аутизм, генетически модифицированная пища небезопасна, глобальное потепление — ложь, а Земля — плоская. Я провёл собственное исследование. Если ты со мной не согласна, то ты овца!»
В России в старшей школе за учеников предметы выбирают эксперты системы образования, а вот в Северной Америке дети сами добавляют в свою программу необходимые для поступления в колледж уроки. Во втором высказывании автор намеренно представляет людей, которые имеют неверные представления о разных областях науки. Но обо всём по порядку.
Лишь в XXI веке Всемирная организация здравоохранения провела четыре масштабных исследования, каждое из которых опровергает взаимосвязь вакцинации и расстройств аутистического спектра. В 2016 году учёные пришли к выводу, что генетически модифицированная пища не представляет для здоровья человека большей опасности, чем обычные продукты питания. Температура воздуха на Земле с середины XIX века каждое десятилетие растёт и эксперты связывают это с деятельностью человека. Наконец, не хотим никого расстраивать, но третья планета Солнечной системы точно шарообразная.
Другие юзеры Imgur удивились, как можно было так лаконично — в двух коротких фразах — подчеркнуть пользу полноценного среднего образования.
Невероятно, как много аргументов вытекает из такой жизненной позиции.
А другие дополнили мнение автора.
Логика и критическое мышление должны быть добавлены к литературе, правописанию и арифметике.
Комментаторы также отметили, что не все школьники склонны отказываться от биологии или географии. Некоторые уверены, что детям даются сложнее не естественные науки, а подвиды математики — геометрия и алгебра.
Забавно, что ни один из знакомых младшего возраста никогда не жаловался на науку, им скорее тяжело даются подвиды математики, вроде алгебры и тригонометрии.
А кто-то нашёл главную склонность тех самых «уже повзрослевших» в старшей школе.
Люди, о которых вы говорите, просто слишком много занимались этим в старшей школе.
Но пока в Сети пытаются наставить младшее поколение на путь истинный, сама молодёжь не считает, что родилась в нужное время. И старики с Reddit нашли этому научное объяснение.
Однако главное, что может связать разные поколения — это пранки. Иногда для скрепления подходит даже клей. К примеру, один парень разыграл отца, прикрепив самые важные для него вещи к потолку. Но в Сети больше переживали не за шутника, а за пульт от телевизора.
Нужны ли школьникам «ненужные» предметы
Анна Курская, РИА Новости.
В этом учебном году по всей России вступил в действие новый образовательный стандарт для начальной школы. Через несколько лет новации распространятся и на среднюю и старшую школу. Сегодня проекты образовательных стандартов находятся в разработке, но уже ясно, что у старшеклассников сократится число предметов: многие обязательные сегодня дисциплины станут «предметами по выбору».
Часть экспертов опасается, что уменьшение числа изучаемых предметов может привести к падению качества образования.
Ученикам придется делать выбор
Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (так называемая «модель Кондакова»), в начале года вызвал шквал критики в обществе.
Предметом для критики стала не практикуемая ранее в российской системе среднего образования возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Проект этот пока не получил окончательного вида, он дорабатывается, рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
На волне резкого обсуждения стандарта Кондакова началась разработка альтернативного проекта стандарта под руководством Никандрова. «Возможность ученика выбирать предметы предусмотрена в том и другом проекте, просто объем этого выбора различается», – пояснила эксперт.
Стандарт Никандрова развивает концепцию профильной старшей школы, где из 36 учебных часов в неделю 4 часа предполагают выбор предмета. «Конечно, это не индивидуализация образовательной программы в соответствии с предпочтениями и склонностями ученика, – отметила Абанкина. – Тем не менее, в рамках 10% учебного времени выбор предмета предусмотрен. Эта величина может быть увеличена до 15-20%, но не больше».
Модель Кондакова – это модель вариативного образования с возможностью формирования индивидуальной образовательной траектории. Здесь ученик сам формирует свою программу как целое, только три предмета остаются обязательными – физкультура, «Россия в мире» и ОБЖ.
«Заданы шесть предметных областей, четыре гуманитарные, одна математическая, и одна естественнонаучная, – рассказала Абанкина. – Внутри каждой из этих областей ученик сможет выбрать и глубину изучения (базовый или профильный уровень), и разнопредметность (1-2 предмета), либо взять интегрированный курс, если предмет для него не является важным».
