для чего нужны суффиксы 3 класс родной язык конспект
Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» + презентация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Предмет: русский родной язык.
Тема: Для чего нужны суффиксы?
Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.
Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
I. Организационный момент
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку
II. Проверка домашнего задания.
— Какое было задание на дом?
— Кто придумал небольшую сказку о берёзе? ….
— Кто подготовил сообщение о дубах.
Зачитывают придуманные сказки, подготовленные сообщения.
III.Самоопределение к деятельности
— Что вы видите на слайде? (слайд 3)
— Как бы вы назвали каждого из них?
Гриб грибок грибочек
— Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это. (слайд 4)
— В чём у них отличие? (значение)
— Какой частью слова мы показываем разное значение слов? (суффиксом)
— Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
— Назовите суффиксы в этих словах. (слайд 5)
— Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать (Язык в действии)
— Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел (слайд 6)
· особенности рода и числа существительных
— Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)
Отвечают на вопрос, доказывают своё мнение.
Знакомятся с названием раздела и темой урока.
Отвечают на вопрос.
IV. Работа по теме урока
Упражнение 1 (с. 88-89)
— Прочитайте разговор Буратино с Пьеро.
— Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)
— Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)
— Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)
— Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.
_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)
— Как Буратино называет себя сам? (мальчик)
— Чем различаются эти слова?
( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )
— Предлагаю поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.
1. Мальчик не ассоциируется с озорником
2. Мальчик может быть прелестным.
3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.
4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл
— Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.
— Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?
— Как можно сказать об одном невзрослом человеке женского пола?
— О чём говорит выбранное слово по отношению, к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)
— Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?
(Слово — городишко. Оно обозначает небольшой, старенький)
— Прочитайте второй отрывок. Объясните свой выбор?
(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)
— Прочитайте третий отрывок. Объясните свой выбор?
(Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)
— Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)
Читают тексты и отвечают на вопросы.
Выбирают, с каким словом будут работать.
Зачитывают, объясняют свой выбор.
Читают информацию в учебнике.
Отвечают на вопросы.
Работают с текстами. Объясняют свой выбор.
Отвечают на вопрос урока.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)
— Прочитайте образец. Вам понятно задание?
— Приступайте к самостоятельной работе.
(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок, совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)
Зачитывают образованные родственные слова.
VII. Подведение итогов урока.
— Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)
— Так для чего нужны суффиксы?
– Какие знания вам понадобились на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Конспект урока по родному ( русскому) языку. 3 класс. » Для чего нужны суффиксы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока родной язык (русский)
Тема: Для чего нужны суффиксы? ( урок 2 по теме)
Тип урока: обобщение знаний знаний
Образовательные задачи: формировать умения выполнять словообразовательный разбор; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать, понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки; совершенствовать умения работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умения работать с разными источниками информации, расширять словарный запас.
Развивающие задачи: развивать творческое воображение, фантазию, речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные задачи: воспитывать потребность в обогащении нравственными, культурными ценностями, любовь к родному русскому языку.
— Ребята, что вы хотите получить от сегодняшнего урока?
— Начните свой ответ словами: «Сегодня на уроке мне хотелось бы…»
— А чтобы всё получилось на уроке, нам необходимо с лушать, не отвлекаться и стараться.
— Ребята, что вы можете рассказать о значении суффиксов с прошлого урока
-О чём же это говорит? (Суффиксы помогают образовать новую форму слова.)
Проверка ДЗ Устно по картинам упр 7стр 92
2 Актуализация знаний. Работа в парах.
1.Вместо пропусков вставить подходящие слова из скобок.1. Когда тучи разнесло и взошла луна, я увидел под горой (…) с покосившимися в разные сторону колокольнями.
Л. Н. Толстой(городок, город, городишко)
2. Доктор не выдержал и заплакал. С ним так грубо разговаривали; его назвали (…); а самое главное – он потерял куклу наследника Тутти. Ю. Олеша (старичок, старик, старикашка)
5. Работа по теме урока.
Присоедините к словам суффиксы с которыми они сочетаются Река, путь, диван, река, огурец, заяц.
_ какую роль здесь сыграли суффиксы? ( С помощью некоторых суффиксов можно выразить своё отношение к тому, о чём или о ком говоришь.)
— Ребята, совпали ли наши выводы с информацией, данной в учебнике? Прочитайте в учебнике
-Можно ли сказать, что эти суффиксы помогают выразить свои чувства, эмоции, дать оценку героям произведений? Какие?
— Так для чего же нужны суффиксы, изучаемые на нашем уроке? (С их помощью выражаем своё отношение к героям, свои эмоции: сочувствие, ирония, пренебрежительность, злоба, насмешка. С их помощью отражается увеличительность и уменьшительность, уменьшительно – ласкательность
Стр 94- 95 Работа с информацией в учебнике. стр.95
— Ребята, что объединяет картины разных художников?
(На них изображена река.)
— Историк Василий Осипович Ключевский так говорил о роли рек в жизни русского народа : « Русский человек любил свою реку, никакой другой стихии не говорил в песне таких ласковых слов – и было за что. Река указывала ему путь, она была его неизменной соседкой: он жался к ней, на берегу ставил своё жильё, село или деревню. Она и кормила его. Она – готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога: только вовремя поворачивай руль при постоянных капризных извилинах реки да помни мели, перекаты».
— А что такое перекат?- Что обозначает слово плёс?
— Найдем значения этих слов в Толковом словаре.
— Речка, реченька, кормилица, поилица, Волга – матушка, Дон – батюшка – так называют реки в русских песнях.
— А какую роль в них играют суффиксы? (Придают выразительность, показывают нежное, любовное отношение).
Прочитайте строки из русских народных песен. Найдите слова, которыми можно подтвердить мысль В.О. Ключевского о роли рек в жизни русского народа.
— Выпишите из песен названия рек, сравните их с названиями рек на географической карте.
Давайте сделаем вывод за два урока.
— Ребята, суффиксы придающие словам различные оттенки: ласкательные, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, неодобрения, уменьшения или увеличения называют суффиксами оценки.
— Одинаковое название имеют реки на карте и в народных песнях? Почему?
Отношение к тому, о чём говорится в тексте может выражаться не только одним словом, а несколькими. (Дон – Иванович, кормилец; реченька Кубанушка ; речушка, кустички и т.д
Перечислите уменьшительно- ласкательные суффиксы?
Назовите суффиксы, которые все увеличивают?
7. Рефлексия. Что было интересно? Что запомнилось?
Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.
Назовите уменьшительно — ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК).
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ)
Суффикс, который всё уменьшает? (ОЧК)
Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ)
Суффикс, который всё уменьшает? (ОЧК
Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Для чего нужны суффиксы?
Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.
Просмотр содержимого документа
«Для чего нужны суффиксы?»
Предмет: русский родной язык.
Тема: Для чего нужны суффиксы?
Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
I. Организационный момент
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
II. Проверка домашнего задания.
— Какое было задание на дом?
— Кто придумал небольшую сказку о берёзе? ….
— Кто подготовил сообщение о дубах.
III.Самоопределение к деятельности
— Что вы видите на слайде?
— Как бы вы назвали каждого из них?
Гриб грибок грибочек
— Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это.
— В чём у них отличие? (значение)
— Какой частью слова мы показываем разное значение слов? (суффиксом)
— Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
— Назовите суффиксы в этих словах.
— Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать (Язык в действии)
— Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел
особенности рода и числа существительных
— Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)
IV. Работа по теме урока
Упражнение 1 (с. 88-89)
— Прочитайте разговор Буратино с Пьеро.
— Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)
— Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)
— Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)
— Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.
_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)
— Как Буратино называет себя сам? (мальчик)
— Чем различаются эти слова?
( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )
— Предлагаю поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.
1. Мальчик не ассоциируется с озорником
2. Мальчик может быть прелестным.
3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.
4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл
— Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.
— Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?
— Как можно сказать об одном невзрослом человеке женского пола?
— О чём говорит выбранное слово по отношению, к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)
— Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?
(Слово — городишко. Оно обозначает небольшой, старенький)
— Прочитайте второй отрывок. Объясните свой выбор?
(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)
— Прочитайте третий отрывок. Объясните свой выбор?
(Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)
— Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)
— Прочитайте образец. Вам понятно задание?
— Приступайте к самостоятельной работе.
(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок, совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)
VII. Подведение итогов урока.
— Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)
— Так для чего нужны суффиксы?
– Какие знания вам понадобились на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Суффикс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: « Суффикс. Суффикс как значимая часть слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: Дать понятие суффикса и его место в слове
формировать представление о суффиксе, как новой значимой части; формировать умение строить алгоритм выделения суффикса; формировать умение самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса; формировать умение находить суффикс в слове.
Обогащать словарный запас учащихся; развивать речь учащихся; развивать умение самостоятельно ставить цель и тему урока.
Воспитывать познавательный интерес к учебному материалу; воспитывать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать умение работать в парах, группах.
Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Ребята
На урок вы пришли учиться,
Предлагаю не лениться.
Ведем себя послушно.
2. Сообщение темы и цели урока.
СЛАЙД № 2(Незнайка с заданиями)
Ребята, я вчера получила на свой электронный адрес письмо от нашего друга
Незнайки. Он прислал вам задания. Предлагаю их выполнить.
— у доски работают три ученика по заданиям
( задания написаны на карточках)
Подобрать однокоренные слова к словам:
Выделить основу предложения.
Указать части речи.
Пушистый снег падает на землю.
Вставить пропущенные буквы.
Подобрать проверочные слова.
Пока ребята работают у доски, мы проведем словарную работу.
-читаю загадки, вы отгадываете, записываете.
( пишут с комментарием « цепочкой» на 1 ряду,
после отгадывания каждой загадки листаю на экране рисунки )
СЛАЙД № 3 (Рисунки слов-отгадок)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка.
Самый кислый он, друзья,
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть….
На жарком солнышке подсох,
И рвется из стручков…..
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(огурец)
Обзавелся красным кафтаном.
Что копали из земли,
Что в золе мы испекли,
Сидит красна девица в сырой темнице,
А теперь проверим задания Незнайки.
СЛАЙД № 4 ( Самопроверка словарных слов)
( работу учеников на доске проверяют ученики класса)
3.Сообщение темы и целей урока.
Ребята, а еще Незнайка спросил у меня, знаете ли вы из каких частей
Что вы ему можете ответить?
Какая часть самая главная?
Какая часть слова служит для связи слов в предложении?
Где пишется приставка и ее роль в словах?
4. Работа над темой урока.
Ребята, в своем письме ко мне, Незнайка предложил провести вам
исследовательскую работу. Предлагаю стать исследователями.
Кто знает значение этого слова?
( Читаю из словаря Ожегова, если не знают. Человек, занимающийся научными исследованиями. )
Подберите однокоренные слова к слову ХОД, укажите части слова.
СЛАЙД № 5( Однокоренные слова)
-У вас в процессе работы возникло затруднение?
-Не знаем одну из частей слова.
-Кто знает эту часть слова?
-Предлагаю всем вместе исследовать эту часть слова.
.На доске написаны слова. Работает ученик.
-Выдели известные тебе части.
-Какая часть слова осталась?
-Как ты думаешь, что это?
( Это неизвестная мне часть слова.
Либо ответит- это суффикс.)
-Выставляю карточку со значком суффикса.
-При помощи суффикса образовалось новое слово или форма слова?
-Какое новое слово образовалось? Прочитай.
Предлагаю самостоятельно выделить суффикс
и составить правило.
(На партах карточки для работы в парах по рядам, даны слова.)
Рыба-рыбка, береза- березонька, Надя- Надюшка.
3.Суффикс служит для…..( задание 1 ряду)
Работа-работник, лес-лесок, бокс-боксер.
3.Суффикс служит для…..( задание 2 ряду)
Звезда-звездочка, дом-домище, река-речной.
3.Суффикс служит для…..( задание 3 ряду)
ПРОВЕРКА. СЛАЙД № 6 (проверка суффиксов)
Предлагаю желающим от каждого ряда защитить свои исследования.
-Прочитай пары слов.
-Назови суффиксы, с помощью которых образовались слова.
— Какое правило составил?
5. Первичное закрепление
Работа с учебником.
-Сверьте свое выведенное правило с тем, что в учебнике.
-На стр. 90 найдите рекомендацию, как найти суффикс
в слове и выполните упр. №166.
А)- Какую исследовательскую работу предложил нам Незнайка
-Мы выполнили эту работу?
-Составьте алгоритм выделения суффикса.
(Дети говорят, я после каждого высказывания показываю порядок алгоритма.)
СЛАЙД № 7 ( Алгоритм выделения суффикса)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Минутки чистописания «Буква Г «
Письмо Тема урока «Строчная и заглавная буквы Г,г»
Книжка-памятка по русскому языку для учащихся 3 класса
Падеж имени существительного 3 класс
Карточка по русскому языку для 5 класса по теме: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Кто что ест 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 кл КТП
День словаря в Российской Федерации. Учителю русского языка
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5388009 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


