для чего нужны софтбоксы
Для чего нужны софтбоксы
Несмотря большую популярность софтбоксов, существует множество неправильных представлений о них, и некоторые фотографы до сих пор не понимают основ их работы.
Как работает освещение
Прежде чем мы перейдем к софтбоксам, давайте я вначале расскажу, как на самом деле работает освещение. Лучший и самый понятный способ понять это — посмотреть на солнце — не буквально конечно!
В яркий, безоблачный, солнечный день солнце светит во всей красе. Оно далеко от земли, поэтому, в целом, оно маленькое в небе и оно имеет тенденцию отбрасывать резкие тени на землю. Но в тот момент, когда облако закрывает наше солнце, этот маленький источник света в небе внезапно становится больше из-за чего-то, что находится ближе и больше (по сравнению с тем, что мы видим в небе), чем солнце, которое теперь спряталось за облаком. Когда облако появляется перед солнцем, солнечный свет смягчается, иногда до такой степени, что тени полностью исчезают.
Отсутствие теней называется мягким освещением, а более глубокие тени, отбрасываемые солнцем в безоблачный день, — жестким освещением.
Мягкое освещение — это когда источник света находится ближе и он больше, чем сам объект съемки. Это означает более светлые, мягкие тени.
Жесткое освещение — это когда источник света меньше и дальше, чем объект съемки. Это означает более глубокие тени.
Когда мы говорили об облаках и солнце, мне пришло в голову, что освещение в пасмурный день часто называют эффектом софтбокса в профессиональном маркетинге портретной фотографии, точно так же, как закат и восход солнца называют волшебным и золотым часом.
Что такое софтбокс
Софтбокс — это по сути коробка, которая размещена перед источником света или вокруг него. Источник света, как объяснялось в предыдущем примере (солнце), обычно небольшой. Софтбокс делает его больше и мягче по отношению к объекту. Софтбоксы состоят из двух сторон материала: внешняя сторона обычно черная, а внутренняя — серебристая или белая. Затем есть два куска ткани или пластика, которые действуют как облако для солнца. Одна из этих частей находится внутри софтбокса и называется внутренней перегородкой. Другая находится снаружи и иногда называется диффузным носком.
Рисунок выше показывает, как это работает. Но здесь есть и ряд других факторов.
Размер
Размер софтбокса во многом определяет, количество и силу теней. И в этом примере мы специально сосредоточимся на портретной съемке. Допустим, мы делаем хедшоты, и нашему объекту нужно что-то с очень мягким освещением. А теперь давайте подумаем об этом:
Для съемки портрета, требуется довольно крупный план. Это не полное тело. Обычно это либо голова и плечи, либо, в случае бизнеса, верхняя часть тела.
В случае фотографирования только головы человека мы знаем, что это небольшой объект. Итак, нам нужен источник света размером больше головы объекта. С учетом сказанного, софтбокс должен быть больше, чем голова человека.
Фотографируете голову и плечи? Вам понадобится софтбокс размером больше головы и плеч (и, очевидно, больше мощности от вашей вспышки).
Внутренняя часть
Софтбоксы обычно бывают двух цветов: белого или серебристого. Белый цвет хорош, потому что он смягчает свет и часто делает кожу действительно приятной. Серебро добавляет больше яркости и дает вам свет, который бросает много света в глаза вашего объекта и позволяет вам видеть каждую пору в его коже. Эти интерьеры являются вариациями друг друга. Серебро с небольшим количеством белого иногда называют мягким серебром.
Форма
Софтбоксы имеют самые разные формы. Самая традиционная форма — это четырехсторонний прямоугольный ящик. Софтбоксы, у которых две стороны очень короткие, часто называют стрипами. Софтбоксы с восемью сторонами называются октабанками. Форма определяет форму света на объекте.
Какой софтбокс выбрать
Это частый вопрос, который нам задают. Проще говоря, ответ зависит от того, для чего вы используете софтбокс. Возможно, вам следует учитывать три наиболее важных момента: что вы снимаете, размер студии и ваш бюджет.
Лично я рекомендую покупать самый большой софтбокс, который вы можете, поскольку это обеспечит максимальную степень универсальности и гибкости, поскольку вы всегда можете замаскировать большой софтбокс, чтобы сделать его меньше. Также следует подумать о том, какие аксессуары вы сможете использовать с софтбоксом, поскольку они могут помочь вам еще больше изменить свет и добиться разных результатов с помощью всего одного размера.
Как использовать софтбокс
Для освещения объекта, как правило, проще всего использовать софтбокс, и поэтому многим фотографам они действительно нравятся. По сути, всё, что вам нужно сделать, это указать им на ваш объект. Но красота софтбокса заключается в угле и направлении, с которого вы направляете свет. Имея это в виду, вы должны поэкспериментировать и посмотреть, как свет падает на людей и предметы.
Для новичков: установите софтбокс под углом 45 градусов от лица объекта съемки. Поднимите софтбокс так, чтобы его середина была прямо над глазами, а острие было направлено вниз. Нравится этот взгляд? Тогда работайте с этим. Не нравится, заметьте, что не так, и исправьте.
Альтернативы
Софтбокс или зонтик
Как и софтбоксы, зонтики являются популярными модификаторами и часто используются фотографами. Доступные в различных размерах, зонты обычно прозрачные (зонты с просветом) или имеют белое или серебряное внутреннее покрытие (светоотражающие зонты).
Самое большое преимущество зонтов перед софтбоксами — это цена. Некоторые фотографы также предпочитают их из-за круглых бликов, которые они создают при съемке портретов. Однако эти доступные модификаторы не предлагают такой же контроль, как софтбоксы, которые сдерживают свет и не позволяют ему распространяться по вашей студии. Их также сложнее модифицировать (хотя зонт Broncolor Focus 110 позволяет перемещать источник света внутри зонта и, следовательно, контролировать жесткость или мягкость света, аналогично их парам).
Софтбоксы или портретная тарелка
Портретные тарелки, пользующиеся большой популярностью среди фотографов моды и красоты, являются очень эффективными модификаторами как с точки зрения производимого света, так и с точки зрения стоимости. Тени, создаваемые портретными тарелками, хотя и мягкие, быстро переходят от светлого к темному, что дает красивый скульптурный свет.
Как и софтбоксы, портретные тарелки доступны с множеством модификаторов, в том числе с цветом внутренней части, сетками. Также они бывают разных размеров. Хотя они дороже софтбоксов, их тоже можно использовать как со студийными лампами, так и со вспышками.
Софтбокс или параболический отражатель
Если вам нужен софтбокс, то скорее всего, у вас может не хватить бюджета на истинный параболический отражатель. Однако о них стоит упомянуть из-за их универсальности. Paras производит красивый, блестящий свет, которым вы можете управлять, регулируя положение источника света в модификаторе. Такое точное управление светом означает, что у вас есть возможность достичь различных результатов с помощью всего одного источника света. У них также есть возможность прикрепить передний диффузор, который по сути превращает их в круглый софтбокс. Хотя эта форма может быть не идеальной для некоторых жанров, таких как фотография продукта, это означает, что у вас есть несколько модификаторов в одном.
В целом софтбокс (или два, или три) принесет большую пользу любой студии, независимо от области вашей работы. И с их помощью, вы достигните новых высот в своей фотографии.
О том, для чего ещё нужен софтбокс, читайте в статье — 5 способов использования софтбоксов в студии
Насадки для студийного света: какие бывают и как пользоваться. Подробный гайд
Новичку невероятно сложно фотографировать в студии. Тут бы с настройками камеры разобраться, а тут вдруг надо ещё правильно настроить и поставить свет. И администраторы лезут со своим «Вам что? Софтбокс или портретку?». Но свет незаменим: управляя источниками света с помощью мощности, моделирующих насадок и расположения, мы получаем качественную фотографию.
Какие бывают насадки, чем они отличаются? Когда лучше взять стрипбокс, а когда — зонт? Чем правильней подсветить фон? Отвечаем на все эти вопросы и разбираемся, какие аксессуары для студийного света помогут разнообразить снимки.
Какие бывают насадки для студийного света
Софтбокс
Так называют насадки, у которых есть слои рассеивания. Как правило, это один или два слоя белой полупрозрачной ткани. Да, софтбоксы, по сути, сделаны из ткани на каркасе определенной формы.
Типы софтбоксов
— Прямоугольные и квадратные софтбоксы. Нестареющая классика. Бывают разного размера. Чем больше источник, тем мягче свет.
— Октобокс. Восьмиугольные софты. Часто это самые большие студийные насадки. Их любят за интересную форму блика в глазах и то, что с их помощью можно осветить большую площадь.
— Стрипбокс. Это длинный прямоугольник, но, в отличие от классического прямоугольного софтбокса, достаточно узкий по ширине и вытянутый по высоте.
— Круглый софтбокс. Дает интересные круглые блики в глазах модели.
— Напольный софтбокс. Позволяет подсветить объект снизу.
Часто в среде фотографов и сотрудников студий софтбоксами называют именно квадратные или прямоугольные насадки, чем путают новичков, которые начинают считать октобоксы и стрипбоксы отдельным видом света. На самом деле всё это софтбоксы. Просто разной формы.
Что снимать с помощью софтбоксов
Насадка, которая дает мягкий, рассеянный свет со светлыми, аккуратными тенями. Иногда зонт настолько сильно рассредотачивает свет, что из-за него приходится повышать мощность импульса вспышки.
— На просвет. Чаще всего это зонт из белой ткани. При съёмке с такой насадкой, мы направляем источник света на модель или предмет, а открытый зонт заслоняет лампу. Получается, мы снимает сквозь зонт, из-за чего свет рассеивается. Принцип работы такой же, как у софтбокса.
— На отражение. Зонты на отражение чёрные, а их внутренняя часть золотая, серебряная или белая. Снимая на отражение, мы направляем свет в противоположную сторону от объекта съёмки. Вспышка отражается от внутренней поверхности зонта и освещает модель.
Цвет внутренней поверхности зонтов на отражение влияет на цвет света. Если вам нужен тёплый свет, то используйте золотой зонт. Для холодного подойдет серебряный. Нейтральная цветовая температура создаётся с помощью белого зонта. Донастроить баланс белого можно на постобработке.
Чтобы закрепить зонт на штатив, нужно специальное крепление, которое позволяет вставить туда «ножку» рассеивателя. Одни насадки продаются с креплением «горячий башмак» для накамерных вспышек. Бывают также модели с патронами для ламп.
Стоит отметить, что один из самых бюджетных модификаторов света. Например, зонт на просвет можно купить за 350 рублей.
Что снимать с помощью зонтов
Зонт — идеальная насадка для новичка, так как даёт аккуратный светотеневой рисунок. Зонтом сложно испортить портрет — тени от него достаточно светлые, плавным, едва различимым градиентом переходят в средние тона и блики. От зонта сложно получить черные провалы вместо глаз, жёсткие, резко очерченные тени около носа.
Портретная тарелка
Позволяет получить средний по жёсткости свет, так как сначала он «бьёт» в металл, а потом рассеивается по белой или серебряной поверхности. С одной стороны, это даёт мягкий свет, но форма и относительно небольшой размер источника делают его направленным, что повышает его контрастность.
Что снимать портретной тарелкой
— Любые портреты. Регулируйте высоту и расположение источника, чтобы добиться разного эффекта и настроения в кадре. Например, если поставить свет с портретной тарелкой за моделью и направить свет вниз, получится драматический портрет с глубокими тенями.
— Портретная тарелка дает хороший контраст, поэтому её часто используют для фэшн-съемок.
— Портретная тарелка подойдет для бьюти-фотосессий с акцентом на причёску или макияж модели.
Рефлектор
Насадка, дающая жёсткий свет. За счет формы и материала с отражающей поверхностью внутри, она формирует свет в пучок. Таким образом он получается направленным, то есть светит строго туда, куда вы показали. Аналогия простая — представьте актёра на сцене, за которым силами осветителя «бежит» луч прожектора.
Что снимать с помощью рефлектора
— Рефлекторы дают жёсткие тени на лице модели, проявляют фактуру. Это идеально для драматических или мрачноватых портретов. Кроме того, с его помощью можно сделать акцент на рельефе тела или морщинах.
— Жёсткий свет, подчеркивающий брутальность, хорош для мужских портретов. Либо для женских, где важно передать решительный характер и яркий темперамент.
— Чтобы подсветить фон, используйте фоновый рефлектор. Это трубка с как бы срезанным по диагонали краем. Такая форма нужна, чтобы свет направлялся строго в одну сторону (на фон) и не попадал на модель и в объектив.
— С помощью рефлектора добавьте на модель контровой свет.
Тубус
Иногда его называют конусным рефлектором. Модификатор, дающий жёсткий свет. Насадка в виде конуса, которая формирует узкий, направленный пучок света. Достаточно сложная для новичка-фотографа и неопытной модели насадка, так как нужно хорошо понимать, куда бьёт луч света, и находиться строго в нём.
Что снимать с помощью тубуса
Аксессуары к модификаторам света
Направляют свет, делают его более акцентированным. Повышают жёсткость света и сужают световой пучок.
— Соты на рефлекторы. Представляют собой круглую металлическую насадку, действительно напоминающую пчелиные соты.
— Соты на сотфбоксы. Тканевые квадратные сетки. Как правило, крепятся с помощью липучек. Бывают с разной шириной ячеек. Чем ячейка сот меньше, тем уже пучок света на выходе.
Зачем использовать соты
— Направляя свет определенным образом, можно осветить только модель, а фон оставить нетронутым.
— Если совместить портретную тарелку и соты, можно получить эффект прожектора.
— Поставить акцент на отдельный объект или предмет.
— Сделать светотень на лице модели более контрастной.
Шторки
Модификатор для рефлектора. Это насадка с четырьмя подвижными чёрными заслонами. Надев их на рефлектор, можно контролировать световой поток и направлять его.
Зачем использовать шторки
Маски гобо
Маски гобо — это трафареты, через которые можно пропускать свет, чтобы получить световой узор на модели или фоне. С помощью них можно проецировать абстрактные узоры и имитировать солнечный свет, падающий сквозь окна или жалюзи. Они бывают пластиковые, стеклянные, металлические.
Для масок гобо есть специальная насадка. Её конструкция необычна тем, что в середине находятся линза и рычаг, который позволяет регулировать ширину пучка света, а на конце — ещё одна линза и рычаг, которые фокусируют свет, чтобы рисунок был чётче. Более простая альтернатива — металлический держатель.
Но, чтобы снимать через трафарет, необязательно использовать именно насадку для гобо — подойдет любой жёсткий источник света, на который можно закрепить пластину с рисунком. Кроме того, вы сами можете создать трафарет любой формы и использовать его в съёмке.
Цветные фильтры
Полупрозрачные гелевые листы (иногда пластмассовые пластины), которые меняют цвет света. Продаются либо в виде квадратных или прямоугольных листов, которые можно закрепить на источник света скотчем, либо в виде железных пластин, которые крепятся на рефлекторы.
Как выбрать софтбокс: 10 частых вопросов и ответы на них
Портреты и фешен, продуктовая, коммерческая и арт-съемка — что бы вы ни снимали, рано или поздно вам понадобится софтбокс! Популярность софтбоксов привела к появлению огромного числа их разновидностей, всевозможных форм, размеров и креплений. При таком разнообразии вариантов поиск подходящего может стать непростой задачей, особенно для новичка. В этой статье мы собрали всю необходимую информацию для выбора софтбоксов, ответив на самые популярные вопросы о них.
Софтбокс — один из самых распространенных модификаторов света для фотографов, видеографов и кинематографистов. Софтбоксами можно пользоваться и в студии, и на выездной съемке, причем с самыми разными световыми приборами: от большого студийного моноблока до накамерной вспышки. Софтбоксы любят за простоту, универсальность и красивую картинку, которую они помогают получить минимальными средствами.
Что делает софтбокс?
Софтбокс «смягчает» световой поток вашего источника освещения. Представьте, что вы накинули белую футболку на яркий фонарик. Свет при этом становится более рассеянным и мягким. Такое освещение хорошо подходит для различных жанров фотографии и для самых разных объектов / моделей.
Как устроен софтбокс?
Купол (отражатель) натягивается на спицы и с помощью крепления к нему присоединяется осветитель. Внутренняя сторона купола покрыта отражающим материалом. Также внутри купола располагается внутренний рассеиватель, а снаружи натягивается внешний съемный рассеиватель.
Зачем нужны софтбоксы разных форм?
Форма определяет направленность света, которую создает софтбокс, и то, как свет «ляжет» на объект. От формы также зависит, как будут выглядеть блики в глазах модели.
Прямоугольные и квадратные софтбоксы
Стандартная форма, прямоугольные блики. Такие софтбоксы подойдут для разных целей: съемки больших объектов, групповых фото, продуктовой, макросъемки.
Стрипбоксы
Уникальная форма, продолговатые блики. Эти софтбоксы подойдут для продуктовой съемки, освещения по краям, фешен-фотографии и портретов во весь рост.
Октобоксы и круглые софтбоксы
Естественная форма, круглые блики. Такие софтбоксы подойдут для портретов и хедшотов.
Зачем нужны софтбоксы разного размера?
От размера софтбокса зависят два основных фактора: рассеивание света и портативность.
Рассеивание
Более крупные софтбоксы создают более рассеянный и мягкий свет и покрывают им большую площадь. Соответственно, чем меньше софтбокс, тем на меньшее пространство его хватает. Компактный софтбокс может иметь достаточное покрытие для портретов крупным планом, но не подойдет для портрета в полный рост или съемки чего-то большого, например автомобиля.
Портативность
Крупные софтбоксы тяжелее, занимают больше места и ими сложнее пользоваться. Вам также понадобятся более тяжелые стойки и, возможно, дополнительный груз, например мешки с песком, для стабилизации. Не все осветители выдерживают вес больших софтбоксов. Также принимайте во внимание размер студии или помещения для съемки. Большие софтбоксы могут занимать слишком много места во время съемки и хранения.
Что нужно учитывать, устанавливая софтбокс на конкретный тип осветителя?
Софтбоксы могут прикрепляться по-разному, в зависимости от типа осветителя. Для некоторых софтбоксов нужно купить специальное крепление или адаптер, например переходное кольцо, чтобы работать с различными марками осветителей.
Моноблоки
Моноблоки обладают самой широкой совместимостью с софтбоксами и чаще всего крепятся через кольцо. Это такой адаптер для софтбокса, который устанавливается на переднюю часть моноблока. Вам понадобится кольцо, совместимое с вашим осветителем и софтбоксом.
Накамерные вспышки
Лучший способ прикрепить небольшую вспышку к софтбоксу — через кольцевой кронштейн для накамерных вспышек.
Он оснащен встроенным кольцом (проверьте совместимость с вашим софтбоксом), креплением на «горячий башмак» (или зажимом для присоединения вспышки) и стандартным, которое подходит практически для любых стоек. Обратите внимание, что накамерная вспышка — источник направленного света, который лучше подходит для софтбоксов малого и среднего размера. При использовании такой связки убедитесь, что зум вспышки установлен на максимально широкое значение. Также может быть полезно прикрепить на нее купольный диффузор, если он у вас есть. Встроенные вспышки намного слабее моноблоков, поэтому возможно заметное падение мощности света после установки софтбокса.
Светодиодные панели
Если вы хотите установить софтбокс на LED-панель, вам придется поискать специфическую модель, так как стандартные далеко не всегда подходят для них. Обычно в описании такого софтбокса указано, на панели каких размеров он рассчитан. Задняя часть таких модификаторов открытая, и они крепятся к панелям ремнями.
Точечные светодиодные осветители
Эти источники света имеют такую же конструкцию, как и моноблоки, и также крепятся через кольцо. Обычно в характеристиках осветителя указывается подходящее крепление (например, байонет Bowens). Вам нужно найти софтбокс и сочетаемое с ним кольцо, которое совместимо с таким байонетом.
Галогенные осветители
Галогенные осветители обычно без проблем работают с софтбоксами. Для многих моделей понадобится переходное кольцо. Вам нужно найти софтбокс, подходящий для кольца, совместимого с осветителем.
Почему одни софтбоксы внутри серебряные, а другие — золотые или белые?
Цвет внутренней части софтбокса влияет на характер освещения. Серебряный наиболее распространенный, поскольку его мощная отражательная способность помогает повысить яркость света (которая уменьшилась из-за использования рассеивателей), и при этом серебряный достаточно нейтральный в плане цветовой температуры. Белый выбирается из-за полностью нейтрального цветового профиля и легкого смягчающего эффекта. Золотой — редкий вариант, который подойдет для тех, кто хочет получить более теплый свет и немного усилить его яркость.
Нужен ли мне жаропрочный софтбокс?
Если вы пользуетесь светодиодными лампами, то заботиться о нагреве не стоит. Такие софтбоксы нужны для моноблоков и галогенных ламп. Многие софтбоксы отмечены как жаропрочные или рассчитаны на определенную мощность источника, например 250 Вт или 500 Вт. Свет выделяет тепло, которое потенциально опасно при работе с неподходящими материалами.
Галогенные осветители и некоторые моноблоки с пилотным светом могут создавать большое количество тепла. Для таких ламп указывается мощность (в ваттах). Вам нужно найти жаропрочный софтбокс, который соответствует ее значению.
Какие аксессуары могут понадобиться для софтбокса?
Для софтбоксов разработано множество аксессуаров. Одни нужны для крепления (кольца и адаптеры) другие служат для дополнительной модификации освещения (соты для направленного света, дополнительные рассеиватели и т. п.). Также вам может понадобиться замена сломанного или погнутого стержня.
Кольцо
Кольцо нужно для установки софтбокса на определенные виды осветителей (например, моноблоки).
Кронштейн
Для крепления софтбокса к накамерной вспышке понадобится специальный кронштейн.
Соты и сетки
Соты и сетки сужают световой пучок и снижают потерю (утечку) света.
Рассеиватели
Передние и внутренние рассеиватели помогают настраивать мощность рассеивания и мягкость света.
«Шторки»
«Шторки» (бленды) сужают световой поток, снижают «паразитные» засветки и блики.
Стержни
На случай, если сломается «родной».
Быстроскладная модель — нужна ли мне такая?
Сборка и разборка обычного софтбокса — занятие довольно муторное, особенно если это какой-нибудь октобокс. Вам нужно вставить все спицы в каркас, при этом из-за сильного натяжения последнюю спицу бывает довольно сложно прикрепить. Поэтому обычно такой софтбокс собирают раз и навсегда 🙂 Естественно, что хранение и портативность от такой «стационарности» конструкции пострадают. Упростят жизнь фотографам и видеографам быстроскладные софтбоксы. Как правило, в них используется тот же механизм, что и в обычных фотозонтах. Поэтому собирается и разбирается такой софтбокс за пару минут (если производитель не экономил на качестве материалов и конструкции). Минус — более высокая стоимость, а также из-за постоянной сборки и разборки спицы и сам механизм изнашиваются и ломаются чуть быстрее (чего не произойдет с обычным софтбоксом, ведь вы ни за что не захотите собирать его снова).
Какие специализированные модели софтбоксов бывают и для чего они?
Сферические софтбоксы
Сферические софтбоксы часто используют в киносъемке. Они создают очень мягкий равномерный свет, который распространяется во всех направлениях. Таким образом имитируется естественное освещение в помещении — обычно сферические софтбоксы вешают сверху над сценой.
Портретная «тарелка»
Софтбокс в стиле портретной «тарелки» — более портативный вариант по сравнению с классическим металлическим модификатором. Такие софтбоксы популярны среди портретных и фешен-фотографов: эти устройства создают уникальный световой рисунок и блики в виде колец в глазах модели. Помимо того, что подобные софтбоксы имеют преимущество в плане портативности, они также создают более рассеянный свет.
Параболические софтбоксы
По сравнению с классическими софтбоксами параболические модификаторы создают более сфокусированный свет, «окутывающий» модель. Часто используются в коммерческой и фешен-съемке, но из-за крупных габаритов подойдут не в любой ситуации.