Эксперт считает, что этот проект обеспечит комплексную фундаментальную подготовку школьника, поскольку ядро программы останется разносторонним.
Не слишком ли рано делать выбор?
Но не все эксперты согласны с тем, что при фактическом уменьшении числа предметов фундаментальные свойства школьного образования сохранятся. Делать выбор профиля обучения в 8-9 классе, по их мнению, слишком рано.
«Некоторые люди с самого детства знают, кем они будут, но это люди с особой интуицией и силой желаний, – рассказала старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – Большинство людей принимают решение о выборе профессии сразу после школы, часто не будучи готовыми к этому».
По ее словам, некоторые системы образования, например, немецкая, учитывают неготовность выпускника школы к осознанному выбору профессии. Они настроены на то, чтобы первое высшее образование человек получал для общего кругозора, а специализацию проходил в более старшем возрасте.
Эту точку зрения отчасти разделяет социолог Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова.
«Чтобы ученик мог выбирать профессию в школе, должна вновь заработать система профориентации, разрушенная в 1990-е годы, – рассказала РИА Новости социолог. – Но я убеждена, что сегодня в российской школе немного таких специалистов, которые могли бы помочь детям выявлять их способности и возможности, которые могли бы подсказать, какие профессии им больше подходят».
К тому же, по мнению эксперта, в современном мире раз и навсегда выбрать профессию невозможно, поскольку конъюнктура на рынке труда постоянно меняется, и люди вынуждены менять род занятий.
«Мы привыкли жить в обществе традиционного типа: «одна семья, одна любовь, одно Родина, одна профессия на всю жизнь», где приветствовались трудовые династии. Но сегодня ситуация изменилась, и менять профессию стало совершенно нормально».
В 1990-е годы на рынке труда были востребованы такие специальности, как финансы и кредит, юриспруденция, банковское дело. Многие россияне, выбравшие их, позднее остались работы. Важнее научить ребенка адаптироваться к меняющимся условиям, считает Паутова.
«Важно, чтобы выросла полноценная личность, которая может принимать решения на каждом жизненном повороте. Жизнь очень большая. Она не может определяться в 14-15 лет», – согласна с социологом Ольга Маховская.
Что считать ненужным?
Фундаментальные науки должны преподаваться до конца школы, как бы это ни было трудно, считает Маховская.
«Я считаю, что очень важно держать в тонусе интеллект, а он особо тренируется на предметах, не специфических для способностей человека. Ты понимаешь границы своих возможностей и интересов, только когда эти границы прощупываешь или пытаешься пробить лбом. Это очень важно», – отметила психолог.
Возможность выбора учебных предметов, которые даются школьнику легче других, таит в себе обманчивую простоту. «Как только появляется легкость в обучении, резко падает мотивация ученика, – рассказала Маховская. – То, что легко, не вызывает большого интереса. Человек, привыкший к отсутствию трудностей, никогда не состоится».
По ее словам, «ненужные» предметы стихийно создают ребенку трудности, помогают ему двигаться, учат справляться с проблемными ситуациями. Люди, которые постоянно находят выход из проблемных ситуаций, наращивают колоссальный потенциал, который может «выстрелить» после 40-50 лет. В этом возрасте люди не будут угасать, как их ровесники, а продолжат идти по нарастающей, отметила она.
«Если мы будем на бытовом уровне пересматривать систему образования или ориентироваться только на представления чиновников, мы можем потерять целое поколение и огромную образовательную систему», – подчеркнула психолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Какие школьные предметы нужны? Что говорит ВЦИОМ?!
Многие не любят школу, и происходит это обычно из-за предметов, кажущихся не нужными. Сегодня я расскажу, почему мы считаем не нужными вполне интересные предметы. Давайте начнём!
Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, показывают, что самыми полезными в «послешкольной» жизни считаются 5 предметов: математика, русский язык, литература, история, физика. Предлагаю вам другую точку зрения на то, что пригодится сегодняшнему ученику в дальнейшей жизни.
По данным ВЦИОМ, рейтинг наиболее полезных школьных предметов выглядит следующим образом:
Трудно судить, насколько этот набор отвечает требованиям общества. Но то, что не все эти предметы необходимы человеку для достижения личного успеха и благополучия, вполне очевидно. Не менее очевидно, что несколько важных предметов в этот список не вошли.
Если исходить из того, что задача школы — подготовить человека к тому, чтобы он мог обеспечивать себя, умел ориентироваться в современном мире, знал то, что необходимо для сохранения здоровья и поддержания социального статуса, то претензии к данным ВЦИОМ становятся очевидными. С точки зрения бывшего учителя и матери двух взрослых сыновей, мы можем сказать, что максимально полезными станут следующие предметы:
русский и иностранный языки;математика;биология;физика.
Стоит добавить, что российское образование отстает от мирового так же, как отстают медицина, промышленность, IT-сфера. Знание иностранного языка позволит вам получить качественное образование, которое признается в большинстве стран мира. К сожалению, российские вузы такого образования уже не дают.
Не секрет, что по продолжительности жизни Россия отстает от большинства цивилизованных стран. У нас нет системы, направленной на сохранение здоровья, каждый человек самостоятельно заботится о себе и своих близких. Без знания биологии, анатомии и физиологии хотя бы в пределах школьного курса это невозможно.
Теперь вы знаете, что многие предметы нужны. А все остальные, что простая трата времени? Совсем нет! Благодаря этим урокам вы можете пополнить свой словарный запас и выделиться в разговоре на тему, которую вам объясняли в школе.
Продолжим разговаривать о надобности уроков. Что на этот счёт могут сказать наши читатели?
Я считаю урок ОДКНР не нужным потому что это может и бабушка рассказать, а в жизни урок может и не пригодиться.
Я считаю музыку не нужным предметом, потому что мне не пригодиться это в жизни, и я считаю никому тоже не пригодиться. МХК там, или ОДКНР интересно и может кому-то нужно. А музыка.
Мы опросили еще несколько человек и поняли, что музыка-самый нелюбимый предмет среди учеников.
«А мне это надо?» Как объяснить ребёнку, зачем ему предметы из школьной программы
Школьники часто недоумевают, зачем гуманитариям точные науки и для чего будущие программисты должны изучать географию. Стандартное объяснение, что это нужно «для общего развития», давно потеряло актуальность. Выясняем, чему нас на самом деле учат школьные предметы, с Валентиной Третьяковой, педагогом Wunderpark International School.
Не только фактические знания
Школьное образование включает не только знания по конкретным предметам, но и менее очевидный комплекс навыков, важных для учёбы и взрослой жизни: soft skills — «гибкие» навыки — и общеучебные навыки. Soft skills не связаны с выполнением конкретной работы. Эти навыки помогают и в учёбе, и в будущей взрослой жизни. К ним относятся:
К общеучебным навыкам относятся планирование, самоконтроль, умение находить и обрабатывать информацию, презентационные навыки. Развивать эти умения помогает в том числе разнообразие учебных предметов. Рассмотрим подробнее, на какие качества и способности влияют разные предметы.
География
Если ученики сравнят схему производственного цикла чёрных металлов, геологическую карту региона с картой месторождений и с картой горной промышленности, им можно даже не объяснять тему «Горная промышленность»: они сами найдут основные взаимосвязи. Так будут развиваться исследовательское навыки, логика, критическое мышление.
История, литература и МХК
Математика, химия, физика и биология
Проекты, которые могут делать школьники благодаря освоению сразу нескольких предметов, это, например: «Витамины и их роль в жизни и здоровье», «Кислотные осадки: их природа и последствия», «Качественное определение веществ в составе разных видов мороженного», «Исследование химического состава в современных монетах».
Школа учит выбирать
Многообразие школьных предметов помогает развить субъектность — то есть быть более активным и инициативным, самому отвечать за свою жизнь. Школу можно рассматривать как тренировочную площадку, где дети получают опыт, осознают свои сильные и слабые стороны, формируют интересы. В этом процессе дети регулярно делают выбор: какой предмет им важен и почему, какие виды работ нравится выполнять, как планировать время, как поступать в разных ситуациях. Хорошо, если у школьника есть свобода делать выбор и получать поддержку от родителей и педагогов.















