для чего нужны суеверия
Зачем нужны приметы
Лишь часть людей не подвержена суевериям, остальные стучат по дереву, плюют через левое плечо, присаживаются на дорожку. Есть ли в этом вообще какой-либо смысл?
Это скорее следствие, а не причина. Когда-то за угол сажали не самых почетных гостей, бедных родственников. А у девушек без приданого шансов выйти замуж почти не было.
Мы можем не знать, откуда взялась та или иная примета, скорее следуя им по привычке, не размышляя, почему так, а не иначе.
Почему приметы работают?
Понятно, что от нас зависит не все, и многие факторы могут осложнить нашу жизнь. Вот и соблюдаем нехитрые действия, отправляясь в путешествие садимся на дорожку, смотримся в зеркало, если пришлось за чем-то вернуться домой. Так мы переносим часть тревог с себя на мироздание, как бы разделяя с ним ответственность за свою судьбу, от этого тревожность снижается. Приметы помогут успокоиться перед экзаменом, ведь вы же сделали все что положено, встали с той ноги, подложили пятачок под пятку. Это поможет настроиться на положительный лад, вы спокойны и не нервничаете, экзаменатор, видя ваше отношение, проникается уверенностью, что вы знаете материал, и не мучает вас дополнительными вопросами.
Вы получаете положительную оценку и продолжаете и дальше верить в силу студенческих примет Психологи сравнивают такой эффект с действием плацебо, когда человек исцеляется исключительно силой веры.
Не стоит переоценивать силу примет
Безоговорочная вера в приметы, особенно в негативные, может сыграть злую шутку.
Вернулись с полдороги домой. просыпали соль и вот уже вера в негативное действие довлеет над вами. Негативные мысли привлекают неудачи, весь день летит кувырком. Вы вините плохую примету, а дело вовсе не в ней, дело в вашем отношении, то, как вы себя настроили, и формирует ваш день.
Не стоит программировать себя на неудачи. Если вы суеверны, то сосредоточьтесь на позитивных приметах и игнорируйте сулящие беды и несчастье.
Суеверия
Суеве́рие – предрассудок, суетная, ложная вера, которой противопоставляется вера истинная; является одной из форм идолопоклонства.
Как правило, внешним образом суеверие проявляет себя на поведенческом уровне в упрощенных обрядовых формах: использовании талисманов, магических жестах и прочих вещах, связанных с апотропией (т. е. магическим ритуалом, предназначенным для оберегания от зла). Особое место в суеверии занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Суеверие осуждается Словом Божиим ( Втор. 18:10-14 ; 1Тим. 4:7 ). Заповедь «не делай себе кумира» ( Исх.20.4 ) возлагает на человека ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. К сожалению, в истории религий нередки подмены веры суеверием. «Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысл Божий; а в нас, монахах, – духовному разуму», пишет прп. Иоанн Лествичник.
Основание суеверия заключается в духовном невежестве – недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное – в слабости или отсутствии истинной веры.
В чем сущность суеверия?
Сущность суеверия заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей.
Откуда берутся суеверия?
Одна из наиболее частых причин возникновения суеверий – малая воцерковленность. Как правило, суеверные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не развиваются правильно в духовном отношении: редко молятся, редко читают духовную литературу, редко исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно сказать, что они будто бы «заземлились», зациклились на материальном. Но и они в своих невзгодах и неурядицах ищут спасения, как они это понимают. Таким якорем спасения для них являются материальные вещи, которым придается таинственное мистическое значение. Происходит страшное и воистину сатанинское дело: человек (образ и подобие Божье) начинает поклоняться материальным вещам, судьба которых: обратиться в прах. Так рождается суеверие – вера всуе, то есть напрасная суетливая вера, не приносящая никакого духовного плода. Так развивается современное неоязычество. Можно сказать, суеверие подобно кривому стеклу, искажающему наш взгляд.
Какие бывают суеверия?
Все суеверия делятся на несколько групп. К наиболее значительной группе принадлежат языческие суеверия. Эти суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Единого и Единственного Бога, отвергают Его как Единственного Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые будто бы обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.
Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью в полной мере может обладать лишь Создатель человека, Который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.
Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной.
Не объясняя вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.
К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй, который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера.
К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.
Менее значительные суеверия – это суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания.
Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку.
Вместе с тем эти суеверия, несомненно, связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, а некоторые как фетишизм, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной аспект языческого мировоззрения, языческое или фетишистское отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.
Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее, для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия.
Например, использование богослужебной практики с нехристианскими (недушеспасительными) целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия – всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение.
Некоторые «церковные» суеверия:
Некоторые «мирские» суеверия:
Суеверия вокруг «пресловутой» кошки:
Изречения афонских святых и старцев о суевериях
прп. Паисий Святогорец:
«Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств… Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог».
«…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение — вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».
прп. Иосиф Исихаст:
«Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».
«Итак, ум — это эконом души, который приносит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хорошее, что ему нужно, он переносит это в сердце. Сначала он очищается от всех предрассудков, в плену которых находился в миру».
прп. Никодим Святогорец:
«Многие животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей природе от рождения способны предвидеть будущее …».
архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского:
«Лукавый водит людей за нос. Он стремится заставить человека боятся собственной тени, чтобы он перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того, чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам, экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою душу».
«Сатана делает людей посмешищем. Зачем нам зависеть от каких-то смехотворных «примет»? Мы должны оставаться такими как нас сотворил Бог – свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от тирании диавола и смерти. Когда мы наконец это поймём?».
«Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, образованные и учёные мужи) имеют такие фобии и психологические зависимости».
старец Иосиф Ватопедский:
«Труднее отречься от страстных представлений, желаний и «предрассудков», как называют отцы действенные грехи, которые существуют как привычки и воспоминания в разумной части нашего существа, а главным образом, в самом нашем сердце».
cвт. Игнатий (Брянчанинов):
Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, принесенная на землю вочеловечившейся Божественной Истиной, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия – погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересиархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи.
Психология суеверий: почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику
Почему многие люди верят в приметы и суеверия? Думаю, сложно найти хотя бы одного человека, у которого не мелькали бы в голове время от времени всем известное «утро вечера мудренее» или «тише едешь – дальше будешь», «сплюнь и постучи». Гадания, гороскопы, предсказания – все это суеверия. Зачем нам приметы и суеверия, и откуда они пришли? Давайте разберемся.
История возникновения суеверий и примет
Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:
Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.
Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».
Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).
Подходы к изучению суеверий
Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.
Когнитивный подход
С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.
С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.
Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.
Аффективно-мотивационный подход
Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.
Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:
«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».
Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.
Психоаналитический подход
Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.
Бихевиористский подход
Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.
Социально-нравственный подход
Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.
Эволюционистский подход
Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.
В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.
Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.
Функции суеверий и примет
Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.
Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:
Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.
Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.
Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.
Таким образом, суеверия:
Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.
Послесловие
Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:
Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.
Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.
Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».
Зачем нужны приметы, и почему люди до сих пор в них верят
Крысу посадили в клетку с разными предметами, среди которых была кнопка. Крыса бегала по клетке, случайно задела эту кнопку, и ей в клетку упал кусок мяса. Потом она ещё несколько раз случайно задевала кнопку, опять падало мясо. У крысы сформировалась логика: чтобы появилось мясо, надо задеть кнопку. Тем самым крыса приобрела полезный навык, который позволял ей выживать в клетке. Из глубин бессознательного до крысы дошло: «чтобы перекусить, нужно нажать на кнопку» — это метод случайных проб. Аналогично этой крысе человек уже побегал по своей клетке и нашел нужные кнопки, но не смог объяснить себе природу и логику каждой из них.
Существует такое понятие — объяснительная модель. Плевать через левое плечо нужно потому, что там сидит бес, или потому что звезды встали особым образом, или потому что свист сделает из тебя банкрота. При этом есть и знание, раскрывающее механизм и логику происходящего. У крысы нет представления о том, что нажатая кнопка замыкает электроцепь, в результате чего импульс идёт к дверце коробки с мясом, дверца открывается, и мясо падает в клетку. Кто знает, может быть, у крысы тоже есть объяснительная модель: скажем, нажатая кнопка стимулирует клитор архикрысы, которая радуется и дарует мясо.
В обществе постоянно появляются разные тенденции, стереотипы и модели поведения. Одни из них не закрепляются и исчезают спустя какое-то время, другие же показывают удивительную для таких мелочей устойчивость. Например, с детства все знают: чтобы тебя не сглазили, нужно сразу же, как только услышал что-то тревожащее, что гипотетически может произойти с тобой, три раза плюнуть через левое плечо. Глупость, суеверие, якобы на левом плече сидит бес. Но очень многие так делают: «С меня не убудет, а мало ли что…»
Что такое тревога? Это реакция, направленная на поиск опасности. Мозг начинает искать её возможный источник. На уровне физиологии это означает, что организм становится более чувствительным ко всем раздражителям, приходящим из внешнего мира или изнутри. Мозг старается поймать любой раздражитель, могущий быть малейшим признаком опасности. И те вещи, которые обычно не ощущаются, теперь можно почувствовать. «Ты вот рассказал, как наш Василич под каток попал, у меня сразу в ноге что-то закололо…»
В норме в человеческом организме в день образуется порядка двух десятков тромбов. Они безопасно гуляют по сосудам и через некоторое время бесследно растворяются. Если же организм находится в состоянии тревоги, то незаметные обычно раздражители можно почувствовать. Например, проходящий по сосуду тромб царапнул его стенку. Естественной реакцией на такой раздражитель является локальное сокращение того самого сосуда. И если раньше тромб мог без проблем по нему пройти, то теперь он оказывается зажатым его стенками, превращаясь в пробку. Чаще всего это, конечно, происходит в периферических сосудах и не представляет угрозы. Кольнуло что-то в руке, да и только. А если вдруг по несчастному стечению обстоятельств в сердце? Или в мозге? Инфаркт, инсульт.

Интересно вот ещё что: ядра, запускающие соматический компонент тревоги, по своей природе лабильны, то есть функционально могут перемещаться в другое полушарие в зависимости от общего функционирования мозга. Так, примерно у 50% левшей их работу выполняют ядра правого полушария, но тогда и плевать нужно через правое плечо. Поэтому есть настоящие и переученные левши, которые, не зная всех вышеизложенных механизмов, сами дошли до того, что плевать надо шесть раз: три раза через левое плечо, потом трижды через правое. «С меня не убудет, на всякий случай, мало ли что…»
Именно так в обществе закрепилось то, что принято называть приметами. Поиск правильных, но необъясненных моделей поведения в определенных ситуациях постоянно сужался. Крыса, запертая в клетке, не сразу начинает жать на нужную кнопку: после первой порции мяса она продолжает хаотично метаться по своему жилищу, но чаще начинает заглядывать в тот угол, в котором расположена кнопка, в конце концов догадываясь, что от кнопки можно вообще никуда не отходить. А истолкование, то есть формирование объяснительной модели, приходит уже после того, как полезный навык или признак сформирован. Тем не менее, знание реального механизма работы почти никогда не появляется. То есть пару веков назад люди к нему вообще никак не могли прийти, потому что не имели способов изучать нервную систему и лишь по этой причине придумали объяснительную модель.
До 30-х годов прошлого века считалось, что медный пятак уберегает на войне. Нужно было класть его под пятку и ни в коем случае не вынимать из ботинка до возвращения домой. Эта традиция в России имела многовековую историю, а потом вдруг резко ни с того ни с сего исчезла.
Нервная система во многом подобна электропроводке, она является проводником электрических импульсов. Последние бегут от всех сенсорных систем и органов организма в главную часть нервной системы — головной мозг, который должен обработать приносимую ими информацию и дать на неё адекватный ответ. Чем больше за единицу времени поступает импульсов, тем более «заряженным» становится мозг. И как у всякого электроприбора, у него есть свой предел, выше которого электропотенциал становится опасным. В таких случаях мозг, обоснованно считая себя самым важным органом, через ту же нервную систему запускает аварийный неконтролируемый сброс этого потенциала в организм.


Так почему же эта укоренившаяся традиция за мгновение по историческим меркам перестала существовать? В конце 20-х годов прошлого века было признано, что чеканка монет из меди поглощает слишком много дорогостоящих и дефицитных металлов, и с 1931 года Ленинградский монетный двор начал чеканить монеты из медно-никелевого сплава. Его электропроводность ненамного отличалась от электропроводности тела, поэтому ношение под пяткой такой монеты очень быстро утратило свою актуальность.
Верить приметам или нет? Суеверия ли это, или приметы работают? По факту — работают, но не всегда ясно как и почему. С уверенностью можно сказать, что все приметы, прошедшие проверку временем, несут в себе полезные функции. Так работает и эволюция: у одной рептилии выросли крылья, позволив ей добывать больше еды и избегать опасных ситуаций. Рептилия с такой мутацией преуспела, выжила и оставила потомство с этим полезным признаком. Другой ящерице повезло меньше: у нее вырос второй хвост, который мешал ей бегать, в итоге она сдохла и потомства после себя не оставила. Приметы, вероятно, подчиняются этой эволюционной логике, и все, что закрепилось в обществе, несет в себе полезные для выживания вида признаки и навыки — правда, научно объяснить многие из них до сих пор не удалось.
Текст: Алексей Алтунин, кандидат психологических наук




