для чего нужны заповеди божьи

Зачем соблюдать заповеди?

Наш век несправедлив к великому благословению, которое дал нам Бог.

К благословению заповедей. Наш век считает, что соблюдение заповедей — это механическая, поверхностная этика, а разговор о соблюдении заповедей — морализаторство, ведущее к ханжеству.

Однако на самом деле все не так. Если мы будем внимательны, то обнаружим, что и Евангелие, и отеческая письменность, и опыт Церкви исполнены побуждений к соблюдению заповедей и определяют святость — среди прочего — и как выражение их соблюдения. «Если любите Меня, то и заповеди Мои соблюдаете», — говорит Сам Господь. Попытка соблюдать заповеди переносит нас от сомнения и опасных акробатических «опытов» к реальной действительности наших немощей.

Часто мы читаем ту или иную книгу, ведем красивую беседу, говорим о широте сердца, о восторжении ума, о духовных восхождениях, а немного погодя, дома, нас перебивает муж или жена, — и мы возражаем с напором и раздражением. В чем же тогда смысл всех этих бесед?

Мы держим четки в руке, возможно, соблюдаем посты (потому что мы так привыкли), но не можем соблюсти заповеди любви и терпения. И взаимной уступчивости, прощения. Мы ведем себя по-монашески традиционно и при этом остаемся очень жестокосердными людьми. И именно заповеди и наше усердие размягчают душу как отбойный молоток. Заповеди существуют ради двух причин: чтобы смирять нас и чтобы указывать нам путь.

Сколько усердия нужно для того, чтобы исполнить любую из заповедей! Сколько старания! Легче прочесть отрывок из «Добротолюбия» или «Аскетики» аввы Исаака и считать, что мы все поняли и ощутили, что достигли некоего якобы «духовного состояния», чем попытаться не сказать хотя бы одной неправды из тех, что мы называем «повседневной ложью», или принять нашего ребенка таким, какой он есть, или потерпеть наших родителей, или взаимно потерпеть друг друга. Мы видим, что когда мы пытаемся соблюсти заповеди, это оказывается очень трудным для нас. И таким образом мы смиряемся перед ними.

Заповеди не только смиряют нас, но и служат своего рода «дорожными знаками» на нашем пути. Вы часто видите на горных серпантинах справа и слева от асфальта столбы, покрытые фосфоресцирующим веществом: они показывают дорогу, когда она запорошена снегом. То же самое делают и заповеди: они показывают, куда мы идем.

Поэтому очень важно каждому христианину с помощью духовника определить те из заповедей, в которых именно ему необходимо подвизаться в своей жизни. Таким способом человек непрестанно научается, усердствуя в конкретной заповеди. Он не оправдывает себя с легкостью, когда не справляется, не остается равнодушным, но честно стоит на стороне истины. Человек не обманывается, не обольщается относительно себя, но смотрит, какие из заповедей и в какой мере может исполнить. Так, он различает путь и маршрут, и затем с молитвой просит содействия Божия и Его благословения, чтобы если какая-то из заповедей могла быть преобразована в его личный опыт, то это произошло бы только по благодати Божией.

В духовной жизни стяжание добродетели — не наше достижение или успех, но дар Божий и плод Святого Духа. Наши же — согласие и доверие к Его благодати.

Источник

Клин православный

для чего нужны заповеди божьиХрамдля чего нужны заповеди божьидля чего нужны заповеди божьиБлагочиниедля чего нужны заповеди божьидля чего нужны заповеди божьиСтатьидля чего нужны заповеди божьидля чего нужны заповеди божьи Вопросы священникудля чего нужны заповеди божьи
для чего нужны заповеди божьи

Поддержите создание крестильного храма!

для чего нужны заповеди божьи
для чего нужны заповеди божьидля чего нужны заповеди божьи
Главная » Статьи » Как мы веруем

Зачем нужны заповеди Божии?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Когда человек перебегает железнодорожные пути перед близко идущим поездом или шоссейную дорогу на красный свет, неудивительно, если он останется без рук, без ног, а то и без головы. Если человек попадет под машину и ему ампутируют ногу, кто виноват? Работники ГАИ, которые зачем-то напридумывали разных правил и требуют от нас их соблюдения? Или доктора в больнице, отрезавшие раздробленную ногу человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие? Наверное, все-таки, виноват тот нерадивый пешеход, который не считал для себя обязательным соблюдать правила дорожного движения.

для чего нужны заповеди божьи

Представим себе такую ситуацию. Водитель живет в городе, находящемся в ста километрах от Москвы. Правил дорожного движения этот водитель не знает. Сможет ли он доехать до столицы по дороге с плотным потоком машин? Однозначно можно ответить, что он до Москвы не доберется, а окажется в итоге в больнице, на кладбище или в тюрьме.

А теперь задумаемся. Мы ведь движемся не только по автомобильным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в Жизни Вечной.

За полтора тысячелетия до Рождества Христова Господь через пророка Моисея дает людям духовно-нравственные законы. Это, в первую очередь, десять заповедей, данные людям на горе Синай. Они еще не ведут к вершине святости, такую цель гораздо позднее поставит перед христианами Евангелие Христово.

Господь объявил вслух десять заповедей всему народу Израильскому: И изрек Бог [к Моисею] все слова сии… (Исх. 20, 1). Все эти десять заповедей были даны Самим Богом в письменном виде на двух каменных досках (скрижалях), исписанных с обеих сторон (см.: Исх. 32, 15).

1. Я Господь, Бог твой. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 2-17).

для чего нужны заповеди божьи

Фото: www.otshelnik.net

На протяжении всей истории Ветхого Завета еврейский народ нарушал заповеди, данные ему Богом. Как следствие, через некоторое время на народ обрушивались различные беды. Это закономерно, и такое происходит как с целыми народами, так и с отдельными людьми. Удивляться здесь нечему: если нарушаются правила, обеспечивающие безопасность, то случается несчастье.

Вспомним Евангельский рассказ о том, как один молодой человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей: их нарушение является препятствием к достижению Вечной Жизни. Более того, Иисус Христос говорит нам: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков?

Сами десять заповедей не ведут к христианскому совершенству и святости. Более того, они не являются заповедями Христовыми, которые указывают путь духовного преображения и возрастания. Определяя их место в христианской жизни, мы можем сказать так: десять заповедей указывают ту линию, ниже которой христианину опускаться недопустимо.

Фото: Валентин Макаров

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Источник

Заповеди в православии: зачем они нужны сейчас?

для чего нужны заповеди божьи

Нам пришло письмо: «Зачем нужны заповеди? Все и так понято: что хорошо, а что плохо. К тому же заповеди ничего не имеют общего с сегодняшним днем. Может быть, можно быть хорошим человеком и христианином, ничего не зная о них?»

Что такое Заповедь?

Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».

В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:

Как понять, что Заповеди — это откровение?

В наше время воспринимать заповеди, как откровение достаточно тяжело, потому что вся современная мораль и этика основана как раз на христианских заповедях. Родители с детства учат детей не обманывать и не брать чужого. То, что изменять жене — это плохо, так же очевидно, как и то, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Заповеди проникли в нашу жизнь и давно стали основой «правильной» жизни.

Но когда-то и факт, что Земля это шар, было ошеломляющим открытием. Таким же, как в XX веке стала правда о том, что время в разных местах вселенной идет по-разному. Или открытие квантовой физики, которая вообще по сути своей противоречит привычной нам логике.

Заповеди в свое время стали точно таким же Духовным открытием. Десять Заповедей Моисея (а говорить мы будем о них, хотя строго говоря, в Ветхом Завете в общей сложности 613 заповедей) — это целая система, которая фундаментально и конкретно сообщила о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Иудейский народ получил эти заповеди первым (19-я глава книги Исход) и до этого как-то разделял поступки на правильные и не правильные, но все они базировались на представлениях, которые перетекали из рода в род. При этом не было однозначного ответа, какое же поведение на самом деле помогает быть безотрывно с Богом.

В общем, десять Заповедей, которые Моисей получил во время долгого пребывания на горе Синай, стали откровением — то есть, святыней. А к святыне еще более трепетное отношение, нежели к правилам. Они — основа основ.

для чего нужны заповеди божьи

Зачем нужны заповеди?

С одной стороны, спустя тысячи лет после обретения Заповедей человек как никогда интуитивно понимает и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть и правда может показаться, что ничего нового в отношении морали в них не сказано. В крайнем случае, — если нас плохо воспитали родители или молчит голос «совести», — есть государственные законы, которые максимально подробно прописывают, что можно, а что нельзя практически во всех социальных сферах.

Но с другой стороны, — в реальной жизни — понятия о добре и зле неожиданно оказываются расплывчатыми. Жизнь — не лабораторный кабинет, в ней масса ситуаций: изощренных и разнообразных.

для чего нужны заповеди божьи

Джеймс Бонд — положительный герой в фильмах, который на самом деле все время убивает.

По сути, мы живем в мире, где провести границу между добром и злом все сложнее. Все перемешалось.

И с этой точки зрения Заповеди не только не устарели, а наоборот — актуальны. Они — как компас в любой сложной этической ситуации. Они просты и жизнь человека могут сделать гораздо проще — потому что в них вещи названы своими именами.

«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».
(Псалом 18)

Заповеди — это опора и помощник.

Заповеди — выкристализованное понятие о добре и зле. Они — прямое отражение христианской мысли о том, что любой поступок в конце концов — это либо шаг к Богу, либо шаг от Него.

Это не означает, что вся жизнь становится схемой. Именно поэтому в Библии возник образ фарисея — человека, который формально выполняет все 613 ветхозаветных заповедей, но при этом так же далек от святости, как последний грешник.

Главная цель христианина — стяжать Благодать Духа Святого и обрести после смерти Жизнь Вечную. Соблюдая заповеди, можно стать святым, а можно им не стать. Но стяжать Благодать, не соблюдая Заповеди, невозможно.

Заповеди помогают хранить в сердце память о том, что есть добро, а что зло — вне зависимости от обстоятельств. А то, что Заповеди Моисея ничуть не устарели, мы попробуем показать в тексте ниже.

Заповеди Моисея: о чем они на самом деле

Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Возможно, это наиболее актуальные заповеди для нашего времени. Мы окружены вещами и слишком привязаны к ним. Компании создают целые бренды, чтобы в человеке было стремление: соединить свою жизнь и сердце с продуктами компании.

Продукция Apple и гаджеты вообще; бренды одежды; образы из фильмов, которыми хочется вдохновиться; спортивные кумиры.
Душа растрачивается на стремления, которые не имеют никакого отношения к Вечности, и на Вечность у нее не остается сил. Человек оказывается заперт в мире земных условностей и на деле становится менее свободным и более несчастным.

для чего нужны заповеди божьи

Эти две Заповеди про то, чтобы хранить сердце от чрезмерного восхищения вещами и кумирами. Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь — казалось бы, такая сложная и запутанная, — в чем-то становится проще.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».

Формально, текст заповеди про то, что нельзя клясться именем Бога. Но по сути она про то, чтобы человек был правдив и целостен во всем. И чтобы все мысли в человеке были бесхитростны и являлись правдой. Достаточно попробовать прожить так хотя бы один день, чтобы понять: соблюдать эту заповедь — настоящее искусство.

Четвертая заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».

Это заповедь не про «выходной». Она — помощник не потеряться среди мирской суеты. Отрекаться от работы — неправильно. Но забыть за работой и бытовой суетой то, что ты человек с Царствием Божием внутри — легче простого.

Эта заповедь и про то, что надо работать, и про то — что у человека обязательно должно быть время, когда он остается наедине с Богом и мыслями о Вечной жизни. То есть эта заповедь про гармонично выстроенную жизнь — чего в суете мирской нам так не хватает.

Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Эта заповедь, при кажущейся «старомодности» и простоте, — одна из самых трудновыполнимых. Как тяжело нам бывает находить общий язык с родителями! Чаще всего мы конфликтуем или избегаем их.

Но вообще в этой заповеди речь не только про родителей, как таковых, но и про трепетное отношение к устоям, которые возникают в обществе. Да, что-то из семейных или общественных традиций является пережитком времени, и на фоне этого легко отрицать полезный опыт предков. Но еще легче при этом «потеряться» окончательно.

для чего нужны заповеди божьи

Опыт предыдущих поколений — это не «клеть», а помощник в том, чтобы не взваливать на себя непосильную ответственность вообще за все решения.

Шестая заповедь: «Не убивай».

Это заповедь не просто про убийство. Она призывает вообще не разграничивать убийства на «плохие» и те, к которым можно отнестись с пониманием (например, благородная месть). Убийство само по себе в чудовищных масштабах разлучает человека с Божием замыслом. В том числе, аборт.

Единственное исключение — военная служба в военное время.

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».

Не прелюбодействуй — значит, не изменяй даже в мыслях. Любой поступок — это следствие мысли. Даже простое восхищение другим мужчиной или женщиной, когда ты в браке, наносит невидимый урон семье.

Монашеская традиция — следить не только за мыслями, но и за помыслами. В миру не нужно быть монахом. Но в отношении с противоположным полом эта практика следить за помыслами — наиболее актуальна.

для чего нужны заповеди божьи

Восьмая заповедь: «Не кради»

Родители учат своих детей не воровать. Но воровать можно не только вещи, но время и силы у другого человека. Это заповедь не только про воровство, но и про внимание к другому.

Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Это заповедь про осуждение. Мы писали подробно про эту заповедь. Осуждение — это не только не говорить плохо о человеке, а не оценивать жизнь другого вообще.

Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Зависть бывает открытой, бывает — скрытой и не очевидной даже для самого человека. По большому счету, мы все живем, сравнивая нашу жизнь с окружающими. Зависть не только вредит миру человека, но она в конечном итоге бесполезна, потому что человек может погнаться за тем, в чем не его призвание, и оказаться в ситуации куда худшей, чем был изначально.

Вот так — в десяти Заповедях сформулирован нравственный «атлас», который должен помочь человеку.

Святые говорили, что заповеди — это не попытка каким-то жестким образом ограничить человека, а наоборот — открыть ему новый Мир, в котором легче чувствовать Бога и саму жизнь.

для чего нужны заповеди божьи

Новозаветные заповеди блаженств

Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.

А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.

Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).

для чего нужны заповеди божьи

Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.

В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.

Изречения святых отцов о Заповедях

«Душа, преступая заповеди, утрачивает свой образ» (преподобный Макарий Египетский).

«Если возлюбишь путь правды [Заповеди] — обретешь Вечную Жизнь» (преподобный Ефрем Сирин).

«Заповеди Божии — есть Жизнь Вечная» (преподобный Авва Исаия).

«Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах» (святитель Иоанн Златоуст).

«Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу и в общение с Богом» (святитель Игнатий Брянчанинов).

«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей» (преподобный Ефремя Сирин).

«Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога» (преподобный Ефрем Сирин).

для чего нужны заповеди божьи

Икона Воскресения Христова

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Заповеди Божии

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили истину Божию ложью. и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание. есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

для чего нужны заповеди божьи

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

для чего нужны заповеди божьи

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

для чего нужны заповеди божьи

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Восьмая заповедь

Не кради.

для чего нужны заповеди божьи

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

для чего нужны заповеди божьи

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

для чего нужны заповеди божьи

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *