для чего нужны суеверия

Зачем нужны приметы

Лишь часть людей не подвержена суевериям, остальные стучат по дереву, плюют через левое плечо, присаживаются на дорожку. Есть ли в этом вообще какой-либо смысл?

Это скорее следствие, а не причина. Когда-то за угол сажали не самых почетных гостей, бедных родственников. А у девушек без приданого шансов выйти замуж почти не было.

Мы можем не знать, откуда взялась та или иная примета, скорее следуя им по привычке, не размышляя, почему так, а не иначе.

Почему приметы работают?

для чего нужны суеверия

Понятно, что от нас зависит не все, и многие факторы могут осложнить нашу жизнь. Вот и соблюдаем нехитрые действия, отправляясь в путешествие садимся на дорожку, смотримся в зеркало, если пришлось за чем-то вернуться домой. Так мы переносим часть тревог с себя на мироздание, как бы разделяя с ним ответственность за свою судьбу, от этого тревожность снижается. Приметы помогут успокоиться перед экзаменом, ведь вы же сделали все что положено, встали с той ноги, подложили пятачок под пятку. Это поможет настроиться на положительный лад, вы спокойны и не нервничаете, экзаменатор, видя ваше отношение, проникается уверенностью, что вы знаете материал, и не мучает вас дополнительными вопросами.

Вы получаете положительную оценку и продолжаете и дальше верить в силу студенческих примет Психологи сравнивают такой эффект с действием плацебо, когда человек исцеляется исключительно силой веры.

Не стоит переоценивать силу примет

Безоговорочная вера в приметы, особенно в негативные, может сыграть злую шутку.

Вернулись с полдороги домой. просыпали соль и вот уже вера в негативное действие довлеет над вами. Негативные мысли привлекают неудачи, весь день летит кувырком. Вы вините плохую примету, а дело вовсе не в ней, дело в вашем отношении, то, как вы себя настроили, и формирует ваш день.

Не стоит программировать себя на неудачи. Если вы суеверны, то сосредоточьтесь на позитивных приметах и игнорируйте сулящие беды и несчастье.

Источник

Суеверия

Суеве́рие – пред­рас­су­док, сует­ная, ложная вера, кото­рой про­ти­во­по­став­ля­ется вера истин­ная; явля­ется одной из форм идо­ло­по­клон­ства.

Как пра­вило, внеш­ним обра­зом суе­ве­рие про­яв­ляет себя на пове­ден­че­ском уровне в упро­щен­ных обря­до­вых формах: исполь­зо­ва­нии талис­ма­нов, маги­че­ских жестах и прочих вещах, свя­зан­ных с апо­тро­пией (т. е. маги­че­ским риту­а­лом, пред­на­зна­чен­ным для обе­ре­га­ния от зла). Особое место в суе­ве­рии зани­мают при­меты: опре­де­лен­ным собы­тиям при­пи­сы­ва­ется про­гно­сти­че­ское зна­че­ние.

Суе­ве­рие осуж­да­ется Словом Божиим ( Втор. 18:10-14 ; 1Тим. 4:7 ). Запо­ведь «не делай себе кумира» ( Исх.20.4 ) воз­ла­гает на чело­века ответ­ствен­ность за то, чтобы рели­ги­оз­ное покло­не­ние не ста­но­ви­лось суе­вер­ным, чтобы оно совер­ша­лось в духе истины. К сожа­ле­нию, в исто­рии рели­гий нередки под­мены веры суе­ве­рием. «Суе­вер­ные при­меты в мир­ских людях сопро­тив­ля­ются вере в Про­мысл Божий; а в нас, мона­хах, – духов­ному разуму», пишет прп. Иоанн Лествич­ник.

Осно­ва­ние суе­ве­рия заклю­ча­ется в духов­ном неве­же­стве – недо­статке пра­виль­ных рели­ги­оз­ных позна­ний, в лег­ко­мыс­лен­но­сти, а глав­ное – в сла­бо­сти или отсут­ствии истин­ной веры.

В чем сущ­ность суе­ве­рия?

Сущ­ность суе­ве­рия заклю­ча­ется в том, что суе­вер­ный чело­век при­над­ле­жа­щее только Богу при­пи­сы­вает тво­ре­нию и, вместо того, чтобы наде­яться на Бога, воз­ла­гает свои упо­ва­ния на тварей.

Откуда берутся суе­ве­рия?

Одна из наи­бо­лее частых причин воз­ник­но­ве­ния суе­ве­рий – малая воцер­ко­в­лен­ность. Как пра­вило, суе­вер­ные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не раз­ви­ва­ются пра­вильно в духов­ном отно­ше­нии: редко молятся, редко читают духов­ную лите­ра­туру, редко испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно ска­зать, что они будто бы «зазем­ли­лись», зацик­ли­лись на мате­ри­аль­ном. Но и они в своих невзго­дах и неуря­ди­цах ищут спа­се­ния, как они это пони­мают. Таким якорем спа­се­ния для них явля­ются мате­ри­аль­ные вещи, кото­рым при­да­ется таин­ствен­ное мисти­че­ское зна­че­ние. Про­ис­хо­дит страш­ное и воис­тину сата­нин­ское дело: чело­век (образ и подо­бие Божье) начи­нает покло­няться мате­ри­аль­ным вещам, судьба кото­рых: обра­титься в прах. Так рож­да­ется суе­ве­рие – вера всуе, то есть напрас­ная сует­ли­вая вера, не при­но­ся­щая ника­кого духов­ного плода. Так раз­ви­ва­ется совре­мен­ное неоязы­че­ство. Можно ска­зать, суе­ве­рие подобно кри­вому стеклу, иска­жа­ю­щему наш взгляд.

Какие бывают суе­ве­рия?

Все суе­ве­рия делятся на несколько групп. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ной группе при­над­ле­жат язы­че­ские суе­ве­рия. Эти суе­ве­рия напря­мую свя­заны с анти­хри­сти­ан­ским язы­че­ским миро­со­зер­ца­нием. Они имеют свои истоки в поли­те­и­сти­че­ских рели­гиях, кото­рые отри­цают бытие Еди­ного и Един­ствен­ного Бога, отвер­гают Его как Един­ствен­ного Творца мира. Вместо Бога они обо­жеств­ляют создан­ные Богом явле­ния твар­ного мира, наде­ляя их свой­ствами Боже­ства. Так воз­ни­кает масса мелких «божков», кото­рые будто бы обла­дают атри­бу­тами все­ве­де­ния, вез­де­су­щия, все­мо­гу­ще­ства, спо­соб­но­стью созда­вать мир и др., но в то же время явля­ются частью самого пре­хо­дя­щего и измен­чи­вого мира.

Напри­мер, аст­ро­ло­гия обо­жеств­ляет без­лич­ные кос­ми­че­ские объ­екты, наде­ляя их спо­соб­но­стью влиять на жизнь людей, кон­тро­ли­ро­вать и опре­де­лять чело­ве­че­ские судьбы. Но такой спо­соб­но­стью в полной мере может обла­дать лишь Созда­тель чело­века, Кото­рый знает его жизнь от момента зача­тия до смерти.

Оккуль­тизм учит о «скры­тых силах», спо­соб­ных влиять на чело­ве­че­скую жизнь, обо­жеств­ляет их, кате­го­ри­че­ски отри­цая бла­го­дат­ную силу Самого Творца Все­лен­ной.

Не объ­яс­няя вра­зу­ми­тельно при­роду скры­тых сил, оккуль­тизм оправ­ды­вает сомни­тель­ную прак­тику цели­тель­ства, якобы избав­ля­ю­щую чело­века от всех плохих жиз­нен­ных ситу­а­ций. Причем избав­ле­ние про­ис­хо­дит вне вся­кого обра­ще­ния к Богу, создав­шему чело­века и всегда спо­соб­ного прийти ему на помощь.

К наи­бо­лее модным оккульт­ным док­три­нам можно отне­сти фэн-шуй, кото­рый с помо­щью скры­тых сил помо­гает чело­веку обу­стро­ить свой дом вплоть до опре­де­ле­ния даты покупки мебели и мате­ри­ала инте­рьера.

К язы­че­ским суе­ве­риям несо­мненно при­над­ле­жит и уфо­ло­гия, смы­ка­ю­ща­яся с оккуль­тиз­мом. Она раз­вер­ты­вает сомни­тель­ное учение о тво­ре­нии чело­века неве­до­мыми при­шель­цами. Послед­ние, согласно док­три­нам уфо­ло­гов, уже давно пре­вра­ти­лись в скры­тые оккульт­ные силы, мани­пу­ли­ру­ю­щие чело­ве­ком и даже кос­мо­сом, что поз­во­ляет рас­смат­ри­вать их как язы­че­ских богов, создав­ших чело­века и управ­ля­ю­щих миром.

Менее зна­чи­тель­ные суе­ве­рия – это суе­ве­рия, рас­про­стра­нен­ные в народе. От язы­че­ских их отли­чает то, что они не пред­став­ляют целост­ного язы­че­ского миро­со­зер­ца­ния, а суще­ствуют отры­вочно и обособ­ленно, не вклю­ча­ясь в какую-либо целост­ную систему миро­по­ни­ма­ния.

Для удоб­ства их лучше назвать народ­ными, поскольку их пере­дача осу­ществ­ля­ется не от неко­его «экс­перта» язы­че­ских знаний (цели­теля, кол­дуна, оккуль­ти­ста, экс­тра­сенса или уфо­лога), а от про­стого, неосве­дом­лен­ного в рели­гии чело­века к такому же чело­веку.

Вместе с тем эти суе­ве­рия, несо­мненно, свя­заны с язы­че­ством. Их можно оха­рак­те­ри­зо­вать как неосо­знан­ное язы­че­ство, а неко­то­рые как фети­шизм, поскольку без­от­чет­ный страх чело­века перед чис­лами, датами, поступ­ками, пред­ме­тами пред­став­ляет собой тот или иной аспект язы­че­ского миро­воз­зре­ния, язы­че­ское или фети­шист­ское отно­ше­ние к миру. Так, вера в завя­зан­ные узелки, пла­точки, счаст­ли­вые или несчаст­ли­вые дни пред­по­ла­гает веру во все­мо­гу­ще­ство вещей и чисел, а значит, ведет к их обо­жеств­ле­нию.

Язы­че­ские суе­ве­рия всегда стре­ми­лись про­ник­нуть в Цер­ковь. Но Цер­ковь твердо про­ти­во­стоит им своим дог­ма­ти­че­ским уче­нием, утвер­жда­ю­щим пер­во­при­чину мира только во все­мо­гу­щем Боге. Тем не менее, для язы­че­ского созна­ния оста­ется воз­мож­ность исполь­зо­вать рели­ги­оз­ную прак­тику Церкви для своих нехри­сти­ан­ских целей. Такое исполь­зо­ва­ние Церкви не по назна­че­нию рож­дает око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия.

Напри­мер, исполь­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ной прак­тики с нехри­сти­ан­скими (неду­ше­спа­си­тель­ными) целями ведет к обря­до­ве­рию. Здесь уже нет места Бого­по­зна­нию и Бого­по­чи­та­нию, поскольку бого­слу­же­ние исполь­зу­ется для дости­же­ния сию­ми­нут­ных выгод, а не для настав­ле­ния души и стя­жа­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия – всегда псевдо­хри­сти­ан­ство. Они не имеют ничего общего с хри­сти­ан­ской рели­гией, а только при­кры­вают цер­ков­ной прак­ти­кой не пре­одо­лен­ное язы­че­ское миро­воз­зре­ние.

Неко­то­рые «цер­ков­ные» суе­ве­рия:

Неко­то­рые «мир­ские» суе­ве­рия:

Суе­ве­рия вокруг «пре­сло­ву­той» кошки:

Изре­че­ния афон­ских святых и стар­цев о суе­ве­риях

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«Чело­веку невни­ма­тель­ному и веду­щему рас­се­ян­ный образ жизни пред­став­ля­ется, что все течет своим чере­дом. Все собы­тия явля­ются резуль­та­том слу­чай­ного сте­че­ния обсто­я­тельств… Такие люди обычно бывают в то же время суе­вер­ными. Боль­шое зна­че­ние при­дают вли­я­нию звезд на чело­ве­че­скую жизнь, следят за вся­кими глу­пыми пред­ме­тами, напри­мер: чтобы кошка не пере­бе­жала дорогу, чтобы не рас­сы­пать соль на столе, не здо­ро­ваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У неко­то­рых суе­вер­ных людей коли­че­ство таких примет дости­гает огром­ного числа. Но напрасно эти люди только услож­няют свою жизнь. Если на все эти глупые суе­вер­ные при­меты не обра­щать вни­ма­ния, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каж­дого чело­века, в част­но­сти, управ­ляет Бог».
«…чтобы диавол не пре­льстил нас с помо­щью фан­та­зий, вооб­ра­же­ния. Вооб­ра­же­ние — вещь хоро­шая, и если она исполь­зу­ется с толком, то обла­дает вели­кой силой. Люди, под­вер­жен­ные пре­ле­сти, вооб­ра­жают уви­ден­ное или про­чи­тан­ное ими так, как им хочется. А потом верят, что кар­тина, нари­со­ван­ная их вооб­ра­же­нием, явля­ется дей­стви­тель­ной. Для того чтобы эти несчаст­ные полу­чили помощь, им сле­дует нахо­диться под посто­ян­ным [духов­ным] наблю­де­нием, потому что диавол посто­янно обво­дит их вокруг пальца».

прп. Иосиф Исих­аст:
«Чело­век ста­но­вится посме­я­нием для бесов. И тогда они изде­ва­ются над ним с помо­щью картин и виде­ний, явле­ний и откро­ве­ний, сим­во­лов и чисел, пред­рас­суд­ков и гада­ний и целой кучи суе­ве­рий. Бог да сохра­нит от такого извра­ще­ния!».
«Итак, ум — это эконом души, кото­рый при­но­сит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хоро­шее, что ему нужно, он пере­но­сит это в сердце. Сна­чала он очи­ща­ется от всех пред­рас­суд­ков, в плену кото­рых нахо­дился в миру».

прп. Нико­дим Свя­то­го­рец:
«Многие живот­ные ока­зы­ва­ются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая аст­ро­но­мию и не иссле­дуя дви­же­ние звезд, по своей при­роде от рож­де­ния спо­собны пред­ви­деть буду­щее …».

архи­манд­рит Фило­фей, игумен мона­стыря Кара­кал, ученик старца Ефрема Фило­фей­ского:
«Лука­вый водит людей за нос. Он стре­мится заста­вить чело­века боятся соб­ствен­ной тени, чтобы он пере­стал чув­ство­ваться себя сво­бод­ным. Вместо того, чтобы пойти в цер­ковь, он начи­нает метаться по кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, гадал­кам и меди­у­мам, тем самым губя свою душу».
«Сатана делает людей посме­ши­щем. Зачем нам зави­сеть от каких-то сме­хо­твор­ных «примет»? Мы должны оста­ваться такими как нас сотво­рил Бог – сво­бод­ными. Гос­подь наш Иисус Хри­стос осво­бо­дил нас от тира­нии диа­вола и смерти. Когда мы нако­нец это поймём?».
«Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, обра­зо­ван­ные и учёные мужи) имеют такие фобии и пси­хо­ло­ги­че­ские зави­си­мо­сти».

старец Иосиф Вато­пед­ский:
«Труд­нее отречься от страст­ных пред­став­ле­ний, жела­ний и «пред­рас­суд­ков», как назы­вают отцы дей­ствен­ные грехи, кото­рые суще­ствуют как при­вычки и вос­по­ми­на­ния в разум­ной части нашего суще­ства, а глав­ным обра­зом, в самом нашем сердце».

cвт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, при­не­сен­ная на землю воче­ло­ве­чив­шейся Боже­ствен­ной Исти­ной, Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суе­ве­рие. Плоды суе­ве­рия – поги­бель. Такая вера осуж­дена Богом: ею веруют идо­ло­по­клон­ники в своих куми­ров, мусуль­мане в лже­про­рока Маго­мета и Коран, ере­тики в свои бого­хуль­ные дог­маты и в своих ере­си­ар­хов, раци­о­на­ли­сты в падший разум чело­ве­че­ский. Ею будут веро­вать в анти­хри­ста его после­до­ва­тели.

Источник

Психология суеверий: почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику

Почему многие люди верят в приметы и суеверия? Думаю, сложно найти хотя бы одного человека, у которого не мелькали бы в голове время от времени всем известное «утро вечера мудренее» или «тише едешь – дальше будешь», «сплюнь и постучи». Гадания, гороскопы, предсказания – все это суеверия. Зачем нам приметы и суеверия, и откуда они пришли? Давайте разберемся.

История возникновения суеверий и примет

Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:

Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.

Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».

Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).

Подходы к изучению суеверий

Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.

Когнитивный подход

С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.

С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.

Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.

Аффективно-мотивационный подход

Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.

Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:

«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».

Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.

Психоаналитический подход

Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.

Бихевиористский подход

Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.

Социально-нравственный подход

Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.

Эволюционистский подход

для чего нужны суеверия

Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.

В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.

Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.

Функции суеверий и примет

Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.

Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:

Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.

Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.

Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.

Таким образом, суеверия:

Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.

Послесловие

Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:

Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.

Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.

Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».

Источник

Зачем нужны приметы, и почему люди до сих пор в них верят

для чего нужны суеверия

Крысу посадили в клетку с разными предметами, среди которых была кнопка. Крыса бегала по клетке, случайно задела эту кнопку, и ей в клетку упал кусок мяса. Потом она ещё несколько раз случайно задевала кнопку, опять падало мясо. У крысы сформировалась логика: чтобы появилось мясо, надо задеть кнопку. Тем самым крыса приобрела полезный навык, который позволял ей выживать в клетке. Из глубин бессознательного до крысы дошло: «чтобы перекусить, нужно нажать на кнопку» — это метод случайных проб. Аналогично этой крысе человек уже побегал по своей клетке и нашел нужные кнопки, но не смог объяснить себе природу и логику каждой из них.

Существует такое понятие — объяснительная модель. Плевать через левое плечо нужно потому, что там сидит бес, или потому что звезды встали особым образом, или потому что свист сделает из тебя банкрота. При этом есть и знание, раскрывающее механизм и логику происходящего. У крысы нет представления о том, что нажатая кнопка замыкает электроцепь, в результате чего импульс идёт к дверце коробки с мясом, дверца открывается, и мясо падает в клетку. Кто знает, может быть, у крысы тоже есть объяснительная модель: скажем, нажатая кнопка стимулирует клитор архикрысы, которая радуется и дарует мясо.

для чего нужны суеверия

В обществе постоянно появляются разные тенденции, стереотипы и модели поведения. Одни из них не закрепляются и исчезают спустя какое-то время, другие же показывают удивительную для таких мелочей устойчивость. Например, с детства все знают: чтобы тебя не сглазили, нужно сразу же, как только услышал что-то тревожащее, что гипотетически может произойти с тобой, три раза плюнуть через левое плечо. Глупость, суеверие, якобы на левом плече сидит бес. Но очень многие так делают: «С меня не убудет, а мало ли что…»

Что такое тревога? Это реакция, направленная на поиск опасности. Мозг начинает искать её возможный источник. На уровне физиологии это означает, что организм становится более чувствительным ко всем раздражителям, приходящим из внешнего мира или изнутри. Мозг старается поймать любой раздражитель, могущий быть малейшим признаком опасности. И те вещи, которые обычно не ощущаются, теперь можно почувствовать. «Ты вот рассказал, как наш Василич под каток попал, у меня сразу в ноге что-то закололо…»

В норме в человеческом организме в день образуется порядка двух десятков тромбов. Они безопасно гуляют по сосудам и через некоторое время бесследно растворяются. Если же организм находится в состоянии тревоги, то незаметные обычно раздражители можно почувствовать. Например, проходящий по сосуду тромб царапнул его стенку. Естественной реакцией на такой раздражитель является локальное сокращение того самого сосуда. И если раньше тромб мог без проблем по нему пройти, то теперь он оказывается зажатым его стенками, превращаясь в пробку. Чаще всего это, конечно, происходит в периферических сосудах и не представляет угрозы. Кольнуло что-то в руке, да и только. А если вдруг по несчастному стечению обстоятельств в сердце? Или в мозге? Инфаркт, инсульт.

для чего нужны суеверияКоманду на запуск соматического компонента тревоги, того самого повышения чувствительности, дают несколько мозговых ядер, расположенных в левой части подкорки (у правшей). Когда человек максимально поворачивает голову налево, чтобы сплюнуть три раза через плечо (а для этого на какое-то время нужно задержать голову в таком положении), частично пережимается сонная артерия, снабжающая эту часть мозга кровью. Обескровленные мозговые ядра начинают «задыхаться» без приносимого кровью кислорода, их активность резко падает, соматический компонент тревоги купируется, не успев запуститься. При этом кора больших полушарий головного мозга, которая отвечает за сознательные процессы, снабжается кровью в основном через позвоночную артерию, а последней глубоко наплевать на любые повороты головы. Поэтому на сознательном уровне не меняется ничего. Человек как испытывал, так и продолжает испытывать переживания, связанные с тревогой, а вот опасность насадить самого себя на крючок собственной впечатлительности нивелируется.

Интересно вот ещё что: ядра, запускающие соматический компонент тревоги, по своей природе лабильны, то есть функционально могут перемещаться в другое полушарие в зависимости от общего функционирования мозга. Так, примерно у 50% левшей их работу выполняют ядра правого полушария, но тогда и плевать нужно через правое плечо. Поэтому есть настоящие и переученные левши, которые, не зная всех вышеизложенных механизмов, сами дошли до того, что плевать надо шесть раз: три раза через левое плечо, потом трижды через правое. «С меня не убудет, на всякий случай, мало ли что…»

Именно так в обществе закрепилось то, что принято называть приметами. Поиск правильных, но необъясненных моделей поведения в определенных ситуациях постоянно сужался. Крыса, запертая в клетке, не сразу начинает жать на нужную кнопку: после первой порции мяса она продолжает хаотично метаться по своему жилищу, но чаще начинает заглядывать в тот угол, в котором расположена кнопка, в конце концов догадываясь, что от кнопки можно вообще никуда не отходить. А истолкование, то есть формирование объяснительной модели, приходит уже после того, как полезный навык или признак сформирован. Тем не менее, знание реального механизма работы почти никогда не появляется. То есть пару веков назад люди к нему вообще никак не могли прийти, потому что не имели способов изучать нервную систему и лишь по этой причине придумали объяснительную модель.

для чего нужны суеверия

До 30-х годов прошлого века считалось, что медный пятак уберегает на войне. Нужно было класть его под пятку и ни в коем случае не вынимать из ботинка до возвращения домой. Эта традиция в России имела многовековую историю, а потом вдруг резко ни с того ни с сего исчезла.

Нервная система во многом подобна электропроводке, она является проводником электрических импульсов. Последние бегут от всех сенсорных систем и органов организма в главную часть нервной системы — головной мозг, который должен обработать приносимую ими информацию и дать на неё адекватный ответ. Чем больше за единицу времени поступает импульсов, тем более «заряженным» становится мозг. И как у всякого электроприбора, у него есть свой предел, выше которого электропотенциал становится опасным. В таких случаях мозг, обоснованно считая себя самым важным органом, через ту же нервную систему запускает аварийный неконтролируемый сброс этого потенциала в организм.

для чего нужны суеверияЭтот импульс циркулирует по телу до тех пор, пока не найдёт наиболее электропроницаемый участок и не разрядится в него. Чаще всего мишенью становится наиболее уязвимый относительно других орган. Сброшенный мозгом импульс дополнительно стимулирует работу органа, заставляя его работать сверх нормы. При таком повторяющемся стимулировании орган постепенно изнашивается, и функциональное нарушение становится органическим. Это, кстати, механизм формирования психосоматических заболеваний. Как говорят, «все болезни от нервов». Количество импульсов, формирующих избыточный электропотенциал мозга, примерно пропорционально интенсивности переживаемого человеком стресса. Чем сильнее стресс в самом широком понимании, тем чаще мозг сбрасывает избыточный электропотенциал в тело, и тем больше вероятность развития заболеваний внутренних органов. Самым сильным стрессом для человека считается непосредственная угроза его жизни, а война — одна из немногих ситуаций, когда такая угроза реальна и постоянна.

для чего нужны суеверияМедь занимает второе место по электропроводности среди металлов после серебра. Приложенный к телу, а конкретно к пятке — самой удалённой от всех жизненно важных органов точке, — пятак формирует тот самый наиболее электропроницаемый участок, который и притягивает импульс, обеспечивая безопасность остального организма. Говорят, что те, кто мог позволить себе такое легкомысленное использование денег, носили под пяткой серебряную монету. К ним относились, в основном, офицеры. А простые солдаты вполне довольствовались медным пятаком.

Так почему же эта укоренившаяся традиция за мгновение по историческим меркам перестала существовать? В конце 20-х годов прошлого века было признано, что чеканка монет из меди поглощает слишком много дорогостоящих и дефицитных металлов, и с 1931 года Ленинградский монетный двор начал чеканить монеты из медно-никелевого сплава. Его электропроводность ненамного отличалась от электропроводности тела, поэтому ношение под пяткой такой монеты очень быстро утратило свою актуальность.

Верить приметам или нет? Суеверия ли это, или приметы работают? По факту — работают, но не всегда ясно как и почему. С уверенностью можно сказать, что все приметы, прошедшие проверку временем, несут в себе полезные функции. Так работает и эволюция: у одной рептилии выросли крылья, позволив ей добывать больше еды и избегать опасных ситуаций. Рептилия с такой мутацией преуспела, выжила и оставила потомство с этим полезным признаком. Другой ящерице повезло меньше: у нее вырос второй хвост, который мешал ей бегать, в итоге она сдохла и потомства после себя не оставила. Приметы, вероятно, подчиняются этой эволюционной логике, и все, что закрепилось в обществе, несет в себе полезные для выживания вида признаки и навыки — правда, научно объяснить многие из них до сих пор не удалось.

Текст: Алексей Алтунин, кандидат психологических наук

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *