для чего нужны водопропускные трубы

Трубы для водопропускных систем: назначение и виды

Водопропускные системы сооружаются под полотном дороги в местах, где дорога пересекается с проточными водоёмами естественного или искусственного происхождения, и представляют собой альтернативу небольшим мостам.

Преимущества водопропускных систем перед мостами

Водопропускные системы с использованием труб для ливневой безнапорной канализации обладают рядом преимуществ в сравнении с небольшими мостами:

Какие трубы применяются?

Для строительства водопропускных систем применяются следующие типы труб:

Пластиковые водопропускные трубы

Для сооружения водопропускной системы хорошо подойдут пластиковые трубы для безнапорной канализации большого диаметра. Конструкции из пластиковых труб могут эксплуатироваться в любых условиях и очень долго, но в монтаже применяется метод защитных бетонных арок или возведение габионов.

При сооружении арок из железобетона верхняя часть пластиковой трубы является опалубкой, что значительно упрощает создание конструкции. Металлические короба – габионы –выполняют функцию разгрузки пластиковой трубы, а сама пластиковая конструкция с внешней защитой может эксплуатироваться десятилетиями. Завод «СТС» предлагает для таких целей использовать трубы Double-Plast SN8 с сечением до 630 мм.

Металлические водопропускные трубы

Металлические трубы идеальны с точки зрения прочности, но при длительной эксплуатации разрушаются от коррозии, поэтому рациональнее их использовать для разовых проколов под дорожным полотном с целью проведения дренажных работ.

Эта проблема актуальна при невозможности проведения ремонтных работ по восстановлению либо прочистке основного водовода. Иногда трубы из металла используются в качестве футляра для защиты внутреннего трубопровода. В большинстве же случаев такие трубы уступают по многим параметрам современным полимерным трубам.

Сборные конструкции из гофрированного металла (СМГК) не являются трубами в точном определении, но всё чаще применяются в водопропускных системах постоянного использования.

Обладают рядом достоинств:

Трубы водопропускные железобетонные

Такие изделия можно изготовить на месте монтажа, что является важным преимуществом в удалённых от заводов-производителей местах монтажа и при необходимости изготовления нестандартной конструкции. ЖБИ отличаются прочностью и стойкостью к сейсмическому воздействию, однако монтаж обойдется дороже и займёт больше времени.

Дополнительные элементы водопропускной системы

Оголовки необходимы для стыковки трубы и насыпи, создания благоприятных условий протекания водных потоков. Изготавливаются в нескольких вариантах: портальные, обтекаемые, воротниковые, и раструбные.

Звенья необходимы для обеспечения удлинения системы водопропуска, эффективны на подвижных грунтах.

Монтаж труб при обустройстве водопропускной системы

Можно выделить основные этапы монтажа:

Котлован

Важными критериями при устройстве котлована считаются параметры водовода и тип грунта для удержания конструкции.

Дренаж

для чего нужны водопропускные трубыРазработка котлована производится до проектной глубины ниже отметки промерзания на 20-30 см либо исходя из расчётов нагрузок и насыпного вала. Так как практически всегда водовод строится на влажных и заболоченных почвах, предварительно разрабатывается система дренажа, отвода излишней влаги из котлована.

В отдельных случаях достаточно использования насоса или системы насосов на период рытья котлована и монтажа водоотводной системы.

Блоки и габионы

Под фундамент выполняется песчано-гравийная подсыпка с уплотнением. Основание выполняется из монолитного железобетона или стандартных бетонных блоков.

В случае исполнения фундамента из блоков, монтаж начинается с выходного оголовка, продвигаясь к входному. В случае значительного перепада высот возможно использование железобетонных свай.

Монолит

Бетонная смесь для монолитного фундамента заливается в съёмную опалубку по предварительно подготовленному уплотнённому песчано-гравийному подстилающему слою.

Армируется фундамент согласно проекту, предусматривающему возможную сейсмичность или особенности грунта.

Укладка труб

Пустоты вокруг труб заполняются песчано-гравийной смесью, иногда смешанной с цементом. На заключительном этапе котлован засыпается грунтом с послойным трамбованием либо без него. Слой насыпного грунта зависит от проектной прочности трубы и может составлять слой толщиной 6 м.

Трубы для водопропускных систем от «СТС»

Завод «СТС» осуществляет оптовые поставки пластиковых труб для ливневой канализации. Если перед вами стоит задача обустроить водопропускную систему, мы поможем вам. При необходимости мы можем изготовить трубы нужного вам диаметра под заказ.

Источник

Трубы водопропускные для автомобильных дорог — устройство

для чего нужны водопропускные трубы

для чего нужны водопропускные трубыВодопропускные трубы используют в дорожном строительстве. С помощью таких труб обустраивают тоннели, пронизывающие дорожную насыпь. Причем, в некоторых случаях, размеры тоннелей на базе водопропускных труб имеют вполне приличные габариты, достаточные и для монтажа дренажной системы, и для обустройства подземного перехода.

Проще говоря, с помощью подобных труб строится своеобразная альтернатива моста. И в данной статье мы изучим изделия, составляющие основу такого необычного сооружения – водопропускные каркасы и трубы. Кроме того, мы познакомимся с методами монтажа подобных конструкций.

Целесообразность использования водопропускных труб

Водопропускные трубопроводы обеспечивают дренаж дорожной насыпи. Причем строительство водопропускных труб, чаще всего, оправдано необходимостью отвода ручья или русла небольшой реки. Кроме того, пропускную трубу можно использовать для отвода потока дождевой или талой воды.

Разумеется, водоотвод можно заменить полноценным мостом, однако при низкой высоте дорожного полотна это решение является единственно возможным.

Кроме того, устройство водопропускных труб в дорожном полотне гарантирует улучшение качества дороги за счет следующих преимуществ:

Словом, в определенных условиях, использование трубчатых водоотводов сулит только выгоду. К тому же, при высоте насыпи над верхней точкой трубы водовода в два и более метра строители дороги могут сэкономить на дополнительном укреплении стенок.

Впрочем, конкретный перечень выгод от факта использования пропускного водовода зависит от разновидностей труб, из которых собирался данный канал. Поэтому нам стоит присмотреться к сортаменту подобной продукции.

Водопропускная труба: разновидности и характеристики

Современные производители наладили выпуск обширного ассортимента труб для водопропускных тоннелей. Причем основу классификации такого ассортимента составляет принцип деления изделий по типу используемого конструкционного материала.

Железобетонные водопропускные трубы

Бетон и железобетон являются самым дешевым материалом для обустройства водоводов. Бетонные для чего нужны водопропускные трубытрубы отличаются высокой прочностью и хорошей герметичностью. Вдобавок, они поставляются к месту строительства в виде стандартных изделий. Железобетонные трубы крепче и долговечнее бетонного варианта.

У таких изделий есть очень важное преимущество – строительство водопропускных труб из железобетона можно развернуть прямо на месте укладки дорожного полотна. Ну, а прочие варианты доставляются к месту монтажа только из магазина или склада.

Самостоятельное строительство предполагает заливку бетона в армированную опалубку. Но эта операция увеличит время строительства. Поэтому бетонные и железобетонные трубы заезжают на площадку в виде готовых изделий.

Пластиковые трубы водопропускного типа

В наши дни пластиковые трубы водопропускные в полотне дороги встречаются достаточно часто, поскольку современная промышленность все же сумела наладить выпуск труб, способных сопротивляться высокой внешней нагрузке.

Например, канализационные трубы 16 класса жесткости могут использоваться не только в качестве элемента безнапорного трубопровода, но и в роли водопропускного канала для небольшой насыпи.

