для чего особенно важна логопедическая ритмика для детей с речевыми

Применение логопедической ритмики в коррекционной работе

для чего особенно важна логопедическая ритмика для детей с речевыми Татьяна Петрова
Применение логопедической ритмики в коррекционной работе

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениям речи.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.

Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Логоритмикас использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала.Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

В каждое занятие нами включаются пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми в пальчиковые игры, мы развиваем у детей мелкую моторику, про которую уже много лет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.

Так как игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.

На занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности.

Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.

На занятиях активно используются следующие формы и методы обучения:

-речевые и ритмические игры;

-творческие задания, импровизации;

-выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;

-отработка артикуляционных упражнений;

-игры на развитие памяти и внимания;

Развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Практика логопедической работы показывает, что очень трудно определить условные границы коррекционного влияния на личность ребенка с выраженным отставанием в развитии.

Еще труднее, хотя бы условно, определить этапы появления активной, самостоятельной речи. Специфические приемы логоритмики, помогает каждому ребенку обрести веру в себя, создает обстановку непринужденного общения, помогают почувствовать себя во всех проявлениях, понять необходимость речевых контактов. Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.Она способствует преодолению речевых расстройств: от легких до тяжелых. Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и

голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.

для чего особенно важна логопедическая ритмика для детей с речевымиБисер в работе с детьми нетрадиционное применение Как-то лет,наверное 5 назад я увлеклась бисероплетением. Не знаю, как кто- а я ухожу в новое увлечение с головой- это что-то занимает.

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается.

Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) Овчинникова Е. В., учитель-логопед; Затомская А. Б., учитель-логопед НДОУ «Детский сад №196 ОАО «РЖД», г. Красноярск. Вступивший в силу в.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.

Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей «Использование элементов ритмики в логопедической работе» Движения в сочетании со словом и музыкой представляются собой целостный воспитательно-коррекционный процесс: на детей благотворно влияют.

Статья «Применение песочной терапии в работе с одаренными детьми» Применение песочной терапии в работе с одаренными детьми. Бершак А. А. педагог-психолог МАДОУ № 274 Любому обществу нужны одаренные люди,.

Тематическое занятие по развитию речи с элементами логопедической ритмики «В гости к эльфам» В гости к ЭльфамЦель:закрепить знания детей о насекомых, развивать зрительную память,учить детей координировать ритм движения с ритмом стихотворения,.

Источник

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»

для чего особенно важна логопедическая ритмика для детей с речевыми Ольга Мястковская
Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям:

• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

• часто болеющим и ослабленным;

• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей дошкольников Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”,.

Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?» Консультация: «Песочная терапия для детей». Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая.

Консультация для родителей «Логоритмика дома» Консультация «Логоритмика дома» Для занятия с малышом нужны будут игрушки, красочные картинки, детская музыка и хорошее настроение. Не стоит.

Консультация для родителей «Утренняя зарядка — полезна ли?» Консультация для родителей «утренняя зарядка – полезна ли?» Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка! Чтобы силу развивать И весь.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.

Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Консультация для родителей «Логоритмика — веселое и полезное занятие для вашего ребенка» Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать,.

Консультация для родителей «Логоритмика — это здорово» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать?.

Источник

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

для чего особенно важна логопедическая ритмика для детей с речевыми Елена Чистикина
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Блажен, кто словом твердо правит

и держит мысль на привязи свою.

На сегодняшний день помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания многие логопеды используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.

Актуальность и перспективность опыта

Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком, страдающим нарушением речи можно вывести из патологического состояния. Поэтому поиск приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Если взять традиционный качественный урок по логопедии и проследить цепочку задач, то мы увидим, что помимо целей и задач, направленных на развитие речи и осуществление подготовки к обучению грамоте,стоят и такие как:

-уточнение, формирование и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;

— формирование и совершенствование фонематического восприятия, слуха, внимания;

-постановка и закрепление, правильное употребление звуков в слогах, слове, предложении, в чистоговорках… и далее в связной речи. На таком занятии способный учитель-логопед воплотит свои педагогические задумки и обязательно добьется выполнения поставленных целей и задач. Поиски новых путей повышения эффективности логопедической работы показали, что добиться более лучшего результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание процесса обучения.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Логоритмика- это прежде всего комплексная методика, включающая в себя и средства логопедического и музыкально- ритмического и физического воспитания, одно из средств оздоровления речи.

Актуальность заключается в том, что целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмическоговоздействия являются:

— развитие слухового внимания;

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

-развитие фонематического слуха;

-развитие пространственных организаций движений;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-формирование и развитие кинестетических ощущений;

-воспитание выразительности и грации движений;

-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

-формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие физиологического и фонационного дыхания;

-развитие певческого диапазона голоса;

-развитие чувства ритма;

-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

-воспитание умения перевоплощаться;

-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

-воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логоритмика объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия, что позволяет учителю-логопеду идти в ногу со временем, а данной методике быть актуальной не только на сегодняшний день. Совершенствуясь, данная форма активной терапии имеет больший успех у педагогов- логопедов во многих д/садах.

Теоретическое обоснование опыта.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом.Сам Далькроз говорил: «Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела«. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

В основе методологии логоритмики лежит теория Г. А. Волковой. Автор определяет ее как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.

Объект науки: структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Цель логоритмики: преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Основные понятия: движения, двигательные умения, психмоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения.

Волковой Г. А. выделены специфические принципы логоритмики:

• Принцип всестороннего воздействия.

• Принцип учёта симптоматики.

В основу занятий положен метод фонетической ритмики.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Структуру логоритмических занятий отражают средства логоритмики:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях.

• Упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

• Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

• Упражнения, активизирующие внимание.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

• Упражнения для развития чувства музыкального темпа.

• Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра.

• Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

• Музыкальная самостоятельная деятельность.

• Упражнения для развития творческой инициативы.

Содержание логоритмическоговоспитания определяется двумя звеньями:

• Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.

• Развитие речи и коррекцию речевых нарушений.

“Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные

образы из глины и высекает их из мрамора,

говорящий же человек “лепит” звук речи из особого

материала – из волн движущегося воздуха”

Как же сделать речь звучной, красивой и выразительной?

Установлено, что обучение с применением дифференцированных приемов логоритмической работы положительно сказывается на состоянии движений и речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит с целью нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.

Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.

Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи. Материал, используемый в занятиях, тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. На логоритмических занятиях выполняются артикуляционные упражнения и закрепляются все звуки речи.

Чтобы научиться быть “скульптором”, “лепить” звук из воздуха, необходима специальная подготовка. Необходимо овладеть техникой речи.

Дыхание. Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется, с какой силой он должен прозвучать, определяется и нужное количество воздуха. Выделяют четыре качества речевого дыхания: глубина, высота, частота и близость. Они помогают выработать такие качества речи, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость и выразительность.

Голос. Для того, чтобы речь стала красивой, легкой, звучной, плавной, мелодичной, необходима ее специальная обработка. Надо развивать природный голос ребенка, научить его пользоваться, владеть им.

Интонационная выразительность речи зависит от умения правильно использовать технику речевого дыхания и голоса.

Таким образом, изучая содержание и структуру логоритмики, необходимо отметить, что в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, особое место занимает логопедическая ритмика, так как все её задачи отвечают целям преодоления речевых нарушений.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что

основной принцип построения всех видов работы на занятии— тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определенный ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации.

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. Последовательность коррекционной работы варьируются с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания.

-Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.

-Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики.Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

-Нравится малышам пускать мыльные пузыри.

-Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент.

-Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и, затем пропевать их в сочетании с согласными звуками.Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т. д.Также можно пропевать междометия: «А! О! Ах! Ох! Ух! Ау!» и т. д.

Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и, вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом: «Мы поём громко, как слоник. Мы поём тихо, как мышка».

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители,развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.

Под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию ребёнку: «На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например,топочущим шагом идти и проговаривать слова:

Вот поезд наш едет,

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс,при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок.

Разжимай — и на бочок.

Упражнения логопедическойгимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками.)

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и полетел.

Бабочка кружит и вьется.

(«летать», имитируя движения бабочки.)

В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для губ и языка. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения.

Оказывается целенаправленная индивидуальная помощь, особенно тем детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками.

Например: Дикие животные (тема «Дикие животные готовятся к зиме».)

«Зайчик»: поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

«Сердитый волк»:нижнюю губу прикусить верхней губой.

«Ежик фыркает»:вибрация губ.

Например: Длинные клювы (тема «Перелётные птицы»)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

(ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.)

Лисята любят порезвиться

На траве повеселиться.

То в комок они свернуться,

То подпрыгнут, разогнуться.

Любят бегать по дорожке,

Разминать активно ножки.

Могут хвостиком вильнуть

И ушами шевельнуть.

(выполняются движения пальцами правой и левой руки соответственно каждой строке.)

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движение, потом текст, затем все вместе. Овладение данных упражнений детьми, разучивание стихотворений, песен с движениями проходит в игровой форме, ненавязчиво, по подражанию. Пальчиковые игры проводятся с мелкими предметами- палочками, мячами, прищепками, карандашами.

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны педагогов осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.

Занятия не обходятся без пения. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Детям очень нравится этот элемент занятия.

Коммуникативные игры и танцы- неотъемлимая часть занятий логоритмики. Большая их часть основана на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает ребятам радостные и положительные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, нормализует микроклимат в детском коллективе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать застенчивых, малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитывается то, чтобы их правила были доступны и понятны дошколятам. В коммуникативных играх и танцах не оценивается качество исполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце- игре.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы в формировании речевой функции, в том числе задержки речевого развития, различные нарушения звукопроизношения и особенно детям, страдающим заиканием и др. Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный, благоприятный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических и других упражнений.

В результате использования данной методики (по анализам многих источников) к концу учебного у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Еще один плюс занятий это то, что они групповые, заметно как ребенок приобретает навыки общения и активного взаимодействия в детском коллективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)

6. Гавришёва Л. Б., Нищева Н. В. Логоритмические распевки [Текст]:СПб: Изд-во «Детство–пресс», 2007.-29с.

7. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст]: М. : Изд- во Просвещение, 1958.—274с.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] : пособие для логопедов.

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи: 1. Расширять представления.

Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной.

Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления Значение речи в жизни подрастающего поколения Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *