для чего осуществляется делегирование полномочий подчиненным тест
Принцип делегирования полномочий
Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.
Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ
Понятие делегирования
Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.
Цели делегирования
Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:
Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?
Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.
Принципы эффективного делегирования
Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:
Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.
Разновидности полномочий
При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:
Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.
Базовые правила передачи полномочий
Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:
К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.
Что не стоит доверять своим подчиненным?
При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:
Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.
К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.
Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:
Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.
Что такое делегирование: основные принципы и секреты эффективности
Содержание
Что такое делегирование
Делегирование — это передача задач или компетенций от руководителя к подчиненному. Делегирование отличается от обычного распределения обязанностей тем, что здесь передают задачи из «мира» руководителя.
Например, у руководителя назначена встреча с потенциальными партнерами. Он знает, что им важно наглядно увидеть показатели будущего проекта. Чтобы проиллюстрировать питч, эффективный руководитель придумает содержание презентации, а оформление делегирует сотруднику. Пока работник ее оформляет, менеджер сможет подготовиться к переговорам.
Что подойдет для делегирования:
Простые задачи, которые отнимают время и отвлекают от стратегической работы: регистрация на мероприятия, бронирование билетов и жилья для командировки, ручной перенос списка в Excel-таблицу.
Задачи, выполнять которые можно научить сотрудника, чтобы не заниматься ими самостоятельно: подготовка официальных запросов в госорганы, сбор информации о заказчике или конкурентах.
Задачи, в которых руководителю может не хватать компетенций: ведение личных страниц в соцсетях, разработка сайта-визитки, data-анализ.
Задачи, которые накладываются на другие важные процессы, но должны быть выполнены в любом случае: представительство компании, когда руководитель в командировке, простая коммуникация с подрядчиками.
В чем преимущества делегирования
Если управленец снимает с себя часть рутины, он освобождает время для работы над задачами более высокого уровня: планирования развития компании, анализа отчетов, переговоров с новыми партнерами. Делегирование помогает снизить риск срыва дедлайнов, а это повышает эффективность компании в целом.
Исследование Gallup показало, что средняя выручка компаний из списка Inc.500, чьи руководители владеют навыком делегирования на высоком уровне, в 2013 году оказалась на 33% выше, чем у фирм, чьи руководители имеют низкий уровень делегирования [1].
Кроме того, когда вы передаете часть своих дел сотрудникам, то даете им возможность перенять те навыки и знания, которые помогают принимать важные решения. Такой рост сотрудников ускоряет общий темп работы, а также защищает коллектив в экстренных ситуациях. Команда будет знать, что делать, если руководитель заболеет или уйдет в отпуск.
Когда начать делегировать
Ориентируйтесь на свое расписание. Если работа начала отнимать слишком много времени и личных ресурсов и крадет отпускные дни, стоит перераспределить нагрузку. Можно отдать часть задач текущим сотрудникам или нанять личного ассистента, в том числе удаленного.
Определить количество нагрузки поможет закон Миллера. В своей статье «Магическое число семь плюс-минус два» американский психолог Джордж Миллер отмечал, что человек может удерживать в кратковременной памяти не больше 7 ± 2 элемента [2]. Если в течение дня количество дел, о которых нужно постоянно помнить, приближается к этому значению или превышает его, это сигнал к изменению расписания.
Почему делегировать получается не у всех
Есть шесть основных причин, почему руководители отказываются передавать часть своих задач подчиненным или перестают это делать, столкнувшись с проблемами.
Выбирают не того сотрудника. Прежде чем отдать задачу, нужно понять, есть ли у подчиненного знания и навыки для ее выполнения, как задача от руководства соотносится с его карьерными интересами и целями и какая у сотрудника нагрузка. Лучше делегировать работникам, которые максимально близки к «операционке»: именно они знают все детали ежедневных задач.
Не хотят объяснять. Управленцам кажется, что они впустую тратят время на объяснения, хотя могли бы заниматься делом. Но если не давать четких инструкций, сотрудник ничему не научится и не сможет облегчить нагрузку руководителя. Чем конкретнее и понятнее вы объясните, что хотите от коллеги, зачем, когда и в каком виде это нужно, тем вероятнее он сделает все правильно.
Делегируют группе. Сотрудник должен понимать, за что именно и в какой срок он отвечает. Стоит отдавать работнику всю задачу сразу, чтобы он видел свою зону ответственности.
Поручают неверные задачи. Людям свойственно передавать решения, от которых зависят другие, чтобы избежать ответственности или осуждения [3]. Но руководитель не имеет права передавать некоторые дела сотрудникам, если это не их уровень принятия решений. К таким делам относят:
Вмешиваются в уже переданные задачи. Страх потерять контроль и перфекционизм заставляют некоторых руководителей встревать в работу и забирать у сотрудников задачи обратно со словами «я сам». Важно помнить, что работники, которые впервые занимаются порученным делом, могут выполнять его медленнее, чем хочется. Но это нормально — это часть их обучения.
Компетентный сотрудник научится и будет работать быстрее. Если у него возникают вопросы во время работы, стоит ответить на них и дать рекомендации, но не делать их вместо работника. А замечания полезнее давать к результату.
Не оставляют время на проверку. Для делегированной задачи нужно заложить время на обратную связь и доработку. Обратная связь — ключевой фактор успеха в делегировании. Она помогает повысить как уверенность работника в собственных силах, так и авторитет руководителя. Поэтому если отчет нужно сдать в следующий понедельник, стоит ставить дедлайн на пятницу, чтобы остался день на доработку.
При этом если принимать работу, которая не устраивает по качеству, сотрудник не научится выполнять задачи как нужно. А руководитель будет постоянно исправлять ошибки.
Как научиться делегировать
Необходимо разобраться, почему вы этого еще не делаете и где могут быть трудности. Например, перфекционизм, страх потери контроля или авторитета могут потребовать работы с психологом. Нехватка времени, боязнь ошибиться в сотруднике решаются через развитие soft skills и внедрение принципов тайм-менеджмента.
Чтобы эффективно делегировать:
Как делегировать полномочия сотрудникам и заниматься бизнесом, а не рутиной
Зачем нужно делегировать полномочия?
А может, не надо делегировать? Сам все сделаю!
Может, и сделаете. Но зачем вам лишняя рутина? Если начальник контролирует каждую мелочь в работе подчиненных, норовит все сделать за них, у него просто не останется времени на непосредственные функции управленца: руководить, думать, партнериться, составлять стратегии развития. Такой руководитель рискует погрязнуть в повседневной рутине, потеряв за деревьями лес.
Но ведь они сами не справятся, скажете вы. Попробуем развеять эти страхи
Действительно, основными причинами, по которым руководители, особенно представители старшего поколения, боятся доверить работу другим, являются следующие:
А если я справляюсь один?
Какие полномочия может делегировать владелец интернет-магазина?
Понятно, что брать всех этих людей в штат слишком накладно: все же кризис на дворе. Советуем нанять фрилансеров и разгрузить себя от многих перечисленных выше задач.
Как правильно делегировать полномочия: пошаговая инструкция
Вот мы и подошли к самому главному. Предлагаем воспользоваться этой схемой.
Шаг первый
Шаг второй
Объясните сотруднику суть его работы. Прекрасно, если вы сами знакомы с ней: будете объяснять на личном примере. Например, если вы долгое время общались с покупателями самостоятельно, научите вашего преемника фишкам, скриптам и приемам, которые наверняка работают. Будьте готовы к наплыву вопросов, особенно в первое время. Не злитесь на сотрудника: это нормально.
Нелишним будет отправить сотрудника на обучение. Особенно это подходит для менеджеров, операторов колл-центра и всем, кто непосредственно работает с покупателями.
Шаг третий
Распишите сотруднику задачи, которые он должен выполнять. Можете воспользоваться старыми добрыми Гугл.Таблицами или программами, созданными специально для командной работы: trello.com, slack.com и другими. Эти сервисы работают и как приложения в смартфоне, что очень удобно.
Шаг четвертый
Вместе подведите итоги и наметьте следующие задачи.
Шаг пятый
Пришла пора оценить, насколько сотрудник справился с возложенными на него полномочиями. Для этого необходимо разработать четкие критерии оценки: просто «нравится-не нравится» здесь не прокатит.
Критерии может быть следующие:
А если у сотрудника не получилось?
Американский спикер, специалист по психологии успеха и эффективности бизнеса разработал несколько золотых правил делегирования полномочий.
Конечно, все очень индивидуально, и универсальных рекомендаций вам никто не даст. Бывает так, что сотрудник плохо справится с испытательным сроком, а затем проявит свои способности в полной мере, и наоборот. Прислушивайтесь к собственной интуиции, смотрите на поведение человека в команде и делайте собственные выводы. Удачи в делегировании!
Тест по менеджменту с ответами
1. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?
(А) Быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу
(В) Иметь аналитический склад ума
+(С) Быть предельно объективным и полагаться на факты и логику
(D) методичность в работе, прогнозирование будущего
2. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?
(А) Потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе
(В) Сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения
+(С) Ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения
(D) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы
3. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители
(А) Среднего уровням
(С) Высшего, среднего и низшего уровня
4. Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными?
(А) По возможности желательно, чтобы человек всю свою жизнь остался на одном рабочем месте, где он приобретает определенный опыт, что соответственно повышает эффективность работы
+(В) Отсутствие дифференцированного отношения к людям
(С) Для успешной работы в компании важно, какое учебное заведение закончил сотрудник и с какими отметками
(D) при всех положительных качествах свободы дискуссии в большой компании она нарушает режим работы
5. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?
(А) Чем больше информация, тем лучше
+(В) Избыток информации также вреден, как и ее недостаток
(С) Получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя
(D) избыточный объем информации – залог успеха
6. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?
7. Основные функции управления
(А) Планирование, контроль
+(В) Планирование, организация, мотивация, контроль
(С) Организация, мотивация
(D) организация, мотивация, контроль
8. В качестве примера многозвенной технологии (классификация Томпсона) может являться:
+(А) Сборочная линия массового производства
9. Пределом использования автоматизации является
(А) Ограниченность наших знаний
(В) Квалификационный уровень обслуживающего персонала
+(С) Невозможность исключения непредвиденных ситуаций
10. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?
(А) Установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников
+(В) Уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом
(С) Принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон
11. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?
(А) Всеобщая компьютеризация производства
(В) Развитие социальной сферы
(С) Профессиональный рост работников
+(D) интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат
12. Целью планирования деятельности организации является
(А) Обоснование затрат
(В) Обоснование сроков
+(С) Определение целей, сил и средств
(D) обоснование численности работников
13. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в
(А) Отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами
(В) Наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром
(С) Замкнутости элементов системы самих на себя
+(D) наличии взаимодействия с внешней средой
14. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?
15. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:
(А) Определенный законом минимальный уровень
(В) Определенная штатным расписанием ставка
(С) Уровень оплаты в фирмах конкурентах
+(D) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка
16. Основным в управлении по целям является выработка целей
+(А) Сверху вниз по цепи инстанций
(С) Снизу вверх и сверху вниз
17. Определите основные характеристики внешней среды для организации
+(А) Все перечисленное
(В) Взаимосвязанность факторов, сложность
(С) Сложность и подвижность
(D) взаимосвязанность и неопределенность
18. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?
+(А) Для оптимального решения комплексной задачи
(В) Для сохранения «группового» стиля работы
(С) Для проверки квалификации рабочих
19. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?
(А) Созданы филиалы предприятия в пяти городах
+(В) Созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам
(С) Созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели
(D) созданы отделы на предприятии, равные по численности
20. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как
(А) Выпуск легковых автомобилей
(В) Производство военной авиатехники
(С) Строительство судов уровня
+(D) переработка нефти, выплавка чугуна
21. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производством каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления»?
(А) Матричная система управления
(В) Функциональная система управления
+(С) Линейная система управления
(D) ни одна система не подходит
22. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации?
23. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?
+(А) Все перечисленное
(В) Внутрифирменное управление, управление производством
(С) Управление персоналом, управление производством
(D) внутрифирменное управление, управление персоналом
24. Планирование действий – это
(А) Создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации
(С) Выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели
(D) оценка затрат времени для каждой операции
25. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:
26. Поведение, ориентированное на контроль – это
+(А) Действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности
(В) Ориентирование на заниженные цели
(С) Использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников
(D) ориентирование на завышенные цели
27. Что означает «принять решение»?
(А) Перебрать все возможные альтернативы
(В) Перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы
(С) Отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы
+(D) отдать распоряжение к реализации конкретного плана
28. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?
(А) Научное управление
(В) Административное управление
+(С) Новая экономическая политика
29. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:
+(С) Стабильной и прочной
30. Почему именно США стали родиной современного управления?
(А) Отсутствие проблем с происхождением, национальностью
(В) Поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы
(С) Образование монополий
31. Ключевым фактором в любой модели управления являются:
(В) Средства производства
32. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?
(А) На четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов
(В) На оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса
(С) На жесткий аппарат контроля на выходе продукции
(D) на проверку готовой продукции
33. Целью классической школы управления было создание
(А) Методов нормирования труда
+(В) Универсального принципа управления
(С) Условий трудовой деятельности работников
(D) методов стимулирования производительности труда
34. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?
+(В) Во времени осуществления
35. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:
(А) Акционеры, конкуренты, поставщики
(В) Потребители, торговые предприятия, местные органы
+(С) Все перечисленное
(D) правительственные органы, местные органы
36. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?
(А) Передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю
(В) Передается ответственность нижестоящему руководителю
+(С) Передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель
(D) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность
37. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?
(А) Название должности и отдела, в котором имеется эта должность
(В) Все перечисленное
(С) Описание выполняемых функций, обязанностей и прав
(D) взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными
38. «Отцом научного управления» часто называют:
(А) А. Файоля – он опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где сформулированы принципы управления, в том числе разделение труда и единство командования
(В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего
+(С) Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений
(D) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание
39. Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения?
(А) Стало невыгодно держать большой штат сотрудников
(В) Трудно подготовить менеджера, способного эффективно их использовать
(С) Рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения
+(D) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства
40. Каково оптимальное число подчиненных?
(А) Чем больше подчиненных, тем легче работать
41. От какого фактора не зависит тип производственной системы?
(В) От стратегии маркетинга
(С) От вида продукции
+(D) от региональных программ обеспечения занятости
42. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – это
(А) Выбор стандартов
(В) Выбор подходящей единицы измерения
43. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?
(А) Наглядная информация
+(В) Промышленный шпионаж
(С) Письменная информация
(D) информация в глобальных сетях
44. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как
45. Организация – это
(А) Группа людей, объединенная общей целью
(В) Группа людей, владеющая средствами производства
(С) Группа людей, деятельность которых координируется
+(D) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели
46. Является ли управление производительным трудом?
(А) Да, т. к. управление создает новую стоимость
(В) Нет, это всего лишь надзор и контроль
(С) Нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства
+(D) да, поскольку этот вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность трудового механизма
47. Система контроля в организации обычно состоит из
+(А) Предварительного, текущего и заключительного
(В) Текущего и заключительного
(С) Предварительного и заключительного
(D) только из текущего контроля
48. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее:
(А) Высокий моральный уровень
+(В) Временные рамки, конкретный критерий
(С) Использование косвенных проявлений
49. Менеджмент в основном занимается системами
(С) Закрытыми и подсистемами закрытого типа
(D) закрытыми и подсистемами открытого типа
50. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?
(А) Функциональные отношения
(В) Материальные отношения
+(С) Линейные отношения
(D) отношения управленческого аппарата
51. Какой вид планирования используется в производственных системах с непрерывными технологическими процессами?
(А) Пооперационная функциональная схема
(В) Фиксированная позиционная схема
+(С) Линейная поточная схема
(D) пооперационная и позиционная схемы
52. Из перечисленных пунктов: 1. Выработка четких, кратких целей. 2. выработка целей снизу вверх. 3. реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль. 4. корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль. К основным стадиям управления:
53. Ступени мотивации по Маслоу – это
(А) Потребность развития и признания
+(В) Потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности
(С) Социальная потребность и потребность в защищенности
54. Какая функция не свойственна процессному подходу к управлению по Файолю?
(А) Планирование работ
(В) Организация работ
+(С) Независимость суждений менеджеров по отдельным направлениям (программам)
55. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?
(В) Работа с людьми и информацией
(С) Работа с предметами и людьми
+(D) работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми
56. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:
+(А) Люди – продукция – прибыль
(В) Прибыль – люди – продукция
(С) Продукция – прибыль – люди
57. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?
(А) Соответствие специализации
(В) Справедливое вознаграждение
+(С) Социальная адаптация
58. Сущность ситуационного подхода состоит:
(А) Знание методов профессионального управления доказавших свою эффективность; умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций
(В) Правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов
+(С) Все перечисленное
(D) применение способов действии. вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности
59. Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь
(С) Средства, оборудование
(А) Последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению
+(В) Гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации
(С) Конкретно сформулированный опыт прошлого
(D) последовательность операций
61. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?
(А) Способность определить место сбоя и принять корректирующие меры
(В) Умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях
(С) Быть общительным
+(D) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала
62. Чаще прибегают к ротации в
63. Какова важнейшая функция управления?
(А) Получение максимальной прибыли
(В) Создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия
(С) Минимизация налоговых платежей
(D) завоевывание новых рынков сбыта
64. Из перечисленных пунктов: 1. анализ обследования уровня заработной платы. 2. условия на рынке труда. 3. производительность и прибыльность организации. Структура заработной платы определяется с помощью
65. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?
(А) Степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы
(В) Степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя
+(С) Уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат
(D) уровень превышения своих полномочий
66. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть
(В) Постоянно действующим
67. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является
(В) Заключение аудиторской организации
(D) финансовый отчет за прошедший период времени
68. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального принуждения?
+(А) Механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства
(В) Стало невыгодно содержать большой штат сотрудников
(С) Трудно подготовить менеджера способного эффективно их использовать
(D) рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения
+(В) Прогнозирование человеческого поведения
(D) прогнозирование спроса на продукцию
70. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?
+(А) Включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т. е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях
(В) Придание машине способности мыслить
(С) Использование электронно-вычислительной техники в сочетании с этапами «мозгового штурма» и экспертных оценок
(D) качественно новый уровень техники и технологии
71. Что называется «социотехническими системами»?
+(А) Люди, участвующие в процессе производства
(С) Станки с программным управлением
(D) компьютерные системы, заменяющие определенное число работников
72. Определите основные этапы построения организации?
(А) Определение характера выполняемой работы
(В) Распределение работы между отдельными позициями менеджмента
(С) Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления
+(D) определение характера выполняемой работы. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента. Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления
73. Из перечисленных пунктов: 1. предоставляет руководству информацию, необходимую для планирования в будущем; 2. сравнение фактически полученных и требуемых результатов; 3. способствует мотивации персонала. К функциям заключительного контроля относится:
74. Какие существуют аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению?
+(А) Все перечисленное
(В) поведение отдельных людей, поведение людей в группах
(С) Характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера
(D) влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп
(А) Долгосрочная стратегия
+(В) Краткосрочная стратегия
(С) Среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года
(D) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года
76. Основными компонентами модели коммуникации являются:
(А) Объект, субъект, взаимодействие
+(В) Источник, сообщение, канал, получатель
(С) Объект, субъект, влияние, обратная связь
(D) внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие
77. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?
+(А) Если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать
(В) По точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных
(С) Проверка надежности административной структуры
(D) проверка надежности экспертной структуры
78. Классическая (административная) школа в управлении ставила своей целью
(А) Рассмотрение администратора как профессии
(В) Согласование работы финансового аппарата на предприятии с производством и маркетингом
(С) Создание нового стиля управления
+(D) создание универсальных принципов управления
79. Целью контроля является
(А) Проверка выполнения плана
(В) Сбор статистических сведений
(С) Усиление зависимости подчиненных
+(D) обеспечение руководства информацией для корректировки плана
80. Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)?
(А) Способность общаться
(В) Достижение общей цели
+(С) Стремление к свободе действий
(D) желание совместных действий
81. В чем заключается принцип единства управления?
(А) У любого служащего (работника) может только один руководитель
+(В) Полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек
(С) Число лиц, находящихся в эффективном управлении лимитировано
(D) ответственность за работу коллектива несет группа руководителей
82. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?
(А) Отсутствие возможности получить информацию другими методами
+(В) Нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования
(С) Сроки, отведенные на решение проблемы, очень ограничены
(D) при отсутствии достаточных средств на проведение прогнозов
83. Отличительной чертой формальной организации является
(А) Отсутствие единства в действиях ее членов
(В) Жесткое давление на ее членов
(С) Наличие должностных инструкций и предписаний
+(D) сознательная координация действий двух или более лиц
84. Пример влияния через разумную веру – это отношение
(А) Рабочего с мастером
(В) Крестьянина и помещика
+(С) Пациента с лечащим врачом
+(А) Последовательность действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению
(В) Последовательность конкретных действий, которые следует выполнять в единичной специфической ситуации
(С) Использование опыта прошлого
(D) гарантированное выполнение конкретных действий
86. Конечной целью менеджмента является
(А) Развитие технико-экономической базы фирмы
+(В) Обеспечение прибыльность фирмы
(С) Рациональная организация производства
(D) повышение квалификации и творческой активности работника
87. Каким образом влияние через страх можно использовать в отношении квалифицированных работников?
(А) Запугивания снижением зарплаты
(В) Угрозой увольнения
(С) Угрозой понижения в должности
+(D) запугивая возможность ущемления самолюбия
88. Наиболее частым источником конфликтов при изменении правил и процедур работы является
(А) Ущемление чьих-либо интересов
+(В) Способ, каким руководство сообщает о новых правилах
(С) Нежелание людей изменять сложившийся характер работы
(D) неясность цели, которую преследуют эти изменения
89. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?
(А) Интенсификация мыслительного процесса
(В) Анализ нестандартных решений
+(С) Выявление альтернатив
(D) вовлечение всех участников в процесс принятия решений
90. Какого человека следует выбирать в качестве нового сотрудника в большинстве случаев?
(А) Человека, который симпатичен руководителю своими личностными качествами
(В) Человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности
(С) Кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе
(D) кандидата, который имеет большие потенциальные возможности
91. Чем опасно чрезмерное число подчиненных?
+(А) Потерей управляемости коллектива
(В) Разрастанием бюрократического аппарата
(С) Дублирование усилий
92. Развитию принципов научного управления в США способствовало
(А) Трудолюбие свободных граждан
(В) Поддержка Англии
+(С) Формирование крупных отраслей промышленности и предприятий
93. Какая из перечисленных коммуникационных ролей выполняет функцию передачи сообщений в организации?
94. В чем, по мнению Берхорда, причина возникновения неформальной организации?
(А) Стремление людей к хаосу
(В) Нежелание коллектива работать
(С) Слабость формальной организации
+(D) необходимость защиты от формальной организации
95. Принцип теории «Зет» являющийся приоритетом для повышения производительности труда –
(А) Отказ от увольнений
(С) Нацеленность на обеспечение благосостояния всех сотрудников
+(D) участие и руководства и работников в принятии решений, касающихся их работы
96. Высшим достижением школы научного управления является разработка
(А) Методов мотивации труда
(В) Методов математического моделирования
+(С) Анализа рабочих операций
(D) способов психологической совместимости работников
97. Определите принципы, лежащие в основы менеджмента?
(А) Единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь
(В) Научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров
(С) Экономичность, обратная связь, единоначалие, мотивация
98. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?
99. При формировании структур управления необходимо принимать во внимание следующее
(А) Сколько может потребоваться уровней управления, насколько формальным должно быть взаимодействие
(В) Степень централизации, все ли вопросы должно решать высшее руководство
(С) Сложность организационной структуры
+(D) количество уровней управления. Степень формальности их взаимодействия. Степень централизма. Сложность организационной структуры
100. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности – это:
+(А) Все перечисленное
(В) Умственные и физические способности, ценности и взгляды
(D) ценности и притязания, потребности
101. Из каких составляющих складывается менеджмент?
(А) Стратегическое управление, контроль
(В) Оперативное управление
(С) Контроль, оперативное управление
102. Практика управления возникла
(А) В XX веке, в ходе индустриализации промышленности
(В) Вместе с созданием Ф. Тейлором школы управления
+(С) Вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена
(D) вместе с возникновением системного подхода
103. Что такое «побуждение»?
(А) Условия, в которых человек вынужден осуществлять конкретную деятельность
+(В) Ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и сконцентрированное на достижение цели (желание сделать что-либо)
(С) Принуждение кого-либо к определенной деятельности
(D) создание заинтересованности кого-либо к конкретной деятельности
104. К классификации по типу взаимодействия организации с человеком относится:
(А) Традиционная организация
105. К классификации по типу взаимодействия организации с внешней средой относится:
106. К классификации по типу взаимодействия подразделений в организации относится:
107. Какой тип отношений не характерен для корпоративной культуры в организации?
(А) Монополия и стандартизация в деятельности
(В) Доминирование иерархических властных структур
+(С) Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности работников
(D) принцип большинства или старшинства в принятии решений
108. Какие черты не характерны для механистического типа организации?
(А) Узкая специализация в работе
+(В) Амбициозная ответственность
(С) Четкие права и ответственность
(D) ясность в уровнях иерархии
109. Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу:
110. Менеджмент – это наука, изучающая
(А) Рыночные отношения
+(В) Управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами
(С) Способы финансирования системы здравоохранения
111. К организационным документам не относятся
(А) Штаты учреждений
(В) Порядок и правила деятельности
(С) Уставы учреждений
+(D) объявления о начале распродаж
112. К функциям стратегического уровня управления не относятся:
(А) Проектирование организации
+(С) Учет запасов сырья
113. К функциям оперативного уровня управления не относится:
+(С) Проектирование структуры организации
114. Партисипативность – это
(А) Распределение прибыли в связи с ростом производительности
(В) Проектирование и перепроектирование работ
+(С) Вовлечение работников в анализ проблем и их решения
(D) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам
115. Организационная структура – это
(А) Искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами
(В) Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена
+(С) Система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов
(D) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях
116. Одной из основных функций менеджмента является
(А) Наблюдение за ходом производства
(В) Методическое обеспечение принятия решений
(D) издание приказов и распоряжений
117. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:
(А) Теория Абрахама Маслоу
+(В) Модель Портера Лоулера
(С) Теория Фредерика Герцберга
118. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:
119. Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:
(А) Мотивация по статусу
+(В) Внешняя мотивация
(С) Мотивация по результату
120. «Приступая к выполнению той или иной работы, человек с определенной степенью вероятности ожидает, что затраченные им усилия принесут необходимый результат, который также с той или иной степенью вероятности должен быть замечен руководителем и соответствующим образом вознагражден». Данное положение отвечает:
+(А) Теории ожиданий Врума
(В) Теории Портера Лоуллера
(С) Теории приобретенных потребностей Макклеланда
(D) теории справедливости Адамса








