для чего нужны школы здоровья
Красненская центральная районная больница
Основной целью здравоохранения на сегодняшнем этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. В современных условиях возрастает роль активного взаимодействия медицинских специалистов и пациента в вопросах оздоровления, снижения риска развития заболеваний, повышения приверженности здоровому образу жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью.
Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
В ОГБУЗ «Красненская ЦРБ» организованы и работают «Школы здоровья»:
«Школа для больных артериаьной гипертонией»
«Школа для больных сахарным диабетом»
«Школа для больных бронхиальной астмой»
«Школа здорового питания и коррекции веса»
«Школа для беременных»
«Школа молодой матери»
«Кабинет помощи отказа от курения»
Принципы организации Школ здоровья:
в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.
занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 2-8 занятий по 90 минут, в зависимости от школы
продолжительность занятий 1-1,5 часа.
занятия проводятся в группах по 5-8-10 человек.
20-30% – лекционный материал;
30-50% – практические занятия;
20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10% – индивидуальное консультирование.
Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к своему участковому врачу.
Школа Сахарного диабета
Определение сахарного диабета
Питание при сахарном диабете
Острые осложнения при сахарном диабете
Поздние осложнения при сахарном диабете
Препараты для лечения сахарного диабета
Физические нагрузки, алкоголь при сахарном диабете
Школа артериальной гипертонии
Артериальная гипертония. Физиология сердечно-сосудистой системы. Изменения при артериальной гипертонии. Факторы риска. Самоконтроль
Питание при артериальной гипертонии. Ожирение. Холестерин
Физические нагрузки при артериальной гипертонии
Стресс и методы борьбы со стрессом
Медикаментозная терапия при артериальной гипертонии. Фитотерапия.
Осложнения артериальной гипертонии и первая помощь
Школа бронхиальной астмы
Что такое бронхиальная астма? Понятие. Определение. Устройство дыхательных путей вне приступа и во время приступа. Триггеры астмы. Методы элиминации.
Пикфлоуметрия. Методика использования прибора. Ведение дневника самоконтроля. Пищевая аллергия. Гипоаллергенная диета. Энтеросорбенты.
Основные препараты в лечении астмы. Техника ингаляций. Использование спейсера, небулайзера. Лечение астмы в зависимости от степени тяжести.
Острый приступ астмы и первая помощь.
Лечение и профилактика БА.
Немедикаментозные методы лечения.
Школа молодой матери
Вопросы, рассматривающие на занятиях:
Витаминотерапия у беременных
Что исключить во время беременности
Личная гигиена беременных
Посещение бассейна, занятия йоги
Одежда для беременных
Проблемы беременных: изжога, геморрой
Расписание занятий уточняйте у гинеколога.
Школа здорового питания и коррекции веса
На занятиях мы поможем вам создать схему индивидуального питания, изменить пищевые привычки, которые помогут сохранять ваш вес на протяжении достаточно длительного времени. Расскажем, как можно достичь снижения веса без диет, психологические моменты при успешном снижении веса, как правильно выбирать продукты в магазине, как питаться вне дома и не поправиться и др.
Кабинет помощи отказа от курения
Основными задачами «Школы» являются:
— повышение информированности населения о вреде табакокурения для курящего и вреде «пассивного курения», риске развития осложнений табакокурения;
— формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью;
— повышение мотивации у курящих пациентов к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
На занятиях мы разберем:
— Что мы знаем о вреде курения?
— Типы курительного поведения.
— Что такое никотиновая зависимость?
— Современные методы лечения табакокурения.
— Мотивация и готовность бросить курить.
— Я решил бросить курить. С чего начать?
Критерии эффективности Школ Здоровья:
Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
стойкой утраты трудоспособности по болезни.
Что такое «Школа здоровья»
Что такое «Школа здоровья»?
Для чего создаются такие образовательные учреждения?
Кто в них обучается?
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, восстановление адаптационных возможностей организма ребенка в процессе обучения является основной задачей школы. Все общеобразовательные школы округа занимаются здоровьесберегающей деятельностью.
«Школа здоровья» решает эту же задачу и может быть организована во всех видах общеобразовательных учреждений, способных обеспечить комплексное решение задач по образованию, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья.
В Южном округе получили статус «Школа здоровья» 13 образовательных учреждений:
1. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000 «Лукоморье»
для детей с хроническими соматическими заболеваниями и детей – инвалидов с сохранным интеллектом и психикой.
Прием детей в школу осуществляется на основе медицинской комиссии детской городской поликлиники района Братеево.
Адрес: улица Борисовские пруды, дом 12, корпус 3
2. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Адрес: Кантемировская ул., д. 22, корп. 6
Телефон: 320–44–44, 320–00–00
3. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Район: Орехово-Борисово Южное.
Адрес: Воронежская ул., дом 46, к.2
4. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Адрес: ул. Криворожская, дом 27а
5. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Адрес: ул Красного Маяка д.3г,3б
6. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 – «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Район: Орехово – Борисово Северное
Адрес: Москва, улица Маршала Захарова, дом 25.
7. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Район: Бирюлево Восточное
Адрес: Загорьевская улица, дом 31.
8. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающих в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: улица М. Джалиля, дом 29, к.2.
9. Государственное образовательное учреждение
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: ул. Воронежская, д. 26, к. 4.
10. Государственное образовательное учреждение
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
11. Государственное образовательное учреждение
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: 117208 г. Москва, Сумской проезд, дом 21а
12. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 – «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: Борисовский пр-д, дом 40, к.. 2
13. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 – «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: Варшавское шоссе, дом 12.
14. Негосударственное образовательное учреждение «Самсон»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Адрес: Кленовый бульвар, дом 7, к.2.
Извлечение из документа «Закон г. Москвы «Об общем образовании в городе Москве»
Статья 15. Организация и финансирование образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе «Школа здоровья», основной общеобразовательной школе «Школа здоровья», средней общеобразовательной школе «Школе здоровья», центре образования «Школа здоровья»
1. Обучение Организация и финансирование образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе «Школа здоровья», основной общеобразовательной школе «Школа здоровья», средней общеобразовательной школе «Школе здоровья», центре образования «Школа здоровья» строится в режиме полного дня, который предусматривает сочетание обучения, воспитания, лечебно – профилактических мероприятий и отдыха.
Образовательная программа государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» ориентирована на вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формированию навыков здорового образа жизни при поддержке медико – психолого – социальной службы учреждения.
2. Наполняемость классов и групп продленного дня в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» устанавливается в количестве 20 обучающихся.
Классы делятся на две группы при проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы), трудовому обучению, информатике и вычислительной технике (5-11 классы), при проведении лабораторных работ по химии и физике.
При проведении занятий по физкультуре делятся на две группы (1 – 11 классы), в соответствии с группами здоровья обучающихся. При проведении занятий по лечебной физкультуре наполняемость групп составляет не более 8 обучающихся.
3. В государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» в течение учебного года могут устанавливаться дополнительные каникулы.
4. Медицинская деятельность в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» осуществляется при наличии соответствующей лицензии.
5. В государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» организуется трехразовое горячее питание для всего контингента обучающихся за счет средств бюджета города Москвы.
6. Финансирование государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» осуществляется на основании индивидуального штатного расписания за счет средств бюджета города Москвы.
Школы пациентов: зачем участвовать и чего ожидать пациентам с раком легкого?
Что такое школы пациентов, чем они могут помочь и почему их стоит посещать.
Каприн А. Д., Старинский В. В., Шахзадова А. О. Состояние онкологической помощи населению России в 2019 году. М.: МНИОИ им. П. А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2020. — илл. — 239 с. (Электронный ресурс). URL: https://glavonco.ru/cancer_register/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%202019.pdf (дата обращения: 14.06.2021).
И далеко не всегда человеку, особенно пожилому, удается найти ответ на интересующий вопрос. Мало того, бывает так, что пациенты или их родственники становятся «жертвами» информации из ненадежных источников. Все это не лучшим образом влияет на здоровье: как физическое, так и ментальное.
Что такое школа пациентов?
Чтобы помочь пациентам и их родственникам сориентироваться в потоке информации, многие крупные стационары и пациентские организации организуют школы здоровья для пациентов. Это достаточно новый формат для нашей страны: первые школы возникли лишь 10–15 лет назад. В рамках таких школ проводятся регулярные встречи пациентов и их близких со специалистами: врачами, юристами, психологами.
Врачи-онкологи понятным и простым языком рассказывают о том или ином злокачественном заболевании, делая акцент на современных и доступных методах диагностики и лечения. Юристы затрагивают актуальные вопросы прав пациентов на бесплатную медицинскую помощь, медикаменты, обезболивание и больничный. Обсуждаются проблемы взаимоотношений с работодателем и вопросы установления инвалидности. Психологи в свою очередь помогают пациентам пройти через сложности, связанные с принятием диагноза и лечением, разбирают типичные ситуации и то, как на них стоит реагировать, дают советы родственникам, касающиеся поддержки их близкого.
Обычно встречи школы пациентов проходят в свободном формате: после небольшой и понятной лекции специалиста есть возможность задать интересующий вопрос, поделиться проблемами с другими пациентами или просто выговориться. В большинстве школ возможны и индивидуальные встречи. Темы встреч в большинстве случаев определяются коллегиально с учетом пожеланий участников.
Зачем они нужны?
Школы здоровья для пациентов создаются, чтобы:
Все это направлено на достижение главной цели — помочь в борьбе с раком.
Как их найти?
Чаще всего пациентские школы организуются при онкологических центрах. Узнать о них можно в самом центре (у лечащего врача или в столе справок), по телефону либо на сайте медицинского учреждения. Например, вот так выглядит страница «Школы пациентов» на сайте НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, а так — на сайте Самарского онкоцентра.
Некоммерческие организации также организуют школы помощи онкобольным, часто — удаленно в режиме онлайн. Например, на YouTube-канале организации «Не напрасно» можно найти множество полезных видеоуроков и вебинаров. Немало видеолекций и на сайте ассоциации пациентов «Здравствуй!», а «Движение против рака» проводит школы для пациентов в 15 регионах нашей страны. В условиях сложной эпидемиологической обстановки, занятия часто организуют в онлайн формате, что позволяет в любом месте и в удобное время принять участие, а также задать волнующие вопросы.
Для чего нужны школы здоровья
Школы здоровья организуются и формируются по наличию определённого хронического неинфекционного заболевания и факторов риска его развития у пациентов.
В Центре здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» действуют 6 школ здоровья:
1. Школа профилактики артериальной гипертензии;
2. Школа профилактики хронической обструктивной болезни лёгких,
3. Школа профилактики сахарного диабета;
4. Школа профилактики атеросклероза;
5. Школа здорового питания;
6. Школа профилактики табакокурения.
Цели Школ здоровья:
повышение информированности о хронических неинфекционных заболеваниях (ознакомление людей с факторами риска ХНИЗ);
улучшение качества жизни пациента и его семьи;
мотивация пациентов к выздоровлению;
формирование активного отношения пациента к собственному здоровью и здоровью его близких людей;
получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания;
формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на свое здоровье.
Задачи Школ здоровья:
информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;
знакомить с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний;
формировать рациональное и активное отношение человека к здоровью, мотивация к оздоровлению;
повышать ответственность человека за сохранение своего здоровья;
формировать умение и навыки по самоконтролю и самопомощи;
добиваться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;
ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
В Школе здоровья используется цикловой метод обучения в каждой школе проводится не менее 3-х занятий по 45 минут каждое, с демонстрацией слайдов по каждой тематике занятий, использованием лекционного материала, медицинского оборудования (тонометр, пульсоксиметр и др.), а занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем структурного подразделения. В ходе проведения занятий ведётся открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Занятия проводятся небольшими группами (максимально 8-10 человек).
Темы занятий освещают такие аспекты, как:
— здоровое питание, ожирение, гипертония, болезни легких, курение,
— влияние факторов риска на развитие ХНИЗ;
— необходимость и дозированность физических нагрузок;
— практические навыки по измерению индекса массы тела, артериального
давления, ЧДД, ЧСС и др.;
— изучение методик по снижению неблагоприятных факторов на
Занятия проводятся врачами-специалистами Центра здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» прошедших обучение по тематике «Медицинская профилактика», в отдельном помещении предназначенным для проведения Школ здоровья.
Запись пациентов ведется ежедневно с понедельника по пятницу по телефону 29-96-08 с 8-00 до 16-00
руководителем Центра здоровья Сафиуллиной Р.Н.
совместно с редакционно-издательским отделом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Школа здоровья создается на базе: кабинета (отделения) медицинской профилактики центра здоровья дневного стационара специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического) отделения стационара медицинской организации, санатория-профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в: Приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги» Приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы: 1. B04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой 2. B04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника. 3. B04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом. 4. B04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушениями роста. 5. B04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе. 6. B04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией. 7. B04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью. 8. B04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом. 9. B04.001.003 Школа для беременных
Пациенты направляются на занятия в школе: лечащим врачом врачом центра здоровья специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить: врач фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий: обучает навыкам самоухода измерению артериального давления измерению уровня глюкозы в крови правилам пеленания грудного ребенка и т.д.
В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие: участковый (семейный) врач кардиолог диетолог врач или инструктор по ЛФК пульмонолог эндокринолог акушер-гинеколог психотерапевт или психолог.
Основные задачи Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями: — повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска; — повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья; — формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению; — формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состояния здоровья, оказанию первой помощи в случаях обострений; — формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска; — формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Основные задачи Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка: — информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов; — формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу; — снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов; — мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка; — повышение информированности будущих матерей об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни; — укрепление внутрисемейных отношений.
Основные задачи Школы для желающих бросить курить: — повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методах отказа от курения; — определение курительного статуса; — повышение мотивации к отказу от курения; — разработка индивидуального плана по отказу от курения; — повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья; — поддержка выпускников школы.
Результатом деятельности Школы здоровья должны быть: — стабилизация хронических процессов у пациентов; — снижение числа осложнений после проведенного обучения; — улучшение качества жизни пациента и ухаживающих за ним родственников (как следствие снижения эмоциональной напряженности в семье).
Дополнительное (желательное) оборудование школы: — проектор, компьютер, экран; —принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов; — аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы; — зал ЛФК.
Пикфлоуметр – это небольшой по размерам прибор, который предназначен для измерения максимально возможной скорости выдоха. Его нужно использовать пациентам, у которых диагностирована бронхиальная астма, а также другие обструктивные болезни легких. Измерение пиковой скорости выдоха важно при контроле артериального давления при гипертонических патологиях или повышенном уровне глюкозы в крови.
Спейсер- это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоля лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом.
Небула́йзер (от лат. nebula — туман, облако) — устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества. Применяется при лечении муковисцидоза, бронхиальной астмы и респираторных заболеваний. Небулайзеры бывают как стационарными, предназначенными для работы в ЛПУ, так и переносными, использующимися астматиками самостоятельно для предупреждения и снятия приступа бронхиальной астмы. В зависимости от способа распыления различают компрессорные и ультразвуковые небулайзеры.
Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка: кукла, набор пеленок и одежды средства для ухода за кожей ребенка ванночка для купания, полотенце памперсы, салфетки очищающие, набор для утреннего туалета новорожденного бутылочки, соски
Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер загубники картонные одноразовые.
Особенности организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья В основе процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения лежит понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер (все «за» и «против», усилия, польза) для конкретного индивидуума или группы пациентов. При проведении Школы здоровья используются принципы групповой рациональной терапии. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, мотивации и ответственность за свое здоровье. В ходе занятия используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.
Для эффективного обучения пациентов в школах помимо клинических знаний необходимы дополнительные профессиональные знания и умения: — нужно знать основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владеть техникой обратной связи; — необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений; — обязательно использовать активные формы обучения для повышения его эффективности.
Выбор методов и форм гигиенического обучения и воспитания зависит от: количественного состава аудитории степени ее однородности по возрасту и полу уровня готовности лиц выполнять рекомендации, знаний о заболевании и навыков самоухода мотивации на изменение образа жизни.
Психологические трудности организации учебного процесса в Школе пациента Любое серьезное заболевание, тем более хроническое, сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать защитные психологические механизмы для уменьшения тревоги из-за ухудшения качества жизни. Модель принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников
На эффективность обучения, принятие рекомендаций влияют факторы: — достоверность представлений пациента о своем заболевании (стадия, прогноз, возможные причины, осложнения); — представления пациента о возможности воздействия на собственное заболевание с целью улучшения качества жизни; — объем и эмоциональная окраска предшествующего опыта обучения; — личностные особенности человека (характер, темперамент); — возраст.
На эффективность обучения сильно влияет фактор, который можно назвать готовностью к изменениям в поведении. В 1983-1986 гг. Дж. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую спиральную модель процесса изменения поведения. Именно на ее основе строится стадийность изменения поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни.
Специфика обучения пациента с учетом спиральной модели изменения поведения Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Безразличие Не подозревает о необходимости перемен в привычном поведении или же психологически не готов к ним Необходимо акцентировать внимание на зависимости факторов риска от конкретных вредных поведенческих привычек Размышление Оценивает персональные возможности последствия перемен в поведении, активно ищет информацию о своем заболевании Помочь пациенту взвесить все «за» и «против», подтолкнув к принятию решения изменить собственное поведение
3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Подготовка к переменам Начинает переходить от абстрактных размышлений к конкретным действиям (например, записывается в Школу пациента) Содействовать в начале перемен, ставить конкретные, краткосрочные цели, активно хвалить пациента за успехи Действие Активно изменяет поведение, постепенно приходя к самоконтролю своего состояния Предложить наиболее эффективную стратегию действий, предоставить достаточный объем информации, поддерживать уверенность пациента
3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Поддержание новой формы поведения Правильное поведение пациента и самоконтроль становятся стабильными, но при определенном социальном окружении, ослаблении мотивации к поддержанию стабильного состояния здоровья возможен регресс с возвращением на предшествующие стадии Преподавание стратегии профилактики рецидива
Для эффективного обучения в Школе здоровья необходимо выработать структурированную программу обучения. Программы обучения должны быть строго дифференцированы в зависимости от больных. К примеру, при организации Школы сахарного диабета при формировании учебных групп учитывают тип сахарного диабета, возраст пациентов, характер терапии (диетотерапия, таблетированные сахароснижающие препараты, инсулинотерапия), сопутствующие заболевания или состояния (гипертоническая болезнь, беременность и др.).
Планирование предусматривает: — общее количество занятий; — их продолжительность; — примерное количество человек, желающих пройти обучение; — возможное количество в одном потоке; — определение тем занятий; — необходимое наглядное оснащение каждого занятия; — необходимый раздаточный материал для каждого занятия (памятки, рабочие тетради пациента).
Медицинская сестра должна участвовать в разработке памяток, презентаций, рабочих тетрадей пациентов. Ряд материалов уже существует, они используются в работе центров здоровья. Рабочая тетрадь пациента, дневник пациента конкретной Школы здоровья включают доступно изложенную информацию о заболевании, его основных опасностях и симптомах. В тетради приводятся советы и рекомендации по самоуходу, профилактике осложнений, лечению, описаны действия при резком обострении заболевания. Пациентам также предлагаются контрольные задания, правильность выполнения которых оценивает медицинская сестра.
Пример оформления рабочей тетради пациента
Пациенту необходимо последовательно предоставить следующие блоки информации. 1. Информация о причинах заболевания 2. Лечение 3. Профилактика 4. Факторы, влияющие на качество жизни 5. Коррекция психоэмоционального статуса пациента и его родственников
Успешному профилактическому консультированию способствуют: доверительная атмосфера общения медицинского работника и пациента взаимопонимание и чувство сопереживания эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются пациентами лучше и действуют более убедительно, если: они проводятся с акцентом на положительные ассоциации не содержат трудновыполнимых рекомендаций советы сопровождаются письменными рекомендациями, выдачей памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
При проведении занятия в школе здоровья теоретическая часть (например, понятие о гипо- и гипергликемии) обычно реализуется врачом, а практическое обучение проводит медицинская сестра (например, обучение самоконтролю уровня сахара в крови).
Учетно-отчетная документация: 1. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в школе. 2. Амбулаторная карта с записями, отражающими течение заболевания и дни обучения (форма № 025у «Медицинская карта амбулаторного пациента»). 3. Талон амбулаторного пациента (для поликлиник). Форма № 039у «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому» 4. Годовая отчетная форма № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» 5. Годовой отчет о работе Школ здоровья.
На школу заводится единый журнал Журнал хранится у заведующего отделением (кабинетом) медицинской профилактики, центром здоровья. В данном журнале регистрируются следующие сведения: — дата начала обучения; — ФИО пациента; — возраст; — адрес; — категория населения — давность основного заболевания; — инвалидность по основному заболеванию; — кратность обучения (1-е, 2-е и т.д.) — фамилии медицинских работников, проводивших обучение.
В амбулаторной карте делается запись о течении заболевания, с развернутым клиническим диагнозом и уточненными факторами риска, указывается дата начала занятия в Школе пациента, полное название школы. Каждое занятие Школы пациента оформляется как посещение с указанием параметров состояния здоровья (артериального давления, гликемии, показаний пикфлоуметра, массы тела, данных ЭКГ и т.п.), а также темы занятия, проставляется шифр по МКБ (раздел Z).
Показатели объема и полноты профилактической помощи оцениваются ежегодно : — количество пациентов, обученных в школе; — процент обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для медицинских организаций, имеющих прикрепленное население).
Цель создания школ пациента (школ здоровья) – сделать пациентов партнерами врачей и медсестер по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь их к взаимовыгодному сотрудничеству. Прежде всего пациент и/или его родственники должны знать: диагноз (предварительный/предполагаемый – при поступлении больного в ЛПУ и окончательный – при выписке); информацию о предстоящих диагностических обследованиях: инвазивных или неинвазивных процедурах; подготовке к той или иной процедуре; последствиях диагностических процедур, включая возможные осложнения; степени доступности (стоимости) обследования; информацию о лечении с ориентацией на пациента, а именно: схему применения медикаментов, правила проведения манипуляций и процедур, сведения об эффективности лечения, стабильности достигнутого результата, реабилитации и профилактике.
Обязанности медицинской сестры в работе школ пациента При организации таких школ значительную часть работы с пациентом целесообразно возлагать на медицинских сестер. Они могут объяснить, расписать схему принятия пациентом назначенных врачом препаратов и проконтролировать своевременный их прием; предложить форму дневника, который больному необходимо вести для самоконтроля; рассказать, как нужно готовиться к предстоящим процедурам; обучить правилам и технике самостоятельного ухода.
В задачи, стоящие перед школой правильного медицинского ухода, входит обучение родственников и других лиц осуществлению ухода за больным в стационаре и на дому, а именно: методам контроля над изменением состояния его здоровья; принципам общего ухода; профилактике осложнений; методам дезинфекции; простым медицинским манипуляциям; методам самообслуживания и самоконтроля; использования технических средств реабилитации и малой механизации; обеспечению безопасной домашней среды, профилактике травматизма.
В школах правильного медицинского ухода проходят занятия по следующим темам: «Гигиена кожи. Профилактика пролежней»; «Инконтиненция. Методы лечения и подбор индивидуальных средств гигиены»; «Профилактика гипертонической болезни и ее осложнений. Техника самоконтроля АД»; «Обеспечение безопасной домашней среды для тяжелобольного пациента».
Работа школ пациента нацелена на достижение следующих результатов: оптимального уровня жизни тяжелобольного в привычной для него домашней обстановке; наиболее благоприятной психологической атмосферы в семье; достаточного уровня медицинской грамотности родственников и других ухаживающих за больным лиц; уменьшение случаев увольнения родственников больного с работы в связи с необходимостью осуществления ухода за ним.
Работа школ пациента усиливает эффективность здравоохранения, способствует уменьшению затрат на лечение и уход за больными, повышает качество жизни каждого конкретного пациента, благоприятно влияет на обстановку в его семье и впоследствии приводит к позитивному изменению общественного сознания, а именно к осознанию ответственности каждого за свое здоровье и за здоровье членов своей семьи.
Благодарю за внимание!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, а также школы ориентированные на потребности региона.
Цели, задачи, базы школ,
Тематика и оснащение школ.
Документация и обязанности медицинских сестер.
Специфика обучения пациентов.
Номер материала: ДБ-1314509
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.