Однако при монтаже пластикового водовода для усиления полотна над таким каналом необходимо смонтировать бетонную арку, используя внешнюю сторону трубы, как опалубку. Кроме того, частичную разгрузку пластиковой трубы можно реализовать с помощью габионов – металлических коробов, заполненных крупными валунами.

для чего нужны водопропускные трубы

Пластиковые водопропускные трубы

В итоге, слоеная конструкция с прочной внешней частью и стойкой сердцевиной прослужит не один десяток лет. К тому же, пластичный водовод из полимерных труб переносит подвижки грунта намного лучше излишне жесткой конструкции из бетона.

Металлические трубы для пропуска воды

Прочностной расчет водопропускных труб из металла показывает, что этот вариант является просто идеальным решением проблемы обустройства подобных тоннелей. Ведь металл удерживает внешнюю нагрузку лучше бетона и пластика. Однако высокая восприимчивость к коррозии сводит на нет все преимущества таких водоводов.

Обычные металлические трубы следует использовать лишь в качестве временной меры. Они годятся для разового прокола дорожного полотна для осушения прилегающей территории. Такой прокол применяют, когда невозможны эксплуатация и ремонт водопропускных труб основного водовода, вследствие их разрушения или засорения. Ведь такой «прокол» дает возможность сбросить уровень воды и приступить к починке или расчистке основного водовода.

Кроме того, металлическую трубу можно использовать не только в виде водовода, но и в качестве кожуха, защищающего внутренний трубопровод. Наилучшим вариантом такой временной трубы для пропускного водовода будет обсадное изделие, используемое для армирования стенок буровых скважин.

для чего нужны водопропускные трубыПостоянные водопропускные сооружения монтируют на основе сборных металлических гофрированных конструкций (СМГК). И с точки зрения классического определения такое изделие трубой не является. Ведь сборные конструкции водопропускных труб собираются из гофрированных листов прямо на месте обустройства водовода.

Причем нестандартная схема обустройства тоннеля из СМГК наделяет водопропускные каналы целым рядом преимуществ, недоступных для конструкций, созданных из труб. Ведь водоводы из СМГК имеют сколь угодно сложную форму, служат более 50-60 лет (подтверждено практикой!), обходятся на 25-30 процентов дешевле бетонных аналогов и гарантируют высокую сейсмоустойчивость всей конструкции.

Ну а теперь, когда этап знакомства с основой пропускных водоводов закончен, мы можем перейти к изучению способов строительства подобных систем

Трубы водопропускные для автомобильных дорог: особенности монтажа

Технология монтажа пропускных водоводов предполагает разделение процесса на следующие этапы:

И далее мы рассмотрим во всех подробностях каждый пункт из этого списка, описывая типовые операции, необходимые для реализации указанных процедур.

Рытье котлована под пропускной водовод

Котлованы для водопропускных труб обустраивают согласно конструкции будущего фундамента для чего нужны водопропускные трубыводовода. Ведь размеры котлована определяются размерами основания водовода. Не меньшее влияние на процесс обустройства оказывает еще и тип почвы в месте строительства котлована. Ведь грунт должен удерживать довольно массивную конструкцию. К тому же, от типа грунта зависит и процесс обустройства откосов котлована.

Сам процесс рытья котлована выполняется по классической схеме: снятие плодородного слоя, разработка первой ступени, выемка грунта на уровне второй ступени и так далее. Общая глубина котлована в почву должна быть ниже уровня промерзания грунта. Иначе водовод пострадает от деформации пучения грунта.

Отвод влаги из котлована осуществляется по особым дренажным траншеям или с помощью водяного насоса. Причем процесс отвода жидкости нужно продумать заранее, ведь пропускные водоводы строятся на очень влажных участках.

Для укрепления стенок котлована и близлежащей насыпи используют особые модули – габионы, которые состоят из металлической сетки (короба или матраса), заполняемой камнями. Подобные габионные конструкции водопропускных труб гарантируют не только устойчивость фундамента, но и сохранность насыпи дорожного полотна. Причем в целях упрочнения конструкции под габионами монтируют еще и слой гидроизоляции.

Укладка фундамента под водовод

Любые трубы водопропускные – железобетонные, металлические или пластиковые – монтируют не на «голую» землю, а на особый фундамент. Сам фундамент, в свою очередь, опирается на основу – песчано-гравиевую подсыпку. Зачем такие сложности? Да затем, что без такой подсыпки фундамент просто лопнет под воздействием деформации пучения грунта.

Поэтому на первом этапе строительства фундамента, на дне котлована обустраивается особая подсыпка – основа.

Фундаменты для водопропускных труб могут быть

для чего нужны водопропускные трубыУкладку блочного фундамента выполняют поверх песчано-гравиевой подсыпки, начиная с блока под оголовок трубы. Причем такой блок должен заглубляться в почву на 25-30 сантиметров ниже уровня промерзания грунта. После чего монтируют остальные блоки, заполняя перепады высоты между платформами песчано-гравиевой подсыпкой.

Монтаж элементов конструкции блочного фундамента начинают с укладки выходного оголовка, постепенно продвигаясь до входного участка.

При больших перепадах высот между элементами конструкции фундамента для поддержки последних используют сваи.

Главным достоинством блочного фундамента является скорость процесса монтажа подобной основы.

Монолитный фундамент льют в классическую опалубку, поверх гидроизолирующего слоя. Заливку такого фундамента следует организовать в один проход. Поэтому очень важно рассчитать объем основы. Причем в процессе заливки нужно использовать только съемную опалубку, которую удаляют после схватывания цемента.

К достоинствам монолитных фундаментов можно отнести высокую прочность подобных конструкций. При надежном армировании такому фундаменту не страшны ни сейсмические колебания, ни нагрузки пучения грунта.

Монтаж или строительство водопропускных труб

Монтаж труб начинается с установки бровки земляного полотна. Далее монтируют выходные оголовки водопропускных труб. После чего, поверх фундамента, укладывают арочные элементы железобетонной трубы или узлы СМГК. Последним элементом такого трубопровода является входной оголовок. Пустота между стенкой трубы и фундаментом заполняется смесью гравия и песка с некоторой частью портландцемента.

Арочные конструкции можно монтировать прямо на плиты фундамента даже без для чего нужны водопропускные трубыподсыпки. Стыковку элементов железобетонного туннеля выполняют с помощью цементных стяжек. Металлические конструкции из гофрированных листов крепят друг к другу заклепками или защелками. Верхнюю часть СМГК можно усилить особой цементной стяжкой.

Монтаж цельнометаллических труб для аварийного дренажа дорожного полотна выполняется методом прокола насыпи с помощью горизонтальной бурильной установки.

Обустройство насыпи

По завершению монтажа трубы и после обустройства армирующей стяжки, поверх конструкции пропускного водовода насыпается дорожное полотно. В зависимости от прочности трубы, насыпь бывает двух, четырех или шестиметровой глубины.

В качестве подсыпки в месте монтажа водовода используют обычный грунт, а ближе к дорожному полотну применяются совсем другие материалы, выбор которых зависит от технологии строительства дороги.

Кроме того, перед подсыпкой грунта, склоны насыпи у входного и выходного оголовка следует укрепить либо бетонными бровками, либо габионами. Причем укрепленная габионами водопропускная труба прослужит дольше с помощью монолитной бровки. Ведь габион пропускает воду и, со временем, армируется корнями растений, проросших сквозь металлическую сетку и каменную засыпку.

Источник

Бестраншейный ремонт и реконструкция водопропускных труб на железных дорогах, дорогах и в аэропортах: комплексный подход

Водопропускные трубы – важная часть автомобильных и железных дорог, особенно в условиях влажного климата и рельефа местности с множеством водоемов. Вода способна пробить себе путь сквозь любую конструкцию, и строители знают, что проще соорудить отдельный канал водоотвода, чем бороться с последствиями наводнений и заболачивания территории.

Устройство водопропускных труб в дорожном строительстве помогает сохранять скоростные параметры дороги и максимально продлить срок службы полотна. Дополнительная функция – зверепереход – дать возможность животным свободно передвигаться под сооружениями. Это касается и крупных, и мелких диких животных, а также сельскохозяйственного скота, в этом случае такое сооружение называют скотопрогоном.

Преимущества трубы перед мостом

На многих участках дороги возникает проблема с постоянно действующими водоемами или же с сезонными потоками. Учет влияния таких зон на конструкцию производится еще до строительства, на этапе проектирования.

Обычно используют одно из двух распространенных решений: строительство моста или укладку водопропускной трубы. Мосты обходятся значительно дороже труб, их сооружение сложнее и оправдано только в нескольких случаях – мост нужен для пересечения постоянных водотоков (рек, ручьев) или для разделения движущихся транспортных потоков, в этом случае такое сооружение называется путепроводом. Как правило, труба – более простое, экономичное и обоснованное решение в дорожном строительстве. В эксплуатации она также менее затратна, чем мост, который нужно чаще обследовать и ремонтировать.

Трубы укладываются по проекту и не требуют привлечения специализированных мостостроительных организаций, с этой задачей справятся специалисты дорожно-строительной компании. Выбор материалов довольно широк, трубы могут быть выполнены из:

Железобетонные трубы используются чаще всего. Причина очевидна: можно быстро произвести и монтировать трубы любой длины, просвета, диаметра и формы. Армированный бетон обладает достаточной прочностью для долголетней эксплуатации, устойчив к воздействию воды и льда. По сравнению с железобетоном, пластик менее прочен, а металлические трубы стремительно разрушаются или требуют дополнительной антикоррозионной обработки.

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

для чего нужны водопропускные трубы

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

Виды водопропускных труб

На одной и той же дороге могут применяться различные водопропускные трубы в зависимости от ситуации на конкретном участке: пропустить временный водоток под полотном можно через одну трубу, а если речь идет о водотоке с большим расходом воды, то потребуется более крупный в сечении просвет. Поэтому по конструкции трубы водопропускного назначения бывают одноочковыми, двухочковыми и многоочковыми.

По формам поперечных сечений трубы могут быть:

По эксплуатационным характеристикам:

Согласно ГОСТу, размеры отверстий ж/б труб должны составлять*:

Длина трубыРазмер отверстия
более 30 м150 см
20…30 м125 см
менее 20 м (на автодорогах III-V кат.)100 см
на съездах с дороги50…75 см

*При этом длина звеньев сборных труб может достигать от 0,5 до 2,0 м, а толщина стенки не менее 100 мм (за исключением труб диаметром 500 и 750 мм, у которых допускается стенка толщиной 80 мм).

Стандарты для внутреннего диаметра круглых труб и d меньшего отверстия конических элементов (в том числе из композитных материалов): 500, 600, 750, 800, 1000, 1200, 1250, 1400, 1500, 1600, 2000 мм. Эти значения актуальны при длине звена 1000 мм и более, с шагом 500 мм.

Величина отверстия для прямоугольных труб: 1000, 1250, 1500, 2000, 2500, 3000, 4000 мм (при длине звена 750 мм и более с шагом 250 мм);

При использовании гофрированных труб диаметр отверстия должен составлять 1000 мм при длине трубы до 20 м. Если же длина превышает 20 м, то d может достигать до 1500 мм.

Минимальный диаметр гофрированной трубы на съездах принимается в значении 500 мм, а для регионов с понижением температуры до –40 градусов составляет не менее 1500 мм.

Труба сама по себе – только часть водопропускной конструкции. Строительство водопропускных труб включает также подготовку основания, сооружение фундамента, оголовков и особым образом укрепленных откосов.

Поскольку трубы, проложенные под дорожным полотном, несут на себе довольно высокие нагрузки, их характеристики требуют детального расчета перед началом строительства. Если проложить тонкую металлическую трубу под высокой насыпью, то ее может попросту раздавить. Следовательно, в зависимости от участка дороги подбираются трубы надлежащей толщины стенок, диаметра (просвета), выполненные из бетона рекомендованной марки. Как правило, это тяжелые бетоны класса В25 и выше, а необходимой жесткости им добавляет армирование сварным каркасом из стальных прутков.

для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы

Габионные конструкции при оборудовании входных/ выходных русел

для чего нужны водопропускные трубы
Не менее важную роль играет укрепление входных и выходных русел. Наиболее экономичным способом является использование матрацев Рено и габионов при создании системы водоотведения на оголовках ГСМТ. Наиболее ответственными участками являются точки входа водопотока и место водосброса. Расчет габионных конструкций основан на предельной скорости потока (см. таблицу ниже). Так, при скорости потока до 4м/с рекомендуется использовать Матрацы Рено высотой 17см с ячейкой 6х8см из оцинкованной проволоки д.2.4мм. При скорости 4,6-5,3м/с больше подойдут матрацы Рено высотой 23см с ячейкой 8х10см из проволоки 2,7мм. Поток со скоростью 6м/с предполагает использование матрацев высотой 30см. При потоках выше 7м/с целесообразно использовать коробчатые габионы в местах водосброса и на участках наибольшего размыва грунта. На перпендикулярных участках водоотвода при сильных потоках необходимо оборудовать стенки из коробчатых габионов по выходному/ выходному руслу для гашения силы потока и отведения воды по проектному руслу.

В качестве обратного фильтра и разделения габионных конструкций в качестве подложки рекомендуется использовать геотекстиль Дорнит плотностью не ниже 250г/м2. Требования к камню заполнителю матрацев Рено и габионов повышенные: низка степень водопоглощения, высокая прочность и морозоустойчивость. В нашем случае подойдет гранитный скол, широко применяемый при возведении искусственных сооружений из габионных конструкций. Фракция камня заполнителя для матрацев — 70х150, 80х120 (в зависимости от высоты матраца), для габионов 70х250, 100х250.

Размеры габионов в зависимости от скорости водного потока

Тип укрепленияВысота укрепления, мРазмер камня, ммРазмер ячейки. ммПредельная скорость потока, м/с
Матрацы Рено0,1770-100603,8
90-150804,3
0,2370-100604,6
90-150805,3
0,3070-120605,0
90-150806,0
Коробчатый габион0,5-1,090-150806,7
120-250807,2

Таким образом, если проектом предусмотрено использование безнапорных гофрированных спиральновитых труб, скорее всего вам потребуется дополнительно купить габионы для облицовки оголовков и укрепления прилегающих русел, предусмотреть поставку габионного камня и геотекстильного полотна. Установка габионов не требует специальных инструментов и навыков персонала. Однако особое внимание следует уделить оборудованию мест водосброса и участкам с высокой скоростью потока воды.

Смотрите также:

Работы по возведению дорожных конструкций с трубами водоотвода

Проект строительства дороги не просто учитывает наличие под полотном железобетонных труб для водоотведения. Проектировщик должен обозначить эти места и в документах, и непосредственно на местности (позиция обозначается колышками, в том числе указывается направление труб по продольной оси).

Первая часть работы – планировка строительной площадки. Необходимо подготовить место для стоянки и движения строительной техники, территорию для складирования железобетонных деталей. Поскольку работы по строительству ведутся непосредственно вблизи водоема или водного потока, то русло должно быть с одной стороны расчищено, а с другой перекрыто, чтобы устранить во время работы контакт с поверхностными водами. Обычно требуется устройство обводной канавы или защита стройплощадки земляным валом.

Затем приступают к рытью котлована под трубу. Основа котлована – сплошные проходки, выполняемые с помощью бульдозера или экскаватора. Затем края траншеи дорабатывают экскаватором и окончательно оформляют вручную. Траншея по размерам выполняется по ширине фундамента с дополнительным пространством по 0,5 метра в каждую сторону.

Далее на дно траншеи укладывается 10-сантиметровая подушка из щебня – это основание под фундамент из лекальных блоков. Щебень утрамбовывается, при этом не должен быть нарушен запланированный уклон. Лекальный блок фундамента плоский снизу и с полукруглой выемкой в месте укладки труб, поэтому сборка конструкции требует минимум времени. Удобны в работе и водопропускные трубы с плоским основанием, которое надежно устанавливается на ровную поверхность фундамента.

Непосредственно монтаж начинается со стороны выходного оголовка. Сначала устанавливают портальный блок, затем открылки, затем блоки фундамента и сверху – элементы сборной трубы. Четкий порядок укладки элементов водопропускной трубы указывают в технологической карте строительства. В местах соединения железобетонных элементов закладывают пропитанную битумом паклю. Крепление деталей производится с помощью цементного раствора, а далее по бокам подбивают подвижную бетонную смесь.

По окончании монтажных работ приступают к гидроизоляции водопропускной трубы. Это касается швов, сопряжений, слабых участков, которые обрабатывают водонепроницаемыми составами – например, битумной мастикой. Делается это строго в сухую погоду при температуре не менее +5 градусов.

Готовая водопропускная труба засыпается грунтом до уровня строящейся дороги, после чего продолжается сооружение полотна. Толщина земляного слоя, которым засыпают сооружение, должна составлять от 0,5 метра (расстояние между верхней частью трубы и нижним слоем асфальта).

Конструкция трубы под дорожным полотном

Железобетонная водопропускная труба под дорожным полотном – это сборное сооружение, состоящее из самой трубы, фундамента и оголовков. Вся конструкция должна иметь адекватный уклон, чтобы вода свободно протекала с одной стороны насыпи на другую, не застаивалась и не формировала болото на входе или выходе.

Оголовки служат для предотвращения завихрения потока, вода протекает медленней, ровнее. Это важно, так как слишком бурные потоки могут размывать почву, что недопустимо вдоль современной дороги, строящейся на насыпи.

Также оголовки являются подпорным звеном для откосов, задают уклон, защищают насыпь от осыпания почвы по краям. Правильно установленный оголовок – гарантия того, что труба будет успешно выполнять свою задачу.

По конструкции оголовки труб водоотведения делятся на:

Важным элементом строительства является и фундамент, на который укладывается труба. Его тип зависит от нескольких факторов: диаметра (просвета) трубы, высоты насыпи, особенностей рельефа местности, грунта и условий эксплуатации.

В простых случаях фундаментом может выступать подушка из утрамбованного щебня, иногда водопропускные трубы укладывают на выровненную поверхность котлована. Если же фундамент должен быть более надежным, его строят из готовых железобетонных элементов или используют монолитную технологию, когда бетонная плита формируется непосредственно на месте строительства. Если местность отличается слабым грунтом, то могут использоваться свайные фундаменты.

Сведения о конструкциях водопропускных труб и малых мостов

Трубы с расходами до 100 м3/с являются самым распространенным видом водопропускных сооружений на автомобильных дорогах. По технико-экономическим соображениям и условиям безопасности движения (непрерывность проезжей части дороги) трубы на дорогах предпочтительнее малым мостам, особенно на участках дорог с вогнутым профилем. Кроме того, наличие грунтовой засыпки над трубой обеспечивает благоприятное распределение сосредоточенных давлений от колес автомобилей и уменьшает их динамическое воздействие. Лишь при наличии ледохода и корчехода применять трубы нельзя. Наименьшую толщину засыпки над звеньями всех типов труб на автомобильных и городских дорогах принимают равной 1 м, а при толщине засыпки меньше 1 м в расчетах конструкции звеньев нужно учитывать динамический коэффициент.

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 5. Поперечные сечения труб: 1 — заполнение; 2 — гидроизоляция с уклоном 30—40°/оо; 3 — лоток

Различают безнапорные трубы, работающие частью сечения, и напорные, работающие полным сечением в случаях, когда приток воды больше их пропускной способности.

Наибольшее распространение получили круглые и прямоугольные трубы (рис. 5). При расходах более 40 м3/с применяют, как правило, прямоугольные (иногда овондальные). Водопропускная труба имеет звенья, составляющие ее тело и два оголовка — входной и выходной. Звенья и оголовки укладывают на жесткое или податливое основание (рис. 6). К жестким основаниям относят каменные, бетонные, бутобетонные, железобетонные монолитные или сборные фундаменты и естественные скальные основания. При благоприятных грунтовых и гидрологических условиях под трубами небольших диаметров и высоте насыпи до 7 м можно применять искусственное грунтовое основание из гравийно-пес-чаной подушки. Трубы диаметром 0,5—0,75 м, расположенные под небольшими насыпями при гравийно-галечных, среднезернистых и других надежных грунтах, допускается укладывать на расчищенное от растительного слоя и спрофилированное земляное ложе.

Для обеспечения водонепроницаемости швы между звеньями трубы заполняют паклей, пропитанной горячим битумом, и снаружи обклеивают на горячей битумной мастике двумя слоями рубероида шириной 25 см. Кроме того, с внутренней стороны швы на глубину 3—4 см зачеканивают цементным раствором. Внешнюю поверхность трубы покрывают обмазочной гидроизоляцией, состоящей из двух слоев битумной мастики.

Наиболее важная часть трубы — оголовки, определяющие гидравлические свойства ее. Различают портальные, воротниковые, раструбные и обтекаемые, оголовки.

Портальные оголовки (рис. 7, а) в виде подпорной стенки, поддерживающей откос насыпи, наиболее просты по конструкции, но не обеспечивают плавного протекания потока через отверстие трубы. Их применяют’ при небольших скоростях течения и малых расходах.

Воротниковый оголовок (рис. 7,6), представляющий собой срезанное заподлицо с откосом насыпи крайнее звено (окаймленное поясом — воротником), в изготовлении более сложен, чем портальный, тоже имеет низкие гидравлические показатели и применяется при небольших скоростях течения и малых расходах. Раструбный оголовок (рис. 7, в) в виде портальной стенки с двумя расходящимися открылками, обеспечивающими лучшие условия протекания потока, применяется в безнапорных и напорных трубах. Обтекаемый оголовок (рис. 7, г) в виде усеченной пирамиды, хотя и сложный в изготовлении, однако он обеспечивает наиболее благоприятные условия протекания потока через трубу, которая может работать в паводок полным сечением. Обтекаемые оголовки применяют преимущественно для круглых напорных труб. В прямоугольных трубах оголовки устраивают обычно раструбного типа.

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 6. Труба: а — с монолитным бетонным фундаментом; б — со сборным фундаментом из бетонных или железобетонных блоков; в — на искусственном песчано-гравелистом основании; г — на естественном основании; 1 — укрепление русла каменной мостовой; 2 — входной оголовок; 3 — звенья трубы; 4 — выходной оголовок; 5 — укрепление русла монолитным бетоном; 6 — песчано-гравелистая пастель под фундамент

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 7. Оголовки круглых труб: 1 — звено в виде усеченного конуса; 2 — звено в виде усеченной пирамиды

Во избежание застоя воды необходимо, чтобы отметка лотка входного оголовка при всех условиях была выше отметки лотка среднего звена трубы. Кроме того, трубам нужно обязательно давать строительный подъем с учетом того, что средние звенья со временем оседают больше, чем крайние.

Откосы насыпи и русло у трубы должны быть укреплены. Чем больше глубина и скорость течения потока, тем более мощное нужно дать укрепление. Обычно у входных оголовков для русла в пределах откосных крыльев предусматривают бетонное укрепление, а прилегающие части укрепляют одиночным мощением или одерновкой. У выходных оголовков русло работает в более сложных условиях, поэтому его укрепляют более прочно. Откосы насыпи у обоих оголовков укрепляют на ширину не менее 1 м с каждой стороны. У низовых оголовков мощение доводят до их верха, а у верховых — на 0,25 выше уровня подпора воды плюс набег волны.

Наиболее распространены на автомобильных дорогах железобетонные трубы, сооружаемые по типовому проекту унифицированных круглых железобетонных труб1 отверстием 0,75; 1,0; 1,25; 1,5 и 2,0 м. Временная вертикальная нагрузка принята по типовому проекту для звеньев отверстием 0,5 и 0,75 м — МАЗ-525, а для звеньев отверстием 1,0—2,0 м нагрузки Н-30 и НК-80. Трубы предусмотрены с фундаментами и без них в зависимости от конкретных инженерно-геологических условий.

В типовом проекте унифицированных сборных водопропускных труб наиболее полно учтены особенности работы труб под насыпями дорог.

Наиболее распространенным дефектом эксплуатируемых круглых железобетонных труб (особенно большого диаметра) являются трещины, которые иногда вызывают не только деформации звеньев в виде сплющивания, но и полное разрушение их. Трещи-ностойкость звеньев во многом зависит от жесткости пастели. Грубы, уложенные на Жесткие бетонные фундаменты, имеют по сравнению с бесфундаментными в 1,5—1,7 раза меньше трещин. Положительные результаты дает применение и полужестких фундаментов, представляющих собой щебеночно-гравийные подушки, залитые цементным раствором. В 25—30% обследованных бесфундаментных круглых трубах отмечена просадка звеньев, примыкающих к оголовкам, на величину от 3 до 15 см. Чаще всего просадки возникают в бесфундаментных трубах, построенных во влажных районах с суровыми климатическими условиями.

Надежность работы круглых труб во многом зависит от качества изготовления их элементов и выполнения строительных работ.

Прямоугольные железобетонные трубы устраивают тоже, как правило, сборными. Только при небольшом объеме работ, наличии местных материалов, отсутствии поблизости баз сборного железобетона имеет смысл сооружать монолитные трубы или трубы со’ сборным железобетонным покрытием на монолитных стенках бутовых, бутобетонных или бетонных. Прямоугольные трубы различают по типу звеньев — замкнутые и незамкнутые (полностью сборные, состоящие из стенок, плиты перекрытия и нижнего элемента). Пазухи между звеньями в многоочковых трубах заполняют гравийно-песчаной смесью, а при неблагоприятных условиях— бетоном марки М-75. На входе и выходе труб устраивают лотки из монолитного бетона марки 150 по песчано-гравийному основанию.

Фундаменты прямоугольных труб обычно выполняют из готовых блоков, уложенных на гравийно-песчаную прослойку толщиной не менее 10 см. При крупнообломочных грунтах, плотных песчаных (кроме пылеватых), а также твердых и полутвердых глинистых грунтах с сопротивлением сжатию больше 2,5 кгс/см2 и расположением уровня грунтовых вод не меньше чем на 0,3 м ниже гравийно-песчаного основания, можно применять бесфундаментные трубы. При этом звенья их укладывают на гравийно-песча-ный слой; гидроизоляцию делают такой же, как и для круглых труб. Стыки покрывают тремя слоями изоляции: наружным из горячей асбестовой мастики, средним из пакли, пропитанной битумом, внутренним из цементного раствора, проникающего в стык на глубину 3 см. Все поверхности оголовков, находящиеся в соприкосновении с грунтом, покрывают обмазочной гидроизоляцией.

В типовом проекте сборных железобетонных унифицированных прямоугольных труб предусмотрены отверстия: 2,0; 2,5; 3,0 и 4,0 м (одноочковые) и 2X2,0 (рис. 8); 2×2,5; 2X3,0; 2X4,0 м (двухочковые) при насыпях высотой до 20 м. С целью увеличения водопропускной способности трубы с верховой стороны предусмотрены три повышенных звена высотой по 2,5 м.

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 8. Конструкция унифицированной прямоугольной трубы отверстием 2×20 м: 1 — повышенные звенья трубы у входного оголовка; 2 — фундаментный бло‘к звеньев; 3 — подготовка нз щебня и гравия; 4 — фундаментные блоки оголовков; 5 — бетонный лоток в пределах оголовка; 6 — шов;^7 — обмазочная гидроизоляция

Длина нормальных и повышенных* звеньев принята одинаковой — по 1,0 м. По длине труба через каждые 3 м, а по концам — через 2 м разделена осадочными швами шириной по 3 см. Заполнение швов и устройство гидроизоляции предусмотрено таким же, как и в круглых трубах. Звенья армированы сварными каркасами. Бетон гидротехнический М-300. Оголовки труб раструбные, сборные; в состав оголовка входят открылки и крайнее звено трубы с утолщенной в виде карниза верхней плитой для упора откоса насыпи.

Фундаменты под эти трубы предусмотрены жесткие — сборные из железобетонных плит толщиной 20 см, а также ‘ монолитные бетонные. Фундаментные плиты глубиной заложения 0,4 м укладывают на гравийно-песчаную подготовку толщиной 10 см. Под крайними звеньями трубы, входящими в состав оголовков, толщину бетонного фундамента увеличивают с таким расчетом, чтобы швы его располагались ниже уровня промерзания на 25 см.

Ленгипротрансмостом разработан типовой проект унифицированных бетонных сборных прямоугольных труб с железобетонным плитным перекрытием отверстием 1,5; 2; 3; 4; 5 и 6 м. Материал стеновых блоков — бетон М-200, плит перекрытия — бетон М-300 и арматура марки ВСт.5 и ВСт.З. Фундаменты даны в двух вариантах из сборных бетонных блоков и монолитного бетона М-200. Трубы отверстием 1,5; 2 и 3 м предусмотрены на сплошных фундаментах, остальные — на раздельных. Минимальная глубина заложения фундамента для труб отверстием 1,5 и 2 м принята 1,35 м, а для труб отверстием 3 м и больше принимается в зависимости от глубины промерзания грунта.

В 1951—1953 гг. на автомобильных дорогах начали применять четырехшарнирные круглые бетонные трубы, предложенные А. К. Годыной. Устойчивость звеньев этих труб зависит главным образом от состояния прилегающей к боковым поверхностям трубы засыпки. При высоком качестве строительных работ и благоприятных климатических условиях трубы работают нормально в течение продолжительного времени. Анализ опыта эксплуатации, испытания, а также результаты обследования позволяют рекомендовать круглые бетонные трубы с четырьмя несовершенными шарнирами отверстием до 1,25 м в районах с сухим и маловлажным климатом, т. е. в IV и V дорожно-климатических зонах (СНиП П-Д.5-72), при засыпке из дренирующих грунтов и высоте насыпи над трубой 0,7—3 м. При этом особое внимание должно быть уделено технологии уплотнения дренирующей засыпки по бокам трубы.

Для сводов, стенок и фундаментов труб со сводами применяют на дорогах сравнительно редко и преимущественно в районах, удаленных от баз сборного железобетона, и при наличии местных строительных материалов. Отверстие каменных и бетонных труб достигает 5 м и обычно образуется двумя массивными стенами, перекрытыми сводом. В зависимости от грунтовых условий стены делают раздельными или объединяют с фундаментом. Для улучшения работы фундамента в нижней части трубы устраивают обратный свод, служащий одновременно лотком для протекания воды. Минимальная толщина свода трубы: при бутовой кладке — 30 см, а при бетонной — 20 см. Перевязка швов камней сводов должна быть не менее 10 см, а для угловых камней — не менее 15 см.

Для сводов, стенок и фундаментов труб со сводами применяют бутовую кладку из камня марки не ниже 400 или кладку из природного камня марки не ниже 600; для бетонных сводов разрешается бетон не ниже М-200, для бетонных фундаментов — не ниже М-150. Деформационные швы располагают через 3—6 м по длине трубы и заполняют изоляционным материалом (битумной мастикой, паклей). Наружную поверхность труб покрывают обмазочной гидроизоляцией.

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 9. Конструктивные элементы гофрированной трубы: а — схема соединения листов; б — профили стали; 1—8 — номера элементов (листов)

За рубежом и в нашей стране на железных и автомобильных дорогах нашли применение металлические гофрированные водопропускные трубы. Такие трубы имеют различное поперечное сечение: круглое, эллиптическое с удлиненным вертикальным диаметром, овоидальное или арочное; наиболее распространены круглые диаметром 2—2,5 м до б м (рис. 9). Металлические трубы строят как без специального оголовка с выпусками трубы из насыпи, так и с оголовками из камня, бетона или железобетона. Тело металлических труб готовят из волнистого (гофрированного) металла. Особенность их — малая поперечная жесткость. Деформации в трубах ограничены окружающим массивом насыпи.

Тело трубы по всей длине имеет непрерывную сплошную конструкцию с плотными стыками между элементами. Под насыпями дорог их укладывают на грунтовую подушку без устройства специального фундамента. Гофрированные трубы диаметром более 2,0 м, как правило, укладывают отдельными элементами — звеньями и на месте объединяют. Трубы меньшего диаметра собирают предварительно на строительной площадке.

Основным элементом трубы является волнистый лист стандартной ширины — 975 мм, изогнутый по заданному радиусу. Листы соединяются внахлестку на болтах обычно диаметром 16 мм из стали 20. Продольный стык устраивают двухрядным или однорядным, а поперечный — однорядным. Смежные продольные стыки смещают относительно друг друга на один, два и более шагов, что обеспечивает рассредоточение стыков и улучшает условия сборки трубы. Толщину волнистого листа принимают 1,5—2,5 м в зависимости от диаметра трубы и высоты насыпи. Для изготовления труб используют стальные листы с высотой и длиной волны листа соответственно 32,5 и 130 мм.

Листовая меднистая сталь используется повышенной коррозионной стойкости марки сталь 15 по ГОСТ 1050—60 с пределом текучести 24 кгс/мм2, пределом прочности 40 кгс/мм2 и с относительным удлинением до 22% (загиб в холодном состоянии на угол 180°). Для защиты от коррозии на металл наносят цинковое покрытие толщиной 80—100 мкм, наносимое горячим способом обычно после гибки и перфорации металла. Для этого используют цинк марки ЦЗ по ГОСТ 3640—65.

Опыт эксплуатации показал, что устройство лотка трубы из жестких материалов, таких как бетон, не обеспечивает долговечности лотка. Бетонный лоток в этих трубах деформируется и разрушается быстрее, чем лоток, устроенный из упругих материалов. Поэтому для лотка гофрированных труб рекомендуется асфальтобетон.

Для защиты поверхности металла от коррозии в случае появления в нем ржавчины, а также в местах повышенной агрессии грунта или воды следует металл покрывать мастиками битумо-резиновой (МБР) по ГОСТ 15836—70 или битумоминеральной (битуминоль) марок Н-1 и Н-2, состоящих из битума, наполнителя и пластификатора. В качестве наполнителя для этих мастик рекомендуется асбест 6-го сорта по ГОСТ 12871—67. Битуморези-иовая мастика может быть использована для устройства защитного покрытия при выполнении работ в летних и зимних условиях до температуры —25° С. Перед употреблением в нее рекомендуется вводить 10—15% индустриального масла СТУ-50.

Количество слоев мастики, наносимой на поверхность, определяется степенью агрессивности окружающей среды. При небольшой и средней агрессивности среды внутри трубы ограничиваются устройством лотка из цементобетона или асфальтобетона, а по наружной поверхности устраивают грунтовочный слой и один слой мастики МБР. В случае повышенной агрессивности с внутренней стороны трубы устраивают асфальтобетонный лоток и наносят по металлу один слой грунтовки и мастики МБР, а по наружной — грунтовку и два слоя (по 2 мм) мастики.

Если труба засыпается дренирующим грунтом при отсутствии агрессивной среды, защитные покрытия можно устраивать из двух слоев битумных мастик (грунтовок) как для железобетонных и бетонных конструкций труб. Перед нанесением грунтовки поверхность металла должна быть очищена от грязи, пыли, льда, масляных и нефтяных пятен. Грунтовки наносятся по сухой поверхности ровным слоем без пропуска. Температура мастики должна быть в пределах 160—180° С. Новый слой грунтовки укладывают по застывшей поверхности предыдущего. Битуморезиновую мастику наносят не позднее, чем через сутки после устройства грунтовочного слоя. Работы выполняют при помощи специальных распылителей.

Бетонные и асфальтобетонные лотки в трубе целесообразно устраивать после возведения насыпи и стабилизации грунта, чтобы избежать деформации трубы и лотка. Бетонные лотки устраивают в сухую погоду при положительной температуре непосредственно по очищенной поверхности трубы, а асфальтобетонные — по сухой поверхности грунтовки или мастики на всю ширину лотка.

При ремонте насыпи дороги над гофрированной трубой надо уделять большое внимание качеству засыпки и уплотнения грунта, Поскольку трубы обладают большой гибкостью, грунт засыпают слоями по 15—20 см по всей ширине насыпи одновременно с двух сторон трубы, т. е. так, чтобы избежать деформаций ее конструкции. Для засыпки предпочтительны дренирующие грунты (например, песчано-гравийные) с размером частиц не больше 50 мм. Допускаются слабо связанные грунты, если уплотнение их производится при оптимальной влажности. Недренирующие грунты применять для засыпки гофрированных труб не следует.

Уплотнение ведут только механическими трамбовками. Степень уплотнения грунта должна быть не меньше 95% его максимальной стандартной плотности. Движение транспортных средств над трубой возможно только после отсыпки грунта над ней не меньше чем на 0,5 м.

Опыт эксплуатации гофрированных труб, построенных под насыпями железных дорог, показал, что при соблюдении необходимых требований по сортаменту металла, его защите цинковыми покрытиями и устройству асфальтобетонных покрытий лотков эти трубы успешно эксплуатируются в течение 60—80 лет.

В настоящее время разработаны рабочие чертежи гофрированных труб диаметром 1—3 м и на одном из предприятий Минтранс-строя СССР освоено их производство с проектной мощностью 2,5 тыс. т. Эти трубы начинают закладывать также под насыпями автомобильных дорог в районе строительства Байкало-Амурской магистрали.

Малые железобетонные мосты в настоящее время строят преимущественно по типовым проектам из сборного железобетона. Элементы-блоки сборных конструкций изготавливают, как правило, на заводах и полигонах. Монолитные железобетонные малые мосты сооружают редко и только в тех случаях, когда это оправдывается местными условиями (удаленность от централизованных баз по изготовлению элементов, наличие местных материалов и т. д.) и простотой изготовления элементов конструкций на строительной площадке. В отдельных случаях применяют сборно-монолитные пролетные строения. Широкое применение получили сборные балочные мосты, из обычного и предварительно напряженного железобетона, плитные н, ребристые с диафрагмами и без диафрагм.

Для перекрытия малых пролетов (3 и 6 м) рекомендуются конструкции, разработанные Белгипродором Гушосодора БССР. Однопролетные мосты этого типа (рис. 10) состоят каждый из плитного пролетного строения и двух свайных устоев. Сваи сечением 30×35 см объединены насадками сечением 40X60 см и плитными заборными стенками. Плитные пролетные строения даны в двух вариантах — из сплошных плит и пустотелых.

Рис. 10. Железобетонный плитный мост пролетом 6 м

Рис. 11. Сборный железобетонный четырехшарнирный мост с явными шарнирами: 1 — блок пролетного строения; 5 —анкер-штырь; 3 — верхняя распорка; 4 — окаймляющая балка; 5 — нижняя распорка; 6 — блок опорной подушки, прикрепляемый к фундаменту анкерными штырями; 7 — фундамент; 8 — блок опоры-стенки высотой 100 см; 9 — битум; 10 — войлок, пропитанный смолой; 11 — цементная шпонка в пазах блоков,стенки

При пролетах 2—6 м применяют также конструкции с облегченными опорами — четырехшарнирные мосты системы Н. А. Словинского, в которых пролетные строения одновременно выполняют роль верхних распорок между опорами-стенками и воспринимают горизонтальное давление грунта. Распорки устраивают также в нижней части устоев, а стенки выполняют из облегченных элементов. Такие четырехшарнирные мосты просты в изготовлении и дают экономию материалов до 50% в сравнении с мостами, имеющими устои с обратными стенками. Отдельные недостатки, обнаруженные в период эксплуатации этих четырехшарнирных мостов были учтены при создании конструкции четырехшарнирных мостов с явными шарнирами и повышенными распорками (Укрдор-транснии). Сборный вариант таких мостов с явными шарнирами пролетом 3—5 м при высоте насыпи 2—3,5 м (рис. 11) предусмотрен с устоями в виде стенок с прямыми откосными крыльями, плитного пролетного строения и распорок, объединяющих устои-стенки в уровне опорных подушек. Стенки устоев и откосных крыльев — сборные железобетонные.

Малые мосты с облегченными опорами рекомендуется применять в районах с сухим и маловлажным климатом, т. е. IV и V дорожно-климатическими зонами (по СНиП Н-Д.5-72). Стенки нужно отделять от открылков осадочными швами и обязательно, как это предусмотрено техническими условиями (СН 200-62), часть насыпи за устоями отсыпать дренирующим грунтом; необходимо также обеспечивать плавный въезд на мост.

Для перекрытия пролетов 6; 9; 12; 15 и 18 м разработан типовой проект унифицированных сборных пустотелых плитных пролетных строений с напрягаемой арматурой из прядей и струн из высокопрочной холоднотянутой проволоки периодического профиля и стержневой арматурой класса A-IV диаметром 18 мм. В настоящее время применяют новые типовые конструкции диаф-рагменных и бездиафрагменных унифицированных железобетонных ребристых пролетных строений с каркасной арматурой A-II пролетом 12, 15 и 18 м из обычного железобетона.

Опыт обследования и эксплуатации мостов показал, что в ребристых диафрагменных пролетных строениях часто возникает расстройство стыков диафрагм главным образом из-за несовпадения диафрагм соседних балок. Из 1005 стыков диафрагменных балок, обследованных Гипродорнии в различных районах РСФСР, имелось 300 стыков с несовпадением диафрагм, в 900 стыках имелись различные дефекты, связанные с установкой и сваркой накладок. В отдельных случаях при пропуске тяжелых нагрузок наблюдается срез накладок по сварке. Отмечено, что диафрагмен-ные балки становятся в натуре отдельно работающими (безди-афрагаенными) и, следовательно, менее надежными в эксплуатации.

Поэтому в мостостроении находят более широкое применение бездиафрагменные пролетные строения, в которых пространственная жесткость достигается путем непрерывного омоноличивания стыков плиты проезжей части. В бездиафрагменных пролетных строениях дефекты встречаются, в основном, в местах омоноличивания полок балок, однако их состояние в целом, как правило, вполне удовлетворительное (из обследованных 1020 балок 50 были лишь с незначительными дефектами).

Для пролетных строений с пролетам до 15—18 м можно применять свайные и свайно-сточные опоры. Промежуточные опоры высотой до 4—5 м обычно выполняют из одного ряда свай, объединенных поверху насадкой, а при высоте более 5 м — из двух рядов.

Для унифицированных ребристых железобетонных пролетных строений длиной 12—24 м с габаритами от Г-7 до Г-10,5 при высоте насыпи подходов 4—11 м Союздорпроектом разработан в 1972 г. типовой проект опор мостов. Устои предусмотрены трех типов: козловые, стоечные на массивных фундаментах, а такжё свайные козлового типа. Промежуточная опора-стенка дана в двух вариантах — со сплошной стенкой и с проемами. Опоры-стенки допускается применять во всех климатических районах за исключением районов с вечной мерзлотой.

Сопряжение моста с насыпью подхода — ответственная деталь. Конструкция его должна обеспечивать в период эксплуатации плавность движения транспортных средств. Непосредственно у устоя насыпь отсыпают из хорошо дренирующего грунта, надежно уплотняют его и укладывают по всей ширине проезжей части переходные железобетонные плиты толщиной 14—20 см с уклоном 10%. Одним концом плиты укладывают на выступ устоя или конца консоли, другим на железобетонный лежень (рис. 13).

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 12. Типы деформационных швов при перемещениях: а — до 10 мм; б — от 10 до 20—30 мм; 1 — асфальтобетон; 2 — битумная мастика; 3 — гидроизоляция; 4 — изоляция на участке 2,5 м; 5 — лоток компенсатор; 6 — защитный слой; 7 — асбестовое волокно (фильтр); S — арматурная сетка; 9 — трехкулачковый резиновый компенсатор; 10 — трубочный резиновый компенсатор

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 13. Деталь сопряжения моста с насыпью: 1 — асфальтобетонное покрытие; 2 — основание дорожной одежды; 3 — переходная плита; 4 — лежень; 5 — гравийно-щебеночная подушка; 6 — дренирующий грунт; 7 — крупно- и среднезернистый песок

Малые деревянные мосты довольно часто встречаются на дорогах. Опыт эксплуатации мостов, построенных из сырой древесины без антисептирования, показывает, что они служат недолго— от 8 до 12 лет. Однако путем конструктивных мероприятий и химической защиты древесины от загнивания срок службы можно продлить до 40—50 лет. Современные конструкции деревянных мостов постоянного типа, т. е. обеспечивающие срок службы 50 лет, с пропиткой древесины маслянистым антисептиком можно изготавливать только на заводах.

Для продления срока службы мостов, эксплуатируемых и строящихся в полевых условиях, Гипродорнии разработаны рекомендации по глубокому местному антисептированию древесины под давлением при помощи несложной установки с применением нового водорастворимого антисептика ХМ-5 —хромата меди.

При пролетах до 6 м рекомендуется применять балочные мосты с разбросными одноярусными прогонами (рис. 14, а) круглого сечения естественной коничности. Конструкция проезжей части таких мостов состоит из нижнего поперечного несущего настила, распределяющего давление от колес подвижной нагрузки, и верхнего, работающего на износ. Весьм.а целесообразно пролеты до 6 м перекрывать клееной плитной конструкцией из досок, уложенных на ребро и покрытых асфальтобетоном или слоем специального пластобетона.

Для перекрытия пролета 6—8 м наиболее целесообразны балочные мосты с разбросными двухъярусными прогонами. При двухъярусном расположении прогонов увеличивается строительная высота пролетного строения и несколько усложняется конструкция ввиду необходимости устройства креплений прогонов. Все остальные элементы пролетного строения и проезжей части ана; логичны предыдущей конструкции.

При пролетах 8—10 м рекомендуется сосредоточенные сложные (пакетные) прогоны, составленные по высоте из 2—3 бревен, уложенных комлями в разные стороны и скрепленных болтами (рис. 14,6). Для поперечной устойчивости прогоны обжимают сжимами и связывают между собой поперечными элементами-анкерами. Прогоны из трех-четырех бревен можно связать в устойчивые пакеты (рис. 14,б), которые не требуют поперечных креплений— сжимов и анкеров. Для перекрытия пролетов больше 10 м целесообразны дощато-гвоздевые или клееные балки (фермы). Такие фермы могут быть доставлены целиком или крупными блоками к месту их установки. Конструкция проезжей части в виде дощато-гвоздевой плиты с асфальтобетонным’ покрытием хорошо предохраняет пролетные строения от смачиваний и загрязнений.

Наиболее современны защищенные от гниения деревянные мосты с пролетными строениями из клееной древесины. Это сооружения постоянного типа. Клееные балки полностью изготавливают на заводе, они получаются более легкими по сравнению с другими конструкциями, поскольку имеют меньше всякого рода конструктивных элементов.

В клееных конструкциях построенных автодорожных мостов применены преимущественно балки прямоугольного сечения из уложенных друг на друга и склеенных досок (рис. 15,а). Они проще в изготовлении, транспортировании и надежнее в работе. Ими перекрывают пролеты до 16 м. Для перекрытия пролетов до 20—30 м можно применять двутавровые балки с поясами, склеенными из досок по вертикальным швам, и стенкой из бакели-зированной фанеры толщиной не менее 10 мм. В зависимости от пролета стенку делают одиночной (рис. 15,6) или двойной (рис. 15,б). Устойчивость стенки увеличивают постановкой ребер жесткости.

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 14. Деревянные балочйые мосты: 1 — заборная стенка; 2 — бордюрный (колесоотбойный) брус; 3 — верхний настил; 4 — нижний поперечный настил; 5 — прогоны; 6 — насадка; 7 — схватки; S — свая; 9 — анкер; 10 — сжим

Опоры деревянных малых мостов в зависимости от местных условий, вида и назначения сооружения могут быть: свайные, рамные, ряжевые и массивные. Если грунты допускают забивку свай, то опоры, как правило, делают свайными. Такие опоры наиболее надежн‘ы в работе. Сваи забивают в грунт на глубину не менее 3,5—4 м. При высоте опор не больше 2—2,5 м сваи не связывают между собой, при высоте опор до 3 м для увеличения поперечной жесткости ставят горизонтальные схватки (рис. 16,а), а при высоте более 3—4 м —еще и диагональные (рис. 16,6). Если высота опор больше 5 м и превышает их ширину, кроме схваток, ставят укосины (рис. 16, в). При опорах высотой больше 6 м схватки ставят в два яруса (рис. 16,г), при этом нижние схватки располагают на 30—50 см выше уровня меженных вод. Иногда применяют свайно-рамные опоры. Рамы заготавливают заранее на строительной площадке и затем устанавливают на свайное основание (рис. 16,(3).

При плотных песчаных и песчано-гравелистых грунтах, а также грунтах, не позволяющих забивку свай (скальные, каменистые), устраивают рамные свайные и лежневые (рис. 16, е), а также ряжевые опоры. В мостах через лощины, суходолы при менее плотных грунтах основанием рам могут служить фундаменты из бетонной или каменной кладок с заложением не менее глубины промерзания грунта (рис. 16, ж).

Рис. 15. Сечение клееных балок: 1 — бакелизированная фанера; 2 —ребро жесткости

для чего нужны водопропускные трубы

Рис. 16. Схемы опор малых балочных мостов: 1 — коренная свая; 2 — откосная свая; 3 — укосина; 4 — рама; 5 —свайное основание; б —лежень; 7 —массивный фундамент-

Деревянные опоры на реках с ледоходом защищают ледорезами (рис. 17). На малых реках со слабым ледоходом достаточны кустовые ледорезы, расположенные на расстоянии 1,5—2,0 м от опоры. В ряжах ледорез-ную часть совмещают с опорой. При малой интенсивности ледохода такое совмещение возможно и в свайных опорах. При более интенсивном (среднем) ледоходе перед плоской опорой на расстоянии 4—4,5 м устраивают плоские ледорезы с наклонным режущим ребром. Широкие опоры при среднем и сильном ледоходе защищают шатровыми ледорезами.

Читать далее: Основные положения по перерасчету стальных мостов Организация движения тяжелых машин Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям Паромные и ледовые переправы Наплавные мосты Пропуск ледохода и паводковых вод Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов

для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы для чего нужны водопропускные трубы

Ограничения при монтаже труб на автодорогах

Чаще всего трубы прокладывают, чтобы не перекрывать естественное течение воды, но порой с их помощью можно менять направление потока, когда это необходимо. Такие водоводы довольно сложны, требуется привлечение специалистов по динамике водоемов: дополнительные исследования влияют на удорожание строительства в целом.

Что касается стандартных проектов, то практически никогда не допускается укладка труб под углом к дорожному полотну – обычно она располагается строго перпендикулярно. Это связано с тем, что расчет нагрузки более очевиден, да и короткая труба ведет себя предсказуемо. Иногда проще изменить направление участка дорожного полотна, чем альтернативно смонтировать водопропускные конструкции.

Также трубы не укладывают там, где наблюдается весенний ледоход – это может привести к затору и затоплению прилежащих территорий. Если трубу планируют установить в месте нереста рыб, то потребуется согласование с Федеральным агентством по рыболовству.

Где купить габионные шары?

для чего нужны водопропускные трубы
Чтобы купить габион шары достаточно при заказе указать диаметр шара и количество конструкций. Отгрузка осуществляется со склада в СЗАО г.Москвы. Складская программа предусматривает постоянное наличие габион шаров разных диаметров в требуемом количестве. Цена на габионные шары зависит от диаметра и количества конструкций. Дополнительно вместе с шарами можно приобрести эрклез/ стеклянный камень для последующего заполнения конструкций.

Для перевозки полусферы компактно укладываются одна в одну, что значительно экономит пространство при перевозке и сокращает транспортные расходы. При транспортировке небольшого количества габионных шаров можно смело использовать багажный отсек легкового автомобиля, а чтобы собрать габионные шары не потребуется большого времени, опыта профессионального монтажника и специальных инструментов. Подводя черту, отметим, что габионные шары не только украсят дизайн вашего участка, но и послужат отличным подарком владельцам коттеджных и дачных домов.

Смотрите также:

для чего нужны водопропускные трубы

ЖБИ для строительства трубных конструкций от

предлагает следующие виды изделий для реализации проектов автомобильных и железных дорог:

Оформить заявку на заказ данных видов изделий и ЖБИ по индивидуальным чертежам вы сможете, воспользовавшись нашим каталогом или позвонив по телефону.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

для чего нужны водопропускные трубы

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *