для чего островский вводит в пьесу экспозицию
Тест с ответами: “Гроза” А.Н.Островский
1. Кто так сказал о себе: «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю»?
а) Глаша
б) Варвара
в) Марфа Игнатьевна
г) Катерина +
2. Какой герой пьесы живёт по такому принципу: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?
а) Катерина
б) Тихон
в) Кудряш
г) Варвара+
3. Кого имеет ввиду Борис: «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел Какая у ней улыбка ангельская, а от лица–то как будто светится»?
а) Феклушу
б) Варвару
в) Катерину+
г) Марфу Игнатьевну
д) жену Дикого
4. Кто из перечисленных персонажей хвалит город за благолепие?
а) Борис
б) Кулигин
в) Странница Феклуша+
5. Кто характеризует Кабаниху так: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»?
а) Борис
б) Кулигин+
в) Феклуша
6. Этот герой — второстепенный персонаж пьесы:
а) Кабаниха
б) Борис
в) Феклуша+
г) Тихон
7. Этого героя автор называет «молодым человеком, порядочно образованным»:
а) Шапкин
б) Борис Григорьевич+
в) Кулигин
г) Дикой
8. Кудряш называет этого героя «антиком, химиком»:
а) Тихон
б) Борис
в) Шапкин
г) Кулигин+
9. Кому принадлежат слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» завершают пьесу?
а) Тихона+
б) Бориса
в) Кулигина
10. Жанр произведения:
а) семейно-бытовая драма
б) трагедия
в) комедия
г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии+
д) психологическая драма
11. Вид конфликта в драме «Гроза»:
а) философский
б) социальный
в) идеологический
г) внутренний+
д) семейный+
12. Соотнесите элементы композиции драмы «Гроза» с ситуациями.
а) экспозиция
б) завязка
в) кульминация
г) развязка
1) разговор Бориса и Кудряша
2) гибель Катерины
3) монолог Катерины перед смертью
4) разговор Кулигина и Кудряша
Ответ: а — 4, б — 1, в — 3, г — 2
13. С помощью каких художественных средств передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
а) символическими деталями — калитка, забор
б) конкретными авторскими указаниями, ремарками
в) отсутствием связи с другими городами
г) образом Феклуши+
14. Для чего А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?
а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
в) обозначить место действия и обстановку в городе+
г) описать волжский берег
15. Кто так говорит о себе: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…»?
а) Тихон
б) Кудряш
в) Кулигин
г) Борис+
16. Какие слова Варвары ужасают Катерину?
а) Что она расскажет о своих подозрениях Борису
б) Она обещает, что после отъезда Тихона устроит ей свидание+
в) Рассказывает ей о своих связях
17. «Дьявольское наваждение», по мнению Кабанихи, это:
а) Прогресс
б) Суету московской жизни+
в) Любовь
18. Об этом герое Кудряш говорит следующие слова: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»
а) Дикой+
б) Тихон
в) Кулигин
г) Шапкин
«Гроза» анализ произведения Островского – жанр, план, тема, критика пьесы
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза» 10 класс
Тест поможет проверить учителю знания обучающихся по произведению А. Н. Островского «Гроза».
Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза» 10 класс»
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
1.Определите жанр произведения.
А) семейно-бытовая драма
Г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии
Д) психологическая драма
2. Определите вид конфликта в «Грозе»
3.Правильно расположите элементы композиции пьесы
А) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша
Б) завязка 2) гибель Катерины
В) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью
Г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша
4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
А) символическими деталям – калитка, забор
Б) конкретными авторскими указаниями, ремарками
В) отсутствием связи с другими городами
5.С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?
А) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
Б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
В) обозначить место действия и обстановку в городе
Г) описать волжский берег
6.Сиситема образов в пьесе строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей, запишите пары.
Катерина, Дикой, Кудряш, Кабаниха, Борис, Варвара_____________________________________
7.Укажите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами»
Е) полусумасшедшая барыня
8.В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?
Б) Катерина – Варвара
В) Катерина – Кабаниха
9)Как на уровне персонажей представлено «темное царство» и его «жертвы». Укажите тех и других в списке буквами т, ж.
Дикой, Катерина, Тихон, Феклуша, Борис, Кабаниха, Варвара, полусумасшедшая барыня, Кудряш.
10)А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их.
Тропинка, вечный двигатель, могила, гроза, ключ, белый платок.
11)Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»
12.Кому из русских критиков принадлежит такая оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…»
13.В какой момент происходит основная кульминация пьесы?
А) публичное признание Катерины в греховности
Б) свидание с Борисом
В) в монологе Катерины в финале
Г)в пьесе отсутствует кульминация
14.Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра»?
А) возродил традиции А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя
Б) его перу принадлежат 47 пьес
В) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии
Г) построил здание Малого театра
6.Катерина-Кабаниха; Кабаниха-Дикой; Катер-Борис; Варвара-Кудряш; Катерина-Варвара
9. т: Дикой, Феклуша, Кабаниха, полусумасшедшая барыня.
ж: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш.
Тест по литературе на тему «Пьеса А. Н. Островского «Гроза»» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по литературе
(Учебный комплекс «Литература» под редакцией Г.Н.Ионина, Г.И.Беленького)
1. Определите жанр произведения.
А) семейно-бытовая драма
Г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии
Д) психологическая драма
2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».
3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».
А) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша
Б) завязка 2) гибель Катерины
В) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью
Г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша
4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
А) символическими деталями – калитка, забор
Б) конкретными авторскими указаниями, ремарками
В) отсутствием связи с другими городами
5. С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?
А) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
Б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
В) обозначить место действия и обстановку в городе
Г) описать волжский берег
6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей.
Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Варвара
7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами».
Д) полусумасшедшая барыня
8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?
Б) Катерина – Варвара
В) Катерина – Кабаниха
9. Как на уровне персонажей представлено «темное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.
Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабаниха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.
10. А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их из перечисленных.
Тропинка; белый платок; луг за рекой; вечный двигатель; могила; стихи Державина; гроза; ключ.
11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «-Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»
12. Кому из русских критиков принадлежит эта оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера…»?
13. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?
А) публичное признание Катерины в своей греховности
Б) свидание с Борисом
В) в монологе Катерины в финале пьесы
Г) в пьесе отсутствует кульминация
14. Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра»?
А) возродил традиции А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя
Б) его перу принадлежит сорок семь пьес
В) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии
Г) построил здание Малого театра
«темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня
«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш
Белый платок, могила, гроза, ключ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-662601
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по пьесе «Гроза»
1.Определите жанр произведения.
А) семейно-бытовая драма
Г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии
Д) психологическая драма
2. Определите вид конфликта в «Грозе»
3.Правильно расположите элементы композиции пьесы
А) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша
Б) завязка 2) гибель Катерины
В) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью
Г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша
4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
А) символическими деталям – калитка, забор
Б) конкретными авторскими указаниями, ремарками
В) отсутствием связи с другими городами
5.С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?
А) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
Б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
В) обозначить место действия и обстановку в городе
Г) описать волжский берег
6.Сиситема образов в пьесе строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей, запишите пары.
Катерина, Дикой, Кудряш, Кабаниха, Борис, Варвара_____________________________________
7.Укажите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами»
Е) полусумасшедшая барыня
8.В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?
Б) Катерина – Варвара
В) Катерина – Кабаниха
9)Как на уровне персонажей представлено «темное царство» и его «жертвы». Укажите тех и других в списке буквами т, ж.
Дикой, Катерина, Тихон, Феклуша, Борис, Кабаниха, Варвара, полусумасшедшая барыня, Кудряш.
10)А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их.
Тропинка, вечный двигатель, могила, гроза, ключ, белый платок.
11)Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»
12.Кому из русских критиков принадлежит такая оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…»
13.В какой момент происходит основная кульминация пьесы?
А) публичное признание Катерины в греховности
Б) свидание с Борисом
В) в монологе Катерины в финале
Г)в пьесе отсутствует кульминация
14.Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра»?
А) возродил традиции А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя
Б) его перу принадлежат 47 пьес
В) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии
Г) построил здание Малого театра
6.Катерина-Кабаниха; Кабаниха-Дикой; Катер-Борис; Варвара-Кудряш; Катерина-Варвара
9. т: Дикой, Феклуша, Кабаниха, полусумасшедшая барыня.
ж: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-338963
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.




